Воронежская область
Заключение от 18 июля 2011 года

Заключение Контрольно-счетной палаты Воронежской области на отчет об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области в 2010 году

Принято
Контрольно-счетной палатой Воронежской обл.
18 июля 2011 года
    1.Общие положения
    1.1.Заключение Контрольно-счетной палаты Воронежской области на отчет об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области в 2010 году подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законами Воронежской области "О бюджетном процессе в Воронежской области", "О Контрольно-счетной палате Воронежской области", законодательством в сфере обязательного медицинского страхования и иными законодательными актами Российской Федерации и Воронежской области.
    1.2.Отчет правительства Воронежской области об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области в 2010 году представлен в Контрольно-счетную палату в срок, установленный ст. 38 Закона Воронежской области от 10.10.2008 N 81-ОЗ "О бюджетном процессе в Воронежской области".
    1.3.При подготовке Заключения Контрольно-счетной палатой Воронежской области проведена внешняя проверка отчетности Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области об исполнении бюджета за 2010 год. Результаты проверки с достаточной степенью уверенности позволяют сделать вывод, что достоверность отраженных в отчете данных подтверждается.
    1.4.В тексте заключения применяются следующие сокращения:
    ТФ ОМС или Фонд - Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Воронежской области;
    ФФ ОМС - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
    ОМС - обязательное медицинское страхование;
    ПГГ - программа государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на территории Воронежской области;
    СМО - страховая медицинская организация;
    РФПМ - резерв финансирования предупредительных мероприятий СМО;
    ЛПУ - лечебно-профилактическое учреждение;
    ПНП "Здоровье" - приоритетный национальный проект "Здоровье".
    2.Основные характеристики бюджета Фонда
    2.1.Бюджет Фонда на 2010 год утвержден Законом Воронежской области от 07.12.2009 N 156-ОЗ "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" по доходам в сумме 6433303,6 тыс. рублей. Расходы утверждены на ту же сумму.
    В течение 2010 года в Закон N 156-ОЗ трижды вносились изменения Законами Воронежской области от 30.06.2010 N 83-ОЗ, от 02.12.2010 N 123-ОЗ и от 24.12.2010 N 135-ОЗ. Кроме того, расходы Фонда корректировались в соответствии с решениями руководителя фонда без внесения изменений в закон о бюджете на основании п. 3 ст. 217 Бюджетного кодекса РФ и ст. 37.3 Закона Воронежской области N 81-ОЗ "О бюджетном процессе...". В результате уточненный план по доходам составил 6942988,0 тыс. рублей, по расходам - 7013677,9 тыс. рублей.
    По сравнению с 2009 годом план по доходам утвержден с ростом всего на 5,3%, что ниже прогнозируемого и сложившегося по Воронежской области уровня инфляции (10% и 7,9%). То есть, в сопоставимых ценах финансирование оказания медицинской помощи жителям Воронежской области в системе ОМС было утверждено ниже, чем в 2009 году.
    2.2.Фактическое исполнение бюджета Фонда увеличило отставание от уровня 2009 года, поскольку утвержденные назначения не были исполнены ни по доходам, ни по расходам, а именно:
    - доходная часть бюджета Фонда исполнена на 96,1% утвержденных назначений в сумме 6669944,2 тыс. рублей (101,2% к доходам 2009 года);
    - расходная - на 95,8% уточненных назначений в сумме 6715929,5 тыс. рублей, что ниже расходов 2009 года на 0,6%.
    По итогам исполнения бюджета Фонда сложился дефицит в сумме 45985,3 тыс. рублей, покрытый за счет уменьшения переходящего остатка с 155674,2 тыс. рублей на начало 2010 года до 109688,9 тыс. рублей - на конец года.
    3.Анализ исполнения доходной части бюджета
    Территориального Фонда обязательного медицинского
    страхования Воронежской области
    Доходы Фонда, поступившие в сумме 6669944,2 тыс. рублей, превысили уровень доходов 2009 года только на 1,2%, что на 6,7 процентных пункта ниже уровня инфляции, сложившегося в 2010 году.
    Постатейное исполнение доходов приведено в таблице 1.
    Таблица 1
    Доходы бюджета Территориального фонда обязательного
    медицинского страхования Воронежской области
  1. Наименование показателя Исполнено, тыс. рублей Исполнение, % Доля в структуре доходов, %
    к плану 2010 года к факту 2009 года
    ДОХОДЫ, всего 6 669 944,2 96,1 101,2 100
    1. Налоговые и неналоговые доходы 2 164 186,0 89,0 114,4 32,4
    - страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в территориальные государственные внебюджетные фонды 1 806 371,2 86,9 109,3 27,1
    - поступления недоимки и пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения 3 329,5 100,0 103,4 -
    - налоги на совокупный доход 137 112,9 105,0 114,4 2,0
    - задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам 117 831,7 98,6 в 34,5 раза больше 1,8
    - прочие неналоговые доходы 114 370,4 101,7 80,5 1,7
    - возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов прошлых лет, имеющих целевое назначение -15 193,8 102,0 46,2 - 0,2
    - прочие поступления 364,1 - - -
    2. Безвозмездные поступления 4 505 758,2 99,9 95,8 67,6
    2.1. Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ 2 925 919,0 99,5 99,5 43,9
    - средства бюджетов субъектов РФ, передаваемые бюджетам территориальных государственных внебюджетных фондов на ОМС неработающего населения (платеж) 2 633 551,0 100,0 100,0 39,5
    - средства бюджетов субъектов РФ на дополнительные выплаты медперсоналу первичного медико-санитарного звена 292 368,0 94,9 94,9 4,4
    2.2. Межбюджетные трансферты ФФ ОМС 1 579 839,2 100,6 89,8 23,7
    - дотации на выполнение территориальной программы ОМС 1 453 721,7 100,6 89,5 21,8
    - субсидии на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан 115 558,8 100,0 148,5 1,7
    - субсидии на диспансеризацию пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации 10 558,7 100,0 89,7 0,2
  2. --------------------------------
    <*> Показатель рассчитан к поступлению единого социального налога, зачисляемого до 2010 года в бюджеты территориальных внебюджетных фондов обязательного медицинского страхования.


    Структура доходной части бюджета Фонда
    Рис. 1.
    Рисунок не приводится.
    Из данных, приведенных в таблице и на диаграмме, следует, что основную часть доходов бюджета Фонда (71,9%) составляют собственные доходы региона - страховые взносы на ОМС работающего и неработающего населения, а также налоговые поступления.
    Почти четверть доходов бюджета (23,7%) Фонда сформировано за счет безвозмездных поступлений из ФФ ОМС, которые предназначены для финансирования территориальной программы ОМС в рамках базовой программы ОМС и реализации ПНП "Здоровье" в части проведения диспансеризации работающих граждан, детей-сирот, пребывающих в стационарных учреждениях, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
    Кроме того, в рамках реализации ПНП "Здоровье" из областного бюджета поступили субсидии на осуществление дополнительных выплат медицинскому персоналу первичного звена (4,4% доходов).
    3.1.Налоговые и неналоговые доходы:
    3.1.1.Доходы от поступления страховых взносов на обязательное медицинское страхование составили 1806371,2 тыс. рублей или 86,9% от суммы, утвержденной в Законе N 156-ОЗ "О бюджете Территориального фонда...".
    Доходы за счет данного источника на 9,3% превысили объем аналогичных доходов кризисного 2009 года - поступлений единого социального налога в части, подлежащей зачислению в бюджет Фонда.
    Следует, однако, отметить, что планируемый объем страховых взносов на обязательное медицинское страхование, зачисляемых в бюджет Фонда, был согласован с главным администратором этих доходов - государственным учреждением - отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области в сумме 2079720,4 тыс. рублей. В результате низкой собираемости обязательных платежей, подлежащих зачислению в бюджет ТФ ОМС, невыполнение по данной статье доходов составило 273349,2 тыс. рублей (13,1% плана).
    3.1.2.Недоимка и пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения поступили в сумме 3329,5 тыс. рублей или 100% утвержденных назначений и 103,4% поступлений 2009 года.
    3.1.3.Налоговые доходы в сумме 254944,6 тыс. рублей составили 3,8% общих доходов против 27% в структуре доходов 2009 года, что связано с отменой единого социального налога.
    Налоги на совокупный доход предприятий и организаций поступили в сумме 137112,9 тыс. рублей, что составляет 105% утвержденных назначений и на 14,4% больше, чем в 2009 году.
    При этом только единый сельскохозяйственный налог в сумме 2420,5 тыс. рублей поступил в меньшем объеме, чем запланировано (98%), превысив на 4,5% уровень 2009 года. Доходы же по налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (53944 тыс. рублей) и налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (80748,4 тыс. рублей), поступили с перевыполнением утвержденных назначений - на 6,9% и 3,9% и с превышением объемов, поступивших в 2009 году, на 12,8% и 15,8%, соответственно.
    Доходы от перечисления в бюджет задолженности и перерасчетов по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам составили 117831,7 тыс. рублей, что почти в 35 раз больше, чем аналогичные поступления 2009 года. Рост доходов по данному источнику обусловлен поступлением задолженности прошлых лет по единому социальному налогу в части, зачисляемой в бюджет Фонда, в сумме 112 879,7 тыс. рублей.
    3.1.4.Уровень поступления прочих неналоговых доходов в 2010 году ниже, чем в 2009 году на 19,5%. Доходы составили 114370,4 тыс. рублей (101,7% утвержденных назначений), в том числе:
    - 91901,6 тыс. рублей - межтерриториальные расчеты - поступления от территориальных фондов ОМС других субъектов РФ в счет возмещения оплаченных Фондом медицинских услуг, оказанных жителям, застрахованным в других субъектах РФ. Исполнение этих доходов составило 102,1% утвержденных назначений и 95,3% к уровню 2009 года. Это связано с уменьшением количества пролеченных в Воронежской области граждан, имеющих медицинские полисы других субъектов, с 123,8 до 116,4 тысяч человек;
    - 22465,1 тыс. рублей (100% утвержденных назначений) - межтерриториальные расчеты - поступления от страховых медицинских организаций в возмещение сумм, оплаченных Фондом за медицинскую помощь, застрахованным жителям Воронежской области, оказанную на территории других регионов (города Москва, Белгород, Липецк, Тамбов и др.). Объем данных средств в 1,5 раза больше, чем в 2009 году, что обусловлено увеличением контингента жителей Воронежской области, пролеченных на других территориях, с 162,8 тысяч человек до 212,7 тысяч человек. В основном, это неработающие граждане и дети, родители которых работают в указанных регионах, будучи застрахованными по ОМС на территории Воронежской области;
    - 3,7 тыс. рублей - прочие доходы: возвраты ЛПУ за межтерриториальные расчеты 2009 года (5,9 тыс. рублей), возврат госпошлины, уплаченной в 2009 году в связи с подачей кассационной жалобы (5,3 тыс. рублей), поступления пени за нарушение сроков поставки по заключенным договорам (3 тыс. рублей), налог на прибыль по внереализационным доходам (10,5 тыс. рублей со знаком "минус").
    3.1.5.Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов прошлых лет, имеющих целевое назначение, составил 15193,8 тыс. рублей (со знаком минус) или 102% от утвержденной суммы, в том числе:
    - возврат в областной бюджет остатка средств на 01.01.2010 на дополнительные выплаты медицинским работникам первичного звена - 14900,9 тыс. рублей;
    - возврат в бюджет ФФ ОМС:
    - 262,0 тыс. рублей - остатки субсидий на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан;
    - 30,9 тыс. рублей - остаток субвенции на дополнительные выплаты медработникам первичного звена.
    Остатки субсидии и субвенции возвращены медицинскими учреждениями, допустившими нецелевое использование этих средств, выявленное проверками Фонда.
    3.1.6.Прочие поступления составили 364,1 тыс. рублей. Это возвраты ЛПУ использованных не по целевому назначению средств (292,9 тыс. рублей) на дополнительную диспансеризацию граждан и выплаты медперсоналу первичного звена, денежные штрафы с виновных лиц в возмещение ущерба имуществу и т.д. (41,6 тыс. рублей), компенсации затрат бюджета Фонда (23,5 тыс. рублей), доходы от реализации материальных запасов (6,1 тыс. рублей).
    3.2.Безвозмездные поступления:
    3.2.1.Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ:
    - поступления из областного бюджета страховых взносов на ОМС неработающего населения в сумме 2633551,0 тыс. рублей исполнены на уровне предыдущего года и составили 39,5% доходов бюджета Фонда против 39,9% в 2009 году.
    Утвержденные назначения по данному виду доходов Фонда исполнены в полном объеме. Однако платеж на одного неработающего жителя Воронежской области в 2010 году составил 1786,7 рубля, что на 0,2 рубля меньше, чем в 2009 году. Это ниже среднего показателя платежа на одного неработающего, сложившегося еще в 2009 году: по Российской Федерации - на 27% (2445,7 рубля), по Центральному Федеральному округу - на 30% (2557,6 рубля). Численность застрахованного неработающего населения составляет: на 01.01.2010 - 1473850 человек, на 01.01.2011 - 1473980 человек.
    - поступления из областного бюджета на дополнительные выплаты медработникам первичного медико-санитарного звена (федеральные субсидии, перечисляемые с 2009 года через бюджеты субъектов РФ) - 292368,0 тыс. рублей (94,9% к утвержденному объему ассигнований и к доходам 2009 года).
    Уменьшение данных доходов по сравнению с 2009 годом объясняется тем, что по этой статье доходов отражены субсидии с учетом возврата в областной бюджет невостребованного остатка в сумме 15552,5 тыс. рублей в 2010 году. Фактически в бюджет Фонда доходы по данному источнику поступили в полном объеме - 307920,5 тыс. рублей. Однако израсходовано только 94,9% средств, остальная сумма возвращена в областной, затем в федеральный бюджет. Указанные выплаты в 2010 году произведены Фондом в полном объеме в соответствии с потребностью, заявленной медицинскими учреждениями.
    Следует отметить, что с 2008 года численность врачей первичного звена, включенных в региональный сегмент федерального регистра медицинских работников, получающих дополнительные выплаты в размере 10 тыс. рублей, в области снижается. Так, на 01.01.2011 она составила 1196 человек против 1223 на 01.01.2010 и 1269 человек на 01.01.2009, что свидетельствует об оттоке врачей из первичного медико-санитарного звена и отрицательно сказывается на доступности медицинской помощи населению. Одной из причиной данной ситуации является тот факт, что в условиях инфляционных процессов дополнительные выплаты с 2007 года не индексировались.
    3.2.2.Межбюджетные трансферты Федерального фонда ОМС поступили в сумме 1579839,2 тыс. рублей, что составляет 100,6% плана и 89,8% аналогичных поступлений 2009 года. Снижение объема трансфертов обусловлено уменьшением дотации на выполнение территориальной программы ОМС (на 171,4 млн. рублей) и отменой субсидии на обязательное медицинское страхование детей (в 2009 году - 45,2 млн. рублей). В структуре доходов Фонда межбюджетные трансферты ФФ ОМС составили 23,7% (в 2009 году - 26,7%) и включают следующие группы доходов:
    - дотация ФФ ОМС на выполнение территориальной программы ОМС в рамках базовой программы ОМС в сумме 1453721,7 тыс. рублей (100,6% плана и 89,5% к 2009 году);
    - субсидии федерального бюджета на выполнение территориальной программы ОМС в рамках реализации ПНП "Здоровье" в сумме 126117,5 тыс. рублей, в том числе:
    - субсидии на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан перечислены в объеме 115558,8 тыс. рублей (100,0% утвержденных назначений и 148,5% доходов 2009 года). Увеличение уровня данных доходов по сравнению с 2009 годом связано с увеличением плановой численности работающих граждан, подлежащих диспансеризации в 2010 году, на 36212 человек. Диспансерный осмотр в 2010 году прошли 110901 человек, в 2009 году - 74689 человек, тариф за диспансеризацию одного гражданина составил, как и в 2009 году, 1042 рубля;
    - субсидии на диспансеризацию пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, составили 10558,7 тыс. рублей (100% плана и 89,7% к уровню 2009 года). Доходы по данному источнику уменьшились по сравнению с предыдущим годом в связи со снижением количества детей данных категорий с 4975 до 4504 человек. При этом тарифы на диспансеризацию одного ребенка остались на уровне 2009 года: до 4 лет - 1877,5 рубля, от 5 до 17 лет - 2377,6 рубля.
    4.Анализ исполнения расходов бюджета
    Территориального фонда ОМС Воронежской области
    4.1.Кассовые расходы Фонда в отчетном году составили 6715929,5 тыс. рублей или 95,8% к расходам, утвержденным сводной бюджетной росписью на 2010 год, и 99,4% к расходам 2009 года. В сопоставимых ценах с учетом уровня инфляции расходы Фонда сократились на 7,9% к предшествующему году.
    Характеристика исполнения расходной части бюджета Фонда приведена в таблице 2 и на диаграмме 2 (не приводится).
    Таблица 2
    Расходы бюджета Территориального фонда обязательного
    медицинского страхования Воронежской области
  3. Наименование показателя Исполнено (тыс. рублей) Исполнение, % Структура расходов, %
    к плану 2010 года к факту 2009 года
    РАСХОДЫ, всего 6 715 929,5 95,8 99,4 100
    Общегосударственные вопросы 128 605,7 93,0 99,5 1,9
    Выполнение управленческих функций 128 605,7 93,0 99,5 1,9
    Здравоохранение, физическая культура и спорт 6 587 323,8 95,8 99,4 98,1
    Амбулаторная помощь (в рамках реализации ПНП "Здоровье"): 418 485,5 96,4 109,3 6,2
    - финансовое обеспечение денежных выплат врачам участковым и их медицинским сестрам 292 368,0 94,9 99,7 4,3
    - проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан 115 558,8 100,0 148,5 1,7
    - диспансеризация пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации 10 558,7 100,0 89,7 0,2
    Другие вопросы в области здравоохранения, физической культуры и спорта 6 168 838,3 95,8 99,5 91,9
    Выполнение территориальной программы ОМС в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования 6 168 838,3 95,8 99,5 91,9
  4. Структура расходной части бюджета Фонда
    Рис. 2
    Рисунок не приводится.
    Анализ структуры расходной части бюджета Фонда показывает, что основная доля расходов Фонда (91,9%) в объеме 6168838,3 тыс. рублей направлена на финансирование территориальной программы ОМС в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. Эти расходы составляют 95,8% утвержденной суммы и на 0,5% (27918,7 тыс. рублей) ниже уровня финансирования территориальной программы ОМС в 2009 году.
    Свыше 6% расходов - 418485,5 тыс. рублей направлено на социальные выплаты в рамках реализации мероприятий ПНП "Здоровье": произведены выплаты медицинскому персоналу первичного звена и расходы на диспансеризацию работающих граждан, а также пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
    Менее 2% всех расходов - 128605,7 тыс. рублей приходится на выполнение управленческих функций - содержание исполнительной дирекции Фонда.
    4.2.Территориальная программа обязательного медицинского страхования на 2010 год была утверждена в составе ПГГ в сумме 6574615,5 тыс. рублей с дефицитом 28,9% к расчетной стоимости и ростом к 2009 году всего на 4,6%. Фактическое исполнение программы согласно статистической форме N 62 составило 6596083,6 тыс. рублей (100,3% к плану и 112,4% к 2009 году), фактический дефицит - 28,6%.
    На реализацию программы ОМС страховым медицинским компаниям и на межтерриториальные расчеты в 2010 году направлено 6168838,3 тыс. рублей. Медицинскими учреждениями с учетом остатков на начало 2010 года (более 400 млн. рублей) фактически израсходовано 6369881,6 тыс. рублей, что составляет 100,1% утвержденного объема и на 8,5% больше, чем в предыдущем году. На начало 2011 года остатки средств ОМС в ЛПУ области составили 208,8 млн. рублей - менее двухнедельного запаса. При этом в четверти ЛПУ средств ОМС не осталось вообще.
    Подушевой норматив (финансирование обязательного медицинского страхования одного жителя области) увеличился по отношению к предыдущему году на 12,5% и составил 2908,1 рубля. Вместе с тем его по-прежнему нельзя назвать достаточным, поскольку от федерального норматива (4059,6 рубля) он составляет только 71,6%.
    Анализ структуры медицинской помощи в системе ОМС показал, что динамика объемов по всем видам помощи в целом соответствует программе оптимизации здравоохранения, направленной на снижение стационарной помощи и развитие амбулаторных видов помощи.
    Так, по сравнению с 2009 годом объем стационарной помощи в расчете на одного застрахованного снизился на 1%, в дневных стационарах - на 0,4%. Объем помощи, оказанной за счет средств ОМС в амбулаториях и поликлиниках, увеличился на 0,2%. Вместе с тем утвержденные территориальной программой ОМС нормативы объемов медицинской помощи на одного жителя области не выдержаны. По стационарной и стационарозамещающей помощи они превышены на 7,8% и 8,4% соответственно, а по амбулаторно-поликлинической - на 2,8% ниже утвержденных.
    Не достигнуты и федеральные нормативы по объемам медицинской помощи. По амбулаторно-поликлинической помощи отклонение составляет 16,4% (7,325 посещения в год при рекомендованном количестве посещений - 8,762). По стационарной помощи, несмотря на постепенное снижение объемов этого самого затратного вида медицинской помощи в расчете на одного жителя, превышение федерального норматива составило 16,7% (при нормативе 1,894 койко-дня фактически на одного жителя области приходится 2,210 койко-дня в год). Наиболее близки к федеральному нормативу (0,49 пациенто-дня) объемы медицинской помощи в дневном стационаре, которые составили 0,519 пациенто-дня в год.
    Анализ финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи (тарифы на медицинские услуги) показал, что последний раз тарифы на медицинские услуги повышались в сентябре 2008 года. В 2010 году тарифы повышались для отдельных ЛПУ (ГУЗ ВОКБ N 1 - на 46%, МУЗ ГКБСМП N 10 - на 31%, МУЗ ГКБСМП N 1 - на 24% - 31%). В результате средние тарифы незначительно выросли в сравнении с 2009 годом: по стационарной помощи только на 5,1% до 688,4 рубля за койко-день, по амбулаторно-поликлинической помощи - на 1% до 138,4 рубля за одно посещение, а по дневному стационару не изменились (317,2 рубля). При этом они по-прежнему остаются ниже федеральных: по стационарной помощи - на 41%, по дневному стационару - на 32,6%, по амбулаторно-поликлинической - на 17,8%.
    Фактические расходы средств ОМС на единицу объема медицинской помощи возросли в 2010 году на 11,2% (стационар), 24,1% (дневной стационар) и 15,1% (поликлиника) к уровню 2009 года, но остаются ниже федеральных нормативов.
    Действующий уровень тарифов на медицинские услуги приводит к тому, что лечебные учреждения зачастую нарушают условия тарифного соглашения по соблюдению установленных пропорций финансирования статей расходов (оплата труда, приобретение медикаментов, продуктов питания, мягкого инвентаря).
    Так, амбулаторно-поликлиническими учреждениями (отделениями) на зарплату направлено 86,5% израсходованных средств при нормативе 83%. На медикаменты направлено 10,9% (норматив 10%). При этом, из рекомендованных 1,5% на мягкий инвентарь израсходовано только 0,5%, а на прочие расходы - 2,1% при нормативе 5,5%.
    В стационарах пропорции распределения средств следующие: зарплата - 69,6% при нормативе 70%, медикаменты - 20,5% (норматив - не менее 18%), питание - 8,5% (норматив 8%), мягкий инвентарь - 0,8% (1,5%), прочие расходы - 2% (норматив 2,5%). Указанные пропорции расходов практически соответствуют условиям тарифного соглашения по стационарной помощи.
    Однако в 2010 году имело место использование средств на статьи расходов, не включенных в состав тарифов на медицинские услуги в системе ОМС, в сумме 1562,7 тыс. рублей, что составляет 0,02% всех расходов ЛПУ.
    В структуре расходов медицинских учреждений за счет средств ОМС расходы на оплату труда составляют основную долю - 72,7% (4632323,6 тыс. рублей), что выше уровня 2009 года на 13,1%.
    На приобретение медикаментов и изделий медицинского назначения лечебные учреждения области израсходовали в 2010 году 1044966,3 тыс. рублей, что на 3,5% (37852,2 тыс. рублей) ниже уровня 2009 года. Удельный вес этих расходов составил 16,4% в структуре всех расходов в системе ОМС против 19,1% в предыдущем году. Соответственно, уровень медикаментозного обеспечения ЛПУ области существенно снизился.
    Так, стоимость единицы объема медицинской помощи по медикаментам уменьшилась по сравнению с 2009 годом по стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи: койко-дня - с 151,8 рубля до 134,2 рубля (на 11,6%), одного посещения - с 15,1 рубля до 14,9 рубля (на 1,3%).
    В качестве положительного момента стоит отметить, что в дневных стационарах стоимость одного пациенто-дня по медикаментам возросла от 52,7 рубля до 54,3 рубля.
    Расходы на питание больных в ЛПУ снизились к уровню 2009 года на 2759,0 тыс. рублей, уменьшилась и их доля в структуре расходов стационаров с 8,7% до 7,8%. Средняя стоимость койко-дня по питанию в 2010 году осталась на уровне 2009 года и составила 58,7 рубля (в 2009 году - 58,6 рубля), что недостаточно для выполнения натуральных норм питания.
    4.2.1.Расходы Фонда на ведение дела страховых медицинских организаций, входящие в состав оплаты медицинских услуг, в 2010 году снизились относительно 2009 года на 3,4% и составили 68842,7 тыс. рублей или 1,2% суммы средств, направленных на финансирование программы ОМС. Следует отметить, что норматив расходов на ведение дела СМО на 2010 год по решению правления ТФ ОМС остался на уровне 2009 года - 1,2% для всех страховых компаний. Фактические расходы страховых компаний с учетом остатков на начало года и доходов СМО от формирования резерва финансирования предупредительных мероприятий и отчислений от штрафных санкций, примененных к ЛПУ, составили 97596,3 тыс. рублей. Остатки средств на ведение дела в страховых компаниях по состоянию на 1 января 2011 года составили 52997,8 тыс. рублей, в том числе: Росно-МС - 14992,5 тыс. рублей, Инко-Мед - 35307,5 тыс. рублей, Согаз-Мед - 2697,8 тыс. рублей.
    4.2.2.Резерв финансирования предупредительных мероприятий страховых медицинских организаций формировался СМО в 2010 году в соответствии с нормативом, установленным ТФ ОМС.
    Использование средств резерва осуществлялось в соответствии с планом мероприятий по финансированию ЛПУ Воронежской области за счет РФПМ. В 2010 году планом мероприятий, утвержденным исполнительным директором Фонда, предусмотрено финансирование ЛПУ области в сумме 391563,7 тыс. рублей, в том числе на приобретение медицинского оборудования для 40 ЛПУ области - 377338,7 тыс. рублей, на повышение квалификации медработников - 2000 тыс. рублей, на приобретение запасных частей для медтехники и расходных материалов - 12225 тыс. рублей.
    Фактически резервы финансирования предупредительных мероприятий страховыми компаниями сформированы в общем объеме 229756,2 тыс. рублей, с учетом остатка на начало года - 310283,8 тыс. рублей. В течение 2010 года использовано 305732,4 тыс. рублей (в 2009 году - 110692,6 тыс. рублей). На сумму 292410,7 тыс. рублей приобретено современное медицинское оборудование для 34 ЛПУ на сумму 11427,4 тыс. рублей - запасные части для медтехники, на повышение квалификации медицинских работников направлено 1894,3 тыс. рублей. В связи с тем что РФПМ сформирован в меньшем объеме, чем запланировано, Аннинская, Новоусманская, Терновская и Эртильская ЦРБ, МУЗ ГКБ N 2 им. Федяевского и роддом N 3 нового медицинского оборудования (аппараты ИВЛ, кардиомониторы, дефибрилляторы, урологическое и стоматологическое оборудование и др.) не получили. Остаток резервного фонда на начало 2011 года составил 4551,4 тыс. рублей.
    4.3.Нормированный страховой запас с учетом остатка на начало года (114352,1 тыс. рублей) сформирован в объеме, предусмотренном Законом Воронежской области от 07.12.2009 N 153-ОЗ (с изменениями от 30.06.2010) "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования...", - 614111,0 тыс. рублей.
    На реализацию территориальной программы ОМС из НСЗ направлено 306073,2 тыс. рублей в основном в страховую медицинскую компанию "Инко-мед" в связи с дефицитом средств на оплату счетов ЛПУ за пролеченных неработающих граждан. Как и в 2009 году, недостаток средств на оплату счетов данной компанией обусловлен тем, что она обслуживает почти 68% застрахованного неработающего населения области, которое чаще всего обращается за медицинской помощью. Кроме того, на межтерриториальные расчеты из НСЗ израсходовано 235850,1 тыс. рублей.
    Неиспользованный остаток средств нормированного страхового запаса в размере 109688,9 тыс. рублей направлен на финансирование территориальной программы ОМС 2011 года.
    4.4.На реализацию приоритетного национального проекта "Здоровье" направлено 418485,5 тыс. рублей, что на 9,3% больше, чем в 2009 году, и 3,4% ниже плановых назначений:
    - на дополнительные выплаты медицинскому персоналу первичного звена - 292368,0 тыс. рублей (94,9% бюджетных назначений). Низкий процент исполнения связан с тем, что выплаты медицинским работникам первичного звена исчисляются за фактически отработанное время с учетом нахождения работников на больничном листе, в очередном отпуске и т.д., а также с недостаточной укомплектованностью ЛПУ врачебными кадрами;
    - дополнительная диспансеризация работающих граждан проведена 110901 человеку (100% плана) на сумму 115558,8 тыс. рублей. Это на 48,5% превышает объем средств, использованных на те же цели в 2009 году, когда осмотры прошли 74689 человек. Следует отметить, что среди обследованных работающих граждан в 2010 году практически здоровых оказалось 24,3% (в 2009 году - 17%). Число лиц, отнесенных по результатам диспансеризации ко 2-й группе здоровья, снизилось с 14% в 2009 году до 11,7%. Самая многочисленная 3-я группа здоровья, к которой отнесены граждане, нуждающиеся в дополнительном обследовании и амбулаторном лечении, составила 63,1% против 67% в 2009 году. Это обусловлено тем, что среди граждан, прошедших дополнительную диспансеризацию в 2010 году, 44,3% - лица старше 45 лет, а в 2009 году эта категория составляла почти 47%;
    - на диспансеризацию пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, использовано 10558,7 тыс. рублей - (100% плана и 89,7% расходов 2009 года). Диспансеризацию прошли 4504 подлежащих диспансеризации детей (в 2009 году - 4975 детей).
    4.5.Расходы на содержание исполнительной дирекции Фонда произведены на уровне 2009 года в сумме 128605,7 тыс. рублей или 1,9% общего объема доходов. Утвержденная смета расходов на содержание аппарата ТФ ОМС исполнена на 93%.
    5.Переходящие остатки бюджета ТФ ОМС
    Остаток средств Фонда, как уже отмечалось, в течение 2010 года уменьшился на 45985,3 тыс. рублей и составил на начало 2011 года 109688,9 тыс. рублей.
    6.Выводы и предложения
    Анализ отчета об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области за 2010 год показал, что запланированный объем доходов достигнут не был, соответственно, рост к 2009 году составил только 1,2%.
    Основной причиной послужило невыполнение утвержденных назначений по страховым взносам на обязательное медицинское страхование на 273,3 млн. рублей (13,1% от плана).
    Незначительный рост доходов относительно 2009 года связан также со снижением дотации Федерального фонда ОМС на выполнение территориальной программы ОМС на 10,5% к предыдущему году (171,4 млн. рублей). Кроме того, страховой платеж на ОМС неработающего населения из областного бюджета не индексировался и в течение трех лет поступал в одном и том же объеме, тогда как численность неработающего населения области за 2009 - 2010 годы выросла на 3,5 тысячи человек. Наконец, с 2010 года исключены поступления из бюджета Федерального фонда ОМС в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования субсидий на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей), составившие в 2009 году 45,2 млн. рублей.
    Тем не менее за счет снижения остатков, сложившихся на конец 2010 года как в Фонде, так и в медицинских учреждениях, фактический дефицит территориальной программы ОМС уменьшился с 28,9% до 28,6%. Удалось увеличить расходы в системе ОМС в среднем на 12,4%.
    Однако подушевой норматив (финансирование на одного жителя за счет средств ОМС) по-прежнему недостаточен, составляя от федерального лишь 71,6%. Поэтому целый ряд проблем здравоохранения в сфере обязательного медицинского страхования области остается нерешенным:
    - утвержденные нормативы объемов медицинской помощи не выполняются и не достигают федеральных;
    - рекомендованные тарифным соглашением нормативы расходов в большинстве ЛПУ не соблюдаются, согласно отчету об исполнении программы госгарантий имело место нецелевое использование средств ОМС;
    - объем расходов ЛПУ на медикаменты снизился к уровню 2009 года на 37,9 млн. рублей (3,5%), а доля этих расходов - с 19,1% до 16,4%, что реально не позволило обеспечить лечебные учреждения лекарственными средствами в необходимых объемах даже на уровне 2009 года;
    - расходы на питание больных в 2010 году снижены на 2,8 млн. рублей (0,9%), поэтому вопрос выполнения натуральных норм питания остается открытым;
    - согласно отчетам страховых компаний продолжается выявление случаев взимания с жителей области платы за оказание медицинских услуг, которые в рамках территориальной программы ОМС должны предоставляться бесплатно.
    Вместе с тем Контрольно-счетная палата отмечает, что при исполнении бюджета Фонда нормы бюджетного законодательства в целом соблюдены. Поэтому причин для отклонения отчета правительства Воронежской области об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области в 2010 году Контрольно-счетная палата не усматривает.
    Председатель Контрольно-счетной палаты
    Воронежской области
    В.Н.ОЛЕМСКОЙ
    Заместитель председателя
    Контрольно-счетной палаты
    Воронежской области
    Л.В.АНТОНОВА
    Начальник отдела по контролю
    расходов на здравоохранение, спорт,
    занятость населения и СМИ
    Л.Н.ШИЛЬНИКОВА