Воронежская область
Отчет от 28 апреля 2010 года

Отчет о результатах проверки эффективности и целевого использования средств областного бюджета, выделенных в 2007 — 2008 годах и текущем периоде 2009 года на строительство объектов образования, здравоохранения, культуры, электрификации, газификации, водоснабжения, развитие жилищного строительства, обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов в рамках областной целевой программы «Социальное развитие села на 2005 — 2010 годы»

Принят
Контрольно-счетной палатой Воронежской обл.
28 апреля 2010 года
    Основание для проведения проверки: Закон "О Контрольно-счетной палате Воронежской области", п. 48 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2009 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 01.06.2009 N 34.
    Цель проверки:
    Анализ эффективности реализации областной целевой программы "Социальное развитие села на 2005 - 2010 годы" в 2007 - 2008 годах и текущем периоде 2009 года.
    Предмет проверки:
    Бюджетные и внебюджетные средства, выделенные на реализацию областной целевой программы "Социальное развитие села на 2005 - 2010 годы" в 2007 - 2008 годах и текущем периоде 2009 года.
    Проверяемый период: 2007 - 2008 годы, текущий период 2009 года.
    Перечень проверенных объектов: департамент аграрной политики, КП ВО "Единая дирекция капитального строительства и газификации", ГУП "Свой дом", ФГУ "Управление Воронежмелиоводхоз".
    В ходе проверки установлено:
    Основными целями и задачами программы "Социальное развитие села на 2005 - 2010 годы" являются:
    - повышение уровня социального и инженерного обустройства сельских территорий;
    - обеспечение доступности для сельского населения базовых социальных благ и повышение их качества;
    - создание основ для сближения уровня жизни городского и сельского населения и повышение престижности проживания в сельской местности.
    Программа является комплексной и включает мероприятия в области жилищной сферы, развития в сельской местности сети учреждений образования, здравоохранения, культуры, систем электроснабжения, водоснабжения, газоснабжения.
    Заказчиком-застройщиком по строительству объектов образования, здравоохранения и культуры являлось Казенное предприятие Воронежской области "Единая дирекция капитального строительства и газификации" (далее - Дирекция). Реализация программных мероприятий до 2008 года осуществлялась на основе исполнения государственных контрактов, заключенных Дирекцией с победителями конкурсных (подрядных) торгов. Оплату подрядным организациям за выполненные работы осуществляла Дирекция. С 2008 года изменился порядок предоставления, расходования и распределения субсидий местным бюджетам из областного бюджета на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности. Поэтому функции по финансированию строительства объектов, в том числе и по оплате выполненных работ подрядным организациям, переданы органам местного самоуправления, как муниципальным заказчикам.
    Муниципальные заказчики, в свою очередь, заключили договоры о передаче части своих полномочий и функций заказчику-застройщику (Дирекции), в том числе по техническому надзору и ведению бухгалтерского учета по строящимся объектам. Следует отметить, что передача функций Дирекции по ведению бухгалтерского учета противоречит Федеральному закону "О бухгалтерском учете". Поскольку муниципальные заказчики осуществляют оплату подрядным организациям за выполненные работы, то и учет строительства объектов должен осуществляться ими, так как в соответствии с Законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ бухгалтерский учет ведется в соответствии с первичными учетными документами. Кроме того, перечисление денежных средств муниципальными заказчиками подрядным организациям осуществляется в нарушение инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина от 10.02.2006 N 25н, так как муниципальный заказчик не ведет учет по строительству объекта.
    Строительство объектов образования
    В рамках Программы выполнены работы по строительству 9 объектов системы образования. На строительство из различных источников за два года выделено 502376 тыс. рублей (2007 год - 283166 тыс. рублей, 2008 год - 219210 тыс. рублей), в том числе:
    (тыс. рублей)
  1. Источники финансирования 2007 год 2008 год Всего
    план факт план факт план факт
    Фед. бюджет 52 126 52 126 16 000 65 630 68 126 117 756
    Обл. бюджет 209 531 209 531 131 000 151 725 340 531 361 256
    Местные бюджеты 21 461 21 489 10 500 1 855 31 919 23 344
    Другие источники - 20 - - 20 -
    Итого 283 118 283 166 157500 219 210 440 618 502 376
  2. Общий объем финансирования строительства объектов образования из бюджетов всех уровней за два года превысил программные показатели на 14%, в том числе за счет федерального бюджета - в 1,7 раза, областного - на 6%. Из муниципальных бюджетов выделено средств на 27% меньше, чем предусмотрено программой .
    За два года введены в эксплуатацию три школы (на 320 учащихся в с. Подгорное Россошанского района, на 220 учащихся в с. Шувалов Павловского района, на 950 учащихся в с. Средний Икорец Лискинского района). Готовится к сдаче в 2009 году средняя общеобразовательная школа на 240 учащихся в с. Верхняя Хава.
    В целом, цели и задачи, которые предусматривались программой в части строительства образовательных учреждений, достигнуты. Ввод в эксплуатацию новых школ позволил перевести сельских учащихся в современные здания и сократить расходы на перевозку детей.
    В части строительства других объектов необходимо отметить, что проверкой установлены нарушения и недостатки. В частности, по объекту "Разработка проектно-сметной документации школы в с. Новомарково Грибановского района" локальные сметы строительства не согласованы и не утверждены. Экспертиза проекта стоимостью 250 тыс. рублей, принятая и оплаченная Дирекцией по акту сдачи-приемки, не представлена, что дает основание признать эту сумму необоснованными расходами бюджетных средств.
    На начало 2009 года на балансе Дирекции числилось пять объектов незавершенного строительства, степень готовности которых составляла от 24,5 до 74%.
    Следует отметить, что на 2009 год, в связи с экономическим кризисом, на строительство объектов образования значительно снижены объемы финансирования. Так, постановлением правительства Воронежской области от 19.06.2009 N 505 на строительство сельских школ в рамках программы ассигнования областного бюджета составили 88795 тыс. рублей, что меньше программных показателей на 31%.
    Строительство объектов здравоохранения
    По программе финансировалось строительство 5 объектов здравоохранения за счет средств областного и муниципальных бюджетов. Федеральные средства не выделялись, хотя программой они предусмотрены в объеме 10050 тыс. рублей.
    Финансирование объектов здравоохранения в рамках программных мероприятий за два года составило 106299 тыс. рублей, в том числе:
    (тыс. рублей)
  3. Источники финансирования 2007 год 2008 год Всего
    план факт план факт план факт
    Фед. бюджет - - 10 050 - 10 050 -
    Обл. бюджет 27 060 27 060 37 100 77 756 64 160 104 816
    Местные бюджеты - - - 1 483 - 1 483
    Итого 27 060 27 060 47 150 79 239 74 210 106 299
  4. В 2007 году финансирование программных мероприятий из областного бюджета составило 100%, в 2008 году из бюджета было выделено средств в 2,1 раза больше, чем предусмотрено программой . Из муниципальных бюджетов финансирование не планировалось, однако администрации Ольховатского, Кантемировского и Воробьевского муниципальных районов изыскали возможность выделения на строительство трех объектов здравоохранения 1483 тыс. рублей.
    В итоге, в 2007 - 2008 годах введены в эксплуатацию три объекта:
    - фельдшерско-акушерский пункт в с. Титаревка Кантемировского района;
    - реконструкция здания фельдшерско-акушерского пункта в с. Дроздово Ольховатского района;
    - детская консультация с аптекой (реконструкция) Верхнемамонской ЦРБ.
    А в марте 2009 года завершено строительство здания хирургического отделения на 30 коек с рентгенкабинетом Воробьевской центральной районной больницы.
    В настоящий момент ведется строительство одного объекта: "Реконструкция Новогольеланской врачебной амбулатории Грибановского района", степень готовности объекта на момент проверки составила 62%.
    За счет того, что из областного бюджета в 2008 году выделено средств в 2 раза больше, чем предусмотрено программой , основные программные мероприятия по освоению капитальных вложений исполнены.
    Следует отметить, что на 2009 год запланированные расходы по строительству объектов здравоохранения составляют только 24% плановых мероприятий программы , что не позволит исполнить основные задачи программы .
    Строительство объектов культуры
    В 2007 - 2008 годах велось строительство дома культуры на станции Сагуны Подгоренского района и 2 клубов в Эртильском и Новохоперском районах.
    Строительство объектов культуры в проверяемом периоде практически осуществлялось только на средства областного бюджета. Областные инвестиции за два года составили 88651 тыс. рублей, или 92% планируемых программных показателей.
    Из федерального бюджета финансирование по данному разделу не планировалось, однако в 2008 году было выделено 3000 тыс. рублей на строительство клуба на 200 мест со спортзалом в с. Красное Новохоперского района.
    Муниципалитеты не выделяли средства на строительство, хотя программой предусмотрено 2680 тыс. рублей.
    На момент проверки построено два учреждения культуры (дом культуры на 250 человек в Сагунах и сельский клуб на 250 посетителей в с. Ростоши Эртильского района). Также до конца 2009 года планируется достроить клуб в с. Красное (на момент проверки готовность объекта составляла 99,5%).
    Всего до 2010 года программой предусмотрено построить 7 сельских учреждений культуры, однако к строительству четырех учреждений культуры еще не приступали: дома культуры в селах Лофицкое Богучарского района, Воробьевка Воробьевского района, Отрадное Новоусманского района, Орловка Таловского района.
    При существующих объемах финансирования и темпах строительства программа в части строительства объектов культуры к 2010 году не будет выполнена.
    Общие положения
    В результате проверки строительства объектов социальной сферы установлены случаи арифметических и других ошибок в локальных сметных расчетах и проектной документации. Например, при строительстве школы в с. Шувалов Павловского района в утвержденной сводной ведомости имелись неточности и арифметические ошибки, которые заказчику-застройщику в лице Дирекции пришлось устранять в ходе строительства. Достаточно часто в ходе строительства встречаются работы, предусмотренные проектно-сметной документацией, которые не были включены в сводный сметный расчет. Так, по объекту Детская консультация с аптекой (реконструкция) Верхнемамонской ЦРБ в процессе строительства были выявлены работы, включенные в проектную документацию, но не вошедшие в смету. В сентябре 2007 года комиссией в составе представителей заказчика-застройщика, подрядчика, проектной организации составлен акт на дополнительные работы по 30 наименованиям. Согласно акту проектировщиком составлена дополнительная смета, на общую сумму 441,4 тыс. рублей, которая была утверждена заместителем губернатора.
    В некоторых проектах не соблюдаются технические условия, которые необходимы для эксплуатации и функционирования построенных зданий. Наглядным примером является сельский клуб на 250 посетителей в с. Ростоши Эртильского района. В сводном сметном расчете в ходе строительства Дирекцией установлена арифметическая ошибка. В результате ее корректировки стоимость строительства в базисных ценах уменьшилась на 28%. Кроме того, произведены дополнительные работы, первоначально не предусмотренные проектом, в объеме, равном 22% стоимости работ. Следует отметить, что проектом предусмотрено строительство двух трансформаторных подстанций, тогда как по техническим характеристикам достаточно иметь одну, которая уже установлена и функционирует. Недостатки в проектах, выявленные в ходе строительства, говорят не только о низком качестве самих проектов, но и некачественно проведенной экспертизе проектной документации. Кроме того, в ходе строительства возникает необходимость применения более современных материалов, а также постоянно меняются технические условия, правила соблюдения пожарной безопасности и нормы СЭС, что приводит к необходимости выполнения дополнительных работ и, в конечном счете, к удорожанию стоимости объектов. В ходе строительства по 8 объектам проводились дополнительные работы, в результате их стоимость в базисных ценах увеличилась от 0,7 до 64,3% по сравнению с первоначальной сметой.
    Следует отметить, что стоимость одного квадратного метра по введенным объектам образования составила от 12,0 тыс. рублей (школа в с. Средний Икорец) до 25,7 тыс. рублей (школа в с. Подгорное Россошанского района); по объектам культуры от 21,8 тыс. рублей (клуб в с. Красное Новохоперского района) до 28,5 тыс. рублей (сельский дом культуры ст. Сагуны Подгоренского района); по объектам здравоохранения от 18,3 тыс. рублей (реконструкция детской консультации с аптекой Верхнемамонской ЦРБ) до 52,2 тыс. рублей (ФАП в с. Титаревка Кантемировского района).
    По объяснениям Дирекции удорожание строительства различных объектов обусловлено различными причинами. Например, строительство клуба на ст. Сагуны предполагалось вести на участке, принадлежащем управлению ЮВЖД, на месте старого здания клуба железнодорожников. Однако управление ЮВЖД не дало разрешение на снос старого здания и строительство нового в полосе отвода железной дороги. В результате данный проект был повторно привязан в соответствии с генеральным планом ст. Сагуны. Так как новый участок имел выраженный рельеф, это повлекло за собой изменение фундаментов, а также увеличение земляных работ для благоустройства территории и затрат на устройство водоотводящего коллектора. В результате несогласованных действий органов местного самоуправления и проектировщиков бюджет понес дополнительные расходы.
    По объекту ФАП в с. Титаревка Кантемировского района в ходе строительства установлено, что по некоторым позициям отделка помещений не соответствует современным требованиям здравоохранения и эксплуатации зданий. По данным фактам составлен акт, утвержденный главой администрации Кантемировского муниципального района - муниципальным заказчиком и согласованный руководителем Главного управления здравоохранения Воронежской области - главным распорядителем средств. В результате дополнительные работы по объекту составили 216 тыс. рублей. Указанный факт также свидетельствует о том, что первоначальные согласования проводились без учета требований к эксплуатации объектов здравоохранения.
    Электрификация
    Функции заказчика-застройщика по строительству электрических сетей в районах области осуществляет ОАО "Трест ЦЧОсельэлектрострой".
    За 2007 год фактическое финансирование объектов полностью соответствует запланированным объемам. За счет средств областного бюджета в сумме 6000 тыс. рублей построено 6,534 км электрических сетей, в том числе в с. Нижнедевицк - 2,9 км, в слободе Подгорное - 2,35 км, в с. Хохол - 1,284 км.
    В 2008 году в рамках программы выполнялись работы по пяти объектам (3 объекта Лискинского района и по одному объекту в Подгоренском и Россошанском районах).
    Из различных источников на строительство электрических сетей выделено 7475 тыс. рублей, или 22% плана программы , из них средства федерального бюджета составили 975 тыс. рублей, или 48% программных мероприятий, которые направлены на реконструкцию электрических сетей в с. Дмитриевка Лискинского района и с. Подгорное Подгоренского района. Из областного бюджета выделено 6216 тыс. рублей, что в 4,2 раза меньше, чем предусмотрено программой . Из муниципальных бюджетов финансирование данных мероприятий программой не предусматривалось, однако в местных бюджетах также были запланированы средства на данные объекты в общей сумме 700 тыс. рублей, фактическое финансирование составило 284,5 тыс. рублей, или 40,6%. Средства были направлены на объекты из бюджетов Россошанского и Подгоренского районов. На объекты Лискинского района, запланированные в местном бюджете, средства выделены не были.
    Всего за 2008 год из запланированных по программе 32,850 км построено только 5,137 км электрических сетей, что составило 15,6% показателей программы .
    За два года финансирование составило только 34% объема, предусмотренного программой , и соответственно запланированные объемы строительства не выполнены более чем на 70%.
    Газификация
    Приказами Главного управления аграрной политики заказчиком-застройщиком по газификации в 14 муниципальных районах в рамках реализации программы "Социальное развитие села на 2005 - 2010 годы" утверждено ГУП "Свой дом".
    Финансирование строительства объектов осуществлялось из четырех источников: федерального бюджета, областного бюджета, муниципальных бюджетов и внебюджетных источников.
    Муниципальными заказчиками по строительству объектов являлись администрации районов, они передали ГУП "Свой дом" функции заказчика-застройщика в части оформления технической документации для финансирования строительства газовых сетей и заключили договоры на выполнение работ с подрядными организациями, которые были признаны победителями конкурсных (подрядных) торгов.
    В соответствии с заключенными договорами, проверку выполненных объемов осуществляли муниципальные заказчики, а ГУП, в качестве заказчика-застройщика, проверяло представленные подрядными организациями акты выполненных работ в части их стоимости, подписывало формы КС-2 и КС-3 , ежемесячно готовило, комплектовало документацию для представления ее в органы федерального казначейства, Главное управление аграрной политики для обеспечения финансирования строительства. Проверку актов выполненных работ ГУП осуществляло только по объектам, финансирование которых осуществлялось за счет средств федерального и областного бюджетов. Работы, выполненные за счет средств муниципальных бюджетов и внебюджетных источников, фактически никем не контролировались, а в виде справочной информации собирались в муниципальных образованиях и направлялись в Главное управление аграрной политики.
    В 2007 году введено 303,86 км газопровода низкого давления, что составляет 100% программных показателей, выполнено работ на общую сумму 208349 тыс. рублей, в том числе за счет федерального бюджета - 52500 тыс. рублей (98,2%), областного бюджета - 7500 тыс. рублей (100%), муниципальных бюджетов - 13361 тыс. рублей (101,7%), внебюджетных источников - 134988 тыс. рублей (100,2%).
    В 2008 году в рамках программных мероприятий введено 174 км газовых сетей низкого давления, что составило 116% программных показателей, выполнено работ на сумму 108357 тыс. рублей, в том числе за счет федерального бюджета - 30000 тыс. рублей (100%), областного бюджета - 27519 тыс. рублей (100,7%), муниципальных бюджетов - 7301 тыс. рублей (64,7%), внебюджетных источников - 43538 тыс. рублей (102,8%).
    Основные мероприятия, предусмотренные программой в части строительства газовых сетей, исполнены.
    Следует отметить, что по двум объектам в 2007 году не освоены выделенные средства федерального бюджета в сумме 1500 тыс. рублей (в с. Нижнедевицк - 500 тыс. рублей и с. Костенки Хохольского района в сумме 1000 тыс. рублей). Средства не были освоены в связи с тем, что часть населения отказалась участвовать в программе .
    Не полностью освоены средства областного бюджета по двум объектам: Вишневка Верхнехавского района (вместо выделенных 1500 тыс. рублей освоено 501,7 тыс. рублей), Павловка Грибановского района (вместо выделенных 560 тыс. рублей освоено 467,6 тыс. рублей). Средства освоены не полностью в связи с тем, что запланированные ранее работы были выполнены за счет средств населения и подрядчики излишне полученные средства возвратили в бюджет.
    В ходе проверки установлен факт, когда за строительство одних и тех же газовых сетей Главное управление экономического развития Воронежской области отчиталось по двум программам сразу. так, в отчетных данных об исполнении областных целевых программ 3 км газовых сетей, построенных в с. Вишневка Верхнехавского муниципального района, отражены и по программе "Газификация Воронежской области на 2006 - 2009 годы", и по программе "Социальное развитие села на 2005 - 2010 годы".
    В ходе проверки объектов газификации установлено, что часть актов законченных строительством объектов в 2007 году оформлена в нарушение строительных норм и правил "Газораспределительной системы" (СНИП 42-01-2002).
    Согласно СНИПу заказчик создает приемную комиссию, в состав которой входят представители заказчика (председатель комиссии), проектной и эксплуатирующей организаций, представители органов Гостехнадзора. Однако в ряде актов вместо представителя заказчика (администрации района или представителя заказчика-застройщика) председателем комиссии является представитель эксплуатирующей организации. Так, по объектам Таловского района, Бутурлиновского района, Богучарского района (с. Шуриновка, с. Перещепное), Грибановского района (с. 1-е Малые Алабухи, с. Б. Алабухи), Кантемировского района (с. Куликовка, с. Зайцевка, с. Бондарево), Павловского района (с. Русская Буйволовка, с. Б. Казинка), Борисоглебского района (с. Макашевка) в актах законченных строительством объектов заказчиком и эксплуатирующей организацией указаны одни и те же организации, которые осуществляют обслуживание газовых сетей, - филиалы ОАО "Воронежоблгаз". В 2008 году указанные недостатки в работе муниципальных районов были устранены.
    В рамках программы на 2009 год соглашением Минсельхоза РФ с департаментом аграрной политики предусмотрено финансирование строительства сетей низкого давления из федерального бюджета в объеме 52000 тыс. рублей, что составляет только 60,6% объема, предусмотренного программой . Финансирование из областного бюджета в соглашении запланировано в сумме 29845 тыс. рублей, или 103,1% плана, предусмотренного паспортом программы .
    Однако постановлением правительства Воронежской области от 19.06.2009 N 505 на строительство разводящих газовых сетей в рамках программы из областного бюджета выделены ассигнования в сумме 17704 тыс. рублей, что меньше предусмотренного соглашения на 12141 тыс. рублей (40,7%). Таким образом, в 2009 году Воронежская область в полном объеме не исполнит мероприятия в части финансирования объектов газификации, предусмотренные соглашением с Минсельхозом РФ, что может повлечь за собой сокращение бюджетных ассигнований и из федерального бюджета.
    Водоснабжение
    На территории Воронежской области сельские населенные пункты снабжаются водой в основном за счет подземных источников. Большая часть систем водоснабжения из-за длительной эксплуатации, отсутствия надлежащего технического обслуживания и ремонта находится в крайне неудовлетворительном состоянии.
    В 2007 году на выполнение мероприятий, финансируемых в рамках программы , направлено 78246 тыс. рублей, что соответствует плановым программным показателям. Из федерального бюджета выделено 20000 тыс. рублей, или 100% плана, из областного бюджета - 25287 тыс. рублей - 100%. Местные бюджеты выделили 105% плана, или 13881 тыс. рублей, внебюджетные источники - 19078 тыс. рублей, или 96%.
    Основными источниками финансирования являются средства областного бюджета - 32%, на долю федерального бюджета приходится 26%, местного - 17%, средства предприятий и населения - 25%.
    В 2008 году на исполнение мероприятий программы израсходовано 123146 тыс. рублей, что составило 130% плановых показателей программы :
    - из федерального бюджета выделено 30000 тыс. рублей, или 111% плановых программных показателей;
    - из областного бюджета выделено 66820 тыс. рублей, что в 2,4 раза превышает программные показатели;
    - из бюджетов муниципальных образований - 12898 тыс. рублей, или 112,4%;
    - внебюджетные источники - 13428 тыс. рублей, или 48%.
    Следует отметить, что по сравнению с прошлым годом доля областного бюджета в общем объеме финансирования возросла с 32 до 54%.
    Функции заказчика-застройщика по 9 объектам водоснабжения в 2007 году и по 10 объектам в 2008 году осуществляло федеральное государственное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Воронежской области". По трем объектам Верхнемамонского муниципального района функции заказчика-застройщика осуществляло МУ "Верхнемамонский ОКС", по двум объектам Бобровского района работы принимал непосредственно муниципальный заказчик - администрация Бобровского района, по одному - КП ВО "Стройводдирекция".
    При анализе сводных отчетов за 2007 - 2008 годы по объектам водоснабжения, которые формируются на основании информации, предоставленной органами местного самоуправления, установлены расхождения фактического выполнения работ по отдельным источникам финансирования.
    Так, по объекту "Реконструкция системы водоснабжения в с. Бабка Павловского района" средства муниципального бюджета в сумме 727 тыс. рублей в отчетности указаны как внебюджетные источники. В отчете по трем объектам Верхнемамонского района за 2007 год указано, что за счет внебюджетных источников выполнены работы на сумму 6980 тыс. рублей, что не подтверждено актами выполненных работ.
    В сводном отчете за 2008 год по четырем объектам Лискинского района указано, что за счет муниципального бюджета выполнено работ на сумму 6290,9 тыс. рублей, тогда как по актам выполненных работ - 1510,7 тыс. рублей.
    В результате того, что органы местного самоуправления (Павловского, Лискинского, Верхнемамонского районов) представили в департамент аграрной политики недостоверные сведения, информация в сводных отчетах была искажена. Если информация Павловского района содержала техническую ошибку, то отчеты Лискинского и Верхнемамонского районов содержали явно недостоверные данные, чтобы избежать сокращения финансирования из федерального и областного бюджетов, так как субсидии предоставляются при условии обеспечения муниципальными образованиями не менее 50% средств местных бюджетов и внебюджетных источников в общем объеме финансирования объектов капстроительства муниципальной собственности.
    Вместе с тем хотелось бы обратить внимание и на положительные моменты. Так, в Бобровском районе ООО "Газовик" по договорам пожертвования предоставило отделу по управлению муниципальным имуществом Бобровского района 13078 тыс. рублей для финансирования 3 объектов водоснабжения.
    Как положительный момент следует отметить также и то, что часть объектов, где заказчиком-застройщиком являлось управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения, построена с экономией, которая по семи объектам составила 7505 тыс. рублей.
    Экономия сложилась из того, что в ходе строительства прочие работы и затраты, такие как временные здания и сооружения, зимнее удорожание, командировочные расходы, перевозка рабочих и непредвиденные расходы, не использовались. Кроме того, закуплено более дешевое оборудование, которое на качестве эксплуатации системы водоснабжения не отразится. Более эффективное использование бюджетных средств позволит профинансировать новые объекты водоснабжения.
    За проверяемый период фактически введено в эксплуатацию 123783 м водопроводных сетей, в том числе в 2007 году - 41760 м, что соответствует плановым показателям программы , в 2008 году - 82023 м, что выше утвержденных показателей программы в 1,7 раза.
    На 2009 год соглашением Минсельхоза РФ с департаментом аграрной политики предусмотрено финансирование данных мероприятий из федерального бюджета в объеме 55800 тыс. рублей, из областного бюджета - 40000 тыс. рублей, что составляет 103,1% показателей, предусмотренных программой .
    Развитие жилищного строительства в сельской местности
    В рамках программы "Социальное развитие села на 2005 - 2010 годы" для улучшения жилищных условий граждан, постоянно проживающих в сельской местности, департамент аграрной политики предоставлял им безвозмездные субсидии за счет средств федерального, областного и местных бюджетов. Параметры и условия предоставления субсидий установлены договорами Главного управления аграрной политики области с Министерством сельского хозяйства РФ и муниципальными образованиями. Порядок предоставления и расходования субсидий за счет средств федерального бюджета осуществлялся в соответствии с "Правилами предоставления за счет федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности", утвержденными Постановлениями Правительства РФ от 28.04.2006 N 250 и от 05.03.2008 N 144 . Порядок предоставления субсидий за счет средств субъектов РФ установлен областными нормативными актами: в 2007 году - приказами Главного управления аграрной политики области от 04.09.2007 N 89 и от 17.09.2007 N 101 , в 2008 году - постановлением областной администрации от 01.07.2008 N 564 , в 2009 году - постановлением правительства Воронежской области от 01.06.2009 N 464 .
    Размер субсидии установлен в процентном отношении от расчетной стоимости жилья, которая определялась по нормативам (33 кв. м общей площади - на одиноко проживающих граждан, 42 кв. м - на семью из 2 человек, по 18 кв. м - на каждого члена семьи из 3 и более человек), и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в сельской местности на территории области.
    В 2007 году рыночная стоимость 1 кв. м жилья утверждена приказом Главного управления аграрной политики области от 13.03.2007 N 21 в размере 10 тыс. рублей, в 2008 году постановлением областной администрации от 05.06.2008 N 471 - 14,5 тыс. рублей, на 2009 год приказом департамента аграрной политики области от 06.04.2009 N 67 - 17 тыс. рублей.
    Распределение средств для предоставления субсидий гражданам по муниципальным районам области осуществлялось Главным управлением аграрной политики исходя из численности сельского населения и уровня обеспеченности его жильем. С 2008 года данная методика утверждалась приказами управления. Все заявки, поступившие от районов, удовлетворены в полном объеме.
    Согласно Правилам доля средств федерального бюджета в общей сумме субсидии для граждан, проживающих в сельской местности, в 2007 - 2008 годах составляла до 30% расчетной стоимости жилья, а начиная с 2009 года объем финансирования из федерального бюджета определяется в зависимости от уровня бюджетной обеспеченности субъекта РФ (в 2009 году - до 31%).
    Доля средств областного бюджета в 2007 - 2008 годах определена в размере до 24% расчетной стоимости жилья, в 2009 году - до 30%.
    Субсидии из муниципальных бюджетов предоставляются с 2008 года в размере до 16% расчетной стоимости жилья.
    На 2007 год финансирование составило 46 139 тыс. рублей, в том числе из федерального бюджета - 25900 тыс. рублей (30% расчетной стоимости жилья), из областного бюджета - 20239 тыс. рублей (24%). Средства выделены в соответствии с программными показателями и использованы в полном объеме.
    Непосредственно сельскими жителями на приобретение и строительство жилья затрачено 103,2 млн. рублей, что составляет 69% общей стоимости объектов.
    Ввод жилых площадей в 2007 году в объеме 14870 кв. м соответствует запланированным программой показателям. Всем участникам программы в количестве 139 человек из 30 районов области выданы и оплачены свидетельства. Полученные средства направлены на строительство жилья. Договоры купли-продажи квартир в 2007 году не заключались.
    Фактическое финансирование программы в 2008 году составило 49441 тыс. рублей, или 90%, в том числе из федерального бюджета - 23500 тыс. рублей (100%), из областного - 18800 тыс. рублей (100%), из бюджетов муниципальных образований - 7141 тыс. рублей (56%).
    На 2008 год программой запланирован ввод жилья в объеме 12400 кв. м, фактически введено в 30 раз меньше - только 407,6 кв. м (покупка 7 квартир). Вместе с тем продолжается строительство домов, сдача в эксплуатацию которых планируется во 2-й половине 2009 года.
    Если ранее финансирование мероприятий осуществлялось только за счет федерального и областного бюджетов, то с 2008 года программой предусмотрено выделение средств и из местных бюджетов, доля которых определена в 16% общего объема. В программных мероприятиях приняли участие 24 муниципальных образования. Бобровский, Лискинский, Нижнедевицкий и Ольховатский районы не предусмотрели в своих бюджетах соответствующие расходы, субсидии гражданам в этих районах выдавались только за счет федеральных и областных средств. Борисоглебский, Новохоперский и Подгоренский районы заявки на участие в программе не подавали, и их жители были лишены возможности улучшения жилищных условий.
    Затраты сельского населения - 106808 тыс. рублей - в 4,5 раза превзошли запланированный программой объем (23,5 млн. рублей). Расходы населения составили 68% общей стоимости жилья.
    Участникам программы департаментом аграрной политики выдано и оплачено 103 свидетельства.
    На 2009 год соглашением департамента аграрной политики с Минсельхозом РФ финансирование программных мероприятий предусмотрено в объеме 132,2 млн. рублей, что в 1,5 раза больше, чем предусмотрено программой , в том числе:
    - из федерального бюджета - 35,5 млн. рублей (138%);
    - из областного бюджета - 35,5 млн. рублей (189%);
    - из местных бюджетов - 7,5 млн. рублей (54%);
    - из средств граждан - 53,7 млн. рублей (191%).
    За счет этих средств планируется введение 13400 кв. м жилья. На момент проведения проверки сформированы списки участников программы в количестве 64 человек.
    Проверкой полноты и своевременности предоставления и использования субсидий установлено, что в нарушение п. 8 Правил в 2007 году по двум свидетельствам банком (филиалы Сбербанка РФ) выплачены субсидии по истечении года с момента их выдачи, а также семь участников программы своевременно не оформили в эксплуатацию жилые объекты. По данным фактам муниципальными образованиями представлены объяснительные записки и подписаны дополнительные соглашения о продлении сроков сдачи домов в эксплуатацию.
    Следует отметить, что основную часть расходов (68,5%) в решении своих жилищных проблем оплачивают непосредственно сами сельские жители. За два года ими израсходовано на эти цели 210 млн. рублей.
    Программные мероприятия по данному разделу исполнены.
    Мероприятия по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов
    Порядок и условия предоставления субсидий данным категориям гражданам определен теми же соглашениями и нормативными актами, что и для сельских жителей.
    В 2007 году на программные мероприятия направлено 109899,4 тыс. рублей (100%), в том числе из федерального бюджета - 18800 тыс. рублей (100%), из областного - 25066,7 тыс. рублей (100%), собственные средства граждан затрачены в сумме 65905,4 тыс. рублей (100%). Собственные средства граждан составили 60% общей суммы затрат. Бюджетные средства распределены по 26 муниципальным образованиям.
    В 2007 году участниками программы признано 129 граждан, выдано и оплачено 127 свидетельств, из них 89 - на строительство собственного дома, 38 - на покупку квартир. Общая площадь жилья, которое запланировано к строительству и приобретению данными категориями граждан, - 11856,7 кв. м. На момент проведения проверки оформлены в собственность 38 квартир и 17 домов общей площадью 4183,8 кв. м.
    В 2008 году расходы на программные мероприятия составили 167345,7 тыс. рублей (154% к плану), в том числе федеральным бюджетом профинансировано 32870 тыс. рублей (101%), областным 43470 тыс. рублей (100%), собственные средства граждан затрачены в сумме 91005,7 тыс. рублей, что выше показателей программы в 2,8 раза. За счет собственных средств граждан оплачено 54% общей стоимости жилья.
    Из средств, выделенных бюджетом, распределено по районам и освоено 75891,4 тыс. рублей (99,8%). Остаток неиспользованных средств составил 448,6 тыс. рублей, в том числе федеральных - 345,1 тыс. рублей, областных - 103,5 тыс. рублей.
    В 2008 году участниками программы стали 167 человек из 27 районов области, выдано и оплачено 164 свидетельства. Из них 87 участников изъявили желание приобрести жилое помещение, а 77 - построить дом собственными силами. На момент проверки введено в эксплуатацию 88 объектов (оформлены 87 договоров купли-продажи квартир и 1 дом сдан в эксплуатацию).
    Федеральным бюджетом на 2009 год утверждены ассигнования в сумме 62,7 млн. рублей, областным - 30,7 млн. рублей. За счет других источников финансирование планируется в сумме 13,3 млн. рублей. Общая сумма расходов на субсидирование данной категории граждан запланирована в объеме 106,7 млн. рублей, или 93,3% программных мероприятий.
    На момент проведения проверки в списки участников программы внесено 84 человека. Встречными проверками по двум муниципальным районам (Рамонский и Новоусманский) нарушений не выявлено.
    Отсутствие достаточных собственных средств у граждан, а также сжатые сроки реализации свидетельств (в 2007 году - 2 года, с 2008 года - 1 год) не позволяют своевременно закончить строительство. В ходе проверки установлено, что 13 участников программы (9 молодых семей и 4 сельских жителя) по свидетельствам, полученным в 2006 году, по истечении 3 лет не сдали в эксплуатацию свои дома. Семь участников программы 2007 года также не смогли уложиться в установленные сроки.
    Кроме того, по причине сложного финансового положения отдельных граждан, а также по результатам проверки прокуратуры 6 участников 2007 года (2 молодые семьи и 4 жителя села) выбыли из программы . В бюджет возвращено 2307,2 тыс. рублей, в том числе в федеральный - 1177,5 тыс. рублей, в областной - 1129,7 тыс. рублей.
    Анализ реализации программных мероприятий по субсидированию сельских жителей, а также молодых семей и молодых специалистов на улучшение жилищных условий показал, что финансирование из федерального и областного бюджетов осуществляется в полном объеме в соответствии с утвержденными показателями. Однако муниципальными образованиями выделено наполовину меньше средств, чем запланировано программой . Кроме того, часть районов не принимала участия в программных мероприятиях.
    О достижении программных показателей по данному разделу в 2007 - 2008 годах можно будет сказать только по окончании 2009 года, так как окончание строительства и ввод жилья большинства объектов планируется во второй половине 2009 года.
    Выводы
    Программа "Социальное развитие села на 2005 - 2010 годы" является комплексной, и для успешного решения стратегических задач по повышению уровня и качества жизни на селе требуется системный подход.
    По результатам проверки необходимо отметить неравномерное финансирование мероприятий программы , когда строительство объектов по одному направлению недофинансируется, а по другим, напротив, перефинансируется. Обращает на себя внимание и тот факт, что на финансирование строительства объектов здравоохранения из федерального бюджета средства не привлекались, хотя программой они предусматривались. Очень низкая доля федерального бюджета в общем объеме финансирования сложилась по строительству объектов культуры и электрификации.
    И если сокращение объемов финансирования программных мероприятий в 2009 году объясняется недостатком необходимых средств в связи с экономическим кризисом, то недофинансирование строительства объектов культуры и электрификации в 2007 - 2008 годах ставит под сомнение достижение целей и задач, предусмотренных программой . На фоне недофинансирования указанных направлений обращает на себя значительное превышение других:
    - строительство объектов водоснабжения - в 2008 году из областного бюджета выделено средств в 2,4 раза больше, чем предусмотрено программой ;
    - строительство объектов здравоохранения - в 2008 году выделено из областного бюджета средств в 2,1 раза больше плана программы .
    Указанные факты свидетельствуют либо о некачественном планировании программных показателей и учете приоритетных направлений по районам, либо о субъективном подходе и игнорировании показателей, рассчитанных и согласованных с целым рядом как областных структур, так и муниципальных образований области.
    Считаем, что в сложившейся ситуации необходимо пересмотреть приоритеты и направления программных мероприятий, внести изменения в программу , а ее паспорт привести в соответствие с запланированными объемами финансирования.
    Кроме того, проверкой установлены отдельные нарушения и недостатки, ранее отмеченные в тексте отчета, о чем в соответствующие структуры необходимо направить представления.
    Предложения:
    1.Для устранения выявленных нарушений и недостатков направить представления в департамент аграрной политики и КП ВО "Единая дирекция капитального строительства и газификации".
    2.Информацию о результатах проверки направить в областную Думу и заместителю председателя правительства Воронежской области.
    Первый заместитель председателя
    Контрольно-счетной палаты
    Воронежской области
    Е.С.ЛИТВИНЧУК
    Заместитель начальника отдела
    контроля и анализа неналоговых
    доходов, расходов на ЖКХ, ТЭК и
    капитальное строительство
    О.А.КОНОВАЛОВ