Воронежская область
Отчет от 28 апреля 2010 года

Отчет о результатах проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в 2008 году и в I полугодии 2009 года на реализацию Национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России»

Принят
Контрольно-счетной палатой Воронежской обл.
28 апреля 2010 года
    Основание для проведения проверки: Закон "О Контрольно-счетной палате Воронежской области", п. 47 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2009 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 20.08.2009 N 54.
    Цель проверки: контроль и анализ эффективности реализации Национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
    Предмет проверки: реализация Национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
    Проверяемый период: 2008 год и I полугодие 2009 года.
    Перечень проверенных объектов:
    1.Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области.
    2.Департамент труда и социального развития Воронежской области.
    3.Управление автомобильных дорог и дорожной деятельности Воронежской области.
    4.Управление градостроительной политики администрации г. Воронежа.
    5.Управление организации работы с молодежью администрации г. Воронежа.
    6.Администрация Новоусманского муниципального района.
    7.Администрация Рамонского муниципального района.
    В ходе проверки установлено:
    Реализация мероприятий Национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" осуществляется по четырем приоритетным направлениям: повышение доступности жилья; выполнение государственных обязательств по предоставлению жилья отдельным категориям граждан, установленным федеральным законодательством; увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования; увеличение объемов жилищного строительства и модернизация коммунальной инфраструктуры.
    Субсидирование молодых семей при приобретении жилья
    С целью повышения доступности жилья на территории области реализуется программа "Обеспечение жильем молодых семей", входящая в состав ФЦП "Жилище" на 2002 - 2010 годы". Областью и муниципальными образованиями разработаны аналогичные программы, в рамках которых молодым семьям выплачиваются субсидии из средств федерального, областного и местных бюджетов.
    За весь период реализации областной программы с 2004-го по 2009 год на выплату субсидий из бюджетов всех уровней направлено лишь 34,4% предусмотренного программой финансирования, государственную поддержку получили только 41,8% семей.
    В частности, в 2008 году расходы на реализацию программы изначально запланированы в бюджете на треть ниже предусмотренного ОЦП объема (327801,1 тыс. рублей вместо 499 млн. рублей). Сумма запланированных бюджетных средств в 2009 году (156,3 млн. рублей) составляет лишь 27% объема, предусмотренного программой (576,1 млн. рублей). При этом количество участников программы за год увеличилось вдвое - до 4712 семей. В результате стабильного ежегодного недофинансирования на данный момент сформировалась очередь на получение субсидии: в 2009 году господдержку получат семьи, вставшие на учет еще в апреле 2007 года.
    Исходя из выделенных бюджетами средств, претендентами на получение субсидии в 2008 году определены 960 из 2449 семей - участников программы. По данным департамента, на 1 июля 2009 года реализовали свое право на улучшение жилищных условий 840 семей, на выплату субсидий которым направлено 299420,6 тыс. рублей.
    Анализ эффективности реализации программы показал, что целевые индикаторы и показатели, установленные на 2008 год, на момент проведения проверки не выполнены: количество молодых семей, улучшивших жилищные условия с помощью господдержки (план - 1540, факт - 840), а также доля этих семей от общего количества участников программы (план - 63,2%, факт - 34,3%), вдвое ниже запланированного уровня.
    Следует отметить, что сведения департамента о фактических затратах бюджетных средств на программные мероприятия не соответствуют действительности. Проверкой администрации г. Воронежа установлено, что при составлении отчетов о реализации программы на территории муниципального образования использовалась недостоверная информация: сумма средств, направленных на выплату субсидий, по данным уполномоченного органа администрации города (управление организации работы с молодежью администрации г. Воронежа), на 2156,8 тыс. рублей меньше, чем отражено в бухгалтерском учете управления учета и отчетности городской администрации. Соответственно и департамент не имеет достоверных сведений об объеме бюджетных средств, направленных на выплату субсидий молодым семьям.
    Бюджетная субсидия составляет 35 - 40% расчетной стоимости жилья, определенной по нормативам предоставления общей площади на семью различной численности и стоимости 1 квадратного метра. В 2008 году рыночная стоимость квадратного метра определена муниципальными образованиями в сумме от 7,6 тыс. рублей (Панинский район) до 22,8 тыс. рублей (Борисоглебск, Нововоронеж и Воронеж). Данный показатель не может превышать установленный Минрегионом норматив по Воронежской области (22,8 тыс. рублей). Между тем фактическая рыночная цена жилья в г. Воронеже сложилась в сумме 33 тыс. рублей за 1 кв. м. Вследствие этого размер полученной помощи значительно ниже предусмотренных программой 35 - 40% стоимости жилья: субсидия для семьи из 3 человек, проживающей в областном центре, составляет 492,5 тыс. рублей, или не более 27,6% фактической рыночной стоимости жилья площадью не более 54 кв. м.
    Несоответствие стоимостных показателей при расчете социальной выплаты и при приобретении жилья, а также отсутствие собственных средств для оплаты разницы между расчетной стоимостью жилья и социальной выплатой являются основными причинами исключения молодых семей из программы. В 2008 году в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты трижды вносились изменения, в результате которых из программы выбыло 146 семей.
    Областной программой "Обеспечение жильем молодых семей (2004 - 2010)" определены порядок и условия признания семьи, имеющей достаточные доходы для оплаты стоимости жилья, превышающей размер предоставляемой субсидии. Данным порядком предусмотрен ряд документов, каждый из которых может быть представлен в качестве подтверждения наличия у молодой семьи достаточных доходов для покупки жилья. Однако, как показала практика, ни один из этих документов не отражает фактической платежеспособности участников программы. Так, при проверке личных дел претендентов на получение субсидии по г. Воронежу выявлены случаи, когда доходы семьи по представленным справкам о заработной плате и декларациям о доходах составляют лишь 8 - 10 тыс. рублей в месяц. Очевидно, что данные средства не могут обеспечить ни приобретения жилья, даже с учетом субсидии, ни возврата кредитных ресурсов. В результате такие молодые семьи в течение 9 месяцев не реализуют полученные свидетельства, по истечении срока исключаются из программы, а бюджетные средства отвлекаются на длительный срок, препятствуя тем самым их использованию другими платежеспособными семьями. В итоге, жилье дорожает, а бюджетные средства используются неэффективно. Для устранения подобных ситуаций требуется внесение изменений в указанный порядок с конкретизацией методики расчета реальной платежеспособности семей. Так, например, в программах Тюменской или Ярославской областей предусмотрена даже оценка имущества, при продаже которого семья сможет обеспечить свою платежеспособность.
    Следует также обратить внимание на то, что в федеральном законодательстве закреплена норма оказания господдержки молодой семье на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета только один раз. Между тем на территории Воронежской области действуют три областные целевые программы ("Обеспечение жильем молодых семей (2004 - 2010 годы)", "Развитие системы жилищного ипотечного кредитования населения Воронежской области на 2005 - 2010 годы" и "Социальное развитие села на 2005 - 2010 годы"), позволяющие одним семьям трижды получить бюджетную субсидию, а другим - не получить ее вообще. Подобные факты проверкой установлены. Учитывая недостаточное финансирование ОЦП "Обеспечение жильем молодых семей (2004 - 2010 годы)", а также значительное ежегодное увеличение количества желающих принять в ней участие, целесообразно упорядочить социальные выплаты гражданам, установив нормативным документом только однократную субсидию, как это предусмотрено при оказании финансовой помощи молодым семьям за счет средств федерального бюджета.
    Выполнение государственных обязательств по предоставлению жилья категориям граждан, установленным федеральным законодательством
    Одной из задач Национального проекта является оказание господдержки на приобретение жилья льготным категориям граждан. Это уволенные в запас военнослужащие, "чернобыльцы", переселенцы с Крайнего Севера и вынужденные переселенцы. За счет средств федерального бюджета этим гражданам оказывается финансовая помощь, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Порядок оказания господдержки регламентирован Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153.
    Как и в предыдущие годы, уровень обеспечения жилищными субсидиями этих категорий граждан довольно низкий: в 2008 году из федерального бюджета были выделены средства лишь для четверти нуждающихся (213 из 890 человек, состоящих на учете) в сумме 294743,5 тыс. рублей, в 2009 году их доля сократилась до 9%: средства выделены в сумме 91979 тыс. рублей для 64 человек из 700 нуждающихся.
    Однако, как показала проверка, при высокой потребности в бюджетных средствах эффективность их освоения крайне низкая. В 2008 году господдержкой воспользовались только 198 человек. Ее сумма составила 253089,7 тыс. рублей, или 85,9% выделенных из бюджета средств. В 2009 году освоена лишь половина запланированной суммы: из 64 человек субсидию получили лишь 35 на сумму 46469,7 тыс. рублей. Неиспользованные за полтора года средства федерального бюджета составили 87163,1 тыс. рублей, остались невостребованными 44 сертификата.
    Столь низкая эффективность освоения бюджетных средств прежде всего связана с необходимостью сдачи жилья, имеющегося у участников программы. Между тем на полученную из бюджета сумму, рассчитанную на семью из 3 человек (норматив общей площади 54 кв. м), житель областного центра приобретет лишь однокомнатную квартиру (около 40 кв. м общей площади). При этом социальная норма предоставления жилья по Жилищному кодексу РФ (18 кв. м на одного человека) соблюдена не будет, но в случае приобретения даже 1-комнатной квартиры с учета нуждающихся участник программы снимается.
    Следует отметить, что в мае 2009 года в Постановление Правительства РФ N 153 внесены изменения, позволяющие участникам программы не отчуждать принадлежащие им жилые помещения. Однако в данном случае расчетная площадь жилья уменьшается на площадь имеющегося жилья, что влияет на снижение суммы субсидии, а значит, также не позволяет гражданам этих категорий обойтись без дополнительных финансовых вложений. Поэтому ежегодно повторяется ситуация, когда, отказавшись от получения сертификата, граждане вновь становятся участниками программы, но уже на следующий год. Почти половина военнослужащих и "чернобыльцев", являющихся участниками программы 2009 года, состояли и в списках 2008 года.
    Другой причиной отказа граждан от участия в программе является несоответствие стоимостных показателей, используемых в расчетах социальной выплаты, и фактических затрат граждан на покупку жилья, что приводит к трудностям в реализации участниками программы своего права на улучшение жилищных условий. Так, рыночная стоимость 1 кв. м жилья в области на первичном рынке во II квартале 2008 года, по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области, сложилась в сумме 34,1 тыс. рублей, во II квартале 2009 года - 34,4 тыс. рублей, на вторичном - соответственно 32,3 тыс. рублей и 33,2 тыс. рублей, тогда как при расчете размера социальной выплаты применяется норматив стоимости 1 кв. м, установленный Министерством регионального развития РФ: в I полугодии 2008 года - 23,4 тыс. рублей, во II полугодии 2008 года - 28,65 тыс. рублей, в I полугодии 2009 года - 26,5 тыс. рублей.
    Необходимо отметить недостаточный контроль со стороны департамента и муниципалитетов при формировании списков участников программы, в результате чего граждане, получившие субсидию в 2007 году, были повторно включены в число участников программы на 2008 год. Для внесения изменений в сформированные списки потребовалось дополнительное время, в течение которого федеральные средства не были направлены на покупку жилья, а значит, использовались неэффективно.
    Другая категория граждан, перед которой государство также имеет обязательства по предоставлению жилья, - это ветераны, инвалиды и семьи с детьми-инвалидами. Социальная поддержка этих граждан осуществлялась в виде предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета и предоставления жилья по социальному найму. Субсидии на приобретение жилья также выплачивались из расчета 18 кв. м общей площади на каждого льготника и стоимости 1 кв. м по приказам Минрегиона, которая в течение 2008 - 2009 годов изменилась с 18,5 тыс. рублей до 23,6 тыс. рублей.
    Анализ выполнения государственных обязательств показал, что объем финансирования в 2009 году (556237,8 тыс. рублей) увеличился в 4,6 раза в сравнении с 2008 годом (119577 тыс. рублей). Большая часть выделенных средств (81,3%) предназначается для обеспечения жильем ветеранов ВОВ, а 18,7% - для остальных льготников.
    Следует отметить, что в преддверии 65-летней годовщины Победы в Великой Отечественной войне особое внимание уделяется инвалидам и участникам ВОВ. С июля 2008 года на основании Указа Президента "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" для этой категории граждан норматив предоставления площади увеличился до 22 кв. м, а с июня 2009 года - до 36 кв. м. В III квартале 2009 года размер субсидии для ветерана ВОВ составлял 849,6 тыс. рублей, для других категорий - в два раза меньше - 424,8 тыс. рублей.
    На начало 2009 года на учете нуждающихся состояло 532 ветерана ВОВ. Для этих граждан федеральный бюджет выделил 451987,2 тыс. рублей. В I полугодии с помощью субсидии улучшили жилищные условия 134 человека на сумму 69854,4 тыс. рублей. В настоящее время департаментом труда и социального развития Воронежской области подана заявка на проведение торгов по приобретению 125 однокомнатных квартир для этой категории граждан на сумму 106200 тыс. рублей. Кроме того, до конца текущего года планируется предоставление субсидий в общей сумме 84960 тыс. рублей еще для 100 ветеранов ВОВ. По прогнозам департамента из общей суммы, полученной областью, средства порядка 120 - 130 млн. рублей в текущем году освоены не будут. Выполнение государственных обязательств по предоставлению жилья этой категории граждан завершится в 2010 году.
    Что касается других льготников - а они составляют наибольшую часть очередников (на начало 2009 года - 2654 человека, или 83,3% очередников), - то на их обеспечение в текущем году выделено всего 104250,6 тыс. рублей (18,7% предусмотренной в федеральном бюджете суммы), за полгода израсходовано 5916,3 тыс. рублей. При таких темпах финансирования (в 2008 году из 2217 очередников субсидию получили 97, что составляет только 4%) реализация этого направления Национального проекта затянется более чем на 30 лет.
    Как положительный момент следует отметить, что в 2008 году гражданам льготных категорий в целях улучшения их жилищных условий предоставлено социальное жилье из областного жилищного фонда (8 квартир). Данный факт имеет особое значение, учитывая, что инвалидам и ветеранам затруднительно подыскивать для себя приемлемые варианты приобретения жилья, так как на сумму господдержки практически невозможно приобрести более 13 квадратных метров жилья по фактической рыночной цене.
    Увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования
    Для граждан, не относящихся к льготным категориям, одной из возможностей улучшить жилищные условия является ипотечное кредитование. С этой целью на территории области реализуется ОЦП "Развитие системы жилищного ипотечного кредитования населения Воронежской области на 2006 - 2010 годы".
    Объемы ипотечного кредитования в регионе в 2006 - 2008 годах нарастали достаточно высокими темпами. За 2008 год, по данным Центробанка, населению области выдано 4255 кредитов на общую сумму 6,3 млрд. рублей, что в 1,3 раза больше, чем в 2007 году (4,7 млрд. рублей), и в 3,5 раза больше в сравнении с 2006 годом (1,8 млрд. рублей).
    В 2008 году в рамках соглашения от 18 апреля 2006 года "О совместных действиях администрации Воронежской области и российских банков, кредитных организаций, имеющих право осуществлять банковские операции, и небанковских кредитных организаций по развитию жилищного ипотечного кредитования в Воронежской области" на рынке жилищной ипотеки работали филиалы 19 банков. Процентные ставки по рублевым кредитам находились в диапазоне 10,75 - 14%, в иностранной валюте - 7 - 13,75%.
    В I полугодии 2009 года ситуация на рынке жилищной ипотеки значительно усложнилась. В условиях роста ставок по заемным средствам банки предпочитают уходить от ипотеки и ограничивают свою деятельность кредитами с более коротким сроком погашения. Ставки по предлагаемым банками ипотечным продуктам в этом периоде колебались от 11,6 до 25% - по рублевым кредитам, от 10 до 18,6% - по валютным. Общая сумма выданных в этот период кредитов составила 563,2 млн. рублей, что в 6,4 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года (3639,1 млн. рублей). Количество предоставленных кредитов уменьшилось до 502.
    С целью снижения ипотечного бремени программой "Развитие системы жилищного ипотечного кредитования населения Воронежской области на 2006 - 2010 годы" предусмотрено оказание господдержки отдельным категориям граждан (молодые семьи, многодетные семьи, работники бюджетной сферы, одинокие матери, работники правоохранительных органов и другие) на погашение части кредита, первоначального взноса, процентов по кредиту. За период с 2005-го по 2008 год из областного бюджета на эти цели было выделено 80,1 млн. рублей, что на 30% превышает утвержденные программой показатели. В 2008 году господдержкой воспользовались 310 семей, общая сумма полученных ими средств составила 49,3 млн. рублей.
    Следует отметить, что, несмотря на значительные объемы средств, выделенных из бюджета в 2006 - 2008 годах, ежегодно ощущается их недостаток. В 2007 году не были удовлетворены заявки 48 семей на сумму 9,5 млн. рублей, в 2008 году - 25 семей на сумму около 8 млн. рублей.
    В 2009 году, несмотря на снижение объемов ипотечного кредитования, численность граждан, обратившихся за господдержкой, увеличилась в два раза - до 206 человек в сравнении с 2007 годом. Поэтому запланированное в 2009 году снижение объема финансовой помощи до 37,4 млн. рублей негативно сказывается на удовлетворении потребности населения в господдержке, тем более что в I полугодии текущего года расходы на эти цели уже составили 25,1 млн. рублей.
    Снижение объемов выданных гражданам кредитных ресурсов свидетельствует о том, что ипотечное кредитование становится все более недоступным для большей части населения, а значит, его роль в реализации Национального проекта неуклонно снижается. В Бюджетном послании Президента РФ "О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах" поставлена задача повышения доступности жилья на основе реализации программ ипотечного кредитования, в том числе с использованием механизма субсидирования первоначальных взносов и процентных ставок, что предполагает увеличение бюджетных расходов на эти цели.
    Увеличение объемов жилищного строительства и модернизация коммунальной инфраструктуры
    В целях увеличения объемов жилищного строительства из федерального бюджета предоставляются субсидии на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой. Порядок предоставления субсидий регламентирован Постановлением Правительства РФ от 17.04.2006 N 221. Софинансирование из областного бюджета осуществляется в соответствии с постановлением областной администрации от 21.06.2007 N 549.
    На 2008 год планировалось оказание господдержки на строительство коммунальных сетей по шести проектам: два проекта ОАО "ДСК" в г. Воронеже (по ул. 9 Января и в пос. Тенистый), три проекта в с. Ямное Рамонского района (застройщики ООО "Дарьино", ЗАО "Яменское" и ТСЖ "Донское") и строительство жилья в с. Александровка Новоусманского района (заказчик-застройщик - ГУП "Свой дом").
    Расходы по данным объектам предусматривались в общей сумме 129346,7 тыс. рублей, в том числе за счет федеральных средств - 126924,2 тыс. рублей, областных - 2422,5 тыс. рублей.
    Однако фактически кредитные ресурсы привлекались только Домостроительным комбинатом, и то на четверть (на 264 млн. рублей) меньше, чем планировалось (928,6 млн. рублей). Расходы ДСК по обслуживанию долга в 2008 году составили 74766,3 тыс. рублей, из них бюджетом возмещено почти 100% - 74626,2 тыс. рублей. Обязательства федерального бюджета выполнены в полном объеме, долг области перед заемщиком составил 140,1 тыс. рублей.
    В 2008 году остались невостребованными 54720,5 тыс. рублей, из них федеральных средств - 53547,3 тыс. рублей, областных - 1173,2 тыс. рублей.
    Целевые показатели ввода дополнительного жилья в Воронежской области, установленные соглашением с Росстроем на 2008 год, не выполнены: вместо 198,7 тыс. кв. м введено 153,9 тыс. кв. м, в том числе по объектам ДСК - 133,9 тыс. кв. м вместо 135,7 тыс. кв. м.
    В 2009 году федеральные средства выделены в сумме 14693,4 тыс. рублей на возмещение кредитных затрат по тем же двум объектам ДСК (по ул. 9 Января и в пос. Тенистый) и на застройку малоэтажным жильем с. Ямное Рамонского района. Однако софинансирование из областного бюджета на 2009 год по данным объектам не предусмотрено.
    Домостроительным комбинатом в 2009 году не только не привлекались дополнительные кредитные ресурсы, но и полученные ранее кредиты на сумму 663 млн. рублей в начале текущего года были досрочно погашены. В связи с тем, что с 2009 года в рамках подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" осуществляется бюджетное финансирование строительства объектов коммунальной инфраструктуры, необходимость в заемных средствах у застройщиков отпадает.
    Проверка показала, что ввод жилья, построенного Домостроительным комбинатом с привлечением кредитных ресурсов, за период с 2007-го по 2009 год при плане 380 тыс. кв. м составил только 289 тыс. кв. м (76%). Вместе с тем привлечение кредитов на строительство инженерной инфраструктуры позволило ДСК направить собственные средства и средства частных инвесторов на освоение других площадок в г. Воронеже, что оказало влияние на увеличение объемов жилья в целом, но никак не отразилось на его удешевлении, а значит на доступности.
    Что касается строительства в с. Ямное, то в 2009 году застройщиком (ТСЖ "Донское") оформлен кредит на 1 млн. рублей, однако бюджетные средства на возмещение процентов по нему не могут быть использованы по двум причинам: во-первых, кредитный договор по срокам погашения не соответствует нормам, установленным Правилами предоставления субсидий, а во-вторых, не подтверждено целевое использование кредита, полученного ТСЖ.
    Предоставление субсидий на развитие инженерной инфраструктуры
    В рамках национального проекта с 2006 года реализуется инвестиционный проект "Застройка малоэтажным жильем с. Александровка Новоусманского муниципального района". В целях развития индивидуального жилищного строительства, а также его удешевления строительство коммунальной инфраструктуры ведется за счет бюджетных средств.
    В соответствии со статьей 79 БК РФ и постановлением администрации области от 18.01.2008 N 25 об утверждении порядка предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из областного бюджета на софинансирование объектов капитального строительства, в мае 2008 года заключено соглашение между департаментом (главный распорядитель) и администрацией Новоусманского района (муниципальный заказчик). По условиям соглашения на строительство объектов инфраструктуры в с. Александровка в 2008 году из муниципального бюджета планировалось направить 800 тыс. рублей, однако в местном бюджете ассигнования были утверждены и выделены в сумме 269 тыс. рублей (34% от суммы, предусмотренной соглашением). Областные средства запланированы в объеме 57663 тыс. рублей, фактически выделено 23818,5 тыс. рублей (41% плана), в связи с чем образовалась кредиторская задолженность в сумме 30256,3 тыс. рублей, на погашение которой предусмотрены ассигнования в областном бюджете на 2009 год.
    В целях софинансирования строительства объектов, включенных в подпрограмму "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства", Постановлением Правительства РФ от 22.09.2008 N 708 предусмотрено предоставление в 2008 году субсидий субъектам РФ из федерального бюджета. Между Минрегионом России и администрацией Воронежской области подписано соглашение, согласно которому субсидия из федерального бюджета предоставляется в объеме 421337,4 тыс. рублей, а средства консолидированного бюджета Воронежской области - не менее 136429,9 тыс. рублей из расчета 3:1. В случае несоблюдения условий софинансирования производится взыскание полученной субъектом РФ субсидии в доход федерального бюджета.
    В перечень объектов, финансируемых в рамках соглашения, включены сети и сооружения инженерного обеспечения по четырем инвестиционным проектам: "Застройка жилого квартала по ул. 9 Января г. Воронеж", "Строительство группы жилых домов в пос. Тенистый г. Воронеж", "Застройка малоэтажным жильем с. Александровка Новоусманского муниципального района" и "Застройка малоэтажным жильем с. Ямное Рамонского муниципального района".
    В связи с тем, что субсидии из федерального бюджета поступили в областной бюджет в конце декабря 2008 года, реализация соглашения началась только в 2009 году. Департаментом подписаны соглашения с муниципальными образованиями о предоставлении субсидий (далее - Соглашения), в соответствии с которыми на развитие инженерной инфраструктуры предусмотрено направить 557767 тыс. рублей, в том числе:
    - по Соглашению с администрацией городского округа город Воронеж - 321767,3 тыс. рублей, из них федеральные средства - 243063,1 тыс. рублей, областные - 39352,1 тыс. рублей, муниципальные - 39352,1 тыс. рублей;
    - по Соглашению с администрацией Новоусманского района - 202904,7 тыс. рублей, из них федеральные средства - 153274,4 тыс. рублей, областные - 48885,9 тыс. рублей, муниципальные - 744,4 тыс. рублей;
    - по Соглашению с администрацией Рамонского района 33095 тыс. рублей, из них федеральные средства - 25000 тыс. рублей, областные - 7967,7 тыс. рублей, муниципальные - 127,3 тыс. рублей.
    В первом полугодии текущего года финансирование объектов инженерной инфраструктуры из местных бюджетов не осуществлялось.
    Средства областного бюджета перечислены только Новоусманскому району на погашение кредиторской задолженности в объеме 30256,3 тыс. рублей, в состав которой включены средства в сумме 1407,1 тыс. рублей - за работы по устройству ограждения на участке 1-й очереди строительства. Следует отметить, что проектом территориального планирования с. Александровка (1-я очередь) строительство ограждения не предусмотрено. Однако в декабре 2008 года администрацией района проведен аукцион и заключен муниципальный контракт стоимостью 4729,9 тыс. рублей. Источником финансирования определен областной бюджет. Таким образом, в нарушение статей 161, 219 БК РФ администрацией Новоусманского района приняты бюджетные обязательства сверх утвержденных лимитов.
    Федеральные субсидии в полном объеме перечислены департаментом в муниципальные бюджеты в мае текущего года. Проверка освоения предоставленных субсидий показала, что на 1 сентября 2009 года федеральные средства в полном объеме освоены в Рамонском районе, которому в соответствии с Соглашением было выделено 25000 тыс. рублей. Администрация Новоусманского района освоила федеральные средства на 11,4%, администрация городского округа г. Воронеж - на 4,6%, но нельзя не учитывать тот факт, что суммы предоставленных им субсидий значительно больше - 153274,4 тыс. рублей и 243063,1 тыс. рублей соответственно.
    Как показала проверка, в Новоусманском районе имели место случаи, когда оплата подрядчикам производилась в полном объеме по представленным актам КС-2, а при последующем комиссионном осмотре объектов (очистных сооружений и канализационного коллектора) выявлены факты неполного выполнения работ, предусмотренных проектом, и прочие недостатки. Замечания комиссии, созданной по распоряжению администрации Новоусманского района, направлены подрядчикам. На момент проверки недостатки не устранены. Для предотвращения подобных ситуаций необходимо окончательную оплату подрядчикам производить только после завершения строительства объекта и устранения выявленных недостатков.
    Результаты контрольных мероприятий, проведенных Контрольно-счетной палатой в муниципальных образованиях, показали, что в нарушение Федерального закона N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" в Новоусманском и Рамонском районах учет капитальных вложений в объекты муниципальной собственности администрациями не ведется. На момент проверки инвентарная стоимость строящихся объектов не сформирована и в бухгалтерской отчетности администраций отсутствует полная информация в денежном выражении об имущественном положении районов в части объектов незавершенного строительства.
    Кроме того, администрации Новоусманского и Рамонского районов не представляли в департамент ежеквартальные отчеты об использовании субсидий, выделенных на развитие инженерной инфраструктуры. Между тем в отчете департамента об использовании средств федерального бюджета и средств консолидированного бюджета, представленном в Минрегион РФ за первое полугодие 2009 года, отражено финансирование из бюджета субъекта РФ в сумме 780 тыс. рублей по проекту "Застройка малоэтажным жильем с. Ямное", тогда как кассовые расходы не производились, что является искажением отчетности. В ежемесячных отчетах департамента об итогах выполнения адресной инвестиционной программы имеются расхождения в части отражения выполненных работ с представленными актами выполненных работ КС-2 и справками о стоимости работ КС-3, что также свидетельствует о недостоверности отчетности.
    Предыдущей проверкой Контрольно-счетной палаты было установлено, что при строительстве объектов инженерной инфраструктуры в с. Александровка (до мая 2008 года) департамент, являясь государственным заказчиком, фактически выполнял функции заказчика-застройщика, переданные по договору ГУП "Свой дом": заключал контракты, подписывал акты КС-2 и справки КС-3, производил по ним оплату подрядчикам. При этом строящиеся объекты в бухгалтерском учете Департамента не отражались и на балансе не числились. По состоянию на 1 января 2009 года в балансе департамента отражены незавершенные строительством объекты общей стоимостью 75901,8 тыс. рублей, которые в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" относятся к муниципальной собственности. Однако до настоящего времени Департаментом в муниципалитет объекты не переданы, при этом продолжение строительства коммунальной инфраструктуры в с. Александровка осуществляет муниципальный заказчик - Новоусманский район. В итоге на участке 1-й очереди эксплуатируются объекты, построенные в 2007 - 2008 годах, без оформления разрешений на ввод в эксплуатацию.
    Следует обратить внимание и на тот факт, что в учете Департамента с 2007 года числится дебиторская задолженность в сумме 752,4 тыс. рублей за подрядчиком ЗАО "Ремсельбурвод", который после корректировки проекта в ходе строительства насосных станций вместо двух павильонов для обслуживания водозаборных скважин построил один. При этом, несмотря на сокращение объемов работ, в нарушение Федерального закона N 94-ФЗ изменения в контракты ни по срокам и объемам, ни по цене внесены не были.
    Как показала проверка, учет строительства насосных станций также ведет ГУП "Свой дом", которое представило пакет документов, согласно которым после окончания строительства насосных станций сумма дебиторской задолженности "Ремсельбурвода" увеличилась на 355,3 тыс. рублей и составила уже 1107,7 тыс. рублей. Данная сумма подтверждена актом сверки с подрядчиком. В то же время в департаменте, который производил оплату "Ремсельбурводу", акты выполненных работ отсутствуют, соответственно в бухгалтерском учете сумма задолженности осталась прежней - 752,4 тыс. рублей.
    Таким образом, один и тот же объект, а также обязательства по расчетам с подрядчиком ("Ремсельбурвод") числятся и у главного распорядителя (департамент), и у заказчика-застройщика (ГУП "Свой дом"), но не числятся в учете муниципального заказчика (администрация Новоусманского района), как того требует законодательство.
    Вместо проведения инвентаризации и принятия мер по взысканию задолженности, в июне 2009 года департамент поручает ГУП "Свой дом" подписать дополнительные соглашения к контрактам N 1 и N 2, заключенным с "Ремсельбурводом" в 2006 году, на проведение геологоразведочных работ, которые этими контрактами предусмотрены не были. Стоимость дополнительных работ равна сумме дебиторской задолженности "Ремсельбурвода" - 1107,7 тыс. рублей.
    Необходимо отметить, что у ГУП "Свой дом" не было полномочий по заключению дополнительных соглашений, так как срок действия государственных контрактов N 1 и N 2 окончен 31 декабря 2006 года (ст. 425 Гражданского кодекса РФ). Кроме того, работы, предусмотренные дополнительными соглашениями, в первоначальных контрактах отсутствовали, и для их выполнения муниципальному заказчику (администрация Новоусманского района) следовало провести конкурс по выбору подрядной организации в соответствии с требованиями Федерального закона N 94-ФЗ.
    Департаментом архитектуры и строительной политики не приняты меры по взысканию дебиторской задолженности, допущено отвлечение бюджетных средств на длительный срок и неэффективное их использование в нарушение статьи 34 Бюджетного кодекса РФ.
    Необходимо отметить, что параллельно со строительством инженерных сетей в области проводятся работы по модернизации коммунальной инфраструктуры. В 2008 году на эти цели выделено 685,7 млн. рублей, в том числе федеральных средств - 57,1 млн. рублей, областных - 628,6 млн. рублей. На 2009 год бюджетные ассигнования предусмотрены в объеме 248,6 млн. рублей (40 млн. рублей - федеральных средств, 208,6 млн. рублей - областных). Финансирование объектов осуществлялось в рамках ОЦП "Обеспечение населения качественной питьевой водой и организация водоотведения в Воронежской области на 2006 - 2010 годы" и "Экология и природные ресурсы Воронежской области на 2002 - 2010 годы".
    В рамках Национального проекта бюджетные средства выделялись и на строительство автодорог в новых микрорайонах массовой застройки. Завершено строительство автодороги в с. Александровка Новоусманского района, на которое только в 2008 году направлено 91797,8 тыс. рублей (из них федеральных средств - 79469,8 тыс. рублей, областных - 12328 тыс. рублей).
    В 2009 году на реконструкцию автодороги "М-4 "Дон" между совхозом "Масловский" и пос. Никольское в Новоусманском районе использовано 77743 тыс. рублей федеральных средств. Однако выделенные средства использованы не в полном объеме: почти 20 млн. рублей, утвержденных в областном бюджете на 2008 год, не были своевременно освоены.
    Выводы
    На реализацию Национального проекта из бюджета ежегодно выделяются значительные средства. Однако, как показала проверка, для субсидирования молодых семей их не хватает, а по другим направлениям уровень освоения средств остается низким. Достаточно сказать, что в 2008 году из 1060 млн. рублей остались неосвоенными более 140 млн. рублей. Предусмотренная законодательством бюджетная помощь населению настолько незначительна, что граждане даже льготных категорий не могут реально улучшить свои жилищные условия. В результате отдельное жилье для большинства жителей области по-прежнему остается недоступным.
    Проверка строительства объектов коммунальной инфраструктуры в г. Воронеже, с. Александровка Новоусманского района и с. Ямное Рамонского района выявила многочисленные факты нарушений действующего законодательства, а также искажения отчетности департаментом архитектуры и строительной политики, которые требуют устранения на уровне как департамента, так и муниципальных образований.
    Предложения
    С целью устранения выявленных недостатков и нарушений направить представления в адрес департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области, администраций Новоусманского и Рамонского районов.
    Первый заместитель председателя
    Контрольно-счетной палаты
    Воронежской области
    Е.С.ЛИТВИНЧУК
    Начальник отдела контроля и анализа
    неналоговых доходов, расходов на ЖКХ,
    ТЭК и капстроительство
    И.Ф.ДОРОШЕНКОВА