Заключение Контрольно-счетной палаты Воронежской области на проект Закона Воронежской области «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»
Воронежская область
Заключение от 28 апреля 2010 года
Заключение Контрольно-счетной палаты Воронежской области на проект Закона Воронежской области «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»
Принято
Контрольно-счетной палатой Воронежской обл.
28 апреля 2010 года
1.Общие положения 1.1.Заключение Контрольно-счетной палаты Воронежской области на проект областного Закона "О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законами Воронежской области "О бюджетном процессе в Воронежской области", "О Контрольно-счетной палате Воронежской области" и иными актами законодательства Российской Федерации и Воронежской области.
При подготовке Заключения Контрольно-счетной палатой Воронежской области проанализировано финансово-экономическое обоснование, представленное Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Воронежской области (далее - Фонд) к проекту областного закона "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (далее - законопроект), проверено наличие и оценено состояние нормативной и методической базы, регулирующей порядок расчетов при формировании бюджета Фонда. 1.2.Законопроект внесен губернатором Воронежской области на рассмотрение Воронежской областной Думы в срок, установленный Законом "О бюджетном процессе в Воронежской области". 1.3.Проект бюджета Фонда сформирован на основании законодательных и нормативно-методических документов по обязательному медицинскому страхованию граждан в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Воронежской области на 2010 год и на период до 2012 года, разработанным департаментом экономического развития области. Законопроект составлен исходя из: - прогноза поступления налоговых доходов в Фонд в 2010 - 2012 годах, представленного письмом Управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области (далее - УФНС) от 27.08.2009 N 09-2-29/13329@); - прогноза поступления страховых взносов на обязательное медицинское страхование, рассчитанного Фондом и согласованного письмом государственного учреждения - отделением Пенсионного фонда РФ по Воронежской области (далее - ОПФР) от 07.10.2009 N 12-50/11151; - объема межбюджетных трансфертов в соответствии с письмами Федерального фонда ОМС (далее - ФФ ОМС) и департамента финансово-бюджетной политики Воронежской области.
В расчетах учитывались также статистические данные по исполнению бюджета Фонда за 2009 год и графики погашения муниципальными районами задолженности по страховым взносам на 2010 - 2012 годы. 1.4.Контрольно-счетная палата отмечает, что проект бюджета Фонда сформирован в отсутствие утвержденной Территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - ТПОМС), являющейся неотъемлемой составной частью программы государственных гарантий оказания населению Воронежской области бесплатной медицинской помощи. Стоимость ТПОМС рассчитана Фондом на основании нормативов объемов медицинской помощи, стоимости единицы объема медицинской помощи и подушевых финансовых нормативов, установленных Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год (далее - ПГГ), утвержденной Постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 N 811.
Предлагаемый к утверждению бюджет Фонда на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов сбалансирован по доходам и расходам и предусмотрен в объемах:
в 2010 году - 6433303,6 тыс. рублей;
в 2011 году - 6132863,6 тыс. рублей;
в 2012 году - 6473440,9 тыс. рублей.
Доходы и расходы Фонда прогнозируются на трехлетний период: в 2010 году - с ростом на 0,8% к текущему году, в 2011 году - с небольшим снижением на 4,7% к 2010 году, в 2012 году - с незначительным ростом на 5,6% к 2011 году.
Анализируя реалистичность прогноза бюджета Фонда, следует отметить, что по объективным причинам в представленном законопроекте ряд доходов и соответствующих им расходов отсутствует.
В частности, в связи с изменением сроков утверждения федерального бюджета, Фонду не доведены объемы средств областного бюджета, передаваемые из федерального бюджета на дополнительные выплаты медицинским работникам первичного звена.
Кроме того, в разрезе субъектов РФ не распределены передаваемые из Федерального фонда ОМС объемы дотаций на выполнение территориальной программы ОМС на 2011 - 2012 годы, а также объемы финансирования отдельных видов медицинской помощи (дополнительная диспансеризация работающих граждан, а также диспансеризация пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации) на весь планируемый период. 1.5.Расходы на формирование нормированного страхового запаса Фонда (далее - НСЗ) в соответствии со статьей 5 законопроекта планируются на 2010 год в сумме 508351,7 тыс. рублей, на плановый период 2011 и 2012 годов соответственно 483773,6 тыс. рублей и 510505,7 тыс. рублей.
Динамика НСЗ аналогична динамике доходов Фонда: в 2011 году НСЗ планируется со снижением (-4,8%), в 2012 году - с незначительным ростом (+5,5%) к предшествующему году.
Средства НСЗ направляются, в первую очередь, на возмещение недостатка ассигнований на территориальную программу обязательного медицинского страхования жителей Воронежской области. 2.Доходы бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области
Представленный к утверждению объем доходов Фонда на 2010 год в сумме 6433303,6 тыс. рублей превышает уровень доходов, утвержденных на 2009 год, всего на 0,8% без учета инфляции. Однако, как отмечено выше, в проекте отражены не все межбюджетные трансферты, поэтому объем доходов предполагается несколько выше.
Следует отметить, что в 2010 - 2012 годах в бюджете Федерального фонда ОМС не предусматриваются субсидии субъектам РФ на обязательное медицинское страхование детей (письмо ФФ ОМС от 07.09.2009 N 4149/21-1/и), в то время как ранее эти субсидии в область поступали (в текущем году запланировано 45179,3 тыс. рублей).
Кроме того, согласно тому же письму, учитывая заявительный характер механизма финансирования мероприятий по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан, диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, доходы Фонда по данным статьям в законопроекте не прогнозируются.
В результате, в сопоставимых показателях прирост доходов Фонда в 2010 году составит около 6,5% относительно текущего года. Однако такой темп роста не превысит прогнозируемого на 2010 год уровня инфляции (10%) и не обеспечит финансирование обязательного медицинского страхования населения области в будущем году даже на уровне текущего года.
В 2011 году объем доходов Фонда прогнозируется в сумме 6132863,6 тыс. рублей (95,3% к 2010 году), в 2012 году - 6473440,9 тыс. рублей (105,6% к 2011 году).
Однако отсутствие на момент формирования законопроекта доведенных трансфертов из ФФ ОМС не позволяет провести полноценный анализ доходов Фонда в плановом периоде.
Перечень главных администраторов доходов Фонда по сравнению с 2009 годом меняется. В него входят: Федеральная налоговая служба - по налоговым доходам, Пенсионный фонд Российской Федерации - по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в бюджеты территориальных фондов ОМС, Федеральная антимонопольная служба - по штрафам за нарушения законодательства РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Территориального фонда ОМС, территориальные фонды ОМС - по недоимке по страховым взносам, межбюджетным трансфертам и прочим доходам (Приложение 1 к законопроекту).
Структура доходов Фонда в 2010 году и в плановом периоде 2011 и 2012 годов представлена следующим образом:
Рисунок не приводится.
Из финансово-экономического обоснования к законопроекту следует, что доходы бюджета Фонда сформированы на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов с учетом норм действующего законодательства.
Необходимо отметить, что с 1 января 2010 года отменяется единый социальный налог (далее - ЕСН). Вместо этого налога в бюджет Фонда будут поступать страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в бюджеты территориальных фондов ОМС, администрируемые Пенсионным фондом РФ. Эффективная тарифная ставка для начисления страховых взносов в 2010 году составит 2%, в 2011 - 2012 годах - 3%. 2.1.Налоги и взносы на социальные нужды 2.1.1.Страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в бюджет Территориального фонда ОМС, планируются в 2010 году в объеме 2079720,4 тыс. рублей, что на 25,7% превышает запланированный объем поступлений ЕСН в 2009 году и на 7,6% - прогнозируемый объем этих поступлений на 2010 год в трехлетнем бюджете Фонда на 2009 - 2011 годы.
В 2011 и 2012 годах поступление страховых взносов в связи с увеличением эффективной тарифной ставки с 2 до 3% прогнозируется в объеме 3232079,8 тыс. рублей (155,4% к 2010 году) и 3582159,7 тыс. рублей (110,8% к 2011 году).
Объем страховых взносов определен Фондом с учетом рекомендаций Федерального фонда ОМС, доведенных письмом от 03.08.2009 N 3420/20-1, а также оценочных и прогнозных показателей социально-экономического развития Воронежской области - численности работников на территории области, фонда заработной платы и индекса потребительских цен за 2009 - 2012 годы. Показатели прогноза представлены письмом департамента экономического развития Воронежской области от 21.09.2009 N 02-12-2390. 2.1.2.Недоимка и пени по страховым взносам на ОМС неработающего населения определены решениями Арбитражного суда Воронежской области и планируются согласно графику погашения задолженности: на 2010 год в сумме 3230,0 тыс. рублей, на 2011 год - 2516,8 тыс. рублей, на 2012 год - 2201,2 тыс. рублей. 2.1.3.Объемы всех налоговых поступлений, зачисляемых в бюджет Фонда, доведены письмом УФНС от 27.08.2009 N 09-2-29/3329@.
Налоги на совокупный доход планируются в 2010 году в сумме 116305,0 тыс. рублей, что составляет 80,2% плана текущего года по этому доходному источнику.
В плановом периоде 2011 - 2012 годов от налогов на совокупный доход планируется получить 110219,0 тыс. рублей и 101798,0 тыс. рублей соответственно.
Согласно законопроекту, снижение данного вида доходов в каждом следующем году по отношению к предыдущему (на 5,2% в 2011 году и на 7,6% в 2012 году) обусловлено резким падением доходов по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Его поступление запланировано в 2010 году в сумме 66207,0 тыс. рублей, что на 29,3% ниже плана текущего года. Доходы на 2011 и 2012 годы прогнозируются в суммах 60213,0 тыс. рублей и 52593,0 тыс. рублей, снижаясь к каждому предшествующему году на 9,1 и 12,6% соответственно.
Однако с таким прогнозом поступления налога на совокупный доход согласиться нельзя, в связи с тем, что, начиная с 2010 года, увеличен контингент плательщиков этого налога, поскольку предельная величина доходов, позволяющая организации или индивидуальному предпринимателю применять упрощенную систему налогообложения, увеличена с 20 млн. рублей до 60 млн. рублей в год. В этом сегменте находится наибольшее количество представителей малого и среднего бизнеса, что, безусловно, повлечет за собой рост поступлений по этому виду доходов. Об этом свидетельствует и увеличение планируемых поступлений по данному источнику в составе доходов областного бюджета. Так, в проекте областного закона о бюджете на 2010 - 2012 годы налог на совокупный доход прогнозируется с ростом на 10,7% к ожидаемому поступлению 2009 года, на 8,6 и на 7,5% соответственно к 2010 и 2011 годам. 2.1.4.От единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности предусматриваются доходы практически на одном уровне в течение всех трех лет. Так, план на 2010 год составляет 48417,0 тыс. рублей, или 99,7% к плану 2009 года. Поступления в плановом периоде прогнозируются: на 2011 год - в сумме 48769,0 тыс. рублей (100,7% к 2010 году) и на 2012 год - 48295,0 тыс. рублей (99,0% к 2011 году). 2.1.5.От единого сельскохозяйственного налога планируются поступления в 2010 году в сумме 1681,0 тыс. рублей, что составляет 58,2% утвержденного плана текущего года. На 2011 - 2012 годы поступления этого налога также предусмотрены с ежегодным уменьшением на 26,4% к предыдущему году. Падение доходов по этому источнику в текущем году подтверждается статистикой: поступления по сельхозналогу в бюджет Фонда за 9 месяцев составили только 71,5% к соответствующему периоду докризисного 2008 года. 2.1.6.Взыскание задолженности по налогам и сборам, в т.ч. отмененным, доведено УФНС и прогнозируется на 2010 год в сумме 76974,0 тыс. рублей, что в 25,6 раза выше плана 2009 года. Это связано с отменой ЕСН, задолженность по которому планируется собрать в сумме 74970 тыс. рублей. Прогноз на 2011 и 2012 годы составляет 68804,0 тыс. рублей и 61611,0 тыс. рублей соответственно. При этом в общей сумме задолженности по налогам и сборам ЕСН составляет почти 100%. 2.1.7.Прочие неналоговые поступления - это межтерриториальные расчеты за медицинские услуги, оказанные жителям других субъектов Российской Федерации на территории Воронежской области. Доходы рассчитаны исходя из фактического поступления за 2008 год в соответствии с Правилами составления, рассмотрения и исполнения бюджета ТФОМС, с учетом индексов потребительских цен на 2009 - 2012 годы, доведенных письмом департамента экономического развития Воронежской области от 21.09.2009 N 02-12-2390 - 115,9%, 110,7%, 108,6%, 107,5% <1>. Поступления на 2010 год спрогнозированы в сумме 78907,0 тыс. рублей, что на 17,2% выше утвержденного плана 2009 года. На 2011 год предусмотрено поступление в сумме 85693,0 тыс. рублей (108,6% к 2010 году), на 2012 год - 92120,0 тыс. рублей (107,5% к 2011 году).
-------------------------------- <1> Индексы потребительских цен, доведенные департаментом экономического развития департаменту финансово-бюджетной политики Воронежской области, иные: 113,7%, 110,7%, 108,6%, 107,5%.
2.2.Безвозмездные поступления
Межбюджетные трансферты, получаемые Фондом из областного бюджета и из бюджета Федерального фонда ОМС, согласно приложению 5 к законопроекту, в 2010 году запланированы в сумме 4078167,2 тыс. рублей, что на 3% ниже плана 2009 года и объясняется общим сокращением расходов бюджетов.
В 2011 - 2012 годах объем межбюджетных трансфертов планируется по 2633551,0 тыс. рублей - это сумма страхового взноса из областного бюджета на ОМС неработающего населения. Дотации и субсидии из ФФ ОМС в плановом периоде не определены и, соответственно, не доведены. 2.2.1.Межбюджетные трансферты, получаемые Фондом из областного бюджета в качестве взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, доведены письмом департамента финансово-бюджетной политики Воронежской области от 29.09.2009 N 01-10/0275 на все три года в одинаковых суммах - по 2633551,0 тыс. рублей, что соответствует плану 2009 года.
Следует отметить, что в трехлетнем бюджете Фонда на 2009 - 2011 годы страховые взносы на ОМС неработающего населения предусматривались с ежегодным приростом (на 9,7% к 2008 году, и по 7% к 2009 и к 2010 годам), в том числе страховой взнос на 2010 год прогнозировался в сумме 2817899,0 тыс. рублей, что на 7% больше планируемого ныне.
Из представленного же законопроекта следует, что объем страхового взноса из областного бюджета на ОМС неработающего населения в течение 4 лет (2009 - 2012 годы) индексироваться не будет.
В этой связи стоит отметить, что Постановлениями Правительства РФ об утверждении ПГГ на 2009 и 2010 годы предусмотрено, что размер страхового взноса на ОМС неработающего населения должен учитывать более высокий уровень потребления медицинской помощи и, соответственно, ее стоимости для неработающего населения. В частности, для детей в возрасте до 4 лет и неработающих старше 60 лет этим постановлением установлены повышающие коэффициенты по отношению к подушевому нормативу финансового обеспечения, предусмотренному Территориальной программой ОМС. Однако страховой взнос не увеличен как в 2009 году, так и на 2010 - 2012 годы.
Между тем, численность детей до 4 лет и неработающих пенсионеров старше 60 лет составляет почти четверть населения области (24,3%, или 552,7 тыс. человек). К тому же, рождаемость в области увеличивается, а смертность снижается, поэтому не учитывать этот фактор при формировании страхового платежа из областного бюджета просто нельзя.
Территориальная программа ОМС на 2010 год и сумма средств на ОМС неработающего населения на 2010 год рассчитана Фондом по федеральным нормативам в соответствии с требованиями ПГГ - с применением коэффициентов удорожания стоимости медицинской помощи детям до 4 лет (к = 1,62) и неработающему населению старше 60 лет (к = 1,32).
В результате, фактически прогнозируемая в законопроекте на 2010 год сумма страховых взносов на ОМС неработающего населения (2633551 тыс. рублей) составляет только 42,4% от суммы, рассчитанной по федеральным нормативам (6205536,1 тыс. рублей) для финансирования ОМС неработающего населения области в полном объеме. Такой значительный дефицит страхового взноса (57,6%) не позволит выполнить нормативные объемы оказания медицинской помощи неработающему населению области бесплатно.
Следует отметить, что дефицит страхового платежа вырастет по сравнению с текущим годом как минимум на 1,9 процентного пункта.
К тому же, с учетом инфляции, которая в 2010 году прогнозируется в размере 10%, отсутствие индексации страхового платежа означает реальное снижение в ближайшем будущем уровня оказания бесплатной медицинской помощи неработающему населению.
Соответственно, подушевой норматив на одного застрахованного неработающего жителя области за счет средств областного бюджета предлагается к утверждению в бюджете Фонда в размере 1790,9 рублей в год при расчетном значении 4220,0 рублей.
Между тем, соотношение численности застрахованного работающего и неработающего населения Воронежской области по-прежнему практически не меняется:
Рисунок не приводится.
При условии предоставления медицинской помощи в соответствии с федеральными нормативами размер страхового взноса на ОМС неработающего населения должен, как уже отмечалось, составить 6205536,1 тыс. рублей (62,0% всей стоимости ТПОМС), что соответствует доле неработающего населения (64,7%).
Предлагаемая к утверждению в бюджете Фонда стоимость Территориальной программы ОМС, в соответствии с прогнозируемыми налоговыми доходами Фонда, объемом страховых взносов на ОМС неработающего населения и межбюджетных трансфертов из ФФ ОМС, составляет всего 64,3% от прогнозируемой расчетной стоимости - 10005288,7 тыс. рублей. Дефицит ТПОМС составляет 35,7%, что отражает реальную ситуацию по финансированию бесплатной медицинской помощи в системе ОМС области.
По сравнению с 2009 годом дефицит программы ОМС больше на 1,1 процентного пункта.
Соответственно, подушевой норматив финансирования средствами ОМС в целом (для работающих и неработающих граждан) предлагается к утверждению в бюджете Фонда на 2010 год в размере 2831,9 рубля, что составляет только 69,8% федерального норматива - 4059,6 рубля в год на одного застрахованного.
В результате, в связи с несбалансированностью расчетной стоимости Территориальной программы ОМС и размера страховых взносов на ОМС неработающего населения, требования ст. 17 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", в соответствии с которой страховые взносы на ОМС неработающего населения устанавливаются как ставки платежей в размерах, обеспечивающих выполнение территориальных программ медицинского страхования, не соблюдены. 2.2.2.Межбюджетные трансферты, получаемые Фондом из Федерального фонда ОМС, предусматриваются согласно проекту Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов".
Следует отметить, что проектом бюджета ФФ ОМС межбюджетные трансферты определены только на 2010 год, и то в разрезе субъектов РФ распределены лишь дотации на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС. Дотация Воронежской области составляет 1444616,2 тыс. рублей.
Обращает на себя внимание существенное сокращение финансовой помощи на ОМС населения области из федерального фонда ОМС. Так, на 2009 год Фонду было предусмотрено выделение из ФФ ОМС дотации в сумме 1520648,6 тыс. рублей и субсидии на обязательное медицинское страхование детей в сумме 45179,3 тыс. рублей. На 2010 год объем межбюджетных трансфертов из ФФ ОМС сократится, в целом, на 7,7%, причем если объем дотации на выполнение территориальной программы ОМС сократился на 5,0%, то субсидии на обязательное медицинское страхование детей вообще не предусмотрены.
С учетом прогнозируемой в 2010 году инфляции (10%), реальное сокращение безвозмездных поступлений из федерального бюджета составит 17,7%.
Очевидно, что данный факт не способствует улучшению ситуации по оказанию бесплатной медицинской помощи и может привести к обострению социальной напряженности в обществе, особенно в обстановке, когда доходы населения продолжают снижаться, а цены на лекарственные средства - расти. К тому же, количество безработных граждан, не имеющих возможности приобрести необходимые медикаменты и получить платные медицинские услуги, также растет, причем прогнозируется увеличение темпа роста безработицы.
На плановый период 2011 и 2012 годов межбюджетные трансферты в проекте бюджета ФФ ОМС, а соответственно, и в представленном законопроекте, не предусмотрены. 3.Расходы Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области 3.1.Объем расходов Фонда, предусмотренный законопроектом на 2010 год в сумме 6433303,6 тыс. рублей, составляет 99,3% расходов, утвержденных на текущий год, и соответствует прогнозируемому объему доходов. Тем самым, как уже отмечено, принципы сбалансированности и совокупного покрытия бюджета, установленные статьями 33 и 35 Бюджетного кодекса Российской Федерации, соблюдены.
Уровень расходов 2010 года ниже уровня 2009 года на 0,7%. Однако с учетом того, что в законопроекте не учтены: - межбюджетные трансферты из областного бюджета на финансовое обеспечение дополнительной медицинской помощи, оказываемой медицинскими работниками первичного звена (участковые врачи-терапевты, педиатры, врачи общей практики и медицинские сестры этих врачей); - отсутствуют трансферты из ФФ ОМС: субсидии на дополнительную диспансеризацию работающих граждан, на диспансеризацию пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, тогда как в 2009 году эти трансферты в бюджете Фонда отражены; - некорректно запланированы доходы от налога, взимаемого с применением упрощенной системы налогообложения,
можно сделать вывод, что фактические доходы и расходы Фонда будут несколько выше.
Расходы на плановый период 2011 и 2012 годов предусмотрены в суммах 6132863,6 тыс. рублей и 6473440,9 тыс. рублей соответственно. Уменьшение суммы расходных обязательств в 2010 году и незначительный рост в 2011 году, как уже отмечалось, связаны с отсутствием доведенного объема межбюджетных трансфертов. 3.2.Все расходы бюджета Фонда направлены на финансирование Территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Планируемые расходы на выполнение ТПОМС (финансирование страховых медицинских организаций, их расходов на ведение дела, формирование нормированного страхового запаса, оказание медицинской помощи гражданам иных субъектов Российской Федерации, расходы на выполнение управленческих функций) соответствуют экономическому обоснованию стоимости Территориальной программы ОМС.
Приложением 3 к законопроекту установлено распределение бюджетных ассигнований Фонда на 2010 год по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов Российской Федерации, приложением 4 - на плановый период 2011 и 2012 годов.
В соответствии с этими приложениями, расходы Фонда направляются: - на выполнение Территориальной программы ОМС в рамках базовой программы ОМС: на 2010 год - в сумме 6285337,6 тыс. рублей (104,9% к 2009 году), на плановый период 2011 и 2012 годов соответственно 5991 807,7 тыс. рублей (95,3% к 2010 году) и 6324551,8 тыс. рублей (105,6% к 2011 году). В данную статью расходов входит оплата медицинских услуг, оказанных гражданам Воронежской области на территориях других субъектов РФ.
Не предусмотрены плановые назначения по следующим расходам: - на финансовое обеспечение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи (расходы на выплаты медицинским работникам первичного медико-санитарного звена); - на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; - на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан.
На руководство в сфере управленческих функций в 2010 году предусматриваются ассигнования в сумме 147966,0 тыс. рублей (100,8% к 2009 году), в 2011 - 2012 годах - 141055,9 тыс. рублей (95,3% к 2010 году) и 148889,1 тыс. рублей (105,5% к 2011 году) соответственно. Административные расходы Фонда включают расходы на оплату труда, текущее содержание Фонда, служебные командировки сотрудников и другие виды расходов. Доля расходов на содержание аппарата управления в общей сумме доходов составляет 2,3% в каждом планируемом году и не превышает предельной величины (3,0%). 3.3.Величина нормированного страхового запаса определена статьей 5 законопроекта на 2010 год в размере 508351,7 тыс. рублей, или на 5,8% больше текущего года, в 2011 году - 483773,6 тыс. рублей, в 2012 году - 510505,7 тыс. рублей. Порядок формирования и расходования НСЗ определяется правлением Фонда и соответствует установленному нормативу - не более месячного расхода средств на финансирование Территориальной программы ОМС. 3.4.Финансирование страховых медицинских организаций на ведение дела запланировано на 2010 год в размере 1,2% средств, предусмотренных на финансирование медицинских услуг.
Согласно п. 30 приказа Федерального фонда ОМС от 31.08.2007 N 181, норматив на ведение дела по ОМС принимается решением правления ТФОМС. С учетом возрастающих требований к страховым медицинским организациям (далее - СМО) по осуществлению медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы страховых случаев, экспертизы качества медицинской помощи, требующих соответствующих затрат для их проведения, а также исходя из фактически сложившихся расходов на ведение дела за предыдущие периоды, в расчете по формированию Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2010 год Фондом использовался норматив, определенный Правлением Фонда на ведение дела СМО (1,2%). Исходя из сложившейся практики такой норматив является оптимальным для обеспечения выполнения функций страховыми медицинскими компаниями.
Для справки: за 9 месяцев 2009 года норматив расходов на ведение дела по СМО фактически сложился в размере 1,26%, в том числе "Альмеда", "Солидарность для жизни", "Согаз-Мед" - 1,2%, "Инко-Мед" - 1,3%. 4.Выводы и предложения 4.1.Проект бюджета Фонда подготовлен с учетом требований действующего законодательства. Принципы сбалансированности бюджета и совокупного покрытия расходов в законопроекте соблюдены, что соответствует статьям 33 и 35 Бюджетного кодекса Российской Федерации. 4.2.Пояснительная записка и предоставленные расчеты к законопроекту содержат экономическое обоснование всех его доходных и расходных статей, что соответствует Правилам составления, рассмотрения и исполнения бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденным Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 09.09.2003 N 1750/21-1/и.
Однако прогноз налоговых доходов, соответствующий сведениям, представленным налоговой службой, прогнозу областного бюджета по данному виду доходов не соответствует. 4.3.Расчет стоимости Территориальной программы ОМС произведен с учетом нормативов объема медицинской помощи по ее видам, нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевых нормативов финансирования, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год" от 02.10.2009 N 811. 4.4.Дефицит представленной к утверждению в бюджете Фонда на 2010 год Территориальной программы ОМС к программе, рассчитанной по федеральным нормативам, составляет 35,7% (3571985,1 тыс. рублей). Однако он может быть скорректирован с учетом увеличения доходов.
Подушевой норматив финансирования бесплатной медицинской помощи жителям Воронежской области в системе ОМС (2831,9 рублей) не превышает 70% федерального норматива (4059,6 рублей), т.е. самых минимальных требований к финансированию бесплатных медицинских услуг.
Основной причиной является недостаточность суммы передаваемых из областного бюджета страховых взносов на ОМС неработающего населения (дефицит страхового взноса - 57,6%). Страховые взносы определены в областном бюджете без учета повышения стоимости медицинской помощи в системе ОМС детям младше 4 лет и неработающим гражданам старше 60 лет.
На увеличение дефицита Территориальной программы ОМС повлияло также снижение уровня финансовой помощи из бюджета Федерального фонда ОМС на 7,7%. 4.5.Недостаточность страховых взносов на ОМС неработающего населения и снижение безвозмездных поступлений из ФФ ОМС повлечет за собой невозможность предоставления бесплатной медицинской помощи населению области в полном объеме, что не соответствует требованиям Закона Российской Федерации от 28 июня 1991 года N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".
На основании вышеизложенного, Контрольно-счетная палата отмечает, что, в целом, состав показателей доходов и расходов бюджета ТФОМС соответствует источникам формирования и направлениям расходования средств Фонда, установленным законодательными актами и нормативно-методическими документами по обязательному медицинскому страхованию.
Однако есть все основания полагать, что уровень оказания бесплатной медицинской помощи жителям области в системе ОМС по отношению к федеральным нормативам в связи с недостаточным объемом трансфертов из областного бюджета и бюджета Федерального фонда ОМС в 2010 году снизится и по отношению к уровню текущего года.
Контрольно-счетная палата отмечает, что в условиях кризиса бюджет Фонда не сможет обеспечить необходимого уровня оказания жителям Воронежской области бесплатной медицинской помощи в системе ОМС.
Однако, в целом, основным задачам бюджетной и социальной политики в области здравоохранении законопроект отвечает, и причин для его отклонения Контрольно-счетная палата не усматривает. С учетом предложений, содержащихся в Заключении, законопроект может быть принят.
Первый заместитель председателя
Контрольно-счетной палаты
Воронежской области
Е.С.ЛИТВИНЧУК
Начальник отдела контроля расходов
на социально-культурную сферу науку и СМИ
Л.Н.ШИЛЬНИКОВА