Воронежская область

Решение от 20 декабря 2011 года

По делу № 395-89р
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
20 декабря 2011 года
    Резолютивная часть решения объявлена 19 декабря 2011 года
    Комиссия Воронежского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
    председатель Комиссии: <...>,
    члены Комиссии: <...>,
    рассмотрев дело № 395-89р по признакам нарушения Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (Ул. Ямского Поля 5-я, 19/21 г. Москва, 125124) (далее - ФГУП «ВГТРК»), требований части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — ФЗ «О рекламе»), в присутствии представителей ФГУП «ВГТРК» - <...> филиала ФГУП «ВГТРК» «ГТРК Воронеж» <...>, <...> (далее — представители ФГУП «ВГТРК»),
    Воронежским УФАС России установлено распространение 25.10.2011 в эфире телеканала «Россия» (Россия 1) в телепрограмме «Вести Воронеж» (с 20 часов 30 минут до 20 часов 50 минут (мск)) (далее - телепрограмма «Вести Воронеж» от 25.11.2011) информации следующего содержания: «Аптеки со складскими ценами – в Воронеже и в Лисках открылись 5 точек в новом формате. В преддверие зимних холодов вопрос доступности лекарственных препаратов становится особенно актуальным. Тут важно все: чтобы сама аптека была удобно расположена и в ней всегда были нужные медикаменты по доступным ценам. А это становится возможным, когда товар поступает напрямую со склада крупной межрегиональной аптечной сети.
    <...>, покупатель: "Я, конечно, в первую очередь, смотрю и спрашиваю цены, хорошо в них ориентируюсь. Поэтому, когда увидела здесь новую Аптеку от склада, сразу пошла туда. Цены здесь очень понравились, и теперь за лекарствами я буду ходить только сюда. Также очень удобно, буду ходить по дороге к дому. И сейчас вот зашла и взяла все необходимые себе лекарства".
    <...>, старший фармацевт "Аптеки от склада": "Наши аптеки очень быстро стали популярными именно благодаря своей доступности и широкому выбору лекарственных препаратов. Товар поступает к нам напрямую со склада крупной межрегиональной аптечной сети "Фармаимпекс". Это позволяет при богатом ассортименте сократить издержки, и в итоге предложить хорошие цены покупателям«" (далее — рассматриваемая информация).
    В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
    В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
    Рассматриваемая информация в соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования (Сеть «Аптека от склада», товары, реализуемые в сети «Аптека от склада», межрегиональная аптечная сеть "Фармаимпекс"), поддерживает интерес к ним и способствует продвижению товара на рынке (далее — рассматриваемая реклама).
    27.10.2011 Воронежским УФАС России у ФГУП «ВГТРК» истребована копия записи эфира телеканала ФГУП «ВГТРК» и ГТРК «Воронеж» за 25.10.2011 с 20 часов 20 минут до 21 часа 00 минут (мск) (исх № 03-16/4082 от 27.10.2011).
    11.11.2011 в Воронежское УФАС России филиалом ВГТРК ГТРК «Воронеж» предоставлена копия записи эфира телеканала ФГУП «ВГТРК» и ГТРК «Воронеж» за 25.10.2011 с 20 часов 20 минут до 21 часа 00 минут (мск) (вх. № 01-11/182 от 11.11.2011).
    28.11.2011 Воронежским УФАС России возбуждено дело №395-89р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ФГУП «ВГТРК». Рассмотрение дела назначено на 09 часов 20 минут 19.12.2011.
    19.12.2011 в ходе рассмотрения дела, представители ФГУП «ВГТРК» заявили, что рассматриваемая информация не является рекламой и представляет собой сугубо информационный сюжет.
    Ознакомившись с материалами дела, оценив доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия считает рассматриваемую рекламу ненадлежащей по следующим основаниям.
    В силу пункта 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ненадлежащей признается реклама, несоответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
    В соответствии с частью 1 статьи 14 ФЗ «О рекламе», прерывание телепрограммы или телепередачи рекламой, то есть остановка трансляции телепрограммы или телепередачи для демонстрации рекламы, должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой.
    Распространение рассматриваемой рекламы не предварялось сообщением о последующей трансляции рекламы, что является нарушением части 1 статьи 14 ФЗ «О рекламе».
    Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение части 1 статьи 14 Закона несет рекламораспространитель.
    Согласно пункту 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
    В данном случае рекламораспространителем является ФГУП «ВГТРК», так как оно, в том числе, является держателем лицензии на осуществление телевизионного вещания серия ТВ № 18466 от 04 июля 2011 года на телеканале «Россия» (Россия 1).
    Закреплённое законодательное определение «реклама», рассматриваемое в рамках настоящего дела, а также подробный анализ рекламного сюжета (последовательность подачи информации, логическая связь информации с видеорядом и т.д.) свидетельствуют о том, что транслируемый сюжет направлен на привлечение внимания потребителей к конкретным объектам рекламирования - Сеть «Аптека от склада», товары, реализуемые в сети «Аптека от склада», межрегиональная аптечная сеть «Фармаимпекс».
    Комиссия отклоняет доводы представителей ФГУП «ВГТРК» о том, что информация об открытии сети «Аптека от склада» не является рекламой и представляет собой сугубо информационный сюжет, поскольку данная информация адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к конкретным объектам (сеть «Аптека от склада», товары, реализуемые в сети «Аптека от склада», межрегиональная аптечная сеть "Фармаимпекс"), формирует и поддерживает интерес к ним, а также продвигает их на рынке, то есть, в соответствии с определением, данным в Законе является рекламой.
    На основании части 1 статьи 14, пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
    1.Признать ненадлежащей рекламу, распространенную Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (Ул. Ямского Поля 5-я, 19/21 г. Москва, 125124) (далее - ФГУП «ВГТРК») следующего содержания:
    «Аптеки со складскими ценами – в Воронеже и в Лисках открылись 5 точек в новом формате. В преддверие зимних холодов вопрос доступности лекарственных препаратов становится особенно актуальным. Тут важно все: чтобы сама аптека была удобно расположена и в ней всегда были нужные медикаменты по доступным ценам. А это становится возможным, когда товар поступает напрямую со склада крупной межрегиональной аптечной сети.
    <...>, покупатель: "Я, конечно, в первую очередь, смотрю и спрашиваю цены, хорошо в них ориентируюсь. Поэтому, когда увидела здесь новую Аптеку от склада, сразу пошла туда. Цены здесь очень понравились, и теперь за лекарствами я буду ходить только сюда. Также очень удобно, буду ходить по дороге к дому. И сейчас вот зашла и взяла все необходимые себе лекарства".
    <...>, старший фармацевт "Аптеки от склада": "Наши аптеки очень быстро стали популярными именно благодаря своей доступности и широкому выбору лекарственных препаратов. Товар поступает к нам напрямую со склада крупной межрегиональной аптечной сети "Фармаимпекс". Это позволяет при богатом ассортименте сократить издержки, и в итоге предложить хорошие цены покупателям«", поскольку указанная реклама нарушает требования части 1 статьи 14 ФЗ «О рекламе», а именно: 25.10.2011 ФГУП «ВГТРК» распространенило рассматриваемую рекламу в эфире телеканала «Россия» (Россия 1) в телепрограмме «Вести Воронеж» (с 20 часов 30 минут до 20 часов 50 минут (мск)) без сообщения о последующей трансляции рекламы.
    2.Выдать ФГУП «ВГТРК» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
    Решение в полном объеме изготовлено 20 декабря 2011 года.
    Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного кодекса Российской Федерации.
    Председатель Комиссии
    Члены Комиссии