Воронежская область
Постановление от 16 марта 2011 года

О назначении административного наказания

По делу № 24.03-14.3/15р
Принято
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
16 марта 2011 года
    <...> Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Воронежское УФАС России) <...>,
    рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 24.03-14.3/15р, возбужденного в отношении должностного лица — <...> Муниципального автономного учреждения «Редакция Таловской районной газеты «Заря» (р.п. Таловая, ул. Советская, 109, ИНН 3629001639) (далее – МАУ «Редакция Таловской районной газеты «Заря») <...> (далее – <...> газеты «Заря», <...>), в связи с непосредственным обнаружением <...> отдела рекламы и контроля за недобросовестной конкуренцией Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Воронежское УФАС России) <...>, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения в сфере предпринимательской деятельности (часть 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), в присутствии <...>,
    В Воронежское УФАС России поступило заявление (вх. № 01-10/07 от 20.01.2011) от гражданки <...> в отношении редакции Таловской районной общественно-политической газеты «Заря» (адрес редакции: р.п. Таловая, ул. Советская, 109, телефон: по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: по мнению заявителя, в Таловской районной общественно-политической газете «Заря» № 123 (11035) от 14.10.2010 на 6 полосе размещена информация с признаками нарушения статьи 16 ФЗ «О рекламе», на 7 полосе размещена информация с признаками нарушения части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе», на 8 полосе размещена информация с признаками нарушения части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
    В Таловской районной общественно-политической газете «Заря» № 123 (11035) от 14.10.2010 (далее - газета «Заря») размещена следующая информация:
    1.на 7 полосе «/.../ Ваш стоматолог» Протезирование: металлокерамика, безметалловое протезирование на базе Tescera, полное и частичное съемное протезирование по старой методике, съемные протезы на ламинатном базисе, съемные протезы на мягком ламинате, протезирование на радикулярных штифтах, напыление TiN, напыление цирконием Е-Колено, ул. 9 Января, д. 52. тел. 8 (47353) 5-16-44/.../»;
    В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»), реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
    В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
    Рассматриваемая информация является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (медицинские услуги по протезированию), формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (далее - реклама №1).
    В соответствии с Приказом Минздрава РФ от 10 апреля 2001 года № 113 «О введении в действие отраслевого классификатора «Простые медицинские услуги», медицинская услуга - мероприятия или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.
    Согласно письму Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Воронежской области от 19.02.2010 исх. № И36-344/10, протезирование зубов входит в вид медицинских работ и услуг «Стоматология ортопедическая».
    В соответствии с частью 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе», реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
    В рассматриваемой рекламе отсутствуют предупреждения о наличии противопоказаний к применению и использованию таких медицинских услуг как протезирование, необходимости получения консультации специалистов, что не допускается частью 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».
    Тем самым реклама №1 распространяется с нарушением части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».
    2.на 8 полосе «/.../Пластиковые окна. Жалюзи. От производителя. Низкие цены, кредит. Таловая, ул. Советская, 130/1. тел. 2-45-14./.../».
    В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», указанная информация является рекламой (далее - реклама №2).
    В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», одним из объектов рекламирования в рассматриваемой рекламе является кредит.
    Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции») установлено понятие финансовой услуги, согласно которому, финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
    В соответствии с частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя — фамилию, имя, отчество).
    Рассматриваемая реклама №2 распространяется с нарушением части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», выраженным в отсутствии в рекламе финансовой услуги (кредит) наименования лица, оказывающего такую услугу, что не допускается.
    3.на 6 полосе: «/.../ЗАО «БелМТЗцентр»/.../, /.../Все для кровли и фасада/.../, /.../Торговый дом «Строитель ИП <...>/.../, /.../«Строй Сервис»/.../, /.../Пластиковые окна/.../, /.../Ремонт мягкой мебели/.../, /.../ Пластиковые окна от производителя, г. Воронеж/.../, /.../ИП <...>/.../, /.../ИП <...>/.../, /.../ ИП <...>/.../, /.../ИП <...>, г. Бутурлиновка/.../, /.../ИП <...>, р.п. Таловая/.../»;
    на 7 полосе «/.../«Ваш стоматолог»/.../, /.../Впервые!!! Ярмарка/.../, /.../«Оптика»/.../,/.../Обслуживание свадеб. «Фольксваген»/.../»;
    на 8 полосе «/.../Пластиковые окна/.../, /.../ИП <...>/.../, /.../ИП <...>/.../, /.../Орфей/.../, /.../Похоронное бюро Ритуал/.../, /.../ИП <...>/.../, /.../Бутурлиновская инкубаторская станция/.../, /.../Состоится продажа обуви/.../».
    Информация указанная в пункте 3, размещенная на 6, 7 и 8 полосах газеты «Заря», является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижению на рынке.
    Требования к рекламе в периодических печатных изданиях установлены статьей 16 ФЗ «О рекламе», в соответствии с которой размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы».
    В рассматриваемой рекламе отсутствует пометка «реклама» или «на правах рекламы».
    В соответствии со Свидетельством о регистрации средства массовой информации от 06 декабря 2001 года ПИ № 6-0437, выданного Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, газета «ЗАРЯ» не является изданием, специализирующимся на сообщениях и материалах рекламного характера.
    Тем самым, рассматриваемая реклама (указанная в пункте 3, размещенная на 6, 7 и 8 полосах) распространяется с нарушением требований статьи 16 ФЗ «О рекламе», выраженным в размещении текстов рекламы в газете, не специализирующейся на сообщениях и материалах рекламного характера, без сопровождения пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы», что не допускается.
    В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе», ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
    Решением Комиссии от 28.02.2011 № 30-6р - реклама №1, №2 и реклама размещенная на 6, 7 и 8 полосах (указанная в пункте 3) в газете «Заря» № 123 (11035) от 14.10.2010 признана ненадлежащей.
    В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
    В соответствии со Свидетельством о регистрации средства массовой информации от 06 декабря 2001 года ПИ № 6-0437, выданного Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, форма периодического распространения СМИ «ЗАРЯ» - газета, территория распространения – Российская Федерация, учредителем (соучредителем) также является Муниципальное учреждение «Редакция Таловской райнонной газеты «Заря» (397450, Воронежская обл., Таловая, ул. Советская, д.109).
    Таким образом, рекламораспространителем рассматриваемой рекламы (№1, №2, указанной в пункте 3, размещенной на 6, 7 и 8 полосах) является МАУ «Редакция Таловской районной газеты «Заря».
    Согласно статье 2 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации.
    В соответствии со статьей 19 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», редакция осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности /…/. Редакцией руководит главный редактор, который осуществляет свои полномочия на основе настоящего Закона, устава редакции, договора между учредителем и редакцией (главным редактором). Главный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами, а также в суде. Он несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации.
    Из материалов, предоставленных МАУ «Редакция Таловской районной газеты «Заря» установлено, что в период распространения рассматриваемой рекламы <...> газеты «Заря» являлся <...> (с 09.03.1995 по настоящее время, в соответствии с приказом № 3 от 09.03.1995г.), указанное лицо ответственно за размещение данной рекламы, так как выполняло организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в газете «Заря» в период распространения рассматриваемой рекламы.
    Согласно предоставленным объяснениям <...>, рассматриваемая реклама была распространена указанным должностным лицом, которое действовало не в интересах Общества.
    В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе, статьей 16, частью 7 статьи 24; частью 1 статьей 28 ФЗ «О рекламе».
    На основании статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
    При этом под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
    В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей.
    Таким образом, должностное лицо - <...> «Редакция Таловской районной газеты «Заря» <...>, распространив ненадлежащую рекламу, в Таловской районной общественно-политической газете «Заря» № 123 (11035) от 14.10.2010, совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
    В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
    В соответствии с частью 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
    При наличии в рекламе № 1 нарушения части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе», вредные последствия выражены в отсутствие в рассматриваемой рекламе предупреждения о наличии противопоказаний к применению и использованию медицинских услуг (протезирование), необходимости получения консультации специалистов, поскольку отсутствие такой информации способно привести к неправильному представлению потребителей рекламы о том, что рекламируемые услуги (протезирование) не имеют противопоказаний по их применению и использованию и является полностью безопасными для здоровья, в связи, с чем не требуется получение консультации специалистов.
    При наличии в рекламе № 2 нарушения части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», вредные последствия выражены в отсутствие в рекламе финансовых услуг (кредитования) наименования лица оказывающие такие услуги в следствии чего потребители были лишены возможности получить своевременно информацию о наименовании организации, оказывающей финансовые услуги.
    При наличии в рекламе размещенной на 6, 7 и 8 полосах (указанной в пункте 3) нарушения статьи 16 ФЗ «О рекламе», вредные последствия выражены в отсутствие в размещении текстов рекламы в газете, не специализирующейся на сообщениях и материалах рекламного характера, без сопровождения пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы», вследствие чего потребители были лишены возможности получить своевременно информацию о том, что указанная информация является рекламной.
    Административное правонарушение признается совершенным <...> газеты «Заря» <...> по неосторожности, так как <...> не предвидел возможности наступления указанных последствий, хотя должен был и мог их предвидеть, так как должен был знать о требованиях законодательства о рекламе, предъявляемых к рекламораспространителю.
    Обстоятельств исключающих, смягчающих или отягчающих административную ответственность, не установлено.
    На основании изложенного, и руководствуясь пунктом 4 статьи 3, частью 2 статьи 15, частью 7 статьи 24, частью 1 статьи 28, статьей 16, пунктом 7 части 2 статьи 33, частью 7 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», частью 1 статьи 14.3, статьями 23.48, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
    1.Признать должностное лицо - <...> МАУ «Редакция Таловской районной газеты «Заря» <...> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
    2.Применить к должностному лицу - <...> МАУ «Редакция Таловской районной газеты «Заря» <...> меру ответственности в виде административного штрафа за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в размере 4.000 (четырех тысяч) рублей.
    3.Направить копию настоящего постановления <...> газеты «Заря» <...> для исполнения.
    Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
    Суммы штрафов, уплаченных за нарушения законодательства о рекламе, зачисляются в Федеральный бюджет по следующим реквизитам:
    Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка Российской Федерации
    БИК - 042007001
    Р/с - 40101810500000010004
    ИНН – 3664022568
    КПП - 366401001
    ОКАТО – 204 01 000 000
    КБК – 16111626000010000140
    Управление федерального казначейства по Воронежской области (Воронежское УФАС России).
    Согласно части 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в части 1 статьи 32.2, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу – исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, должностное, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Копия протокола об административном правонарушении направляется судье в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
    В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.