Воронежская область
Отчет от 11 марта 2012 года

Отчет по результатам проверки эффективности и целевого использования бюджетных средств, выделенных в 2009 — 2010 годах и текущем периоде 2011 года на проектирование и строительство объектов инфраструктуры, создаваемых в рамках реализации особо значимых инвестиционных проектов

Принят
Контрольно-счетной палатой Воронежской обл.
11 марта 2012 года
    Основание для проведения проверки: Закон "О Контрольно-счетной палате Воронежской области", п. 97 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2011 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 16.11.2011 N 96.
    Цель проверки: оценка эффективности и контроль целевого использования бюджетных средств.
    Перечень проверенных объектов и оформленных актов
    1.Казенное предприятие Воронежской области "Единая дирекция капитального строительства и газификации", акт N 97/1-2011 от 19.12.2011.
    2.Департамент экономического развития Воронежской области, акт N 97/2-2011 от 21.12.2011.
    3.Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области, акт N 97/3-2011 от 09.12.2011.
    4.Управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области, акт N 97/4-2011 от 15.12.2011.
    Срок проведения контрольного мероприятия: с 21.11.2011 по 11.01.2012.
    Вопросы контрольного мероприятия
    1.Проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств, выделенных в 2009 - 2010 годах и текущем периоде 2011 года на проектирование и строительство объектов инфраструктуры, создаваемых в рамках реализации особо значимых инвестиционных проектов на территории Воронежской области: производственно-логистического комплекса "Армакс Групп" и завода по производству трансформаторов ООО "Сименс-Трансформаторы".
    2.Соблюдение федерального и областного законодательства участниками инвестиционной деятельности.
    3.Исполнение постановлений и распоряжений правительства Воронежской области при осуществлении инвестиционной деятельности.
    4.Проверка соблюдения требований действующего законодательства в части закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд при заключении государственных контрактов.
    5.Анализ исполнения договорных обязательств участниками инвестиционного процесса.
    6.Проверка ведения бухгалтерского учета объектов строительства.
    Результаты контрольного мероприятия
    В соответствии с Законом Воронежской области от 07.07.2006 N 67-ОЗ "О государственной (областной) поддержке инвестиционной деятельности на территории Воронежской области" в целях повышения инвестиционной активности в регионе и создания условий, способствующих социально-экономическому развитию области, за счет средств областного бюджета оказывается государственная поддержка особо значимых инвестиционных проектов, в том числе создание социальной и инженерной инфраструктуры.
    Исполнительным органом государственной власти Воронежской области, ответственным за организацию системы ведения мониторинга и осуществления контроля подготовки и реализации инвестиционных проектов является департамент экономического развития Воронежской области (далее - Департамент).
    Создание инженерной инфраструктуры за счет бюджетных инвестиций осуществляется на территории индустриального парка "Масловский", где реализуются два инвестиционных проекта: "Строительство производственно-логистического комплекса "Армакс Групп" и "Строительство и эксплуатация завода по производству силовых трансформаторов Siemens AG".
    Региональный инвестиционный проект "Строительство производственно-логистического комплекса "Армакс Групп" (далее - Проект) реализуется на принципах государственно-частного партнерства и предусматривает производство сэндвич-панелей, минеральной ваты и систем жизнеобеспечения. Создание инженерной инфраструктуры в рамках реализации Проекта осуществлялось с привлечением бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации. Паспорт инвестиционного проекта утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации, согласно которому срок реализации 2009 - 2011 годы.
    Утвержденная сметная стоимость Проекта - 5093,1 млн. рублей, в том числе по источникам финансирования:
    - средства Инвестиционного фонда - 427,6 млн. рублей;
    - средства областного бюджета - 120,6,0 млн. рублей;
    - средства инвестора - 4544,8 млн. рублей (из них заемные средства - 3120,0 млн. рублей).
    Между Минрегионом России и правительством Воронежской области в декабре 2009 года заключено соглашение, согласно которому бюджету Воронежской области предусмотрена субсидия из федерального бюджета в 2009 году в объеме 177,95 млн. рублей, в 2010 году - 249,67 млн. рублей при условии обеспечения софинансирования за счет областного бюджета в объеме 50,2 млн. рублей и 70,4 млн. рублей, соответственно.
    Взаимодействие участников Проекта в проверяемом периоде осуществлялось в соответствии с инвестиционным соглашением, заключенным между Минрегионом РФ, правительством Воронежской области и ООО "Армакс Групп".
    В результате реализации Проекта планируется создание новых 550 рабочих мест, обеспечение жителей стабильным высоким доходом.
    Бюджетная эффективность инвестиций и господдержки (разница между бюджетными расходами на оказание господдержки и доходами после ввода объектов в эксплуатацию) запланирована в объеме 17171,6 тыс. рублей (в течение 5 лет).
    Государственная поддержка инвестиционного проекта:
    В соответствии с решениями экспертного совета по вопросам реализации стратегии социально-экономического развития области договором между Департаментом и ООО "Армакс Групп" государственная поддержка Проекта предусмотрена в форме:
    - освобождения от уплаты налога на имущество на срок 5 лет;
    - субсидии из областного бюджета в сумме 313,8 млн. рублей на компенсацию части процентной ставки по кредиту, привлеченному на реализацию Проекта, в течение 5 лет;
    - субсидии на возмещение части расходов по оплате за технологическое присоединение к электрическим сетям - 223,4 млн. рублей;
    - субсидии на устройство подъездных дорог до границы территории размещения производственного комплекса - 12,0 млн. рублей;
    - строительства газовых сетей - 7,5 млн. рублей;
    - средств областного бюджета в объеме, необходимом для привлечения бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ (объем средств не указан).
    В рамках реализации Проекта за счет средств ООО "Армакс Групп" кроме строительства производственного комплекса в 2014 году предусмотрено строительство детского сада в с. Масловка г. Воронежа на 50 мест.
    Следует отметить, что в 2011 году при подготовке Департаментом материалов для рассмотрения экспертным советом вопроса о корректировке инвестиционного проекта в части объемов господдержки не учтены фактические расходы областного бюджета:
    - субсидия на строительство подъездной дороги, которая составила 10,8 млн. рублей, вместо 12 млн. рублей, предусмотренных договором;
    - расходы на строительство газопровода, которые составили 6 млн. рублей, тогда как договором предусмотрено 7,5 млн. рублей.
    Кроме того, за счет средств областного бюджета запланировано строительство трансформаторной подстанции в индустриальном парке "Масловский" с электрическими сетями. В связи с этим, субсидия на возмещение части расходов по оплате за технологическое присоединение к электрическим сетям не планируется (по договору - 223,4 млн. рублей).
    Господдержка скорректирована только в части налоговых льгот.
    Таким образом, при заключении Департаментом дополнительного соглашения N 1 от 03.11.2011 к договору с ООО "Армакс Групп" об осуществлении инвестиционной деятельности корректировка объемов господдержки с учетом фактических расходов в части предоставления субсидий и расходов на строительство инфраструктуры не произведена.
    Проверка показала, что на основании документов, необходимых для получения господдержки, ООО "Армакс Групп" предоставлены субсидии из областного бюджета в общей сумме 54,3 млн. рублей, в том числе:
    - 43,5 млн. рублей (в 2010 году - 9,9 млн. рублей, в 2011 году - 33,6 млн. рублей) - на оплату части процентов за пользование кредитами;
    - 10,8 млн. рублей - на возмещение расходов по устройству примыкания к автомобильной дороге "Воронеж - Нововоронеж".
    Реализация инвестиционного проекта, исполнение договорных обязательств:
    В 2009 - 2010 годах государственным заказчиком строительства объектов инфраструктуры в рамках реализации инвестиционных проектов определен департамент экономического развития.
    Часть функций заказчика в соответствии с заключенными договорами Департаментом переданы КП "Единая дирекция капитального строительства и газификации" (заказчик-застройщик), в том числе подготовка конкурсной документации, осуществление строительного контроля и др.
    Средства Инвестиционного фонда в запланированном объеме (427,6 млн. рублей) поступили в бюджет Воронежской области с декабря 2009 года по сентябрь 2010 года. Областным бюджетом ассигнования запланированы на 2009 год в объеме 50,2 тыс. рублей, на 2010 год - 97,5 млн. рублей.
    Проверка показала, что в проверяемом периоде бюджетные расходы на строительство инженерной инфраструктуры составили 80% финансовых параметров паспорта Проекта.
    Расходы областного бюджета составили 99,5 млн. рублей. За счет средств Инвестиционного фонда расходы произведены в сумме 342,6 млн. рублей. На конец первого полугодия 2011 года остаток неиспользованных средств федерального бюджета составил 85 млн. рублей. Это явилось результатом экономии по итогам проведения торгов, а также при строительстве инженерной инфраструктуры.
    Между Минрегионом РФ, правительством области и ООО "Армакс Групп" заключено дополнительное соглашение к Инвестиционному соглашению: в 2011 году дополнительно предусмотрено строительство трансформаторной подстанции в индустриальном парке "Масловский" с электрическими сетями стоимостью 449,4 млн. рублей, из них 364,4 млн. рублей - за счет регионального бюджета, 85 млн. рублей - за счет федерального бюджета.
    В период 2009 - 2011 годов за счет бюджетных ассигнований в рамках Проекта построены объекты инженерной инфраструктуры общей стоимостью 442,1 млн. рублей, в том числе: газопровод высокого давления - 7,7 млн. рублей, локальные очистные сооружения - 128,9 млн. рублей, подъездной ж/д путь - 305,5 млн. рублей.
    По состоянию на 21.12.2011 указанные объекты числятся на балансе Департамента. На все объекты оформлены разрешения на ввод в эксплуатацию и правоустанавливающие документы, однако департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области (ДИЗО) объекты не переданы.
    Необходимо отметить, что государственным заказчиком проектно-сметной документации при строительстве локальных очистных сооружений с подъездными путями в 2009 году являлось управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области. В ходе проверки установлено, что до настоящего времени на балансе управления числятся расходы на оплату проекта в сумме 7,5 млн. рублей, которые не включены в стоимость построенного объекта, сформированную департаментом экономического развития и отраженную в оформленном разрешении на ввод объекта в эксплуатацию. Между тем, согласно Положению по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, с целью правильного определения и отражения инвентарной стоимости вводимых в действие объектов необходимо своевременное, полное и достоверное отражение всех произведенных расходов при их строительстве.
    Проверка исполнения договорных обязательств показала, что строительство объектов инженерной инфраструктуры велось подрядчиками с нарушениями условий контрактов в части сроков завершения работ. Так, при реализации контракта на строительство газопровода высокого давления от 08.12.2009 N 42 подрядчиком - ОАО "Новоусманская ПМК "Водстрой" работы завершены 30.03.2010 вместо 25.02.2010. На основании претензии, направленной заказчиком-застройщиком, подрядчиком в областной бюджет оплачена неустойка в сумме 74,5 тыс. рублей.
    По контракту N 63 от 18.08.2010 подрядчиком ООО "Транс Погран Услуги" строительство подъездного железнодорожного пути завершено 03.06.2011 вместо 20.12.2010. На основании решения Арбитражного суда по иску Департамента подрядчиком перечислена в областной бюджет неустойка в сумме 82,8 тыс. рублей.
    В ходе проверки установлено, что финансируемые за счет средств инвестора работы по строительству производственных объектов, которые должны завершиться в 2010 году, в установленные сроки не выполнены. На 01.01.2011 сумма средств, привлеченных ООО "Армакс Групп" составила 1085,1 млн. рублей или 30,6% предусмотренного паспортом объема, на 01.10.2011 - 1609,9 млн. рублей или 36,4% плана. Причиной отставания от графика ввода объектов в эксплуатацию является задержка в получении согласований и разрешения на строительство, которое получено в декабре 2009 года.
    Выездная проверка показала, что работы на участке строительства ведутся, между тем, производственно-логистический комплекс "Армакс Групп" в 2011 году не построен.
    Правительством области направлено письмо в Минрегион РФ о внесении изменений в паспорт Проекта в связи с корректировкой параметров бизнес-плана: срок реализации - 2009 - 2013 годы, сметная стоимость - 5172,7 млн. рублей (уточнены расходы инвестора). В настоящее время распоряжение Правительства РФ о внесении изменений в паспорт Проекта отсутствует.
    Вследствие несвоевременного исполнения ООО "Армакс Групп" своих обязательств, в течение длительного времени (от 6 месяцев и более 1,5 лет) не эксплуатируются объекты инженерной инфраструктуры, построенные за счет бюджетных ассигнований (подъездной путь, локальные очистные сооружения и газопровод высокого давления). Неисполнение инвестором сроков строительства в ходе реализации инвестиционного проекта привело к неэффективным расходам бюджетных средств.
    Инвестиционный проект "Строительство и эксплуатация завода по производству силовых трансформаторов Siemens AG" на территории индустриального парка "Масловский" ООО "Сименс Трансформаторы" (далее - Проект) согласно бизнес-плану предусматривает инвестиции в объеме 1546 млн. рублей (в ценах на 01.10.2009).
    Ввод в действие завода позволит трудоустроить более 300 человек, проживающих на территории области, обеспечив им стабильный уровень дохода. Бюджетный эффект от реализации проекта к 2016 году планируется в объеме 967, 4 млн. рублей.
    Меры государственной поддержки
    Решениями экспертного совета по вопросам реализации стратегии социально-экономического развития области государственная поддержка Проекта оказывается в следующих формах:
    - освобождения от уплаты налога на имущество сроком на 5 лет;
    - установления ставки налога на прибыль организаций в части, зачисляемой в областной бюджет, в размере 13,5%, сроком на 5 лет;
    - установления платы за аренду земельного участка под строительство завода, с применением понижающего коэффициента 0,05, что составит 0,1% от кадастровой стоимости земельного участка за год;
    - проектирования и строительства съездов до границы земельного участка (территории размещения производственного комплекса) - до 20,0 млн. рублей;
    - проектирования и строительства газовых сетей до границы земельного участка - до 20 млн. рублей;
    - проектирования и строительства системы водоснабжения до границы земельного участка - до 12 млн. рублей;
    - проектирования и строительства подъездного ж/д пути до границы земельного участка - до 92 млн. рублей;
    - проектирования и строительства трансформаторной подстанции в индустриальном парке "Масловский" с электрическими сетями;
    - предоставления субсидий на возмещение расходов по оплате услуг за технологическое присоединение к электрическим сетям.
    Кроме этого, предусмотрено инициировать предоставление ООО "Сименс Трансформаторы" льготы по уплате транспортного налога на период от 5 до 10 лет и ходатайствовать о принятии Воронежской городской Думой решения об освобождении от уплаты земельного налога на период от 5 до 10 лет.
    Договор об осуществлении инвестиционной деятельности от 27.04.2010 заключен между Департаментом и ООО "Сименс Трансформаторы" (далее - инвестор). В приложении к договору указан перечень объектов инженерной инфраструктуры, создаваемой в рамках Проекта, без указания объема бюджетных инвестиций. Сроки для завершения строительства определены с мая по декабрь 2011 года.
    Реализация инвестиционного проекта
    В 2011 году государственным заказчиком строительства объектов инженерной инфраструктуры в индустриальном парке "Масловский" определен департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области, заказчиком-застройщиком - КП "Единая дирекция капитального строительства и газификации".
    Бюджетные ассигнования на строительство объектов инфраструктуры, создаваемых в индустриальном парке "Масловский", запланированы в объеме 351,6 млн. рублей (с учетом изменений). На момент проверки освоено 212,8 млн. рублей (60,5% плана). Оплачены работы по проектированию и строительству газопровода к заводу по производству трансформаторов стоимостью 4 млн. рублей, по строительству трансформаторной подстанции - 203,6 млн. рублей, геологоразведочные работы - 2,2 млн. рублей и произведена частичная оплата за технологическое присоединение к электросетям - 3 млн. рублей.
    По двум контрактам - на строительство канализационного коллектора и водовода, срок исполнения которых определен 21.12.2011, работы ведутся с нарушением графика, на момент проверки акты выполненных работ подрядчиком не представлены. По двум запланированным объектам на проектирование инженерной инфраструктуры контракты не заключены, в связи с поздним включением их в план финансирования. С учетом предложений департамента архитектуры и строительной политики внесены изменения в перечень объектов, подлежащих финансированию в 2011 году - запланированные ассигнования на строительство инфраструктуры уменьшены на 26,3 млн. рублей и составляют 325,3 млн. рублей.
    Из запланированных к вводу объектов инфраструктуры в 2011 году в рамках Проекта построен только газопровод высокого давления.
    Проверкой установлено, что в нарушение ч. 3 ст. 22 , ч. 3.1 ст. 34 , ч. 1 ст. 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов..." и ст. 17 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении открытых аукционов по трем объектам (трансформаторной подстанции, канализационного коллектора и водовода) в один предмет торгов объединены работы по проектированию и строительству.
    В соответствии с бизнес-планом ввод производственных мощностей планируется в начале 2012 года. На 01.10.2011 инвестором освоено 401,5 млн. рублей или 26% запланированного объема инвестиций. Строительно-монтажные работы выполнены на сумму 398,3 млн. рублей - 53% плана. По информации Департамента в отчет инвестора не включены расходы на приобретение оборудования, которое оплачено, но не смонтировано и не числится на балансе предприятия.
    Выездная проверка показала, что работы по строительству инженерной инфраструктуры и производственных объектов ведутся.
    Следует отметить, что в департаменте экономического развития отсутствует информация об объемах господдержки в форме предоставления инвесторам льготных условий пользования землей. Это не позволит получить полную и достоверную информацию при оценке бюджетной эффективности от реализации инвестиционных проектов.
    Кроме того, согласно существующей практике в договорах об осуществлении инвестиционной деятельности господдержка в форме создания инженерной инфраструктуры за счет бюджетных средств предусмотрена для конкретных инвестиционных проектов, реализуемых ООО "Армакс Групп" и ООО "Сименс-Трансформаторы". Между тем, бюджетные ассигнования, направляемые на создание объектов инженерной инфраструктуры на территории индустриального парка "Масловский", являются инвестициями для развития промышленной зоны в целом, и планируется эксплуатация объектов другими инвесторами. Поскольку данный вид господдержки не учитывается при оценке бюджетной эффективности от реализации конкретного инвестиционного проекта, целесообразно рассмотреть вопрос об изменении условий договоров об инвестиционной деятельности.
    Выводы
    Реализация регионального инвестиционного проекта "Строительство производственно-логистического комплекса "Армакс Групп" в установленные сроки не завершена, вследствие несвоевременного исполнения инвестором своих обязательств. Неисполнение сроков строительства в ходе реализации инвестиционного проекта привело к неэффективным расходам бюджетных средств - в течение длительного времени не эксплуатируются объекты инженерной инфраструктуры, построенные за счет бюджетных ассигнований.
    В рамках реализации указанного проекта при оформлении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в стоимость строительства локальных очистных сооружений не включены расходы на оплату проектно-сметной документации в сумме 7,5 млн. рублей, вследствие несогласованности в деятельности государственных заказчиков.
    Предложения
    Направить представления в адрес департамента экономического развития Воронежской области и управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области для устранении выявленных нарушений и недостатков.
    Заместитель председателя - аудитор
    Л.В.АНТОНОВА
    Начальник инспекции по контролю расходов
    на промышленность, транспорт, строительство,
    жилищно-коммунальное и дорожное хозяйство
    И.Ф.ДОРОШЕНКОВА
    Советник отдела организационно-аналитической
    и юридической работы
    А.А.КУЗИКОВ