-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Забайкальский край
Закон от 26 октября 1995 года № 22-ЗЧО

О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований Читинской области

Принят
Законодательным Собранием Забайкальского края
26 октября 1995 года
    В редакциях
  • от 30.05.1996 № 43-ЗЧО,
  • от 05.09.1996 № 61-ЗЧО,
  • от 15.09.1999 № 182-ЗЧО.
  1. Глава I.Общие положения

  2. Настоящий Закон определяет на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава области и областных законов порядок выборов глав муниципальных образований, избираемых населением непосредственно.
    Выборы глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления, избираемых представительными органами местного самоуправления, а также порядок создания формируемых органов местного самоуправления регулируются уставами муниципальных образований.
    Выборы глав муниципальных образований, избираемых населением непосредственно, осуществляются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории соответствующего муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
    Выборы осуществляются на основе мажоритарной системы по одномандатным или многомандатным избирательным округам, образуемым на территории соответствующего муниципального образования на основе единой нормы представительства.
    Законодательство о выборах глав муниципальных образований составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Устав - Основной Закон области, настоящий Закон.
    Нормативными правовыми актами органов местного самоуправления могут устанавливаться особенности подготовки и проведения выборов с учетом местных условий в пределах, предусмотренных настоящим Законом.
    Право избирать главу муниципального образования принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, проживающему на территории муниципального образования, достигшему на день выборов 18 лет.
    Часть вторая исключена.
    Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
    Дата выборов глав муниципальных образований назначается представительным органом местного самоуправления не позднее чем за 70 дней до истечения срока полномочий соответствующих органов и должностных лиц.
    Выборы проводятся не позднее первого воскресенья после истечения срока полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления и главы муниципального образования.
    Сообщение о дне выборов публикуется в средствах массовой информации.
    Подготовку и проведение выборов и контроль за соблюдением избирательных прав граждан осуществляют избирательные комиссии.
    Избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления.
    Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности, открыто и гласно.
    Кандидаты на должность главы муниципального образования (далее в тексте - кандидаты) выдвигаются непосредственно избирателями (в том числе по месту работы, службы, учебы и жительства), избирательными объединениями (блоками).
    Часть вторая - третья исключены.
    Граждане, общественные объединения имеют право на проведение предвыборной агитации.
  3. Глава II.Избирательные округа, избирательные участки

  4. Для проведения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления на территории муниципального образования образуются одномандатные избирательные округа в количестве, равном числу мандатов в представительном органе.
    Нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления, а в случае его отсутствия - главы муниципального образования (главы местного самоуправления) может быть предусмотрено создание многомандатных избирательных округов по выборам в представительный орган местного самоуправления.
    Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе определяется соответствующей территориальной избирательной комиссией на основании данных, предоставляемых главой муниципального образования, и утверждаются соответствующим представительным органом местного самоуправления, а в случае его отсутствия - главой муниципального образования (главой местного самоуправления) за 60 дней до дня выборов.
    Территориальная избирательная комиссия публикует списки избирательных округов с указанием их границ, численности избирателей и мест нахождения окружных избирательных комиссий не позднее чем за 50 дней до дня выборов.
    Избирательные округа образуются с соблюдением требования примерного равенства числа избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных районах - не более 15 процентов. Избирательный округ составляет единую территорию: не допускается создание избирательного округа из не граничащих между собой территорий.
    Избирательным округом по выборам главы муниципального образования является территория в границах соответствующего муниципального образования.
    Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки.
    Избирательные участки образуются главой муниципального образования по согласованию с соответствующей территориальной избирательной комиссией с учетом местных и иных условий, в целях создания максимальных удобств, для избирателей из расчета не менее 20 и не более 3000 избирателей на каждом участке и не позднее чем за 45 дней до дня выборов. Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов.
    В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания для жителей, имеющих местожительство на территории муниципального образования, могут образовываться избирательные участки в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее чем за 5 дней до дня выборов. Такие участки входят в округа по месту их расположения.
    Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. По решению глав соответствующих муниципальных образований избирательные участки могут образовываться в воинских частях, расположенных на территории муниципальных образований. При этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам избирательной комиссии, наблюдателям, кандидатам и их доверенным лицам.
    Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы территориальной избирательной комиссией в местной печати не позднее чем за 40 дней до дня выборов.
  5. Глава III.Списки избирателей

  6. Списки избирателей составляются участковыми избирательными комиссиями отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме главой муниципального образования.
    Глава муниципального образования осуществляет уточнение списков зарегистрированных избирателей по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Указанные сведения направляются в соответствующие избирательные комиссии сразу после назначения дня выборов.
    Списки избирателей составляются в двух экземплярах по форме, утверждаемой избирательной комиссией области, и подписываются председателем и секретарем участковой избирательной комиссии.
    Списки избирателей составляются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам и пр.) В списке указывается фамилия, имя, отчество, год рождения и место проживания (адрес) избирателя. В отношении граждан, которым в год голосования исполняется 18 лет, дополнительно указывается день и месяц рождения.
    Список избирателей - военнослужащих, находящихся в воинских частях, а также других избирателей, если они проживают в районах расположения воинских частей, составляется на основании сведений, представляемых командиром воинской части в сроки, установленные в статье 13.
    Список избирателей, которые в день голосования будут находиться в больницах, санаториях, домах отдыха, а также в других местах временного пребывания, составляется на основании данных, представляемых руководителями данных учреждений.
    В списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации, отвечающие требованиям статьи 4 настоящего Закона.
    Факт проживания избирателя на территории конкретного избирательного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом, определяющим права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории Российской Федерации.
    Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.
    Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после представления списка избирателей для всеобщего ознакомления, а также избиратели, по какой-либо иной причине не включенные в список, дополнительно включаются участковой избирательной комиссией в список избирателей на основании документов, удостоверяющих личность и подтверждающих их место жительства на территории данного избирательного участка.
    Списки избирателей представляются для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня выборов.
    Каждый гражданин, обладающий избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей.
    В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку либо дать заявителю письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день выборов - немедленно. При положительном для заявителя решении исправление в списке избирателей производится участковой избирательной комиссией немедленно.
    Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов избирателей запрещается.
  7. Глава IV.Избирательные комиссии

  8. Для организации и проведения выборов главы муниципального образования образуются следующие избирательные комиссии:
    - избирательная комиссия области;
    - территориальная избирательная комиссия - в границах муниципального образования;
    - окружная избирательная комиссия - в избирательном округе по выборам депутата представительного органа местного самоуправления;
    - участковая избирательная комиссия - на избирательном участке.
    Территориальная избирательная комиссия выполняет функции окружной при выборах глав муниципальных образований, а также при выборах депутатов представительных органов местного самоуправления, если на территории муниципального образования образован один многомандатный избирательный округ.
    В случае совпадения территорий избирательного округа и избирательного участка полномочия окружной и участковой комиссий по решению соответствующего представительного органа местного самоуправления может выполнять участковая избирательная комиссия, при этом формирование участковой избирательной комиссии осуществляется в сроки, определенные для окружной избирательной комиссии.
    Избирательная комиссия Читинской области участвует в организации и проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований в пределах полномочий, закрепленных в статье 16 настоящего Закона.
    Формирование избирательных комиссий по глав муниципальных образований осуществляется на основе предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, жительства, службы, учебы. Порядок учета предложений определяется в уставах муниципальных образований.
    Территориальные избирательные комиссии формируются решением соответствующего представительного органа местного самоуправления не позднее чем за 65 дней до дня выборов в количестве 4-10 членов.
    В случае, если представительный орган местного самоуправления не назначил состав территориальной избирательной комиссии в срок, установленный частью 2 настоящей статьи, либо если на данной территории представительный орган местного самоуправления отсутствует, формирование территориальной избирательной комиссии производится избирательной комиссией области.
    Окружные избирательные комиссии формируются решением представительного органа местного самоуправления не позднее чем за 50 дней до дня выборов в составе 4-10 членов комиссии.
    Участковые избирательные комиссии формируются представительными органами местного самоуправления не позднее чем за 40 дней до дня выборов в количестве 5-10 членов.
    Председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании.
    В случае, если представительный орган местного самоуправления не назначил состав окружной или участковой избирательной комиссии в срок, установленный настоящей статьей, либо если на данной территории представительный орган местного самоуправления отсутствует, формирование окружной, участковой избирательной комиссии производится территориальной избирательной комиссией.
    После регистрации кандидата избирательное объединение, выдвинувшее кандидата, или сам кандидат вправе назначить в избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата, и в участковые избирательные комиссии по одному члену с правом совещательного голоса.
    Члены избирательной комиссии, имеющие право решающего голоса, обязаны присутствовать на всех заседаниях комиссии.
    В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов, а также лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении.
    Члены избирательной комиссии как с правом решающего, так и совещательного голоса:
    - заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей избирательной комиссии;
    - вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по ним голосования;
    - вправе задавать другим участникам заседания вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
    - вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей избирательной комиссии.
    При принятии решения избирательной комиссией члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса в голосовании не участвуют.
    Члены избирательной комиссии на время подготовки и проведения выборов могут освобождаться от основной работы.
    Члену избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденному на период подготовки и проведения выборов от основной работы, оплата труда производится за счет средств, выделенных на проведение выборов. В течение срока своих полномочий он не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу.
    Члены избирательной комиссии могут на время подготовки и проведения выборов освобождаться от основной работы или работать по договору с выплатой денежной компенсации за счет средств, выделенных на проведение выборов.
    Полномочия членов избирательной комиссии с совещательным голосом в случаях, если кандидаты, их назначившие, были избраны, продолжаются до окончания регистрации кандидата на следующих выборах в тот же орган или на ту же должность; полномочия остальных членов избирательной комиссии с совещательным голосом прекращаются через 30 дней после опубликования полных итогов выборов.
    Избирательная комиссия области:
    а) осуществляет координацию деятельности территориальных, окружных и участковых избирательных комиссий и оказывает им методическую и организационно-техническую помощь;
    б) дает разъяснения о порядке применения настоящего Закона обеспечивает его единообразное исполнение;
    в) утверждает формы избирательных бюллетеней, списков избирателей и других избирательных документов, порядок их хранения, утверждает образцы печатей избирательных комиссий.
    г) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.
    Территориальные избирательные комиссии:
    а) организуют проведение выборов на соответствующей территории;
    б) определяют границы избирательных округов и число избирателен в каждом избирательном округе и представляют их на утверждение соответствующего представительного органа местного самоуправления;
    в) регистрирует избирательные блоки;
    г) руководят работой окружных и участковых избирательных комиссий;
    д) рассматривают заявления и жалобы на действия окружных и участковых избирательных комиссий и принимают по ним решения;
    е) обеспечивают соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности всех кандидатов;
    ж) распоряжаются денежными и материальными средствами, выделенными на проведение выборов;
    з) обеспечивают изготовление избирательных бюллетеней, организуют доставку бланков и другой выборной документации, а также избирательных бюллетеней окружным и участковым избирательным комиссиям;
    и) контролируют обеспечение участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривают иные вопросы материально-технического обеспечения выборов;
    к) получают от окружных избирательных комиссий протоколы о регистрации кандидатов в депутаты и публикуют сведения о зарегистрированных кандидатах в депутаты представительного органа местного самоуправления;
    л) регистрируют кандидатов на должность главы муниципального образования и их доверенных лиц, выдают им удостоверения установленного образца; публикуют сведения о зарегистрированных кандидатах;
    м) по данным протоколов окружных избирательных комиссий о результатах выборов подводят итоги выборов депутатов представительного органа местного самоуправления в целом по территории, публикуют в печати сообщения об итогах выборов и список избранных депутатов представительного органа местного самоуправления;
    н) устанавливают результаты выборов главы муниципального образования и публикуют их в печати;
    о) обеспечивают передачу в архив документации, связанной с проведением и организацией выборов;
    п) осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.
    Территориальные избирательные комиссии сохраняют полномочия до назначения новых выборов.
    Окружные избирательные комиссии:
    а) регистрируют кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления и их доверенных лиц, выдают им удостоверения установленного образца;
    б) утверждают текст избирательного бюллетеня по данному избирательному округу;
    в) организует досрочное голосование в помещении окружной избирательной комиссии;
    г) устанавливают результаты выборов по округу и передают их в территориальную избирательную комиссию;
    д) рассматривают заявления и жалобы на решения и действия участковых избирательных комиссий и принимают по ним решения;
    е) осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.
    Окружные избирательные комиссии сохраняют полномочия до назначения новых выборов.
    Участковые избирательные комиссии:
    а) оповещают население о месте нахождения участковой избирательной комиссии и времени ее работы, а также о дне выборов и месте голосования;
    б) составляют списки избирателей по избирательному участку;
    в) проводят ознакомление избирателей со списками избирателей, рассматривают заявления об ошибках и неточностях в списке избирателей и решают вопросы о внесении в него соответствующих изменений;
    г) обеспечивают подготовку помещений для голосования, избирательных ящиков и другого оборудования;
    д) организуют на участке голосование в день выборов, а также досрочное голосование;
    е) производят подсчет голосов, определяют результаты голосования на избирательном участке;
    ж) рассматривают заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимают по ним решения;
    з) осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом.
    Полномочия участковых избирательных комиссий прекращаются после официального опубликования результатов выборов.
    Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности.
    Заседание избирательной комиссии является правомочным, если в нем приняло участие большинство от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
    Решения избирательной комиссии о регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными принимаются на заседаниях избирательной комиссии большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательной комиссии по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
    Решения избирательной комиссии подписываются председателем и секретарем избирательной комиссии.
    Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный срок.
    Решения избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц, а также нижестоящих избирательных комиссий.
    Решение избирательной комиссии, противоречащее федеральным законам, законам области либо принятое избирательной комиссией с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом.
    Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии. Заседание проводится также по требованию не менее одной трети членов комиссии.
    Части девятая - десятая исключены.
    Протоколы избирательной комиссии подписываются председательствующим на соответствующем заседании и ее секретарем.
    Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности, предоставлять необходимые для их работы сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в пятидневный срок, а за 5 дней до выборов и в день выборов - немедленно.
    Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто.
    На заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать кандидаты и их доверенные лица, представители избирательных объединений и средств массовой информации.
    Решения избирательных комиссий доводятся до сведения избирателей, публикуются в печати и передаются в другие средства массовой информации.
    В день голосования, с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до подписания ее членами протокола об итогах голосования, на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели, направленные общественными и избирательными объединениями, кандидатами.
    Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд. Предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не является обязательным условием для обращения в суд.
    Решения по жалобам, поступившим в избирательную комиссию в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок, а в день выборов - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
  9. Глава V.Выдвижение и регистрация кандидатов

  10. Выдвижение кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления или на должность главы муниципального образования непосредственно избирателями производится путем сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата.
    Право выдвинуть свою кандидатуру для баллотировки на выборах депутатов представительного органа местного самоуправления и на должность главы муниципального образования принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, обладающему в соответствии со статьей 4 настоящего Закона правом быть избранным.
    Право выдвинуть кандидата принадлежит также избирателям по месту работы, службы и жительства на территории соответствующего избирательного округа.
    Инициаторы сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата уведомляют об этом в письменной форме избирательную комиссию, в которой будет осуществляться регистрация кандидата.
    Избирательными объединениями при выборах депутатов представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований являются:
    - областные и территориальные отделения общероссийских, межрегиональных общественных объединений, региональные (областные) общественные объединения и их территориальные отделения, а также местные общественные объединения, устав которых предусматривает участие в выборах посредством выдвижения кандидатов, которые созданы и зарегистрированы в порядке, установленном законом, не позднее чем за шесть месяцев до объявления дня выборов;
    - блок указанных объединений, созываемый на период проведения выборов. Избирательный блок подлежит регистрации в соответствующей территориальной избирательной комиссии не позднее чем в 5-дневный срок после представления в комиссию совместного решения общественных объединений о создании избирательного блока, подписанного уполномоченными представителями избирательных объединений, и протокола совместного собрания (конференции) общественных объединений. Общественные объединения в случае вхождения в состав блока не могут выступать на период выборов в качестве самостоятельного избирательного объединения или входить в другой избирательный блок.
    Решения о выдвижении кандидатов от избирательных объединений принимаются соответственно уровню проводимых выборов: конференциях их городских, районных отделений либо на собраниях членов первичных общественных и политических организаций. Проведение конференции, собрания членов избирательного объединения по выдвижению кандидатов осуществляется в порядке, предусмотренном уставом (положением) о соответствующем общественном объединении. При этом решения о выдвижении кандидатов принимаются тайным голосованием. Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать в каждом из избирательных округов количество кандидатов, не превышающее число мандатов в них.
    Выдвижение кандидатов от избирательного блока производится на конференции представителей общественных объединений, входящих в избирательный блок.
    О выдвижении кандидата составляется протокол конференции, собрания избирательного объединения (избирательного блока), который подписывается председательствующим и секретарем заседания и заверяется печатью.
    Уполномоченный представитель соответствующего избирательного объединения представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидата, протокол и решение съезда, конференции, собрания общественного объединения о выдвижении кандидата.
    В решении о выдвижении кандидата должны быть указаны его фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, место работы и занимаемая должность (род занятий).
    Одновременно с этими документами представляются: копия свидетельства о регистрации общественного объединения, выписка из устава общественного объединения о праве участия в выборах посредством выдвижения кандидатов, состав уполномоченных представителей избирательного объединения с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, места жительства, места работы и занимаемой должности (рода занятий) каждого из уполномоченных представителей избирательного объединения, а также оформленная в установленном законом порядке доверенность уполномоченного представителя избирательного объединения.
    Сбор подписей в поддержку кандидата, выдвинутого непосредственно избирателями, начинается со дня уведомления соответствующей избирательной комиссии об инициативе сбора подписей. Сбор подписей в поддержку кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, начинается со дня представления в соответствующую избирательную комиссию документов, предусмотренных статьей 24 настоящего Закона.
    Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложении к настоящему Закону.
    В поддержку кандидата должно быть собрано не менее одного процента подписей граждан, проживающих на территории соответствующего избирательного округа и обладающих избирательным правом в соответствии с настоящим Законом.
    При сборе подписей в поддержку кандидата в каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства кандидата.
    При сборе подписей в поддержку кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком кроме указанных данных, в подписном листе сообщается принадлежность кандидата к соответствующему избирательному объединению.
    Избиратель, ставя свою подпись в поддержку кандидата, указывая свою фамилию, имя, отчество (или инициалы), дату рождения, место жительства, серию и номер паспорта либо заменяющего его удостоверения личности, дату внесения подписи.
    Подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием своей фамилии, имени, отчества, места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его удостоверения личности.
    Сбор подписей избирателей проводится по месту работы (в том числе в трудовых коллективах), службы, учебы и жительства. При этом недопустимо принуждение к избирателям со стороны лица, собирающего подписи.
    Администрация и трудовые коллективы предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций обязаны оказывать содействие в создании равных условий для сбора подписей в поддержку кандидатов.
    Регистрация кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления осуществляется окружными избирательными комиссиями, а кандидатов на должность главы муниципального образования - территориальной избирательной комиссией.
    Для регистрации кандидатов уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков, групп избирателей или сами кандидаты представляют в избирательную комиссию не позднее чем за 30 дней до дня выборов подписные листы в поддержку кандидата и личное заявление кандидата о согласии баллотироваться.
    Подписные листы представляются в избирательную комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде. При их приемке избирательная комиссия выдает уполномоченному представителю или кандидату письменное подтверждение о принятии подписных листов.
    Избирательная комиссия в течение 5 дней со дня принятия документов проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона и принимает решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации.
    При проверке избирательной комиссией правильности оформления подписных листов и других документов вправе присутствовать уполномоченные представители соответствующих избирательных объединений, а также кандидаты.
    В случае сомнения в достоверности данных, содержащихся в подписных листах, или достоверности подписей избирателей избирательная комиссия организует соответствующую проверку подписных листов.
    Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием ее даты и времени. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение двух суток после регистрации сообщаются средствам массовой информации.
    В случае, если в установленные сроки в избирательном округе будет зарегистрировано число кандидатов меньше установленного числа мандатов, выборы по решению территориальной избирательной комиссии откладываются на срок до двух месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.
    В случае отказа зарегистрировать кандидата избирательная комиссия обязана незамедлительно выдать кандидату или его доверенному лицу либо уполномоченному представителю избирательного объединения, группы избирателей копию решения комиссии с изложением мотивов отказа. Мотивом отказа может служить только невыполнение требований федеральных законов, настоящего Закона.
  11. Глава VI.Статус кандидатов

  12. Все кандидаты в депутаты представительных органов мерного самоуправления и кандидатов на должность главы муниципального образования обладают равными правами и несут равные обязанности.
    После регистрации кандидаты по личному заявлению могут быть освобождены от работы, военной службы, военных сборов и учебы со дня регистрации до дня официального опубликования результатов выборов.
    После регистрации кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, не вправе использовать преимущества своего служебного положения.
    Кандидат имеет право на возмещение транспортных расходов в пределах территории избирательного округа в котором он баллотируется (кроме такси и заказных рейсов), из средств соответствующей избирательной комиссии. Право на возмещение транспортных расходов действует со дня регистрации до дня официального опубликования результатов выборов включительно. Порядок оплаты определяется территориальной избирательной комиссией.
    Во время проведения выборов кандидаты не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их (согласия переведены на другую работу).
    Время участия кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом.
    Кандидат может баллотироваться только в одном избирательном округе. Кандидат не может входить в состав ни одной избирательной комиссии
    Кандидат может иметь до 10 доверенных лиц, регистрируемых той избирательной комиссией, которая зарегистрировала кандидата. Доверенные лица получают от соответствующей избирательной комиссии удостоверения и ведут агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов. Кандидаты вправе в любое время отозвать своих доверенных лиц, уведомив соответствующую избирательную комиссию, которая аннулирует выданные таким доверенным лицам удостоверения.
    Кандидат после регистрации не может быть привлечен без согласия прокурора района (города) к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. При даче согласия прокурор обязан известить избирательную комиссию, осуществившую регистрацию кандидатов.
  13. Глава VII.Предвыборная агитация

  14. Граждане, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за или против любого кандидата.
    Кандидатам и избирательным объединениям гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации.
    Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов.
    Запрещается проведение предвыборной агитации, сопровождаемой предоставлением избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (кроме информационных услуг), ценных бумаг, а также выплатой денежных средств.
    В предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий, государственные органы, органы местного самоуправления, их должностные лица, а также должностные лица воинских частей, военных учреждений и организаций.
    Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, являющиеся кандидатами, могут участвовать в проведении предвыборной агитации на равных с другими кандидатами основаниях.
    Журналистам, должностным лицам средств массовой информации, должностным лицам и творческим работникам государственных телерадиокомпаний запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов.
    Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и заканчивается в ноль часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню выборов. В день выборов и в предшествующий ему день любая предвыборная агитация запрещается. Агитационные печатные материалы, ранее вывешенные вне помещений избирательных комиссий, сохраняются на прежних местах.
    В течение трех дней до дня выборов, включая день голосования, опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не допускается.
    Кандидаты имеют право на бесплатное предоставление им эфирного времени по каналам государственных и муниципальных телерадиокомпаний, осуществляющих телевизионное и радиовещание на территории соответствующего избирательного округа, на равных основаниях (равное количество предоставленного эфирного времени, одно время выхода в эфир и другие условия).
    Кандидаты имеют право на основании заключенного с государственной или муниципальной телерадиокомпанией договора получить за плату эфирное время сверх эфирного времени, предоставляемого бесплатно. Условия оплаты по отношению к кандидатам должны быть равными.
    Порядок предоставления эфирного времени кандидатам по каналам муниципальных телерадиокомпаний и его использования устанавливается территориальной избирательной комиссией.
    Средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются муниципальные органы, организации, учреждения либо которые финансируются полностью или частично за счет средств, выделяемых из соответствующего местного бюджета или средств органов местного самоуправления, обязаны обеспечить равные возможности для изложения предвыборных программ кандидатов, придерживающихся различных политических взглядов.
    Кандидат имеет право самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации через средства массовой информации.
    В период агитационной кампании редакция периодического печатного издания, предоставившая кандидату место на полосе, не вправе отказать другому кандидату в месте на полосе на тех же условиях и обязана это сделать в ближайших номерах.
    Избирательные объединения, избирательные блоки, кандидаты вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы.
    Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.
    Избирательные комиссии, которым стало известно о распространении анонимных либо подложных агитационных материалов, обязаны принять меры по недопущению их распространения и обратиться в соответствующие органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности.
    Агитационные печатные материалы могут быть вывешены на специальных стендах, устанавливаемых по распоряжению участковой избирательной комиссии, а также, с согласия собственника или владельца, в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином другом объекте, кроме памятников и обелисков, зданий, представляющих историческую, культурную или архитектурную ценность.
    При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой средств массовой информации, агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны.
    Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации. Поставленные в известность о противоправных выступлениях или о распространении противоправных агитационных материалов, они принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, а также в суд с представлением об отмене решения о регистрации кандидата. Указанные представления рассматриваются судом в установленные федеральным законом сроки.
    Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам и избирательным объединениям в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями.
    Заявления о выделении помещений для проведения таких собраний и встреч рассматриваются соответствующими органами в 5-дневный срок в порядке, устанавливаемом территориальной избирательной комиссией.
    Владельцы помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обязаны по требованию избирательной комиссии безвозмездно предоставлять их в пользование на установленное время для встреч кандидатов и доверенных лиц с избирателями, за исключением помещений, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечивать равные возможности всем кандидатам.
  15. Глава VIII.Финансирование выборов

  16. Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов производятся за счет средств соответствующего местного бюджета. Соответствующие расходы предусматриваются отдельной строкой в местном бюджете.
    Средства на проведение выборов, выделенные в установленном порядке, поступают в распоряжение территориальной избирательной комиссии в десятидневный срок после назначения выборов и распределяются ею между окружными и участковыми комиссиями.
    Председатели избирательных комиссий распоряжаются денежными средствами и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям избирательных комиссий по финансовым вопросам.
    Кандидаты создают собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации.
    Избирательные фонды могут формироваться за счет следующих денежных средств:
    - средств, выделенных кандидату на предвыборную агитацию соответствующей избирательной комиссией;
    - собственных средств кандидата;
    - средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением;
    - добровольных пожертвований физических и юридических лиц.
    Предельный размер добровольных пожертвований в избирательные фонды от физических и юридических лиц не может превышать соответственно тридцати и трехсот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день назначения выборов.
    Не допускаются добровольные пожертвования в избирательные фонды со стороны иностранных государств, организаций и граждан, российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала превышает 30 процентов, международных организаций, а также государственных организаций и учреждений, органов местного самоуправления и религиозных объединений.
    Порядок налогообложения добровольных пожертвований, поступивших в избирательные фонды, устанавливается федеральным законом.
    Кандидатам запрещается использовать иные денежные средства для ведения предвыборной агитации, кроме средств, перечисляемых в их избирательные фонды.
    Избирательные комиссии, зарегистрировавшие кандидатов, до дня выборов обязаны периодически публиковать сведения о размерах и источниках создания избирательных фондов на основании сведений, представляемых кандидатом по требованию комиссии. Кандидат не позднее чем через 30 дней по окончании выборов обязан представить в соответствующую избирательную комиссию отчет о размерах и всех источниках создания своих избирательных фондов, а также о всех произведенных затратах, а избирательная комиссия обязана опубликовать этот отчет не позднее чем через 45 дней после его представления в избирательную комиссию.
    Все денежные средства, создающие избирательный фонд, перечисляются на специальный счет в банке, который открывается кандидатом с разрешения избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата, после его регистрации. Порядок открытия и ведения указанных счетов, учета и отчетности по средствам избирательных фондов устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
    Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит создавшим их кандидатам.
    Остатки денежных средств на счетах кандидатов после завершения выборов перечисляются пропорционально вложенным средствам на текущие (расчетные) счета организаций и лиц, осуществлявших перечисления и пожертвования.
    Часть четвертая исключена.
  17. Глава IX.Голосование и определение результатов выборов

  18. Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой избирательной комиссии главой соответствующего муниципального образования. Если нет возможности использовать здания (помещения), находящиеся в государственной или муниципальной собственности, администрация арендует здания (помещения) у частных собственников. Оплата и возмещение расходов производятся избирательными комиссиями за счет бюджетных средств, выделяемых на проведение выборов.
    В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или специально оборудованные места для тайного голосования либо должны быть пригодные для тайного голосования комнаты. Кабины, специально оборудованные места либо комнаты для тайного голосования оснащаются столиками и письменными принадлежностями.
    В помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковая избирательная комиссия оборудует стенд, на котором помещаются образцы заполненных избирательных бюллетеней и информационные материалы о всех кандидатах. Информационные материалы не должны содержать агитационных призывов, а образцы заполненных избирательных бюллетеней - фамилии кандидатов.
    Для выборов депутатов представительного органа местного самоуправления и выборов главы муниципального образования каждый избиратель получает по избирательному бюллетеню. В случае проведения выборов депутатов представительного органа местного самоуправления и выборов главы муниципального образования одновременно, бюллетени должны быть различной формы или цвета. Форма избирательного бюллетеня утверждается избирательной комиссией области, а текст избирательного бюллетеня - окружной избирательной комиссией при выборах депутатов представительного органа местного самоуправления, и территориальной избирательной комиссией - при выборах главы муниципального образования. Текст избирательного бюллетеня должен быть размещен только на одной стороне листа.
    Избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке фамилии, имена, отчества всех зарегистрированных кандидатов, а также данные о них: дату рождения, место жительства, место работы и занимаемую должность (род занятий). В случае, если кандидат выдвинут избирательным объединением, избирательным блоком, указываются наименования этого избирательного объединения, избирательного блока, а также принадлежность кандидата к политической партии или иному общественному объединению, входящему в состав избирательного объединения, избирательного блока, если такая принадлежность имеет место. Если кандидат выдвинут непосредственно избирателями, его политическая принадлежность указывается только по желанию самого кандидата.
    Справа против данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат.
    В конце списка кандидатов помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом.
    В каждом избирательном бюллетене должно помещаться разъяснение о порядке его заполнения.
    Избирательные бюллетени печатаются на русском языке. По решению территориальной избирательной комиссии избирательные бюллетени могут печататься и на языке, которым преимущественно пользуется население избирательного округа или избирательного участка.
    Избирательные бюллетени печатаются по распоряжению территориальной избирательной комиссии не позднее чем за 20 дней до дня выборов. Окружные избирательные комиссии получают от территориальных избирательных комиссий избирательные бюллетени не позднее чем за 16 дней до дня выборов. Участковые избирательные комиссии получают от окружных избирательных комиссий избирательные бюллетени не позднее чем за 4 дня до дня выборов. Число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число зарегистрированных по избирательному участку избирателей более чем на 0,5 процента.
    Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность.
    В случае выбытия отдельных кандидатов после изготовления бюллетеней участковые избирательные комиссии по указанию окружной избирательной комиссии вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах.
    В день выборов голосование проводится с 8 до 22 часов по местному времени.
    О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации.
    Избиратель, который в день выборов по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства, может проголосовать досрочно, заполнив избирательные бюллетени в помещении окружной (за 15-4 дня до дня выборов) или участковой (не ранее чем за три дня до дня выборов) избирательной комиссии, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. Если избиратель голосует в помещении окружной избирательной комиссии, то на обороте выдаваемого ему избирательного бюллетеня ставятся подписи двух членов окружной избирательной комиссии или печать окружной избирательной комиссии. Заполненные избирательные бюллетени избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставится печать соответственно окружной или участковой избирательной комиссии. Окружные избирательные комиссии передают списки проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссию. Участковая избирательная комиссия отмечает в списке избирателей проголосовавших таким образом избирателей.
    В восемь часов в день выборов председатель участковой избирательной комиссии объявляет избирательный участок открытым и предъявляет членам избирательной комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии предъявляет конверты, оставленные досрочно проголосовавшими избирателями. При этом проверяются неповрежденность каждого конверта, наличие на нем печати, а также соответствие количества конвертов числу соответствующих отметок в списке избирателей. Затем конверты вскрываются и извлеченные из них избирательные бюллетени опускаются в избирательный ящик. В случае, если из конверта извлечено более двух избирательных бюллетеней, все извлеченные из конверта избирательные бюллетени погашаются, о чем составляется специальный акт. Число избирательных бюллетеней заносится в протокол участковой избирательной комиссии. После этого председатель участковой избирательной комиссии приглашает избирателей приступить к голосованию.
    Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность. При выдаче избирательного бюллетеня член избирательной комиссии проставляет в списке избирателей серию и номер паспорта или заменяющего его удостоверения личности. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается.
    Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других лиц не допускается. Заполнение избирательных бюллетеней производится в кабине, специально оборудованном месте или комнате для тайного голосования, в которых не допускается присутствие кого бы то ни было, за исключением самого избирателя. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, вправе пригласить в кабину, специально оборудованное место или комнату для тайного голосования любое лицо, за исключением члена избирательной комиссии, наблюдателей, доверенных лиц кандидатов.
    В избирательном бюллетене избиратель ставит любой знак в пустом квадрате:
    - напротив фамилии того кандидата, за которого он голосует, если выборы проходят по одномандатному округу;
    - напротив фамилий тех кандидатов, за которых он голосует (при проведении выборов по многомандатному округу в представительные органы местного самоуправления);
    - либо в квадрате, расположенном напротив строки "Против всех кандидатов.
    Заполненные избирательные бюллетени избиратель опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
    Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность участвовать в голосовании всем избирателям, в том числе избирателям, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях в участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков, которое определяется решением территориальной избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме при прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. В заявлении должны содержаться те же данные об избирателе, что и в списке избирателей. После получения избирательного бюллетеня избиратель делает отметку об этом в своем заявлении и ставит подпись. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Число заявлений избирателей, а также число использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечаются в отдельном акте. Одновременно в списке избирателей делается отметка о том, что избиратель проголосовал вне помещения для голосования. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать наблюдатели. По возвращении членов участковой избирательной комиссии в помещение для голосования переносной избирательный ящик не вскрывается до начала подсчета голосов избирателей. Организация и проведение голосования вне помещения для голосования должны исключать возможность нарушения избирательных прав граждан, а равно возможность нарушения тайны голосования или искажения волеизъявления избирателя.
    Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его заменяет заместитель председателя комиссии, секретарь или иной член комиссии, уполномоченный ею.
    Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией.
    По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет о том, что получить избирательные бюллетени и проголосовать могут только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования.
    Перед вскрытием избирательных ящиков члены избирательной комиссии в присутствии наблюдателей, представляющих кандидатов, избирательные объединения, избирательные блоки, если они находятся в помещении для голосования, подсчитывают и погашают неиспользованные избирательные бюллетени. Число этих избирательных бюллетеней оглашается и заносится в протокол об итогах голосования, после чего председатель участковой избирательной комиссии проверяет неповрежденность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их. Вскрытие избирательных ящиков осуществляется поочередно: сначала переносных, потом стационарных.
    Вначале производится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных избирательных ящиках. Их число не должно превышать число заявлений избирателей в письменной форме о проведении голосования вне помещения для голосования.
    В случае обнаружения в переносном избирательном ящике большего числа бюллетеней, чем число указанных заявлений, все избирательные бюллетени, находившиеся в переносном избирательном ящике, признаются недействительными решением участковой избирательной комиссии.
    Этот факт с указанием фамилий членов участковой избирательной комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования, отражается в акте, который прилагается к протоколу об итогах голосования.
    При подсчете голосов избирателей прежде всего отделяются бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально, либо не заверенные печатью и подписями членов избирательной комиссии, а также недействительные избирательные бюллетени. Недействительными считаются избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателя, в частности, такие, в которых любой знак (знаки) не проставлен ни в одном квадрате либо проставлены в числе квадратов, превышающем количество депутатских мандатов. К недействительным относятся также бюллетени, в которых избиратель выразил свою волю по отношению к кандидату, до дня выборов снявшему свою кандидатуру, либо выбывшему по иным причинам. При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным участковая избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины его недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии. Избирательные бюллетени неустановленной формы при определении числа избирателей, принявших участие в голосовании, из подсчета исключаются.
    Подсчет голосов осуществляют непосредственно члены участковой избирательной комиссии, обладающие правом решающего голоса.
    Подсчет голосов на избирательном участке должен проводиться без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть извещены члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели.
    Участковая избирательная комиссия заносит в протоколы об итогах голосования по выборам депутатов представительного органа местного самоуправления и по выборам главы муниципального образования следующие данные:
    - число избирателей, внесенных в список избирателей, включая избирателей, внесенных в список дополнительно;
    - число избирательных бюллетеней, выданных избирательной комиссии;
    - число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день выборов;
    - число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно;
    - число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования;
    - число погашенных избирательных бюллетеней;
    - число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
    - число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
    - число действительных избирательных бюллетеней;
    - число избирательных бюллетеней, признанных недействительными (в том числе отдельной строкой - число избирательных бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций);
    - фамилии, имена и отчества, а при их совпадении - иные данные о внесенных в избирательный бюллетень кандидатах;
    - число голосов избирателей, поданных за каждого кандидата;
    - число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.
    После подсчета голосов избирателей участковая избирательная комиссия заполняет в двух экземплярах протокол об итогах голосования, который подписывается всеми членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Член избирательной комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельным его положением, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первому экземпляру протокола прикладываются жалобы и заявления о нарушениях настоящего Закона, поступившие в участковую избирательную комиссию в день голосования, а также принятые по ним решения избирательной комиссии.
    По требованию любого члена участковой избирательной комиссии или наблюдателя участковая избирательная комиссия обязана предоставить им заверенную копию протокола об итогах голосования.
    Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии незамедлительно направляется в соответствующую окружную избирательную комиссию (при выборах депутата представительного органа местного самоуправления) и в территориальную избирательную комиссию - при выборах главы муниципального образования.
    Второй экземпляр протокола вместе с опечатанными избирательными бюллетенями, списком присутствовавших на заседании комиссии членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителей средств массовой информации, наблюдателей хранится у секретаря участковой избирательной комиссии до окончания ее работы.
    При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах участковой избирательной комиссии, а также при сомнении в правильности составления протоколов вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение о повторном подсчете голосов избирателей соответствующей участковой избирательной комиссией. Повторный подсчет голосов избирателей проводится участковой избирательной комиссий в присутствии члена (членов) вышестоящей избирательной комиссии.
    Избирательные бюллетени передаются в территориальную избирательную комиссию не позднее чем через десять дней после официального объявления результатов выборов.
    На основании подлинных протоколов участковых избирательных комиссий путем сложения содержащихся в них данных окружная избирательная комиссия устанавливает результаты выборов по избирательному округу депутата представительного органа местного самоуправления.
    О результатах выборов по избирательному округу окружная избирательная комиссия составляет протокол, в котором указывает:
    - число участковых избирательных комиссий;
    - число протоколов участковых избирательных комиссий, на основе которых составлен данный протокол;
    - число избирателей, внесенных в список избирателей, включая избирателей, внесенных в список дополнительно;
    - число избирательных бюллетеней, выданных избирательным комиссиям;
    - число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день выборов;
    - число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно;
    - число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования;
    - число погашенных избирательных бюллетеней;
    - число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
    - число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
    - число действительных избирательных бюллетеней;
    - число избирательных бюллетеней, признанных недействительными (в том числе отдельной строкой - число избирательных бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций);
    - фамилии, имена и отчества, а при их совпадении - иные данные о внесенных в избирательный бюллетень кандидатах;
    - число голосов избирателей, поданных за каждого кандидата;
    - число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.
    Избранным по одномандатному избирательному округу признается кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей. При равном числе полученных кандидатами голосов избранным считается кандидат, в поддержку которого при выдвижении собраны подписи большего числа избирателей.
    По многомандатному избирательному округу в зависимости от числа депутатских мандатов избранными признаются кандидаты, набравшие наибольшее по сравнению с другими число голосов избирателей. При равном числе полученных голосов избранным считается кандидат (на последний депутатский мандат), в поддержку которого при выдвижении собраны подписи большего числа избирателей.
    Выборы по округу признаются несостоявшимися, если в голосовании приняли участие менее 25 процентов граждан, включенных в списки избирателей по избирательному округу.
    Выборы по избирательному округу признаются недействительными если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей.
    Протокол о результатах выборов составляется в двух экземплярах и подписывается всеми членами окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса. Член окружной избирательной комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. Первый экземпляр протокола незамедлительно направляется в территориальную избирательную комиссию. К нему прилагаются жалобы и заявления, поступившие в комиссию в день голосования, и принятые по ним решения комиссии. Второй экземпляр протокола хранится у секретаря комиссии.
    По требованию любого члена окружной избирательной комиссии или наблюдателя окружная избирательная комиссия предоставляет им возможность ознакомиться с протоколом о результатах выборов и снять с него копию в помещении окружной избирательной комиссии. Копия протокола заверяется председателем избирательной комиссии.
    Вся документация окружных, участковых избирательных комиссий хранится не менее шести месяцев, избирательные бюллетени - не менее одного года, протоколы об итогах голосования и результатов выборов - не менее года со дня объявления даты следующих выборов.
    На основании подлинных протоколов участковых избирательных комиссии об итогах голосования территориальная избирательная комиссия определяет результаты выборов главы муниципального образования.
    По результатам выборов главы муниципального образования территориальная избирательная комиссия составляет протокол, в который вносятся следующие данные:
    - число участковых избирательных комиссий;
    - число протоколов участковых избирательных комиссий, на основе которых составлен данный протокол;
    - число избирателей, внесенных в список избирателей, включая избирателей, внесенных в список дополнительно;
    - число избирательных бюллетеней, выданных избирательным комиссиям;
    - число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день выборов;
    - число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно;
    - число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования;
    - число погашенных избирательных бюллетеней;
    - число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
    - число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
    - число действительных избирательных бюллетеней;
    - число избирательных бюллетеней, признанных недействительными (в том числе отдельной строкой - число избирательных бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций);
    - фамилии, имена и отчества, а при их совпадении - иные данные о внесенных в избирательный бюллетень кандидатах;
    - число голосов избирателей, поданных за каждого кандидата;
    - число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.
    Избранным главой муниципального образования считается кандидат, получивший в ходе выборов наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к другому кандидату (кандидатам), но не менее 25 процентов от числа граждан, принявших участие в голосовании.
    Территориальная избирательная комиссия признает выборы несостоявшимися, если в голосовании приняло участие менее 25 процентов избирателей, внесенных в списки избирателей.
    Территориальная избирательная комиссия признает выборы недействительными, если допущенные при голосовании или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей.
    Протокол о результатах выборов подписывается всеми членами территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса. Члены территориальной избирательной комиссии, не согласные с содержанием протокола в целом или с отдельными его частями, вправе составить особое мнение, прилагаемое к протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
    По требованию любого члена территориальной избирательной комиссии или наблюдателя территориальная избирательная комиссия предоставляет им возможность ознакомиться с протоколом о результатах выборов и снять с него копию в помещении территориальной избирательной комиссии. Копия протокола заверяется председателем территориальной избирательной комиссии.
    В случае, если в избирательный бюллетень было включено более двух кандидатов на должность главы местного самоуправления и ни один из них не был избран, территориальная избирательная комиссия назначает повторное голосование по выборам главы муниципального образования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Повторное голосование проводится не позднее чем в двухнедельный срок со дня проведения выборов с соблюдением требований настоящего Закона.
    По итогам повторного голосования избранным считается кандидат на должность главы муниципального образования, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого кандидата, при условии, что число голосов избирателей, поданных за этого кандидата, больше числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.
    При повторном голосовании выборы признаются состоявшимися независимо от числа избирателей, принявших участие в голосовании.
    Если выборы на должность главы местного самоуправления были признаны несостоявшимися, недействительными или ни один кандидат не был избран на должность главы муниципального образования, территориальная избирательная комиссия принимает решение о проведении повторных выборов.
    Избирательные мероприятия, связанные с проведением повторных выборов, осуществляются в порядке, установленном настоящим Законом.
    Повторные выборы проводятся не позднее чем в двухмесячный срок после предыдущих выборов.
    Избирательная комиссия, осуществлявшая регистрацию кандидатов, направляет общие данные о результатах выборов в средства массовой информации в течение трех дней после окончания выборов.
    В течение одного месяца со дня проведения выборов территориальная и окружные избирательные комиссии публикуют полные данные, содержащиеся в протоколах этих комиссий о результатах выборов, а также данные протоколов участковых избирательных комиссий, на основании которых подводились результаты выборов в соответствующих избирательных комиссиях.
    После опубликования общих итогов выборов окружная избирательная комиссия выдает избранному депутату удостоверение об избрании.
    Кандидат, избранный на должность главы муниципального образования, в трехдневный срок после опубликования общих итогов выборов в письменном виде обязан сообщить в территориальную избирательную комиссию о сложении с себя обязанностей, не совместимых с занятием должности главы муниципального образования, после чего территориальная избирательная комиссия выдает ему удостоверение об избрании.
    Дополнительные выборы проводятся в случаях досрочного прекращения полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления.
    Дополнительные выборы назначаются по решению соответствующего представительного органа местного самоуправления, согласованному с территориальной избирательной комиссией, и проводятся в соответствия с требованиями настоящего Закона.
    Дополнительные выборы могут не назначаться, если до истечения срока полномочий представительного органа местного самоуправления в данном составе осталось менее шести месяцев.
  19. Глава X.Ответственность за нарушение избирательных прав граждан

  20. Лица, путем подкупа, обмана, применения физического насилия или угрозы его применения, подлога избирательных документов, заведомо неправильного подсчета голосов избирателей или иным путем препятствующие свободному осуществлению гражданином Российской Федерации своих избирательных прав либо работе избирательных комиссий или членов избирательных комиссий, либо лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, а равно лица, препятствующие законной деятельности доверенных лиц кандидатов, наблюдателей, в том числе иностранных (международных) наблюдателей или условиям проведения предвыборной агитации, несут административную и уголовную ответственность.
  21. Глава XI.Заключительные положения

  22. Настоящий Закон вводится в действие со дня его официального опубликования.
    Председатель
    Читинской областной Думы
    В.Е.ВИШНЯКОВ
    Чита
    26 октября 1995 года
    N 22-ЗЧО