Воронежская область
Отчет от 12 апреля 2012 года

Отчет о результатах проверки эффективности и целевого использования государственных средств, выделенных в 2010 — 2011 годах государственному образовательному бюджетному учреждению высшего профессионального образования Воронежской области «Воронежский институт инновационных систем»

Принят
Контрольно-счетной палатой Воронежской обл.
12 апреля 2012 года
    Основания для проведения проверки: Закон "О Контрольно-счетной палате Воронежской области", п. 27 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2012 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 09.02.2012 N 16.
    Цель проверки: оценка эффективности и контроль целевого использования бюджетных средств. Анализ отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности объекта проверки.
    Проверенный объект и оформленный акт: государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Воронежской области "Воронежский институт инновационных систем", акт от 16.03.2012 N 27-2012.
    Срок проведения контрольного мероприятия: с 16 февраля по 21 марта 2012 года.
    Вопросы контрольного мероприятия:
    1.Соответствие деятельности учреждения уставным документам.
    2.Соблюдение в процессе деятельности федерального и областного законодательства.
    3.Анализ исполнения сметы доходов и расходов объекта проверки.
    4.Анализ штатной и фактической численности, формирования фонда оплаты труда.
    5.Проверка оформления и учета имущества, проведение выборочных инвентаризаций.
    6.Анализ договорной деятельности, состояние расчетов, дебиторской и кредиторской задолженности.
    7.Оценка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных учреждению.
    Общие положения
    Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Воронежской области "Воронежский институт инновационных систем" (далее - Институт, Учреждение) образовано в 2003 году в соответствии с постановлением правительства Воронежской области. Полномочия учредителя от имени Воронежской области осуществляет Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области (далее - Департамент образования).
    Предметом деятельности учреждения является реализация полномочий учредителя в сфере высшего профессионального образования в соответствии с действующим законодательством. Институт реализует аккредитованные образовательные программы: менеджер организации, прикладная информатика, управление качеством, управление персоналом. Все образовательные программы отражены в лицензии на право ведения образовательной деятельности.
    Однако свидетельство об аккредитации и лицензию на право осуществления образовательной деятельности необходимо привести в соответствие с пп. 3 п. 9 ст. 33.1 и пп. 1 п. 26 ст. 33.2 Федерального закона от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", в связи с изменением типа государственного областного образовательного учреждения.
    Ведение бухгалтерского учета
    Ведение бухгалтерского учета и применение плана счетов в учреждении осуществляется в соответствии с утратившей силу инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина РФ от 30.12.2008 N 148н. Поэтому в представление Контрольно-счетной палаты включено требование о необходимости руководствоваться действующими инструкциями, утвержденными Приказами Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н, от 16.12.2010 N 174н.
    Имущество учреждения
    На балансе учреждения числятся два помещения, переданные в оперативное управление в 2007 году. В частности:
    - часть нежилого здания (учебный корпус) 1961 года постройки, балансовой стоимостью 5291,1 тыс. рублей с износом 44,5%. В помещении имеются оборудованные учебные аудитории, библиотека, а также актовый и спортивный залы, компьютерные кабинеты и др. Площадь этого помещения, указанная в свидетельстве о государственной регистрации права оперативного управления от 2008 года, значится в размере 3170,9 кв. м, что не соответствует действительности. Фактическая площадь на момент проверки составляет 2285,3 кв. м, то есть, свидетельство необходимо переоформить с уточненной площадью объекта;
    - "флигель" (лит. Б), 1935 года постройки. Такое название данного помещения указано в приказе главного управления государственного имущества области (ныне ДИЗО), на основании которого осуществлялась передача в оперативное управление. По учету основных средств учреждения это здание значится как "медицинский изолятор, лит. Б, Б1". Однако фактически это помещение является "административным зданием", в котором находится кабинет ректора, бухгалтерия и некоторые отделы. В нарушение ст. 131 ГК РФ, а также ст. 4 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право оперативного управления на него не зарегистрировано.
    Необходимо отметить, что на момент передачи площадь здания составляла 254,6 кв. м, а в 2008 г. увеличилась в 1,9 раза до 474,9 кв. м. Увеличение площади связано с реконструкцией первого этажа и надстройкой второго этажа, произведенной в 2007 - 2008 годах, которая в нарушение ст. 51 Градостроительного кодекса РФ осуществлялась без разрешительных документов. В техническом паспорте БТИ указана инвентаризационная стоимость этого объекта, которая по состоянию на сентябрь 2008 года составила 1197,6 тыс. рублей. При этом, согласно представленным актам выполненных работ и пояснениям работников учреждения на реконструкцию здания израсходованы бюджетные средства в сумме 5669 тыс. рублей (государственный контракт от 31.07.2007 N 98, дополнительное соглашение от 20.08.2007 на общую сумму 6232,9 тыс. рублей, заключенные между главным управлением образования - ныне Департамент, и ООО "Промремстрой"). Однако, несмотря на произведенные расходы по реконструкции, балансовая стоимость объекта по учету Института значительно занижена - показана в сумме 497,7 тыс. рублей, а остаточная стоимость - 66,8 тыс. рублей. В результате Институту необходимо в установленном порядке стоимость и название объекта привести в соответствие с действительностью.
    Также необходимо отметить, что это здание размещено на земельном участке площадью 2636 кв. м, который в нарушение ст. 131 Гражданского кодекса РФ, ст. 25 Земельного кодекса РФ, а также Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не зарегистрирован. Кроме того, по итогам проверки управления Роснедвижимости по Воронежской области в 2009 году к учреждению по данному правонарушению были предъявлены штрафные санкции, приводящие к неэффективным расходам в размере 10 тыс. рублей.
    В связи с отсутствием правоустанавливающих документов на здание и землю, а также на основании рекомендаций ДИЗО учреждение оплатило 33,1 тыс. рублей МКП "Управление главного архитектора" за подготовку документов для оформления градостроительного плана, а также 96,3 тыс. рублей ООО ТД "Легион" за выполнение проектной документации на уже выполненную реконструкцию здания. То есть, "задним числом" учреждение оформляет необходимые документы по внесению здания в реестр государственного имущества с последующим оформлением земельного участка. На момент проверки эта работа еще не завершена. В представлении Контрольно-счетной палаты содержится уведомление о постановке данного вопроса на контроль.
    Выборочной проверкой наличия основных средств недостача не установлена. В то же время выявлено неиспользуемое имущество от 1 года и до 4 лет в связи с технической неисправностью на сумму 520,6 тыс. рублей (компьютерная и копировальная техника, мебель, кухонное оборудование), дальнейшее применение которого необходимо согласовать с учредителем.
    Транспортные средства
    На балансе учреждения числится два эксплуатируемых автомобиля (ГАЗ 332213, ВАЗ 21154). Проверкой порядка заполнения путевых листов установлено, что до 2012 года в нарушение нормативных документов <1> в них отсутствовали сведения медицинских работников о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей. На момент проверки данное нарушение учреждение не допускает: в путевых листах имеются отметки медицинских работников о проведенных осмотрах; договор на проведение этих осмотров с муниципальным учреждением здравоохранения городского округа город Воронеж "Городская поликлиника N 1" заключен в 2011 году.
    --------------------------------
    <1> П. 16 Приказа Минтранса от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядке заполнения путевых листов" и методических рекомендаций "Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения", утвержденных Письмом Министерства здравоохранения РФ от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32.
    Проверкой также установлено, что отдельные путевые листы заполнялись в нарушение Приказа Минтранса РФ <2> и Письма Федеральной службы государственной статистики <3>. Например, сведения о маршруте прописаны не конкретно и не подробно - "ВИИС-город" или "ВИИС-Бобров", без указания точных адресов назначения. Вместе с тем при заполнении показаний спидометра и топлива в путевых листах допускались исправления, что является нарушением Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
    --------------------------------
    <2> Приказ Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов".
    <3> Письмо Федеральной службы государственной статистики от 03.02.2005 N ИУ-09-22/257.
    Финансирование учреждения
    Источниками формирования финансовых ресурсов учреждения в проверяемом периоде являлись средства областного бюджета, а также доходы, полученные от приносящей доход деятельности. Расходы указанных средств показаны в таблице:
    тыс. рублей
  1. Год Средства областного бюджета Средства, полученные от приносящей доход деятельности Итого расходы средств
    Доход Расход с учетом остатка на начало года
    2010 27941,5 3894,3 4045,1 31986,6
    2011 26836,8 3084,8 2843,1 29679,9
  2. Кассовое исполнение сметы расходов и доведенных лимитов учреждения за 2010 год составило 99,8%, за 2011 год - 96,7%.
    Анализ произведенных расходов показал, что основная часть средств за 2010 год и 2011 год приходится на оплату труда с начислениями 77,5% и 83% соответственно. На выплату стипендий и прочие расходы направлено 15 и 10%, остальные 7,5 и 7% израсходованы на услуги связи, транспортные и коммунальные услуги, услуги по содержанию имущества, пособия по социальной помощи студентам, на приобретение материальных запасов и компьютерного оборудования.
    Учащиеся Института
    Проведенная проверка показала, что последний набор студентов, обучающихся на бюджетной основе, произведен в 2008 году, а на платной основе - в 2009.
    В таблице представлена информация о количестве обучающихся в динамике с 2009 года.
    чел.
  3. ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
    Учебный год Бюджет/в т.ч. набор На платной основе/в т.ч. набор Всего/в т.ч. набор Бюджет/в т.ч. набор На платной основе/в т.ч. набор Всего/в т.ч. набор
    2009 - 2010 325 22/13 347/13 242 110/39 352/39
    2010 - 2011 267 16 283 215 85 300
    2011 - 2012 172 13 185 163 80 243
    2012 - 2013 77 13 90 110 58 168
  4. Из данных таблицы видно, что количество студентов с каждым годом значительно снижается в связи с прекращением набора. В 2012 - 2013 учебном году в Институте продолжают обучение лишь 258 человек, что в сравнении с 2009 - 2010 учебным годом ниже на 63,1%.
    Штаты и оплата труда
    Данные о штатной и фактической численности учреждения представлены в следующей таблице:
  5. Отчетная дата Штатная числен. всего, шт. ед в т.ч. преподавателей, шт. ед Факт. числ., чел. в т.ч. преподавателей, чел. Внутр. совмест., чел. Внеш. совмест., чел. Наличие вакансий, шт. ед
    01.01.2009 181,5 60,5 153 69 21 59 -
    01.01.2010 151,05 73,18 138 81 30 42 43,26
    01.01.2011 102,37 31,7 98 51 25 28 16,6
    01.01.2012 94,61 28,47 82 30 8 15 22,61
  6. Из таблицы видно, что, несмотря на отсутствие набора учащихся на бюджетной основе на 2009 - 2010 уч. год, количество штатных единиц преподавательского состава на 1 января 2010 года увеличилось на 12,68 шт. ед. Данный факт обусловлен увеличением учебной нагрузки (по специальным предметам) учащихся 5 курса и др. С января 2011 года наблюдается снижение количества штатных единиц как преподавательского состава, так и в целом по учреждению. На протяжении всего проверяемого периода в учреждении имелись вакантные должности, в результате экономия средств по заработной плате в 2010 году составляла 947 тыс. рублей, в 2011 году - 998 тыс. рублей. При этом, учреждение не предпринимало меры по заполнению вакансий. Согласно объяснению специалиста по кадрам наличие вакантных должностей обусловлено отсутствием набора граждан, обучающихся на бюджетной основе. В целях экономии бюджетных средств учреждению следовало произвести корректировку штатного расписания, исключив ненужные должности. В данном случае нарушен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, при котором в рамках установленных бюджетных полномочий участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (ст. 34 БК РФ).
    К тому же, в нарушение положений трудового договора, заключенного между Департаментом образования и руководителем Института, структура учреждения в проверяемом периоде утверждалась ректором, тогда как в компетенцию руководителя входит лишь ее разработка, которая должна утверждаться исключительно Департаментом образования.
    В то же время отмечены противоречия и со стороны Департамента по данному вопросу. Так, в 2011 году при согласовании с учредителем необходимости создания нового отдела "инженерно-технического обеспечения связи и защиты информации" в количестве 3 шт. ед. Департамент образования в письме сообщил, что вопросы по внесению изменений в структуру штатного расписания и введению дополнительных ставок находятся в компетенции руководителя учреждения в пределах имеющегося фонда оплаты труда. Поэтому Департаменту образования также необходимо направить представление Контрольно-счетной палаты с предложением о пересмотре условий трудового договора с ректором Института либо продолжать осуществлять функцию по утверждению структур своих подведомственных учреждений.
    Среднемесячная заработная плата сотрудников учреждения представлена в следующей таблице:
    тыс. рублей
  7. N Наименование должности 2010 год 2011 год
    1. Административно-управленческий персонал (и.о. ректора, проректор по учебной работе, помощник ректора, кадры, секретарь и др.) 38,8 52,6
    2. Основной состав (преподаватели) 17,0 17,2
    3. В среднем по учреждению 10,7 13,0
  8. Выборочной проверкой начисления заработной платы нарушений не установлено. Между тем, проверкой выявлены факты выдачи авансов в счет оплаты труда будущих месяцев, что является отвлечением бюджетных средств в дебиторскую задолженность сотрудников учреждения. В частности, на основании личного заявления проректору по учебной работе в октябре 2010 года выдан аванс в сумме 30 тыс. рублей в счет оплаты труда за ноябрь (отвлечение средств на 30 дней); в марте 2011 года - 40 тыс. рублей в счет оплаты труда за май (отвлечение средств на 60 дней); в августе, октябре и ноябре выданы авансы соответственно - 40 тыс. рублей, 40 тыс. рублей и 20 тыс. рублей в счет оплаты труда за декабрь 2011 года и январь 2012 года (отвлечение более чем на 90 дней). Помимо этого, в 2010 году в нарушение ст. 126 Трудового кодекса РФ названному выше сотруднику исчислена и выплачена компенсация за неиспользованный отпуск за 56 календарных дней вместо установленных законодательством 28 дней. В итоге, сумма необоснованно выплаченной компенсации составила 24,3 тыс. рублей, которую необходимо вернуть в бюджет в установленном порядке.
    В ходе проверки штатной дисциплины установлено, что в проверяемом периоде в структуру Института входили отделы - "инновационных проектов" (9,8 шт. ед. в 2010 году, 12 шт. ед. в 2011 году) и "сопровождения и координации процедуры аттестации педагогических и руководящих работников" (6 шт. ед. в 2011 году), а также "лаборатория качества образования" (8 шт. ед. в 2011 году). При этом, указанные структурные подразделения выполняют функции по оказанию государственной услуги, относящиеся исключительно к компетенции Департамента. За период 2010 - 2011 годов и два месяца 2012 года расходы на оплату труда сотрудникам данных структурных подразделений составили 6758,9 тыс. рублей, в том числе: 2612,2 тыс. рублей в 2010 году, 3346,9 тыс. рублей в 2011 году, 2 месяца 2012 года - 799,8 тыс. рублей, что является неэффективным использованием бюджетных средств (ст. 34 БК РФ), поскольку деятельность, которую осуществляют структурные подразделения, не является предметом деятельности учреждения, установленным уставом, - реализация полномочий учредителя в сфере высшего профессионального образования. К тому же государственное задание на оказание государственной услуги, которое доводит до учреждения Департамент образования, не содержит плановых показателей по деятельности этих структурных подразделений.
    Расчеты с подотчетными лицами
    Проверкой порядка расчетов с подотчетными лицами установлено, что в нарушение п. 11 Постановления Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки" в 2010 году 8 человек получили оплату суточных при однодневных командировках. В ходе проверки данное нарушение устранено - средства возвращены в кассу учреждения в полном объеме (1,2 тыс. рублей). В нарушение п. 10 указанного нормативного документа в 2010 - 2011 годах не выдавались денежные авансы всем командированным сотрудникам на время командировки свыше суток.
    Расчеты с дебиторами и кредиторами
    В ходе проверки состояния расчетов с различными организациями и физическими лицами было установлено неэффективное использование бюджетных средств на общую сумму 380,3 тыс. рублей (ст. 34 БК РФ), в том числе:
    - 340,3 тыс. рублей - в результате незаконного увольнения двух сотрудников учреждения по решению Центрального районного суда в 2010 году произведены выплаты за период вынужденного прогула и компенсация морального вреда, а также оплачены юридические услуги коллегии адвокатов и государственная пошлина;
    - 40 тыс. рублей - оплата за юридические услуги коллегии адвокатов по вопросу предъявленного иска ООО "Выбирай", перед которой у Института образовалась задолженность в размере 65 тыс. рублей за услуги по размещению рекламы. Данный факт свидетельствует о нарушении ст. 162 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой бюджетное учреждение должно принимать бюджетные обязательства в пределах доведенных ему лимитов.
    Приносящая доход деятельность
    Учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность, исчерпывающий список которой приводится в уставе учреждения.
    Кроме того, в учреждении имеется "положение о внебюджетной деятельности и реинвестировании внебюджетных средств", утвержденное ректором института в 2004 году. Однако данная формулировка противоречит бюджетному законодательству, так как слово "внебюджетная" относится лишь к внебюджетным фондам. Поэтому учреждению необходимо внести в указанное Положение соответствующие изменения.
    Фактически, на платной основе учреждение осуществляет лишь услуги по обучению. В соответствии с п. 2.3 названного Положения размер оплаты за обучение студентов на договорной основе определяется Советом Института. Стоимость обучения студентов всех специальностей для очной формы с 2009 года составляет 30,9 тыс. рублей, заочной формы (полный срок) - 18,9 тыс. рублей, заочной формы (сокращенный срок) - 20 тыс. рублей.
    Полученные средства израсходованы в соответствии со сметой расходов. Нарушений при расходовании указанных средств не установлено.
    Государственное задание
    В соответствии со ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ на 2010 - 2011 годы Департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области доведено государственное задание на оказание государственной услуги, содержащее количественные и качественные показатели. Потребителями этой услуги определены граждане РФ, имеющие среднее (полное) общее образование или профессиональное образование; граждане иностранных государств в соответствии с международными соглашениями.
    Число потребителей государственной услуги на 2010 год доведено в количестве 741 чел. Данный показатель выполнен лишь на 76,5% (567 чел.). На 2011 год план составил 510 чел., исполнение плана - 94,5% (482 чел.).
    Кроме этого, доведено четыре показателя оценки качества государственной услуги:
    - процент выпускников, получивших диплом о высшем профессиональном образовании, - 100%. Данный показатель в проверяемом периоде исполнен в полном объеме;
    - процент выпускников, продолживших обучение и/или трудоустроившихся по полученной профессии должен составлять 48%. Количество выпускников бюджетного отделения по очной форме обучения в 2010 году составило 50 чел., в 2011 году - 91 чел. Согласно отчетным данным трудоустроено (с учетом поступивших в аспирантуру) более 60%. Таким образом, данный показатель исполнен;
    - востребованность выпускников учреждения на рынке труда - 80%. По результатам данных мониторингов, проводимых институтом, востребованность выпускников составляет более 81%. Показатель выполнен;
    - процент обоснованных жалоб потребителей, по которым приняты меры - 100%. В проверяемом периоде жалоб от обучающихся и их родителей (законных представителей) не поступало.
    Из изложенного следует, что показатели по количеству потребителей государственной услуги выполнены не в полном объеме, показатели качества предоставляемой государственной услуги выполнены полностью.
    Выводы
    В целом, деятельность учреждения соответствует целям и задачам, предусмотренным уставом, за исключением трех структурных подразделений.
    В ходе проверки установлены отдельные недостатки и нарушения действующего законодательства, а также в использовании бюджетных средств, для устранения которых учредителю и учреждению необходимо направить представление Контрольно-счетной палаты.
    Предложения
    Направить представление Контрольно-счетной палаты для устранения выявленных нарушений и недостатков Департаменту образования, науки и молодежной политики Воронежской области и государственному образовательному бюджетному учреждению высшего профессионального образования Воронежской области "Воронежский институт инновационных систем".
    Заместитель председателя - аудитор
    Л.В.АНТОНОВА
    Начальник инспекции по контролю расходов
    на социальную сферу, доходов
    и расходов бюджета ТФОМС
    В.В.РОДЮКОВА