Воронежская область
Отчет от 16 февраля 2010 года

Отчет о результатах проверки эффективности и результативности использования средств, направленных в 2008 году и текущем периоде 2009 года на переселение граждан, проживающих на территории Воронежской области, из аварийного жилого фонда

Принят
Контрольно-счетной палатой Воронежской обл.
16 февраля 2010 года
    Основание для проведения проверки: Закон "О Контрольно-счетной палате Воронежской области", п. 68 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2009 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 12.11.2009 N 71.
    Цель проверки: оценка эффективности и результативности использования средств, направленных в 2008 году и текущем периоде 2009 года на переселение граждан, проживающих на территории Воронежской области, из аварийного жилого фонда.
    Предмет проверки: использование федеральных средств, поступивших из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, средств областного бюджета, средств муниципальных образований.
    Проверяемый период: 2008 год и текущий период 2009 года.
    Перечень проверенных объектов:
    1.Управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области.
    2.Управление жилищного фонда и жилищной политики администрации городского округа г. Воронеж.
    3.Администрация Нижнедевицкого сельского поселения Нижнедевицкого муниципального района.
    4.Администрация городского поселения г. Поворино Поворинского муниципального района.
    5.Администрация Рамонского городского поселения Рамонского муниципального района.
    В ходе проверки установлено:
    Для проведения мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства, в том числе по переселению граждан из аварийного жилого фонда, принят Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон), определяющий порядок финансирования этих мероприятий за счет средств фонда. Согласно требованиям Закона господдержка на переселение оказывается только муниципальным образованиям, соответствующим определенным условиям:
    - доля коммерческих организаций жилищно-коммунального хозяйства на их территории должна быть не менее 25%;
    - не менее половины всех управляющих компаний должны иметь в своих уставных капиталах не более 25% муниципальных средств;
    - доля ТСЖ - не менее чем в 5% многоквартирных домов;
    - наличие региональной адресной программы по переселению из аварийного жилищного фонда и другие условия.
    Между тем, несмотря на положения Закона, в апреле 2008 года вместо адресной программы принята областная целевая программа Воронежской области "Переселение граждан, проживающих на территории Воронежской области, из аварийного жилищного фонда в 2008 - 2011 годах", в состав которой вошли дома, расположенные в г. Воронеже, а также Бутурлиновском, Грибановском и Новохоперском районах.
    Причем Новохоперский район до настоящего времени не соответствует указанным требованиям. Данный факт свидетельствует о недостаточных мерах, предпринимаемых как местными властями, так и управлением жилищно-коммунального хозяйства и энергетики области по реформированию ЖКХ на территории района. Так как своих средств у муниципалитета недостаточно, 12 семей, проживающих в аварийном жилье, при отсутствии господдержки лишены каких-либо перспектив на переселение.
    В том же 2008 году разрабатывается региональная адресная программа (РАП) "Переселение граждан, проживающих на территории Воронежской области, из аварийного жилищного фонда в 2008 - 2010 годах", а спустя год еще две адресные программы: "Переселение граждан, проживающих на территории Воронежской области, из аварийного жилищного фонда в 2009 - 2010 годах" и "Переселение граждан, проживающих на территории Воронежской области, из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья в 2009 году". Таким образом, в настоящее время в области действуют три региональные адресные программы. Каждая из них разработана в соответствии с методическими рекомендациями фонда с учетом конкретных объемов финансирования из средств фонда, областного и местных бюджетов, которые следует направить на переселение граждан из жилых помещений по конкретным адресам. Срок действия каждой программы зависит от запланированных мероприятий: покупки (1 год) или строительства жилья (два года и более).
    Фактически переселение граждан из аварийного жилья осуществляется в рамках адресных программ, которые согласно паспортам разработаны в рамках ОЦП. Однако в адресные программы включены аварийные дома в Россоши, Семилуках и Поворино, не предусмотренные областной целевой программой. Помимо этого, совокупный объем финансирования адресных программ в 2009 году (847627,1 тыс. рублей) значительно превышает утвержденную ОЦП сумму расходов на программные мероприятия (655065 тыс. рублей). При этом изменения в ОЦП не вносились. Согласно ст. 179 БК РФ и постановлению правительства Воронежской области N 993 "О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных областных целевых программ..." следует рассмотреть вопрос об отмене фактически недействующей программы, причем в адресных программах должны быть учтены все аварийные дома, предусмотренные ОЦП. Вместе с тем необходимо отметить неэффективное использование бюджетных средств в сумме 198,5 тыс. рублей, направленных управлением жилищно-коммунального хозяйства и энергетики ООО "Региональный проектно-консалтинговый центр" на ее разработку.
    Мероприятия по региональным адресным программам проводились в шести муниципальных образованиях: г. Воронеже, Поворино, Россоши, Бутурлиновка, Семилуки, пгт Грибановский.
    В соответствии с Законом средства фонда можно направлять как на покупку жилых помещений на первичном и вторичном рынках, так и на строительство нового жилья. В условиях экономического кризиса с целью стимулирования развития рынка жилья в декабре 2008 года Закон был дополнен главой, предусматривающей приобретение жилья в домах, строительство которых не завершено и готовность которых составляет не менее 70%.
    Строительство многоквартирных домов осуществляется в рамках каждой из адресных программ:
    - по программе "Переселение граждан, проживающих на территории Воронежской области, из аварийного жилищного фонда в 2008 - 2010 годах" в Россоши администрация городского поселения выступила заказчиком строительства 45-квартирного дома. Ввод дома в эксплуатацию и передача его в муниципальную собственность состоялись в конце декабря 2009 года;
    - по программе "Переселение граждан, проживающих на территории Воронежской области, из аварийного жилищного фонда в 2009 - 2010 годах" в Грибановке, Россоши и Семилуках в конце 2009 года заключены муниципальные контракты со сроком окончания строительства в 2010 году и произведена их оплата в пределах средств, выделенных на 2009 год;
    - по программе "Переселение граждан, проживающих на территории Воронежской области, из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья в 2009 году" в Воронеже и Поворино заключены госконтракты на приобретение жилья в домах готовностью свыше 70% с ЗАО "ВМУ-2", ЗАО "Воронеж-Дом", ООО "Комплекстехстрой", ООО "Воронежбытстрой" и ООО "Воронежская металлоперерабатывающая компания". Все жилье сдано в эксплуатацию, осуществляется его передача в муниципальную собственность с последующим предоставлением гражданам.
    Всего в рамках указанных программ 724 квартиры в новостройках будут переданы гражданам для переселения из аварийного жилья.
    Помимо строительства приобреталось готовое жилье. В Воронеже и Поворино было куплено 248 квартир на первичном рынке, в Грибановке и Бутурлиновке - 37 квартир на вторичном рынке жилья. У пятерых собственников аварийных помещений в Грибановке произведен выкуп жилых помещений.
    На сегодняшний день заключены контракты на приобретение и строительство 1009 квартир общей площадью 44227,1 кв. м, что на 4843 кв. м больше расселяемых площадей. При этом подрядчиками безвозмездно передано 238,3 кв. м, выкуплено жильцами - 53,1 кв. м, остальная площадь оплачена за счет средств области и г. Воронежа в соответствии с программами. Необходимость покупки дополнительной площади вызвана тем, что в современных условиях не строится малометражное жилье, равнозначное расселяемому.
    В ходе реализации программы "Переселение граждан, проживающих на территории Воронежской области, из аварийного жилищного фонда в 2008 - 2010 годах" в связи со смертью граждан и отсутствием правоустанавливающих документов на занимаемое жилье в г. Воронеже вместо 232 квартир следует предоставить 224. Однако в программу не внесены необходимые изменения, в результате чего при высокой потребности в расселении аварийных домов в областном центре полученные в 2009 году 39992,3 тыс. рублей (средства фонда - 31278,4 тыс. рублей, средства областного бюджета - 8713,9 тыс. рублей) не были освоены. Между тем в аналогичной ситуации оперативная корректировка муниципальных и областной программ администрациями Бутурлиновки и Грибановки позволила неиспользованные средства направить на переселение из аварийных домов дополнительно одной и трех семей соответственно.
    Следует отметить, что и ранее полученные средства на переселение граждан были использованы муниципалитетом г. Воронежа неэффективно.
    На территории города находится более 20 процентов всего ветхого и аварийного жилья области - 243 многоквартирных дома общей площадью 135,2 тыс. кв. м. В 2007 году по распоряжению областной администрации от 06.09.2007 N 676-р областному центру на расселение граждан выделено 88968 тыс. рублей федеральных средств. Софинансирование из городского бюджета составило 38221,8 тыс. рублей. В ходе реализации мероприятий по переселению управлением жилищного фонда и жилищной политики администрации городского округа г. Воронеж приобретено 79 квартир, 17 из которых в течение двух лет с момента покупки остаются невостребованными.
    Как показала проверка, на приобретение 17 квартир затрачено 27653,2 тыс. рублей бюджетных средств, на их содержание - 173,4 тыс. рублей. Кроме того, отдельные квартиры не передавались гражданам более года, что привело к значительным расходам муниципалитета на их содержание: на момент проверки сумма затрат по оплате коммунальных услуг составила 498,7 тыс. рублей. Общая сумма неэффективно использованных городом средств, полученных в 2007 году, составила 28325,3 тыс. рублей.
    Следует отметить, что в области реализуется еще одна программа, в состав которой вошли мероприятия по переселению граждан из ветхого и непригодного жилья, - ОЦП "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Воронежской области на 2006 - 2010 годы".
    Данной программой запланированы значительные объемы финансирования мероприятий по переселению граждан: в 2008 году - 800 млн. рублей (из них 248 млн. рублей - федеральных средств, 372 млн. рублей - областных и 180 млн. рублей - муниципальных), в 2009 году - 1300 млн. рублей (из них 325 млн. рублей - федеральных, 745 млн. рублей - областных и 230 млн. рублей - муниципальных). Однако фактически было выделено в 2008 году - 42,6 млн. рублей (35 млн. рублей - из областного бюджета, 7,6 млн. рублей - из местных бюджетов), а в 2009 году - 40,6 млн. рублей (36,4 млн. рублей - областных средств, 4,2 млн. рублей - муниципальных), что составляет лишь 5% и 3% соответственно к запланированным программой ассигнованиям. Средства федерального бюджета не выделялись.
    В 2008 году изъявили желание участвовать в программе пять муниципальных образований (Нижнедевицк, Семилуки, Лиски, Ольховатка и Стрелицкое поселение Семилукского района), в 2009 году - семь (с. Есиповка Терновского района, Борисоглебск, Рамонь, Лиски, Верхний Мамон, Нижнедевицк, Острогожск).
    На момент проведения проверки из выделенных муниципалитетам в 2008 году средств остались неиспользованными 6240,8 тыс. рублей по гп Стрелица. Подобная ситуация сложилась и в 2009 году в Есиповском сельском поселении Терновского района, в котором выделенные средства в сумме 2523 тыс. рублей освоены лишь на 20%. В Рамонском городском поселении остались неиспользованными 997,5 тыс. рублей. Общая сумма неосвоенных, а значит неэффективно использованных средств составила 9270,3 тыс. рублей, вместо 104 жилых помещений расселено 75. Учитывая высокую потребность в бюджетных средствах, органам исполнительной власти муниципалитетов перед подачей заявки на участие в программе, а также управлению жилищно-коммунальной политики и энергетики Воронежской области при распределении бюджетных средств следует прежде всего проанализировать возможность их эффективного использования.
    Основной причиной неосвоения средств является отсутствие рынка жилья в малочисленных населенных пунктах: новое жилье практически не строится, старое находится в непригодном состоянии. По этой же причине при переселении граждан возникают конфликтные ситуации. Как показала проверка, отдельные муниципалитеты пытаются переселить граждан в жилье, которое фактически также является ветхим и в котором, к тому же, отсутствуют необходимые удобства. Случаи отказа граждан от переезда в приобретенное жилье отмечены в Острогожске, Ольховатке, Семилуках и Нижнедевицке. На момент проведения проверки эти помещения остаются незанятыми, а в Нижнедевицке по инициативе граждан проводится независимая экспертиза о признании предоставленного жилья непригодным для проживания.
    Но особо следует отметить, что построенное жилье зачастую значительно дешевле, чем приобретенное на вторичном рынке. Проверка показала, что в г. Воронеже в 2009 году стоимость квадратного метра в домах ДСК, с которым заключались контракты по программам переселения, составила 30 - 31,2 тыс. рублей; по контракту с ООО "Комплексинвестр" - 26,5 тыс. рублей. Между тем приобретенное в Рамони жилье 1958-го и 1961 года постройки имеет более высокую цену: 27,2 тыс. рублей и 33,1 тыс. рублей за 1 кв. м соответственно.
    Очевидно, что значительно эффективнее направлять бюджетные средства на строительство жилья. Помимо проблемы переселения граждан из аварийного жилищного фонда при этом решаются и другие социальные задачи: развитие базы стройиндустрии, увеличение занятости населения.
    Выводы
    В результате проведения программных мероприятий в 2008 - 2009 годах будет расселено 42,3 тыс. кв. м непригодных для проживания помещений, что составляет всего 6,7% общей площади ветхого и аварийного жилищного фонда области. При этом муниципалитетами допущено неэффективное использование бюджетных средств на сумму 77786,4 тыс. рублей. Вследствие отсутствия рынка жилья в малочисленных населенных пунктах отмечены случаи, когда помещения, приобретенные муниципалитетами на вторичном рынке, остаются невостребованными по причине их ветхости и отсутствия необходимых удобств.
    Предложения
    По итогам проверки направить:
    - представления в адрес управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области, управления жилищного фонда и жилищной политики администрации г. Воронежа, администрации Новохоперского городского поселения;
    - информационные письма губернатору Воронежской области, заместителю председателя правительства Воронежской области Неженцу В.С., главе городского округа г. Воронеж Колиуху С.М.
    Первый заместитель председателя
    Контрольно-счетной палаты
    Воронежской области
    Е.С.ЛИТВИНЧУК
    Начальник отдела контроля и анализа
    неналоговых доходов, расходов на ЖКХ,
    ТЭК и капстроительство
    И.Ф.ДОРОШЕНКОВА