Воронежская область
Отчет от 16 февраля 2010 года

Отчет о результатах тематической проверки эффективности и целевого использования государственных средств, направленных в 2008 году и за 9 месяцев 2009 года на социальное обслуживание жителей Воронежской области в комплексных центрах социального обслуживания населения и центрах временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов

Принят
Контрольно-счетной палатой Воронежской обл.
16 февраля 2010 года
    Основание для проведения проверки: Закон от 05.01.1996 N 39-з "О Контрольно-счетной палате Воронежской области", п. 90 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2009 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области N 68 от 06.11.2009.
    Цель проверки: оценка эффективности и контроль целевого использования государственных средств. Анализ финансово-хозяйственной деятельности объектов проверки.
    Предмет проверки: государственные средства, направленные объектам проверки на социальное обслуживание жителей Воронежской области в 2008 году и текущем периоде 2009 года.
    Проверяемый период: 2008 год и 9 месяцев 2009 года.
    Перечень проверенных объектов: департамент труда и социального развития Воронежской области и 13 учреждений социального обслуживания.
    В ходе проверки установлено:
    Общие положения
    В Воронежской области согласно социальному паспорту области на начало 2009 года из 2270 тыс. человек населения более 30% - лица пенсионного возраста, 451,13 тыс. человек (19,9% общей численности) имели доходы ниже прожиточного минимума. В малоимущих семьях проживали 225 тыс. детей (61,8% всего количества детей в области), 25,5 тыс. детей - в многодетных семьях. Реестр многодетных семей, имеющих 5 и более несовершеннолетних детей, в 2008 году состоял из 447 семей, в 2009 году - из 541 семьи.
    В области проживает более 248 тыс. инвалидов (11% населения), в том числе 5,2 тыс. детей-инвалидов, свыше 210 тыс. ветеранов ВОВ, боевых действий и труда, граждане других льготных категорий. Ежегодно от 20 до 40 тыс. жителей области устанавливается первичная инвалидность, 74 тыс. инвалидов находятся в трудоспособном возрасте, однако работает один из трех. При этом сократился коэффициент полной реабилитации инвалидов с 5,36% в 2008 году до 3,1% в 2009 году.
    Социальную поддержку и социальное обслуживание этих категорий населения области осуществляет департамент труда и социального развития Воронежской области (далее - департамент) с 175 подведомственными учреждениями, среди которых 39 комплексных центров социального обслуживания населения (далее - комплексный центр, КЦСОН) и 9 центров временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов (центр временного проживания, ЦВПГПВИ).
    Перечень социальных услуг, оказываемых в сфере социального обслуживания населения, утвержден постановлением администрации Воронежской области от 27.06.2007 N 568 "Об утверждении перечня государственных (бюджетных) услуг".
    Социальные услуги, оказываемые населению в учреждениях социального обслуживания, требования к условиям предоставления и качеству услуг стандартизированы как на федеральном уровне, так и на уровне Воронежской области <1>, утверждены административные регламенты по исполнению государственных функций и предоставлению государственных социальных услуг в стационарных условиях, на дому по оказанию адресной помощи гражданам и др.

    --------------------------------
    <1> Национальные стандарты РФ: ГОСТ Р 52142, Р 52143, Р 52495-2005, Р 52496-2005, Р 52498-2005, Р 52880-2007, Р 52882-2007, Р 52883-2007, Р 52884-2007, Р 53058-2008, Р 53059-2008, Закон Воронежской области от 09.10.2007 N 104-ОЗ "О стандартизации качества государственных услуг Воронежской области", Приказ ГУСР от 21.04.2008 N 247-251/ОД "Об утверждении стандарта качества государственной услуги...".


    В 2008 - 2009 годах в области действовало 39 комплексных центров (во всех муниципальных районах области, 6 районах г. Воронежа и в г. Нововоронеже) и 9 центров временного проживания.
    Финансирование учреждений социального обслуживания осуществляет департамент, методическое руководство и техническое обеспечение - областное государственное учреждение "Воронежский областной центр учреждений социального обслуживания населения" (далее - ОГУ "ВОЦУСОН").
    Центр временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов - стационарное учреждение, осуществляющее стационарное обслуживание населения - предоставление гражданам пожилого возраста и инвалидам благоустроенного жилья на срок до 6 месяцев в условиях круглосуточного пребывания и оказание им социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-экономических, социально-правовых).
    На момент проверки из 9 ЦВПГПВИ действуют 8 - ОГУ "Новохоперский центр временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов" ликвидирован в связи с признанием управлением государственного пожарного надзора по Воронежской области здания этого центра опасным для дальнейшего проживания людей.
    Комплексный центр социального обслуживания населения - комплексное учреждение, обеспечивающее предоставление социальных услуг гражданам в стационарных, полустационарных условиях и на дому.
    В 39 комплексных центрах социального обслуживания населения Воронежской области 17 отделений временного проживания (далее - ОВП) осуществляют стационарное обслуживание граждан, 25 отделений дневного пребывания (далее - ОДП) - полустационарное обслуживание.
    Кроме того, в комплексных центрах действуют 194 отделения социального обслуживания на дому (2320 соцработников обслуживают 17290 граждан пожилого возраста и инвалидов), 29 специализированных медико-социальных отделений (289 соцработников и 156 медсестер обслуживают 1760 граждан пожилого возраста и инвалидов). Нестационарные виды социального обслуживания предоставляют 39 отделений срочного социального обслуживания.
    В 8 центрах имеются организационно-методические и организационно-консультативные отделения, отделения психолого-педагогической помощи семье и детям, реабилитационные отделения для детей и подростков, в т.ч. с ограниченными возможностями.
    В 2008 - 2009 годах в отдельных комплексных центрах проведена реорганизация. В 2008 году открыты отделения временного проживания в Рамонском и Грибановском КЦСОН на 17 и 16 койко-мест, отделение временного проживания в Ольховатском КЦСОН реорганизовано в дом-интернат для престарелых и инвалидов, что повысило доступность социальных услуг.
    Однако главной причиной реорганизаций послужил тот факт, что условия оказания социальных услуг в ОВП комплексных центров не отвечают в полной мере требованиям действующих нормативных актов по противопожарной безопасности, по лицензированию, по обеспечению санитарных правил и нормативов в отделениях временного проживания (недостаточность жилой площади на одного человека, отсутствие путей эвакуации и т.д.).
    Проверкой установлено, что в 2008 - 2009 годах из 19 отделений временного проживания осталось 17. Закрыты отделения временного проживания в Россошанском и Острогожском КЦСОН в связи с невозможностью обеспечения безопасности проживания граждан. При этом приказ по переводу до 20.11.2009 12 граждан из Острогожского КЦСОН в дома-интернаты не выполнен - на конец 2009 года проживающие из Острогожска переведены не были.
    В Коминтерновском комплексном центре закрыто отделение временного пребывания детей, оставшихся без опеки родителей, оно перепрофилировано в отделение психолого-педагогической помощи семье и детям. При этом в центре осталось и не используется оборудование прачечной, столовой, детские кровати на общую сумму 100,6 тыс. рублей.
    Имущество учреждений и доступность социальных услуг
    Перечень, объемы и качество социальных услуг в значительной степени зависят от обеспеченности учреждений социального обслуживания помещениями и их оснащенности.
    Имущество большинства объектов проверки принадлежит Воронежской области и находится в оперативном управлении учреждений. Однако до настоящего времени в нарушение п. 2.1 постановления администрации Воронежской области от 24.08.2005 N 826 "О создании системы социальной защиты населения и социально-трудовых отношениях на территории Воронежской области и регулировании ее деятельности" (о безвозмездной передаче в государственную собственность Воронежской области муниципального имущества), в областную собственность не переданы муниципальные помещения, в которых располагаются ОГУ "Центральный КЦСОН "Воскресенский" (г. Воронеж), ОГУ "Каширский КЦСОН", ОГУ "Новоусманский КЦСОН "Забота", ОГУ "Поворинский КЦСОН".
    Эти факты Контрольно-счетная палата отмечала еще в 2006 году, однако на момент проверки указанные комплексные центры либо арендуют помещения в муниципалитетах, либо размещаются по договору безвозмездного пользования. К примеру, передача в областную собственность здания Каширского КЦСОН осложнена тем, что часть земли, занимаемой центром, принадлежит ЧП Матвееву Ю.А. А КЦСОН "Воскресенский" в нарушение статей 120, 296, 650, 689 ГК РФ занимает помещения без оформления документов.
    Обращения в течение 3 лет департамента труда и социального развития и департамента имущественных и земельных отношений (далее - ДИЗО) к главе городского округа г. Воронеж по вопросу передачи имущества в областную собственность остались без ответа.
    К тому же центр лишился помещения по ул. Комиссаржевской, 21, где размещались два специализированных медико-социальных отделения. В октябре 2008 года в связи с неоплатой коммунальных услуг были отключены свет, вода и тепло. Сотрудники переведены в здание по ул. Орджоникидзе, 3, отделения перепрофилированы в отделения надомного обслуживания.
    В результате медико-социальные услуги, ранее предоставляемые 136 пожилым гражданам и инвалидам Центрального района г. Воронежа, стали для них недоступными. Центр из-за отсутствия медицинского кабинета не может получить лицензию на медицинскую деятельность и является единственным комплексным центром в г. Воронеже, не оказывающим социально-медицинские услуги на дому.
    Как следствие, центром не используется медоборудование, полученное по программе "Социальная поддержка инвалидов" на сумму 121,5 тыс. рублей, что, в свою очередь, привело к неэффективному использованию бюджетных средств в этой сумме.
    Таким образом, проблема оформления имущества центра и размещения требует разрешения на региональном и муниципальном уровне, в том числе и для восстановления прав жителей района, нуждающихся в медико-социальном обслуживании на дому.
    Согласно действующим нормативам специализированные отделения социально-медицинского обслуживания создаются при наличии не менее 30 нуждающихся в сельской местности и 60 - в городской <2>. Такие отделения действуют, как отмечалось, только в 23 комплексных центрах области, в 13 районах области этот вид социальных услуг недоступен.

    --------------------------------
    <2> Приказ Минсоцзащиты РФ от 27.12.1994 N 259 "О создании отделений специализированной помощи на дому", Постановление Минтруда России от 27.07.1999 N 32 "Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности государственного учреждения "Комплексный центр социального обслуживания населения".


    По сведениям 11 комплексных центров, специализированные социально-медицинские услуги на дому не оказываются жителям районов по причине отсутствия помещений для медицинского кабинета (необходимое условие лицензирования) и из-за дефицита финансирования на содержание штата медицинских работников.
    К примеру, в Каширском КЦСОН вместо 3 единиц медицинской сестры в штатном расписании предусмотрена 1 единица, и та вакантна. Медобслуживание 20 граждан в отделении временного проживания осуществляет медсестра расположенного рядом ФАП, причем на общественных началах. На ходатайство центра о введении в штатное расписание недостающих до норматива <3> единиц медработников получен ответ департамента о возможности внесения изменений в штатное расписание, но в пределах утвержденной численности на 01.11.2009.

    --------------------------------
    <3> Постановление Минтруда России от 27.07.1999 N 32.


    В Новоусманском КЦСОН требуемые площади имеются, но на правах аренды муниципального имущества, которое в нарушение постановления администрации области N 826 до настоящего времени не передано в областную собственность, что является препятствием в получении лицензии. А в Бобровском КЦСОН нет лицензии на медицинскую деятельность из-за отсутствия свидетельства о праве собственности на имущество (документы находятся в ДИЗО).
    В целом на начало 2010 года 4 ЦВПГПВИ (Рамонский, Верхнехавский, Верхнемамонский и Грибановский) и 12 КЦСОН не имеют лицензии на медицинскую деятельность. Согласно информации департамента в 2009 году 13 комплексных центров получили лицензию на медицинскую деятельность, 2 КЦСОН и 2 ЦВПГПВИ сдали документы на лицензирование.
    Вместе с тем, по сведениям трех КЦСОН, медико-социальные услуги жителями районов не востребованы.
    Так, в Новохоперском и Панинском районах нуждающихся в специализированных социально-медицинских услугах на дому нет, а в Рамонском - всего 10 человек (льготники - бывшие узники, чернобыльцы, инвалиды), которым по уровню доходов эти услуги бесплатно предоставляться не могут. Однако получение этих услуг на платной основе не устраивает граждан, и они стали подопечными Красного Креста на бесплатной основе.
    Полустационарное обслуживание населения осуществляется в отделениях дневного пребывания (ОДП) комплексных центров области, при этом в 14 центрах таких отделений нет. По сведениям центров, основная причина та же, что и по медико-социальным услугам, - отсутствие необходимых помещений.
    Однако и при наличии помещений проблема повышения доступности полустационарного обслуживания не может быть решена без соответствующих организационных мер и достаточного финансирования.
    Это, к примеру, передача освободившихся помещений ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области" Ольховатскому КЦСОН, капитальный ремонт здания Борисоглебского КЦСОН, где ОДП было закрыто с 2004 года, дополнительное финансирование на содержание штата Павловского КЦСОН, получившего в 2009 году новое здание, и Острогожского КЦСОН для использования под ОДП освободившегося помещения после закрытия отделения временного проживания.
    Нестационарные социальные услуги (срочная социальная помощь и надомное обслуживание) оказываются во всех 39 комплексных центрах области - в отделениях срочного социального обслуживания и социального обслуживания на дому. Это самый доступный населению вид социальных услуг. Вместе с тем численность социальных работников, утвержденная штатным расписанием Бутурлиновского КЦСОН, не позволяет оказывать надомные услуги 10 нуждающимся гражданам на территории сел Дмитриевка, Патокино, Сериково Бутурлиновского района.
    Стационарное обслуживание предоставляется на момент проверки в 8 ЦВПГПВИ и в 15 отделениях временного проживания КЦСОН. При плане коечной сети в ЦВПГПВИ 212 мест фактически проживает по состоянию на 25.12.2009 219 человек. Заполнены на 91%, 80% и 100% плановых мест соответственно Бутурлиновский, Грибановский и Семеновский центры, остальные переполнены - от 104% (Рамонский) до 130% (Верхнемамонский).
    В отделениях временного проживания комплексных центров при плане 345 мест проживает 328 человек.
    Проверкой установлено, что в центрах и отделениях временного проживания граждане проживают не временно, а постоянно, лишь переоформляя через 6 месяцев документы на временное проживание, то есть фактически эти учреждения и отделения являются домами-интернатами малой вместимости.
    Согласно национальным стандартам РФ по социальному обслуживанию населения (ГОСТ Р 52495-2005, Р 52143, 23143, Р 52 880-2007 и др.) социальное обслуживание граждан в ЦВПГПВИ - это стационарное социальное обслуживание населения. Следовательно, обеспечение проживающих в ЦВПГПВИ и ОВП всеми наименованиями мягкого инвентаря должно осуществляться по тем же нормам, что и для домов-интернатов. В то же время проверками Контрольно-счетной палаты в этих учреждениях установлено, что проживающие в ЦВПГПВИ одеждой и обувью не обеспечиваются, в нарушение п. 2.5 уставов центров, федеральных стандартов и региональных нормативных актов <4>.

    --------------------------------
    <4> Приказ ГУТСР от 11.04.2007 N 116-ОД "Об утверждении социальных норм и нормативов по обеспечению мягким инвентарем в учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Воронежской области", Приказ ГУТСР от 08.12.2009 N 1132 "Об утверждении государственных стандартов социального обслуживания в Воронежской области".


    Заявки ЦВПГПВИ и комплексных центров на приобретение мягкого инвентаря принимаются департаментом только на постельные принадлежности и иногда на нательное белье.
    При этом плата за стационарное содержание в размере 75% пенсии с проживающих ежемесячно взимается. Это ущемляет права обслуживаемых в ЦВПГПВИ и требует принятия мер к устранению данного нарушения.
    Согласно данным ОГУ "ВОЦУСОН", финансирование на мягкий инвентарь за 11 месяцев 2009 года составило по ЦВПГПВИ 100% годового плана, по комплексным центрам - 93%. Однако эти расходы покрывают только 32% и 44% потребности центров временного проживания и комплексных центров социального обслуживания соответственно.
    Для приведения стационарных услуг в соответствие действующим стандартам и нормативам Контрольно-счетная палата считает целесообразным рассмотреть вопрос о реорганизации ЦВПГПВИ и отделений временного проживания в дома-интернаты малой вместимости.
    Следует отметить, что согласно справке департамента такую реорганизацию ЦВПГПВИ в отделения и филиалы домов-интернатов для престарелых и инвалидов планируется начать в 2010 году.
    Материально-техническое обеспечение объектов проверки
    Согласно оценке департамента материально-техническое обеспечение центров временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов и комплексных центров социального обслуживания населения (все они переданы на областной уровень с муниципального) - неудовлетворительное.
    Износ основных фондов достиг 70 - 80%, а в связи с постоянным недофинансированием, исключающим возможность проведения капитального и текущего ремонта в требуемом объеме, здания и сооружения приходят в ветхое состояние, которое может повлечь за собой невозможность их дальнейшей эксплуатации.
    Капитальный и текущий ремонт
    В 2008 - 2009 годах капитальный и текущий ремонт за счет средств областного бюджета и Пенсионного фонда РФ был произведен в 17 комплексных центрах и 3 ЦВПГПВИ на общую сумму 27250 тыс. рублей.
    Однако этого явно недостаточно. В большинстве объектов проверки необходим капитальный ремонт корпусов, ремонт и замена кровли, полов, оконных и дверных блоков. В связи с высоким износом систем отопления и водоснабжения многие учреждения нуждаются в их замене, все учреждения имеют устаревшие электросети, практически везде требуется текущий ремонт.
    Согласно справке ОГУ "ВОЦУСОН" фактические расходы за счет областного бюджета по капитальному ремонту с учетом расходов на противопожарные мероприятия составили в 2008 и 2009 годах 15591 тыс. рублей и 18785,8 тыс. рублей соответственно, или только 43% и 51% от заявленной потребности.
    По текущему ремонту картина аналогичная: заявки удовлетворены только по 18 из 33 учреждений, и то частично. Сводная заявка 2008 года выполнена на сумму 477,9 тыс. рублей (14%), за 9 месяцев 2009 года - на сумму 7315,0 тыс. рублей (56%).
    На фоне недостатка финансирования отмечено неэффективное использование бюджетных средств, ранее вложенных в строительные работы. В частности, на территории Бутурлиновского центра временного проживания имеется недостроенная газовая котельная с пристроенными гаражами. На строительство в 2001 - 2003 годах израсходовано 623,6 тыс. рублей средств районного бюджета и благотворительных средств. В 2005 году во время передачи имущества учреждения в областную собственность данный незавершенный строительством объект не был включен в перечень передаваемого муниципального имущества. Не числится он на момент проверки в реестрах ни Бутурлиновского муниципального района, ни Бутурлиновского городского поселения.
    Обеспеченность жилой площадью и мебелью
    Проверкой установлено, что нормативными 7 кв. м на одного человека <5> фактически обеспечены только проживающие в Бутурлиновском ЦВПГПВИ (11,4 кв. м). В остальных 7 центрах обеспеченность жилой площадью составляет от 3,8 кв. м (Грибановский, Верхнемамонский и Новокриушанский ЦВПГПВИ) до 6 кв. м на человека (Эртильский).

    --------------------------------
    <5> Приказ Минсоцзащиты РФ от 28.06.1995 N 170 "Об утверждении Инструкции об организации медицинского обслуживания, противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий в домах-интернатах для престарелых и инвалидов".


    Если учесть, что половина проживающих (а в некоторых центрах и 100%) - это лежачие больные, то нахождение по 4 - 5 человек в комнате площадью не более 15 - 20 кв. м, причем в течение нескольких лет, как для обслуживаемых, так и для работников центров нормой считаться не может.
    К примеру, в здании Рамонского ЦВПГПВИ, где на проживающих приходится 4,9 кв. м, по приказу ГУГИ расположен фельдшерско-акушерский пункт ЦРБ Рамонского района, занимающий 35,4 кв. м.
    Ситуация требует разрешения как на региональном, так и на муниципальном уровне.
    Не в лучших условиях размещены проживающие и в отделениях временного проживания комплексных центров социального обслуживания населения, где также граждане находятся не временно, а постоянно, и нормативы жилой площади тоже практически нигде не выполняются.
    Так, только в отделениях Поворинского, Рамонского и Слободского (Бобровский р-н) комплексных центров на одного проживающего приходится не менее 7 кв. м жилой площади. В остальных же 12 отделениях временного проживания этот показатель составляет от 2,7 кв. м (Каширский КЦСОН) до 6,7 кв. м (Чесменский КЦСОН Бобровского р-на).
    Следует также отметить, что большинство предметов мебели объектов проверки давно требует замены, а, к примеру, в Каменском КЦСОН на балансе мебель не числится.
    В 2009 году для ЦВПГПВИ приобретено всего 2 кровати, 1 шкаф, 2 тумбочки. На 2010 год поданы заявки на приобретение 62 кроватей, 2 диванов, 17 шкафов для верхней одежды, 8 тумбочек, 16 стульев. Отсутствие площадей не позволяет разместить в комнатах для проживания необходимую мебель; пример - Калачеевский ЦВПГПВИ, где обеспеченность мебелью составляет 80% от действующих норм.
    Обеспечение учреждений оборудованием и автотранспортом
    В целом заявка ЦВПГПВИ и КЦСОН на приобретение технологического (электрооборудования, пищевого, прачечного) и медицинского оборудования, а также автотранспорта на 2008 год составляла 3784 тыс. рублей, фактическое исполнение - 3421,9 тыс. рублей (90,4%). Приобретено 8 автомобилей, мотоблоки, огнетушители и другое оборудование.
    За 9 месяцев 2009 года учреждения профинансированы в сумме 8237,8 тыс. рублей, однако это всего 38% годовой потребности. Приобретено 18 автомобилей и медицинское оборудование, а также оборудование для вновь открывшихся отделений временного проживания в Бобровском КЦСОН (с. Слобода) на 35 койко-мест и в Россошанском КЦСОН (с. Н. Калитва) на 33 места.
    Автотранспортом предстоит обеспечить еще 3 комплексных центра в г. Воронеже (Ленинский, Центральный и Советский КЦСОН), а также Рамонский ЦВПГПВИ и Петропавловский КЦСОН, где автомобили стоимостью 325,2 тыс. рублей и 150 тыс. рублей похищены сразу же после поставки в 2008 году.
    Оснащение же технологическим оборудованием - следующий этап укрепления материально-технической базы учреждений.
    Нельзя не отметить и низкий уровень обеспеченности объектов проверки компьютерной и оргтехникой. Все центры регулярно включают в заявки приобретение компьютеров, которые остро необходимы в работе социальных служб для ведения персонифицированного учета граждан, нуждающихся в социальных услугах, учета услуг и ведения отчетности, мониторингов, социальных паспортов и т.д. Однако вся эта работа ведется вручную. В учреждениях нет электронной почты, лишь в 2008 году установлена факсимильная связь.
    Бухгалтерский учет до настоящего времени в нарушение инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Министерства финансов РФ от 30.12.2008 N 148н (п. 8), ведется в учреждениях вручную, поскольку даже при наличии компьютера расходы по установке и содержанию программного обеспечения не финансируются. Сообщение между ОГУ "ВОЦУСОН" и учреждениями (по заявкам на лимиты финансирования, фактическому финансированию) осуществляется по телефону.
    Обеспечение продуктами питания, медикаментами и изделиями медицинского назначения
    Приобретение продуктов питания, медикаментов для центров и отделений временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется как централизованно через систему государственного заказа на основании заявок учреждений, так и методом свободной закупки за счет пенсионных средств граждан.
    Фактическое финансирование средствами областного бюджета на приобретение продуктов питания составило за 11 месяцев 2009 года: по КЦСОН - 5622,2 тыс. рублей, это 97% годового плана и 84% заявленной потребности; по ЦВПГПВИ - 3659,1 тыс. рублей - 91% плана и 83% потребности. В разрезе учреждений обеспеченность от потребности варьируется от 74% (Терновский КЦСОН) до 98% (Рамонский ЦВПГПВИ).
    Финансирование на приобретение медикаментов составило 979 тыс. рублей (94,4% выделенных лимитов), по учреждениям - от 64 до 100%. Первоначальный план на 2009 год в сумме 1500 тыс. рублей был скорректирован до 1204 тыс. рублей, за 11 месяцев исполнен на 94%.
    Обеспечение пожарной безопасности
    Кроме закрытия 2 учреждений - Новохоперского ЦВП и ОВП Россошанского КЦСОН департаментом проведена работа по выполнению плана мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности, выявленных в ходе проверок учреждений социальной сферы.
    Все центры временного проживания и 18 КЦСОН оснащены автоматической пожарной сигнализацией, системами оповещения о пожаре, обучен персонал, проведен ремонт распашных оконных решеток, путей эвакуации и т.д. Всего в 2008 - 2009 годах выполнено 392 мероприятия на общую сумму 18827,3 тыс. рублей.
    На начало 2010 года неисполненным остается один пункт плана мероприятий - продолжается монтаж прямой телефонной связи с пожарными подразделениями. В Воробьевском и Кантемировском КЦСОН отсутствует техническая возможность установки прямой связи (направлено письмо в ОАО "Центртелеком" о возможности подключения прямой связи через сеть Интернет).
    Финансирование
    Комплексные центры социального обслуживания населения финансировались за счет средств областного бюджета, средств от платных услуг и средств, полученных в качестве платы за стационарное обслуживание (75% пенсии проживающих в отделениях временного проживания). Источники финансирования центров временного проживания те же, за исключением доходов от платных услуг.
    Реализация ведомственных целевых программ
    Финансирование за счет средств областного бюджета осуществлялось департаментом в основном в рамках реализации ведомственных целевых программ, включающих финансирование всех статей расходов. Ведомственные программы "Социальное обслуживание в комплексных центрах социального обслуживания населения и отделениях временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов на 2008 - 2010 годы" и "Социальное обслуживание в стационарных учреждениях граждан пожилого возраста и инвалидов на 2008 - 2010 годы" утверждены в 2008 году приказом Главного управления социального развития Воронежской области.
    Ведомственной программой по КЦСОН предусмотрена реализация трех мероприятий: 1. Проведение капитального и текущего ремонта полустационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. 2. Обеспечение оборудованием комплексных центров. 3. Выполнение комплекса работ, направленных на обеспечение противопожарной безопасности зданий и сооружений комплексных центров.
    Финансирование программы включает также все статьи расходов по текущему содержанию центров (оплата труда, коммунальные, прочие расходы и т.д.).
    Ведомственная программа по стационарным учреждениям предусматривает выполнение двух мероприятий: 1. Укрепление материально-технической базы стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе и центров временного проживания (капитальный ремонт зданий, приобретение и ремонт оборудования). 2. Содержание стационарных учреждений социального обслуживания (текущий ремонт зданий и все остальные статьи расходов учреждений).
    Анализ реализации ведомственной программы в части финансирования центров временного проживания показал следующее.
    На 2008 год объем средств областного бюджета согласно первоначальной бюджетной росписи был утвержден ведомственной программой для ЦВПГПВИ в сумме 26079 тыс. рублей и в качестве государственного задания доведен учреждениям. Уточненная бюджетная роспись составила 28552 тыс. рублей.
    Фактические расходы по итогам года сложились на уровне первоначального плана - 26400,6 тыс. рублей. Однако в разрезе программных мероприятий произведенные расходы первоначальной бюджетной росписи не соответствовали.
    Так, на капремонт ЦВПГПВИ в 2008 году средства не направлялись совсем при плане 1200 тыс. рублей, а лимиты, первоначально доведенные учреждениям, были использованы на повышение оплаты труда. Ремонт оборудования профинансирован всего на 6% первоначального плана, текущий ремонт зданий - на 37%.
    В результате мероприятия по укреплению материальной базы центров временного проживания (капремонт, приобретение и ремонт оборудования, текущий ремонт) в 2008 году были выполнены лишь на 34% (808,6 тыс. рублей при плане 2382 тыс. рублей).
    За 9 месяцев 2009 года на финансирование ЦВПГПВИ направлено 23149,5 тыс. рублей, что составляет 70,1% уточненной годовой бюджетной росписи. При этом статьи расходов на первое мероприятие ведомственной программы (укрепление материальной базы учреждений), как и в 2008 году, недофинансированы.
    Капитальный ремонт программой предусматривался в сумме 4061 тыс. рублей, фактически расходы составили за 9 месяцев 315,6 тыс. рублей (7,8% плана). На приобретение и ремонт оборудования средства планировались в сумме 1035 тыс. рублей, факт на момент проверки составил 129,2 тыс. рублей (12,5% плана).
    В результате ведомственная целевая программа за 9 месяцев 2009 года профинансирована на укрепление материальной базы лишь на 17,5%, что свидетельствует о неосвоении утвержденных лимитов бюджетного финансирования.
    Поэтому данный результат реализации ведомственной программы признать положительным нельзя. Однако согласно отчету за 2008 год целевые индикаторы программы достигнуты.
    Следует отметить, что целевые индикаторы "покрытие территории области учреждениями стационарного обслуживания населения" и "удовлетворение потребности граждан пожилого возраста и инвалидов (количество помещенных в стационарные учреждения граждан по отношению к числу нуждающихся в стационарном обслуживании)", достигнутые при отсутствии капитального и текущего ремонта большинства учреждений, с мероприятием "укрепление материальной базы" связаны весьма условно и требуют корректировки.
    Кроме того, методика оценки эффективности программных мероприятий предполагает расчет дополнительных поступлений в бюджеты трех уровней от проведения капитального и текущего ремонта зданий и оборудования, а также от приобретения оборудования. Очевидно, что при финансировании этих статей расходов менее 50% запланированный программой экономический эффект не достигнут. Не достигнут и социальный эффект, поскольку учреждения не смогли осуществить планируемый объем ремонтных работ, следовательно, улучшить условия жизни проживающих в ЦВПГПВИ.
    Ведомственной программой по КЦСОН на 2008 год предусматривалось финансирование в сумме 349329,9 тыс. рублей. Уточненная бюджетная роспись составила 422437,3 тыс. рублей, фактические расходы - 421753 тыс. рублей (99,8% плана). На 2009 год первоначальной бюджетной росписью финансирование ведомственной программы по КЦСОН было запланировано в объеме 452388 тыс. рублей, скорректированный при секвестировании областного бюджета план уменьшен до 443512 тыс. рублей. Факт 9 месяцев 2009 года составил 361247,8 тыс. рублей (81,5% уточненного годового плана).
    На первое программное мероприятие - капитальный и текущий ремонт учреждений - в 2008 году направлено 11310,4 тыс. рублей (171,7% плана). Однако практически все средства (87,6%) израсходованы на капремонт 2 ОВП - Бобровского и Россошанского КЦСОН (с. Н. Калитва), 12,4% средств - еще на 4 комплексных центра. В результате профинансировано только 6 центров из 29, которым первоначально были доведены лимиты на ремонт зданий.
    За 9 месяцев 2009 года лимиты на капитальный и текущий ремонт были предусмотрены программой для 22 центров в сумме 14000 тыс. рублей, освоены только 12 центрами в сумме 6651,8 тыс. рублей (36,6% плана). На приобретение и ремонт оборудования были утверждены лимиты каждому из 39 центров на общую сумму 3905 тыс. рублей, фактически для 16 центров использовано 439,5 тыс. рублей (11,3%).
    Целевые же показатели (удовлетворение потребности граждан в надомном обслуживании, охват граждан всеми видами социального обслуживания на 10 тыс. пенсионеров) перевыполнены, поскольку они напрямую не связаны с программными мероприятиями.
    Для исключения формальной оценки реализации ведомственных программ целесообразно ввести (или заменить утвержденные) целевые индикаторы, характеризующие укрепление материально-технической базы учреждений, как, к примеру, в других регионах. В частности, в аналогичной ведомственной программе Самарской области утвержден показатель - доля капитально отремонтированных и приведенных в соответствие нормативным и эксплуатационным требованиям площадей в зданиях учреждений социального обслуживания населения от общего количества площадей, нуждающихся в капитальном ремонте; в Алтайском крае - доля краевых государственных учреждений, в которых был произведен капитальный и текущий ремонт, количество приобретенного оборудования и др.
    Оплата труда
    Оплата труда работников комплексных центров и центров временного проживания осуществляется в соответствии с действующими в области законодательными и нормативными актами <6>. В целом на оплату труда с начислениями в проверяемом периоде в комплексных центрах направлено 86 - 87% всех расходов, в центрах временного проживания - 59 - 65%.

    --------------------------------
    <6> Закон Воронежской области от 30.12.2004 N 99-ОЗ "Об оплате труда работников областных государственных учреждений", постановление администрации Воронежской области от 11.04.2005 N 247 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников областных государственных учреждений на основе единой тарифной сетки", постановление администрации Воронежской области от 24.01.2005 N 43 "Об утверждении Положения об оплате труда работников областных государственных учреждений социальной защиты населения".


    При этом следует отметить, что размер заработной платы социальных работников остается очень низким, особенно тех, кто непосредственно обслуживает граждан. Это более 3400 человек, или 60 - 80% всей численности комплексных центров.
    В 2008 году, по данным департамента, заработная плата работников комплексных центров (4358 человек) составила в среднем 4989,5 рубля, в 2009 году - 5493,7 рубля в месяц. Это только на 183 рубля выше прожиточного минимума, рассчитанного департаментом для граждан трудоспособного возраста за III квартал 2009 года, - 5314 рублей.
    Выборочной камеральной проверкой 17 КЦСОН установлено, что 231 социальный работник по итогам III квартала 2009 года живет за чертой бедности - имеет среднемесячный доход ниже прожиточного минимума, а 294 человека - лишь на 100 - 300 рублей выше этого минимума.
    При этом утвержденные на 2009 год фонды оплаты труда комплексных центров не позволили учреждениям произвести гарантированные постановлением N 43 выплаты.
    Согласно справке департамента труда и социального развития заявка на 2009 год на требуемый объем финансирования по оплате труда в сумме 846477 тыс. рублей (без начислений) с учетом повышения МРОТ до 4330 рублей и осуществления обязательных выплат, предусмотренных постановлением администрации области N 43, удовлетворена не была. Дефицит бюджетных ассигнований от потребности составил на конец 2009 года 30948 тыс. рублей, а с учетом начислений - 39057 тыс. рублей, о чем департаментом направлялись письма с расчетами в адрес департамента финансово-бюджетной политики.
    Поэтому многие учреждения не смогли произвести работникам все выплаты, определенные постановлением N 43, - материальная помощь к отпуску и премия ко Дню социального работника выплачена в большинстве центров в размере менее 50%, а не 100% оклада с надбавками, а в некоторых учреждениях не выплачена вообще.
    В декабре 2009 года департаменту были выделены дополнительные лимиты в сумме 27127,4 тыс. рублей, тем не менее по итогам 2009 года не выплачено 54% премии ко Дню социального работника в сумме 17197 тыс. рублей.
    Нельзя не отметить, что на 2010 год утвержденные департаменту ассигнования областного бюджета по оплате труда составляют 828,8 млн. рублей, что ниже заявки департамента на 2009 год на 17,7 млн. рублей.
    Нарушения при финансировании комплексных центров социального обслуживания
    При проверке штатных расписаний и оплаты труда комплексных центров выявлено искажение фактических и отчетных расходов по оплате труда обслуживающего персонала. Установлено, что 13 единиц обслуживающего персонала (водители, уборщицы, сторожа) числятся в комплексных центрах, а работают в других подведомственных департаменту учреждениях - в районных филиалах ОГУ "Управление социальной защиты населения Воронежской области" (ОГУ "УСЗН"). В результате искажены штатные расписания и соответственно плановые и фактические расходы как центров, так и ОГУ "УСЗН".
    Так, расходы по оплате труда 6 сотрудников в Острогожском КЦСОН, 5 - в Железнодорожном КЦСОН "Надежда" и 2 - в Каширском КЦСОН за 2008 год и 9 месяцев 2009 года составили 995,6 тыс. рублей, что привело к искажению действительных расходов трех этих центров и ОГУ "УСЗН" на эту сумму - почти на 1 млн. рублей.
    Проверкой также установлено, что расходы в сумме 7666,3 тыс. рублей в 2008 году и 18030,7 тыс. рублей в 2009 году, предусмотренные департаменту в Законе "Об областном бюджете..." на соответствующий год по строке "Оздоровление детей" на выполнение функций государственными органами по организации летней оздоровительной кампании детей, были направлены на закупку путевок для летнего отдыха детей из малоимущих семей через комплексные центры социального обслуживания населения. В 2008 году закупки путевок в летние оздоровительные лагеря области способом запроса котировок осуществляли 16 комплексных центров, в 2009-м - 21.
    При этом в нарушение статей 21, 158, 264 БК РФ в отчете об исполнении областного бюджета за 2008 год указанные средства отражены по виду расходов 012 ("выполнение функций государственными органами"), тогда как фактически израсходованы по виду расходов 001 ("выполнение функций бюджетными учреждениями").
    Кроме того, закупка путевок не была адресной, путевки в детские оздоровительные лагеря области передавались комплексными центрами в ОГУ "ВОЦУСОН", где формировались общие списки детей с распределением по ДОЛам. К примеру, по путевкам, закупленным Каширским КЦСОН, отдыхали дети г. Воронежа, а дети из Каширского района - по путевкам, закупленным другим комплексным центром, и т.д.
    Следует отметить, что согласно уставу комплексных центров в перечень функций по социальному обслуживанию населения оздоровление детей (государственная функция органа исполнительной власти) не входит.
    В итоге в нарушение ст. 264 БК РФ был искажен объем финансирования, полученного комплексными центрами на выполнение уставных функций. Согласно бюджетной отчетности он на 7666,3 тыс. рублей в 2008 году и 18030,7 тыс. рублей в 2009 году выше реального, направленного на социальное обслуживание населения конкретного района.
    Внебюджетные средства
    Проверкой финансирования комплексных центров за счет внебюджетных средств установлено, что в 2008 году центрами получено 22373,4 тыс. рублей, из них 11304,6 тыс. рублей - доходы от платных социальных услуг, 11068,8 тыс. рублей - плата за стационарное обслуживание (75% пенсии проживающих граждан). За 10 месяцев 2009 года получены доходы в сумме 22215,8 тыс. рублей, в том числе 11482,8 тыс. рублей - доходы от платных услуг и 10733 тыс. рублей - плата за стационарное обслуживание.
    Центрами временного проживания получена плата за стационарное обслуживание в сумме 6799,5 тыс. рублей и 7756 тыс. рублей в 2008 году и за 11 месяцев 2009 года соответственно.
    Следует отметить, что средства от платных услуг из 39 учреждений только 8 центров в 2008 году и 11 в 2009-м перечисляли на единый счет доходов областного бюджета в полном объеме в соответствии с утвержденным ГФУ порядком осуществления бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности <7>. Остальные КЦСОН в нарушение ст. 6 Законов "Об областном бюджете..." на 2008 и на 2009 год, утвержденного порядка и приказа департамента перечисляли на лицевые счета лишь часть доходов, а также осуществляли расходы с банковского счета учреждения, причем по согласованию с департаментом.

    --------------------------------
    <7> Приказ ГФУ от 12.12.2007 N 541 "о/н" "Об утверждении порядков", приказы ДФБП от 16.05.2008 N 246 "о/н" и от 27.07.2009 N 260 "о/н" "Об утверждении порядка открытия...".


    На данное нарушение бюджетного законодательства, в том числе о контрольных функциях главного распорядителя бюджетных средств (ст. 160.1 БК РФ), департаменту было указано в ноябре 2009 года и департаментом финансово-бюджетной политики.
    Проверка расходования средств, полученных центрами от платных услуг, показала, что вместо предусмотренных Положением о порядке предоставления платных услуг 40% в КЦСОН "Воскресенский" Центрального района г. Воронежа на оплату труда направлено 50,5% полученных доходов, в КЦСОН "Надежда" Железнодорожного района - 54,8%.
    Плата за стационарное обслуживание по согласованию с департаментом финансово-бюджетной политики оставалась в распоряжении учреждений и расходовалась с банковского счета. С 01.01.2010 данные средства также должны зачисляться учреждениями на единый счет доходов областного бюджета и использоваться с лицевых счетов в системе казначейского исполнения бюджета.
    Внутриведомственный контроль финансово-хозяйственной деятельности
    В проверяемом периоде комиссией департамента проведены ревизии в 6 комплексных центрах и одном ЦВПГПВИ. Нарушения, выявленные в ходе проверок, однотипны. В основном это нарушения при начислении заработной платы в части повышений и доплат, отмечались нарушения в организации питания и ведении бюджетного учета. По итогам проверок издавались приказы об устранении нарушений с применением мер административного воздействия, проводились семинары с руководителями и главными бухгалтерами подведомственных департаменту учреждений.
    Наибольшее количество нарушений выявлено в Терновском КЦСОН, где главный бухгалтер присвоила средства в сумме 401,4 тыс. рублей, средства областного бюджета на момент проверки не возмещены. Материалы были направлены в прокуратуру, главный бухгалтер уволена, директору центра объявлен выговор.
    Объемы и качество социальных услуг
    Объемы социальных услуг, оказанных комплексными центрами социального обслуживания, согласно сведениям центров, ОГУ "ВОЦУСОН" и департамента представлены в таблице:
  1. Вид услуги 2006 год 2008 год 9 месяцев 2009 года
    Кол. отд. Кол. обсл. Кол. отд. Кол. обсл. Кол. отд. Кол. обсл.
    Соц. обслуживание на дому 189 16947 192 17292 194 18674
    Медикосоциальное обслуж. на дому 31 1642 31 1760 29 1603
    Срочное соц. обслуживание 39 781081 39 901957 39 498001
    Дневное пребывание 25 35722 25 45909 26 38235
    Временное проживание 16 429 17 841 17 775
    Другие услуги 6 13967 8 21464 9 16381
    Всего 306 849788 312 989223 314 573669
  2. Данные, приведенные в таблице, свидетельствуют о росте объема услуг, оказываемых гражданам на дому в 2008 - 2009 годах по сравнению с 2006 годом, т.е. в то время, когда комплексные центры стали областными учреждениями. Вместе с тем количество медико-социальных услуг из-за закрытия 2 отделений в КЦСОН "Воскресенский" в 2009 году сократилось. Снизилось и количество услуг, предоставленных в отделениях временного проживания комплексных центров, по причине закрытия некоторых отделений, как отмечено выше.
    Обращает на себя внимание рост в 2008 году и снижение срочных услуг (оказание адресной помощи и другие услуги) за 9 месяцев 2009 года.
    Такая динамика связана, в том числе, с особенностью учета этого вида услуг, включающих обращения граждан по телефону. Если в 2006 году в центры обратилось по телефону 251999 граждан, то в 2008 году - 353220, за 9 месяцев 2009 года - 181798 человек.
    Вместе с тем число жителей области, получивших адресную помощь в денежной форме, товарами или продуктами питания, существенно снизилось: в 2006 году она оказана 262117 жителям области на сумму 31,4 млн. рублей, в 2008 году - 221725 чел. на сумму 30,3 млн. рублей, за 9 месяцев 2009 года - 183871 чел. на сумму 30,2 млн. рублей. Это обусловлено, с одной стороны, снижением финансирования адресной помощи из всех источников (бюджет, внебюджетные фонды, средства предприятий и хозяйств и др.) и, с другой стороны, ростом цен на потребительские товары.
    Оценка качества социальных услуг оказываемых КЦСОН и ЦВПГПВИ, определяется на основании Положения об основных требованиях к результатам работы бюджетных учреждений в соответствии со стандартами качества предоставления государственных услуг и Порядка оценки соответствия качества фактически предоставляемых государственных услуг стандартам качества, утвержденных постановлением администрации Воронежской области.
    Так, согласно отчетам о выполнении государственной услуги "Социальное обслуживание в ЦВПГПВИ" три из четырех показателей оценки стандарта качества выполнены на 100% (процент обратившихся граждан, которым оказаны услуги (приоритетность - 10%), занятость койки и процент удовлетворенных качеством и доступностью услуг (приоритетность - по 40%)). Четвертый показатель - процент занимающихся (работающих) из числа тех, кому по заключению врача можно работать (приоритетность - 10%) - выполнен на 50%. В результате суммарная оценка показателей с учетом приоритетности получилась достаточно высокой - 95%, то есть услуга соответствует стандарту качества.
    Однако оценка качества услуги, произведенная таким способом, является формальной и требует корректировки в сторону большей объективности. Итоговая оценка соответствия качества государственных услуг не учитывает главные вопросы контроля качества социальных услуг (ГОСТ 52496-2005, ГОСТ Р 52142-2003): соответствие нормативам финансового и натурального обеспечения проживающих жилой площадью, одеждой и обувью, мебелью и т.д. Вызывает вопросы и приоритетность показателей. К примеру, вряд ли проживающие пожилые граждане и инвалиды, особенно лежачие больные, выскажутся отрицательно по поводу предоставленных услуг.
    Выводы:
    1.Предоставление социальных услуг в 39 комплексных центрах социального обслуживания населения и 8 центрах временного проживания в основном соответствует требованиям государственных стандартов социального обслуживания по формированию перечня услуг и организации их предоставления.
    Однако целый ряд проблем, связанных с отсутствием необходимых площадей и обусловленных недостаточным уровнем финансирования объектов проверки, не позволяет оказать социальные услуги в достаточном объеме в соответствии с потребностью населения и стандартами качества государственных услуг. Эти проблемы отмечались Контрольно-счетной палатой и в ходе проверки 2006 года.
    Так, до настоящего времени на областной уровень собственности не передано имущество 4 комплексных центров, при этом КЦСОН "Воскресенский" занимает помещения без оформления документов в нарушение ряда статей ГК РФ.
    Лишившись помещения пл. 88 кв. м, где ранее располагалась медико-социальная служба, центр является единственным комплексным центром в г. Воронеже, не оказывающим социально-медицинские услуги на дому. Как следствие, центром не используется медоборудование стоимостью 121,5 тыс. рублей, полученное по программе "Социальная поддержка инвалидов", что, в свою очередь, привело к неэффективному использованию бюджетных средств в данной сумме.
    Медико-социальные услуги не оказываются еще в 12 муниципальных районах области из-за отсутствия помещений и финансирования на содержание штата медработников.
    2.Полустационарное обслуживание населения в отделениях дневного пребывания недоступно в 14 районах области по тем же причинам: отсутствие помещений и финансирования. Вследствие закрытия в Коминтерновском комплексном центре отделения временного пребывания детей, оставшихся без опеки родителей, в центре не используется оборудование прачечной, столовой, детские кровати стоимостью 100,6 тыс. рублей.
    3.Нестационарные социальные услуги оказываются во всех 39 комплексных центрах области, однако надомное обслуживание гражданам отдельных поселений (например, в Бутурлиновском районе) недоступно ввиду ограниченного количества социальных работников в комплексных центрах.
    4.Стационарная социальная помощь, оказываемая в центрах временного проживания и в отделениях временного проживания комплексных центров социального обслуживания, предоставляется постоянно, а не временно (до 6 месяцев). Фактически отделения и центры являются домами-интернатами малой вместимости. Однако при этом не выполняются требования стандартов обеспечения проживающих одеждой и обувью, хотя 75% пенсии с пожилых граждан и инвалидов исправно взимается.
    5.Материально-техническое обеспечение объектов проверки, по оценке департамента, неудовлетворительное. Износ основных фондов достиг 70 - 80%; из-за отсутствия капитального и текущего ремонта здания приходят в ветхое состояние, влекущее их закрытие.
    Обеспеченность нормативными 7 кв. м на человека выполняется только в одном из восьми ЦВПГПВИ и в 3 из 15 ОВП, мебель и технологическое оборудование давно требуют замены, в 5 КЦСОН нет автотранспорта.
    6.Низкий уровень обеспеченности компьютерной техникой не позволяет автоматизировать бухгалтерский учет в нарушение Приказа МФ РФ от 30.12.2008 N 148н, вести персонифицированный учет обратившихся граждан и предоставленных услуг.
    7.Капитальный и текущий ремонт с учетом противопожарных мероприятий проведен на 57% и 63% потребности 2008 и 2009 года, текущий - на 56%. В то же время отмечено неэффективное использование бюджетных средств в сумме 623,6 тыс. рублей, вложенных в строительство и приобретение оборудования для котельной в Бутурлиновском ЦВПГПВИ, которая не передана в областную собственность и не числится на балансе центра.
    8.Анализ реализации ведомственных целевых программ, в рамках которых осуществляется финансирование объектов проверки за счет средств областного бюджета, показал, что целевые индикаторы программ напрямую не связаны с программными мероприятиями. Показатели достигнуты, несмотря на невыполнение мероприятий по укреплению материальной базы учреждений.
    Целесообразно в этом плане использовать опыт других регионов России и приблизить целевые индикаторы ведомственных программ к конкретным мероприятиям - капитальному и текущему ремонту, оснащению учреждений оборудованием для приведения учреждений в соответствие эксплуатационным нормативам.
    9.Недостаточность средств областного бюджета по оплате труда не позволила выплатить в целом по департаменту гарантированную постановлением администрации Воронежской области N 43 сумму в размере более половины премии ко Дню соцработника - 17,2 млн. рублей.
    При этом почти 3,5 тысячи социальных работников (60 - 80% численности комплексных центров) в 2009 году имели заработную плату, лишь на 183 рубля превышающую прожиточный минимум - 5314 рублей, рассчитанный департаментом за III квартал 2009 года. В 17 КЦСОН 231 социальный работник по итогам III квартала 2009 года находился за чертой бедности.
    10.Проверкой установлен ряд нарушений и недостатков в использовании государственных средств как департаментом, так и учреждениями.
    Так, 13 единиц обслуживающего персонала (водители, уборщицы, сторожа) числятся в комплексных центрах, а работают в других подведомственных департаменту учреждениях - в районных филиалах ОГУ "УСЗН", что искажает как штатные расписания, так и плановые и фактические расходы по оплате труда - выборочной проверкой установлено искажение на 995,6 тыс. рублей.
    В нарушение ст. ст. 21, 158, 264 БК РФ в отчете об исполнении областного бюджета за 2008 год средства в сумме 7666,3 тыс. рублей, направленные на оздоровление детей через комплексные центры, отражены по виду расходов 012 ("выполнение функций государственными органами"), тогда как фактически израсходованы по виду расходов 001 ("выполнение функций бюджетными учреждениями").
    В результате согласно бюджетной отчетности центров объем их финансирования на 7666,3 тыс. рублей в 2008 году и 18030,7 тыс. рублей в 2009 году выше реального. Фактически же на социальное обслуживание населения конкретного района направлены средства за минусом средств, которые использованы на летний отдых детей, причем проживающих в других районах области.
    В нарушение ст. 6 Законов "Об областном бюджете..." на 2008 и на 2009 год 31 и 28 учреждений из 39 не перечисляли средства от платных услуг на единый счет доходов областного бюджета в полном объеме в соответствии с утвержденным порядком осуществления бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности.
    В Терновском КЦСОН ревизией ОГУ "УСЗН" выявлено хищение главным бухгалтером средств в сумме 401,4 тыс. рублей, возбуждено уголовное дело.
    11.Объем социальных услуг, оказываемых в комплексных центрах, сокращается. Ввиду закрытия двух отделений медико-социального обслуживания в КЦСОН "Воскресенский" количество обслуживаемых сократилось в 2009 году на 157 человек. Снизилось на 66 человек и количество проживающих в отделениях временного проживания в связи с их закрытием в Острогожском и Россошанском КЦСОН.
    Уменьшение количества услуг по адресной помощи населению обусловлено снижением финансирования по всем источникам и ростом цен: в 2006 году - 262,1 тыс. человек получили адресную помощь на сумму 31,4 млн. рублей, в 2008 году - 221,7 тыс. человек на 30,3 млн. рублей, за 9 месяцев 2009 года - 181,9 тыс. человек на 30,2 млн. рублей.
    12.Качество социальных услуг оценивается на соответствие утвержденным в области стандартам. Однако методика оценки и приоритетность показателей (процент обратившихся в учреждение, которым оказаны услуги, удовлетворенность услугой, занятость койки, участие проживающих в трудотерапии) недостаточно объективны. Они не учитывают требования государственных и региональных стандартов обеспеченности граждан жилой площадью, мягким инвентарем, мебелью и т.д., поэтому достаточно формальны и требуют корректировки.
    Предложения:
    1.Направить представления в адрес комплексных центров, центров временного проживания, в ОГУ "ВОЦУСОН", в департамент труда и социального развития Воронежской области для устранения нарушений и недостатков, выявленных в ходе проверки.
    2.Направить информацию о результатах проверки в Воронежскую областную Думу и первому заместителю председателя правительства Воронежской области.
    Первый заместитель председателя
    Контрольно-счетной палаты
    Воронежской области
    Е.С.ЛИТВИНЧУК
    Начальник отдела контроля
    расходов на социально-культурную
    сферу, науку и СМИ
    Л.Н.ШИЛЬНИКОВА