-32300: transport error - HTTP status code was not 200
Забайкальский край
Закон от 15 апреля 1998 года № 124-ЗЧО
О защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
- Принят
- Законодательным Собранием Забайкальского края
15 апреля 1998 года
В редакциях
-
от 23.04.2002 № 366-ЗЧО,
-
от 25.12.2002 № 443-ЗЧО,
-
от 14.12.2005 № 755-ЗЧО,
-
от 19.09.2007 № 988-ЗЧО.
Настоящий Закон определяет общие для Читинской области организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Читинской области (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Читинской области или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).
Действие настоящего Закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности законодательного (представительного) органа, органов исполнительной государственной власти Читинской области, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Глава I.Общие положения
Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, устойчивой производственной и иной деятельности организаций, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них факторов.
Зона чрезвычайной ситуации - территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
Настоящий Закон регулирует правовые отношения в области защиты населения и территорий Читинской области от чрезвычайных ситуаций по вопросам:
- прогнозирования чрезвычайных ситуаций, выработки мер по максимально возможному снижению потерь и ущерба при их возникновении;
- предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
- подготовки населения области к защите и действиям в чрезвычайных ситуациях;
- информирования населения о чрезвычайных ситуациях;
- ликвидаций чрезвычайных ситуаций и их последствий;
- реализации прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Не связанные с перечисленными в части первой настоящей статьи целями отношения по восстановлению территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, настоящим Законом не регулируются.
Читинская областная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - областная подсистема) объединяет органы управления, силы и средства органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, резервы финансовых средств и материальных ресурсов на случай чрезвычайных ситуаций, систем связи, оповещения и информирования и состоит из территориальных и объектовых звеньев, а также функциональных подсистем областного, местного и объектового уровней.
Территориальные звенья областной подсистемы создаются для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в границах соответствующих административно-территориальных образований.
Объектовые звенья областной подсистемы создаются для предупреждения и ликвидации локальных чрезвычайных ситуаций, не выходящих за границу территории объекта.
Функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории области создаются федеральными органами исполнительной власти для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подведомственных объектах, а также для обеспечения работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполнения специальных работ в интересах областной подсистемы на всех уровнях.
Основными задачами областной подсистемы являются:
- разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования территорий, организаций, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения;
- создание и обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- организация мероприятий по защите населения и территорий при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации;
- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях;
- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
- создание резервов финансовых средств и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций;
- осуществление мероприятий по социальной защите населения, реабилитации территорий, пострадавших от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе непосредственно участвующих в их ликвидации;
- международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- организация своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в местах массового пребывания людей.
Положение о Читинской областной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций утверждается постановлением Администрации Читинской области.
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением Губернатора Читинской области и руководителей исполнительных органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования региональной системы чрезвычайных ситуаций:
режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), экологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;
режим повышенной готовности - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), экологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;
режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Границы зон чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера определяются руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.
Руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера назначаются Губернатором Читинской области.
Информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической обстановке на соответствующих территориях.
Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также о деятельности органов государственной власти Читинской области, органов местного самоуправления и организаций в этой области является гласной и открытой, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Органы государственной власти области, органы местного самоуправления и организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты от них.
Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Порядок обеспечения населения, органов государственной власти Читинской области, органов местного самоуправления и организаций информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций устанавливается Администрацией Читинской области.
Защите от поражающих факторов и последствий, возникающих в чрезвычайных ситуациях, подлежит все население и территория Читинской области.
Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Мероприятия по защите населения и территорий планируются и осуществляются с учетом местных экономических, природных и иных особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайной ситуации.
Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, в границах территорий которых сложилась чрезвычайная ситуация, органов исполнительной власти области.
При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации и областными законами порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти, расположенных на территории области.
Выделение средств из областного бюджетного фонда ликвидации чрезвычайных ситуаций производится по заявкам органов местного самоуправления в тех случаях, когда чрезвычайная ситуация достигла таких масштабов, при которых средств муниципальных образований и собственных средств организаций недостаточно для ее ликвидации.
Для реализации основных принципов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в областной подсистеме осуществляется:
- создание системы нормативно-правового регулирования по вопросам защиты населения и территорий;
- осуществление специальных целевых программ;
- осуществление профилактических мероприятий;
- разработка планов;
- обучение всего населения, подготовка органов управления и формирований способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;
- создание резервов финансовых средств и материально-технических ресурсов для использования в ходе работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- создание единой системы служб оперативного реагирования.
Глава II.Полномочия органов государственной власти Читинской области и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Читинская областная Дума:
а) принимает в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера;
б) принимает в пределах своей компетенции решения об образовании специально уполномоченных органов управления по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера.
Администрация:
а) обеспечивает на своей территории организацию и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера;
б) издает в соответствии с федеральными нормативно-правовыми актами и областными законами свои нормативно-правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера;
в) осуществляет подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях;
г) принимает решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях регионального и межмуниципального характера и обеспечивает их проведение;
д) осуществляет в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивает своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера;
е) организует и проводит аварийно-спасательные и другие неотложные работы при чрезвычайных ситуациях регионального и межмуниципального характера, а также поддерживает общественный порядок в ходе их проведения, при недостаточности собственных сил и средств обращается к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи;
ж) создает резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера;
з) содействует устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях регионального и межмуниципального характера;
и) обеспечивает привлечение и использование имеющихся в их распоряжении сил, материальных и иных средств для осуществления мероприятий в чрезвычайных ситуациях регионального и межмуниципального характера.
к) содействует федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Органы местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций самостоятельно:
а) организуют на своей территории осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
б) осуществляют подготовку и обеспечивают содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, проводят обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;
в) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их выполнение;
г) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
е) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
ж) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении, при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти области;
з) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;
и) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
к) содействуют федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Глава III.Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Организации обязаны:
а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
в) обеспечивать создание, подготовку, поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;
г) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
д) оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ на других объектах;
е) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
з) представлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
и) оперативно на безвозмездной основе информировать специально уполномоченные органы исполнительной власти (управления, отделы по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций) по вопросам планирования и проведения мероприятий, связанных с предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций.
к) предоставлять в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.
Кроме того, организации повышенного риска (потенциально-опасные объекты) обязаны:
- создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, средства индикации, контроля и специальной обработки, индивидуальные и коллективные средства защиты, другие системы жизнеобеспечения работников организаций при возникновении чрезвычайных ситуаций;
абзац исключен.
Глава IV.Управление в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Для осуществления территориального управления и координации деятельности органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций решением соответствующих руководителей создаются постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение указанных задач (управления, отделы, специалисты).
Органы управления, специально уполномоченные на решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, организуют свою работу в соответствии с законодательством Российской Федерации и области, нормативными правовыми актами Российской Федерации и области.
Общественные объединения и организации могут участвовать в мероприятиях по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством Российской Федерации и своими уставами.
Общественные объединения, участвующие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, действуют под руководством соответствующих органов управления областной подсистемы. На органы управления областной подсистемы возлагается ответственность за решение вопросов, связанных с доставкой сил общественных объединений в зону работ, организацией размещения, питания, оплаты труда, материально-технического, медицинского и других видов обеспечения их деятельности в этих условиях. Участники ликвидации чрезвычайных ситуаций от общественных объединений должны иметь соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном порядке.
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций на основании планов взаимодействия с органами военного командования могут привлекаться специальные силы и средства войск Сибирского военного округа, других войск и воинских формирований, в том числе и войск гражданской обороны.
Порядок их привлечения определяется Президентом Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При ликвидации чрезвычайных ситуаций силы и средства органов внутренних дел области применяются в соответствии с задачами, возложенными на органы внутренних дел законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами области.
Виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера, устанавливаются законом Читинской области.
Порядок и условия предоставления компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера, устанавливаются Администрацией Читинской области.
Граждане обязаны соблюдать закон Читинской области и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций.
Глава V.Подготовка руководящего состава и обучение населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций
Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, по месту жительства, а также с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.
Руководители и другие работники органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию) и непосредственно по месту работы.
Обучению в области защиты от чрезвычайных ситуаций подлежат:
- руководители областных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовой формы;
- работники областных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, входящих в состав сил областной подсистемы;
- население, занятое в сфере производства и обслуживания, учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования;
- население, не занятое в сфере производства и обслуживания.
План подготовки всех категорий населения утверждается Администрацией Читинской области.
Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обеспечивается всеми органами управления, входящими в областную подсистему, совместно с общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в области защиты и спасения людей, органами исполнительной власти области, органами местного самоуправления, организациями.
Для пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций могут использоваться средства массовой информации и культпросветучреждения, а также специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.
Глава VI.Порядок финансирования и материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Финансирование областных целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивого функционирования организаций и объектов осуществляется в соответствии с законодательством области.
Финансовое обеспечение деятельности исполнительного органа государственной власти Читинской области, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, является расходным обязательством Читинской области.
Финансовое обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера является расходным обязательством Читинской области.
Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Резерв финансовых и материальных ресурсов формируется:
областной резерв - за счет средств бюджета области;
абзац утратил силу.
объектовый резерв финансовых и материальных ресурсов - за счет собственных средств организаций;
абзац утратил силу.
Порядок создания и использования указанных в части первой настоящей статьи резервов финансовых и материальных ресурсов и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются Администрацией Читинской области.
Глава VII.Государственная экспертиза, надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Проектная документация особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности подлежит государственной экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся в соответствии с задачами, возложенными на территориальную подсистему единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Читинской области, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.
Государственный надзор и контроль в указанной области осуществляются исполнительным органом государственной власти Читинской области, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Глава VIII.Заключительные положения
Нормативные правовые акты Главы Администрации области, нормативные правовые акты органов местного самоуправления приводятся в соответствие с настоящим Законом в течение двух месяцев со дня его вступления в силу.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель
Читинской областной Думы
В.Е.ВИШНЯКОВ
Чита
15 апреля 1998 года
N 124-ЗЧО