Воронежская область
Отчет от 20 января 2012 года

Отчет о результатах проверки эффективности и целевого использования бюджетных средств, выделенных в 2010 году и текущем периоде 2011 года государственному бюджетному образовательному учреждению среднего профессионального образования «Воронежское областное училище культуры»

Принят
Контрольно-счетной палатой Воронежской обл.
20 января 2012 года
    Основание для проведения проверки: Закон "О Контрольно-счетной палате Воронежской области", п. 103 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2011 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 01.12.2011 N 101.
    Цель проверки: оценка эффективности и контроль целевого использования бюджетных средств. Анализ отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности объекта проверки.
    Проверенный объект и оформленный акт: государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Воронежское областное училище культуры", акт от 16.12.2011 N 103-2011.
    Срок проведения контрольного мероприятия: с 05 по 20 декабря 2011 года.
    Вопросы контрольного мероприятия
    1.Ознакомление с учредительными и иными документами, характеризующими организационно-правовую форму и структуру учреждения.
    2.Соблюдение учреждением федерального и областного законодательства.
    3.Проверка соответствия деятельности учреждения целям и функциям, определенным его учредительными документами.
    4.Проверка организации ведения бухгалтерского учета в соответствии с Инструкцией по ведению бухгалтерского учета, утвержденной Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.
    5.Анализ финансовых показателей:
    - обоснованность и эффективность финансово-хозяйственных расходов;
    - анализ отчетных данных за 2010 и 2011 годы, проверка их достоверности;
    - анализ штатной и фактической численности, оплаты труда.
    6.Проверка учета имущества учреждения.
    7.Анализ договорной деятельности.
    8.Проверка состояния расчетов, анализ дебиторской и кредиторской задолженности.
    9.Целевое и эффективное использование бюджетных средств, выделенных учреждению.
    Результаты контрольного мероприятия
    Общие положения:
    Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Воронежское областное училище культуры" (далее - Училище, Учреждение) создано с целью удовлетворения потребности общества, органов и учреждений культуры и искусств, а также других сфер деятельности Российской Федерации в квалифицированных специалистах со средним профессиональным образованием.
    Полномочия учредителя от имени Воронежской области осуществляет департамент культуры Воронежской области (далее - Департамент).
    Училище имеет свидетельство о государственной аккредитации, а также лицензию на право ведения образовательной деятельности, в которой отражены все реализуемые образовательные программы. На начало 2011 - 2012 уч. года количество обучающихся в Училище с 1 по 4 курсы составило 256 человек, из них: 148 чел. обучаются по очной форме обучения, 108 чел. - по заочной.
    Согласно санитарно-эпидемиологическому заключению федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 22.04.2011 образовательная деятельность в учреждении соответствует нормам САнПиН.
    Основными показателями деятельности учреждения являются следующие результаты: в 2009 году училище включено в Национальный Реестр "Ведущие образовательные учреждения России"; за период существования Училищем подготовлено более 9 тыс. специалистов; свыше 80% работников культуры Воронежской области являются выпускниками данного учреждения.
    Имущество учреждения:
    Для обеспечения уставной деятельности за Училищем закреплено государственное имущество Воронежской области, на которое в период контрольного мероприятия зарегистрировано право оперативного управления (до этого на имущество имелось свидетельство на право собственности Воронежской области). В то же время на здание котельной (36,9 кв. м) 1993 года постройки, балансовой стоимостью 56,3 тыс. рублей, в нарушение действующего законодательства <1> право оперативного управления не зарегистрировано. Согласно объяснению руководства Училища данное здание является ветхим и подлежит сносу, однако никаких официальных тому подтверждений в период проверки представлено не было.
    --------------------------------
    <1> ст. 131 Гражданского кодекса РФ, ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
    Проверкой целевого и эффективного использования помещений областной собственности установлено, что не используется более 2 лет три гаража общей площадью 78,6 кв. м и балансовой стоимостью 53 тыс. рублей, что является неэффективным использованием государственного имущества. Отсутствие потребности в названных основных средствах объясняется списанием в 2009 году трех автотранспортных средств 1992 - 1993 годов выпуска (автобус ПАЗ-3205, автомобиля ГАЗ-31029, самосвала САЗ). Поэтому Учреждению необходимо принять меры к эффективному использованию данных помещений, в том числе в виде предоставления аренды, в установленном законодательством порядке.
    Выборочной проверкой наличия основных средств установлены нарушения нормативных документов, регламентирующих учет основных средств <2> . В частности, по балансовому учету не отражены 162 наименования имущества (мебель и др.), приобретенного 2008 года. Кроме того, в ноябре 2010 года училищем приобретены: 2 водонагревателя на сумму 8,8 тыс. рублей, шкаф для одежды - 6 тыс. рублей и шкаф металлический - 6 тыс. рублей. Однако данное имущество отражено по бухгалтерскому учету как один предмет - "Водонагреватель" - 20,8 тыс. рублей, на который за год начислена амортизация в сумме 8,7 тыс. рублей.
    --------------------------------
    <2> Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Инструкция по бюджетному учету, утвержденная Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2008 года N 148н "Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету".
    Приказ Министерства финансов Российской Федерации "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" от 1 декабря 2010 года N 157н.
    Подобная бесконтрольность бухгалтерских работников приводит к недостоверности отчетности и создает предпосылки к хозяйственным злоупотреблениям.
    Транспортные средства, расходы на ГСМ:
    На балансе учреждения числятся два автомобиля:
    - ГАЗ-332213 - балансовой стоимостью 234,9 тыс. рублей, 2006 года выпуска;
    - УАЗ-3303 фургон - балансовой стоимостью 74,1 тыс. рублей, 1992 года выпуска, неиспользуемый более 2 лет в связи с технической неисправностью.
    При выборочной проверке путевых листов учреждения установлено, что они заполнялись в нарушение нормативных документов <3> . Например, сведения о маршруте прописаны не конкретно и не подробно - "Воронеж - Бобров" или "езда по г. Воронежу", "Бобров - Лиски" и др., без указания точных адресов назначения. Вместе с тем, во всех путевых листах отсутствуют данные о показаниях спидометра, что является еще и нарушением Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
    --------------------------------
    <3> Приказ Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов", Письмо Федеральной службы государственной статистики от 03.02.2005 N ИУ-09-22/257.
    Финансирование учреждения:
    Источниками формирования финансовых ресурсов учреждения в проверяемом периоде являлись средства областного бюджета, а также доходы, полученные от приносящей доход деятельности:
    тыс. рублей
  1. Год Средства областного бюджета Средства, полученные от приносящей доход деятельности Итого
    2010 год 21048,7 169,8 21218,5
    9 мес. 2011 года 13298,7 90,8 13389,5
  2. Кассовое исполнение первоначальной сметы расходов и доведенных лимитов учреждения за 2010 год составило 90,6%, за 9 месяцев 2011 года - 63% утвержденных на год бюджетных ассигнований.
    Анализ произведенных расходов показал, что основная часть средств за 2010 год и 9 мес. 2011 года приходится на оплату труда с начислениями - 64 и 69,1% соответственно. На пособия сиротам израсходовано 3 и 6%, коммунальные услуги - 8 и 5,7%, остальные средства направлены на текущий и капитальный ремонт зданий и техники, приобретение оборудования и расходных материалов и др.
    Штаты и оплата труда:
    Штатная численность, утвержденная директором училища, в проверяемом периоде составляла 161,5 шт. ед.
    В период проверки штатное расписание прошло согласование с учредителем. Однако в нарушение п. 5.3.4 Устава за проверяемый период штаты и структура учреждения утверждались только директором училища, тогда как в компетенцию руководителя входит такое утверждение лишь после согласования с Департаментом.
    Фактическая численность по итогам 9 мес. 2011 года составляла 99 чел., из них преподавателей - 42 чел., административного персонала и служащих - 57 чел. В проверяемом периоде количество вакантных должностей насчитывалось от 20,5 шт. ед. до 22 шт. ед. В результате экономия средств по оплате труда складывалась от 57,5 тыс. рублей до 102 тыс. рублей в месяц. Сэкономленные средства направлялись на основании приказов руководителя на доплаты (стимулирующие выплаты) работникам-служащим - за расширение зон обслуживания, интенсивность труда, сложность, напряженность и ненормированный рабочий день; преподавателям - за звание "заслуженный работник культуры". В итоге, среднемесячный доход работников учреждения в 2010 году составил 6,1 тыс. рублей, в 2011 году - 8,7 тыс. рублей, в том числе:
    тыс. рублей
  3. Наименование должностей 2010 год 9 мес. 2011 год
    Административно-управленческий персонал 10,4 15,1
    Основной персонал 6 7,5
    Прочие работники 4,5 5,9
  4. Анализ обоснованности наличия должностей показал, что в штатном расписании числятся должности, необходимость в которых вызывает сомнение, а именно: должность "водитель автобуса" - 2 ставки (5,6 тыс. рублей/ставка), одна из которых вакантная; должность "водитель" (2,5 тыс. рублей) 0,5 ставки - вакантная. При этом, как было отмечено выше, в учреждении имеется только один эксплуатируемый автомобиль. Поэтому в представление КСП включено предложение о рассмотрении вопроса о корректировке штатного расписания, принимая во внимание реальную потребность в штатных должностях.
    В проверяемом периоде на условиях внутреннего совместительства работали 32 - 39 чел., в том числе: 26 - 28 чел - преподаватели, совмещающие профессию концертмейстера; 6 - 11 чел. - служащие, совмещающие различные профессии (регулировщика пианино, техника, паспортиста и др.). Табели учета рабочего времени, которые являются основным первичным документом для начисления заработной платы, в нарушение трудового законодательства и Инструкции по бюджетному учету не подтверждали отработанные часы всех внутренних совместителей, так как составлялись только по основному месту работы. В период проверки нарушения по ведению табеля учета частично устранены и впоследствии не допускались (с августа 2011 года табельный учет рабочего времени на совместителей был полностью восстановлен).
    При проведении анализа по учету преподавательской нагрузки установлено, что не в полной мере осуществляется контроль выполненных учебных часов преподавателями и концертмейстерами, так как отдельные отчеты об отработанных часах за последние три месяца 2011 года были составлены только в ходе проверки, а должны составляться ежемесячно.
    Кроме того, в Положении "Об оплате труда...", утвержденном приказом директора Училища, изложена методика определения ежемесячной заработной платы на основании фактической нагрузки преподавателя, утвержденная утратившим силу еще в мае 2010 года постановлением администрации Воронежской области <4> . Однако, несмотря на отсутствие нарушений <5> при начислении оплаты труда, а также в применении преподавательских ставок и надбавок, "отмененную" методику (п. 6, IV раздела "Нормы учебной нагрузки") необходимо исключить из указанного Положения.
    --------------------------------
    <4> Постановление администрации Воронежской области от 24.01.2005 N 38 "Об утверждении Положения об оплате труда работников областных государственных учреждений системы образования Воронежской области".
    <5> Исчисление заработной платы (тарификация) педагогических работников осуществлялось в соответствии с действующим законодательством Воронежской области , при котором среднемесячная заработная плата, установленная преподавателям, выплачивается в течение всего года.
    В период проверки для проведения итоговых экзаменов привлекались сотрудники из других учреждений культуры, которым в 2010 году в нарушение нормативных документов произведена оплата по подстатье бюджетной классификации 211 "Заработная плата". В 2011 году аналогичная оплата осуществлялась в соответствии с Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 N 190н <6> - по подстатье 226 "Прочие работы, услуги", однако в нарушение ст. 161 ГК РФ письменный договор при этом не заключался. Таким образом, с нарушением действующего законодательства израсходовано 42,7 тыс. рублей.
    --------------------------------
    <6> Приказ Минфина РФ от 28.12.2010 N 190н (ред. от 17.11.2011) "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ".
    Ремонтные работы:
    В 2010 и 2011 годах на капитальный ремонт направлено 2453 тыс. рублей бюджетных средств, в том числе в рамках реализации долгосрочной областной целевой программы "Развитие культуры Воронежской области 2007 - 2010 годы" - 800 тыс. рублей. Проверкой заключения контрактов и договоров на проведение ремонтных работ на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ <7> , а также своевременности выполнения работ и оплаты по контрактам (договорам) нарушений не установлено.
    --------------------------------
    <7> Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
    В то же время, выявлены факты некачественного исполнения ООО "Гражданжилстрой" ремонтных работ фасада здания 2 корпуса, выраженные в создании неоднородной цветовой гаммы фасада. Кроме того, по данному контракту в соответствии со сметной документацией предусматривалось изготовление, а также монтаж, покраска и др. металлических решеток на окнах первого этажа учебного корпуса, которые фактически не установлены. Согласно объяснению руководства Училища установка решеток запрещена правилами Госпожнадзора. В итоге, произведенные расходы на сумму порядка 46 тыс. рублей квалифицируются как неэффективные (ст. 34 БК РФ).
    Проверкой выполненных тем же подрядчиком ремонтных работ спортивного зала Училища стоимостью 200 тыс. рублей установлено, что с отремонтированных стен в местах соединений системы отопления осыпается краска, а также имеются следы проникновения влаги. Данные факты свидетельствуют о недобросовестном выполнении обязательств подрядчиком и неэффективном использовании бюджетных средств.
    В результате, за неполное и некачественное выполнение работ к данному подрядчику следует предъявить претензии, так как гарантийный срок на все работы составляет 36 мес.
    Приносящая доход деятельность:
    Учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность, исчерпывающий список которой приводится в Уставе Училища. Фактически, на платной основе учреждение осуществляет лишь услуги по проживанию в общежитии, что не предусмотрено Уставом и является нарушением действующего законодательства: согласно абз. 2 п. 3 ст. 298 Гражданского кодекса РФ, а также п. 2 ст. 24 Федерального закона "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ (с изм. и доп.), бюджетное учреждение может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
    Кроме того, согласно п. 2.5 Устава "учреждение не вправе осуществлять виды деятельности, не предусмотренные настоящим Уставом", то есть услуги по проживанию являются не уставной деятельностью Училища. Следовательно, штатные должности для обслуживания общежития, такие как: дежурный по общежитию (3 шт. ед.), вахтер (2 шт. ед.), воспитатель (1 шт. ед.), паспортист (0,5 ставки) введены необоснованно, как и начисленная и выплаченная этим сотрудникам в проверяемом периоде заработная плата на общую сумму 959,8 тыс. рублей. Это говорит и о недостаточном контроле учредителя Училища, который утверждает Устав без названного вида деятельности, приносящей доход, и, в то же время, доводит государственное задание по обеспеченности общежитием студентов (об этом будет сказано далее).
    При осмотре общежития было установлено, что условия проживания в нем абсолютно допустимые. Однако это не оформлено должным образом: санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам деятельности общежития, предусмотренные Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отсутствуют. Кроме того, согласно техническому паспорту, выданному в 2009 году ГУП ВО "Воронежинвентаризация" БТИ Бобровского района на объект учебного корпуса с пристроенным общежитием, назначение объекта значится как "нежилое". Поэтому учреждению необходимо урегулировать все эти вопросы в кратчайший срок.
    К тому же результаты опроса студентов говорят о крайней важности данного структурного подразделения, которое для многих учащихся явилось решающим фактором в выборе учебного заведения, так как материальное положение не позволяет направлять средства за аренду другого жилья.
    В результате, Устав учреждения необходимо привести в соответствие с действующим законодательством, либо исключить данный вид деятельности. В период проверки в Устав учреждения были внесены и зарегистрированы в ИФНС России необходимые изменения в части дополнения перечня деятельности, приносящей доход, - об обеспечении проживания студентов в общежитии Училища.
    Необходимо обратить внимание и на стоимость за проживание в общежитии, которая составляет 150 рублей в месяц. При этом указанная стоимость значительно превышает допустимый размер оплаты за такой вид услуг: согласно действующим нормам <8> плата за общежитие для студента, получающего среднее профессиональное образование, не может превышать 3% от стипендии, установленной для успевающих студентов (800 рублей месяц). Следовательно, размер оплаты не должен превышать 24 рублей в месяц. Со студентов сирот (9 чел.) и студентов из многодетных семей (5 чел.) в соответствии с действующим законодательством плата за проживание не взимается.
    --------------------------------
    <8> П. 6 Постановления Правительства РФ от 18.01.1992 N 33 "О дополнительных мерах по социальной защите учащейся молодежи".
    Доход, полученный от оказания услуг по проживанию, составил в 2010 году - 116,9 тыс. рублей, за 9 мес. 2011 года - 61,2 тыс. рублей. Полученные средства израсходованы, в основном, на приобретение оборудования для спортзала - 82 и 55,1%, соответственно, и оплату труда с начислениями педагогическим работникам - 7,4 и 29,5%. Остальные средства израсходованы на приобретение расходных материалов для хозяйственных нужд.
    Государственное задание:
    В соответствии со ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ на 2010 и 2011 годы Департаментом доведено государственное задание на оказание государственной услуги, содержащее количественные и качественные показатели. Потребителями этой услуги определены граждане РФ, имеющие основное общее, среднее (полное) общее образование или начальное профессиональное образование.
    Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется за счет средств областного бюджета.
    Учреждению доведены объемы оказания государственной услуги:
    - количество потребителей государственной услуги - 50 чел. очного отделения и 30 чел. заочного отделения. Данный показатель выполнен на 85% (на очное отделение принято 50 чел. - 100%, на заочное - 18 чел. - 60%);
    - процент выпускников, получивших диплом о среднем профессиональном образовании, составил 100%;
    - процент выпускников, продолживших обучение и/или трудоустроившихся по полученной профессии перевыполнен, так как фактически составил 60% против запланированных 30%;
    - обеспеченность студентов, обучающихся в учреждении, питанием должно составлять не менее 33%, или 50 посадочных мест. Обеспечение питанием в учреждении не осуществляется;
    - обеспеченность студентов общежитиями - 95%. Фактически из 148 студентов очного отделения обеспечены общежитием 79 чел., что составляет 80% потребности.
    - процент потребителей, удовлетворенных качеством и доступностью услуги - 99%. Не отслеживается.
    Из изложенного следует, что государственное задание полностью не выполняется лишь по двум показателям - по обеспеченности питания и опросу потребителей гос. услуги на предмет качества и доступности ее предоставления.
    Выводы
    В целом, деятельность учреждения соответствует функциям и задачам, предусмотренным Уставом. Работу учреждения следует признать эффективной, так как цели создания учреждения достигнуты.
    В ходе проверки установлены отдельные нарушения и недостатки ведения финансово-хозяйственной деятельности, а также в использовании бюджетных средств, для устранения которых учреждению необходимо направить представление Контрольно-счетной палаты.
    Предложение
    Направить представление Контрольно-счетной палаты для устранения выявленных нарушений и недостатков в государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Воронежское областное училище культуры".
    Заместитель председателя - аудитор
    Л.В.АНТОНОВА
    Начальник инспекции по контролю расходов
    на социальную сферу, доходов и расходов бюджета ТФОМС
    В.В.РОДЮКОВА
    Советник отдела организационно-аналитической
    и юридической работы
    А.А.КУЗИКОВ