Воронежская область
Отчет от 27 апреля 2010 года

Отчет о результатах проверки исполнения представлений Контрольно-счетной палаты Воронежской области по результатам тематической проверки целевого использования бюджетных средств, выделенных учреждениям начального профессионального образования Воронежской области

Принят
Контрольно-счетной палатой Воронежской обл.
27 апреля 2010 года
    Основание для проведения проверки: Закон Воронежской области от 05.01.1996 N 39-з "О Контрольно-счетной палате Воронежской области", п. 35 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2010 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 10.02.2010 N 12.
    Цель проверки: контроль исполнения представлений об устранении нарушений, выявленных в ходе тематической проверки целевого использования бюджетных средств, выделенных учреждениям начального профессионального образования Воронежской области.
    Предмет проверки: бюджетные средства, выделенные на обучение детей в учреждениях начального профессионального образования Воронежской области.
    Проверяемый период: 2009 год - текущий период 2010 года.
    Перечень проверенных объектов: 10 областных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования.
    Вопросы проверки: исполнение представлений Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 31.12.2008 N 06-119, N 06-120, N 06-121, N 06-122, N 06-123, N 06-124, N 06-125, N 06-126, N 06-127, N 06-128.
    В результате тематической проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных на обучение детей областным учреждениям начального профессионального образования в 2007 - 2008 годах, были выявлены нарушения действующего законодательства, для устранения которых в 10 учреждений профессионального образования направлены представления. Проверка исполнения представлений показала следующее.
    Руководителями этих учреждений проведена определенная работа по устранению нарушений. Наибольшая часть нарушений, отраженных в представлениях, устранена, а именно:
    1.В профессиональных лицеях N 2 и N 7 в правилах приема на 2009 - 2010 годы исключена платная профессиональная подготовка (сверх установленного плана), если образование данного уровня гражданин получает впервые, что соответствует ст. 43 Конституции РФ и п. 3 ст. 5 Закона РФ "Об образовании".
    2.В профессиональном училище N 12 устранены нарушения ст. ст. 12, 14, 22, 33 Закона РФ "Об образовании", согласно которым деятельность учреждений НПО должна осуществляться при наличии соответствующих лицензий и свидетельств о государственной аккредитации. В 2009 году учреждением получена лицензия, дающая право ведения образовательной деятельности, в том числе и по профессии повар-кондитер, которая ранее не была включена в перечень аккредитованных образовательных программ. Кроме того, получено свидетельство о государственной аккредитации, позволяющее учреждению выдавать выпускникам не только дипломы о начальном профессиональном образовании, но и свидетельства об уровне квалификации.
    3.В профлицеях N 53 г. Воронежа и N 56 г. Россоши в 2009 году соблюдаются требования Типового положения об учреждении НПО относительно комплектования учебных групп (не более 25 человек). В соответствии с установленными нормами (не более 12 человек) соблюдается и предельная наполняемость в коррекционных группах училища N 12.
    4.Решены вопросы организации питания в профессиональных училищах N 12 г. Воронежа и N 49 пгт Анна. Так, в училище N 12 организовано четырехразовое питание детей-сирот в столовой (в 2008 году было двухразовое горячее питание и сухой паек на ужин). В училище N 49 организовано питание всех учащихся, обучающихся в лицее, тогда как в 2007 - 2008 годах в нарушение Федерального закона "Об образовании" питание получали только дети-сироты.
    5.Устранены нарушения расходования внебюджетных средств, обусловленные отсутствием единого подхода и контроля со стороны Главного управления образования. Не все учреждения перечисляли средства с внебюджетного счета на лицевой в нарушение ст. 38.2 БК РФ и ст. 6 Закона "Об областном бюджете на 2008 год..." и продолжали пользоваться внебюджетным счетом, минуя казначейское исполнение областного бюджета.
    С 2009 года учреждениями начального профессионального образования:
    - прекращено расходование средств с внебюджетного счета;
    - исключены перечисления части внебюджетных доходов департаменту образования, науки и молодежной политики Воронежской области;
    - в профлицеях N 7 и N 53 г. Воронежа разработаны положения о доходах и расходах внебюджетных средств, а в профучилище N 38 определен порядок расходования внебюджетных средств: 60% - на выплату заработной платы педагогическим работникам и администрации, 40% - на оплату услуг и прочие расходы.
    6.На основании приказов департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - ДИЗО) в сентябре 2009 года за профучилищем N 1 и профлицеем N 53 на праве оперативного управления закреплено имущество, переданное в ходе реорганизации системы начального профессионального образования от профучилищ N 17 и N 25, что соответствует ст. 296 ГК РФ.
    7.Устранены нарушения действующего законодательства по использованию областного имущества, переданного профессиональным училищам в оперативное управление.
    В частности, в 2007 - 2008 годах невостребованные площади общежития профессионального училища N 1 (10 комнат общей площадью 182,1 кв. м) учреждением по договору о совместной деятельности были переданы Воронежскому институту высоких технологий - автономной некоммерческой образовательной организации (далее - ВИВТ) для проживания иностранных студентов без оформления договора аренды и согласования с ГУГИ, что является нарушением ст. ст. 296, 298 Гражданского кодекса РФ. При этом оплата за проживание студентами не производилась.
    Проверкой исполнения представления установлено, что договор о совместной деятельности училища и ВИВТ расторгнут, иностранные студенты в общежитии больше не проживают. Помещение площадью 182,1 кв. м на момент проверки закрыто, идет подготовка к ремонтным работам.
    Аналогично профучилище N 1 и профлицей N 53 незаконно предоставляли ВИВТ помещения для проведения учебных занятий без возмещения затрат.
    Во исполнение представлений Контрольно-счетной палаты договоры о сотрудничестве с ВИВТ данными учреждениями расторгнуты.
    Приказом ДИЗО помещения пл. 112,5 кв. м переданы ОГОУ ДОД "Областной центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи" в безвозмездное пользование, тогда как ранее центр занимал эти площади без оформления и оплаты коммунальных услуг.
    Профессиональным училищем N 56 г. Россоши заключен договор на возмещение издержек по коммунальным услугам с Воронежским государственным промышленно-гуманитарным колледжем за арендуемые им помещения пл. 79 кв. м.
    8.На основании приказа ДИЗО снят с баланса профтехучилища N 1 жилой дом, квартиры в котором приватизированы бывшими работниками училища.
    Однако, несмотря на положительные результаты по выполнению представлений Контрольно-счетной палаты Воронежской области, часть вопросов требует дальнейшего разрешения.
    1.Так, остается нерешенным вопрос о передаче в муниципальную собственность трех жилых домов, состоящих на балансе профессионального лицея N 52 г. Павловска.
    2.Не погашена в полном объеме задолженность по налоговым платежам профессиональных училищ N 1, N 38 и N 56, образовавшаяся в ходе реорганизации системы начального профессионального образования и составлявшая на начало 2009 года свыше 2,5 млн. рублей, в том числе пени и штрафы - 1,8 млн. рублей.
    По итогам 2009 года и 2 месяцев 2010 года задолженность по налогам погашена полностью и частично по пеням на общую сумму 1,1 млн. рублей. По состоянию на 01.03.2010 задолженность по пеням и штрафам составляет 1,4 млн. рублей.
    3.Одним из направлений реформирования НПО было создание в ряде училищ ресурсных центров и обучение на договорной основе учащихся других училищ по современным технологиям.
    В частности, на базе профессионального лицея N 7 г. Воронежа еще в 2006 году был создан ресурсный центр для обучения сварочным и санитарно-техническим технологиям. На базе профессионального лицея N 53 г. Воронежа - ресурсный центр подготовки высококвалифицированных рабочих кадров по профессиям: повар-кондитер, продавец, контролер-кассир. Для обеспечения этих ресурсных центров поставлено дорогостоящее учебно-производственное оборудование на сумму 14,9 млн. рублей и 6,9 млн. рублей соответственно.
    Однако до настоящего времени ресурсные центры бездействуют, оборудование используется только для обучения учащихся этих лицеев.
    Основной причиной того, что обучение учащихся других училищ на договорной основе не проводится, является отсутствие финансирования на приобретение расходных материалов и ряд по сути надуманных организационных вопросов по взаиморасчетам в части оплаты труда преподавателей и мастеров, проживания и питания учащихся.
    4.В профессиональном лицее N 7 по-прежнему имеют место факты нарушения ст. ст. 296, 298 Гражданского кодекса РФ и ст. 105 Жилищного кодекса РФ. Так, в 2009-м - начале 2010 года, как и в предыдущие годы, без оформления каких-либо документов иностранные студенты Воронежского института высоких технологий проживают в общежитии лицея (15 комнат площадью более 400 кв. м).
    Руководством лицея к проверке представлен приказ от 1 октября 2009 года N 53-уч, согласно которому 19 студентов ВИВТ зачислены в группу профессиональной подготовки по профессии оператор ЭВМ (275 часов) сроком обучения 9 месяцев стоимостью 4,5 тыс. рублей за человека. С этими учащимися подписаны договоры на оказание образовательных услуг и на проживание в общежитии лицея. Следует, однако, отметить, что в договоре на проживание в общежитии лицея нет ни данных о комнате, занимаемой студентом, ни о размере платы за проживание. Кроме того, договоры на проживание заключены не на срок обучения (9 месяцев), а на год. Проверкой бухгалтерских данных установлено, что в декабре 2009 года в общежитии проживали не 19, а 35 иностранцев, а в январе 2010 года - 33 иностранных студента. На каком основании в общежитии проживают остальные иностранные граждане, не являющиеся учащимися лицея, руководство лицея не поясняет.
    Единственный положительный момент - это тот факт, что с января 2009 года иностранные студенты оплачивают свое проживание в общежитии.
    5.Решены лишь частично вопросы соблюдения требований Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Закона РФ N 3266-1 "Об образовании" в части проживания учащихся в общежитиях. К примеру, в профучилище N 38 в 2008 году дети проживали по 5 - 6 человек в комнате, предназначенной для троих. В настоящее время учащиеся расселены по 2 - 4 человека в комнатах по 13,5 и 18,2 кв. м соответственно, но в отдельных комнатах на каждого учащегося все еще приходится менее 6 кв. м.
    6.Нельзя также не отметить, что после проверки 2008 года не улучшилась и материально-техническая база большинства училищ. В 2009 году, как и в предыдущие годы, средства на капитальный ремонт профучилищу N 38 не выделялись, на текущий ремонт зданий - всего 20,0 тыс. рублей. При этом на замену электропроводки в общежитии, которая не менялась с 1979 года, по расчетам учреждения требуется порядка 2500,0 тыс. рублей. Однако и на 2010 год в лимитах бюджетных ассигнований, несмотря на опасность пожарной ситуации, средства на указанные расходы не предусмотрены.
    Профессиональному училищу N 1 г. Воронежа было рекомендовано обеспечить жилые комнаты общежития мебелью и другими необходимыми для проживания предметами в соответствии со ст. 94 Жилищного кодекса РФ и санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. По расчетам училища в 2009 году на оборудование, в том числе и для общежития, требовалось 1500,0 тыс. рублей, а на приобретение мягкого инвентаря - 250,0 тыс. рублей.
    Однако на эти цели училищу было выделено только 51,8 тыс. рублей на приобретение учебной литературы, мягкого инвентаря закуплено на сумму 68,4 тыс. рублей.
    При той же потребности на 2010 год сметой расходов на приобретение оборудования запланировано всего 290,0 тыс. рублей, а на мягкий инвентарь средства вообще не предусмотрены.
    Таким образом, даже с учетом положительной динамики большинство проблем, выявленных Контрольно-счетной палатой в 2008 году, требуют не только увеличения финансирования, но и принятия организационных мер по соблюдению действующего законодательства и повышению эффективности начального профессионального образования.
    Выводы:
    1.Руководителями учреждений начального профессионального образования проведена определенная работа по устранению нарушений, выявленных в ходе тематической проверки 2008 года. Устранены нарушения действующего законодательства относительно гарантированного права граждан на получение впервые бесплатного начального профессионального образования, организации питания, расходования внебюджетных средств, закрепления имущества, переданного в ходе реорганизации, в оперативное управление. Приняты меры к исключению случаев незаконного предоставления областного имущества в пользование юридическим лицам.
    2.Однако ряд нерешенных вопросов следует оставить на контроле до 01.12.2010:
    - укрепление материально-технической базы профессиональных училищ N 1 и N 38;
    - соблюдение профессиональным училищем N 38 требований Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Закона РФ N 3266-1 "Об образовании" относительно проживания студентов в общежитии;
    - эффективное использование оборудования ресурсных центров учреждений начального профессионального образования N 7, N 53;
    - передача квартир, стоящих на балансе профессионального лицея N 52, в собственность Павловского муниципального района;
    - исключение фактов нарушения ст. ст. 296, 298 Гражданского кодекса РФ и ст. 105 Жилищного кодекса РФ в профессиональном лицее N 7.
    Предложения:
    1.Направить информационное письмо по результатам проверки первому заместителю председателя правительства Воронежской области и в департамент образования, науки и молодежной политики.
    2.Направить повторные представления в учреждения начального профессионального образования.
    И.о. председателя
    Контрольно-счетной палаты
    Воронежской области
    Е.С.ЛИТВИНЧУК
    Начальник отдела контроля
    расходов на социально-культурную
    сферу, науку и СМИ
    Л.Н.ШИЛЬНИКОВА