Забайкальский край
Решение от 18 января 2011 года
По делу № 40
- Принято
- Управлением Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю
18 января 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 14.01.2011
Полный текст решения изготовлен 18.01.2011
Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе в составе:
председатель Комиссии – руководитель управления,
члены Комиссии:
главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля и рекламы;
ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы;
специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы,
в присутствии:
представителя индивидуального предпринимателя М.А.С., действующей на основании доверенности от 23.03.2010 б/н;
директора ООО «ЗабайкалАвто»,
- К. (без доверенности),
рассмотрев дело № 40 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе по факту распространения рекламы следующего содержания:
«Кредит. Страхование. Выделение НДС. 3 ГОДА ГАРАНТИИ ООО «ЗабайкалАвто» тел: (3022) 209-800 г. Чита ул. Ленина 162 район диспетчерской ОАО «Сбербанк России ОАО «ВТБ 24...», размещенной в рекламно-информационном еженедельнике «Ваша реклама» от 24 сентября 2010 года № 39 (968) на странице 69, содержащей признаки нарушения части 7 статьи 5 и части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),
В ходе мониторинга, проводимого на основании части 1 статьи 33 Закона о рекламе 20 октября 2010 года Забайкальским УФАС России выявлены факты, указывающие на признаки нарушения законодательства РФ о рекламе.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и пунктом 12 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе (утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508) 20 октября 2010 года Забайкальским УФАС России было возбуждено производство по делу № 40 по признакам нарушения части 7 статьи 5 и части 1 статьи 28 Закона о рекламе в отношении индивидуального предпринимателя М.А. Степанова.
Забайкальским УФАС России установлено, что в рекламно-информационном еженедельнике «Ваша реклама» от 24 сентября 2010 года № 39 (968) на странице 69 размещена реклама следующего содержания:
«Кредит. Страхование. Выделение НДС. 3 ГОДА ГАРАНТИИ ООО «ЗабайкалАвто» тел: (3022) 209-800 г. Чита ул. Ленина 162 район диспетчерской ОАО «Сбербанк России ОАО «ВТБ 24...».
Дело рассматривалось в заседаниях Комиссии 9 ноября, 30 ноября, 27 декабря 2010 года и 14 января 2011 года.
9 ноября 2010 года дело было отложено для привлечения рекламодателя – ООО «ЗабайкалАвто».
При рассмотрении дела Комиссией изучены и дана оценка представленным документам и материалам от рекламодателя и рекламораспространителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Пункт 2 статьи 3 Закона о рекламе определяет объект рекламирования как товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Объектом рекламирования в данном случае является, в том числе услуга страхования.
В данной рекламе имеются признаки нарушения части 7 статьи 5 и части 1 статьи 28 Закона о рекламе.
Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).
Согласно части 2 статьи 1473 Гражданского кодекса РФ фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.
В нарушение указанных норм в данной рекламе отсутствует часть существенной для потребителя информации, а именно наименование лица, оказывающего финансовые услуги.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Рекламораспространителем в силу пункта 7 статьи 3 Закона о рекламе является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В информационно-рекламном еженедельнике «Ваша реклама» на странице 2 в соответствии со статьёй 27 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» указаны:
1) название издания – рекламно-информационный еженедельник «Ваша реклама»;
2) учредитель – М.А.С.;
3) фамилия, инициалы главного редактора – Е.Н.К.;
4) порядковый номер выпуска и дата его выхода в свет, а для газет - также время подписания в печать (установленное по графику и фактическое) - № 37 (966), подписано в печать 09.09.2010;
5) индекс - для изданий, распространяемых через предприятия связи – 31837, заказ № 299;
6) тираж - 20562;
7) цена, либо пометка "Свободная цена", либо пометка "Бесплатно" – цена 21 рубль;
8) адреса редакции, издателя, типографии – г. Чита, ул. Амурская, д. 36.
Согласно Свидетельству о регистрации СМИ, выданной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Забайкальскому краю ПИ № ТУ 75-00043 от 26.10.2009 «Ваша реклама» является газетой с объёмом рекламы более 40 %, распространяемой по Забайкальскому краю индивидуальным предпринимателем М.А.С.
В выписке из ЕГРИП указано, что индивидуальный предприниматель М.А.С. осуществляет предпринимательскую, полиграфическую деятельность, а также выполняет другие услуги в этой области.
В данном случае рекламораспространителем является индивидуальный предприниматель М.А.С.
В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 3 части 4, частями 9 и 10 статьи 5, статьями 7 - 9, 12, 14 - 18, частями 2-6 статьи 20, частями 2 - 4 статьи 21, частями 2 - 4 статьи 22, частями 2 - 4 статьи 23, частями 7, 8 и 11 статьи 24, частями 1 - 5 статьи 26, частями 2 и 5 статьи 27, частями 1, 4, 7, 8 и 11 статьи 28, частями 1, 3, 4, 6 и 8 статьи 29 настоящего Федерального закона.
Рекламодателем в силу пункта 5 статьи 3 Закона о рекламе является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В ходе рассмотрения дела представитель ООО «ЗабайкалАвто» пояснил, что содержание рекламы было определено Обществом и без пометки о том, кто оказывает услуги страхования.
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ основным видом экономической деятельности ООО «ЗабайкалАвто» является торговля автотранспортными средствами.
Согласно агентскому договору от 01.05.2010 № 171 ООО «ЗабайкалАвто» обязуется по поручению ОАО «АльфаСтрахование» совершать от имени и за счет ОАО «АльфаСтрахование» юридические и иные действия, связанные с поиском юридических и физических лиц, заинтересованных в заключении договоров страхования.
Часть 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускает умолчание в рекламе информацию (ее часть), которая является значимой и необходимой для того, чтоб сделать верный вывод о способах приобретения рекламируемого объекта. Условие: отсутствие этой информации или неправильное ее изложение не позволяет правильно, адекватно воспринимать информацию, вводит в заблуждение и влияет на оценку и решение потребителей относительно приобретения товара.
Введение в заблуждение представляет собой умышленное создание об объекте рекламирования впечатления о некоторой доступности и более выгодных условиях услуги страхования. Потенциальный клиент, приобретая товар (услуги страхования), предполагает о возможности воспользоваться данной услугой у иного хозяйствующего субъекта.
Рекламодателем в данном случае является ООО «ЗабайкалАвто».
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8 статьи 5, статьями 6 - 9, частью 4 статьи 10, статьей 12, частями 1 и 3 статьи 21, частями 1 и 3 статьи 22, частями 1 и 3 статьи 23, статьями 24 и 25, частями 1 и 6 статьи 26, частями 1 и 5 статьи 27, статьями 28 - 30 этого же Закона.
Таким образом, за нарушение части 1 статьи 28 Закона о рекламе индивидуальный предприниматель М.А.С. несет ответственность как рекламораспространитель, ООО «ЗабайкалАвто» за нарушения требований части 7 статьи 5 и части 1 статьи 28 Закона о рекламе несет ответственность как рекламодатель.
В ходе рассмотрения дела ООО «ЗабайкалАвто» представлена страница 68 рекламно – информационного еженедельника «Ваша реклама» от 24.12.2010 № 52 (981) с аналогичной рекламой распространяемой в соответствии с требованиями части 7 статьи 5 и части 1 статьи 28 Закона о рекламе.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе; пунктами 37, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утвержденных Постановлением правительства РФ от 17.08.2006 № 508; пунктом 3.56 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утвержденного приказом ФАС от 28.12.2007 № 453, Комиссия;
1.Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания:
«Кредит. Страхование. Выделение НДС. 3 ГОДА ГАРАНТИИ ООО «ЗабайкалАвто» тел: (3022) 209-800 г. Чита ул. Ленина 162 район диспетчерской ОАО «Сбербанк России ОАО «ВТБ 24...», размещенной в рекламно-информационном еженедельнике «Ваша реклама» от 24 сентября 2010 года № 39 (968) на странице 69, содержащей признаки нарушения части 7 статьи 5 и части 1 статьи 28 Закона о рекламе.
2.Предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения.
3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Забайкальского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 КоАП.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии