Воронежская область
Отчет от 28 апреля 2010 года

Отчет о результатах проверки целевого и эффективного использования государственных средств, выделенных на осуществление лесоохранных и лесовосстановительных мероприятий управлению лесного хозяйства Воронежской области в 2007 — 2008 годах

Принят
Контрольно-счетной палатой Воронежской обл.
28 апреля 2010 года
    Основание для проведения проверки: Закон "О Контрольно-счетной палате Воронежской области", п. 18 плана работ КСП Воронежской области на 2009 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 15.01.2009 N 3.
    Цель проверки: оценка эффективности и целевого использования бюджетных средств, выделенных на осуществление лесоохранных и лесовосстановительных мероприятий управлению лесного хозяйства Воронежской области в 2007 - 2008 годах.
    Предмет проверки: нормативные правовые акты, бухгалтерская, финансовая и иная отчетность управления лесного хозяйства Воронежской области.
    Проверяемый период: 2007 - 2008 годы.
    Перечень проверенных объектов: управление лесного хозяйства Воронежской области, ОГУ "Лесная охрана", ОГУ "Воронежское лесничество", ОГУ "Новохоперское лесничество", ОГУ "Пригородное лесничество", ОГУ "Павловский лесхоз", ОГУ "Семилукское лесничество".
    В ходе проверки установлено:
    Организационная структура и осуществление функций государственного управления лесными ресурсами на территории Воронежской области
    Государственное управление в сфере лесных отношений регулируется введенным с 01.01.2007 новым Лесным кодексом РФ (далее - ЛК РФ), который предусматривает передачу органам власти субъектов РФ основных полномочий по управлению землями лесного фонда.
    Исполнительным органом Воронежской области по реализации государственной политики в сфере лесных отношений в декабре 2006 года определено управление лесного хозяйства Воронежской области (далее - Управление), к основным полномочиям которого относятся:
    - ведение государственного лесного реестра лесов, расположенных в границах области;
    - разработка лесного плана области, проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств;
    - предоставление лесных участков в пользование, заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, организация и проведение соответствующих аукционов;
    - обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов и осуществление государственного лесного контроля и надзора.
    Кроме того, реализацию отдельных функций государственного лесного контроля и надзора, а также мероприятий по защите и воспроизводству лесов осуществляют подведомственные Управлению областные государственные учреждения: ОГУ "Лесная охрана" и 23 лесничества, отвечающие за выполнение лесохозяйственных регламентов на подведомственных территориях, разделенных на 76 участковых лесничеств.
    Реорганизация подведомственных Управлению учреждений
    Следует отметить, что реорганизация лесхозов на территории области проводилась в течение 2 лет. В конце 2006 года лесхозы были преобразованы из федеральных в областные государственные учреждения. В начале 2007 года создано областное государственное учреждение "Лесная охрана" (далее - ОГУ "Лесная охрана") со структурными подразделениями - лесхозами (которые впоследствии были преобразованы в 23 лесничества (филиалы ОГУ "Лесная охрана").
    Областные учреждения стали правопреемниками имущества, прав и обязательств (задолженности) федеральных лесхозов. В результате реорганизации имущество от лесхозов остаточной стоимостью 138285,9 тыс. рублей перешло в ОГУ "Лесная охрана". Износ полученного имущества составлял 75,5%, в том числе недвижимого - 63,1%, движимого - 88,2%.
    Следует обратить внимание на разделение функций в области ведения лесных отношений. Если ранее федеральными лесхозами осуществлялись как управленческие, так и исполнительные функции, то согласно действующему ЛК РФ функции управления и контроля закреплены за областными учреждениями, а исполнение мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов возложено на хозяйствующие субъекты различных организационно-правовых форм. В связи с этим на базе бывших лесхозов создано 25 обществ с ограниченной ответственностью и одно муниципальное унитарное предприятие. В ходе реорганизации из 2382 человек, ранее работавших в лесхозах, трудоустроено в подразделения ОГУ "Лесная охрана" 650 человек, в хозяйствующие субъекты 1473 человека.
    Преобразование лесхозов проводилось путем слияния 21 лесхоза в 6 укрупненных: ОГУ "Воронежский лесхоз", ОГУ "Теллермановский лесхоз", ОГУ "Бобровский лесхоз", ОГУ "Богучарский лесхоз", ОГУ "Давыдовский лесхоз", ОГУ "Павловский лесхоз". Далее, в феврале 2008 года все укрупненные лесхозы были присоединены к ОГУ "Павловский лесхоз", к которому перешли все обязательства ликвидируемых лесхозов, в том числе задолженность по заработной плате, налогам и пр., которая на начало 2008 года составляла 19456,8 тыс. рублей. Встречная проверка учреждения показала, что процедура ликвидации сопровождалась задержками по выплате заработной платы работникам лесхозов, например ОГУ "Бутурлиновский лесхоз" и ОГУ "Воронцовский лесхоз", ранее присоединенным к ОГУ "Павловский лесхоз". В связи с чем работники ОГУ "Воронцовский лесхоз" обратились в суд, по решению которого выплачена заработная плата в сумме 719,8 тыс. рублей по 45 исполнительным листам спустя полгода с момента присоединения. Сотрудникам ОГУ "Бутурлиновский лесхоз" заработная плата в размере 747,7 тыс. рублей выплачена спустя 8 месяцев.
    В августе 2008 года администрацией Воронежской области принято решение о ликвидации ОГУ "Павловский лесхоз". На проведение расчетов с кредиторами из областного бюджета в IV квартале 2008 года выделены средства в сумме 22853,4 тыс. рублей, из которых 21440,8 тыс. рублей направлено на погашение задолженности по заработной плате, налогам и выплату начисленных пеней и штрафов. Несмотря на это, до настоящего времени ОГУ "Павловский лесхоз" не ликвидировано по причине судебных разбирательств с Фондом социального страхования РФ (далее - ФСС) по поводу капитализации денежных средств в объеме 26938,7 тыс. рублей, необходимой для дальнейших выплат 87 работникам за вред, причиненный жизни или здоровью (ст. 1093 ГК РФ).
    Необходимо отметить, что процедура ликвидации учреждения, аккумулирующего долги бывших лесхозов, привела к значительной нагрузке на областной бюджет. Более того, в случае решения суда в пользу ФСС при ликвидации на ОГУ "Павловский лесхоз" возлагаются обязанности по капитализации средств для осуществления выплат сумм возмещения вреда пострадавшим лицам, которые выплачивались бы из ФСС при продолжении деятельности учреждения.
    В связи с этим указано на целесообразность не ликвидации учреждения, а его преобразования, что и предусмотрено статьей 11 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ".
    Постановлением правительства Воронежской области от 18.05.2009 N 408 прекращена процедура ликвидации ОГУ "Павловский лесхоз" и принято решение о его присоединении к ОГУ "Павловское лесничество".
    Нормативно-правовое регулирование в области лесных отношений на территории Воронежской области
    В соответствии с Лесным кодексом РФ разработана нормативно-правовая база для ведения лесных отношений на землях, находящихся в собственности Воронежской области. В ноябре 2007 года принят Закон Воронежской области "О регулировании отдельных лесных отношений на территории Воронежской области". В 2008 году в соответствии с указанным законом приняты постановления администрации области, определяющие ставки платы за использование лесных участков в целях аренды и ставки платы по договорам купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан.
    Губернатором Воронежской области в декабре 2008 года утвержден Лесной план Воронежской области сроком на 10 лет, который одобрен Минсельхозом России и является документом планирования, освоения, воспроизводства, охраны и защиты лесов.
    Разработаны и согласованы с департаментом лесного хозяйства по Центральному федеральному округу лесохозяйственные регламенты для деятельности 23 лесничеств.
    Общая характеристика лесов Воронежской области
    Земельный фонд Воронежской области составляет 5221,6 тыс. га. Леса области занимают 501,7 тыс. га и расположены:
    - на землях лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, - 416,2 тыс. га;
    - землях, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, - 47 тыс. га;
    - особо охраняемых природных территориях - 33,9 тыс. га (Воронежский государственный биосферный заповедник - 17,7 тыс. га; Хоперский государственный природный заповедник - 16,2 тыс. га);
    - землях населенных пунктов - 0,2 тыс. га;
    - землях Министерства обороны РФ (Курское военное лесничество) - 2 тыс. га;
    - землях Министерства образования (Острогожский сельскохозяйственный техникум) - 2,4 тыс. га.
    В ходе проверки были выявлены несоответствия в учете земель лесного фонда:
    - по данным Управления Роснедвижимости по Воронежской области, на начало 2008 года земли лесного фонда составляют 391,4 тыс. га, что меньше на 24,8 тыс. га, чем по данным управления лесного хозяйства (416,2 тыс. га). Расхождение заключается в том, что 24,8 тыс. га лесного фонда, на которые оформлено право собственности Российской Федерации, включены Управлением Роснедвижимости по Воронежской области в кадастровый учет как земли муниципальных образований области (3,8 тыс. га) и города Воронежа (21 тыс. га). Однако решений о переводе в другую категорию указанных земель, находящихся в федеральной собственности в соответствии со ст. 8 Земельного кодекса РФ Правительством РФ не принималось. Таким образом, в нарушение норм действующего законодательства при кадастровом учете земельных участков Управлением Роснедвижимости по Воронежской области изменена категория земель лесного фонда и разрешенное их использование;
    - в Пригородном лесничестве (12,17 тыс. га которого переданы учебно-опытному лесхозу Воронежской государственной лесотехнической академии для научной деятельности) Управлением Роснедвижимости был произведен кадастровый учет земельных участков общей площадью 2,7 тыс. га как земель населенных пунктов с видом использования - жилые, общественные здания (в настоящее время на отдельных участках ведется строительство гаражей и коттеджей);
    - на участке Семилукского лесничества площадью 98,07 га, арендуемом спортивно-оздоровительным потребительским кооперативом "Родник", 6,01 га оформлены УФРС в собственность ООО "Априори" в связи с отнесением Управлением Роснедвижимости этой части участка к землям населенных пунктов;
    - на территории Новоусманского лесничества ООО "Голден 5" (автозаправочная станция) получило в собственность земельный участок площадью 0,2 га согласно приказу Главного управления государственного имущества Воронежской области от 16.05.2007 и зарегистрировало в УФРС право собственности на землю на основании произведенного в 2004 году ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Воронежской области кадастрового учета земельного участка лесного фонда как земли поселений.
    Следует подчеркнуть, что перевод земель лесного фонда в земли населенных пунктов фактически означает прекращение на них любой лесохозяйственной деятельности, а в дальнейшем может привести к потере лесного фонда и уничтожению зеленых лесопарковых зон в пригородной части г. Воронеж. Также необходимо отметить, что нарушения законодательства допускаются со стороны органов, уполномоченных на осуществление контроля за соблюдением государственных интересов и соответствующих норм лесного законодательства (Управление Роснедвижимости, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Воронежской области).
    До настоящего времени не проведена регистрация права собственности РФ на 47 тыс. га бесхозных лесных участков, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций (колхозов и совхозов). С этой целью в 2007 году создана Межведомственная комиссия, в состав которой вошли представители управлений Роснедвижимости, Росрегистрации и Росимущества по Воронежской области. Однако данный вопрос уполномоченными федеральными органами не решен, что свидетельствует о недостаточно оперативной работе в данном направлении.
    Все леса Воронежской области относятся к защитным лесам, выполняющим водоохранные, почвозащитные, оздоровительные и т.п. функции. Промышленная заготовка древесины для нашей области не является профильной, поэтому крупные предприятия лесопромышленного комплекса в области отсутствуют.
    Преобладающими породами лесных насаждений области являются твердолиственные (дуб, ясень, клен, вяз, акация белая), занимающие 190,5 тыс. га, или 54,2% лесных земель, хвойные породы (сосна) занимают 103,8 тыс. га, или 29,5%, мягколиственные (береза, осина, ольха, тополь, липа) - 57,1 тыс. га, или 16,3%.
    Следует отметить тенденцию сокращения покрытых лесами земель на территории области, которая, по данным Лесного плана, за пять последних лет (с 2003 до 2008 года) уменьшилась на 41%. Так, на 8% сократилась площадь, покрытая высокоствольными дубами, на 34% - хвойными молодняками и на 49,7% - молодняками твердолиственных пород. Это снижает защитные и оздоровительные функции леса и может оказать негативное влияние на экологическую ситуацию в целом. В связи с этим необходимо более эффективное проведение лесовосстановительных работ (по заготовке семян, посадке и выращиванию лесокультур, уходу за молодняками), предусмотренных к выполнению по государственным контрактам и договорам аренды лесных участков.
    Мероприятия по защите лесов и лесовосстановлению
    Важным элементом сохранения лесов является их защита и восстановление. Основная задача защиты лесов - предупреждение (профилактика) вспышек массового размножения и распространения вредителей и болезней, способных вызвать гибель насаждений. В лесничествах области на основании проведенных обследований осуществляются мероприятия, направленные на профилактику, а также устранение очагов вредителей и болезней леса, включая санитарные рубки. Проведены лесопатологические обследования в 2007 году на территории 24,4 тыс. га, что в 2,4 раза больше запланированного объема, в 2008 году - на 6,8 тыс. га (при плане 5,4). По результатам обследования и своевременно проведенных лесозащитных мероприятий в целом площадь очагов вредителей леса сократилась с 4,5 тыс. га в 2007 году до 4,2 тыс. га в 2008 году. В то же время наблюдается некоторое увеличение охваченных болезнями площадей хвойного леса: с 29 тыс. га в 2007 году до 32,7 тыс. га в 2008 году.
    Выполнение работ по воспроизводству лесов, их охране и защите в 2008 году на участках, не переданных в аренду, проводилось согласно ст. 19 Лесного кодекса РФ путем размещения заказа по итогам открытого конкурса, проведенного Управлением в соответствии с действующим законодательством. Финансирование работ осуществлялось за счет субвенций из федерального бюджета. Государственными контрактами предусмотрено выполнение работ подрядными организациями на сумму 10905,1 тыс. рублей. Фактически выполнено и оплачено работ на сумму 10561 тыс. рублей.
    Анализ выполнения лесозащитных мероприятий показал, что отдельными подрядчиками работы проведены не в полном объеме. Так, ООО "ВоронежПромСтройЛес" недовыполнил работы по лесопатологическому обследованию на площади 100 га и изготовлению 106 искусственных гнездовий, ООО "Флора" и ГОУ ВГЛТА - по искусственному лесовосстановлению на 17 га.
    Не выполнены работы по выращиванию стандартного посадочного материала в объеме 237 тыс. штук (ООО "Леса Придонья" и ООО "Флора"), уходу в молодняках на 36 га (ООО "Флора"), проектированию лесных участков для заготовки древесины на площади 123 га (ООО "Теллермановский лес" и ООО "Эртильлес"). Также не выполнены обязательства по заготовке семян общим объемом 7140 кг подрядчиками: ООО "ВоронежПромСтройЛес", ООО "Недропром", ООО "Флора", ООО "Россошь-лес", ООО "Теллермановский лес", ООО "Семилукские леса", ООО "Эртильлес".
    Управление в декабре 2008 года направило подрядчикам претензии о необходимости исполнения условий контрактов в кратчайшие сроки, однако при этом не выставляло в судебном порядке требований к нарушителям по взиманию предусмотренной п. 5.4 контрактов неустойки в размере 0,05% от общей суммы работ за каждый день просрочки.
    Охрана лесов от пожаров
    Одной из основных причин гибели лесов являются пожары, для ликвидации которых ОГУ "Лесная охрана" оснащена 24 пожарно-химическими станциями, расположенными на территориях 23 лесничеств. Обнаружение лесных пожаров реализуется с помощью 21 пожарно-наблюдательной вышки и 145 маршрутов наземного патрулирования общей протяженностью 3690 км. Для предупреждения возникновения лесных пожаров проводятся необходимые профилактические противопожарные мероприятия: устройство и уход за противопожарными разрывами и барьерами, организация и содержание пунктов противопожарного инвентаря и др.
    Противопожарное обустройство лесов на арендованных территориях осуществляется арендаторами за свой счет, а на участках, не находящихся в аренде, - хозяйствующими субъектами на основании заключенных с Управлением государственных контрактов на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов.
    В 2007 году на указанные цели выделено 20072,7 тыс. рублей, из них средства областного бюджета - 963,6 тыс. рублей, в 2008 году выделено 118039,7 тыс. рублей, из которых средства областного бюджета - 35076,7 тыс. рублей. Вместе с тем за период 2007 - 2008 годов от пожаров погибло 1078 га лесного фонда. Ущерб составил 1447,3 млн. рублей, затраты на тушение лесных пожаров составили 7978,7 тыс. рублей, из них более 72% - за счет средств федерального бюджета (5806,1 тыс. рублей) и 28% - за счет областного (2172,6 тыс. рублей).
    Для расследования причин возникновения лесных пожаров в органы дознания направлено в 2007 году 5 дел, в 2008 году - 31, возбуждено 2 уголовных дела, 17 находятся на рассмотрении.
    Использование лесов
    В соответствии с видами пользования, определенными новым лесным законодательством, Управлением по состоянию на 01.01.2009 предоставлено:
    - в постоянное (бессрочное) и срочное пользование на безвозмездной основе - 12 лесных участков общей площадью 51,06 га, для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также для рекреационной деятельности;
    - в аренду - 427 лесных участков общей площадью 13555,4 га, в том числе для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов - 47,87 га, заготовки древесины - 185,15 га, осуществления рекреационной деятельности - 718 га, ведения сельского хозяйства - 18 га, разработки месторождений полезных ископаемых - 155,4 га, ведения охотничьего хозяйства - 12165 га.
    Договоры аренды были заключены по результатам аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, проведенных в 2006 году. В 2007 - 2008 годах вышеназванные аукционы не проводились, Управление приводило существующие договоры аренды в соответствие требованиям нового Лесного кодекса РФ.
    В ходе контрольного мероприятия выявлено, что на начало 2009 года из 427 заключенных договоров аренды только 215 (или 50,4%) прошли государственную регистрацию в Управлении Федеральной регистрационной службы по Воронежской области (УФРС), остальные 49,6% в нарушение требований ст. 609 ГК РФ и Постановления Правительства РФ от 28.05.2007 N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности" не зарегистрированы. Следует отметить, что согласно законодательству при отсутствии регистрации заключенные договоры аренды считаются недействительными, и следовательно, существует возможность уклонения недобросовестными арендаторами от уплаты начисленных арендных платежей, взыскание которых в этом случае не имеет правового обоснования.
    Так, например, в ходе встречной проверки Воронежского лесничества установлено, что имеют задолженность по арендной плате арендаторы, заключившие и не зарегистрировавшие договоры для ведения рекреационной деятельности: ООО "Клест" - 35,32 тыс. рублей, ООО "Социальная инициатива" - 5,0 тыс. рублей (направленные Управлением в 2008 году претензии с уведомлением возвращены из-за выбытия адресатов); ООО "Новогор-Воронеж" - 132,46 тыс. рублей (подготовлено исковое заявление в арбитражный суд); ООО "Валентина" по договорам за 2007 - 2008 годы имеет задолженность в сумме 1442,2 тыс. рублей, что составляет 86% общей суммы, не погашенной на момент проверки задолженности арендаторов (1644,4 тыс. рублей), дела рассматриваются в суде, в 2009 году сумма 520,58 тыс. рублей определена к взысканию.
    С целью обеспечения поступлений арендных платежей Управлению необходимо усилить контроль регистрации арендаторами заключенных договоров, при отсутствии которой следует согласно ст. 165 ГК РФ предъявлять иск к нарушителям для вынесения арбитражным судом решения о регистрации договоров.
    Также отмечено нарушение со стороны арендаторов требований ЛК РФ, который предусматривает с 01.01.2009 предоставление на государственную экспертизу проектов освоения лесов и оформления лесных деклараций. На момент проверки 45% пользователей не разработали проекты, а лесные декларации подали только 6 арендаторов (менее 1%).
    Кроме того, при анализе договоров аренды по видам пользования выявлен ряд нарушений:
    1.С арендаторами, использующими лесные участки для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов заключен 21 договор, 16 из которых в нарушение требований Постановления Правительства РФ от 28.05.2007 N 324 не зарегистрированы в УФРС. Фактически за использование участков в 2008 году в федеральный бюджет поступили установленные договорами арендные платежи от 16 арендаторов на общую сумму 441,1 тыс. рублей.
    2.Для ведения охотничьего хозяйства и осуществления охоты трем арендаторам предоставлены участки общей площадью 12165 га. В нарушение п. 6 Правил использования лесов для ведения охотничьего хозяйства, утвержденных Законом Воронежской области "О регулировании отдельных лесных отношений на территории Воронежской области", у арендатора КФХ "Торбово" отсутствует оформленная лицензия на содержание и разведение объектов животного мира. На момент проверки в нарушение пп. 4 п. 5 указанных Правил ООО "Воронежсельмашагро" и КФХ "Торбово" не представили на экспертизу в Управление лесного хозяйства области проекты освоения лесов.
    Следует отметить, что за использование предоставленных участков начисленная сумма арендных платежей в федеральный бюджет в 2008 году составила всего лишь 1,6 тыс. рублей, по ставке арендной платы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 в размере 0,03 рубля (!) за гектар.
    Ставка платы при ведении охотничьего хозяйства и осуществлении охоты на участках, находящихся в собственности Воронежской области, установлена постановлением администрации Воронежской области от 27.05.2008 N 436 также в размере 3 копейки за гектар. (Для сравнения, ставка платы за использование лесных участков для рекреационной деятельности установлена в размере 9740 рублей за гектар.)
    3.Для проведения работ по разработке месторождений полезных ископаемых заключено 8 договоров с арендаторами, имеющими соответствующие лицензии на проведение работ. Общая сумма арендных платежей, поступивших в 2008 году в федеральный бюджет согласно заключенным договорам, составила 1606,4 тыс. рублей.
    В нарушение требований Постановления Правительства РФ от 28.05.2007 N 324 не зарегистрированы в УФРС 3 договора: с ООО "Недраресурс", ООО "Мостострой", ОАО "Воронежское рудоуправление".
    Следует отметить, что договор с ООО "Мостострой", заключенный 29.09.2008, расторгнут дополнительным соглашением в декабре 2008 года в связи с признанием прокуратурой Воронежской области недействительным решения администрации области о предоставлении в аренду лесного участка, находящегося в зеленой зоне Новоусманского лесничества. Работы арендатором не производились.
    Проверкой установлено, что ООО "Недраресурс" и ОАО "Воронежское рудоуправление" работы проводят и арендные платежи перечисляют, однако ОАО "Воронежское рудоуправление" производило в 2008 году оплату за использование участка для добычи огнеупорных глин площадью 9,56 га в сумме 289,4 тыс. рублей, что в 4 раза меньше, чем это установлено переоформленным в 2008 году договором аренды (1253,8 тыс. рублей за пользование участком 33,4 га). В данном случае Управлению следует определить размер фактического использования участка, в соответствие с которым должны быть приведены условия оплаты по договору аренды.
    4.Для ведения сельского хозяйства (сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, выращивания сельскохозяйственных животных и иной сельскохозяйственной деятельности) заключены договоры с 123 арендаторами. Из них в нарушение требований законодательства 82 договора не зарегистрированы в УФРС, 120 арендаторов не представили на экспертизу в Управление проекты освоения лесов. За использование предоставленных участков в 2008 году в федеральный бюджет поступили арендные платежи на общую сумму 56,4 тыс. рублей, из которых 34,7 тыс. рублей - погашенная задолженность за 2006 - 2007 годы.
    5.Для осуществления рекреационной деятельности с 261 арендатором заключены договоры на использование лесных участков в целях организации отдыха, туризма и спортивно-оздоровительной деятельности. Из них 111 договоров, или 42,5%, не зарегистрировано в УФРС. В 2008 году поступили арендные платежи с учетом погашения задолженности прошлых периодов на общую сумму 17777,6 тыс. рублей, в том числе 17768 тыс. рублей - в федеральный бюджет, 9,6 тыс. рублей - в областной (за счет повышения арендной платы по конкурсным предложениям некоторых арендаторов).
    Встречной проверкой использования участков в Пригородном лесничестве установлены следующие нарушения:
    - в Животинновском участковом лесничестве лесной участок площадью 1,5 га самовольно используется под здание кафе при том, что договор аренды с ООО "СКВ" оформлен в 1997 году сроком на 25 лет на использование участка исключительно в культурно-оздоровительных целях. Договор аренды не переоформлен в соответствии с требованиями действующего ЛК РФ. Арендная плата в бюджет не перечисляется. Меры воздействия к указанному арендатору Управлением не принимались;
    - в Правобережном участковом лесничестве МУП СОК "Олимпик" в нарушение требований ст. ст. 41, 72 ЛК РФ использует лесной участок площадью 3,16 га без оформления договора с Управлением. На участке самовольно возведены капитальные строения (киоски, административное здание с летним кафе, кафе "Шашлычная"), при этом нанесенный ущерб лесным насаждениям, по данным Управления, составил 1166,3 тыс. рублей.
    Также отсутствуют в Управлении и не переоформлены ранее заключенные с ВГЛТА договоры аренды с ООО КМТЭ "Кваст", ООО "Технострой", ООО "Здоровье-плюс", ООО "Мастер-98", ЗАО ПКФ "ВКЗ", в/ч N 39882, база "Буревестник". В результате не осуществлялись платежи за пользование участками вышеназванными пользователями общей площадью 4,71 га.
    Потери бюджета за проверяемый период по выявленным фактам только от не перечисленной арендной платы, определенной по минимальным ставкам, составляют порядка 250 тыс. рублей. Вышеназванные примеры свидетельствуют о недостаточном контроле со стороны Управления за использованием лесных участков для решения вопроса об изъятии участков из незаконного пользования.
    Необходимо обратить внимание на проблему правового статуса заключенных договоров аренды в Пригородном лесничестве.
    По действующим нормам законодательства на земельные участки, находящиеся на площадях, закрепленных на праве постоянного (бессрочного) пользования за ВГЛТА, и переданных Управлением в аренду по 36 договорам, должно быть переоформлено право пользования (исключено из постоянного бессрочного пользования в установленном порядке). В противном случае договоры аренды признаются недействительными. Данный вопрос требует рассмотрения совместно с ТУ Федерального агентства по Управлению Федеральным имуществом по Воронежской области и ВГЛТА.
    Заготовка древесины
    Древесина в лесах Воронежской области заготавливается согласно лесному законодательству в порядке проведения ухода за лесом и санитарно-оздоровительных рубок.
    В 2007 году заготовлено 395,2 тыс. куб. м ликвидной древесины, или 93,4% к установленному размеру пользования, в 2008 году на 24% меньше - 299,1 тыс. куб. м (70,7%), при этом выход деловой древесины в общем объеме заготовки не превышает 26%. Причиной неосвоения явилось отсутствие сбыта низкосортной древесины, которая составляет основную часть заготавливаемой древесины.
    В 2008 году древесина заготавливалась: по договорам аренды - 156 тыс. куб. м, по договорам купли-продажи лесных насаждений при выполнении работ по охране, защите и воспроизводству лесов по госконтрактам - 89,5 тыс. куб. м, по договорам купли-продажи для собственных нужд - 0,4 тыс. куб. м, по договорам купли-продажи в исключительных случаях заготовки древесины - 32,4 тыс. куб. м. Кроме того, заготовлено 20,8 тыс. куб. м при проведении рубок лесных насаждений по лесным декларациям, по видам использования лесов, не связанным с заготовкой древесины.
    Проведенный анализ показал, что заготовленный в 2008 году по договорам аренды объем древесины (156 тыс. куб. м) на 4,6% больше, чем в 2007 году (149 тыс. куб. м). Следует отметить, что в связи с изменением утвержденными регламентами лесничеств структуры и видов рубок в 2008 году по сравнению с предыдущим годом платежи по договорам аренды во все уровни бюджетов снизились на 38% и составили 14,8 млн. рублей (12,35 млн. рублей - в федеральный бюджет и 2,45 млн. рублей - в областной).
    Отмечено, что к договорам аренды на заготовку древесины не приложены расчеты-обоснования начисленных сумм арендной платы, что затруднило проверку правильности ее определения.
    В соответствии с Лесным кодексом на арендаторов возложена обязанность по исполнению лесовосстановительных и противопожарных мероприятий на используемых участках. Проверкой установлено, что в 2008 году отдельными арендаторами не в полном объеме исполнялись предусмотренные лесовосстановительные мероприятия. Так, недовыполнили мероприятия: ООО "Фирма "Шипов лес" - по посадке лесокультур и подготовке почв, ООО "Воронежпромстройлес" - по подготовке почв и уходу в молодняках, ООО "Бобров лес" - по отводу лесосек, ООО "Хоперлес" - по выращиванию посадочного материала. Арендатором ООО "Аспект плюс" не выполнены практически все запланированные мероприятия по лесовосстановлению. Тем не менее с нарушителей Управлением не взыскивалась неустойка, предусмотренная пунктом 13 договоров аренды в размере трехкратной стоимости невыполненных работ. Общая сумма непредъявленной неустойки - 1428 тыс. рублей.
    В ходе проверки установлено, что существующие акты выполненных лесовосстановительных работ и противопожарных мероприятий не имеют единой унифицированной формы. С целью надлежащего контроля за исполнением указанных мероприятий Управлению целесообразно разработать и утвердить единую форму приложением к договору аренды.
    За заготовленную древесину в объеме 89,5 тыс. куб. м по 49 договорам купли-продажи лесных насаждений, заключенным при размещении заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов, в федеральный бюджет плата поступила в полном объеме в сумме 3063,2 тыс. рублей. Кроме того, в федеральный бюджет поступило 103,8 тыс. рублей от заготовки 37,6 тыс. куб. м древесины по 6 договорам купли-продажи лесных насаждений в исключительных случаях, на основании актов и материалов обследования насаждений, подтверждающих такие случаи (пожар, подтопление и объедание сосновым шелкопрядом в сильной степени).
    В областной бюджет перечислено 5,9 тыс. рублей за заготовленные 0,4 тыс. куб. м дров по 42 договорам купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан.
    Нарушения в сфере лесного хозяйства и принятые меры, в том числе по противодействию незаконным заготовкам и обороту древесины
    В целях противодействия незаконной заготовке и обороту древесины на территории области в мае 2008 года принято постановление администрации области N 422 "О создании межведомственной комиссии по противодействию незаконным заготовкам и обороту древесины на территории Воронежской области". Кроме того, в рамках соглашения от 27.03.2007 о взаимодействии между Главным управлением внутренних дел и управлением лесного хозяйства Воронежской области для проведения совместных рейдов сформирована постоянно действующая группа из сотрудников милиции и государственных лесных инспекторов. Общая численность государственных лесных инспекторов в Управлении и ОГУ "Лесная охрана" составляет 394 человека.
    В 2008 году по сравнению с предыдущим годом количество выявленных нарушений увеличилось более чем в 2 раза. Если в 2007 году выявлен 81 случай незаконных рубок 1710,5 куб. м древесины с нанесенным ущербом в размере 44312,1 тыс. рублей, то в 2008 году - 172 случая - с объемом 1004 куб. м и ущербом на 27394,8 тыс. рублей. По 170 случаям нарушений лесного законодательства материалы направлены в следственные органы. Однако большинство крупных несанкционированных рубок совершено неустановленными лицами, и причиненный ущерб не возмещается. За проверяемый период взыскан ущерб всего лишь по 99 случаям в сумме 552,8 тыс. рублей, что составляет менее 1% от общего размера нанесенного ущерба, наложены штрафы в сумме 205 тыс. рублей на 87 виновных лиц, 10 нарушителей привлечены к уголовной ответственности.
    Примеры наиболее крупных незаконных рубок в 2008 году:
    Неустановленными лицами произведены рубки лесных насаждений: в Воронежском лесничестве в объеме 24,3 куб. м, в Нижнедевицком участковом лесничестве Семилукского р-на - 18,08 куб. м, в Теллермановском лесничестве Грибановского р-на - 20,5 куб. м. Сумма нанесенного ущерба по каждому вышеназванному случаю составила более 1000 тыс. рублей. В Савальском лесничестве Грибановского р-на вырублено 33,87 куб. м разных деревьев, ущерб - 2130 тыс. рублей.
    В Пригородном лесничестве установлены случаи самовольной рубки и повреждения 28 куб. м лесных насаждений с объемом нанесенного ущерба порядка 600 тыс. рублей, из них:
    - по вине арендатора ООО "Здоровье-плюс" вырублено 3,0 куб. м леса, ущерб - 194,4 тыс. рублей, на территории арендатора МУП ТКОК "Росинка" вырублено 8,67 куб. м (ущерб - 91,7 тыс. рублей);
    - повреждено 6,78 куб. м лесных культур в результате пожара по вине ООО "РЭК Центральный", ущерб - 212 тыс. рублей;
    - арендатором ООО "Мастер-класс" в декабре 2008 года вырублено 29 деревьев для обустройства площадки для катка в зимнее время и игр - в летнее без проекта освоения участка (в настоящее время проект утвержден);
    - не выявленными нарушителями совершена рубка более 8 куб. м насаждений в 4 случаях на общую сумму 67,15 тыс. рублей.
    В Сомовском лесничестве по вине арендатора ООО "Лесная поляна" вырублено 2,1 куб. м деревьев, ущерб - 23,2 тыс. рублей, в Новоусманском лесничестве физическим лицом вырублено 30 куб. м, ущерб - 1245,6 тыс. рублей. Аналогичная ситуация складывается и в текущем году. На территории Новохоперского лесничества в феврале 2009 года выявлен факт незаконной рубки неустановленными лицами 70 дубов и 8 деревьев других пород общей массой 101,9 куб. м. Нанесенный ущерб составил 7437 тыс. рублей. Анализ, проведенный в ходе проверки совместно с ОВД УБЭП ГУВД по Воронежской области, показал, что контрольные объезды закрепленных участков лесниками в 2009 году проводились нерегулярно из-за низкой обеспеченности Новохоперского лесничества топливом и транспортом, в результате чего незаконные рубки обнаружены несвоевременно.
    Следует отметить, что сокращение численности лесников при преобразовании лесхозов в лесничества привело к увеличению более чем в 2 раза площадей, закрепляемых за лесниками. Это снизило уровень контроля использования лесных участков и предотвращения незаконных рубок.
    В 2008 году имели место также случаи самовольного занятия и использования лесных участков в Пригородном лесничестве на площади 3,24 га с нанесенным ущербом 1221,9 тыс. рублей в том числе МУП СОК "Олимпик" - использует 3,16 га, "НИИ связи" - 0,028 га, ООО "Граунд-Войлер" - 0,04 га, кафе "Кавказская кухня" - 0,018 га, а также произведена вырубка неустановленными лицами 4,86 куб. м деревьев на 150 кв. м особо охраняемой территории лесопаркового участка филиала "НИИ лесной генетики и селекции".
    Кроме того, в 2008 году в Павловском лесничестве без оформления договоров аренды использовались лесные участки, занятые детскими оздоровительными лагерями "Чайка" и "Ласточка". В декабре 2008 года после наложения штрафа договор с ДОЛ "Чайка" передан на оформление.
    Зафиксировано 3 случая самовольного использования физическими лицами лесных участков для ведения сельского хозяйства в Коротоякском участковом лесничестве Острогожского р-на. По вышеназванным случаям самовольного использования лесных участков оформлены протоколы нарушений.
    Источники формирования доходов от использования лесного фонда
    В соответствии с законом об областном бюджете за Управлением закреплены функции администратора поступлений платы в бюджетную систему РФ за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда на территории области.
    Управлению на 2007 год Федеральным агентством лесного хозяйства доведен план поступлений доходов в федеральный бюджет в размере 122776,8 тыс. рублей, фактически поступило 131175,3 тыс. рублей (106,8%), в 2008 году - 36908 тыс. рублей (102,7%). В областной бюджет в 2007 году поступило 4855,8 тыс. рублей, в 2008 году - 2492,6 тыс. рублей, что обусловлено в основном снижением арендных платежей за заготовку древесины в связи с изменением структуры рубок и отсутствием в 2008 году прочих доходов от использования лесного фонда и лесов иных категорий.
    Согласно отчетным данным поступления в бюджеты за пользование лесным фондом в 2007 - 2008 годах сформированы следующим образом:
    (тыс. рублей)
  1. Наименование показателя 2007 год 2008 год
    Доходы федерального бюджета, всего 131 175,3 36 908,0
    Лесные подати в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню 1 627,8 3 157,2
    Арендная плата за пользование лесным фондом и лесами иных категорий в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню 28 311,2 32 613,3
    Плата за перевод лесных земель в нелесные и перевод земель лесного фонда в земли иных категорий 100 837,2 -
    Доходы от реализации древесины, полученной при проведении мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов при размещении государственного заказа на их выполнение - 455,3
    Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в федеральный бюджет 399,1 389,4
    Денежные взыскания (штрафы) за нарушение лесного законодательства, установленное на лесных участках, находящихся в федеральной собственности - 292,8
    Доходы областного бюджета, всего 4 855,8 2 492,6
    Лесные подати в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню 73,4 -
    Арендная плата за пользование лесным фондом и лесами иных категорий в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню 3 585,8 2 476,1
    Прочие доходы от использования лесного фонда РФ и лесов иных категорий (по обязательствам, возникшим до 1 января 2007 года) 1 196,6 9,6
    Плата по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд - 5,9
    Денежные взыскания (штрафы) за нарушение лесного законодательства, установленное на лесных участках, находящихся в собственности муниципальных районов - 1,0
  2. Следует отметить, что платежи в бюджетную систему за использование лесов в Воронежской области в расчете на 1 га площади лесного фонда составили в 2008 году 94,7 тыс. рублей, что выше, чем в соседних областях Центрально-Черноземного региона. Для сравнения, по статистическим данным, в Курской и Орловской области - 15,5 тыс. рублей, в Липецкой - 52,1 тыс. рублей.
    Вместе с тем в ходе проверки установлено, что отчетные данные по недоимке в федеральный бюджет по арендным платежам в форме 17-ОИП за 2008 год в размере 77,6 тыс. рублей не соответствуют фактической задолженности арендаторов по состоянию на 01.01.2009 (3035,08 тыс. рублей). На момент проверки сумма непогашенной задолженности составляла 1644,4 тыс. рублей. Своевременное взыскание в установленном порядке задолженности арендаторов, а также нанесенного ущерба за нарушения лесного законодательства позволит дополнительно увеличить наполнение бюджетной системы РФ.
    Финансирование расходов на исполнение полномочий в области лесного хозяйства
    За проверяемый период поступления из федерального бюджета на исполнение Управлением полномочий в области лесных отношений составили 174916,8 тыс. рублей, из областного бюджета - 74664,2 тыс. рублей.
    Источники, а также плановые и фактические объемы финансирования Управления и подведомственных учреждений представлены в таблице:
    (тыс. рублей)
  3. N Наименование 2007 год 2008 год
    План Факт План Факт
    1. Субвенции из федерального бюджета 70 590,2 63 422,9 117 829,3 111 493,9
    1.1 Содержание аппарата Управления 8 538,9 8 236,0 16 732,1 12 603,1
    1.2 Содержание на исполнение функций ОГУ "Лесная охрана" (с подразделениями) 42 419,3 42 419,3 в т.ч. з/п 39 370,4 78 231,4 77 852,1 в т.ч. з/п 70 736,1
    1.3 Финансирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов 13 157,0 12 767,6 16 390,8 14 563,7
    1.4 Разработка лесного плана 6 475,0 - 6 475,0 6 475,0
    2 Средства областного бюджета 2 000,0 2 000,0 86 579 72 664,2
    2.1 Содержание аппарата Управления - - 6 030 2 615,1
    2.2 Содержание на исполнение функций ОГУ "Лесная охрана" (с подразделениями) - - 52 898 45 974,6 в т.ч. з/п 22 440,1
    2.3 Финансирование мероприятий 2 000,0 2 000,0 1 221,5 1 221,1
    2.4 Ликвидация ОГУ "Павловский лесхоз" - - 26 429,5 22 853,4
    Итого 72 590,2 65 422,9 204 408,3 184 158,1
  4. Анализ показал, что расходы на содержание Управления в 2007 году финансировались только за счет субвенций федерального бюджета в размере 8236,0 тыс. рублей, из них более 97% направлено на заработную плату с начислениями (8021,1 тыс. рублей). В 2008 году финансирование осуществлялось из двух уровней бюджетов в общей сумме 15218,2 тыс. рублей, из них 12603,1 тыс. рублей - средства федерального бюджета, 2615,1 тыс. рублей - областного. На выплату заработной платы с начислениями направлено 12296,3 тыс. рублей (80,8%), приобретение основных средств - 2587,2 тыс. рублей (17%). Рост расходов на заработную плату в 2008 году на 53% связан с увеличением штатной численности Управления на основании постановлений администрации Воронежской области с 23 человек в 2007 году до 35 - с ноября 2008 года.
    На финансирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, выполняемых ОГУ "Лесная охрана" и его структурными подразделениями, в 2007 году выделено и израсходовано средств федерального бюджета в сумме 55186,9 тыс. рублей, областного - 2000 тыс. рублей (на тушение пожаров), в 2008 году на указанные цели направлено 98890,8 тыс. рублей из федерального бюджета и 47470,8 тыс. рублей - из областного, в том числе 1221,1 тыс. рублей - на тушение пожаров.
    Необходимо отметить, что мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов в основном финансируются из федерального бюджета. В 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличилось финансирование из федерального бюджета на проведение профилактических противопожарных мероприятий в 6,3 раза - до 82963 тыс. рублей.
    На выплату заработной платы ОГУ "Лесная охрана" и подведомственных учреждений в 2007 году использовались только субвенции федерального бюджета в объеме 39370,4 тыс. рублей, или 55% выделенных средств. В 2008 году в связи с увеличением штатной численности на оплату труда направлено в 2,3 раза больше - 93176,2 тыс. рублей (областной бюджет - 22440,1 тыс. рублей, федеральный - 70736,1 тыс. рублей).
    Помимо бюджетных средств источником финансовых ресурсов лесхозов в 2007 году являлись внебюджетные средства, полученные от реализации лесной продукции в сумме 107983,3 тыс. рублей, из которых значительный объем средств - 73885,3 тыс. рублей (68,4%) - направлен на выплату заработной платы, выходных пособий и уплату налогов. На приобретение ГСМ, запчастей израсходовано 21693,1 тыс. рублей (20,1%), на прочие расходы и услуги - 12404,9 тыс. рублей (11,5%).
    В 2008 году в связи с ликвидацией лесхозов доходы от предпринимательской деятельности получило только ОГУ "Павловский лесхоз" в сумме 2631 тыс. рублей, 75% которых израсходовано на оплату труда с начислениями, 22% - на приобретение ГСМ, 3% - прочие расходы.
    Выводы
    Следует отметить, что уровень поступления платежей по Воронежской области в бюджетную систему за использование лесов значительно выше, чем в соседних областях Центрально-Черноземного региона. Однако, учитывая, что действующим законодательством РФ процесс реформирования лесной отрасли планируется завершить к 2010 году, полную оценку эффективности деятельности Управления по реализации лесного законодательства можно осуществить не ранее 2011 года.
    Вместе с тем, по результатам проверки установлены отдельные нарушения и недостатки:
    1.В нарушение требований ст. 609 ГК РФ и Постановления Правительства РФ от 28.05.2007 N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности" 49,6% договоров аренды не зарегистрировано в УФРС.
    2.В нарушение требований Лесного кодекса (ст. ст. 26, 88, 89) и договорных обязательств на момент проверки 212 пользователей (45%) не предоставили на государственную экспертизу проекты освоения лесов, а лесные декларации подали только 6 арендаторов (менее 1%).
    3.В нарушение п. 6 Правил использования лесов для ведения охотничьего хозяйства, утвержденных Законом Воронежской области "О регулировании отдельных лесных отношений на территории Воронежской области", у арендатора КФХ "Торбово" отсутствует оформленная лицензия на содержание и разведение объектов животного мира.
    4.В нарушение договорных обязательств:
    - арендатор ОАО "Воронежское рудоуправление" производил в 2008 году оплату за использование участка для добычи огнеупорных глин в сумме 289,4 тыс. рублей, что в 4 раза меньше, чем это установлено переоформленным в 2008 году договором аренды (1253,8 тыс. рублей), при этом договор аренды в нарушение требований законодательства не зарегистрирован в УФРС;
    - допускалось недовыполнение арендаторами обязательств по проведению лесовосстановительных работ в 2008 году на сумму порядка 476 тыс. рублей. Общая сумма непредъявленной Управлением в судебном порядке неустойки, предусмотренной договорами, составила 1428 тыс. рублей.
    5.Установлены факты использования лесных участков в 2008 году с нарушениями требований Лесного и Гражданского кодексов РФ в Пригородном лесничестве:
    - ООО "СКВ" (использует под здание кафе участок площадью 1,5 га без оформленного в установленном порядке договора, арендная плата в бюджет не перечисляется), МУП СОК "Олимпик" (использует лесной участок площадью 3,16 га без договора аренды, самовольно возведены капитальные строения);
    - самовольно используют лесные участки: НИИ связи - 0,028 га, ООО "Граунд-Войлер" - 0,04 га, кафе "Кавказская кухня" - 0,018 га;
    - не переоформлены ранее заключенные с ВГЛТА договоры аренды ООО КМТЭ "Кваст", ООО "Технострой", ООО "Здоровье-плюс", ООО "Мастер-98", ЗАО ПКФ "ВКЗ", в/ч N 39882, база "Буревестник". В результате не осуществлялись платежи вышеназванными пользователями за пользование участками общей площадью 4,71 га.
    Потери бюджета за проверяемый период по выявленным фактам только от неперечисленной арендной платы по минимальным ставкам составляют порядка 250 тыс. рублей.
    6.Отчетные данные Управления по недоимке в федеральный бюджет в форме 17-ОИП за 2008 году в размере 77,6 тыс. рублей не соответствуют фактической задолженности арендаторов. Сумма непогашенной на момент проверки задолженности составляла 1644,4 тыс. рублей.
    7.В 2008 году при заключении договоров купли-продажи для заготовки древесины в рамках размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов устанавливались сроки внесения платы, отличные от предусмотренных конкурсной документацией, разработанной согласно ст. 22 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
    8.К договорам аренды на заготовку древесины не приложены расчеты-обоснования начисленных сумм арендной платы, что затрудняет проверку правильности ее определения.
    9.Проводимая процедура ликвидации ОГУ "Павловский лесхоз" привела к значительной нагрузке на областной бюджет (22853,4 тыс. рублей направлены на погашение кредиторской задолженности) и признана нецелесообразной.
    Кроме того, выявлены отдельные проблемы:
    1.В нарушение норм действующего законодательства (ст. 8 ЗК РФ) при кадастровом учете Управлением Роснедвижимости по Воронежской области 24,8 тыс. га федеральных земель лесного фонда неправомерно включены в земли муниципальных образований области и города Воронежа с изменением разрешенного вида их использования на жилые и общественные здания.
    2.До настоящего времени уполномоченными федеральными органами (управлениями Роснедвижимости, Росрегистрации и Росимущества по Воронежской области) не решен вопрос регистрации права собственности на 47 тыс. га бесхозных лесных участков, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций (колхозов и совхозов).
    3.По действующим нормам законодательства земельные участки площадью 92 га, находящиеся на площадях, закрепленных на праве постоянного (бессрочного) пользования за ВГЛТА, и переданные в аренду по 36 договорам, должны быть признаны недействительными. Для законного использования в целях аренды подлежат исключению из постоянного бессрочного пользования в установленном порядке.
    4.В 2007 году незаконно вырублено 1710,5 куб. м древесины с нанесенным ущербом в размере 44,3 млн. рублей, в 2008 году - 1004 куб. м с ущербом на 27,4 млн. рублей, однако большинство крупных несанкционированных рубок совершено неустановленными лицами и причиненный ущерб на сумму около 22 млн. рублей невозмещен.
    5.Ставка арендной платы за единицу площади участка лесного фонда для ведения охотничьего хозяйства на участках, находящихся в собственности Воронежской области, утвержденная постановлением администрации области от 27.05.2008 N 436 в размере 0,03 рубля за гектар (как и аналогичная федеральная ставка) не отвечает задаче эффективного использования лесов и обеспечения пополнения бюджетной системы за счет арендных платежей.
    Предложения:
    1.Для устранения выявленных недостатков и нарушений направить представление Управлению лесного хозяйства Воронежской области.
    2.Информацию по итогам проверки направить в Воронежскую областную Думу и ТУ Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Воронежской области.
    Заместитель председателя
    Контрольно-счетной палаты
    Воронежской области
    Н.И.ПРОСКУРИНА
    Начальник отдела контроля расходов
    на промышленность, транспорт, связь
    и государственную поддержку АПК
    С.С.БОБОВНИКОВА