Воронежская область
Отчет от 28 апреля 2010 года

Отчет о результатах проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных в 2008 году и текущем периоде 2009 года на государственную поддержку птицеводства Воронежской области

Принят
Контрольно-счетной палатой Воронежской обл.
28 апреля 2010 года
    Основание для проведения проверки: Закон "О Контрольно-счетной палате Воронежской области", п. 55 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2009 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты от 04.08.2009 N 49.
    Цель проверки: анализ целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на государственную поддержку птицеводства Воронежской области.
    Предмет проверки: бюджетные средства, выделенные в 2008 году и первом полугодии 2009 года на поддержку птицеводства Воронежской области. Проверяемый период: 2008 год и 7 месяцев 2009 года.
    В ходе проверки установлено:
    Анализ структуры птицеводческих хозяйств Воронежской области и общая характеристика состояния птицеводческой отрасли
    До середины 90-х годов Воронежская область занимала лидирующее положение в Российской Федерации по производству птицеводческой продукции. Развитие специализации и объединение птицефабрик и птицеводческих хозяйств в единую систему "Воронежптицепрома" позволяло производить в 90-е годы до 800 млн. шт. яиц в год (в том числе на сельхозпредприятиях - 500 млн. шт.), свыше 33 тыс. тонн мяса птицы в живом весе (в том числе 22 тыс. тонн мяса бройлеров), реализовывать до 20 млн. голов молодняка птицы. С середины 90-х годов в результате преобразования и приватизации птицефабрик - государственных унитарных предприятий практически все они были признаны несостоятельными. Несовершенство закона о несостоятельности (банкротстве), позволяющее вводить процедуру банкротства по требованию кредиторов при просроченной кредиторской задолженности в размере 100 тыс. рублей, способствовало массовому их банкротству - 12 государственных птицефабрик прекратили свое существование. К 2000 году производство яиц сократилось в 2 раза, мяса бройлеров в 8 раз.
    В настоящее время в области осуществляют промышленную деятельность:
    - 5 хозяйств по производству куриного яйца и мяса птицы (4 - созданные на базе бывших госпредприятий - ООО "Птицепром "Бобровский" Бобровского района, ООО СПХ ППХ "Забродненское" Калачеевского р-на, ООО "Птицефабрика "Икорецкая" Лискинского р-на, ООО "Ряба" Хохольского р-на, а также СП ПК "Никитовский" Терновского р-на);
    - 2 предприятия по производству мяса бройлеров (структурные подразделения ОАО "Куриное царство" в Рамонском районе и новое предприятие ООО "ЛИСКоБройлер" в Лискинском р-не);
    - 3 перепелиных хозяйства - ООО "Перепелиное хозяйство" Аннинского р-на, ООО "Воронежское перепелиное хозяйство" Новоусманского р-на, ООО "Интер-птица" (г. Воронеж);
    - одно хозяйство по производству племенного яйца и мяса уток - ООО "Ингук" в Бутурлиновском р-не и одно по производству индюшиных яиц - ООО "Вторая пятилетка" в Лискинском р-не.
    Незначительная доля в производстве яиц и мяса птицы приходится на ряд инкубаторно-птицеводческих станций и прочих сельхозпроизводителей.
    Согласно статистическим данным, объем производства сельхозтоваропроизводителями Воронежской области куриных яиц сокращен в 2008 году на 16% к предыдущему году и составил 168,95 млн. шт. яиц, а производство перепелиных, утиных, индюшиных яиц возросло в общей сумме на 14,7% и составило 150,78 млн. шт.
    Из общего объема яиц, произведенных хозяйствами всех категорий в 2008 году в количестве 319,73 млн. шт., 52% приходится на куриные, 46,9% - на перепелиные, 1,1% - на прочие.
    Снижение производства куриных яиц объясняется тем, что к 2008 году шесть хозяйств, занимающихся их производством (в Нижнедевицком, Аннинском, Бобровском, Поворинском и Каширском р-нах), прекратили производство яиц. Причина в отсутствии средств на внедрение новых технологий в производстве и замену устаревшего оборудования, высокие затраты на производство яиц и низкая рентабельность их производства. Вместе с тем с 2009 года наблюдается расширение производства на других предприятиях. Наращивают объемы производства яиц ООО СПХ "Забродненское" Калачеевского р-на, ООО "Ряба" Хохольского р-на, недавно созданное ООО "Птицепром "Бобровский". Последние два предприятия разработали бизнес-планы инвестиционных проектов по реконструкции и модернизации производства, реализация которых позволит увеличить производство куриных яиц в ООО "Ряба" до 57 млн. шт. в год, в ООО "Птицепром "Бобровский" до 100 млн. шт. в год (при выходе на проектную мощность).
    Производство мяса птицы в 2008 году составило 24,8 тыс. тонн, что на 39,6% больше, чем в 2007 году, а в первом полугодии 2009 года произведено 21,8 тыс. тонн мяса птицы, что в 1,8 раза больше соответствующего периода 2008 года, в основном за счет ввода в эксплуатацию новых производственных подразделений в ООО "ЛИСКоБройлер" Лискинского р-на. Данное предприятие является одним из перспективных птицеводческих предприятий области, реализующим инвестиционный проект по строительству комплекса выращивания бройлеров мощностью более 50 тыс. тонн мяса в год. Завершено строительство завода по инкубации яиц (до 60 млн. шт. в год), площадок молодняка и по откорму бройлеров, завода по убою и переработке мяса птицы производительностью 9 тыс. голов в час . Практически завершено строительство собственного комбикормового завода производительностью 50 тонн в час и элеватора для хранения до 100 тыс. тонн зерна. Завод оснащен современным голландским оборудованием с автоматизированными системами управления и компьютерным контролем. Всего с начала реализации проекта стоимостью 4,5 млрд. рублей освоено более 3,0 млрд. рублей, или 67% стоимости проекта, в том числе более 2,0 млрд. рублей - кредитных средств. На предприятии создано 1200 рабочих мест, в том числе 460 - в I полугодии 2009 года.
    В ходе встречной проверки ОАО "ЛИСКоБройлер" представлены данные, что только 29% производимой продукции реализуется в торговой сети г. Воронежа (торговые дома "Магнит", "Русский аппетит", "Линия" и некоторые другие) и в районах Воронежской области. А 72% продукции поступает на реализацию за пределы области: 46,2% - в г. Москва, остальные - более чем в 15 регионов Российской Федерации. Такое положение обусловлено тем, что в отдельных сетевых торговых структурах г. Воронеж ("Пятерочка" и др.) требуют уплату бонусов (премий) за реализацию продукции.
    Аналогичные проблемы по необходимости уплаты бонусов в крупной торговой сети за реализацию продукции отмечены при встрече с руководством ООО "Ряба" Хохольского р-на. В проверяемый период хозяйством на кредитные средства приобретено новое технологическое оборудование и проведена реконструкция цехов. В результате производство яйца на реализацию увеличилось с 28,6 млн. шт. в 2007 году до 38,55 млн. шт. в 2008 году. Планируется реконструкция еще одного цеха, однако дальнейшее расширение производства сдерживается имеющимися затруднениями в сбыте яиц в связи с поставками их из других областей. В результате часть произведенного яйца отдается различным организациям под реализацию по цене ниже планируемой (в 2008 году составляла 2,58 рублей/шт., а в 2009 году - 2,34 рублей/шт.).
    Руководством ООО "Птицефабрика "Икорецкая" Лискинского р-на, которое также оформило кредит на приобретение современного птицеводческого оборудования для расширения производства яиц (объем которого в 2008 году составил 37,1 млн. шт.), отмечены длительные сроки оформления кредитов в Россельхозбанке (8 - 9 месяцев) и высокая залоговая стоимость предоставляемых кредитов: на кредит стоимостью 25 млн. рублей банк потребовал залог в сумме 125 млн. рублей, в том числе предоставления гарантий муниципального района на 100 млн. рублей. Продукция реализуется на рынках г. Воронежа (50%), г. Лиски (15%) и прочим потребителям.
    Встречной проверкой выявлены также проблемы финансовой деятельности двух перепелиных хозяйств области:
    ОАО "Воронежское Перепелиное хозяйство" Новоусманского района (ОАО "ВПХ") с 2006 года реализует особо значимый инвестиционный проект с объемом инвестиций 180,0 млн. рублей, из которых на момент проверки освоены 139,8 млн. рублей, или более 77% капитальных вложений. Однако в 2009 году введена процедура банкротства хозяйства (внешнее наблюдение) в результате требований Россельхозбанка на сумму 67,8 млн. рублей, выставленных к ОАО "ВПХ" как поручителю за ООО "Перепелиное хозяйство" Аннинского р-на, которое не исполнило обязательств перед банком по расчетам за пользование кредитом. Предприятие снизило производство на 60%, убыток предприятия в I полугодии 2009 года составил 3,3 млн. рублей. По отчетным данным на 30.06.2009 задолженность по долгосрочным займам и кредитам составляет 161,6 млн. рублей, сумма краткосрочной кредиторской задолженности - 102,5 млн. рублей, в том числе по налогам и сборам - 6,05 млн. рублей.
    Аналогичная ситуация сложилась в ОАО "Перепелиное хозяйство" Аннинского р-на. Хозяйство с 2007 года реализует инвестиционный проект по строительству и реконструкции помещений для увеличения производства с объемом инвестиций 90,2 млн. рублей, из которых освоено 69,3 млн. рублей, или 77% капитальных вложений.
    В мае 2009 года введена процедура наблюдения на ОАО из-за неспособности погасить просроченную кредиторскую задолженность перед банком на сумму более 60 млн. рублей. Причина в неэффективности работы входящих в состав ОАО структурных подразделений (по выращиванию зерна, КРС и др.). По состоянию на 01.07.2009 задолженность по долгосрочным займам и кредитам составляла 122,23 млн. рублей, сумма краткосрочной кредиторской задолженности - 84,3 млн. рублей, в том числе по налогам и сборам - 10,5 млн. рублей.
    Таким образом, в 2009 году остановлено завершение хозяйствами исполнения инвестиционных проектов, включенных в Программу экономического и социального развития Воронежской области на 2007 - 2011 годы. При том, что государственная поддержка на реализацию проектов составила: ОАО "Воронежское Перепелиное хозяйство" - 13,24 млн. рублей, ОАО "Перепелиное хозяйство" Аннинского р-на - более 12,5 млн. рублей.
    Вместе с тем необходимо отметить, что рынок производимой предприятиями продукции не насыщен, конъюнктура цен позволяет вести рентабельное производство. ОАО "Перепелиное хозяйство" Аннинского р-на является единственным племенным репродуктором в регионе по разведению перепелов эстонской и японской пород. Яйцо и мясо перепелов являются ценным диетическим продуктом, который ОАО "ВПХ" планировало поставлять на российские АЭС, в детские сады и школы (продукция для детского питания запатентована и сертифицирована). Имеется заинтересованность в продукции предприятия и со стороны зарубежных заказчиков (Скандинавских стран и Восточной Европы), где перепелиные яйца в 4 раза дороже, чем в России. Продукция ОАО "ВПХ" проходит в настоящее время международную сертификацию.
    Учитывая уникальность и востребованность продукции и то, что указанные хозяйства реализуют особо значимые инвестиционные проекты, включенные в программу экономического и социального развития Воронежской области, департаменту аграрной политики совместно с руководством хозяйств, а также администрацией Новоусманского и Аннинского районов предлагается принять исчерпывающие меры по сохранению указанных предприятий и рассмотрению возможности прекращения процедуры банкротства.
    При этом необходима регистрация предприятий в качестве налогоплательщиков на территории Воронежской области и заключение с ними договоров об осуществлении инвестиционной деятельности, предусматривающих возврат в доход бюджета предоставленной государственной поддержки в случае расторжения договора или снятия организации с учета в налоговом органе на территории Воронежской области. (На сегодняшний день акции и ОАО "ВПХ" Новоусманского р-на, и ОАО "Перепелиное хозяйство" Аннинского р-на принадлежат собственникам, зарегистрированным в Ленинградской области). Проверкой установлено, что между ГУЭР и двумя вышеназванными перепелиными хозяйствами не были заключены договоры об осуществлении инвестиционной деятельности по реализации особо значимых инвестиционных проектов в нарушение ст. 14 Закона Воронежской области "О государственной (областной) поддержке инвестиционной деятельности на территории Воронежской области" и п. 1.2 Положения, утвержденного постановлением администрации Воронежской области от 16.05.2007 N 406. В результате, отсутствуют правовые основания для возврата в доход бюджета оказанной перепелиным хозяйствам государственной поддержки (25,76 млн. рублей) при неисполнении ими принятых обязательств по реализации проектов в случае продолжения процедуры банкротства указанных предприятий.
    Также следует отметить, что в Программе экономического и социального развития области на 2007 - 2012 годы числится устаревший и нереализуемый ОАО "Воронежское Перепелиное хозяйство" инвестиционный проект (N 459) - "Расширение предприятия, увеличение производства яиц и освоение новых видов продукции".
    Анализ предоставления субсидий на поддержку птицеводческих предприятий Воронежской области
    Областной целевой программой "Развитие сельского хозяйства на территории Воронежской области на 2008 - 2012 годы" (далее - Программа) запланированы мероприятия государственной поддержки приоритетных подотраслей животноводства, включая птицеводство, с целью их ускоренного развития. Птицеводческим хозяйствам в проверяемый период государственная поддержка в виде субсидий из федерального и областного бюджетов предоставлялась в соответствии с Правилами, утвержденными:
    на 2008 год: Постановлениями Правительства РФ от 29.12.2007 N 997 и от 29.12.2007 N 1001, Приказами Минсельхоза России от 01.02.2008 N 27 и от 22.09.2008 N 437, а также постановлением администрации Воронежской области от 25.04.2008 N 347;
    на 2009 год: Постановлениями Правительства РФ от 31.01.2009 N 79, от 04.02.2009 N 90, Приказами Минсельхоза России от 16.02.2009 N 67 и от 03.03.2009 N 82, а также постановлением правительства Воронежской области от 23.03.2009 N 203.
    Для получения субсидий сельхозтоваропроизводители представляли в Главное управление аграрной политики (в 2009 году - в департамент) расчеты на получение субсидий и пакет документов, подтверждающих фактическое приобретение племенного яйца, суточных цыплят, техники и оборудования, наличие племенного поголовья, целевое использование кредитов и других документов, с приложением установленных Правилами форм статистической и бухгалтерской отчетности.
    Согласно п. 1 Правил предоставления средств областного бюджета на государственную поддержку племенного животноводства, утвержденных постановлением администрации области от 25.04.2008 N 347, субсидии предоставляются сельхозтоваропроизводителям области, заключившим с Главным управлением аграрной политики договор о развитии отрасли.
    Проверкой установлено, что в нарушение указанного требования в 2008 году не были заключены договоры о сотрудничестве между ГУАП и двумя перепелиными хозяйствами Новоусманского и Аннинского р-нов. Договоры с остальными восемью получателями субсидий оформлены хозяйствами и главами районных администраций, но не подписаны со стороны ГУАП.
    Кроме того, были установлены отдельные нарушения вышеназванных Правил при комплектации пакета документов на предоставление субсидий, которые устранены в ходе проверки:
    - в пакете документов на предоставление субсидий ООО "Ряба" Хохольского района за IV квартал 2008 года отсутствовало ветеринарное свидетельство на партию суточных племенных цыплят в количестве 36 тыс. голов, закупленных у ЗАО "Агрофирма "Восток" (в ходе проверки свидетельство представлено);
    - в пакете документов ООО "Птицепром "Бобровский" от 15.05.2009 не был приложен акт ОС-1 о приемке и постановке на баланс приобретенного оборудования птичника N 2 (недостающий акт представлен).
    В 2008 году из областного бюджета на поддержку племенного птицеводства направлено 71,2 млн. рублей что на 59,7% больше, чем в 2007 году, и составляет 45,2% общей суммы средств, предусмотренных на поддержку племенного животноводства из областного бюджета (157,5 млн. рублей).
    Из средств федерального бюджета, предусмотренных на поддержку племенного животноводства в объеме 160,38 млн. рублей, выделено и перечислено 9 птицеводческим хозяйствам 54,2 млн. рублей (33,8% федеральной поддержки племенного животноводства), что превышает уровень 2007 года более чем в 60 раз.
    За 7 месяцев 2009 года из областного бюджета были направлены субсидии 8 птицеводческим хозяйствам согласно поданным заявкам на сумму 31,56 млн. рублей, или 26,8% годового объема финансирования, предусмотренного на поддержку племенного животноводства (117,65 млн. рублей). Из средств федерального бюджета, выделенных на поддержку племенного животноводства, субсидии на племенное птицеводство не предоставлялись в связи с тем, что из двух хозяйств, имеющих племенное маточное поголовье птиц, подлежащее субсидированию, ООО "Перепелиное хозяйство" Аннинского р-на находится в процедуре банкротства, а ООО "Ингук" Бутурлиновского р-на заявку не подавало.
    Наибольшие объемы субсидий на поддержку племенного птицеводства и приобретение техники в проверяемый период получены ООО "ЛИСКоБройлер" (89,86 млн. рублей в 2008 году и 15,68 млн. рублей - в I полугодии 2009 года), ООО "Ряба" Хохольского р-на (4,35 млн. рублей за проверяемый период), ООО "Куриное царство" Рамонского р-на (25,0 млн. рублей в 2008 году), ООО "Птицепром "Бобровский" (9,44 млн. рублей в 2009 году).
    Кроме того, четырем хозяйствам были предоставлены субсидии на возмещение процентной ставки по привлеченным инвестиционным кредитам на расширение, реконструкцию и техническое перевооружение:
    - двум хозяйствам в рамках нацпроекта "Развитие АПК". Это ООО "Ряба" Хохольского р-на, получившее в 2008 году - 2,47 млн. рублей, за 7 мес. 2009 года - 1,41 тыс. рублей, и ООО "ЛИСКоБройлер", которому предоставлены субсидии в 2008 году в объеме 75,65 млн. рублей (в том числе из областного бюджета - 25,1 млн. рублей), за 7 месяцев 2009 года - 91,97 млн. рублей (из них - 19,25 млн. рублей из областного бюджета);
    - двум хозяйствам при реализации особо значимых инвестиционных проектов, включенных в Программу экономического и социального развития области на 2007 - 2011 годы: ОАО "Воронежское Перепелиное хозяйство" Новоусманского района (в 2008 году - 11,29 млн. рублей и в 2009 году, до введения процедуры банкротства, - 1,95 млн. рублей), и ООО "Перепелиное хозяйство" Аннинского р-на, получившее 3,66 млн. рублей в 2008 году (в 2009 году субсидии не предоставлялись из-за признания предприятия должником и введения процедуры наблюдения).
    В целом, на поддержку птицеводческих хозяйств из двух уровней бюджета направлено субсидий:
    в 2008 году - 218,486 млн. рублей, в том числе 125,421 млн. рублей - на племенное птицеводство и приобретение технологического оборудования, 93,065 млн. рублей - на возмещение части уплаченных банку процентных ставок по привлеченным инвестиционным кредитам;
    за 7 месяцев 2009 года - 126,89 млн. рублей, из которых на племенное птицеводство и приобретение техники использовано 31,56 млн. рублей и на поддержку инвестиционной деятельности - 95,33 млн. рублей.
    Кроме того, согласно договору об осуществлении инвестиционной деятельности предоставлена дополнительная государственная (областная) поддержка ООО "ЛИСКоБройлер" в виде освобождения от уплаты налога на имущество, приобретенное в рамках реализации инвестиционного проекта, которая составила в I полугодии 2009 года 17,7 млн. рублей.
    В общем объеме государственной поддержки доля средств федерального бюджета составила в 2008 году - 48,7%, областного - 51,3%, а за 7 месяцев 2009 года - 51 и 49% соответственно.
    Оценка эффективности оказания государственной поддержки хозяйствам по производству яйца и птицы
    Анализ показал, что объемы субсидий, выделяемых на предоставление государственной поддержки птицеводческой отрасли из двух уровней бюджетов, имеют устойчивую тенденцию к увеличению. Так, в 2008 году на племенное птицеводство с учетом приобретения хозяйствами технологического оборудования выделено субсидий в 2,8 раза больше, чем в 2007 году. Из общего объема господдержки, предусмотренной на животноводство, 39,5% субсидий (125,421 млн. рублей), направлено в птицеводческую отрасль. Причем значительная часть субсидий направлена в проверяемый период на приобретение 5 хозяйствами птицеводческого оборудования (48,3% в 2008 году и 78% в 2009 году). Это свидетельствует о вложении средств хозяйствами в расширение и техническое перевооружение производства, позволяющее хозяйствам наращивать объемы продукции и повышать рентабельность производства.
    Субсидии на приобретение 8 хозяйствами племенных цыплят и племенного яйца возросли в общем объеме господдержки птицеводства с 5,6% в 2008 году до 21,5% в 2009 году. Процент возмещения затрат хозяйств за счет субсидий составил: на приобретение племенного яйца - от 22 до 46%, на приобретение племенных цыплят - от 26 до 45%. Это также способствовало снижению затрат предприятий и повышению уровня полученной прибыли. В результате, у всех хозяйств, получивших в проверяемый период государственную поддержку на племенное птицеводство , отмечен рост поголовья птицы (от 107 до 133%) и объемов производства яйца (от 108,3 до 147%). Рентабельность производства у данных хозяйств составила от 8,3 до 44%.
    С целью развития производства хозяйствами широко используются кредитные средства на строительство и техперевооружение производства. Возмещение птицеводческим хозяйствам уплаченных банку процентных ставок по привлеченным инвестиционным кредитам составило в 2008 году - 17,3%, в 2009 году - 12,5% общего объема поддержки, предоставленной из двух уровней бюджета сельхозтоваропроизводителям Воронежской области.
    Субсидирование части процентной ставки по кредитам способствует повышению их доступности и возможности расширения производства мяса птицы и яйца. У всех хозяйств, использующих кредитные средства, отмечаются темпы роста производства. Наиболее значительный прирост поголовья птицы отмечался в 2008 году в ООО "Ряба" Хохольского р-на - 33,8%, в ООО "Птицефабрика "Икорецкая" Лискинского р-на - 27%, темпы прироста производства яйца составили по данным хозяйствам 34 и 47% соответственно. В первом полугодии 2009 года ООО "ЛИСКоБройлер" и ООО "Птицепром "Бобровский" за счет наращивания производственных мощностей увеличили поголовье птицы в 2 раза.
    Это сказалось и на показателях в целом по области: производство сельхозпредприятиями мяса птицы возросло в 2008 году на 39,6% к уровню 2007 года, а в первом полугодии 2009 года на 80% к соответствующему периоду 2008 года.
    Анализ результатов субсидирования птицеводства в проверяемый период показал эффективность предоставленной из двух уровней бюджета государственной поддержки, которая способствовала наращиванию птицеводческими хозяйствами поголовья, а также увеличению объемов производства яйца и мяса птицы. Таким образом, цель поддержки приоритетных отраслей животноводства, определенная Программой (стабилизация поголовья и рост объемов сельскохозяйственного производства), достигнута.
    Хотелось бы отметить, что государственная поддержка птицеводства приобретает большое значение именно в настоящее время, когда расширение производства птицеводческой продукции актуально в связи с тем, что:
    - инвестиции в птицеводстве окупаются за 1,5 - 2 года (для сравнения, инвестиции в производство свинины и говядины окупаются в течение 4 - 7 лет), что создает условия для реализации инвестиционных проектов в сжатые сроки и быстрого развития птицеводческой отрасли Воронежской области;
    - постепенно сокращается доля импортных поставок мяса птицы (в 2008 году по данным Института конъюнктуры аграрного рынка сокращение составило 5%), а Воронежская область представляет собой большой потенциальный рынок сбыта продукции.
    Вместе с тем встречные проверки показали, что предприятия в своей деятельности сталкиваются с отдельными проблемами:
    - связанными с реализацией продукции в крупной торговой сети на территории Воронежской области, где за продвижение товара необходимо нести дополнительные издержки по уплате бонусов. В результате основная часть продукции производителей области реализуется за ее пределами, где отсутствуют такие требования;
    - отмечаются длительные сроки оформления кредитов в Россельхозбанке (до 8 - 9 месяцев), высокая залоговая стоимость предоставляемых кредитов и недостаточность залоговой базы у некоторых хозяйств, что сдерживает возможность приобретения кредитов на модернизацию и техническое перевооружение птицеводческих хозяйств;
    - в некоторых случаях дальнейшее расширение производства предприятий сдерживается имеющимися затруднениями в сбыте яиц и мяса птицы в связи с поставками из других областей.
    Выводы
    Согласно Программе, цель государственной поддержки приоритетных отраслей животноводства - стабилизация поголовья и рост объемов сельскохозяйственного производства.
    Анализ результатов субсидирования птицеводства в проверяемый период показал эффективность предоставленной из двух уровней бюджета государственной поддержки, которая способствовала наращиванию птицеводческими хозяйствами поголовья, а также увеличению объемов производства яйца и мяса птицы и развитию птицеводства Воронежской области в целом.
    Вместе с тем необходимо отметить, что введение процедуры банкротства на ОАО "Воронежское Перепелиное хозяйство" Новоусманского района и ОАО "Перепелиное хозяйство" Аннинского района привело к остановке реализации инвестиционных проектов, включенных в Программу экономического и социального развития Воронежской области. Если процедура банкротства не будет прекращена, расходы областного бюджета на поддержку данных хозяйств в общей сумме 25,76 млн. рублей следует признать неэффективными.
    Кроме того, в ходе проверки установлено, что:
    - в нарушение ст. 14 Закона Воронежской области "О государственной (областной) поддержке инвестиционной деятельности на территории Воронежской области" и п. 1.2 Положения, утвержденного постановлением администрации Воронежской области от 16.05.2007 N 406, не заключены договоры об осуществлении инвестиционной деятельности между ГУЭР и двумя вышеназванными перепелиными хозяйствами по реализации особо значимых инвестиционных проектов. В результате, отсутствуют правовые основания для возврата в доход бюджета оказанной перепелиным хозяйствам государственной поддержки (25,76 млн. рублей) при неисполнении ими принятых обязательств по реализации проектов (в случае продолжения процедуры банкротства указанных предприятий);
    - в Программе экономического и социального развития области на 2007 - 2011 годы числится устаревший и нереализуемый ОАО "Воронежское Перепелиное хозяйство" инвестиционный проект (N 459) - "Расширение предприятия, увеличение производства яиц и освоение новых видов продукции";
    - в нарушение п. 1 Правил предоставления средств областного бюджета на государственную поддержку племенного животноводства, утвержденных постановлением администрации области от 25.04.2008 N 347, в 2008 году не были заключены договоры о сотрудничестве между ГУАП и двумя перепелиными хозяйствами Новоусманского и Аннинского районов. Договоры с остальными 8 получателями субсидий оформлены хозяйствами и главами районных администраций, но не подписаны со стороны ГУАП.
    Предложения:
    1.Для устранения выявленных недостатков и нарушений направить представление департаменту аграрной политики Воронежской области.
    2.Информацию по итогам проверки направить в департамент экономического развития Воронежской области и Воронежскую областную Думу.
    Заместитель председателя
    Контрольно-счетной палаты
    Воронежской области
    Н.И.ПРОСКУРИНА
    И.о. начальника отдела контроля расходов
    на промышленность, транспорт, связь
    и государственную поддержку АПК
    С.Б.КНЫШ