Воронежская область
Отчет от 16 февраля 2010 года

Отчет о результатах проверки эффективности и целевого использования средств, выделенных государственному учреждению «Специализированная эксплуатационная служба управления делами администрации Воронежской области» в 2007 — 2008 годах и за 9 месяцев 2009 года

Принят
Контрольно-счетной палатой Воронежской обл.
16 февраля 2010 года
    Основание для проведения проверки: Закон "О Контрольно-счетной палате Воронежской области", п. 93 плана работы Контрольно-счетной палаты на 2009 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 10.12.2009 N 75.
    Цель проверки: осуществление контроля за эффективностью и результативностью использования бюджетных средств.
    Предмет проверки: средства областного бюджета.
    Проверяемый период: 2007 - 2008 годы и 9 месяцев 2009 года.
    Проверенный объект: государственное учреждение "Специализированная эксплуатационная служба управления делами администрации Воронежской области".
    В ходе проверки установлено:
    Государственное учреждение "Специализированная эксплуатационная служба управления делами администрации Воронежской области" (ГУ "СЭС") создано в марте 1998 года для осуществления функций по надлежащему содержанию и текущему обслуживанию зданий областной собственности, в которых размещены органы государственной власти. Учредителем ГУ "СЭС" является управление делами Воронежской области. Служебные здания переданы учреждению в оперативное управление Главным управлением государственного имущества Воронежской области (ГУГИ ВО).
    По состоянию на 1 октября 2009 года на балансе учреждения числятся основные средства балансовой стоимостью 332150,4 тыс. рублей, в том числе недвижимого имущества - на 327220,0 тыс. рублей. В состав недвижимого имущества входят:
    - 15 административных зданий: пл. им. Ленина, д. 1, д. 12 и часть д. 5; ул. Плехановская, д. 53 и д. 9; проспект Революции, д. 33; часть здания ул. Пятницкого, д. 55; часть здания ул. Домостроителей, д. 13; часть здания (4 - 6-й этажи) ул. 25 Октября, д. 45; бульвар Пионеров, д. 10а; часть здания (4-й этаж) ул. Ф. Энгельса, д. 18 и д. 54 (постоялый двор Затекина); ул. Сакко и Ванцетти, д. 58 (памятник истории и культуры "Дом дворян Хрщановичей, 1911 год"); ул. К. Маркса, д. 51 (дом Белоусовых); ул. Пушкинская, д. 12 (дом Протасовой);
    - 10 служебных квартир;
    - 5 складских строений, пилорамы, цеха деревообработки, механическая мастерская, гараж, овощехранилище, 2 трансформаторные подстанции, котельная администрации области и другие хозяйственные постройки.
    За проверяемый период поступление основных средств (ОС) составило 36561,1 тыс. рублей (без НДС). От ГУГИ ВО на баланс приняты объекты недвижимости стоимостью 33223,3 тыс. рублей: котельная здания администрации области и 7 служебных квартир. Также приобреталось производственное оборудование и машины, мебель, оргтехника и др.
    За два года и девять месяцев выбыли ОС стоимостью 23786,4 тыс. рублей. Выбытие объектов недвижимости на общую сумму 20543,6 тыс. рублей осуществлялось на основании указаний ГУГИ ВО, а также департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области (ДИЗО ВО). Здание гостиницы "Кораблик" и пристройка к нему по ул. Таранченко, д. 34, переданы в оперативное управление ГУ "Гостиница администрации области". Переданы в хозяйственное ведение ГУП ВО "Свой дом" здание, 2 гаража по ул. Феоктистова, д. 1, и складские помещения, столярная мастерская и котельная по проспекту Революции, д. 33. Переданы в областную казну, проданы либо приватизированы 11 служебных квартир; металлический ангар, склад, 2 металлических гаража и 3 навеса по бульвару Победы, д. 10а; нежилое помещение по ул. Пятницкого, д. 55.
    Финансирование деятельности учреждения осуществляется за счет четырех источников:
    тыс. рублей
  1. Вид дохода
    
    
    2007 год
    
    
    2008 год
    
    
    9 мес. 2009
    года
    
    Всего
    
    
    Арендная плата: начислено
    оплачено
    
    42 802,9
    40 020,3
    
    53 373,4
    51 275,7
    
    38 314,5
    34 630,3
    
    134 490,8
    125 926,3
    
    Эксплуатационные услуги:
    начислено
    оплачено
    
    24 353,8
    24 684,1
    
    28 400,8
    30 160,9
    
    25 938,2
    24 003,9
    
    78 692,8
    78 848,9
    
    Целевое бюджетное
    финансирование: начислено
    оплачено
    
    21 123,3
    21 208,8
    
    23 069,9
    21 307,2
    
    70 831,0
    68 600,6
    
    115 024,2
    111 116,6
    
    Прочие доходы: начислено
    оплачено
    
    867,2
    2,0
    
    197,4
    6,7
    
    235,9
    168,3
    
    1 300,5
    177,1
    
    Итого начислено с НДС
    без НДС
    
    89 147,2
    75 680,7
    
    105 041,5
    89 048,4
    
    135 319,6
    114 688,5
    
    329 508,3
    279 417,6
    
    Итого оплачено с НДС
    без НДС
    
    85 915,2
    72 809,5
    
    102 750,5
    87 076,7
    
    127 403,1
    107 968,7
    
    316 068,9
    267 854,9
    
  2. Учреждение ведет раздельный учет доходов и расходов по указанным в таблице источникам поступлений и уплачивает налоги в общеустановленном порядке. За проверяемый период учреждением в бюджеты различных уровней перечислено 74474,3 тыс. рублей, в т.ч. в 2007 году - 24754,3 тыс. рублей, в 2008 году - 31111,1 тыс. рублей, за 9 месяцев 2009 года - 18608,8 тыс. рублей. Наибольший удельный вес в структуре уплаченных налогов занимает НДС - 47,4%, налог на прибыль - 37,6%, налог на имущество - 14,3%. На другие налоги (транспортный и за загрязнение окружающей среды) приходится 0,7%.
    Средства областного бюджета
    Сметы учреждения по бюджетным средствам утверждались учредителем. За период с 2007-го по III квартал 2009 года финансирование из областного бюджета составило 111116,6 тыс. рублей. Средства израсходованы на следующие цели, тыс. рублей:
  3.                               2007 год          2008 год      9 мес. 2009 года
    ──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────
    1. Оплата труда            8 146,0 (38,4%)   9 000,0 (42,2%)   6 866,0 (10%)
       с начислениями
    2. Приобретение              351,5 (1,7%)      595,5 (2,8%)    2 140,6 (3,1%)
       и ремонт оборудования
    3. Приобретение            1 202,7 (5,7%)    1 096,2 (5,1%)      875,2 (1,3%)
       расходных материалов
    4. Прочие расходы          2 109,5 (9,9%)    2 542,1 (11,9%)   1 315,6 (1,9%)
       (перечислен НДС)
    5. Прочие услуги           2 274,6 (10,7%)   2 316,7 (10,9%)   1 892,9 (2,8%)
    6. Коммунальные            1 298,3 (6,1%)    1 320,9 (6,3%)    1 063,6 (1,5%)
       услуги, ГСМ, связь и др.
    7. Текущий ремонт          5 826,2 (27,5%)   4 435,8 (20,8%)  54 446,6 (79,4%)
       зданий
             Итого:           21 208,8 (100%)   21 307,2 (100%)   68 600,5 (100%)
  4. Анализ представленной информация показывает, что в 2009 году, несмотря на финансовый кризис, расходы на текущий ремонт зданий увеличились в 12,3 раза и составили 80% сметы учреждения.
    Штатное расписание ГУ "СЭС" в проверяемом периоде в соответствии с уставом утверждалось директором учреждения и согласовывалось с учредителем. На 2007 год штатная численность организации утверждена в количестве 248,5 ед., на 2008 год - 241,5 ед. На 2009 год в штате учреждения 242,5 единицы, в том числе административно-управленческий персонал - 19 ед.; обслуживающий персонал девяти зданий - 169,5 ед.; ремонтно-строительный участок - 46 ед.; сезонные и др. работники - 8 шт. ед. Фонд оплаты труда за месяц составил 1470,7 тыс. рублей. На 1 октября 2009 года в учреждении имелось 14 вакансий по рабочим специальностям (электромонтеры, слесари-сантехники, лифтеры и т.д.). Выборочная проверка численности работников, занятых обслуживанием зданий областной собственности, показала, что ГУ "СЭС" соблюдаются нормативы, установленные Центральным бюро нормативов по труду.
    Оплата труда работников установлена согласно областному тарифному соглашению по регулированию оплаты труда, положениям о порядке и условиях оплаты труда, о премировании, о порядке оказания материальной помощи работникам ГУ "СЭС". Положения утверждены директором и согласованы с учредителем. Оплата труда и социальные гарантии руководителя ГУ "СЭС" регулируются трудовым договором, заключенным с учредителем.
    С учетом всех выплат средняя месячная заработная плата работников ГУ "СЭС" составила в 2007 году - 7,8 тыс. рублей, в 2008 - 9,3 тыс. рублей, за 9 мес. 2009 года - 11,2 тыс. рублей.
    Расходы на ремонтные работы
    В проверяемом периоде средства на ремонтные работы выделялись только по четырем объектам из пятнадцати принятых на баланс. Приняты выполненные ремонтные работы на сумму 67835,8 тыс. рублей, в том числе в 2007 году - 5865,0 тыс. рублей, в 2008 году - 6150,5 тыс. рублей. Необходимо отметить, что только за 9 месяцев 2009 года объем работ вырос в девять раз и составил 55820,3 тыс. рублей. Перечислено подрядчикам 64993,6 тыс. рублей. То есть не все выполненные работы оплачены, и на 1 октября 2009 года кредиторская задолженность перед подрядчиками составляла 2842,2 тыс. рублей, в том числе ОАО "Домостроительный комбинат" - 2373,4 тыс. рублей, ООО "Инвестиционная компания "Регион" - 414,7 тыс. рублей, ООО "Данко" - 38,9 тыс. рублей и ООО "Царство камня" - 15,2 тыс. рублей.
    Контракты с подрядчиками заключены в соответствии с действующим законодательством о закупках для госнужд. Объемы ремонтных работ по каждому зданию ежегодно утверждались учредителем:
    - ул. Плехановская, д. 53. На ремонт объекта за проверяемый период направлено 2075,0 тыс. рублей, что явно недостаточно для этого здания, техническое состояние которого продолжает ухудшаться. В связи с возникновением аварийных ситуаций эффективность бюджетных расходов на ремонт помещений снижается. Все больше бюджетных средств требуется для устранения последствий аварий.
    Например, в 2007 году за 275,8 тыс. рублей были заменены и отремонтированы электрические кабели и теплотрасса, ведущая к зданию. Затем летом 2008 года выполнена гидрохимическая промывка системы отопления за 377,9 тыс. рублей. А уже осенью 2008 года произошел пожар в электрощитовой и авария водопровода и теплотрассы на вводе в здание. На устранение последствий этих аварий затрачено 1026,1 тыс. рублей. В 2009 году еще 367,2 тыс. рублей потребовалось на ремонт и устранение аварии в туалете на 3-м этаже.
    Неудовлетворительное техническое состояние вызывает многочисленные жалобы и нарекания со стороны арендаторов и государственных учреждений, расположенных в здании, например: антисанитарное состояние мест общего пользования, дефекты потолков и стен, плохое состояние трубопроводов, сантехники и электропроводки, ветхость оконных блоков, неэффективность системы отопления;
    - проспект Революции, д. 33. В проверяемом периоде израсходовано 995,0 тыс. рублей на аварийно-восстановительные работы по сети электропитания, на текущий ремонт помещений, кровли, канализации;
    - пл. им. Ленина, д. 1. На это здание направлено 88% средств (59702,8 тыс. рублей), из них в 2007 году израсходовано 3822,6 тыс. рублей, в 2008 - 427,1 тыс. рублей, а за 9 мес. 2009 года - уже 55453,1 тыс. рублей. Самый крупный государственный контракт от 21.08.2009 на сумму 51251,0 тыс. рублей по результатам открытого аукциона заключен с ООО "Выбор", проведен ремонт 5-го этажа здания. На остальную сумму выполнены работы по замене оконных и дверных блоков, по обеспечению доступа в здание инвалидов, по ремонту фасада, коммуникаций и др.;
    - пл. им. Ленина, д. 12. За 2 года и 9 месяцев расходы областного бюджета на ремонт здания составили 5063,0 тыс. рублей: в 2007 году - 1268,8 тыс. рублей, в 2008 году - 3794,2 тыс. рублей. В здании частично заменены оконные блоки, отремонтированы отдельные кабинеты и лестница левого крыла здания, входная группа реконструирована для въезда инвалидных колясок. В 2009 году работы не финансировались, между тем состояние лестниц и коридоров правого крыла здания, актового зала не выдерживает никакой критики, полностью изношена система отопления здания.
    Аренда
    ГУ "СЭС" осуществляет размещение арендаторов, взимание арендной платы и плату за коммунально-эксплуатационные услуги на основании распоряжения администрации Воронежской обл. от 21.03.2006 N 734-р. Согласно п. 2 данного распоряжения доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в областной собственности, после уплаты налогов и сборов в полном объеме перечисляются в областной бюджет.
    Годовая ставка арендной платы для каждого нежилого помещения рассчитывалась по методике, установленной постановлением администрации Воронежской области от 30.01.2006 N 41. Базовая ставка годовой арендной платы за 1 кв. м общей площади устанавливалась законом Воронежской области об областном бюджете на соответствующий год и составила: в 2007 году - 369 рублей, в 2008 году - 397 рублей и в 2009 году - 435 рублей.
    Выборочной проверкой правильности расчета годовой ставки арендной платы нарушений не установлено. Информация о заключении и исполнении договоров аренды представлена в таблице:
  5.                              2007 год      2008 год      9 мес. 2009 года
    Количество договоров            170            142              117
    Площадь помещений, кв. м     19 454,0      18 335,4          16 621,0
    Арендная плата, тыс. рублей:
    - начислено                  40 261,0      50 564,7          36 318,3
    - уплачено                   37 696,4      48 902,4          32 556,5
                                  (93,6%)       (96,7%)           (89,6%)
  6. Данные таблицы показывают, что в проверяемом периоде ежегодно сокращается как количество договоров, так и площадь помещений, сдаваемых в аренду. Несмотря на то, что в 2008 году платежная дисциплина арендаторов повысилась, в проверяемом периоде наблюдался устойчивый рост дебиторской задолженности, что снижает эффективность использования государственной собственности.
    Так, по состоянию на 01.01.2007 дебиторская задолженность составляла 8066,3 тыс. рублей, на 01.01.2008 - 10695,7 тыс. рублей, в т.ч. просроченная - 8101,4 тыс. рублей, на 01.01.2009 - 12423,4 тыс. рублей (просроченная - 10654,6 тыс. рублей) и на 01.10.2009 - 16241,8 тыс. рублей (просроченная - 12392,1 тыс. рублей).
    Увеличение задолженности обусловлено не только повышением ставки арендной платы, но и недостаточной претензионной работой по долгам прошлых лет. Например, ГУ "СЭС" не использовало свое право освобождать помещения в принудительном порядке в случае полного или частичного невнесения арендных платежей более чем за один месяц, предусмотренное пп. 2 п. 7.3 типового договора аренды нежилого помещения.
    За 2007 год должникам направлено 13 претензий на общую сумму 910,7 тыс. рублей и только 2 исковых заявления в арбитражный суд о взыскании 93,4 тыс. рублей. В 2008 году оформлено 8 претензий на сумму 701 тыс. рублей и 7 исковых заявлений на сумму 724,3 тыс. рублей. В 2009 году работа по взысканию просроченной дебиторской задолженности активизировалась, и за 9 месяцев направлено уже 16 претензий на сумму 2516,5 тыс. рублей и 23 исковых заявления на сумму 2842,3 тыс. рублей. На момент проверки взыскана задолженность в сумме 3901,5 тыс. рублей.
    Несвоевременное принятие мер воздействия на недобросовестных арендаторов приводит к образованию безнадежной к взысканию задолженности. Так, в октябре 2007 года приказом директора в связи с истечением срока давности списана задолженность восьми арендаторов на общую сумму 188,3 тыс. рублей.
    Недостаточно контролировалось исполнение уже имеющихся судебных решений. Так, в июне 2006 года федеральная служба судебных приставов известила ГУ "СЭС" о том, что исполнительный лист о взыскании с ООО "Книжный магазин "Светлана" 747 тыс. рублей из Центрального районного отдела направлен для исполнения в Левобережный. В течение трех лет учреждение не обращалось за информацией о ходе исполнительного производства. В результате на момент проведения проверки указанная сумма не взыскана, а соответствующий запрос в Левобережный РОСП направлен только в ходе проверки - 19.01.2010.
    Доходы от использования областной собственности также снижаются в результате того, что 1224,1 кв. м площадей, ранее находившихся в аренде, на момент проверки пустуют. Свободные помещения расположены по адресам: просп. Революции, 33 (471,1 кв. м), ул. Плехановская, 53 (277,9 кв. м) и ул. Пушкинская, 12 (475,1 кв. м). Договоры аренды были расторгнуты по инициативе Главного управления государственного имущества Воронежской области.
    В частности, здание, расположенное по ул. Пушкинской, 12, полностью пустует с февраля 2009 года, причем договоры расторгнуты, несмотря на то, что арендаторы исполняли все свои обязательства. Упущенные доходы областного бюджета в 2009 году составили не менее 1178,0 тыс. рублей. Мало того, в отсутствие арендаторов в здании отключено отопление и электроснабжение, помещения не ремонтируются, сохранность здания не контролируется (см. фото - не приводится).
    Выездной проверкой установлено, что в результате повреждения и протекания крыши затоплению подвергается значительная часть второго этажа. Ухудшается техническое состояние здания, которое является объектом культурного наследия и внесено в реестр Росохранкультуры (N 3600337000).
    Представленные фотографии показывают, что фасад здания и помещения первого этажа находятся в удовлетворительном состоянии, но необходим срочный ремонт кровли и интерьера второго этажа. Статьей 29 Закона Воронежской области от 31.12.2003 N 74-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Воронежской области" предусмотрена административная ответственность за нарушение требований к использованию и охране объектов культурного наследия.
    Договорами аренды особо оговаривается порядок оплаты коммунальных и эксплуатационных услуг. Поступающие от арендаторов средства учитываются отдельно от арендной платы, расходуются по отдельной смете и перечисляются поставщикам воды, тепла и электроэнергии. Оплата коммунальных и эксплуатационных услуг осуществлялась арендаторами по выставляемым счетам на основании соответствующих договоров с ГУ "СЭС".
    За два года и девять месяцев по коммунальным услугам начисленная плата составила 27892,2 тыс. рублей, оплачено 26963,8 тыс. рублей. По состоянию на 01.10.2009 дебиторская задолженность по коммунальным платежам составила 1257,8 тыс. рублей, в т.ч. 912,4 тыс. рублей - текущая. По эксплуатационным услугам начислено 78692,8 тыс. рублей, оплачено 78685,2 тыс. рублей. С учетом погашения задолженности за предыдущий период по состоянию на 01.10.2009 дебиторская задолженность по эксплуатационным услугам составила 4347,3 тыс. рублей (текущая - 2911,8 тыс. рублей).
    Расходование поступающих средств осуществляется в соответствии со сметами расходов, утвержденными отдельно для каждого здания. Сметами предусмотрено до 13 статей расходов, в том числе оплата труда обслуживающего персонала с начислениями, общехозяйственные расходы, налоги, лифтремонт, дезинфекция, вывоз мусора и т.д.
    Помимо сдачи в аренду помещений учреждением за плату предоставлялись места для размещения наружной рекламы и антенн операторов сотовой связи. Всего в проверяемом периоде начислено 7346,7 тыс. рублей, оплачено 7122,6 тыс. рублей, или 96,9%.
    Выводы
    Деятельность учреждения по содержанию, текущему обслуживанию и использованию зданий областной собственности осуществляется в рамках закрепленных полномочий, денежные средства используются по назначению. Вместе с тем не во всех случаях обеспечивается эффективность использования и сохранность областной собственности:
    1.В проверяемом периоде работы по текущему ремонту зданий по ул. Плехановской, д. 53 (2075,0 тыс. рублей) и пл. Ленина, 12 (5063,0 тыс. рублей) выполнялись в недостаточных объемах. В связи с возникновением аварийных ситуаций снижается эффективность бюджетных расходов на ремонт помещений в здании по ул. Плехановской, д. 53, и растет количество жалоб, поступающих от размещенных в нем организаций.
    2.В результате выселения арендаторов по указанию ГУГИ ВО из здания по ул. Пушкинской, 12, потери областного бюджета в 2009 году составили не менее 1178,0 тыс. рублей. Техническое состояние здания ухудшается, наносится ущерб областному имуществу, и нарушаются ст. 6 и ст. 48 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", за что предусмотрена административная ответственность.
    3.Просроченная дебиторская задолженность по арендной плате снижает поступления в областной бюджет и составляет 12392,1 тыс. рублей, недостаточные меры принимаются для взыскания долгов и освобождения помещений от недобросовестных арендаторов.
    4.Необходимо разработать комплекс мероприятий по приведению в надлежащее состояние зданий, находящихся в областной собственности.
    Предложения
    Направить представление руководителю государственного учреждения "Специализированная эксплуатационная служба управления делами администрации Воронежской области" и информацию руководителю департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области.
    Заместитель председателя
    Контрольно-счетной палаты
    Воронежской области
    Н.И.ПРОСКУРИНА
    Начальник отдела контроля расходов
    на ГМУ, правоохранительную
    деятельность и МЧС
    А.О.КРАВЕЦ-ГОМЗА