"ПАСПОРТ
областной целевой программы
"Социальное развитие села до 2013 года"
Наименование программы Областная целевая программа "Социальное развитие
села до 2013 года" (далее - программа)Дата принятия решения о
разработке программы,
дата ее утверждения
(наименование и номер
соответствующего
нормативного акта)Постановление администрации Воронежской области от
22 июля 2003 года N 541 "О разработке и реализации
областной целевой программы "Социальное развитие
села до 2010 года"Государственные
заказчикиДепартамент аграрной политики Воронежской области,
департамент образования, науки и молодежной
политики Воронежской области, департамент культуры
и архивного дела Воронежской области, департамент
здравоохранения Воронежской области, департамент
промышленности и транспорта Воронежской области,
управление автомобильных дорог и дорожной
деятельности Воронежской областиГосударственный
заказчик-координаторДепартамент аграрной политики Воронежской области Основные разработчики
программыДепартамент экономического развития Воронежской
области при участии государственных заказчиков
программыЦели и задачи программы Основными целями программы являются:
- развитие социальной сферы и инженерной
инфраструктуры сельских муниципальных образований
Воронежской области;
- создание правовых, административных и
экономических условий для перехода к устойчивому
социально-экономическому развитию сельских
муниципальных образований и реализации
Федерального закона "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской
Федерации"; - повышение качества сельского образования; - создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села в ведение органов местного самоуправления; - расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности; - повышение престижности проживания в сельской местности. Основными задачами программы являются: - улучшение состояния здоровья сельского населения путем повышения доступности и качества предоставления первичной медико-санитарной помощи; - повышение уровня электро-, водо- и газоснабжения сельских поселений; - обеспечение сельских поселений телефонной и телекоммуникационной связью; - расширение сети сельских автомобильных дорог; - привлечение и закрепление в сельской местности молодых семей и молодых специалистов. Цели и задачи программы согласуются с приоритетами социально-экономического развития Российской Федерации и Воронежской области, федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года"Важнейшие целевые индикаторы и показатели Целевые индикаторы и показатели сгруппированы в соответствии с основными направлениями реализации программы: Ввод в действие (приобретение) 104921 кв. метра жилья в сельской местности. Предоставление 97363 кв. метров жилья в сельской местности молодым семьям и молодым специалистам. Строительство новых школ на 3271 ученическое место и реконструкция двух существующих образовательных учреждений. Увеличение мощности сельских клубных учреждений на 915 посадочных мест. Обеспечение ввода амбулаторно-поликлинических учреждений суммарной мощностью 685 посещений в смену. Повышение уровня снабжения природным газом и улучшение бытовых условий сельского населения за счет ввода 1814,6 км распределительных газовых сетей. Реконструкция и техническое перевооружение 32,491 км электрических линий ВЛ 0,38 кВ. Строительство 561,781 км водопроводных сетей. Достижение уровня цифровизации СТС 59 процентов. Приведение в нормативное техническое состояние 25,0 км автодорог. Строительство и реконструкция 17,77 км автодорог общего пользования в сельской местности. Создание и открытие 11 информационно-консультационных центров. Поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений - 1 объект Сроки и этапы реализации программы 2005 - 2013 годы Перечень мероприятий 1. Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности. 2. Обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов на селе. 3. Развитие сети общеобразовательных учреждений в сельской местности. 4. Развитие сети учреждений культуры и культурно-досуговой деятельности в сельской местности. 5. Развитие сети амбулаторно-поликлинических учреждений в сельской местности. 6. Развитие газификации в сельской местности. 7. Развитие электрических сетей в сельской местности. 8. Развитие водоснабжения в сельской местности. 9. Развитие телекоммуникационных сетей в сельской местности. 10. Развитие сети автомобильных дорог в сельской местности. 11. Развитие информационно-консультационного обслуживания в сельской местности. 12. Поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений Объемы и источники финансирования Общая сумма расходов на реализацию программы 7123191,3 тыс. рублей, в том числе: - средства федерального бюджета - 1568491,8 тыс. рублей (22,0 процента); - средства областного бюджета - 2488428,2 тыс. рублей (34,9 процента); - средства местных бюджетов - 388945,6 тыс. рублей (5,5 процента); - средства внебюджетных источников - 2677325,7 тыс. рублей (37,6 процента) Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности Реализация программы позволит: - улучшить жилищные условия 1184 сельских семей; - оказать государственную поддержку в строительстве (приобретении) жилья 1275 сельским молодым семьям и молодым специалистам агропромышленного комплекса и, тем самым, создать условия для приостановки миграции сельской молодежи; - повысить эффективность образовательного процесса за счет снижения загруженности сельских школ, территориальной приближенности и создания условий для обучения, соответствующих современным требованиям; - повысить долю обучающихся в первую смену в благоустроенных сельских общеобразовательных учреждениях повсеместно до 97 процентов; - сделать возможным реализацию культурных потребностей жителей сельских населенных пунктов за счет укрепления материально-технической базы культурно-досуговых учреждений. До 2013 года будет обеспечен ввод учреждений клубного характера на 915 посадочных мест; - повысить уровень доступности и качества медицинского обслуживания сельского населения за счет ввода амбулаторно-поликлинических учреждений на 685 посещений в смену; - обеспечить ввод в действие 1814,6 км распределительных газовых сетей; - обеспечить надежное и эффективное электроснабжение сельских населенных пунктов путем реконструкции и технического перевооружения электрических линий - 32,491 км ВЛ 0,38 кВ; - повысить уровень охвата сельского населения централизованным водоснабжением за счет ввода 561,781 км водопроводных сетей; - произвести замену устаревших сетей сельской телефонной связи на сети нового поколения (N GN) в трех районах Воронежской области, телефонизировать все сельские населенные пункты, обеспечить рост уровня проникновения мобильной сотовой связи в сельской местности, довести количество действующих пунктов коллективного доступа в Интернет (ПКД) до 530, обеспечить внедрение универсальных услуг связи; - улучшить состояние сельских дорог за счет приведения в нормативное техническое состояние 25,0 км автодорог и строительства (реконструкции) 17,77 км автодорог общего пользования; - улучшить информационно-консультационное обслуживание сельского населения; - осуществить строительство 1 объекта по комплексной компактной застройке и благоустройству сельских поселений
"Таблица 2.1
ДИНАМИКА ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
Целевой индикатор Единица
измеренияЗначение индикатора по годам 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 1. Ввод в действие 104921 кв. метра жилья
в сельской местностикв. метры 10 659 12 000 14 870 11 037 12 928 11 937 11 690 9 900 9 900 2. Предоставление 97363 кв. метров жилья
в сельской местности молодым семьям и
молодым специалистамкв. метры - 12 762 11 857 12 959 12 274 13 048 13 063 10 700 10 700 3. Строительство новых школ на 3271
ученическое место и реконструкция двух
существующих образовательных учрежденийученические
места370 100 320 1 170 240 1 071 - - - 4. Увеличение мощности сельских клубных
учреждений на 915 посадочных местпосадочные
места- - 200 200 200 - - - 315 5. Обеспечение ввода
амбулаторно-поликлинических учреждений
суммарной мощностью 685 посещений в сменупосещений в
смену70 450 105 35 25 - - - - 6. Повышение уровня снабжения природным
газом и улучшение бытовых условий
сельского населения за счет ввода 1814,6
км распределительных газовых сетейкм 618,36 143,8 303,86 174,243 161,843 157,12 129,98 80,4 45,0 7. Реконструкция и техническое
перевооружение электрических линий 32,491 км ВЛ 0,38 кВкм - 6,5 6,534 5,248 6,519 0,81 1,18 4,6 1,1 8. Строительство 561,781 км водопроводных
сетейкм 30,45 26,038 41,74 82,023 80,79 80,07 77,67 73,0 70,0 9. Достижение уровня цифровизации СТС на
конец годапроцент 15,1 24,2 33,4 53,4 59,0 - - - - 10. Приведение в нормативное техническое
состояние 25,0 км автодорогкм - - - 6,61 - 18,39 - - - 11. Строительство и реконструкция 17,77
км автодорог общего пользования в
сельской местностикм - 11,72 - 6,05 - - - - - 12. Создание и открытие 11
информационно-консультационных центровшт. - 7 3 1 - - - - - 13. Комплексная компактная застройка и
благоустройство сельских поселенийед. - - - - - - - - 1
";
"3. Система программных мероприятий
3.1. Улучшение жилищных условий граждан, проживающих
в сельской местности
В целях улучшения жилищных условий сельских жителей, не обладающих достаточными собственными накоплениями, программа предусматривает строительство (приобретение) 104921 кв. метра жилых домов за счет:
- становления и развития кредитно-финансовых механизмов строительства и приобретения жилья, включая механизмы ипотечного жилищного кредитования;
- привлечения собственных и (или заемных) средств граждан.
При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданами могут быть использованы средства материнского (семейного) капитала в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года N 862 "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий".
Мероприятие предполагает расширение возможностей улучшения жилищных условий для сельских жителей с невысокими личными доходами.
Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, осуществляется за счет консолидации средств федерального, областного и местных бюджетов на условиях долевого финансирования в порядке межбюджетных отношений. Форма использования бюджетных средств, предназначенных для улучшения жилищных условий граждан, - предоставление сельским жителям безвозмездных субсидий на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.
Объем средств на реализацию программного мероприятия составит 1347171,8 тыс. рублей (таблица 3.1), из них:
- средства федерального бюджета - 274580 тыс. рублей;
- средства областного бюджета - 220381,9 тыс. рублей;
- средства местных бюджетов - 27581,5 тыс. рублей;
- внебюджетные источники - 824628,4 тыс. рублей.
Выполнение мероприятия позволит:
- улучшить жилищные условия 1184 сельских семей;
- сформировать систему ипотечного жилищного кредитования граждан, постоянно проживающих в сельской местности, установить порядок выдачи и погашения ипотечных жилищных кредитов, их обслуживания, а также механизм их рефинансирования;
- аккумулировать внебюджетные источники финансирования.
3.2. Обеспечение жильем молодых семей и молодых
специалистов на селе
Основной целью мероприятия по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов на селе является формирование эффективного кадрового потенциала агропромышленного комплекса, необходимого для выполнения задач агропродовольственной политики, повышение его образовательного и профессионального уровней, создание условий для преодоления кадрового дефицита в социальной сфере села, развитие рынка труда в сельской местности.
В рамках мероприятия будет осуществляться строительство и приобретение жилья для молодых семей и молодых специалистов с привлечением субсидий федерального, областного и местных бюджетов и внебюджетных источников.
Объем средств на реализацию программного мероприятия составит 1331468,2 тыс. рублей (таблица 3.2), из них:
- средства федерального бюджета - 381769 тыс. рублей;
- средства областного бюджета - 276281,2 тыс. рублей;
- средства местных бюджетов - 14044 тыс. рублей;
- внебюджетные источники - 659374 тыс. рублей.
Реализация мероприятия планируется с 2006 по 2013 годы.
Выполнение мероприятия по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов на селе позволит:
- улучшить жилищные условия 1275 молодых семей и молодых специалистов на селе;
- создать условия для закрепления молодых специалистов в агропромышленном комплексе и в социальной сфере села, а также приостановить миграцию сельской молодежи;
- создать условия для улучшения демографической ситуации.
3.3. Развитие сети общеобразовательных учреждений
в сельской местности
Для реализации в сельской местности принципа общедоступности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, повышения качества образования, обеспечения адаптации выпускников школ к новым социально-экономическим условиям, повышения их конкурентоспособности при поступлении в учреждения среднего и высшего профессионального образования предусмотрены мероприятия по развитию сети общеобразовательных учреждений в сельской местности.
Всего на строительство предусмотренных программой объектов потребуется 1111628,6 тыс. рублей (таблица 3.3), из них:
- средства федерального бюджета - 100126 тыс. рублей;
- средства областного бюджета - 939559,6 тыс. рублей;
- средства местных бюджетов - 71943 тыс. рублей.
В целом реализация мероприятий позволит:
- внедрить научное и информационное обеспечение управления качеством образования в сельской местности;
- обеспечить сельские общеобразовательные учреждения высококвалифицированными кадрами;
- создать условия для внедрения нового содержания образования, реализации профильного обучения на старшей ступени общего образования в сельской местности, оптимизации сети сельских общеобразовательных учреждений;
- обеспечить ввод сельских школ общей мощностью 3271 ученическое место;
- обеспечить создание отвечающей современным требованиям материально-технической базы сельских общеобразовательных учреждений;
- сохранить в отрасли 2210 рабочих мест.
3.4. Развитие сети учреждений культуры и культурно-досуговой
деятельности в сельской местности
Целями данного раздела программы являются сохранение культурного наследия, реализация духовного потенциала современного села, обеспечение доступа различных групп сельского населения к культурным ценностям и информационным ресурсам, активизация его культурной деятельности.
Всего для реализации мероприятия потребуется 282118,2 тыс. рублей (таблица 3.4), из них:
- средства федерального бюджета - 28210,3 тыс. рублей;
- средства областного бюджета - 205456,4 тыс. рублей;
- средства местных бюджетов - 48451,5 тыс. рублей.
Реализация мероприятия будет осуществляться по 5 направлениям:
1) строительство 4 домов культуры (в селах Красное Новохоперского муниципального района, Сагуны Подгоренского муниципального района, Ростоши Эртильского муниципального района, Отрадное Новоусманского муниципального района);
2) создание 27 передвижных клубных учреждений в сельской местности, что обеспечит восстановление регулярного культурного обслуживания 827 сельских малонаселенных пунктов;
3) обеспечение совершенствования форм деятельности учреждений культуры в сельской местности Воронежской области;
4) укрепление материально-технической базы учреждений культуры в сельской местности (переоснащение 97 сельских учреждений культуры современными техническими средствами);
5) содействие сохранению существующей сети муниципальных учреждений культуры (проведение капитального ремонта 52 объектов культуры в сельских населенных пунктах).
3.5. Развитие сети амбулаторно-поликлинических учреждений
в сельской местности
Данное мероприятие программы является одним из механизмов реализации государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью в части доведения ее объемов до уровня принятых нормативов и обеспечения доступности бесплатной медицинской помощи для сельских жителей.
Целями мероприятия являются развитие сети учреждений здравоохранения в сельской местности, совершенствование предоставления первичной медико-санитарной помощи на базе сельских районных, участковых больниц, стабилизация показателей здоровья сельского населения, снижение уровня заболеваемости и преждевременной смертности, увеличение продолжительности жизни.
Для реализации данного мероприятия предусмотрены:
- ввод в действие районных и участковых больниц в сельской местности;
- ввод в действие сельских амбулаторий и поликлинических учреждений.
Реализация мероприятия в медико-санитарной области позволит:
- смягчить проблему получения медицинских услуг жителями отдаленных от райцентров населенных пунктов;
- повысить качество предоставляемой селянам медицинской помощи;
- снизить заболеваемость и смертность сельского населения, что будет способствовать укреплению трудового потенциала села, сделает благоприятнее демографическую ситуацию;
- обеспечить ввод участковых больниц мощностью 80 коек, амбулаторно-поликлинических учреждений на 685 посещений в смену;
- сохранить в сфере сельского здравоохранения 909 рабочих мест и создать 8 новых рабочих мест.
Всего для реализации мероприятия потребуется 156926,7 тыс. рублей (таблица 3.5), из них:
- средства областного бюджета - 149077 тыс. рублей;
- средства местных бюджетов - 5813 тыс. рублей;
- внебюджетные источники (средства сельхозпредприятий и организаций) - 2036,7 тыс. рублей.
3.6. Развитие газификации в сельской местности
Данное мероприятие основано на концепции экономически обоснованного развития газификации сельских муниципальных образований с учетом топливно-энергетических балансов районов, использования альтернативных видов топлива и внедрения энергосберегающих технологий.
Основной целью мероприятия в области развития газификации в сельской местности является повышение уровня снабжения природным газом сельского населения и создание комфортных условий труда и быта в сельской местности.
Конечными целями реализации данного программного мероприятия являются:
- выравнивание уровней газификации природным газом сельских поселений и дальнейшее повышение доли газового топлива в общем энергопотреблении села;
- сокращение отставания социально-экономического уровня жизни, комфортности труда и быта в сельской местности и создание современной среды обитания для сельского населения.
Для достижения поставленных целей предусматривается:
- осуществить строительство и реконструкцию 1814,6 км распределительных газовых сетей в сельских поселениях.
Реализация мероприятия будет проводиться, в первую очередь, на основе увеличения загрузки существующих магистральных газопроводов - отводов высокого давления.
Выполнение мероприятия позволит значительно улучшить экологическую обстановку. Сократятся грузопотоки и затраты на перевозку твердого и жидкого топлива на автомобильном и железнодорожном транспорте.
Реализация мероприятия позволит сохранить в строительстве 1490 рабочих мест.
Для реализации мероприятия потребуется 1400297,6 тыс. рублей (таблица 3.6), из них:
- средства федерального бюджета - 372633,5 тыс. рублей;
- средства областного бюджета - 120173,1 тыс. рублей;
- средства местных бюджетов - 59055,4 тыс. рублей;
- внебюджетные источники - 848435,6 тыс. рублей.
3.7. Развитие электрических сетей в сельской местности
Основной целью мероприятия является обеспечение надежного, безопасного и эффективного электроснабжения сельских потребителей при снижении электроемкости производства продукции, создание комфортных социально-бытовых условий жизни на селе.
Основным направлением данного мероприятия является реконструкция и техническое перевооружение находящихся на балансе муниципальных образований ВЛ-0,38 кВ в соответствии с прогнозируемыми нагрузками и новыми техническими требованиями.
Основными ожидаемыми результатами проведения данного мероприятия программы являются:
- обеспечение бесперебойного снабжения электрической энергией сельского населения и других потребителей электроэнергии, расположенных в сельской местности, включая крестьянские (фермерские) хозяйства;
- повышение качества потребляемой на селе электроэнергии;
- минимизация затрат на обслуживание линии электропередачи, обеспечение срока службы не менее 40 лет без промежуточной замены проводов и опор;
- внедрение микропроцессорного управления и защиты сетей, централизация управления распределением и потреблением электроэнергии;
- строительство и реконструкция 32,491 км электрических сетей ВЛ-0,38 кВ.
Все это позволит повысить уровень электрификации и комфортности сельского быта.
За счет реконструкции и технического перевооружения сельских линий электропередачи и трансформаторных подстанций в отрасли будет сохранено 147 рабочих мест.
Для реализации мероприятия потребуется 36731,3 тыс. рублей (таблица 3.7), из них:
- средства федерального бюджета - 2875 тыс. рублей;
- средства областного бюджета - 30079,2 тыс. рублей;
- средства местных бюджетов - 2555,3 тыс. рублей;
- внебюджетные источники - 1221,8 тыс. рублей.
3.8. Развитие водоснабжения в сельской местности
Главными целями мероприятия являются обеспечение сельского населения питьевой водой в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, улучшение на этой основе состояния здоровья населения и нормализация экологической обстановки в сельской местности, а также рациональное использование природных водных источников, на которых базируется питьевое водоснабжение.
Программой предусмотрено строительство и реконструкция систем централизованного водоснабжения сельских населенных пунктов.
Ожидаемые результаты реализации:
- ввод в действие 561,781 км локальных водопроводных сетей в сельской местности, что позволит увеличить водообеспеченность сельских жителей и улучшить качество воды;
- доведение уровня обеспеченности сельского населения централизованным водоснабжением до 62,9 процентов;
- улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки более чем в 100 сельских населенных пунктах.
Для реализации мероприятия потребуется 1067326,8 тыс. рублей (таблица 3.8), из них:
- средства федерального бюджета - 368800 тыс. рублей;
- средства областного бюджета - 349616,3 тыс. рублей;
- средства местных бюджетов - 155287,9 тыс. рублей;
- внебюджетные источники - 193622,6 тыс. рублей.
3.9. Развитие телекоммуникационных сетей в сельской
местности
Основными целями мероприятия являются:
- повышение уровня жизни населения в сельской местности путем обеспечения равного доступа к информации;
- обеспечение необходимого уровня коммуникационных технологий для эффективного развития экономики сельских районов;
- рост объема услуг организаций отрасли связи в сельской местности.
Задачи, которые обеспечивают достижение указанных целей:
- цифровизация сельской телефонной связи;
- внедрение на территории Воронежской области механизма универсальных услуг связи (установка 1789 таксофонов, установка не менее 490 ПКД);
- телефонизация всех сельских населенных пунктов.
Для реализации мероприятия потребуется 181038,1 тыс. рублей (таблица 3.9), из них:
- средства федерального бюджета - 28157 тыс. рублей;
- средства областного бюджета - 10779,5 тыс. рублей;
- внебюджетные источники - 142101,6 тыс. рублей (средства ОАО "ЦентрТелеком", заинтересованных предприятий и организаций, населения).
3.10. Развитие сети автомобильных дорог в сельской местности
Реализация мероприятия предусматривает следующее:
1. Приведение в нормативное техническое состояние ведомственных автодорог, связывающих сельские населенные пункты, протяженностью 25,0 км.
2. Ввод в действие автомобильных дорог общего пользования, связывающих сельские населенные пункты, протяженностью 17,77 км.
Общий объем финансирования мероприятия составит 176284 тыс. рублей (таблица 3.10), в том числе средства областного бюджета - 176284 тыс. рублей.
3.11. Развитие информационно-консультационного обслуживания
в сельской местности
Целями мероприятия являются развитие и совершенствование информационно-консультационного обслуживания сельского населения по следующим фундаментальным направлениям:
- совершенствование организации сельскохозяйственного производства, развитие инновационной, рекламной и издательской деятельности;
- переход на режим Интернет-телефонии, участие в крупных информационных проектах, имеющих общеотраслевое значение;
- развитие материально-технической базы информационно-консультационных служб областного и районного значения;
- обучение кадров информационно-консультационного обслуживания;
- оказание практической помощи по вопросам в области маркетинга, менеджмента, бизнес-планирования и другим вопросам, связанным с процессом рыночных преобразований сельской экономики.
Программой предусматриваются:
- формирование единой областной сети сельских информационно-консультационных центров;
- организация курсов подготовки и переподготовки консультантов-организаторов с целью распространения знаний среди сельского населения по вопросам организации и ведения производства и торговли, информации о новых методах хозяйствования и технологиях, предоставления рекомендаций по их применению.
Реализация мероприятия позволит:
- обеспечить создание единой интегрированной системы информационно-консультационной службы, работающей в едином информационном и правовом поле и объединяющей кадровый и ресурсный потенциал агропромышленного комплекса, в целях повышения эффективности сельскохозяйственного производства;
- обеспечить формирование и актуализацию баз данных, консультирование сельхозтоваропроизводителей по широкому кругу вопросов, в первую очередь, - по организации сельскохозяйственного производства и управлению им, сбор, апробацию и оказание помощи сельхозтоваропроизводителям в освоении инновационных проектов, позволяющих перевести производство на более высокий уровень развития;
- обеспечить предоставление маркетинговых услуг по прогнозу изменения конъюнктуры рынка;
- создать условия для расширения возможностей получения сельским населением независимо от места проживания необходимой информации;
- повысить образовательный и профессиональный уровень сельских товаропроизводителей и сельского населения, их информированность по вопросам ведения сельскохозяйственного производства в организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах и в личных подсобных хозяйствах путем обучения, издания информационных материалов, проведения выставок и других демонстрационных мероприятий;
- обеспечить разработку и реализацию различных программ, инвестиционных проектов в АПК, обеспечивающих устойчивое развитие сельских территорий;
- создать условия для расширения рынка труда в сельской местности, обеспечения занятости сельского населения.
В сфере информационно-консультационного обслуживания сельского населения будет создано 128 рабочих мест.
Затраты на реализацию данного мероприятия составят 9392 тыс. рублей (таблица 3.11), из них:
- средства федерального бюджета - 4499 тыс. рублей;
- средства областного бюджета - 20 тыс. рублей;
- средства местных бюджетов - 3530 тыс. рублей;
- внебюджетные источники - 1343 тыс. рублей (средства от реализации платных услуг).
3.12. Поддержка комплексной компактной застройки
и благоустройства сельских поселений
Данное мероприятие программы является одним из механизмов реализации государственной политики в сфере устойчивого развития сельских территорий и предоставления мер государственной поддержки муниципальным районам в рамках реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы.
Целью мероприятия является создание необходимых условий жизнедеятельности для специалистов и рабочих кадров организаций АПК и социальной сферы.
Реализация мероприятий комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений предусматривает:
1) строительство (реконструкцию) объектов социальной и культурной сферы (объекты дошкольных и общеобразовательных учреждений, амбулаторно-поликлинических учреждений, фельдшерско-акушерских пунктов, учреждений клубного типа, а также спортивные сооружения и площадки);
2) инженерную подготовку строительной площадки для массовой жилищной застройки;
3) благоустройство (озеленение, обеспечение уличного освещения, строительство уличных дорог и тротуаров).
Ожидаемыми результатами проведения данного мероприятия программы являются 723,6 м водопроводных сетей, 866 м газопроводов среднего давления, 550 м газопроводов низкого давления, 225 м электролиний ВЛ-10 кВ, 2782 м электролиний ВЛ-0,4 кВ, что сделает возможным ввод в эксплуатацию 24 одноквартирных жилых домов общей площадью 2880 кв. метров на территории с. Старая Калитва Россошанского муниципального района.
Реализация мероприятия позволит:
- осуществить взаимосвязь проекта с развитием сельскохозяйственных и альтернативных видов деятельности, осуществляемых в населенном пункте, в границах которого предусматривается реализация проекта;
- обеспечить участие сельскохозяйственных и иных организаций в строительстве жилья для своих работников;
- привлечь инвестиции в строительство инженерной инфраструктуры и социальных объектов;
- создать новые рабочие места для граждан, изъявивших желание обустроиться на территории данного поселения.
Всего для реализации мероприятия потребуется 22808,0 тыс. рублей (таблица 3.12), из них:
- средства федерального бюджета - 6842,0 тыс. рублей;
- средства областного бюджета - 10720,0 тыс. рублей;
- средства местных бюджетов - 684,0 тыс. рублей;
- внебюджетные источники (средства сельхозпредприятий и организаций) - 4562,0 тыс. рублей.";
"4. Финансовое и ресурсное обеспечение программы
При разработке стратегии ресурсного обеспечения программы учитывалась реальная ситуация в финансово-бюджетной сфере Воронежской области, высокая общеэкономическая, социально-демографическая и политическая значимость проблемы, а также реальная возможность ее решения только при значительной федеральной поддержке и вовлечении в инвестиционную деятельность всех участников реализации программы, включая сельское население. Распределение финансирования по государственным заказчикам программы представлено в таблице 4.2.
Общий объем финансирования мероприятий программы составляет 7123191,3 тыс. рублей (таблица 4.1), в том числе:
- средства федерального бюджета - 1568491,8 тыс. рублей;
- средства областного бюджета - 2488428,2 тыс. рублей;
- средства местных бюджетов - 388945,6 тыс. рублей;
- внебюджетные источники - 2677325,7 тыс. рублей.
Объем капитальных вложений составляет 7040500,8 тыс. рублей, в том числе:
- средства федерального бюджета - 1566490,8 тыс. рублей;
- средства областного бюджета - 2448173,5 тыс. рублей;
- средства местных бюджетов - 348510,8 тыс. рублей;
- внебюджетные источники - 2677325,7 тыс. рублей.
Первоочередному финансированию будут подлежать работы на объектах, не завершенных строительством, находящихся в ветхом или аварийном состоянии, а также имеющих высокую степень технической строительной готовности.
Текущие расходы определены в сумме 82690,5 тыс. рублей и финансируются за счет:
- средств федерального бюджета - 2001,0 тыс. рублей;
- средств областного бюджета - 40254,7 тыс. рублей;
- средств местных бюджетов - 40434,8 тыс. рублей.
Таблица 4.1
ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ, ИСТОЧНИКИ И СТАТЬИ РАСХОДОВ
областной целевой программы "Социальное развитие села
до 2013 года"
Направления финансирования
и источникиОбъемы финансирования, тыс. рублей всего в том числе по годам реализации 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 Общий объем
финансирования, всего7 123 191,3 854 699,2 552 634,2 1 012 060,2 1 006 176,9 844 783,3 983 495,5 623 967,3 626 101,5 619 273,2 в том числе: федеральный бюджет 1 568 491,8 151 311,0 119 372,0 189 859,0 120 500,0 223 112,0 197 599,0 184 703,5 176 610,0 205 425,3 областной бюджет 2 488 428,2 125 009,0 190 859,3 406 097,7 549 320,0 276 373,9 466 063,6 131 867,7 131 000,0 211 837,0 местные бюджеты 388 945,6 31 808,0 28 060,0 66 774,0 51 565,6 41 473,0 43 637,2 45 610,4 48 094,5 31 922,9 внебюджетные средства 2 677 325,7 546 571,2 214 342,9 349 329,5 284 791,3 303 824,4 276 195,7 261 785,7 270 397,0 170 088,0 Капитальные вложения,
всего7 040 500,8 854 699,2 549 230,4 971 581,2 972 819,2 843 533,3 982 095,5 622 567,3 626 101,5 617 873,2 в том числе: федеральный бюджет 1 566 490,8 151 311,0 119 372,0 187 858,0 120 500,0 223 112,0 197 599,0 184 703,5 176 610,0 205 425,3 областной бюджет 2 448 173,5 125 009,0 189 225,5 386 504,7 532 342,1 275 823,9 465 563,6 131 367,7 131 000,0 211 337,0 местные бюджеты 348 510,8 31 808,0 26 290,0 47 889,0 35 185,8 40 773,0 42 737,2 44 710,4 48 094,5 31 022,9 внебюджетные средства 2 677 325,7 546 571,2 214 342,9 349 329,5 284 791,3 303 824,4 276 195,7 261 785,7 270 397,0 170 088,0 НИОКР, всего в том числе: федеральный бюджет областной бюджет местные бюджеты внебюджетные средства Текущие расходы, всего 82 690,5 - 3 403,8 40 479,0 33 357,7 1 250,0 1 400,0 1 400,0 - 1 400,0 в том числе: федеральный бюджет 2 001,0 - - 2 001,0 - - - - - - областной бюджет 40 254,7 - 1 633,8 19 593,0 16 977,9 550,0 500,0 500,0 - 500,0 местные бюджеты 40 434,8 - 1 770,0 18 885,0 16 379,8 700,0 900,0 900,0 - 900,0 внебюджетные средства - - - - - - - - - -
Таблица 4.2
ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА ДО 2013 ГОДА"
Государственные заказчики Объемы финансирования (тыс. рублей) всего в том числе по годам реализации 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 1. Департамент аграрной
политики Воронежской
области5 215 195,7 679 594,0 320 187,5 552 810,0 570 058,0 663 606,0 639 762,4 622 567,3 626 101,5 540 509,0 2. Департамент
образования, науки и
молодежной политики
Воронежской области1 111 628,6 124 641,0 154 446,0 283 138,0 152 525,0 104 545,5 292 333,1 0 0 0 3. Департамент культуры и
архивного дела Воронежской
области282 118,2 0 20 368,8 71 805,7 94 877,7 13 501,8 1 400,0 1 400,0 0 78 764,2 4. Департамент
здравоохранения
Воронежской области156 926,7 20 268,0 15 158,7 27 060,0 79 239,1 15 200,9 0 0 0 0 5. Департамент
промышленности и
транспорта Воронежской
области181 038,1 30 196,2 30 196,2 42 753,5 29 963,1 47 929,1 0 0 0 0 6. Управление
автомобильных дорог и
дорожной деятельности
Воронежской области176 284,0 0 12 277,0 34 493,0 79 514,0 0 50 000,0 0 0 0 ИТОГО (в целом по
программе):7 123 191,3 854 699,2 552 634,2 1 012 060,2 1 006 176,9 844 783,3 983 495,5 623 967,3 626 101,5 619 273,2
Объемы финансирования мероприятий программы будут корректироваться в процессе их реализации в установленном порядке, исходя из возможностей бюджетов и фактических затрат.";
"6. Организация управления реализацией программы и контроль
за ходом ее выполнения
Управление реализацией программы осуществляют департамент аграрной политики Воронежской области, являющийся государственным заказчиком-координатором программы, и следующие исполнительные органы государственной власти Воронежской области - государственные заказчики программы:
- департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области;
- департамент культуры и архивного дела Воронежской области;
- департамент здравоохранения Воронежской области;
- департамент промышленности и транспорта Воронежской области;
- управление автомобильных дорог и дорожной деятельности Воронежской области.
Внесение изменений в программу осуществляется постановлением Воронежской областной Думы.
Департамент аграрной политики Воронежской области - государственный заказчик-координатор программы в соответствии с действующим законодательством:
- обеспечивает согласованность действий всех участников программы по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию бюджетных средств, выполнение соглашений с органами местного самоуправления о финансировании программных мероприятий за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников;
- осуществляет взаимодействие с государственными заказчиками федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" по вопросам финансирования программных мероприятий за счет средств федерального бюджета;
- осуществляет взаимодействие с государственными заказчиками, ответственными за выполнение программных мероприятий.
Управление реализацией программы осуществляют по разделам:
- "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности", "Обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов на селе", "Развитие газификации в сельской местности", "Развитие электрических сетей в сельской местности", "Развитие водоснабжения в сельской местности", "Развитие информационно-консультационного обслуживания в сельской местности", "Поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений" - департамент аграрной политики Воронежской области;
- "Развитие сети общеобразовательных учреждений в сельской местности" - департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области;
- "Развитие сети амбулаторно-поликлинических учреждений в сельской местности" - департамент здравоохранения Воронежской области;
- "Развитие сети учреждений культуры и культурно-досуговой деятельности в сельской местности" - департамент культуры и архивного дела Воронежской области;
- "Развитие телекоммуникационных сетей в сельской местности" - департамент промышленности и транспорта Воронежской области;
- "Развитие сети автомобильных дорог в сельской местности" - управление автомобильных дорог и дорожной деятельности Воронежской области.
Отчеты о ходе выполнения закрепленных разделов программы предоставляются ежеквартально в департамент экономического развития Воронежской области. Проверку целевого использования бюджетных средств проводят специально уполномоченные органы федерального и областного уровней, в том числе Контрольно-счетная палата Воронежской области, в установленном порядке.";
"7. Оценка эффективности, социально-экономических
и экологических последствий реализации программы
В результате реализации программы предусматривается создание организационно-управленческих, финансовых и материально-технических условий, способствующих предотвращению дальнейшего ухудшения ситуации в области социального развития села, решению жилищной проблемы сельского населения, инженерному обустройству сельских поселений, обеспечению доступности получения сельскими жителями качественного образования, а также повышению уровня медицинского, культурного и информационно-консультационного обслуживания сельского населения.
В результате реализации мероприятий программы более 1184 сельских семей улучшат жилищные условия, при этом повысится уровень предоставления коммунальных услуг. Государственную поддержку в строительстве (приобретении) жилья получат 1275 сельских молодых семей и молодых специалистов агропромышленного комплекса и социальной сферы, тем самым будут созданы условия для приостановки миграции сельской молодежи. Будет обеспечен ввод в действие 1814,6 км распределительных газовых сетей. Возрастет надежность и эффективность электроснабжения сельских населенных пунктов за счет замены и реконструкции 32,491 км электрических сетей ВЛ 0,38 кВ. Будет улучшено информационно-консультационное обслуживание сельского населения за счет расширения профиля и повышения эффективности деятельности информационно-консультационной службы, учебно-методического и программного обеспечения сельских товаропроизводителей.
Повысится эффективность образовательного процесса за счет снижения загруженности сельских школ, обеспечения научного и информационного контроля за развитием образования в сельской местности, подготовки квалифицированных педагогических кадров, комплектования базовых сельских школ учебно-методической и художественной литературой, проведения мероприятий по компьютеризации сельских школ. Будут построены новые школы суммарной мощностью 3271 ученическое место. Доля обучающихся в первую смену в благоустроенных сельских общеобразовательных учреждениях повсеместно достигнет 97 процентов.
Повысится уровень доступности и качества медицинского обслуживания сельского населения за счет ввода амбулаторно-поликлинических учреждений на 685 посещений в смену.
До 2013 года будет обеспечен ввод учреждений клубного характера на 915 посадочных мест. Доступнее станет реализация культурных потребностей сельских жителей за счет нового строительства клубных учреждений и реконструкции существующих, развития жанров самодеятельного творчества, переоснащения 97 сельских учреждений культуры современными техническими средствами.
Реализация намеченных мероприятий в части развития телекоммуникаций позволит достигнуть уровень цифровизации СТС 59 процентов и обеспечит доступ сельского населения к универсальным услугам связи.
В демографической сфере предполагается снижение уровня заболеваемости и смертности сельского населения, сохранение трудового потенциала за счет улучшения медицинского обслуживания, повышения уровня и качества жизни.
В области кадрового обеспечения сельскохозяйственного производства будет создана минимально необходимая база для преодоления негативных тенденций в этой сфере, привлечения и закрепления в сельском хозяйстве профессионально подготовленной молодежи, а также для формирования в отрасли стабильного, высококвалифицированного кадрового потенциала, способного к освоению высокоэффективных технологий.
Экономическая эффективность реализации программы состоит в увеличении производительности сельскохозяйственного труда на основе:
- улучшения здоровья сельских жителей, повышения их общеобразовательной и профессиональной подготовки, создания в сельской местности благоприятных жилищных условий;
- сокращения потерь рабочего времени, связанных с заболеваемостью;
- сокращения потерь сельскохозяйственной продукции при ее транспортировке.
Реализация программы будет иметь благоприятные экологические последствия за счет проведения мероприятий по обеспечению сельского населения центральным водоснабжением (будет обеспечен ввод 561,781 км водопроводных сетей).
За время реализации программы будет сохранено 9832 и создано 495 рабочих мест в сельской местности.";