Управлением Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
16 марта 2011 года
<...> Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Воронежское УФАС России) <...>,
рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 26.03-14.3/17р, возбужденного в отношении индивидуального предпринимателя <...> (далее - ИП <...>), в связи с непосредственным обнаружением <...> отдела рекламы и контроля за недобросовестной конкуренцией Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее – Воронежское УФАС России) <...>, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения в сфере предпринимательской деятельности (часть 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), в присутствии <...>,
Решением от 28.02.2011 № 30-6р Комиссии Воронежского УФАС России, реклама, распространенная в Таловской районной общественно-политической газете «Заря» № 123 (11035) от 14.10.2010 (далее - газета «Заря») на 8 полосе:
«/.../Пластиковые окна. Жалюзи. От производителя. Низкие цены, кредит. Таловая, ул. Советская, 130/1. тел. 2-45-14./.../», признана ненадлежащей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированию или поддержанию интереса к нему и его продвижению на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация является рекламой, так как адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формированию или поддержанию интереса к нему и продвижению его на рынке (далее – рассматриваемая реклама).
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», одним из объектов рекламирования в рассматриваемой рекламе является кредит.
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции») установлено понятие финансовой услуги, согласно которому, финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя — фамилию, имя, отчество).
Рассматриваемая реклама распространяется с нарушением части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», выраженным в отсутствии в рекламе финансовой услуги (кредит) наименования лица, оказывающего такую услугу, что не допускается.
В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы
Из контекста рассматриваемой рекламы финансовых услуг (кредитования), а так же пояснений в ходе рассмотрения дела ИП <...> Комиссией установлено отсутствие информации о наименовании организации, фактически оказывающей услуги кредитования. При этом в содержании рассматриваемой рекламы указаны адрес торговой точки и телефоны ИП <...>. Сам ИП <...> при этом финансовые услуги не оказывает, не имеет выданного на осуществление данного вида деятельности специального разрешения (лицензии).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что рассматриваемая реклама №2 распространяется с нарушением части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», выраженным в отсутствии в рекламе финансовой услуги (кредитования) наименования конкретной финансовой организации, фактически оказывающей услуги кредитования, что искажает смысл информации и вводит потребителей рекламы в заблуждение относительно возможности оказания услуги кредитования непосредственно ИП <...>, что не допускается.
Исходя из объяснений <...> МАУ «Редакция Таловской районной газеты «Заря» <...> договор на размещение в газете «Заря» с ИП <...> заключался в устной форме. В месте с тем, факт оказания услуги по размещению информации, в том числе рекламного характера, в газете «Заря» подтвержден оплатой в размере 900 рублей (девятьсот).
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе», рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Таким образом, рекламодателем указанной рекламы является ИП <...>.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе частью 1 статьи 28, частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с частью 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе», нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей.
Таким образом, ИП <...>, являясь рекламодателем рассматриваемой рекламы, совершил административное правонарушение, выразившееся в распространении ненадлежащей рекламы, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При вынесении Постановления учитываются все обстоятельства дела.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
ИП <...> имел возможность указать в содержании рекламы финансовой услуги (кредит) наименования юридических лиц и (или) фамилии, имена, отчества физических лиц (индивидуальных предпринимателей), оказывающих данные финансовые услуги и тем самым принять все зависящие от него меры по соблюдению требований части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».
ИП <...> имел возможность не вводить в заблуждение потребителей рекламы о возможности оказания финансовой услуги кредитования ИП <...>, указав в рекламе финансовой услуги (кредитования) наименование конкретной финансовой организации, фактически оказывающей услуги лизинга, и тем самым принять все зависящие от него меры по соблюдению требований части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
Административное правонарушение признается совершенным ИП <...> по неосторожности, так как ИП <...> не предвидела возможности наступления указанных последствий, хотя должна была и могла их предвидеть, так как должна была знать о требованиях законодательства о рекламе, предъявляемых к рекламодателю.
Обстоятельств исключающих, смягчающих или отягчающих административную ответственность, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 статьи 3, частью 7 статьи 5, частью 1 статьи 28, пунктом 7 части 2 статьи 33, частями 6 и 7 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», статьями 14.3, 23.48, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 1.Признать индивидуального предпринимателя <...> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 2.Применить к индивидуальному предпринимателю <...> меру ответственности в виде административного штрафа за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в размере 4.000 (Четырех тысяч) рублей. 3.Направить копию настоящего постановления индивидуальному предпринимателю <...> для исполнения.
Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суммы штрафов, уплаченных за нарушения законодательства о рекламе, зачисляются в Федеральный бюджет по следующим реквизитам:
Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка Российской Федерации
БИК - 042007001
Р/с - 40101810500000010004
ИНН – 3664022568
КПП - 366401001
ОКАТО – 204 01 000 000
КБК – 16111626000010000140
Управление федерального казначейства по Воронежской области (Воронежское УФАС России).
Согласно части 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в части 1 статьи 32.2, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу – исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, должностное, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Копия протокола об административном правонарушении направляется судье в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.