Воронежская область
Отчет от 12 декабря 2008 года

Отчет о результатах проверки эффективности и целевого использования бюджетных и внебюджетных средств государственным учреждением здравоохранения «Воронежская областная детская клиническая больница N 1» за 2007 год и I полугодие 2008 года

Принят
Контрольно-счетной палатой Воронежской обл.
12 декабря 2008 года
    Основание для проведения проверки: Закон "О Контрольно-счетной палате Воронежской области", п. 61 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2008 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 08.07.2008 N 55.
    Цель проверки: оценка целевого и эффективного использования средств областного бюджета и внебюджетных средств. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ГУЗ "Воронежская областная детская клиническая больница N 1" за 2007 год и I полугодие 2008 года.
    Предмет проверки: деятельность ГУЗ "Воронежская областная детская клиническая больница N 1".
    Проверяемый период: 2007 год и I полугодие 2008 года.
    Проверенный объект: ГУЗ "Воронежская областная детская клиническая больница N 1".
    Проверкой установлено:
    Государственное учреждение здравоохранения "Воронежская областная детская клиническая больница N 1" (далее - учреждение, больница) входит в систему учреждений, подведомственных Главному управлению здравоохранения Воронежской области, и обеспечивает население Воронежской области квалифицированной лечебно-диагностической медицинской помощью, включая гарантированный объем медицинской помощи, установленной законодательством Российской Федерации.
    Учреждение в проверяемом периоде действовало на основании устава от 2006 года, согласованного с Главным управлением государственного имущества Воронежской области и утвержденного Главным управлением здравоохранения Воронежской области. Медицинская, фармацевтическая и связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ деятельность осуществляется в соответствии с лицензиями, выданными Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
    Имущество за учреждением закреплено на праве оперативного управления, земельные участки находятся в постоянном (бессрочном) пользовании.
    В состав учреждения входят два стационарных корпуса на 760 коек, консультативная поликлиника на 240 посещений в смену и санаторный корпус на 160 коек.
    Финансирование
    Общий объем финансирования в 2007 году учреждения сложился в сумме 341182,6 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 59,6% общей суммы доходов, средства ОМС - 33,2%, доходы от предпринимательской деятельности - 7,2%.
    За первое полугодие 2008 года за счет всех источников больницей получены средства в сумме 168540,9 тыс. рублей, из них: 67,2% - средства областного бюджета, 24,8% - средства ОМС, 8% - доходы от предпринимательской деятельности.
    Смета расходов по всем источникам финансирования на 2007 год утверждена в сумме 275539 тыс. рублей. Однако это только 41,5% проекта консолидированного бюджета учреждения. В составе утвержденной суммы расходов средства областного бюджета запланированы в сумме 183214 тыс. рублей (31,5% потребности). В течение года сметные назначения увеличены до 340283,3 тыс. рублей, но и это чуть более половины потребности (51,2%), в т.ч. по средствам областного бюджета (с учетом реализации областных целевых и ведомственных программ) - 35%.
    Аналогично на 2008 год смета в целом утверждена в сумме 329504 тыс. рублей, что составляет всего 54% потребности и только 105,6% кассовых расходов 2007 года (рост ниже уровня инфляции). Бюджетные средства утверждены в сумме 225802 тыс. рублей, что также ниже потребности учреждения, хотя рост к кассовым расходам 2007 года (без учета целевых средств) составил 14% (чуть выше уровня инфляции). В разрезе статей расходы возросли неравномерно: от 11 - 16% (оплата труда, коммунальные расходы) до 500% (прочие услуги). По статье же "Медикаменты" рост, за вычетом суммы кредиторской задолженности за 2007 год, составил всего 4%, а по статье "Питание" плановые назначения утверждены даже ниже кассовых расходов 2007 года на 26%.
    Стоит отметить и то, что роспись бюджетных ассигнований по санаторию Главным управлением здравоохранения до учреждения доведена только на III квартал, в то время как расходы по нему производятся в течение всего года (ст. 219 БК РФ).
    Следствием недостаточного финансирования стал тот факт, что для обеспечения деятельности учреждения в первом полугодии 2008 года путем передвижки ассигнований с III и IV кварталов плановые бюджетные назначения увеличены на 65,3% - с 84895 тыс. рублей до 140291,2 тыс. рублей, что составило 63,4% годового плана. В результате на второе полугодие учреждению осталось всего 36,6% запланированных на год средств, из которых свыше 80% приходится на оплату труда с начислениями.
    Такое планирование, обусловленное доведенной ГФУ до Главного управления здравоохранения методикой (индексация первоначальной сметы, а не фактических расходов 2007 года), привело к нестабильному финансовому положению учреждения, при котором имеют место перебои в обеспечении отдельными медикаментами, не выполняются натуральные нормы по питанию больных и т.д.
    Средства областного бюджета
    Кассовые расходы средств областного бюджета в 2007 году исполнены на 100% плана и составили 203371,3 тыс. рублей, в том числе: на заработную плату с начислениями направлено 73% всех расходов, коммунальные услуги - 12,2%, приобретение медикаментов - 5,8%, продуктов питания - 3,5%, услуги по содержанию имущества - 3%, остальные статьи - менее 1% каждая.
    За I полугодие 2008 года учреждению доведены лимиты на 82,4% полугодового плана (115640,4 тыс. рублей), кассовые расходы составили 113267,4 тыс. рублей (80,7% плана), из них: оплата труда с начислениями - 73,5%, коммунальные услуги - 12,5%, продукты питания - 4,9%, медикаменты - 4,9%, остальные статьи расходов - менее 1% каждая. Неисполнение выделенных лимитов связано с оплатой в июле части госконтрактов по капремонту, некоторых счетов за медикаменты, продукты питания и др., а также в связи с несостоявшимися торгами на поставку автотранспорта.
    Средства обязательного медицинского страхования
    Средства ОМС в 2007 году учреждением получены в сумме 113195,7 тыс. рублей, израсходовано с учетом остатка 114139,2 тыс. рублей. На заработную плату с начислениями направлено 53,9% общих расходов средств ОМС, на приобретение медикаментов - 18,2%, продуктов питания - 5,1%, мягкого инвентаря - 0,1%, оборудования - 22,2%, на прочие расходы - 0,5%.
    За I полугодие 2008 года получено 41828,5 тыс. рублей, кассовые расходы с учетом остатка - 43577,1 тыс. рублей, в том числе: по пяти статьям расходов - 42416,3 тыс. рублей (97,3%), прочие расходы - 1142,8 тыс. рублей (2,6%), расходы за счет средств НСЗ - 18,0 тыс. рублей.
    Установлено, что и в 2007 году, и в первом полугодии 2008 года по стационарной помощи тарифное соглашение не выполнено в полном объеме. Так, по расходам на заработную плату с начислениями и на приобретение медикаментов оно выполнено (при рекомендованном нормативе не более 70% на оплату труда направлено 66,7 и 68,9% в общей сумме расходов, на медикаменты - 25,3 и 28,1% расходов при нормативе не менее 18%). В то же время доля расходов на приобретение продуктов питания составила 7,6% в 2007 году и всего 2,9% в первом полугодии 2008 года (рекомендовано не менее 8%), на приобретение мягкого инвентаря - соответственно 0,2 и менее 0,1% при нормативе более 1,5%.
    По амбулаторно-поликлинической помощи расходы на заработную плату с начислениями превысили рекомендованные нормативы (96,6 и 98,5% вместо 83%), в результате на медикаменты израсходовано соответственно 3,4 и 1,5% полученных средств вместо 10%. Учреждение это объясняет спецификой амбулаторно-поликлинической помощи областной больницы, поскольку в основном осуществляются консультативно-диагностические, а не лечебные услуги, требующие расхода лекарственных средств.
    Внебюджетные поступления
    Поступления денежных средств от предпринимательской деятельности в 2007 году составили 24615,6 тыс. рублей, в том числе:
    - от оказания платных услуг - 23449,4 тыс. рублей, из них: платные медицинские услуги - 12219,1 тыс. рублей, немедицинские услуги - 1908,9 тыс. рублей, путевки в санаторий и ДОЛ - 9321,4 тыс. рублей;
    - прочие поступления - 1166,2 тыс. рублей, из них: целевые бюджетные поступления - 980,4 тыс. рублей, пожертвования - 156,0 тыс. рублей, прочие - 29,8 тыс. рублей.
    Кассовые расходы в 2007 году произведены на сумму 24319,0 тыс. рублей. В структуре расходов 39,4% составляют расходы на приобретение медикаментов, расходных материалов, питания и ГСМ, 25% - на заработную плату с начислениями, остальные статьи расходов - от 1 до 10%.
    За первое полугодие 2008 года доходы от предпринимательской деятельности составили 13445,0 тыс. рублей, кассовые расходы в сумме 10595,8 тыс. рублей соответствуют сметным назначениям.
    Программа государственных гарантий
    Анализ выполнения Программы государственных гарантий оказания жителям Воронежской области бесплатной медицинской помощи (ПГГ) показал, что задание по обеспечению государственных гарантий на 2007 год за счет средств областного бюджета и средств ОМС исполнено на 112,8% (312590,2 тыс. рублей).
    По амбулаторно-поликлинической помощи объемы оказанной в 2007 году медицинской помощи составили 83807 посещений, или 115,7% доведенного по ПГГ задания, стоимость 1 посещения - 331,07 рубля (161,9% плана), в т.ч. по медикаментам - 6,79 рубля.
    Медицинская помощь в дневных стационарах в 2007 году оказана 1383 больным в количестве 15165 дней лечения, что составляет 95,1% планового задания по ПГГ, стоимость одного дня лечения - 612,13 рубля (194,8%).
    По стационарной помощи объем оказанной медицинской помощи по ПГГ исполнен на 103,2% плана, в т.ч. по высокотехнологичной медицинской помощи (ВТМП) - 85,4% задания.
    Стоимость 1 койко-дня в стационаре в целом по кассовым расходам составила 1036 рублей, или 116,8% к плану, в том числе по высокотехнологичным видам помощи - 2871,6 рубля, по другим видам помощи - 1095,8 рубля, по санаторию - 574,4 рубля.
    Медикаменты
    Анализ обеспеченности медикаментами показал, что аптекой больницы в 2007 году отпуск медикаментов в стационар, поликлинику и санаторий произведен на сумму 26304,2 тыс. рублей при расчетной годовой потребности 96036,6 тыс. рублей. В результате даже с учетом остатка медикаментов на 01.01.2008 больница в 2007 году была обеспечена медикаментами только на 38,4% от потребности. Например, такие отделения больницы, как гастроэнтерологическое, кардиоревматологическое, пульмонологическое и отделения патологии новорожденных обеспечены медикаментами на 40 - 50%; лор-отделение, дневной стационар и хирургическое отделение новорожденных - на 60 - 70% и только оперблок, анестезиология, поликлиника и санаторий - на 92 - 97%.
    Совершенно недопустимая обеспеченность медикаментами сложилась в отделениях онкогематологии, реанимации и интенсивной терапии, составив соответственно только 28 и 16% фактической потребности, хотя 58% стоимости всех медикаментов в учреждении приходится на эти два отделения, поскольку сюда требуются самые дорогостоящие препараты. Чем чревато отсутствие необходимых препаратов и медикаментов в этих отделениях, в комментариях не нуждается.
    Между тем на 2008 год плановые расходы (с учетом изменений) на медикаменты утверждены в сумме 31574 тыс. рублей, что только на 8,8% выше соответствующих кассовых расходов 2007 года. Такой рост не перекрывает фактический уровень инфляции (более 12%), следовательно, не обеспечивает лечение больных даже на уровне прошлого года.
    О возможном ухудшении лечебного процесса детского населения области учреждение сообщало в Главное управление здравоохранения. По данным анализа, проведенного ГУЗ в марте 2008 года, остатки лекарственных средств в аптеке и отделениях больницы по состоянию на 06.03.2008 составляли по номенклатуре всего лишь 40,9% сложившегося ассортимента - из 1167 наименований в наличии имелось только 477 наименований. Главным управлением при анализе отмечены также объективные факторы, повлекшие увеличение стоимости лечения и, как следствие, недостаточное финансирование данной статьи расходов. Это рост цен (в разы) по отдельным необходимым препаратам на лечение и диагностику (иммуноглобулин, меронем, магневист), расширение коечного фонда по хирургии новорожденных и гематологии. Однако, несмотря на однозначные выводы фармакологов ГУЗ по результатам анализа, объем финансирования по данной статье на момент проверки учреждению не увеличен.
    Особо следует отметить недостаток финансирования высокотехнологичной медицинской помощи (а она финансируется только за счет средств бюджета), где используются наиболее дорогостоящие современные химиотерапевтические, генно-инженерные лекарственные средства. Так, в 2008 году на оказание высокотехнологичных видов помощи заданием по ПГГ на медикаменты запланировано 5257,0 тыс. рублей, в то время как потребность в медикаментах на оказание этого вида помощи составляет 34 млн. рублей из-за высокой стоимости лечения больных.
    Фактическая стоимость 1 койко-дня по медикаментам составила в целом по больнице 114,7 рубля (109,3% плана), в первом полугодии 2008 года - 155,95 рубля (123% плана), увеличение обусловлено в основном ростом цен на лекарственные средства. В разрезе отделений стоимость койко-дня несопоставима: от 23 рублей в гастроэнтерологическом, кардиоревматологическом и др. отделениях и 213,62 рубля в хирургическом до 835,49 рубля в гематологии и 1823,93 рубля в реанимации, как отмечалось, из-за высоких цен на применяемые лекарственные препараты.
    Недостаточное обеспечение медикаментами в условиях дефицита финансирования усугубляется также нестабильными их поставками по результатам торгов.
    Так, тендерные поставки медикаментов на IV квартал 2007 года начались только в ноябре - декабре, на I полугодие 2008 года - в конце марта, а госконтракты на поставку расходных материалов на второй квартал 2008 года заключены только в июне.
    Данную ситуацию нормальной считать нельзя, т.к. в результате имели место перебои с лекарственными средствами и реактивами, даже остро необходимыми.
    К примеру, в нефрологическом отделении перебои отмечались в поставке контрастных веществ, отдельных препаратов (Сандиммун Неорал, Рекормон). Кардиоревматологическому отделению из аптеки больницы за июнь - июль 2008 года из затребованных отделением 2898 единиц отпущено 812 единиц, т.е. потребность удовлетворена на 28%.
    Соответственно родители приобретали необходимые препараты за счет собственных средств. Опрос родителей детей, находящихся на лечении в больнице, показал, что 21 родитель из 48 опрошенных приобретал медикаменты и изделия медицинского назначения самостоятельно (на сумму от 100 до 2000 рублей).
    Важно отметить и тот факт, что помимо поздних сроков проведения торгов и поставок по тендерам отдельные госконтракты за I полугодие 2008 года не исполнены на общую сумму 410,0 тыс. рублей. Наибольшая задолженность - 282,0 тыс. рублей - числится за поставщиком реактивов ООО "Флеш-Авто" (г. Липецк). Больница не предусмотрела в договоре графики поставки, поэтому фирма начала поставлять реактивы по контрактам от 14 марта 2008 года лишь спустя два месяца - 14 мая 2008 года. В итоге до окончания срока действия контрактов (30 июня 2008 года) реактивы фирмой недопоставлены, и в лаборатории больницы сложилось крайне тяжелое положение в связи с их отсутствием. Штрафные санкции к поставщику не применялись, в фирму направлялись письма и учреждением, и Главным управлением здравоохранения.
    Однако вопрос так и остался нерешенным в связи с тем, что механизм взаимосвязи между учреждением, ЦОДУЗом и Главным управлением здравоохранения в части контроля за исполнением госконтрактов не отлажен. В результате главное управление как госзаказчик не имеет оперативной информации о неисполнении контрактов для своевременного применения мер к недобросовестным поставщикам, последующий же контроль крайне неэффективен.
    Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что, несмотря на высокий профессионализм медицинского персонала (о чем свидетельствует и опрос родителей), недостаточное финансирование на медикаменты, приводящее к перебоям в снабжении, отсутствие даже необходимых, а тем более эффективных препаратов существенно снижает эффективность лечебного процесса.
    Питание
    Расходы на продукты питания за счет всех источников в 2007 году составили 15182,1 тыс. рублей (48,8% расчетной потребности), в том числе: средства областного бюджета - 47,1% всех расходов, средства ОМС - 38,6%, платные услуги - 14,3%. В 2007 году нормы питания в стационаре выдержаны только по таким продуктам, как молоко и кефир, крупы и макароны, хлебобулочные изделия и картофель. По всем остальным продуктам питания процент выполнения сложился ниже установленных норм: рыба, мясо и птица - от 81,5 до 82,5%, масло растительное - 68%, яйца - 55%, сметана и творог - 52,4 и 43%, овощи - 38,7%, сыр - 11,3%, а соки - только 2,5%.
    Вместе с тем установлено, что государственные контракты из-за недостатка финансирования в 2007 году не исполнены именно по тем продуктам питания, по которым нормы не выполнены. В частности, в первом квартале поставка творога выполнена только на 32%, сметаны - на 40%, яиц - на 55%, масла сливочного - на 75,7%. А такие продукты, как сыр колбасный, йогурт, сырки глазированные, сок (3000 л), не поставлены вообще. Во втором квартале сыр поставлен на 67,8%, а творог ДМ не поставлялся. По исполненным контрактам образовалась кредиторская задолженность в сумме 1083,0 тыс. рублей.
    В первом полугодии 2008 года, когда на приобретение продуктов питания направлено 7413 тыс. рублей (средства ОМС - 1118 тыс. рублей, средства областного бюджета - 5514 тыс. рублей и средства от платных услуг - 781 тыс. рублей), ситуация еще более осложнилась. Как уже отмечалось, средства ОМС, израсходованные на питание, составляют только 2,9% в расходах на ОМС, тогда как тарифным соглашением рекомендовано не менее 8%. Это связано не только с заниженной заявкой больницы на торги по данному источнику доходов (всего 1022,0 тыс. рублей), но и с тем, что даже эти средства не были учтены при проведении торгов. Кроме несоответствия заявке по источникам, госконтракты для больницы заключены на сумму 11360,7 тыс. рублей (10688,8 тыс. рублей - областной бюджет, 296,0 тыс. рублей - средства ОМС, 375,9 тыс. рублей - средства от платных услуг), превышавшую утвержденный план ВОДКБ N 1 на первое полугодие 2008 года - 5197,5 тыс. рублей (в т.ч. бюджет - 1919,0 тыс. рублей). И хотя сумма контракта в целом по ГУЗ не превысила общих плановых назначений для всех областных ЛПУ, по ВОДКБ N 1 было нарушено требование п. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ - приняты обязательства, не подтвержденные бюджетной росписью.
    В течение полугодия плановые бюджетные назначения увеличены до 7983,0 тыс. рублей (96% годового плана!), причем лимиты бюджетных обязательств составили всего 5550,8 тыс. рублей, из них на погашение кредиторской задолженности за 2007 год использовано 1083,0 тыс. рублей. Таким образом, на оплату госконтрактов первого полугодия 2008 года осталось только 4431,7 тыс. рублей.
    В связи с этим учреждение вынуждено было обращаться в ГУ "ЦОДУЗ" по поводу уменьшения объемов поставляемой продукции по контрактам. В разрезе контрактов уменьшение объемов проведено от 1 до 8%, а в разрезе договоров больницы с поставщиками - до 50%. Так, например, поставка творога уменьшена на 39%, масла животного - на 37%, рыбы - на 50%, молока - на 32%. В результате в течение 2 месяцев - с 4 июня по 31 июля (срок окончания контракта) - молоко в меню больницы отсутствовало, каши готовились на воде. Молоко приобреталось только для детей до 3 лет по свободной закупке.
    По совокупности всех перечисленных причин выполнение норм питания практически по всем продуктам в первом полугодии сложилось в стационаре еще ниже, чем в 2007 году. Исполнение составило по мясу, птице - на 65%, рыбе - 71%, молоку - 76%, сметане - 44%, творогу - 40%, овощам - 40%, сыру - 2%, колбасе - 4%, соку - 1% (в санатории нормы выполняются).
    Таким образом, несмотря на то, что фактическая стоимость койко-дня по питанию в первом полугодии 2008 года по сравнению с 2007 годом возросла с 50,86 рубля (95% плана) до 55,61 рубля (75%), выполнение натуральных норм ухудшилось.
    Подтверждением ухудшения качества питания в стационаре в 2008 году служат результаты опроса родителей детей, находящихся на лечении в больнице. Из 48 опрошенных 38 человек указали, что питание недостаточно разнообразное, мало мясных и молочных продуктов, отсутствуют овощи, соки и фрукты. Эти продукты родители приобретают самостоятельно.
    Следует отметить, что питание в стационаре является неотъемлемой частью лечения, а невыполнение норм питания снижает эффективность лечебного процесса.
    Штатная численность, оплата труда
    Штатная численность учреждения предусмотрена штатным расписанием, согласованным с главным управлением и утвержденным главным врачом, в количестве 2506 единиц на 2007 год и 2505 - на 2008 год, в том числе: врачей - 377 ед. (на 2008 год - 380), среднего медперсонала - 917 ед. (920), младшего медперсонала - 526,25 ед. (521,5), прочего персонала - 685,75 ед. (683). Укомплектованность физическими лицами составила 69,2% в 2007 году (1734 чел.) и 68,9% - в первом полугодии 2008 года (1725 чел.), врачебными кадрами соответственно 74 и 72,6%.
    Среднемесячная заработная плата в 2007 году составила 8304 рубля, в 2008 году - 10065 рублей, в том числе: врачей - 13268 рублей и 16070 рублей, среднего медперсонала - 7633 рубля и 9335 рублей, младшего медперсонала - 4315 рублей и 5314 рублей, прочего персонала - 8915 рублей и 10704 рубля соответственно. Рост заработной платы по сравнению с 2007 годом составил: врачей - на 21,1%, среднего медперсонала - на 22,2%, младшего - на 23,1%, прочего - на 20,1%, по аппарату управления - на 23,8%.
    В соответствии с утвержденным положением о фонде оплаты труда (приложение к коллективному договору) распределение сложившейся экономии фонда оплаты труда осуществляется с учетом коэффициентов деловой активности, а именно: аппарат управления и финансово-экономическая служба - К = 5,0, службы материально-технического обеспечения больницы - К = 2,0 - 2,9, стационарные и поликлинические службы больницы - К = 1,0 - 1,9. Кроме того, фонд экономии для лечебных подразделений корректируется в сторону уменьшения с помощью системы штрафов, установленной в зависимости от выполнения объемных показателей по ПГГ и плана по платным услугам.
    Из анализа применяемых в учреждении коэффициентов деловой активности следует, что основную часть нагрузки по оказанию больницей медицинской помощи детям Воронежской области несут не медицинские, а вспомогательные службы больницы: экономические и материально-технического обеспечения.
    Нераспределенная по вышеуказанной схеме часть экономии ФОТ расходуется на выплату материальной помощи и премий. Материальная помощь оказывается в случаях, предусмотренных коллективным договором, - юбилеи, свадьбы, рождение детей, а также смерть близких родственников, в размере от 1,8 тыс. рублей до 6 тыс. рублей. Вместе с тем главному врачу и его заместителям предусмотрена материальная помощь и к отпуску в размере среднемесячной заработной платы.
    Премии выплачиваются в соответствии с положением о премировании (приложение к коллективному договору), согласно которому кроме разовых премий "при наличии экономии ФОТ и выполнении всех плановых показателей выплачивается премия по итогам работы за каждый квартал".
    Установлено, что квартальные премии как в 2007 году, так и в первом полугодии 2008 года были выплачены не медицинскому персоналу, который выполнял плановые показатели (количество койко-дней), а сотрудникам планово-экономического и финансового отделов, бухгалтерии, вычислительного центра, аппарата управления. Размер премий составлял ежеквартально от 4 до 33 тыс. рублей в 2007 году и от 6 тыс. рублей до 35 тыс. рублей в первом полугодии 2008 года. Общая сумма выплаченных квартальных премий сложилась в 2007 году в сумме 4414,5 тыс. рублей, в первом полугодии 2008 года - 2563,5 тыс. рублей, а с учетом начислений на оплату труда - 5,6 млн. рублей и 3,2 млн. рублей соответственно.
    Из вышеизложенного следует вывод, что более эффективное расходование бюджетных средств и средств ОМС, а именно: направление средств не на выплату квартальных премий, а на приобретение медикаментов, продуктов питания и мягкого инвентаря, позволило бы существенно улучшить питание больных и частично - лекарственное обеспечение. В этом случае и тарифное соглашение по средствам ОМС было бы выполнено по всем пяти статьям расходов.
    Выводы
    ГУЗ "ВОДКБ N 1" в проверяемом периоде государственное задание по обеспечению населения Воронежской области квалифицированной лечебно-диагностической медицинской помощью (в стоимостных и количественных показателях) в целом выполняет.
    Вместе с тем отмечены недостатки в планировании, обусловленные доведенной методикой индексации первоначальной сметы за предыдущий год, что привело к нестабильному финансовому положению учреждения, поскольку ассигнования из года в год утверждаются гораздо ниже потребности: в 2007 году - 41,5%, в 2008 году - 54%.
    Установлено, что как в 2007 году, так и в первом полугодии 2008 года не выполнено условие тарифного соглашения по питанию - 7,6 и 2,9% (рекомендовано не менее 8%), по мягкому инвентарю - 0,2% и менее 0,1% при нормативе более 1,5%. По амбулаторно-поликлинической помощи расходы на заработную плату с начислениями превысили рекомендованные нормативы (96,6 и 98,5% вместо 83%).
    Выявлена крайне низкая обеспеченность медикаментами - в 2007 году 38,4% от потребности. Недостаточное обеспечение медикаментами усугубляется также нестабильными их поставками по результатам торгов. Так, тендерные поставки медикаментов на IV квартал 2007 года начались только в ноябре - декабре, на I полугодие 2008 года - в конце марта, госконтракты на поставку расходных материалов на II квартал 2008 года заключены только в июне. В результате имели место перебои с лекарственными средствами и реактивами, даже остро необходимыми.
    Важно отметить и тот факт, что помимо поздних сроков проведения торгов и поставок по тендерам отдельные госконтракты за I полугодие 2008 года не исполнены. Наибольшая задолженность числится за поставщиком реактивов ООО "Флеш-Авто" (г. Липецк), в договоре с которым больница не предусмотрела графики поставки, штрафные санкции к поставщику не применялись.
    Установлено также невыполнение натуральных норм питания в стационаре практически по всем продуктам, причем в первом полугодии 2008 года ситуация ухудшилась, несмотря на то, что фактическая стоимость койко-дня по сравнению с 2007 годом возросла с 50,86 рубля до 55,61 рубля. Это связано как с недостатком финансирования (около 60% потребности), так и с неудовлетворительной организацией торгов (заключение контрактов на сумму, превышающую утвержденные лимиты, перекосы по источникам финансирования).
    Из анализа применяемых для распределения экономии ФОТ коэффициентов деловой активности следует, что основную часть нагрузки по оказанию больницей медицинской помощи детям Воронежской области несут не медицинские (коэффициент 1,0 - 1,9), а вспомогательные службы больницы: экономические и материально-технического обеспечения (до 5,0).
    Кроме того, отмечено неравномерное распределение материальной помощи и премий, выплачиваемых в основном аппарату управления и вспомогательным службам больницы. Более эффективное расходование бюджетных средств и средств ОМС, направление их не на выплату квартальных премий, а на приобретение медикаментов, продуктов питания и мягкого инвентаря позволило бы существенно улучшить питание больных и частично - лекарственное обеспечение. В этом случае и тарифное соглашение по средствам ОМС было бы выполнено по всем пяти статьям расходов.
    Предложения:
    1.Направить представления для устранения выявленных нарушений и недостатков в ГУЗ "ВОДКБ N 1" и в Главное управление здравоохранения Воронежской области.
    2.Направить информацию заместителю губернатора Воронежской области по социальной политике и в Воронежскую областную Думу.
    Первый заместитель председателя
    Контрольно-счетной палаты
    Воронежской области
    Е.С.ЛИТВИНЧУК
    Начальник отдела контроля расходов
    на социально-культурную сферу, науку и СМИ
    Л.Н.ШИЛЬНИКОВА