Воронежская область
Отчет от 01 марта 2012 года

Отчет о результатах проверки эффективности и целевого использования государственных средств, выделенных в 2010 — 2011 годах бюджетному учреждению Воронежской области «Воронежский областной реабилитационный центр для инвалидов молодого возраста»

Принят
Контрольно-счетной палатой Воронежской обл.
01 марта 2012 года
    Основание для проведения проверки: закон "О Контрольно-счетной палате Воронежской области", п. 62 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2012 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 11.01.2012 N 8.
    Цель проверки: оценка эффективности и контроль целевого использования государственных средств. Анализ отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности объекта проверки.
    Проверенный объект и оформленный акт: бюджетное учреждение Воронежской области "Воронежский областной реабилитационный центр для инвалидов молодого возраста", акт от 07.02.2012 N 62-2012.
    Срок проведения контрольного мероприятия: с 16 января по 15 февраля 2012 года.
    Вопросы контрольного мероприятия:
    1.Ознакомление с учредительными и иными документами, характеризующими организационно-правовую форму и структуру учреждения. Проверка соответствия деятельности учреждения целям и функциям, определенным его учредительными документами.
    2.Соблюдение учреждением федерального и областного законодательства.
    3.Анализ финансовых показателей:
    - обоснованность и эффективность финансово-хозяйственных расходов;
    - анализ отчетных данных за 2010 и 2011 годы, проверка их достоверности;
    - анализ штатной и фактической численности, оплаты труда.
    4.Проверка оформления, учета наличия имущества, проведение выборочных инвентаризаций.
    5.Анализ договорной деятельности.
    6.Проверка состояния расчетов, анализ дебиторской и кредиторской задолженности.
    7.Целевое и эффективное использование бюджетных средств, выделенных учреждению.
    Общие положения:
    Бюджетное учреждение Воронежской области "Воронежский областной реабилитационный центр для инвалидов молодого возраста" (далее - Центр, Учреждение) создано для оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий в сфере организации обеспечения деятельности учреждений системы социального обслуживания населения области.
    Согласно положениям устава, целью создания учреждения является комплексное осуществление многопрофильного реабилитационно-образовательного процесса, включающего профессиональную, социальную и медико-социальную реабилитацию, профессиональную подготовку и психологическую поддержку с целью восстановления социального статуса, приобретения профессии, социальной адаптации и повышения конкурентоспособности инвалидов на рынке труда и лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации. Однако данная формулировка противоречит Национальному стандарту РФ <1> , распространяющемуся на социальные услуги, предоставляемые исключительно инвалидам, и Стандарту качества государственной (бюджетной) услуги "Социальное обслуживание в реабилитационном центре для инвалидов молодого возраста", утвержденному приказом Департамента от 22.06.2010 N 1675/ОД (далее - стандарт качества).
    --------------------------------
    <1> Национальный стандарт РФ "Социальное обслуживание населения. Социальные услуги инвалидам. ГОСТ Р 53059-2008" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 17.12.2008 N 436-ст).
    Также необходимо отметить, что в Порядке предоставления учреждением государственных услуг (далее Порядок предоставления госуслуг), утвержденном директором Центра и согласованным с учредителем Центра - департаментом труда и социального развития Воронежской области (далее Департамент), имеются положения, противоречащие названным нормативным документам.
    Так, стандартом качества определена цель оказания государственной услуги - это "...комплексное осуществление многопрофильного реабилитационно-образовательного процесса профессиональной и медико-социальной реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (далее ИПР) и программами профобучения с целью восстановления социального статуса". Кроме того, потребителями государственной услуги определены инвалиды молодого возраста от 18 до 45 лет. Из изложенного следует, что государственная услуга Центром может быть предоставлена исключительно инвалидам указанного возраста.
    В нарушение перечисленных требований Порядок предоставления госуслуг определяет главной задачей учреждения комплексное осуществление многопрофильного реабилитационно-образовательного процесса не только для инвалидов, но и лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации. В этом же документе истолковано понятие "трудной жизненной ситуации" - это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина по причинам не только инвалидности, но и безработицы, сиротства, безнадзорности, малообеспеченности и т.д., которую он не может преодолеть самостоятельно. Вместе с тем, положениями Порядка предоставления госуслуг к категории клиентов отнесены дети-инвалиды не от 18, а от 16 лет, что также противоречит стандарту качества.
    В результате из устава и Порядка предоставления госуслуг необходимо исключить положения об обслуживании лиц, не относящихся к категории "инвалиды", так как это не отвечает специфике учреждения.
    Учреждение оказывает реабилитационно-образовательные услуги. Медицинскую деятельность Центр осуществляет на основании лицензии, выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Образовательную деятельность - на основании лицензии, предусматривающей профессиональную подготовку и реализацию программ дополнительного профессионального образования (профподготовку, переподготовку, повышение квалификации, стажировку, обучение трудовым операциям и навыкам, видам деятельности), трудовую адаптацию, профориентацию.
    В нарушение ст. 13 Федерального закона от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" в уставе учреждения отсутствуют положения в части правил приема обучающихся, язык обучения, продолжительность обучения, режим занятий, система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения.
    Поступление клиентов в Центр на бюджетной основе осуществляется на основании справок ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области" (далее МСЭ).
    Необходимо отметить, что уставом учреждения такая процедура поступления в Центр не предусмотрена. Это оговорено указанным выше Порядком предоставления госуслуг. В частности, Порядком предусмотрено, что Центр предоставляет инвалидам услуги медико-социальной, социальной и профессиональной реабилитации в соответствии с ИПР, разработанной органами МСЭ. МСЭ, при этом, обязалось организовывать направление инвалидов трудоспособного возраста в Центр в количестве 800 чел. в 2010 году и 1000 чел. в 2011 году.
    В рамках вида деятельности по оказанию социально-педагогических услуг, предусматривающих профессиональную ориентацию и содействие в получении профессии, Центр осуществляет работу и по трудоустройству безработных инвалидов. В частности, на основании соглашения, заключенного между ОГУ ЦЗН Железнодорожного района и Центром на предмет сотрудничества в области содействия в трудоустройстве инвалидов, в одном из кабинетов Центра - информационно-консультационном пункте, периодически проводит работу специалист службы занятости. Согласно условиям указанного соглашения в обязанности Центра входит оборудовать кабинет мебелью, персональным компьютером, канцелярскими принадлежностями. ЦЗН должен направлять инвалидов, состоящих на учете в службе занятости, на указанный информационно-консультационный пункт. Служба занятости обязана предоставлять информацию о наличии вакансий для трудоустройства инвалидов. Однако данные по результатам этого вида деятельности (количество трудоустроенных инвалидов) в Центре отсутствуют. Очевидно, что в такой деятельности более заинтересована служба занятости.
    Имущество учреждения:
    Для обеспечения уставной деятельности за учреждением закреплено государственное имущество Воронежской области, на которое имеется свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления (нежилые помещения: 7265,2 кв. м - здание Центра, 288,6 кв. м - гараж, 381,1 кв. м - склад).
    В составе площадей Центра имеются оборудованные учебные аудитории и компьютерные кабинеты, библиотека, актовый и спортивный залы, а также храм, гостиничные номера, медицинские кабинеты. Реабилитационные и учебные помещения составляют - 2664 кв. м. Учебно-реабилитационных посадочных мест насчитывается в количестве 125.
    Проверкой эффективности использования помещений центра установлено, что в медицинском блоке не используется более 4 лет стоматологический кабинет площадью 18,3 кв. м, ввиду устаревшего оборудования, а также приостановлена эксплуатация водолечебного кабинета площадью 18,6 кв. м в связи с недостаточной температурой воздуха. Данный факт свидетельствует о неэффективном использовании помещений областной собственности.
    На балансе учреждения числятся семь единиц автотранспорта, из них:
    - автобус ПАЗ, 1995 года выпуска, балансовой стоимостью 288,1 тыс. рублей, который из-за неисправности не используется более 2 лет. Учреждению совместно с учредителем необходимо решить вопрос о дальнейшем использовании данного автомобиля;
    - ГАЗ-31029 - 1997 года выпуска, балансовой стоимостью - 115,9 тыс. рублей - из-за неисправности неэксплуатируемый на момент проверки более 9 месяцев;
    - ГАЗ-43010 - 1995 года выпуска, балансовой стоимостью 148,1 тыс. рублей - из-за неисправности неэксплуатируемый более 10 месяцев;
    - автомобиль-фургон ГАЗ 2752 ("Соболь") - 2002 года выпуска, балансовой стоимостью 275,1 тыс. рублей - из-за неисправности неэксплуатируемый более полугода.
    Вызывает сомнение факт необходимости страхования автотранспорта, неэксплуатируемого на момент получения страхового полиса от 7 до 9 месяцев (ГАЗ-31029; ГАЗ-43010), на что неэффективно израсходовано 7,3 тыс. рублей (ст. 34 БК РФ).
    Проверкой порядка заполнения путевых листов установлено, что они заполнялись в нарушение Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" и Письма Федеральной службы государственной статистики от 03.02.2005 N ИУ-09-22/257. Например, сведения о маршруте прописаны не конкретно и не подробно - "ЦРИ - нотариус - ЦРИ" или "ЦРИ - экскурсия - ЦРИ", без указания точных адресов назначения.
    Финансирование:
    Финансовые поступления за счет средств областного бюджета в 2010 году составили 18117,4 тыс. рублей, за 2011 год - 16872,2 тыс. рублей. На оплату труда с начислениями приходится, соответственно, - 44,9 и 59,3%, на приобретение оборудования - 13,9 и 0,1%, оплату за коммунальные услуги - 12,3 и 19,3%, текущий ремонт здания - 12,2 и 0,8%, продукты питания - 8 и 10,7%, остальные 8,7 и 9,8% - оплата услуг связи, приобретение медикаментов, расходных материалов и др.
    Структура учреждения, штатная численность, оплата труда:
    Штатная численность, согласованная с департаментом труда и социального развития, составляла 87 - 89,5 штатных единиц. Вакантных должностей насчитывалось от 8 до 12 шт. ед.
    Среднемесячная заработная плата одного работающего в учреждении в 2010 году составила 6,8 тыс. рублей, в 2011 году - 7,8 тыс. рублей. Проверкой начисления и выплаты заработной платы нарушений не установлено.
    При проверке исполнения функций каждым структурным подразделением Центра было отмечено, что медицинскую помощь инвалидам оказывает медперсонал отделения медико-социальной реабилитации в составе 12 шт. ед. При этом штатным расписанием утверждено 16 шт. ед. В штате данного отделения предусмотрен врач-стоматолог - 0,5 ставки. Однако из-за отсутствия стоматологического оборудования штатная единица остается вакантной. Кроме того, остаются вакантными должности - врача-физиотерапевта - 0,5 ставки, врача-невролога - 1 шт. ед., медсестры физиокабинета - 0,5 ставки и др. Из изложенного следует, что при наличии соответствующей лицензии Центр предоставляет медицинские услуги не в полном объеме.
    Приносящая доход деятельность:
    Согласно новой редакции устава, утвержденного в сентябре 2011 года, учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность по оказанию следующих услуг:
    - социально-бытовых;
    - социально-медицинских;
    - социально-психологических;
    - социально-педагогических;
    - социально-экономических;
    - социально-правовых;
    - образовательных;
    - научно-исследовательская деятельность.
    За 2010 год от оказания услуг, приносящих доход, было получено 4346,9 тыс. рублей, за 2011 год - 3136,5 тыс. рублей.
    Анализ источников поступления средств показал, что наибольшая часть средств получена от служб занятости населения за услуги по обучению, профориентации, трудовой реабилитации безработных граждан, в том числе и инвалидов, а также услуги гостиницы, предоставленные иногородним гражданам: в 2010 году - 3963,1 тыс. рублей, в 2011 году - 2809 тыс. рублей. За проверяемый период названные виды услуг оказаны 1142 безработным гражданам (в том числе: в 2010 году - 591, в 2011 году - 551).
    Указанные услуги учреждение предоставляло на основании государственных контрактов, заключенных на конкурсной основе, проводимой управлением занятости населения Воронежской области, и договоров на суммы, не превышающие 100 тыс. рублей.
    Свидетельства об окончании обучения в 2010 году получили 169 человек, в 2011 году - 259 чел., в том числе:
  1.                                          2010 год    2011 год
    - инвалиды (потребители госуслуги)         108          94
    - безработные граждане, направленные
    фондом соцстрахования                       1            3
    - безработные граждане, направленные
    ЦЗН (безработные инвалиды/безработные)    35/115       25/47
  2. Необходимо отметить, что в предыдущем уставе учреждения отсутствовало перечисление видов деятельности, приносящей доход (устав, утвержденный учредителем от 06.02.2009, с изменениями от 24.08.2009). Поэтому, средства от предоставления всех видов услуг до принятия новой редакции устава получены в нарушение абз. 2 п. 3 ст. 298 Гражданского кодекса РФ, а также п. 2 ст. 24 Федерального закона "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ и постановления администрации Воронежской области от 05.07.2002 N 624 (приложение N 6) <2> , согласно которым бюджетное учреждение может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
    --------------------------------
    <2> Постановление администрации Воронежской области от 05.07.2002 N 624 "Об утверждении актов, направленных на совершенствование управления областными государственными унитарными предприятиями и областными государственными учреждениями". В нарушение перечисленных нормативно-правовых документов учреждение осуществляло приносящую доход деятельность в части проведения праздничных мероприятий в столовой Центра для населения. В 2011 году от такого вида услуг получено 92,8 тыс. рублей.
    В результате в устав учреждения необходимо внести соответствующие дополнения, либо исключить данный вид деятельности.
    Кроме того, в здании Центра, наряду с расписанием реабилитационных мероприятий и информацией о местонахождении кабинетов и гостиничных номеров, размещено объявление о предоставлении Центром следующих услуг населению: услуги столярной мастерской (мебель на заказ, кухонная утварь, оконные переплеты, черенки лопат и др.), обувной мастерской (ремонт обуви, кожгалантереи, пошив тапочек), швейной мастерской (пошив одежды, постельных изделий и др.), мастерской народных промыслов (изделия из лозы, резные изделия и др.). Доходы от перечисленных видов услуг по кассовым и банковским операциям не отражены. Указанная деятельность, приносящая доход, уставом Центра не предусмотрена. Поэтому данного рода объявления являются незаконными.
    Исполнение государственного задания:
    На основании ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ Департамент ежегодно издает приказы об утверждении перечня государственных заданий на оказание государственных услуг.
    Так, приказом Департамента от 05.02.2010 N 131/ОД утверждено госзадание, содержащее количественные и качественные показатели:
    - процент потребителей, удовлетворенных качеством и доступностью услуги должен составлять 100%. Проверка показала, что опрос потребителей государственной услуги осуществлялся с помощью анкетирования. Удовлетворенность по указанному показателю являлась абсолютной;
    - потребителями государственной услуги определены инвалиды от 18 лет в количестве 1000 чел. ежегодно. Согласно отчету Центра по выполнению Государственного задания в 2010 году этот показатель составлял 1046 чел., или 104,6% плана. По отчету Центра за 2011 год государственное задание выполнено на 101,5% (количество обратившихся составило 1015 человек).
    Однако отчетные данные оказались значительно завышенными. С целью проверки фактической численности инвалидов, прошедших реабилитационно-образовательный процесс, осуществлялся анализ наличия реабилитационных и медицинских карт, которые должны оформляться на каждого посетителя-инвалида. Полученные данные сравнивались с регистрацией этих карт. Результаты представлены в таблице :
  3. Проверяемый период Количество реабилитационных карт, представленных в период проверки, шт. Количество зарегистрированных реабилитационных карт, шт. Количество медицинских карт, шт. Количество потребителей госуслуги, показанные в отчете об исполнении госзадания (чел.)
    2010 год 1063 1046 361 1046
    2011 год 942 1015 624 1015
  4. Из таблицы можно увидеть существенную разницу между количеством медицинских и реабилитационных карт, а также количеством потребителей государственной услуги, показанным в отчете об исполнении государственного задания.
    К тому же, проверкой установлено, что из всех (2005 шт.) представленных реабилитационных карт - 48,8% (970 шт.) содержат справки МСЭ и программу ИПР, 45,6% (915 шт.) - по направлению службы занятости, 6% (120 шт.) - без программ реабилитации и направлений. То есть в отчет об исполнении государственного задания включены безработные инвалиды, за реабилитацию и (или) обучение которых оплачивала служба занятости.
    Согласно объяснению руководства Центра, отдельным безработным инвалидам, направленным службой занятости, были оказаны дополнительные реабилитационные услуги, поэтому их включили в число потребителей государственной услуги; реабилитационные карты без ИПР оформляются на инвалидов, пришедших на первичный прием для ознакомления, которые впоследствии не проходили курс реабилитации. Обоснованность включения таких клиентов в список потребителей государственной услуги вызывает сомнение.
    По незначительному числу медицинских карт также можно сделать вывод, что либо они составлялись не на всех инвалидов, либо число инвалидов, отраженное в отчете об исполнении госзадания, значительно завышено.
    Подтверждением завышения количества потребителей государственной услуги являлся и другой факт. Так, при проверке реабилитационных карт выявлены случаи повторного их оформления в течение года с присвоением другого регистрационного номера.
    К примеру, на С.Е.И. в 2011 году оформлено 2 реабилитационные карты - от 29 июня 2011 года с регистрационным номером 557, согласно которой клиенту оказано 2 услуги (социально-педагогическое консультирование и информирование и профессиональное ориентирование), а также карта от 05 сентября 2011 года с другим номером N 996, в которой значится 2 услуги (социально-педагогическое консультирование и информирование и социально-психологическое консультирование). Из телефонного разговора с мамой С.Е.И. было установлено, что ее дочь в Центр обращалась лишь один раз для профориентации, что по времени заняло не более 2 часов 30 мин.
    Такой пример не единичный. Согласно представленному реестру реабилитационных карт, за 2010 год их зарегистрировано в количестве 1046 шт. (графа 2 таблицы) - это количество совпадает с числом потребителей государственной услуги в отчете об исполнении госзадания на 2010 год (графа 4 таблицы), из них:
    - на 170 человек открыты по две карты;
    - на 16 - по три;
    - на 2 - по четыре.
    Аналогичная ситуация сложилась с регистрацией клиентов и в 2011 году.
    В результате, после произведенных вычислений получилось, что фактически предоставлены услуги в 2010 году 838 чел., в 2011 году - 866 чел. Из изложенного можно сделать вывод не только об искусственном завышении численности обслуживаемых инвалидов, но и о непоследовательности ведения учета посетителей, а также недостоверности записей об оказанных Центром услугах.
    Согласно объяснению руководства учреждения в отчетах о выполнении государственного задания отражено не количество физических лиц, а количество обращений. Тем не менее, количество инвалидов, которым оказаны реабилитационные услуги, не сопоставимо с числом инвалидов от 18 до 45 лет, зарегистрированных по области, которое составляет 27851 человек, то есть, работа по реабилитационно-образовательному процессу в регионе осуществляется недостаточно.
    Выводы:
    Обобщив результаты проверки можно сделать выводы, что деятельность учреждения нельзя признать абсолютно эффективной.
    В рамках вида деятельности по оказанию социально-педагогических услуг, Центр осуществляет работу и по трудоустройству безработных инвалидов с привлечением ОГУ ЦЗН Железнодорожного района, однако учет результатов этой деятельности в учреждении отсутствует.
    При наличии соответствующей лицензии Центр предоставляет медицинские услуги не в полном объеме.
    Проверкой исполнения государственного задания на оказание государственной услуги установлено, что оно исполнено не в полном объеме. Выявлены факты искусственного завышения численности обслуживаемых инвалидов, непоследовательности ведения учета посетителей, а также недостоверности записей об оказанных Центром услугах.
    Отмечены факты о неэффективном использовании помещений, расположенных в здании учреждения.
    Выявлены отдельные нарушения при заполнении путевых листов, а также неэффективное использование средств на автострахование транспортных средств, неэксплуатируемых более полугода.
    Из-за отсутствия в предыдущем уставе перечислений видов деятельности, приносящей доход, средства от всех видов услуг до принятия новой редакции устава получены в нарушение действующего законодательства. Кроме того, учреждение в 2011 году осуществляло приносящую доход деятельность в части проведения праздничных мероприятий для населения, что не предусмотрено нынешней редакцией устава, а также уставом не предусмотрена деятельность по предоставлению платных услуг населению в части изготовления мебели, ремонта обуви, пошива одежды и др.
    Устав Центра, имеющего лицензию на реализацию программ дополнительного профессионального образования, не содержит необходимых положений, предусмотренных Федеральным законом "Об образовании".
    В ходе проверки также отмечено, что отдельные положения устава и порядка предоставления госуслуг по осуществлению деятельности за счет средств областного бюджета не соответствуют специфике учреждения.
    Предложение:
    Направить представление Контрольно-счетной палаты для устранения выявленных нарушений и недостатков бюджетному учреждению Воронежской области "Воронежский областной реабилитационный центр для инвалидов молодого возраста".
    Заместитель председателя - аудитор
    Л.В.АНТОНОВА
    Начальник инспекции
    по контролю расходов на социальную сферу,
    доходов и расходов бюджета ТФОМС
    В.В.РОДЮКОВА
    Советник отдела организационно-аналитической
    и юридической работы
    А.А.КУЗИКОВ