Воронежская область
Отчет от 05 февраля 2009 года

Отчет о результатах проверки обоснованности расходов областного бюджета на компенсацию выпадающих доходов ЮВЖД — филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги», связанных с перевозкой пассажиров в пригородном сообщении Воронежской области за 2007 год и 6 месяцев 2008 года

Принят
Контрольно-счетной палатой Воронежской обл.
05 февраля 2009 года
    Основание для проведения проверки: Закон "О Контрольно-счетной палате Воронежской области", п. 87 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2008 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 10.09.2008 N 56.
    Цель проверки: проверить обоснованность расходов областного бюджета на компенсацию выпадающих доходов Юго-Восточной железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги", связанных с перевозкой пассажиров в пригородном сообщении за 2007 год и 6 месяцев 2008 года.
    Предмет проверки: доходы и расходы, связанные с перевозкой пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении Воронежской области.
    Проверяемый период: 2007 года и 6 месяцев 2008 года.
    Проверенные объекты: Юго-Восточная железная дорога - филиал открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - филиал, ЮВЖД, дорога). Камеральная проверка: дорожная дирекция по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении (вокзал Воронеж-Курский, локомотивное депо Отрожка).
    В ходе проверки установлено:
    Общие сведения
    Юго-Восточная железная дорога - филиал открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - является обособленным подразделением открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД"). Филиал не является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность от имени ОАО "РЖД".
    В соответствии с положением основными целями деятельности ЮВЖД являются своевременное и качественное обеспечение во взаимодействии с другими организациями потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках и связанных с ними работах и услугах, предоставление услуг пользователям инфраструктуры железнодорожного транспорта.
    Общая эксплуатационная длина дороги на момент проверки составляла 4189,1 километра, в том числе в пригородной зоне - 3986,1 км. Железная дорога пролегает по территории областей, расположенных в южной и юго-восточной части России, - Белгородской, Воронежской, Липецкой, Тамбовской, Курской, Рязанской, Волгоградской, Пензенской, Саратовской, Тульской, Ростовской. На основании Приказа Министерства транспорта РФ от 18.07.2007 N 99 пригородной зоной определено расстояние не более 200 км.
    На основании договоров, заключенных между администрацией Воронежской области и филиалом ОАО "РЖД" (от 09.02.2007 N 1258 и от 05.12.2007 N 8627), за проверяемый период производилась компенсация потерь доходов, возникающих в результате регулирования администрацией Воронежской области тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении. На указанные цели из областного бюджета в 2007 году выделено 10000 тыс. рублей, что составляет 100% утвержденных бюджетных ассигнований. За I полугодие 2008 года выделено 2675 тыс. рублей - 25% годового лимита. Проверка показала, что по итогам работы за 2007 год убытки дороги от пригородных перевозок по Воронежской области составили 345568 тыс. рублей, за I полугодие 2008 года - 152625 тыс. рублей, то есть компенсация из бюджета составляет менее тридцатой части от потребности. Однако расчет убытков от пригородных железнодорожных перевозок до настоящего времени определяется сложным расчетным путем и является абсолютно "непрозрачным".
    Расчет выпадающих доходов от государственного регулирования
    тарифов на железнодорожные пассажирские перевозки в
    пригородном сообщении по Воронежской области,
    представленный дорогой
    Расчет потерь доходов ЮВЖД от государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении по Воронежской области за 2007 год и I полугодие 2008 года осуществлялся, исходя из показателей, сгруппированных в таблице 1:
    Таблица 1
    тыс. рублей
  1. N п/п Наименование показателя Единицы измерения 2007 год 6 мес. 2008 года
    1 Количество отправленных пассажиров тыс. чел. 11 509,2 5 671,1
    1.1 Оплачиваемых и компенсируемых, в том числе: -//- 6 299,3 2 957,6
    - платные перевозки -//- 4 296,7 1 890,2
    - льготный проезд, из них: -//- 2 002,5 1 067,4
    федеральные льготники -//- 1 760,7 897,4
    региональные льготники -//- 241,8 170,0
    1.2 Железнодорожники -//- 4 795,5 2 357,9
    1.3 Другие виды льгот (не компенсируемые) -//- 414,5 355,6
    2 Пассажирооборот всего, в том числе: млн. пас.-км 512,7 237,8
    2.1 Оплачиваемый и компенсируемый -//- 324,9 137,5
    2.1.1 Платные перевозки -//- 232,4 88,8
    2.1.2 Льготный проезд, из них: -//- 92,5 48,7
    федеральные льготники -//- 85,1 43,5
    региональные льготники -//- 7,4 5,2
    2.2 Железнодорожники -//- 164,1 81,0
    2.3 Другие виды льгот (не компенсируемые льготники) -//- 24 19,2
    3 Расходы в пригородном сообщении тыс. рублей 806 733,7 430 862
    4 Себестоимость рублей/10 пас.-км 15,7 18,1
    5 Установленный зонный тариф рублей 7,2 8,2
    6 Доходы от пригородных перевозок всего, в том числе: тыс. рублей 165 748 95 638
    от оплачиваемых перевозок -//- 112 163 60 272
    федеральных льготников -//- 41 081 26 256
    региональных льготников -//- 3 210 2 588
    железнодорожников -//- 9 294 6 522
    7 Доходная ставка с учетом возмещения льгот (6/2,1) x 10 рублей/10 пас.-км 5,1 7,0
    8 Бюджетный норматив - разница между тарифом, обеспечивающим себестоимость, и фактической доходной ставкой с учетом возмещения льгот (гр. 4 - гр. 7) рублей/10 пас.-км 10,64 11,1
    9 Величина выпадающих доходов от государственного регулирования тарифов (8 x 2,1 / 10) тыс. рублей 345 568 152 625
  2. --------------------------------
    <*> Получено расчетным путем.


    <**> Сумма доходов, полученная за отправленных железнодорожников по личным надобностям, их количество составляет в 2007 году - 213 тыс. чел., 6 мес. 2008 года - 155,8 тыс. чел.; в общем пассажирообороте их доля составляет: 11,9 млн. пас.-км, 8,9 млн. пас.-км соответственно.
    Анализ показателей, приведенных в таблице, показал, что в структуре отправленных пассажиров выделяются следующие категории:
    - платные пассажиры, удельный вес которых в общем количестве пассажиров в 2007 году составил всего 37,3%, за 6 месяцев 2008 года - 33,3%;
    - компенсируемые льготники за 2007 год составили - 17,4%, за 6 месяцев 2008 года - 18,8%, из них федеральные льготники (15,3% и 15,8% соответственно, к общему количеству отправленных пассажиров всех категорий); региональные льготники (2,1% и 3%);
    - льготники-железнодорожники имеют наибольший удельный вес - 41,7% и 41,6%, соответственно;
    - некомпенсируемые льготники - категория граждан, источник восполнения выпадающих доходов от перевозки которых не определен (школьники, студенты, учащиеся суворовских и нахимовских училищ), составила наименьшую группу пассажиров (2007 год - 3,6%, 6 месяцев 2008 года - 6,2%).
    Главной составляющей при расчете выпадающих доходов от регулирования тарифов является величина пассажирооборота (зависимость расстояния проследования каждого пассажира от общего количества перевезенных пассажиров). Общий пассажирооборот рассчитан:
    - исходя из пассажирооборота оплачиваемых и компенсируемых категорий пассажиров (за 2007 год - 63,4% общего пассажирооборота, за 6 месяцев 2008 года - 57,8%);
    - пассажирооборота железнодорожников (32% - в 2007 году, 34,1% - за 6 месяцев 2008 года);
    - пассажирооборота некомпенсируемых льготников (4,7% - в 2007 году, 8,1% - за 6 месяцев 2007 года).
    Следует отметить, что все данные по пассажирообороту взяты из корпоративной статистической отчетности. Исходная информация к отчетам поступает через программную систему по данным 17 железных дорог на главный вычислительный центр ОАО "РЖД". Поэтому правильность расчета пассажирооборота определить не представляется возможным.
    Важным показателем в расчете являются расходы в пригородном сообщении.
    Филиал оказывает услуги по следующим видам перевозок: грузовые, пассажирские дальнего следования, пассажирские пригородные.
    К расходам по перевозкам в пригородном сообщении относятся прямые (специфические) и общие (распределяемые) виды затрат.
    К прямым расходам по перевозкам в пригородном сообщении относятся затраты, связанные:
    - с продажей билетов в пригородном сообщении (оплата билетных кассиров, отчисления на соц. нужды, затраты по приобретению, изготовлению, доставке пассажирских билетов, канцелярские расходы);
    - эксплуатацией и обслуживанием автоматизированных систем оплаты, контроля и учета проезда в поездах, контроля доступа на перроны вокзалов и остановочных пунктов (оплата труда, отчисления, материальные затраты);
    - амортизацией устройств автоматизированных систем оплаты, контроля и учета проезда в поездах, а также контроля доступа на перроны вокзалов и остановочных пунктов (суммы амортизации, начисленные на пассажирские вагоны, курсирующие в пригородном сообщении).
    Общие расходы (распределяемые), которые не могут быть отнесены прямо на соответствующий вид перевозок - грузовые, дальнего следования, пригородные, распределяются между ними пропорционально различным показателям-распределителям. Статьи расходов дороги группируются по составляющим в зависимости от вида деятельности в соответствии с номенклатурой ОАО "РЖД" и складываются в целом по дороге.
    Вместе с тем учетной политикой, утвержденной ОАО "РЖД", установлено, что все расходы учитываются "по местам их возникновения". Например, одна структура в системе ОАО "РЖД" выполнила работу для другой аналогичной структуры, не предъявляя счетов для оплаты, а все расходы учла в своем хозяйстве по коду расходов, относимых на вид деятельности (по пригородным перевозкам, или перевозкам дальнего следования, или др.), выполняемый тем предприятием, для которого осуществило работу. Это означает, что, помимо прямых и распределяемых расходов по пригородным перевозкам, добавляются и те расходы, которые произведены для пригородного хозяйства другой организацией в системе ОАО "РЖД".
    Нельзя не отметить и тот факт, что расходы формируются в смешанном виде и показать прямые расходы отдельно от распределяемых расходов по видам деятельности филиал не может. То есть ни о какой прозрачности не может идти речи. Вместе с тем все перечисленные виды расходов суммированы в целом по пассажирским перевозкам по 11 субъектам РФ (Воронежская, Липецкая, Ростовская, Тамбовская, Пензенская, Саратовская, Курская, Белгородская, Рязанская, Тульская, Волгоградская области) без обеспечения раздельного учета затрат.
    Расходы ЮВЖД - филиала ОАО "РЖД" по всем видам перевозок за 2007 год и 6 месяцев 2008 года представлены в таблице 2:
    Таблица 2
    тыс. рублей
  3. Наименование статей расходов Расходы, 2007 год Удельный вес (в %) Расходы, 6 мес. 2008 года Удельный вес (в %)
    Всего расходов по перевозкам, в т.ч.: 31 159 466,1 100 16 003 947,2 100
    грузовые перевозки 24 822 184,9 79,7 13 198 048 82,5
    пассажирские перевозки в дальнем следовании 4 393 257,3 14,1 1 777 124,9 11,1
    пассажирские перевозки в пригородном сообщении 1 944 023,9 6,2 1 028 062,3 6,4
    предоставление услуг локомотивной тяги - - 712 0,004
  4. Показатели, приведенные в таблице, дают представление о видах деятельности ЮВЖД и доле расходов, приходящихся на перевозки в пригородном сообщении. Удельный вес пассажирских перевозок в пригородном сообщении по всем 11 субъектам РФ за 2007 год составлял 6,2%, за 6 месяцев 2008 года - 6,4% всех видов расходов ЮВЖД.
    Расходы по видам затрат по пассажирским перевозкам в пригородном сообщении в целом по ЮВЖД сформированы в таблице 3:
    Таблица 3
  5. Виды затрат эксплуатационных ЮВЖД ОАО - филиал "РЖД" Воронежская область ЮВЖД ОАО - филиал "РЖД" Воронежская область
    Отчет за 2007 год Отчет за 6 месяцев 2008 года
    расходы удельный вес расходы расходы удельный вес расходы
    1. Затраты на оплату труда 599 629 30,8% 363 623 35,3%
    2. Отчисления на социальные нужды 142 703 7,3% 85 540 8,3%
    3. Материалы 116 142 6% 62 325 6,1%
    4. Топливо 147 716 7,6% 97 470 9,5%
    5. Электроэнергия 172 238 8,9% 94 216 9,2%
    6. Прочие материальные затраты 275 281 14,2% 52 156 5,1%
    7. Амортизация (износ) основных средств 291 187 15% 190 967 18,6%
    8. Прочие затраты 199 129 10,2% 81 765 7,9%
    ВСЕГО РАСХОДОВ 1 944 024 100% 806 734 1 028 062 100% 430 862
  6. По элементам затрат расходы от пригородных перевозок в целом по дороге определены расчетным путем на основании корпоративной статистической отчетности. Из представленных данных следует, что за 2007 год основную долю в расходах занимают затраты на оплату труда с начислениями - 38,1%, амортизацию основных средств - 15%, прочие материальные затраты - 14,2%, электроэнергию - 8,9%, топливо - 7,6%.
    Распределение расходов, относимых на пригородные пассажирские перевозки Воронежской области (и другие субъекты РФ), до настоящего времени (октябрь 2008 года) осуществляется в соответствии с Методикой распределения расходов, доходов и убытков от пригородных перевозок по субъектам РФ на базе калькуляционных измерителей, определяемых для каждого хозяйства дороги в зависимости от выполняемой им работы (отправленные пассажиры, поездо-километры, тонно-километры брутто, вагоно-километры, секции-километры), при этом по элементам затрат эти расходы не формируются. Указанная методика согласована с Федеральной энергетической комиссией РФ, Министерством путей сообщения РФ, Министерством финансов РФ, Минэкономразвития и торговли РФ. Однако она носит лишь рекомендательный характер для практического использования железными дорогами при согласовании с субъектами РФ величин убытков от пригородных перевозок. Получается, что данная методика не согласована с областными органами власти и не утверждена на федеральном уровне в установленном порядке. Убытки от пригородных перевозок ЮВЖД ни разу не согласовывались с областными органами власти. В результате расчет выпадающих доходов является необоснованным.
    Тем не менее проверкой были проанализированы и другие показатели, включенные в расчет выпадающих доходов.
    Таким показателем в расчете является себестоимость пригородных перевозок на 10 пассажиро-километров. Данный показатель определен путем деления суммы расходов по пригородным перевозкам в целом на общий объем пригородных перевозок (с учетом объема перевозок железнодорожников и некомпенсируемых льготников). Расчетная величина на 2007 год составила 15,7 рубля/10 пас.-км, на 2008 год - 18,1 рубля/10 пас.-км.
    Справочно:
  7.     гр. 3 / (гр. 2 x 1000 / 10) = 806733,7 / (512,7 x 1000 / 10) =
    = 15,74 рубля/10 пас.-км,
  8. где 806733,7 тыс. рублей - расходы на пригородные перевозки по данному субъекту РФ, полученные расчетным путем;
    512,7 млн. пас.-км. - пассажирооборот по данному субъекту, полученный расчетным путем.
    Доходы от пригородных перевозок и финансовый результат (прибыль) определяются в целом по ОАО "РЖД", а затем расчетным путем распределяются по видам деятельности, в том числе на пригородные перевозки. Согласно представленному расчету за 2007 год получено доходов от пассажирских перевозок пригородного сообщения по Воронежской области в размере 165748 тыс. рублей, за полугодие 2008 года - 95638 тыс. рублей, в том числе:
    а) выручка от платных пассажиров (в 2007 году - 112163 тыс. рублей, или 67,7% всех доходов; за 6 месяцев 2008 года - 60272 тыс. рублей - 63%), которая складывается из оплаты за проезд всех категорий граждан:
    - платная категория пассажиров, оплачивающих 100% стоимости билета;
    - учащиеся и студенты - 50%;
    - частичная оплата проезда региональных льготников;
    б) компенсация из областного бюджета за региональных льготников (в 2007 году - 3210 тыс. рублей, или 2,9% всех доходов; за 6 месяцев 2008 года - 2588 тыс. рублей - 2,7%).
    В соответствии с Законом Воронежской области от 21.02.2002 N 12-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Воронежской области" и постановлениями администрации Воронежской области от 03.02.2005 N 69 "О порядке обеспечения льготного проезда отдельных категорий граждан железнодорожным транспортом пригородного сообщения" и от 17.10.2006 N 825 "О правовой и социальной защите членов семьи погибшего военнослужащего в период прохождения военной службы в мирное время" Главное управление социального развития Воронежской области и ЮВЖД заключили договоры о льготных перевозках ж/д транспортом пригородного сообщения на возмездной основе граждан из числа:
    - ветеранов труда и приравненных к ним категорий граждан - с 50-процентной оплатой проезда;
    - лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года либо награжденных орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период ВОВ, - с 50-процентной оплатой проезда;
    - реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, - без оплаты проезда;
    - членов семьи погибшего военнослужащего в период прохождения военной службы в мирное время - без оплаты проезда;
    в) компенсация из федерального бюджета за льготников, установленных федеральными нормативными актами (в 2007 году - 41081 тыс. рублей, за 6 месяцев 2008 года - 26256 тыс. рублей).
    В соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 и на основании договоров, заключенных между Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию, ОАО "РЖД" обеспечивает перевозку граждан - получателей социальной услуги (инвалиды войны, бывшие несовершеннолетние узники фашизма, участники ВОВ, военнослужащие и др.) в виде бесплатного проезда железнодорожным транспортом в поездах пригородного сообщения.
    Сумма, подлежащая возмещению за проезд по льготным перевозкам пассажиров в пригородном сообщении по Воронежской области из федерального бюджета, за 2007 год составила 41081 тыс. рублей, за 6 месяцев 2008 года - 26256 тыс. рублей. Как отмечалось выше, приведенные суммы компенсаций из федерального бюджета получены расчетным путем;
    г) компенсация ОАО "РЖД" за проезд железнодорожников личного характера (в 2007 году - 9294 тыс. рублей, или 5,6% всех доходов; за 6 месяцев 2008 года - 6522 тыс. рублей - 6,8%). Перевозки работников ОАО "РЖД" в поездах пригородного сообщения обслуживаются на основании списков, представленных руководителями предприятий.
    Из вышеизложенного следует, что хозяйственная деятельность филиала имеет особенность: доходы и финансовый результат определяются в целом по ОАО "РЖД"; доходы, полученные от оплачиваемых перевозок, компенсации льготников из федерального бюджета, а также возмещения проезда железнодорожников и некомпенсируемых льготников получены расчетным путем; финансовый результат по конкретному виду деятельности не формируется, поэтому отчетность ЮВЖД является незаконченной.
    В качестве показателя, оценивающего уровень доходности пригородных перевозок, является доходная ставка - средняя сумма доходов, получаемая дорогой от перевозки 1 пассажира на расстояние 10 километров. При расчете доходной ставки принята общая сумма полученной и начисленной выручки, подлежащей возмещению, в том числе за перевозку льготников и железнодорожников.
    Справочно:
    расчетная величина доходной ставки определяется по формуле
  9.     6 / (2.1.1 + 2.1.2 x 1000 / 10) = 165748 / (232,4 + 92,5) x 1000 / 10) =
    = 5,1 рубля/10 пас.-км,
  10. где 165748 тыс. рублей - сумма доходных поступлений, включающая доходы по перевозке железнодорожников только личного характера;
    232,4 млн. пас.-км - пассажирооборот от платной категории пассажиров;
    92,5 млн. пас.-км - пассажирооборот по федеральным и региональным льготникам (компенсируемый).
    Следует отметить, что величина доходной ставки показывает, что от каждого пассажира в среднем поступила сумма в размере 5,1 рубля за 2007 год и 7 рублей за I полугодие 2008 года, что не соответствует действительности, так как оплата за проезд по Воронежской области производится согласно тарифам (стоимости зонного проезда на расстояние 10 км), установленным на 2007 год в размере 7,2 рубля, на 2008 год - 8,2 рубля (основание: решения Правления Главного управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 12.10.2005 N 18/1, от 22.12.2006 N 36/48 и приказ от 27.12.2007 N 36/2). В итоге доходная ставка при расчете только на платную и льготную категорию пассажиров должна составлять не менее размера тарифной ставки. Все это говорит о завышенном показателе по пассажирообороту и (или) заниженных реальных доходах дороги от пригородных перевозок по Воронежской области.
    В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона РФ "О железнодорожном транспорте в РФ" потери в доходах перевозчика, возникшие в результате государственного регулирования тарифов на железнодорожном транспорте общего пользования на основании нормативных правовых актов РФ, законов субъектов РФ, возмещаются в полном объеме за счет средств соответствующих бюджетов. Исходя из данной нормы Закона, РФ, в расчет не должны входить федеральные льготники и железнодорожники, так как льготы на их проезд область не устанавливала. Однако в расчет объема перевозок (пассажирооборот) федеральные льготники включены, поскольку при предоставлении права бесплатного проезда из федерального бюджета железной дороге возмещаются не все расходы по их перевозке, а только рассчитанные по действующим пригородным тарифам, установленным областными органами власти. В то же время в пассажирооборот, на который рассчитана доходная ставка, включена только оплачиваемая и компенсируемая часть из федерального и регионального бюджетов. То есть объем перевозок железнодорожников из расчета исключен полностью, что соответствует указанной - норме Закона и должно завышать доходную ставку приблизительно до 7,6 рубля за 2007 год, и 8,6 рубля за полугодие 2008 года.
    Если произвести примерный расчет выпадающих доходов, взяв за основу не величину доходной ставки (7,6 рубля/10 пассажиро-километров и 8,6 рубля/10 пас.-км), а только величину установленного тарифа, то убыток от пригородных перевозок сразу уменьшится на 69468 тыс. рублей за 2007 год и на 16500 тыс. рублей за полугодие 2008 года (расчет в приложении к отчету). Сумма потерь доходов, возникающая вследствие регулирования субъектом РФ тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении, определена путем умножения бюджетного норматива на соответствующий объем перевозок (оплачиваемый и компенсируемый), кратный 10 пассажиро-километрам.
    Справочно:
  11.     8 x (2.1.1 + 2.1.2) x 1000 / 10 = 10,64 x (232,4 + 92,5) x 1000 / 10 =
    = 345568 тыс. рублей,
  12. где 10,64 рубля/10 пас.-км - бюджетный норматив;
    232,4 млн. пас.-км - пассажирооборот от платной категории пассажиров;
    92,5 млн. пас.-км - пассажирооборот по федеральным и региональным льготникам.
    В результате по представленным расчетам убытки дороги от пригородных перевозок по Воронежской области за 2007 год сложились в размере 345568 тыс. рублей, за 6 месяцев 2008 года убытки составили 152625 тыс. рублей.
    Как уже отмечалось, расходы по пригородным перевозкам рассчитывались по методике и формировались согласно корпоративной статистической отчетности (по форме N 6-жел). С марта 2008 года расходы и доходы формировало ОАО "РЖД" согласно новой корпоративной отчетности (по форме N 7-У), в результате чего за полугодие 2008 года расходы и убыток необоснованно были пересчитаны в сторону увеличения. В частности, расходы увеличились с 430862 тыс. до 532320 тыс. рублей, себестоимость - с 18,1 рубля до 22,39 рубля/10 пас.-км, доходы от пригородных перевозок снизились от 95638 тыс. до 93679 тыс. рублей, величина потерь доходов от государственного регулирования тарифов - убыток от пригорода - увеличилась на 61600 тыс. рублей, или на 40,4%.
    Пригородное хозяйство
    В период контрольного мероприятия проведена проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности пригородного хозяйства, расходы по содержанию и осуществлению деятельности которой включены в расходы по пригородным перевозкам.
    Структура пригородного хозяйства
  13. Наименование предприятия На 01.01.2007 На 01.01.2008 На 01.07.2008
    штат списочн. численность штат списочн. численность штат списочн. численность
    Дорожная дирекция по обслуживанию пассажиров пригородных сообщений 1 456,5 1 440 - - - -
    Дорожная дирекция (Воронежский участок) - - 446 431 305 320
    Локомотивное депо Отрожка - - 1 014,5 977 959 936
    Мичуринская дорожная дирекция 423 422 508 494 408 399
    Белгородская дорожная дирекция 490 458 561 515 488 466
    Итого по пригородному хозяйству 2 369,5 2 320 2 529,5 2 417 2 160 2 121
  14. На начало 2007 года пригородное хозяйство состояло из трех дирекций, находящихся в подчинении филиала ЮВЖД. С июля 2007 года в структуре ЮВЖД создана дорожная дирекция по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении, в состав которой входят:
    - дирекция по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении ЮВЖД по Воронежскому участку со штатной численностью 305 человек;
    - локомотивное депо Отрожка дорожной дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении - 959 чел.;
    - Мичуринская дирекция по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении - 408 чел.;
    - Белгородская дирекция по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении - 488 чел.
    На момент проверки штатная численность всего пригородного хозяйства составляла 4,1% численности штата филиала (52556 чел.).
    Среднемесячная заработная плата одного работника в эксплуатации по пригородному хозяйству на начало 2007 года составляла 9,6 тыс. рублей, на начало 2008 года она увеличилась до 12,5 тыс. рублей, к июлю 2008 года - до 14,3 тыс. рублей.
    Передача полномочий по осуществлению функций по реализации проездных документов в поездах пригородного сообщения
    С апреля 2008 года разъездные билетные кассиры пригородного хозяйства (322 ед. по штатному расписанию) переданы в ООО "Транспортная компания" (далее - компания), которая на основании договора с ЮВЖД осуществляет функции по реализации проездных документов в поездах пригородного сообщения. Согласно условиям договора за выполнение плана ЮВЖД обязалась ежемесячно оплачивать компании денежное вознаграждение в размере 8353 тыс. рублей.
    Кроме того, в обязанности дороги по договору входит безвозмездное обеспечение компании: билетопечатающей техникой в количестве 97 ед. на сумму 4837,2 тыс. рублей, которую дорога за свой счет обязана ремонтировать, вместо того чтобы за нее взимать арендную плату; бланками строгой и не строгой отчетности в количестве 275991 шт., денежной лентой в количестве 5133 ед.; проверять качество работы компании не менее 10 раз в месяц; проводить аттестацию работников компании и др., за что пригородное хозяйство могло получать дополнительные доходы. Однако все понесенные расходы относятся на расходы пригородного хозяйства и увеличивают сумму выпадающих доходов от пригородных перевозок.
    Прочие виды деятельности
    Проверкой установлено, что службы пригородной дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении по Воронежской области, помимо основной деятельности, осуществляют и прочие виды деятельности:
    тыс. рублей
  15. N Виды деятельности 2007 год 6 мес. 2008 года
    1 Погрузо-разгрузочные работы 93,1 30,4
    2 Оказание информационно-вычислительных и рекламных услуг 35,3
    3 Производство товаров народного потребления 28,8 3,2
    4 Отпуск тепловой энергии 122,4 74,6
    5 Услуги по хранению на складах нефтепродуктов и твердого топлива 1283 509,5
    6 Гостиничные услуги домов отдыха локомотивных бригад 39,5 12,9
    7 Услуги в поездах (повышенная комфортность) 1 288,6 293,4
    8 Ремонт подвижного состава 7,7 92,9
    9 Сдача в аренду недвижимого имущества 1 069,3 736,8
    10 Другие виды продукции, работ услуг 151,3 25,3
    Итого доходов по прочим видам деятельности 4 119 1 779
  16. Доходы, полученные по прочим видам деятельности, учитывались не в доходах пригородного хозяйства, как это предусмотрено Инструкцией по учету выручки (доходов) от пассажирских перевозок, утвержденной ОАО "РЖД", а в доходах самого ОАО "РЖД", которые не распределялись на пригородные перевозки. Другими словами, в расчете потерь от регулирования тарифов доходы занижены на сумму 5898 тыс. рублей. Однако расходы от указанной деятельности, которые за проверяемый период составили 3413,9 тыс. рублей (в том числе в 2007 году - 2419 тыс. рублей, за 6 месяцев 2008 года - 994,9 тыс. рублей), включены в расходы по перевозкам пригородного сообщения и соответственно в расчет выпадающих доходов от регулирования тарифов.
    Направления следования пригородных поездов
    Проверка пригородных направлений, обслуживаемых составами пригородного хозяйства Воронежской области, показала, что направление состава Воронеж - Курск - Воронеж относится к пассажирским перевозкам дальнего следования: данному поезду присвоен номер (N 841/842), который согласно существующему порядку присвоения номеров, утвержденному распоряжением ОАО "РЖД", является "скорым дальним составом дизель- и электросекций повышенной комфортности". Расходы по обслуживанию названного направления включены в расходы пассажирских перевозок в пригородном сообщении, тогда как доходы от реализации проездных документов на поезд дальнего следования (N 841/842), которые за проверяемый период составили 16508 тыс. рублей, учитывались в доходах ОАО "РЖД". По аналогии с расходами их необходимо учитывать в доходах пригородного хозяйства, либо расходы должны полностью относиться на перевозки дальнего следования.
    Выводы
    Обобщив результаты проверки, можно сделать вывод, что подтвердить обоснованность расходов областного бюджета на компенсацию выпадающих доходов ЮВЖД, связанных с перевозкой пассажиров в пригородном сообщении Воронежской области за период 2007 года и полугодие 2008 года, невозможно до тех пор, пока не будет налажен раздельный учет доходов и расходов по пригородным перевозкам Воронежской области.
    Проведенной проверкой установлены следующие недостатки и нарушения:
    - на компенсацию выпадающих доходов из областного бюджета выделяется менее тридцатой части от потребности ЮВЖД. Однако методика, по которой рассчитываются убытки от пригородных железнодорожных перевозок, предполагает группировку доходов и расходов по пассажирским перевозкам 11 областей, входящих в структуру ЮВЖД, без обеспечения отдельного учета затрат, а объем выпадающих доходов, представляемый для компенсации из областного бюджета, до настоящего времени определяется сложным расчетным путем и является абсолютно "непрозрачным". К тому же данная методика лишь рекомендована Правительством РФ, однако она не согласована с субъектами РФ и не утверждена установленным порядком на федеральном уровне. Убытки от пригородных перевозок ЮВЖД ни разу не согласовывались с областными органами власти. В результате весь расчет выпадающих доходов можно считать необоснованным;
    - условия договора, заключенного между ЮВЖД и ООО "Транспортная компания" об осуществлении функции по реализации проездных документов в поездах пригородного сообщения, являются крайне невыгодными, приводящими к неэффективным расходам пригородного хозяйства: без оформления договоров аренды пригородное хозяйство безвозмездно передало компании технику на сумму 4837,2 тыс. рублей, которую дорога за свой счет обязана ремонтировать. Также на безвозмездной основе пригородное хозяйство снабжает денежной лентой, бланками строгой отчетности, проверяет качество работы компании, проводит аттестацию работников компании и др. Все понесенные расходы относятся на расходы пригородного хозяйства и увеличивают сумму выпадающих доходов от пригородных перевозок;
    - в расчете потерь от регулирования тарифов не включены доходы пригородного хозяйства от прочих видов деятельности и доходы от эксплуатации поезда Воронеж - Курск - Воронеж на общую сумму 22406 тыс. рублей (из них в 2007 году - 14986 тыс. рублей, за полугодие 2008 года - 7420 тыс. рублей);
    - из-за неправильно примененной доходной ставки (на 10 пас.-км) и занижения доходов пригородного хозяйства минимальная погрешность в расчете убытка от пригородных перевозок по приблизительным подсчетам за 2007 год составляет 84454 тыс. рублей, за полугодие 2008 года - 23920 тыс. рублей.
    Предложения
    С целью эффективного решения проблемы компенсации областью обоснованных убытков от социально значимых пригородных перевозок областным органам власти необходимо принять все меры для совершенствования методики распределения доходов и расходов, а также разработать и принять нормативный акт об организации ж/д транспортного обслуживания населения в пригородном сообщении в Воронежской области с выделением социальных (по тарифам, установленным областью) и коммерческих перевозок (по тарифам, установленным перевозчиком).
    1.Направить информацию о результатах проверки в Воронежскую областную Думу.
    2.Направить информацию о результатах проверки в администрацию Воронежской области.
    Заместитель председателя
    Контрольно-счетной палаты
    Н.И.ПРОСКУРИНА
    Начальник отдела контроля расходов
    на промышленность, транспорт, связь
    и государственную поддержку АПК
    С.С.БОБОВНИКОВА