Воронежская область

Решение от 11 декабря 2009 года

По делу № 230-150р
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
11 декабря 2009 года
    Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
    председатель Комиссии: <...>,
    члены Комиссии: <...>,
    рассмотрев дело № 230-150р по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Нибиру» (394055, г. Воронеж, ул. 121 Стрелковой Дивизии, 11) (далее - ООО «Нибиру») и Обществом с ограниченной ответственностью «Компарис» (394055, г. Воронеж, ул. 121 Стрелковой Дивизии, 9, оф. 3) (далее - ООО «Компарис») законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в периодическом печатном издании газета «Воронежская панорама» рекламы содержащей признаки нарушения требованийстатьи 16 и части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе», в присутствии представителей: лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе — ООО «Компарис» - <...>, представитель по доверенности от 25.11.2009 № 13; ООО «Нибиру» - <...>, директор; <...>, представитель по доверенности от 27.11.2009 б/н,
    В газете «Воронежская панорама» от 20.02.2009 в № 98, на 5 полосе под заголовком «Как получить «голливудскую» улыбку?» распространялась информация - статьяоб отделении платных услуг №1 Государственного учреждения здравоохранения «Воронежская областная клиническая стоматологическая поликлиника» и оказываемых им услугах, а также на 16 полосе под заголовком «ФКН: Качество и перспективность» распространялась информация - статья о факультете компьютерных наук Воронежского государственного университета и оказываемых им услугах в сфере образования.
    Определением от 09.11.2009 года № 230-150р было возбуждено дело по признакам нарушения законодательства о рекламе.
    В ходе рассмотрения дела 27.11.2009 года, представитель ООО «Компарис» сообщил, что: ««ООО «Компарис» являлось учредителем газеты «Воронежская панорама (Свидетельство ПИ №ФС 6-0661 от 12.03.2007). 20 апреля 2009 года нынешние участники Общества приобрели ООО «Компарис» путем покупки долей в обществе у прежних его участников с полной уверенностью о том, что у ООО «Компарис» имеется право на издание газеты. На общем собрании участников ООО «Компарис» 21 апреля 2009 гола принято решение о прекращении полномочий директора <...>. До октября 2009 года участники общества пребывали в уверенности, что газета временно не издается только с временными финансовыми трудностями/.../ В октябре 2009 года собственникам ООО «Компарис» стало известно о том, что у ООО «Компарис» уже давно нет права на издание газеты «Воронежская панорама», так как еще в январе 2009 года по заявлению бывшего директора ООО «Компарис» <...>, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи и информационных технологий и массовых коммуникаций по Воронежской области была произведена перерегистрация учредителя газеты «Воронежская панорама» с ООО «Компарис» на ООО «Нибиру». Но при этом 20 марта 2009 года газета «Воронежская панорама» выпускается под руководством <...>, с указанием ООО «Компарис» в качестве учредителя и ссылкой на соответствующее свидетельство о регистрации ПИ № ФС 6-0661 от 12.03.2007 - что является нарушением всех норм Закона о СМИ/.../, а следующий номер газеты «Воронежская панорама» от 08 мая 2009 года выпускается под руководством все той же <...>, но с указанием ООО «Нибиру» в качестве учредителя и ссылкой на свидетельство о регистрации ПИ №ТУ36-00051 от 13 января 2009 года выданное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи и информационных технологий и массовых коммуникаций по Воронежской области/.../ выпуская газету «Воронежская панорама» при наличии свидетельства о регистрации от 13 января 2009 года, соответственно уже перерегистрированную на ООО «Нибиру», <...>, неправомерно указывает в качестве учредителя газеты ООО «Компарис», то есть получается, что все публикации, в том числе и выпуск «Воронежская панорама» от 20.02.2009 №98, фактически выпускался под руководством <...>, а в качестве учредителя выступало ООО «Нибиру». На основании вышесказанного, просим рассматривать в качестве лица, в действиях которого содержатся нарушения законодательства о рекламе, ООО «Нибиру» и адресовать к нему все предъявленные обвинения, а также к бывшему директору ООО «Компарис» <...>».
    На рассмотрения дела 27.11.2009 года, представитель ООО «Нибиру» сообщил о том, что ООО «Нибиру» не является лицом в действиях которого содержаться признаки нарушения законодательства о рекламе, так как на тот момент Общество не заключало договоров на размещение рекламы, а также не осуществляло подготовку и выпуск газеты «Воронежская панорама». В месте с тем, представитель ООО «Нибиру», сообщил о том, что между ООО «Нибиру» и ООО «Компарис» было заключено соглашение от 15 января 2009, о временной передаче ООО «Компарис» права на средство массовой информации газета «Воронежская панорама», в частности: осуществлять производство и выпуск газеты «Воронежская панорама» (осуществлять функции Редакции газеты); осуществлять материально-техническое обеспечение производства газеты «Воронежская панорама» (осуществлять функции Издателя газеты); распространять газету «Воронежская панорама» на территории Воронежской области (осуществлять функции распространителя газеты).
    Кроме того, представитель ООО «Нибиру» добавил, что статья под заголовком «ФКН: Качество и перспективность» не является рекламой, так как она носит информационный характер, поскольку была опубликована в связи с празднованием 10-летия факультета. Договор на размещение рекламы не заключался.
    Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ООО «Нибиру» нарушения законодательства о рекламе на основании следующего.
    В газете «Воронежская панорама» от 20.02.2009 в № 98, на 5 полосе под заголовком «Как получить «голливудскую» улыбку?» размещена информация - статья об отделении платных услуг №1 Государственного учреждения здравоохранения «Воронежская областная клиническая стоматологическая поликлиника» и оказываемых им услугах.
    В статье, помимо прочего, содержатся фразы: «Все, кто за долгие годы обращался к нам за помощью, получал весь спектр специализированной стоматологической помощи. Это и терапия, и пародонтология, и ортодонтия, и хирургия. Наши врачи-профессионалы используют стоматологические материалы ведущих фирм США, Германии, Франции, Швейцарии. Все материалы прошли клинические испытания 3-5 лет, используя самые современные европейские технологии. Врачи нашей поликлиники - постоянные участники специализированных форумов и конгрессов не только в России, но и за рубежом. Они владеют европейским уровнем оказания стоматологической помощи, что подтверждено именными сертификатами/.../. Не каждая стоматологическая поликлиника может похвастаться 100%-ми гарантиями гарантиями безопасности/.../. Можно сказать, что наши врачи уже полностью овладели «голливудским» мастерством отбеливания зубов/.../. Например, по инструкции, гарантия на светопломбу всего один год, а держатся наши пломбы гораздо дольше/.../. Поэтому, если у вас потребность в услугах стоматолога - вам прямая дорога в Воронежскую областную клиническую стоматологическую поликлинику/.../».
    В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
    Статья «Как получить «голливудскую» улыбку?» является рекламой, так как содержит все признаки понятия «реклама», установленные статьей 3 ФЗ «О рекламе».
    Объектами рекламирования в указанной рекламе является отделение платных услуг №1 Государственного учреждения здравоохранения «Воронежская областная клиническая стоматологическая поликлиника», и оказываемые медицинские услуги (стоматология).
    В соответствии со Свидетельством о регистрации средства массовой информации от 13 января 2009 года ПИ № ТУ 36-00051, учредителем газеты «Воронежская панорама» является ООО «Нибиру» (394055, г. Воронеж, ул. 121 Стрелковой Дивизии, 11).
    В соответствии с пунктом 1.3 Устава средства средства массовой информации общественно-политической газеты «Воронежская панорама» от 20.12.2008 года, производство и выпуск газеты «Воронежская панорама» осуществляет ООО «Нибиру», являясь ее издателем.
    ООО «Нибиру» является рекламораспространителем рассматриваемой рекламы, что подтверждается представленными по запросу Воронежского УФАС России документами (вх. № 01-11/399 от 30.03.2009): договор на оказание рекламных услуг от 19.02.2009 года № 12, заключенного между Государственным учреждением здравоохранения «Воронежская областная клиническая стоматологическая поликлиника» и ООО «Нибиру», Акт от 19.02.2009 № 12, платежное поручение от 13.03.2009 № 925.
    В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.Таким образом, ООО «Нибиру», осуществляющее производство и выпуск СМИ газеты «Воронежская панорама», является рекламораспространителем.
    Тем самым, довод ООО «Нибиру» о том, что ООО «Нибиру» не является рекламораспространителем в связи с тем, что на момент распространения рекламы, между ООО «Нибиру» и ООО «Компарис» было заключено соглашение от 15.01.2009 б/н о временной передачи прав на средство массовой информации — газета «Воронежская панорама» ООО «Компарис», не обоснован и отклоняется Комиссией.
    Требования к рекламе в периодических печатных изданиях установлены статьей 16 ФЗ «О рекламе», в соответствии с которой размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы».
    Согласно Свидетельству о регистрации средства массовой информации (ПИ № ТУ 36-00051 от 13 января 2009 года) примерная тематика и (или) специализация СМИ газета «Воронежская панорама» - общественно-политическая; (рекламы не более 40%).
    Таким образом, вышеуказанная реклама распространяется с нарушением требований статьи 16 ФЗ «О рекламе», выраженном в размещении текста рекламы под заголовком «Как получить «голливудскую» улыбку?» об отделении платных услуг №1 Государственного учреждения здравоохранения «Воронежская областная клиническая стоматологическая поликлиника» и оказываемых им услугах в газете «Воронежская панорама», не специализирующейся на сообщениях и материалах рекламного характера, без сопровождения пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы».
    В соответствии с частью 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе», реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
    В соответствии с Перечнем работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности (Приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности, утверждено Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности») услуги по стоматологии относятся к медицинским услугам.
    Таким образом, рассматриваемая реклама распространяется с нарушением части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе», выраженным в отсутствие в рекламе медицинских услуг предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, что не допускается.
    Также, в газете «Воронежская панорама» от 20.02.2009 в № 98, на 16 полосе под заголовком «ФКН: Качество и перспективность» размещена информация - статья о факультете компьютерных наук Воронежского государственного университета и оказываемых им услугах в сфере образования.
    В статье, помимо прочего, содержатся фразы: «Уровень образования и тот спектр возможностей, которые дает факультет компьютерных наук ВГУ, позволяет нашим студентам всегда чувствовать себя на шаг впереди остальных/.../. Мы получили хорошее помещение в новом корпусе - целый этаж/.../. В новом корпусе оборудовано несколько новых лабораторий, которые должны изменить форму занятий, а также некоторые виды деятельности факультета/.../. В частности, открыта большая аудитория-лаборатория, оборудованная вычислительной техникой/.../. В частности, один очень серьезный шаг, сделанный нами - создание студенческого бизнес-инкубатора/.../. Сегодня у нас около 50-ти преподавателей. Я считаю, что мы собрали у себя самых квалифицированных преподавателей в области IT — технологий/.../».
    В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
    Статья «ФКН: Качество и перспективность» является рекламой, так как содержит все признаки понятия «реклама», установленные статьей 3 ФЗ «О рекламе».
    Тем самым, довод ООО «Нибиру» о том, что статья под заголовком «ФКН: Качество и перспективность» не является рекламой, так как, она носит информационный характер и была опубликована в связи с празднованием 10-летия факультета, не состоятелен.
    Объектами рекламирования в указанной рекламе является факультет компьютерных наук Воронежского государственного университета, и оказываемые им услуги в сфере образования.
    ООО «Нибиру» является рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы, поскольку статья под заголовком «ФКН: Качество и перспективность», была опубликована по собственной инициативе ООО «Нибиру», что подтверждается объяснениями представителя ООО «Нибиру» в ходе рассмотрения дела 27.11.2009 года,
    Требования к рекламе в периодических печатных изданиях установлены статьей 16 ФЗ «О рекламе», в соответствии с которой размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы».
    Согласно Свидетельству о регистрации средства массовой информации (ПИ №ТУ 36-00051 от 13 января 2009 года) примерная тематика и (или) специализация СМИ газета «Воронежская панорама» - общественно-политическая; (рекламы не более 40%).
    Таким образом, рекламораспространитель ООО «Нибиру» допустило нарушение требований статьи 16 ФЗ «О рекламе», выраженное в размещении текста рекламы под заголовком «ФКН: Качество и перспективность» о факультете компьютерных наук Воронежского государственного университета и оказываемых им услугах в газете «Воронежская панорама», не специализирующейся на сообщениях и материалах рекламного характера, без сопровождения пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы».
    В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе», ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства РФ.
    Тем самым, рассматриваемая реклама является ненадлежащей.
    ООО «Нибиру» является рекламораспространителем вышеуказанной рекламы, что подтверждается материалами дела.
    В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе, статьей 16 и части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».
    Изучив материалы дела и учитывая объяснения сторон по делу, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях ООО «Компарис» нарушения требований статьи 16 и части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе», поскольку Общество не является рекламораспространителем и рекламодателем рассматриваемой рекламы.
    Таким образом, дело в отношении ООО «Компарис» подлежит прекращению.
    На момент вынесения настоящего Решения, распространение вышеуказанной рекламы прекращено.
    Основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе отсутствуют.
    Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37- 42 «Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 № 508, Комиссия,
    1.Признать ненадлежащей рекламу «Как получить «голливудскую» улыбку?», распространенную Обществом с ограниченной ответственностью «Нибиру» в периодическом печатном издании газета «Воронежская панорама», 20 февраля 2009 года на 5 полосе, поскольку данная реклама нарушает требования статьи 16 и части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».
    2.Признать ненадлежащей рекламу «ФКН: Качество и перспективность», распространенную Обществом с ограниченной ответственностью «Нибиру» в периодическом печатном издании газете «Воронежская панорама», 20 февраля 2009 года на 16 полосе, поскольку данная реклама нарушает требования статьи 16 ФЗ «О рекламе».
    3.Невыдавать ООО «Нибиру» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе,в связи с прекращением распространения ненадлежащей рекламы.
    4.Производство по делу № 230-150р в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Компарис» прекратить в связи с отсутствием в его действиях нарушения статьи 16 и части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».
    5.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Воронежского УФАС России (специалисту - эксперту <...>) для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
    Решение изготовлено в полном объеме «11» декабря 2009 года.
    Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного кодекса Российской Федерации.
    Председатель Комиссии
    Члены Комиссии