Воронежская область
Постановление от 16 июля 2010 года

О назначении административного наказания по делу об административном правонарушении

По делу № 56.03-14.3/52р
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
16 июля 2010 года
    <...>,
    рассмотрев протокол и материалы дела № 56.03-14.3/52р об административном правонарушении, возбужденного <...> в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Медика» (г. Воронеж, ул. Студенческая, д. 30) (ИНН 3666100412 ОГРН 1023601534769) (далее – ООО «Медика», Общество), в связи с непосредственным обнаружением достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения в сфере предпринимательской деятельности (часть 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), в отсутствие законного представителя ООО «Медика» (извещен надлежащим образом),
    Воронежским УФАС России установлено 20 мая 2010 года размещение в сети Интернет сайта www.medika-vrn.ru (IP-адрес 77.222.40.29; услуги хостинга ЗАО «СпайсВэб»).
    На сайте www.medika-vrn.ru, который посвящен исключительно деятельности ООО «Медика», размещена текстовая информация:
    - в разделе «Главная» размещена следующая текстовая информация: «Клиника «Медика» существует с 2003 года «Медика» - это медицинская помощь взрослым и детям по следующим направлениям.
    Общая терапия
    Оториноларингология (ЛОР)
    Гастроэнтерология
    Неврология
    Врачебная косметология
    Массаж
    Рефлексотерапия
    Физиотерапия
    Функциональная диагностика
    Мануальная терапия
    Медицинские осмотры водителей /…./»;
    - на странице http://medika-vrn.ru/u3.php размещена следующая текстовая информация: «/…/ Область клинической медицины физиотерапия является одним из самых популярных и безопасных методов лечения на сегодняшний день. По сути физиотерапия – это метод лечения различных заболеваний, в котором используются не химические или лекарственные препараты, а используются физические факторы. А так же могут использоваться различные виды излучений. Но, данный вид лечения эффективен только для ряда заболевания. /…/ Физиотерапия особенно эффективна только в составе комплексного лечения. /…/ Физиотерапия наиболее эффективна при заболеваниях:
    - сердечно-сосудистой системы
    - бронхо-легочной системы
    - желудочно-кишечного тракта
    - нервной системы
    - уха, горла, носа
    - глаз
    - суставов
    - кожи
    - гинекологических
    - почек и мочевыводящей системы
    - бронхо-легочной системы
    - хирургических заболеваний и травмах
    - детских болезнях
    - хронического простатита
    - эректильной дисфункции
    Лазеротерапия – это уникальная технология, заключающаяся в целенаправленном воздействии светового потока на ткань /…/
    Дарсонвализация - это воздействие импульсными переменными токами высокой частоты и напряжения. /…/
    Ультразвуковая терапия — лечебное использование ультразвука путем применения высокочастотных ультразвуковых волн (механических колебаний) /…/»;
    - на странице http://medika-vrn.ru/u4.php размещена следующая текстовая информация: «/…/ Массаж представляет собой активный лечебный метод, сущность которого сводится к нанесению дозированных механических раздражений на обнажаемое тело больного различными, методически проводимыми специальными приемами, выполняемыми рукой массажиста. /…/;
    - на странице http://medika-vrn.ru/u7.php размещена следующая текстовая информация: «/…/ Рефлексотерапия представляет собой комплекс приемов и методов воздействия на биологически активные точки организма, в которых сосредоточено множество нервных окончаний. Раздражение благотворно влияет на организм, восстанавливая его работу /…./».
    В тот же день, 20.05.2010 с привлечением понятых Воронежским УФАС России составлен Акт осмотра сайта www.medika-vrn.ru с применением функций сриншота указанных выше страниц данного сайта.
    10.06.2010 Воронежским УФАС России повторно составлен Акт осмотра сайта www.medika-vrn.ru (IP-адрес 77.222.40.29; услуги хостинга ЗАО «СпайсВэб») раздела «Наши пациенты», где размещены видеозаписи выступлений пациентов клиники «Медика» (ООО «Медика») следующего содержания: «<...>: «Выражаю благодарность всему медицинскому персоналу клиники «Медика» за профессионализм и доброе отношение к пациентам. Желаю дальнейшего процветания клинике и развития новых медицинских направлений деятельности», <...>: «Огромное спасибо всему персоналу клиники «Медика» за внимание и заботу, удачи, успехов в работе, счастья и здоровья».
    10.06.2010 после проведения осмотра сайта www.medika-vrn.ru Воронежским УФАС России возбуждено дело № 56.03-14.3/52р об административном правонарушении и проведении административного расследования.
    В ходе проведения административного расследования Воронежским УФАС России истребованы у ООО «Медика» дополнительные сведения (информация) по факту размещения рассматриваемой рекламы.
    30.06.2010 (вх. № 01-11/974) ООО «Медика» представлены копии: лицензии № ЛО-36-01-000337 от 11.09.2009, выписки из ЕГРЮЛ, договора на создание web-сайта, № 36 от 18.04.2009, актов № 36-1-1 от 29.07.2009 на выполнение работ-услуг, договора № 36-1на продвижение web-сайта от 21.05.2009, дополнительного соглашения к договору на продвижение web-сайта от 21.05.2010, письма к ООО «Пять звёзд» от 15.05.2010 исх. № 87, письма к ООО «Медика» от 17.05.2010 б/н, информационного макета от 18.05.2010, актов на выполнение работ-услуг № 36-1-16 от 29.06.2010, № 36-1-15 от 13.05.2010, № 36-2-9 от 15.04.2010, № 36-2-9 от 16.03.2010, № 36-1-10 от 11.02.2010, № 36-1-10 от 25.12.2009, № 36-1-9 от 28.12.2009, № 36-1-7 от 03.11.2009, № 36-1-6 от 03.10.2009, № 36-1-6 от 03.09.2009.
    Обществом также 30.06.2010 представлены письменные объяснения следующего содержания: «/…/ У ООО «Медика» отсутствуют договорные связи с ЗАО «Спайс-Вэб», поэтому договор представить не представляется возможным. 20.06.2010 Воронежским УФАС России составлен Акт осмотра сайта www.medika-vrn.ru для выявления признаков нарушения законодательства РФ о рекламе. На момент составления данного акта, а именно 20 июня 2010 г. сайт www.medika-vrn.ru находился в разработке, о чем свидетельствуют макеты главной страницы сайта. Более того, законный представитель сайта ООО «Медика» не был извещен надлежащим образом о месте и времени проведения данного осмотра сайта».
    12.07.2010 составлен протокол № 56.03-14.3/52р об административном правонарушении в отношении ООО «Медика».
    В тот же день Воронежским УФАС России вынесено Определение о назначении времени и места рассмотрения дела № 56.03-14.3/52р об административном правонарушении, согласно которому рассмотрение настоящего дела назначено на 11 часов 00 минут 16.07.2010.
    На рассмотрение дела законный представитель ООО «Медика» не явился.
    Ознакомившись с материалами дела об административном правонарушении, Воронежским УФАС России установлено следующее.
    Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», информация, распространенная на сайте www.medika-vrn.ru 20.05.2010 и 10.06.2010, является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования (клинике «Медика» и медицинским услугам, в том числе методам лечения, осуществляемым клиникой «Медика» (ООО «Медика»), поддерживает интерес к ним и способствует продвижению на рынке.
    Согласно лицензии от 11.09.2009 № ЛО-36-01-000337, выданной Департаментом здравоохранения Воронежской области, ООО «Медика» осуществляет медицинскую деятельность по адресу: г. Воронеж, ул. Студенческая, д. 30.
    Согласно Приложению №1 от 11.09.2009 к лицензии от 11.09.2009 № ЛО-36-01-000337 ООО «Медика» оказывает работы и услуги, в том числе, при осуществлении доврачебной медицинской помощи по: медицинскому массажу. При осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе: а) при осуществлении первичной медико-санитарной помощи по: гастроэнтерологии, неврологии, оториноларингологии, физиотерапии, функциональной диагностике; в) при осуществлении специализированной медицинской помощи по: косметологии (терапевтической), рефлексотерапии.
    В соответствии с Приказом Минздрава РФ от 10 апреля 2001 года № 113 «О введении в действие отраслевого классификатора «Простые медицинские услуги», медицинская услуга - мероприятия или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.
    В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
    Принадлежность сайта www.medika-vrn.ru ООО «Медика» подтверждается также рекламой Общества, размещенной в рекламно-информационном журнале «Выбирай. Воронеж-Липецк» № 12 (117) 1-15 июля 2010 года, где имеется ссылка на указанный сайт.
    Медицинские услуги, содержащиеся в рассматриваемой информации, соответствуют медицинским услугам, которые оказывает ООО «Медика» по выданной ему лицензии.
    В соответствии с договором № 36 от 18.04.2009 на создание web-сайта и договором № 36-1 на продвижение web-сайта от 21.05.2009, сайт www.medika-vrn.ru принадлежит ООО «Медика», которое является рекламодателем рассматриваемой рекламы, так как данная организация осуществляет медицинские услуги в клинике «Медика», определило объекты рекламирования и содержание рекламы, размещенной на сайте www.medika-vrn.ru.
    Осмотр сайта www.medika-vrn.ru проведен 20.05.2010 и 10.06.2010, то есть до возбуждения настоящего дела. На момент осмотра сайта www.medika-vrn.ru у Воронежского УФАС России отсутствовала информация о лице, определившем объекты рекламирования и содержание рассматриваемой рекламы. Тем самым, довод ООО «Медика» о нарушении Воронежским УФАС России процессуальных прав ООО «Медика» является несостоятельным.
    18.04.2009 ООО «Пять звёзд» (Исполнитель) и ООО «Медика» (Заказчик) заключили договор № 36 на создание web-сайта www.medika-vrn.ru.
    21.05.2009 ООО «Пять звёзд» и ООО «Медика» заключили договор № 36-1 на продвижение web-сайта www.medika-vrn.ru. Дополнительным соглашением от 21.05.2010 к договору на продвижение web-сайта № 36-1 от 21.05.2010 срок действия указанного договора продлен до 15.06.2010. Согласно актам на выполнение работ-услуг № 36-1-16 от 29.06.2010, № 36-1-15 от 13.05.2010, № 36-2-9 от 15.04.2010, № 36-2-9 от 16.03.2010, № 36-1-10 от 11.02.2010, № 36-1-10 от 25.12.2009, № 36-1-9 от 28.12.2009, № 36-1-7 от 03.11.2009, № 36-1-6 от 03.10.2009, № 36-1-6 от 03.09.2009, работы по продвижению сайта www.medika-vrn.ru выполнены в полном объеме, в установленные сроки, стороны претензий друг к другу не имеют.
    Из содержания договоров № 36 от 18.04.2010 и № 36-1 от 21.05.2009, а также дополнительного соглашения от 21.05.2010, не следует, что в период с 16.05.2010 по 15.06.2010 предусмотрены работы по реконструкции сайта www.medika-vrn.ru.
    Воронежское УФАС России учитывает, что в настоящем деле юридическое значение имеет факт доступности рассматриваемой информации неопределенному кругу лиц вне зависимости от реконструкции сайта.
    Доступность 20.05.2010 и 10.06.2010 информации на сайте www.medika-vrn.ru неопределенному кругу лиц подтверждается актами осмотра сайта 20.05.2010 и 10.06.2010.
    15.05.2010 ООО «Медика» направлено письмо (исх. № 87) ООО «Пять звезд» следующего содержания: «/…/ просим Вас приостановить действие сайта на период его реконструкции и приведении его в действие в соответствии с нормами действующего законодательства».
    Согласно пункта 3 письма ООО «Пять звезд» от 17.05.2010 б/н, согласование нового макета с Заказчиком предусмотрено 24.05.2010.
    Согласно пункта 4 письма ООО «Пять звезд» от 17.05.2010 б/н, утверждение нового макета и размещение на web-ресурсе Заказчика предусмотрено 07.06.2010.
    Дата согласования информационных макетов, представленных ООО «Медика» - 18.05.2010, что не соответствует дате согласования этих информационных макетов, указанной в письме ООО «Пять звезд» от 17.05.2010 б/н.
    На представленных ООО «Медика» информационных макетах рукописно указана дата согласования – 18.05.2010. Данный вариант оформления Обществом изображения страниц сайта www.medika-vrn.ru не может подтвердить реальное состояние сайта www.medika-vrn.ru на 18.05.2010.
    Современные операционные системы, использующие графический интерфейс, копируют изображение текущего состояния экрана в буфер обмена при нажатии клавиши Print Screen. Полученное таким образом изображение экрана называется скриншотом (http://ru.wikipedia.org/wiki/Print_screen).
    Представленные ООО «Медика» информационные макеты на бумажном носителе не могут быть приняты в качестве доказательств по настоящему делу, так как не отображают полностью изображение компьютерного экрана (монитора).
    Воронежское УФАС России изучив данные макеты, установило, что последние не свидетельствуют о размещении имеющейся на них информации в сети Интернет, не отображают места и времени размещения представленной информации, ввиду отсутствия отображения адресной строки (http) и строки «Панель задач».
    Достоверность информации, указанной в актах осмотра сайта www.medika-vrn.ru от 20.05.2010 и 10.06.2010 Воронежского УФАС России подтверждается участием понятых и скриншотами на бумажном и электронном носителях.
    Таким образом, представленные ООО «Медика» информационные макеты, согласованные 18.05.2010, Воронежским УФАС России в качестве доказательства недоступности сайта www.medika-vrn.ru 20.05.2010 и 10.06.2010 не принимаются.
    В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 24 ФЗ «О рекламе», реклама лекарственных средств не должна содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования.
    В соответствии с частью 3 статьи 24 ФЗ «О рекламе», требования пунктов 2 - 5 части 1 настоящей статьи распространяются также на рекламу медицинских услуг, в том числе на рекламу методов лечения, диагностики, профилактики и реабилитации.
    При Воронежском УФАС России действует Экспертный совет по применению законодательства о рекламе (далее – Экспертный совет), основными задачами которого являются, в том числе, экспертиза и оценка содержания рекламы, представленной на рассмотрение Экспертного совета и оценка воздействия рекламы на потребителей рекламной информации.
    В соответствии с Протоколом заседания Экспертного совета от 18.06.2010, реклама, размещенная на сайте www.medika-vrn.ru, содержащая видео-выступления физических лиц (<...>, <...>) воспринимается потребителем как выражение благодарности указанных лиц, в связи с использованием ими медицинских услуг клиники «Медика».
    Тем самым, реклама, размещенная 10.06.2010, в том числе в пределах города Воронеж, на сайте www.medika-vrn.ru в разделе «Наши пациенты», содержащая видео-выступления физических лиц (<...>, <...>), выражающих благодарности в связи с использованием ими медицинских услуг клиники «Медика» (ООО «Медика»), нарушает требования пункта 3 части 1 статьи 24 ФЗ «О рекламе», что не допускается.
    В соответствии с частью 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе», реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
    В рекламе, размещенной 20.05.2010, в том числе в пределах города Воронеж, в разделе «Главная» и на страницах http://medika-vrn.ru/u3.php, http://medika-vrn.ru/u4.php, http://medika-vrn.ru/u7.php сайта www.medika-vrn.ru, отсутствуют предупреждения о наличии противопоказаний к применению и использованию медицинских услуг (оториноларингология, гастроэнтерология, неврология, врачебная косметология, массаж, рефлексотерапия, физиотерапия, функциональная диагностика, мануальная терапия), необходимости получения консультации специалистов, что не допускается частью 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».
    В соответствии с частью 8 статьи 24 ФЗ «О рекламе», реклама лекарственных средств в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам врачей, методов лечения, а также изделий медицинского назначения и медицинской техники, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
    Сайт www.medika-vrn.ru не является местом проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, не является печатным изданием и не предназначен исключительно для медицинских и фармацевтических работников.
    Реклама, размещенная на страницах http://medika-vrn.ru/u3.php, http://medika-vrn.ru/u4.php и http://medika-vrn.ru/u7.php сайта www.medika-vrn.ru, содержит информацию о методах лечения, для использования которых требуется специальная подготовка – «массаж», «лазеротерапия», «дарсонвализация», «ультразвуковая терапия», «рефлексотерапия».
    Тем самым, распространенная 20.05.2010 и 10.06.2010, в том числе в пределах города Воронеж, на страницах http://medika-vrn.ru/u3.php, http://medika-vrn.ru/u4.php и http://medika-vrn.ru/u7.php сайта www.medika-vrn.ru реклама указанных методов лечения, для использования которых требуется специальная подготовка, нарушает требования части 8 статьи 24 ФЗ «О рекламе», что не допускается.
    В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе», ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
    В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, в том числе пункта 3 части 1, частей 7, 8 статьи 24 ФЗ «О рекламе».
    В соответствии с частью 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе», нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
    В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
    В соответствии с частью 2 статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
    У Общества имелась возможность не размещать на сайте www.medika-vrn.ru рекламу медицинских услуг, в том числе методов лечения, для использования которых требуется специальная подготовка, а также рекламу, содержащую видео-выступления физических лиц (<...>, <...>), выражающих благодарности в связи с использованием ими медицинских услуг клиники «Медика» (ООО «Медика»), и тем самым, принять зависящие от Общества меры по соблюдению требований пункта 3 части 1, части 8 статьи 24 ФЗ «О рекламе», но данным лицом не были приняты такие меры по их соблюдению.
    Общество могло сопроводить рассматриваемую рекламу предупреждением о наличии противопоказаний к применению и использованию рекламируемых медицинских услуг (оториноларингология, гастроэнтерология, неврология, врачебная косметология, массаж, рефлексотерапия, физиотерапия, функциональная диагностика, мануальная терапия), необходимости получения консультации специалистов, либо не размещать рекламу без указанной предупредительной надписи, и тем самым, принять зависящие от Общества меры по соблюдению требований части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе», но данным лицом не были приняты такие меры по их соблюдению.
    Какие-либо непреодолимые и чрезвычайные обстоятельства в данном случае отсутствовали. Однако ООО «Медика» не приняло со своей стороны все зависящие от него меры по соблюдению действующих норм и правил, что свидетельствует о виновности Общества в совершенном административном правонарушении.
    На основании изложенного выше, размещение ненадлежащей рекламы рекламодателем ООО «Медика» образует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
    При вынесении Постановления учитываются все обстоятельства дела.
    При вынесении настоящего Постановления, Воронежское УФАС России учитывает судебную практику по рекламе медицинских услуг, в том числе методов лечения (Постановление от 21.05.2007 по делу № А14-16394-2006/475/11 Федерального Арбитражного Суда Центрального округа, Постановление от 07.08.2008 № А72-2656/08-4/106 Федерального арбитражного суда Поволжского округа).
    Обстоятельств исключающих, смягчающих или отягчающих административную ответственность, не установлено.
    На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 статьи 3, пункта 3 части 1, частями 7, 8 статьи 24, пунктом 7 части 2 статьи 33, частями 6 и 7 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», частью 1 статьи 14.3, статьями 23.48, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
    1.Признать Общество с ограниченной ответственностью «Медика» (г. Воронеж, ул. Студенческая, д. 30 ИНН 3666100412 ОГРН 1023601534769) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
    2.Применить к Обществу с ограниченной ответственностью «Медика» (г. Воронеж, ул. Студенческая, д. 30 ИНН 3666100412 ОГРН 1023601534769) меру ответственности в виде административного штрафа за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в размере 100.000 рублей (сто тысяч рублей).
    3.Направить копию настоящего постановления Обществу с ограниченной ответственностью «Медика» (г. Воронеж, ул. Студенческая, д. 30 ИНН 3666100412 ОГРН 1023601534769) для исполнения.
    Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
    Суммы штрафов, уплаченных за нарушения законодательства о рекламе, зачисляются в Федеральный бюджет по следующим реквизитам:
    Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка Российской Федерации
    БИК - 042007001
    Р/с - 40101810500000010004
    ИНН – 3664022568
    КПП - 366401001
    ОКАТО – 204 01 000 000
    КБК – 16111626000010000140
    Управление федерального казначейства по Воронежской области (Воронежское УФАС России).
    В платежных документах необходимо сослаться на данное постановление и указать его номер и дату принятия.
    Согласно части 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в части 1 статьи 32.2, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу – исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, должностное лицо, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.
    В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.