-32300: transport error - HTTP status code was not 200

Ярославская область
Закон от 30 июня 2003 года № 32-З

Об охране труда в Ярославской области

Принят
Государственной Думой Ярославской области
24 июня 2003 года
    В редакциях
  • от 11.10.2006 № 62-з,
  • от 13.06.2007 № 28-з,
  • от 25.02.2009 № 9-з,
  • от 24.11.2009 № 64-з.
    Настоящий Закон определяет правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности на территории Ярославской области.
    Действие настоящего Закона распространяется на все органы государственной власти Ярославской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области, работодателей (юридических и физических лиц), работников и других лиц, установленных федеральным законодательством.
  1. Глава 1.Общие положения

  2. Правовой основой обеспечения охраны труда в Ярославской области являются Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Ярославской области.
    Для целей настоящего Закона используются основные понятия, установленные федеральным законодательством.
    1.Государственные нормативные требования охраны труда содержатся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах Ярославской области, и устанавливают правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
    2.Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
    3.К разработке нормативных правовых актов Ярославской области об охране труда в установленном порядке привлекаются объединения работодателей, профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы, территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области.
    4.В соответствии с федеральным законодательством проекты нормативных правовых актов Ярославской области об охране труда рассматриваются и принимаются органами государственной власти Ярославской области с учетом мнения соответствующих профессиональных союзов в лице их уполномоченных органов.
    1.В соответствии с федеральным законодательством основные направления государственной политики в области охраны труда определяются органами государственной власти Российской Федерации.
    2.Органы государственной власти Ярославской области реализуют на территории Ярославской области государственную политику в области охраны труда.
    3.Реализация государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Ярославской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
    1.Государственное управление охраной труда на территории Ярославской области осуществляют федеральные органы исполнительной власти, Губернатор Ярославской области, Правительство Ярославской области и орган исполнительной власти Ярославской области по охране труда (далее - уполномоченный орган) в пределах своих полномочий.
    2.Утратил силу с 22 октября 2006 года.
    3.Органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ярославской области могут наделяться отдельными государственными полномочиями Ярославской области по государственному управлению охраны труда.
    Для осуществления отдельных государственных полномочий Ярославской области органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ярославской области могут создаваться органы в структуре местной администрации либо назначаться специалисты, в компетенцию которых входит государственное управление охраной труда.
    1.Должностные лица уполномоченного органа имеют право получать от работодателей информацию и документы, необходимые для осуществления ими своих полномочий, участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве, беспрепятственно посещать организации независимо от формы собственности и работодателей - индивидуальных предпринимателей в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве.
    2.При наделении органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ярославской области государственными полномочиями по решению вопросов охраны труда должностные лица органов местного самоуправления имеют право получать от работодателей информацию и документы, необходимые для осуществления ими своих полномочий, участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве, беспрепятственно посещать организации независимо от формы собственности и работодателей - индивидуальных предпринимателей в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве.
  3. Глава 2.Права работников на охрану труда и их гарантии

  4. 1.Каждому работнику гарантированы права на охрану труда, закрепленные Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Ярославской области.
    2.Гарантии прав работника на охрану труда устанавливаются федеральным законодательством, коллективными договорами и соглашениями, условиями трудового договора и обеспечиваются, в частности:
    недопустимостью изменения законодательства Ярославской области об охране труда в сторону ограничения установленных прав работника на охрану труда;
    обязательным социальным страхованием работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
    судебной защитой прав работника на охрану труда;
    осуществлением государственного надзора и контроля за охраной труда, применением мер ответственности к руководителям и должностным лицам организаций в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Ярославской области;
    признанием и обеспечением прав профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов в отношении их деятельности по защите прав работников на охрану труда.
    1.Повышенные или дополнительные компенсации работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.
    2.В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсации работникам не устанавливаются.
  5. Глава 3.Обеспечение охраны труда

  6. 1.В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
    2.Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.
    При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору в соответствии с федеральным законодательством.
    3.Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
    Необоснованные сокращения численности и ликвидация службы охраны труда не допускаются.
    По статусу службы охраны труда приравниваются к основным структурным подразделениям и подчиняются непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей.
    1.В организациях по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят прошедшие специальное обучение и проверку знаний по охране труда представители работодателей, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа. Положение о комитете (комиссии) по охране труда разрабатывается на основе типового положения, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и утверждается совместным распорядительным документом работодателя и представительного органа работников.
    2.Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.
    Ответственность за обеспечение охраны труда в организации возлагается на работодателя.
    Работодатель обязан обеспечить соблюдение требований охраны труда, установленных федеральным законодательством, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Ярославской области об охране труда.
    Локальные нормативные акты не могут ухудшать уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленных федеральным законодательством и законодательством Ярославской области.
    Работодатель в области охраны труда имеет право:
    выходить с предложением в соответствующие органы управления охраной труда о разработке или изменении стандартов безопасности труда, норм и правил по охране труда;
    получать информацию, методическую помощь и содействие органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Ярославской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области в области обучения, пропаганды безопасных методов и приемов труда, в других направлениях деятельности по охране труда;
    обжаловать решения соответствующих органов государственного управления охраной труда, федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, в вышестоящий орган или в суд;
    привлекать работников организаций за нарушения норм и правил по охране труда к дисциплинарной, материальной ответственности, а в случае необходимости передавать материалы в соответствующие правоохранительные органы для привлечения виновных к административной и уголовной ответственности в порядке, установленном действующим законодательством;
    пользоваться иными правами, предусмотренными действующим федеральным законодательством и законодательством Ярославской области.
    Работник обязан:
    соблюдать требования охраны труда;
    правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
    проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;
    немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве или об ухудшении состояния здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
    проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
    Требования к соответствию производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда устанавливаются федеральным законодательством.
    1.Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального, областного и местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Ярославской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
    Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.
    2.Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).
    3.Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в государственных и муниципальных учреждениях осуществляется в соответствии со сметой бюджетного финансирования, предусматривающей отдельной строкой определение расходов на цели охраны труда.
    4.Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
    5.Экономическое стимулирование ведения хозяйственной и иной деятельности с учетом требований федерального законодательства и законодательства Ярославской области по охране труда может осуществляться путем установления льгот по налогам и сборам, применения льготного кредитования, предоставления иных льгот работодателям, разрабатывающим, внедряющим и эксплуатирующим безопасные технологии и производства, а также принимающим участие в реализации целевых программ по охране труда.
    1.Органы государственной власти Ярославской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области в установленном законодательством порядке разрабатывают и утверждают целевые программы по охране труда.
    2.Финансирование мероприятий, включенных в целевые программы по охране труда, производится соответственно за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Ярославской области, средств организаций всех форм собственности, фондов охраны труда, других источников.
    3.Контроль за целевым использованием средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Ярославской области на реализацию целевых программ по охране труда осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством.
    4.Органы государственной власти Ярославской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области в соответствии с законодательством вправе принимать участие в финансировании соответственно за счет средств областного бюджета, бюджетов муниципальных образований Ярославской области и внебюджетных средств мероприятий, включенных в федеральные программы по охране труда.
    Для концентрации финансовых ресурсов на мероприятия по охране труда могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Ярославской области.
    Средства фондов охраны труда используются только на улучшение условий и охраны труда, обеспечение безопасности производства, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
  7. Глава 4.Надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда

  8. Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда во всех организациях на территории Ярославской области осуществляются в соответствии с действующим законодательством.
    Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и уполномоченным органом Ярославской области в порядке, установленном в соответствии с федеральным законодательством.
    Цели проведения государственной экспертизы условий труда, права и обязанности лиц, осуществляющих государственную экспертизу условий труда, устанавливаются федеральным законодательством.
    1.Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляют профессиональные союзы (их объединения) и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда. Профессиональные союзы (их объединения) вправе создавать в этих целях собственные инспекции труда профсоюзов в соответствии с действующим законодательством.
    2.Полномочия профсоюзных инспекторов труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов устанавливаются федеральным законодательством.
    Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями - индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.
    Работодатели обязаны обеспечить предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного контроля и надзора, уполномоченному органу, органам профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда, а также органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ярославской области в соответствии с пунктом 2 статьи 6 настоящего Закона информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий.
  9. Глава 5.Ответственность за нарушение требований охраны труда

  10. 1.Лица, виновные в нарушении требований охраны труда, невыполнении обязательств по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, трудовыми договорами или препятствующие деятельности представителей федеральных органов исполнительной власти в области государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Ярославской области.
    2.Ответственность организаций за нарушение требований охраны труда устанавливается федеральным законодательством.
  11. Глава 6.Заключительные положения

  12. Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.
    Органам государственной власти Ярославской области и органам местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области привести свои нормативные правовые акты в соответствие с требованиями настоящего Закона в трехмесячный срок со дня вступления его в силу.
    Губернатор
    Ярославской области
    А.И.ЛИСИЦЫН
    г. Ярославль
    30.06.2003
    N 32-з