Воронежская область
Решение от 02 ноября 2010 года № 228-10К

О нарушении антимонопольного законодательства в части злоупотребления доминирующим положением — необоснованном прекращении оказания услуг по теплоснабжению в виде поставки горячей воды

Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
02 ноября 2010 года
    Резолютивная часть решения объявлена 19.10.2010 г.
    Решение в полном объеме изготовлено 02.11.2010 г.
    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
    Попов В.Г. - председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;
    Михин С.В. - член Комиссии, начальник отдела;
    Степанов Р.М. - член Комиссии, главный специалист-эксперт;
    Бестаев Г.У. - член Комиссии, специалист-эксперт;
    Константинова М.В. - член Комиссии, специалист-эксперт,
    рассмотрев дело N 228-10К, возбужденное по признакам нарушения Муниципальным казенным предприятием "В" (далее - МКП "В", ответчик; <...>) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в присутствии представителей:
    от МКП "В" - В. (доверенность от 25.12.2009 г. N 46);
    от ТСЖ "С" - Ж. (доверенность от 01.01.2010 г. б/н), С. (доверенность от 01.09.2010 г. б/н),
    13.09.2010 г. в Управление поступило коллективное заявление (б/н б/д) жильцов дома N 116 (<...>) на действия МКП "В" по прекращению с 07.09.2010 г. оказания им услуг по горячему водоснабжению.
    Как следует из заявления и приложенных к нему материалов, 31.08.2010 г. в адрес Товарищества собственников жилья "С" (далее - ТСЖ "С"; <...>), являющегося лицом ответственным за содержание многоквартирного дома N 116 (<...>), от МКП "В" поступило уведомление от 30.08.2010 г., N 4548/13 об отключении горячего водоснабжения, следующего содержания:
    "Вашей организацией не выполнены обязательства по оплате задолженности за потребленную теплую энергию и горячую воду по Договору N 623 от 12.05.2008 г. на отпуск тепловой энергии и горячей воды.
    Задолженность Вашего предприятия по состоянию на 27.08.2010 г. составляет 433 464 руб. 52 коп.
    Настоящим письмом уведомляем Вас, что с 06.09.2010 г. МКП "В" приступит к прекращению поставки горячей воды жилому дому по адресу <...>.
    Возобновление поставки горячей воды будет возможно только после оплаты фактической задолженности...".

    При этом как следует из заявления и приложенных к нему материалов большинство жильцов дома N 116 <...> своевременно и в полном объеме оплачивают коммунальные услуги, в том числе услуги по горячему водоснабжению.
    В письменных объяснениях (исх. от 29.09.2010 г. N 5180 и от 13.10.2010 г. б/н) МКП "В" указало, что его действия по прекращению подачи горячей воды ТСЖ "С" с 07.09.2010 г. соответствуют договору и действующему законодательству ввиду наличия у ТСЖ "С" задолженности за потребленную тепловую энергию.
    По результатам рассмотрения заявления и приложенных к нему материалов, Управлением в отношении МКП "В" возбуждено дело N 228-10К по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в технологически и экономически необоснованном прекращении оказания жильцам многоквартирного дома N 116 (<...>) услуг по горячему водоснабжению.
    Рассмотрение дела N 228-10К о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 30.09.2010 г.
    В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу, рассмотрение дела N 228-10К о нарушении антимонопольного законодательства отлагалось до 19.10.2010 г.
    15.10.2010 г. в Управление поступило заявление (исх. от 30.09.2010 г. б/н) ТСЖ "С" о признании незаконными действий МКП "В" по прекращению подачи горячей воды в многоквартирный дом N 116 (<...>).
    Изучив материалы дела, выслушав аргументы лиц, участвующих в рассмотрении дела N 228-10К о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии факта злоупотребления доминирующим положением и нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в действиях МКП "В" по прекращению оказания жильцам дома N 116 (<...>) услуг по теплоснабжению в виде горячей воды, в силу следующих обстоятельств.
    В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
    В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", деятельность по оказанию услуг по передаче тепловой энергии относится к сфере естественной монополии.
    Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
    Приказом Управления от 30.12.1997 г. N 17 МКП "В" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее - Реестр), по видам услуг - предоставление услуг по теплоснабжению, в географических границах - зона обслуживания в г. Воронеже, с долей на рынке - более 50 процентов (выписка из Реестра имеется в материалах дела).
    Согласно пункту 8 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), под теплоснабжением понимается обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности.
    Учитывая изложенное, МКП "В" занимает доминирующее положение на рынке предоставления услуг по теплоснабжению в пределах зоны обслуживания в г. Воронеже.
    Частью 1 статья 15 Закона о теплоснабжении установлено, что потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
    В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона о теплоснабжении, в случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, в том числе в случае нарушения сроков предварительной оплаты, если такое условие предусмотрено договором теплоснабжения, в размере, превышающем размер платы за более чем один период платежа, установленный этим договором, теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, определяются социально значимые категории потребителей и особенности введения в отношении них ограничения, прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя.
    На момент рассмотрения настоящего дела Правила организации теплоснабжения Правительством Российской Федерации не утверждены.
    Согласно части 4 статьи 22 Закона о теплоснабжении, ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям, не исполняющим своих обязательств по оплате потребленных тепловой энергии (мощности), теплоносителя, не должно приводить к изменению режима поставок тепловой энергии иным потребителям.
    Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, между МКП "В" и ТСЖ "С", являющимся лицом ответственным за содержание многоквартирного дома N 116 (<...>), заключен договор от 12.05.2008 г. N 623 (далее - Договор N 623) на отпуск тепловой энергии и горячей воды (подписан с протоколом разногласий от 17.07.2008 г.).
    В соответствии с пунктом 1.1 указанного договора, МКП "В" обеспечивает подачу тепловой энергии и горячей воды ТСЖ "С" через присоединенную сеть до точки поставки тепловой энергии и горячей воды, а ТСЖ "С" обязуется своевременно оплачивать принятую тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении систем теплоснабжения и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии.
    Пунктом 2.2.1 Договора N 623 установлено, что МКП "В" имеет право приостановить или ограничить поставку тепловой энергии после предупреждения путем направления уведомления в случае неоднократного (два и более) нарушения сроков оплаты тепловой энергии в соответствии с действующим законодательством.
    Как следует из уведомления от 30.08.2010 г. N 4548/13, основанием для его направления послужила именно сложившаяся задолженность у ТСЖ "С" перед ответчиком за потребленную тепловую энергию и горячую воду в сумме 433 464 руб. 52 коп.
    При этом согласно акта (б/н б/д), составленного ТСЖ "С" совместно с МКП "В" (имеется в материалах дела), в период с 07.09.2010 г. по 16.09.2010 г. включительно ответчиком было прекращено горячее водоснабжение дома N 116 (<...>) ввиду наличия задолженности у ТСЖ "С".
    В силу пункта 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
    Пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307, установлено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить названным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
    Согласно абзацу 2 пункта 9 Правил, при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю, а в силу подпункта а) статьи 49 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах.
    В случаях, предусмотренных подпунктами а, б, в, г, д. е пункта 80 Правил, исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.
    При этом Правилами предусмотрено, что в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.
    Таким образом, возможность ограничения подачи тепловой энергии по инициативе энергоснабжающей организации зависит от наличия задолженности исполнителя, а также от наличия абонентов, не имеющих задолженности за потребленные ресурсы, поскольку, в силу указанных Правил и части 4 статьи 22 Закона о теплоснабжении, их интересы не должны пострадать в случае ограничения энергоснабжения.
    При рассмотрении настоящего дела МКП "В" не представлено каких-либо доказательств свидетельствующих о том, что абсолютно все жильцы дома N 116 (<...>) имеют задолженность за потребленные услуги по теплоснабжению в виде горячей воды.
    Напротив, согласно коллективного заявления (б/н б/д) жильцов дома N 116 (<...>) и справки от 28.09.2010 г. (имеется в материалах дела), предоставленной ТСЖ "С", только 7 из 90 жильцов дома N 116 (<...>) имеют задолженность по оплате коммунальных услуг, в том числе за потребленные услуги по теплоснабжению в виде горячей воды.
    Таким образом, прекращение МКП "В" с 07.09.2010 г. по 16.09.2010 г. оказания жильцам многоквартирного дома N 116 (<...>) услуг по теплоснабжению в виде горячей воды, было направлено не только в отношении потребителей, имеющих задолженность по оплате за горячее водоснабжение, но и в отношении потребителей, не имеющих указанной задолженности и добросовестно исполняющих свои обязанности по оплате коммунальных услуг, в том числе за горячее водоснабжение, что является нарушением части 4 статьи 22 Закона о теплоснабжении.
    Учитывая изложенное, Комиссия Управления приходит к выводу, что необоснованное прекращение МКП "В" оказания услуг по теплоснабжению в виде горячей воды жилому дому N 116 (<...>) привело к ущемлению интересов жильцов указанного дома, своевременно исполняющих свои обязательства по оплате коммунальных услуг.
    Одновременно следует отметить, что ТСЖ "С" является исполнителем коммунальных услуг, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах собственников помещений в многоквартирном доме, и при этом не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов собственников.
    С учетом изложенного, действия ответчика по необоснованному прекращению оказания услуг по теплоснабжению в виде горячей воды жилому дому N 116 (<...>) привели к нарушению прав и интересов ТСЖ "С" в сфере его хозяйственной деятельности, так как создают препятствия для исполнения ТСЖ "С" своих обязанностей перед добросовестными плательщиками-гражданами по обеспечению предоставления им коммунальных услуг, в том числе услуг по горячему водоснабжению.
    При таких обстоятельствах, действия МКП "В" по необоснованному прекращению в период с 07.09.2010 г. по 16.09.2010 г. оказания услуг по теплоснабжению в виде горячей воды жильцам многоквартирного дома N 116 (<...>) являются злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
    Действия МКП "В" по необоснованному прекращению оказание услуг по теплоснабжению в виде горячей воды жилому дому N 116 (<...>) повлекли наступление негативных последствий (прекращение горячего водоснабжения) для ТСЖ "С" и жильцов дома N 116 (<...>), своевременно исполняющих свои обязательства по оплате коммунальных услуг, что привело к ущемлению их интересов.
    Вместе с тем, Комиссией Управления установлено, что с 17.09.2010 г. МКП "В", то есть на момент вынесения решения по настоящему делу, возобновило оказание услуг по теплоснабжению в виде горячей воды жильцам многоквартирного дома N 116 (<...>).
    Данная информация также была подтверждена представителями ТСЖ "С" и МКП "В" при рассмотрении дела N 228-10К о нарушении антимонопольного законодательства.
    Согласно пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
    На основании изложенного, принимая во внимание тот факт, что МКП "В" в добровольном порядке устранило нарушение антимонопольного законодательства и его последствия до принятия решения по существу, Комиссия Управления считает необходимым, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, производство по делу N 228-10К о нарушении антимонопольного законодательства прекратить.
    Вместе с тем, в соответствии с часть 2 статьи 48 Закона о защите конкуренции, в случае, если рассмотрение дела прекращается в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, резолютивная часть решения о прекращении рассмотрения дела должна содержать сведения об установлении факта нарушения ответчиком или ответчиками антимонопольного законодательства.
    Факт нарушения МКП "В" антимонопольного законодательства установлен Комиссией Управления настоящим решением.
    В соответствии со статьей 22 Закона защите конкуренции, одной из основных функций антимонопольного органа является предупреждение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов.
    Частью 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, установлено, что антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе предписания о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства ( подпункт "д" пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции).
    В целях предупреждения монополистической деятельности МКП "В", Комиссия Управления приходит к выводу о наличии оснований ( подпункт "д" пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции) для выдачи указанному хозяйствующему субъекту предписания о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
    На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41 ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
    1.Признать действия МКП "В" по необоснованному прекращению в период с 07.09.2010 г. по 16.09.2010 г. оказания услуг по теплоснабжению в виде горячей воды жильцам многоквартирного дома N 116 (<...>), злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
    2.Рассмотрение дела N 228-10К о нарушении антимонопольного законодательства прекратить, в связи с добровольным устранением МКП "В" нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
    3.Выдать МКП "В" предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
    Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
    Председатель Комиссии
    В.Г.ПОПОВ
    Члены Комиссии
    С.В.МИХИН
    Р.М.СТЕПАНОВ
    Г.У.БЕСТАЕВ
    М.В.КОНСТАНТИНОВА