Воронежская область
Заключение от 12 декабря 2008 года

Заключение на проект Закона Воронежской области «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»

Принято
Контрольно-счетной палатой Воронежской обл.
12 декабря 2008 года
    1.Общие положения
    1.1.Заключение Контрольно-счетной палаты Воронежской области на проект областного Закона "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законами Воронежской области "О бюджетном процессе в Воронежской области", "О Контрольно-счетной палате Воронежской области" и иными актами законодательства Российской Федерации и Воронежской области.
    При подготовке заключения Контрольно-счетной палатой Воронежской области проанализировано финансово-экономическое обоснование, представленное Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Воронежской области (далее - Фонд) к проекту областного Закона "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" (далее - законопроект), проверено наличие и оценено состояние нормативной и методической базы, регулирующей порядок расчетов при формировании бюджета Фонда.
    1.2.Законопроект внесен губернатором Воронежской области на рассмотрение Воронежской областной Думы в срок, установленный Законом "О бюджетном процессе в Воронежской области".
    1.3.Проект бюджета Фонда сформирован на основании законодательных и нормативно-методических документов по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Воронежской области на 2009 год и на период до 2011 года, разработанным Главным управлением экономического развития области. Законопроект составлен, исходя из прогноза поступления налоговых доходов в Фонд в 2009 - 2011 годах, представленного письмом от 17.09.2008 N 10-24/14509 Управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области (далее - УФНС), и объема межбюджетных трансфертов в соответствии с письмами Федерального фонда ОМС и Главного финансового управления Воронежской области. В расчетах учитывались также статистические данные по исполнению бюджета Фонда за 2007 год и графики погашения муниципальными районами задолженности по страховым взносам на 2009 - 2011 годы.
    1.4.Контрольно-счетная палата отмечает, что проект бюджета Фонда сформирован, как и в 2007 году, в отсутствие утвержденной территориальной программы обязательного медицинского страхования, являющейся основной составной частью программы государственных гарантий оказания населению Воронежской области бесплатной медицинской помощи. Следует отметить, что на 2009 год не утверждена и Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Соответственно законодательно объемы и стоимость медицинской помощи, оказываемой за счет средств ОМС, в том числе по видам медицинской помощи, не определены.
    Предлагаемый к утверждению бюджет Фонда на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов сбалансирован по доходам и расходам и предусмотрен в объемах:
    в 2009 году - 6064802,9 тыс. рублей;
    в 2010 году - 5040207,0 тыс. рублей;
    в 2011 году - 5611748,1 тыс. рублей.
    Значительное снижение доходов и расходов Фонда в плановом периоде 2010 и 2011 годов по сравнению с 2009 годом (на 17%) связано с тем, что объемы дотаций на выполнение территориальной программы ОМС и объемы финансирования отдельных видов медицинской и социальной помощи, осуществляемой за счет средств федерального бюджета (дополнительная диспансеризация работающих граждан, детей-сирот), передаваемые из Федерального фонда ОМС, по субъектам РФ не распределены. Поэтому назвать прогноз бюджета Фонда на 2010 - 2011 годы реалистичным не представляется возможным.
    При этом необходимо отметить, что в связи с неполным учетом прогнозируемых поступлений задолженности по страховым взносам (не учтена задолженность Кантемировского муниципального района) доходы на 2009 и 2010 годы занижены на 300,0 тыс. рублей и 315,6 тыс. рублей соответственно. Ввиду технической ошибки при расчете прочих неналоговых доходов в 2011 году доходы, напротив, завышены на 1000,0 тыс. рублей.
    1.5.Расходы на формирование нормированного страхового запаса Фонда (далее - НСЗ) в соответствии со статьей 5 законопроекта планируются на 2009 год в сумме 480424,2 тыс. рублей, на плановый период 2010 и 2011 годов соответственно 398096,6 тыс. рублей и 443371,8 тыс. рублей. Средства НСЗ направляются в первую очередь на возмещение недостатка ассигнований на финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования жителей Воронежской области.
    2.Доходы бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области
    2.1.Представленный к утверждению объем доходов Фонда на 2009 год в сумме 6064802,9 тыс. рублей ниже уровня доходов, утвержденных на 2008 год, на 0,5%. Однако следует учитывать тот факт, что с 2009 года из реестра расходных обязательств Фонда исключены расходы (и соответственно доходы) на финансирование денежных выплат медицинским работникам первичного медико-санитарного звена и расходы на финансовое обеспечение социальной помощи по дополнительной бесплатной медицинской помощи в части обеспечения необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. Это связано с тем, что полномочия их предоставления переданы субъектам Российской Федерации через систему Федерального казначейства. В сопоставимых же показателях прирост доходов Фонда в 2009 году составит 25% относительно уровня 2008 года.
    В 2010 году объем доходов Фонда прогнозируется в сумме 5040207 тыс. рублей (83,1% к 2009 году), в 2011 году - 5611748,1 тыс. рублей (111,3% к 2010 году).
    2.2.Снижение прогнозируемых доходов в плановом периоде по сравнению с 2008 годом связано с тем, что на момент формирования проекта бюджета Фонда бюджет Федерального фонда ОМС не утвержден, соответственно дотации на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС доведены Фонду только на 2009 год, что не позволяет эффективно проанализировать доходы Фонда в плановом периоде.
    Кроме того, согласно письму Федерального фонда ОМС от 27.08.2008 в проекте закона о бюджете Федерального фонда ОМС на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов межбюджетные трансферты на проведение диспансеризации работающих граждан и детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, пребывающих в стационарных учреждениях, не распределены. В связи с этим доходы Фонда по данным статьям в законопроекте вообще не прогнозируются, поскольку финансирование осуществляется по заявкам Фонда.
    2.3.Приложением 1 к законопроекту определен перечень главных администраторов доходов Фонда: Федеральная налоговая служба - по налоговым доходам и территориальные фонды ОМС - по страховым взносам на ОМС неработающего населения, межбюджетным трансфертам и прочим доходам.
    2.4.Структура доходов Фонда в 2009 году и в плановом периоде 2010 и 2011 годов представлена следующим образом: (рисунок не приводится).
    2.5.Из финансово-экономического обоснования к законопроекту следует, что доходы бюджета Фонда в части поступления единого социального налога (далее - ЕСН) и других налоговых поступлений сформированы на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов с учетом норм действующего законодательства. Объемы всех налоговых поступлений определены письмом УФНС от 17.09.2008.
    2.5.1.Доходы от поступления ЕСН на 2009 год предусмотрены в бюджете Фонда в сумме 1654900,0 тыс. рублей, что на 16,2% превышает плановые и на 11,5% ожидаемые поступления 2008 года. На плановый период 2010 и 2011 годов прогнозируемая сумма поступления ЕСН составляет соответственно 1933400,0 тыс. рублей и 2277900,0 тыс. рублей, или на 16,8 и 17,8% выше, чем в 2009 и 2010 годах соответственно. Относительно высокие темпы роста поступлений ЕСН обусловлены значительными прогнозируемыми на 2009 - 2011 годы темпами роста фонда заработной платы (18 - 20%).
    2.5.2.Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности прогнозируется на 2009 год в сумме 48551,0 тыс. рублей, что на 7,2% выше плановых и на 9% - ожидаемых поступлений 2008 года. Поступления в плановом периоде запланированы на 2010 год в объеме 51998,0 тыс. рублей (107,1% к 2009 году) и на 2011 год - 55742,0 тыс. рублей (107,2% к 2010 году). Снижение темпов роста данного налога в плановом периоде по сравнению с 2009 годом связано с тенденцией перехода налогоплательщиков на налогообложение с применением упрощенной системы.
    2.5.3.Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, запланирован в 2009 году в сумме 93653,0 рублей, что на 69,6% выше плана и на 28,6% выше ожидаемых поступлений текущего года. Доходы на 2010 и 2011 годы прогнозируются в суммах 116960,0 тыс. рублей и 140350,0 тыс. рублей, превышая каждый предшествующий год на 24,9 и 20,0% соответственно. Прогноз данного налога на 2009 год соответствует статистике: за 9 месяцев 2008 года в бюджет Фонда поступления возросли на 38,2% к соответствующему периоду 2007 года.
    2.5.4.Сельскохозяйственный налог планируется собрать в сумме 2890,0 тыс. рублей, что составляет 217,6% утвержденного плана 2008 года, однако ниже ожидаемых поступлений текущего года на 23,9%, поскольку за 9 месяцев 2008 года в Фонд уже поступило 2849,0 тыс. рублей. На 2010 год поступления налога предусмотрены в сумме 2904,0 тыс. рублей (100,5% к 2009 году), на 2011 год - в сумме 3050,0 тыс. рублей (105,0%). При сохранении существующих темпов роста (251,0% к 9 месяцам 2007 года) прогноз сельскохозяйственного налога, как и в предыдущие годы, занижен.
    2.6.Взыскание задолженности по налогам и сборам, в т.ч. отмененным, также доведено УФНС и прогнозируется на 2009 год в размере 3000,0 тыс. рублей, что в 7,2 раза выше плана 2008 года, который прогнозировался расчетным путем, исходя из фактических поступлений за предыдущие годы. Вместе с тем уже за 9 месяцев 2008 года эти доходы составили 2701 тыс. рублей, то есть ожидаемые поступления 2008 года (3601 тыс. рублей) превысят прогноз 2009 года. На 2010 и 2011 годы предусматривается взыскать задолженность по 2000,0 тыс. рублей ежегодно.
    2.7.Задолженность по страховым взносам на ОМС неработающего населения определена решениями Арбитражного суда, и ее погашение планируется согласно графикам: на 2009 год в сумме 2930,0 тыс. рублей, на плановый период 2010 и 2011 годов соответственно 2930 тыс. рублей и 2201,2 тыс. рублей.
    Необходимо, однако, отметить занижение доходов, прогнозируемых на 2009 и 2010 годы по данной статье, поскольку при расчете не были учтены суммы задолженности, планируемые к погашению Кантемировским муниципальным районом. Согласно информации главы района от 16.10.2008 N 1754, направленной в адрес Контрольно-счетной палаты, за счет средств районного бюджета предусматривается окончательное погашение задолженности по страховым взносам, в том числе 300 тыс. рублей - в 2009 году, 315,6 тыс. рублей - в 2010 году.
    Таким образом, прогноз поступлений в Фонд по данной статье должен составлять в 2009 году 3230 тыс. рублей, в 2010 году - 3245,6 тыс. рублей.
    2.8.Прочие неналоговые доходы - это межтерриториальные расчеты за медицинскую помощь, оказанную в Воронежской области жителям других территорий. Доходы рассчитаны, исходя из фактического поступления за 2007 год (46769,4 тыс. рублей) с учетом индексов потребительских цен на 2008 - 2011 годы, доведенных письмом ГУЭР от 29.08.2008, - 116,5%, 109,5%, 107,5%, 107,2% <1>. Поступления на 2009 год спрогнозированы в сумме 59500,0 тыс. рублей, что на 19,0% превысит утвержденный план 2008 года. На 2010 год предусмотрено поступление в сумме 64000 тыс. рублей, на 2011 год доходы завышены на 1000,0 тыс. рублей ввиду технической ошибки (планируется 69600 тыс. рублей вместо 68600 тыс. рублей (64000 x 107,2% = 68608 тыс. рублей). Необходима корректировка.

    --------------------------------
    <1> Индексы потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года), доведенные ГУЭР ГФУ, существенно ниже: 111,8%, 108,5%, 107,0%, 106,8%.


    2.9.Общий объем межбюджетных трансфертов, получаемых Фондом из областного бюджета и из бюджета Федерального фонда ОМС согласно приложению 3 к законопроекту, в 2009 году запланирован в сумме 4199378,9 тыс. рублей, в плановом периоде 2009 и 2010 годов соответственно 2866015 тыс. рублей и 3060904,9 тыс. рублей. Снижение объемов межбюджетных трансфертов, как указывалось выше, связано с тем, что отдельные их виды в проекте бюджета Федерального фонда ОМС по субъектам РФ не распределены.
    2.9.1.Межбюджетные трансферты, получаемые Фондом из областного бюджета в качестве взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, определены письмом Главного финансового управления Воронежской области от 08.10.2008 N 04-07/1/186 и составляют на 2009 год 2633551 тыс. рублей, что выше бюджетных назначений 2008 года на 9,7% и на 10,6% превышают сумму, предусмотренную на 2009 год в областном законе о бюджете на 2008 и 2009 - 2010 годы. Обращает на себя внимание тот факт, что темпы роста страховых взносов из областного бюджета на 2008 год по отношению к 2007 году значительно выше и составляют 120%. Однако на плановый период 2010 и 2011 годов страховые взносы предусмотрены соответственно в сумме 2817899,0 тыс. рублей и 3009517,0 тыс. рублей с ежегодным приростом не более 7,0%.
    В то же время сумма средств на ОМС неработающего населения на 2009 год, рассчитанная Фондом по федеральным нормативам в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.05.2007 N 286 "О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год" с учетом индексов роста цен и повышением заработной платы медицинским работникам на 30%, составляет 3281166,4 тыс. рублей. Таким образом, прогнозируемая в законопроекте на 2009 год сумма страховых взносов на ОМС неработающего населения составляет только 80,3% от суммы, рассчитанной по федеральным нормативам и необходимой для финансирования обязательного медицинского страхования неработающего населения области в полном объеме, что не позволит выполнить нормативные объемы медицинской помощи бесплатно.
    Соответственно подушевой норматив на одного застрахованного неработающего жителя области за счет средств областного бюджета предлагается к утверждению в бюджете Фонда в размере 1776,9 рубля в год при расчетном значении 2213,9 рубля с дефицитом 19,7%.
    Нельзя не отметить, что дефицит страховых взносов увеличился по сравнению с текущим годом - на 2008 год он составляет 12,8%.
    Между тем динамика соотношения численности застрахованного работающего и неработающего населения Воронежской области практически не меняется.
    Предлагаемая к утверждению в бюджете Фонда стоимость территориальной программы ОМС в соответствии с прогнозируемыми налоговыми доходами Фонда, объемом страховых взносов на ОМС неработающего населения и межбюджетных трансфертов из Федерального фонда ОМС составляет 91,1% от прогнозируемой расчетной стоимости - 6652918,3 тыс. рублей. И несмотря на то, что дефицит территориальной программы ОМС на 2009 год (в сумме 588115,4 тыс. рублей, или 8,9%) прогнозируется ниже дефицита, заложенного в законе текущего года (9,4%), уровень финансирования бесплатной медицинской помощи жителям Воронежской области в системе ОМС еще далек от федерального норматива, т.е. самых минимальных требований к финансированию бесплатных медицинских услуг. А именно подушевой норматив финансирования предлагается к утверждению на 2009 год в размере 2670,1 рубля, что на 8,9% ниже рассчитанной по федеральным нормативам величины - 2929,0 рубля в год на одного застрахованного.
    В результате в связи с несбалансированностью расчетной стоимости территориальной программы ОМС, размером страховых взносов на ОМС неработающего населения, требования ст. 17 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", в соответствии с которой страховые взносы на ОМС неработающего населения устанавливаются как ставки платежей в размерах, обеспечивающих выполнение территориальных программ медицинского страхования, не соблюдены.
    2.9.2.Межбюджетные трансферты, получаемые Территориальным фондом ОМС из Федерального фонда ОМС, предусматриваются согласно письму ФФОМС от 27.08.2008 на 2009 год в сумме 1565827,9 тыс. рублей, на плановый период 2010 и 2011 годов соответственно 48116,0 тыс. рублей и 51387,9 тыс. рублей, в том числе:
    - 1520648,6 тыс. рублей - дотации на выполнение территориальных программ в рамках базовой программы ОМС на 2009 год, что на 28,8% выше утвержденных назначений 2008 года. Распределение указанных дотаций проектом бюджета Федерального фонда ОМС в разрезе субъектов РФ на 2010 - 2011 годы не предусмотрено, поскольку базовая федеральная программа государственных гарантий утверждается на каждый год;
    - 45179,3 тыс. рублей - субсидии бюджетам территориальных фондов ОМС на ОМС детей на 2009 год (106,4% к 2008 году). На плановый период 2010 и 2011 годов на эти цели выделяется соответственно 48116,0 тыс. рублей и 51387,9 тыс. рублей.
    Размер других субвенций и субсидий, как отмечалось, не определен в связи с тем, что эти трансферты не распределены по субъектам РФ.
    3.Расходы Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области
    3.1.Объем расходов Фонда, предусмотренный законопроектом на 2009 год в сумме 6064802,9 тыс. рублей, составляет 98,4% расходов, утвержденных на 2008 год, и соответствует прогнозируемому объему доходов. Тем самым, как отмечалось выше, принцип сбалансированности и совокупного покрытия бюджета, установленный статьями 33 и 35 Бюджетного кодекса Российской Федерации, соблюден. Расходы на плановый период 2010 и 2011 годов предусмотрены в суммах 5040207,0 тыс. рублей и 5611748,1 тыс. рублей соответственно. Уменьшение суммы расходных обязательств в 2010 и 2011 годах, как уже отмечалось, связано с отсутствием доведенного объема межбюджетных трансфертов из Федерального фонда ОМС.
    3.2.Все расходы бюджета Фонда направлены на финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования.
    Планируемые расходы на выполнение территориальной программы ОМС (финансирование страховых медицинских организаций, их расходов на ведение дела, формирование нормированного страхового запаса, оказание медицинской помощи гражданам иных субъектов Российской Федерации, расходы на выполнение управленческих функций) соответствуют экономическому обоснованию стоимости территориальной программы ОМС.
    Однако расходы требуют корректировки с учетом замечаний Контрольно-счетной палаты по планированию доходов - поступлений по погашению муниципалитетами задолженности по страховым взносам и прочим неналоговым доходам.
    Приложением 2 к законопроекту установлено распределение бюджетных ассигнований Фонда на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
    В соответствии с этим приложением расходы Фонда направляются:
    - на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы ОМС на 2009 в сумме 5855230,8 тыс. рублей, на плановый период 2010 и 2011 годов соответственно 4840884,8 тыс. рублей и 5392007,8 тыс. рублей. В данную статью расходов в том числе входит оплата за медицинские услуги, оказанные гражданам Воронежской области, пролеченным на территориях других субъектов РФ;
    - на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей) на 2009 в сумме 45179,3 тыс. рублей, на плановый период 2010 и 2011 годов соответственно 48116,0 тыс. рублей и 51387,9 тыс. рублей.
    Плановые назначения не предусмотрены по следующим расходам:
    - на завершение расчетов по финансовому обеспечению государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи (расходы на выплаты медицинским работникам первичного медико-санитарного звена);
    - на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
    - на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан.
    На руководство в сфере управленческих функций в 2009 году предусматриваются ассигнования в сумме 164392,8 тыс. рублей (116% к 2008 году), в 2010 - 2011 годах - 151206,2 тыс. рублей (92% к 2009 году) и 168352,04 тыс. рублей (111,3% к 2010 году) соответственно. Административные расходы Фонда включают расходы на оплату труда, текущее содержание Фонда, служебные командировки сотрудников и другие виды расходов. Доля расходов на содержание аппарата управления в общей сумме доходов составляет 2,7, 3 и 3% соответственно по планируемым годам и не превышает предельной величины (3%). С учетом замечаний по расчету доходов управленческие расходы также следует скорректировать.
    3.3.Величина нормированного страхового запаса определена статьей 5 законопроекта в размере 480424,2 тыс. рублей в 2009 году, или на 28,5% больше, чем утверждено на 2008 год. На плановый период НСЗ планируется в суммах 398096,6 тыс. рублей в 2010 году и 443371,8 тыс. рублей в 2011 году. Порядок формирования и расходования НСЗ определяется правлением Фонда и соответствует установленному нормативу - не более месячного расхода средств на финансирование территориальной программы ОМС.
    3.4.Финансирование страховых медицинских организаций на ведение дела запланировано на 2008 год в размере 3% средств, предусмотренных на финансирование медицинских услуг.
    Согласно п. 30 Приказа Федерального фонда ОМС от 31.08.2007 N 181 норматив на ведение дела по ОМС принимается решением правления ТФОМС. С учетом возрастающих требований к СМО по осуществлению медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы страховых случаев, экспертизы качества медицинской помощи, требующих соответствующих затрат для их проведения, а также исходя из фактически сложившихся расходов на ведение дела за предыдущие периоды, в расчете по формированию территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2009 год Фондом использовался норматив, определенный правлением Фонда на ведение дела СМО, в размере 3%. Исходя из сложившейся практики такой норматив является оптимальным для качественного выполнения функций страховыми компаниями.
    Для справки: за первое полугодие 2008 года норматив расходов на ведение дела по СМО фактически сложился в размере 3,2% ("Альмеда", "Солидарность для жизни", "Газпроммед-страх"). Норматив расходов на ведение дела в компании "Инко-Мед", выигравшей конкурс на медицинское страхование всего неработающего населения области, в соответствии с условиями конкурса сложился в размере 1,2%.
    4.Выводы и предложения
    4.1.Проект бюджета Фонда подготовлен с учетом требований действующего законодательства. В законопроекте соблюдены принципы сбалансированности бюджета и совокупного покрытия расходов, что соответствует статьям 33 и 35 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
    В то же время при прогнозировании поступлений по погашению задолженности по страховым взносам на ОМС неработающего населения не были учтены поступления Кантемировского муниципального района в счет погашения задолженности по мировому соглашению в объемах 300,0 тыс. рублей в 2009 году и 315,6 тыс. рублей в 2010 году.
    Кроме того, при расчете поступлений неналоговых доходов в 2011 году допущена арифметическая ошибка, что привело к увеличению доходов на 1000,0 тыс. рублей. Необходима корректировка.
    Как следствие необходимо скорректировать и расходы Фонда как в общей сумме, так и по видам расходов.
    4.2.Пояснительная записка и представленные расчеты к законопроекту содержат экономическое обоснование всех его доходных и расходных статей, что соответствует Правилам составления, рассмотрения и исполнения бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденным Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 09.09.2003 N 1750/21-1/и.
    4.3.Расчет стоимости территориальной программы ОМС произведен с учетом нормативов объема медицинской помощи по видам и проиндексированных нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2007 N 286 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год".
    4.4.Дефицит представленной к утверждению в бюджете Фонда на 2009 год территориальной программы ОМС к программе, рассчитанной по федеральным нормативам, составляет 8,9% (588115,4 тыс. рублей).
    Соответственно подушевой норматив финансирования бесплатной медицинской помощи жителям Воронежской области в системе ОМС (2670,1 рубля) еще далек от федерального норматива (2929 рублей), т.е. самых минимальных требований к финансированию бесплатных медицинских услуг.
    Основной причиной является недостаточность предусматриваемой в бюджете Фонда суммы передаваемых из областного бюджета страховых взносов на ОМС неработающего населения. Дефицит страховых взносов составит в 2009 году 19,7%.
    4.5.Несбалансированность расчетной стоимости территориальной программы на 2009 год страховыми взносами на ОМС неработающего населения повлечет за собой несбалансированность объемов медицинской помощи с объемами финансового обеспечения, что не соответствует требованиям Закона Российской Федерации от 28 июня 1991 года N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" в части предоставления в полном объеме населению бесплатной медицинской и лекарственной помощи.
    4.6.В распределении бюджетных ассигнований Фонда предусмотрены целевые статьи без указания сумм расходов: на реализацию мероприятий в рамках базовой программы ОМС, на дополнительную диспансеризацию работающих граждан, на диспансеризацию пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на завершение в первом квартале 2009 года расчетов 2008 года по дополнительным выплатам медицинским работникам первичного медико-санитарного звена в связи с нераспределением по субъектам РФ этих межбюджетных трансфертов в проекте бюджета Федерального фонда ОМС. Порядок указанных расходов отражен в статье 5 законопроекта.
    На основании вышеизложенного Контрольно-счетная палата отмечает, что в целом проект бюджета Фонда отвечает основным задачам бюджетной и социальной политики в области здравоохранения, состав показателей доходной и расходной части бюджета ТФОМС в законопроекте соответствует источникам формирования и направлениям расходования средств Фонда, установленным законодательными актами и нормативно-методическими документами по обязательному медицинскому страхованию. При условии внесения изменений, предлагаемых Контрольно-счетной палатой, законопроект может быть принят.
    Первый заместитель председателя
    Контрольно-счетной палаты
    Воронежской области
    Е.С.ЛИТВИНЧУК
    Начальник отдела контроля расходов
    на социально-культурную сферу, науку и СМИ
    Л.Н.ШИЛЬНИКОВА