Воронежская область
Заключение от 18 июля 2011 года

Заключение Контрольно-счетной палаты Воронежской области на проект Закона Воронежской области «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»

Принято
Контрольно-счетной палатой Воронежской обл.
18 июля 2011 года
    По итогам экспертизы проекта закона Воронежской области "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (далее - законопроект) Контрольно-счетной палатой Воронежской области сформированы следующие основные выводы <1>.

    --------------------------------
    <1> Обоснование выводов заключения и рекомендаций Контрольно-счетной палаты Воронежской области приведены в пояснительной записке (приложение)


    1.При формировании и представлении законопроекта, а также представленных одновременно с ним документов и материалов требования законодательства в целом соблюдены.
    Пояснительная записка к законопроекту и представленные расчеты содержат экономическое обоснование всех его доходных и расходных статей, что соответствует Правилам составления, рассмотрения и исполнения бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденным Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 09.09.2003 N 1750/21-1/и.
    Состав показателей доходной и расходной части бюджета ТФОМС соответствует источникам формирования и направлениям расходования средств фонда, установленным законодательными актами и нормативно-методическими документами по обязательному медицинскому страхованию.
    Принципы сбалансированности бюджета и совокупного покрытия расходов соблюдены, что соответствует статьям 33 и 35 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
    2.При расчете стоимости территориальной программы ОМС были учтены нормативы объемов медицинской помощи по видам, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевые нормативы финансирования, которые установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2010 N 782 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год". По нормативам стоимость программы ОМС составляет 10188,2 млн. рублей.
    Однако выполнение ТП ОМС в этих объемах не представляется возможным, поскольку на ОМС неработающего населения из областного бюджета средств выделяется недостаточно, что не соответствует требованиям Закона Российской Федерации от 28 июня 1991 года N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" в части предоставления населению бесплатной медицинской и лекарственной помощи в полном объеме. Объем средств на ТП ОМС в законопроекте составляет 6379,1 млн. рублей, что покрывает расчетную стоимость программы только на 62,6%.
    3.Дефицит представленной к утверждению в бюджете Фонда на 2011 год территориальной программы ОМС к программе, рассчитанной по федеральным нормативам, составляет 37,4% (3809,1 млн. рублей), тогда как в 2010 году он составлял 35,7% (3572,0 млн. рублей). Однако он может быть скорректирован с учетом увеличения доходов.
    Подушевой норматив финансирования бесплатной медицинской помощи жителям Воронежской области в системе ОМС (2811,9 рубля) не превышает 70% федерального норматива (4102,9 рубля), т.е. самых минимальных требований к финансированию бесплатных медицинских услуг.
    Основной причиной является недостаточность суммы передаваемых из областного бюджета страховых взносов на ОМС неработающего населения. Дефицит страхового взноса составляет 3809,1 млн. рублей - 59,1% расчетной величины. Страховые взносы в областном бюджете рассчитаны без учета повышения стоимости медицинской помощи в системе ОМС детям младше 4 лет и неработающим гражданам старше 60 лет и без учета роста численности застрахованного неработающего населения области, которая только за 9 месяцев 2010 года увеличилась на 9,5 тыс. человек.
    На увеличение дефицита территориальной программы ОМС повлияло также планирование финансовой помощи из бюджета Федерального фонда ОМС в виде дотаций на выполнение территориальной программы ОМС на уровне текущего года.
    Контрольно-счетная палата отмечает, что уровень оказания бесплатной медицинской помощи жителям области в системе ОМС в 2011 году снизится по отношению к уровню текущего года. Федеральные нормативы подушевого финансового обеспечения в расчете на одного человека в год не будут выполнены связи с недостаточным объемом трансфертов из областного бюджета и бюджета Федерального фонда ОМС. В результате бюджет областного Фонда не сможет обеспечить оказания жителям области бесплатной медицинской помощи в системе ОМС на уровне, требуемом Постановлением Правительства РФ от 04.10.2010 N 782.
    Контрольно-счетная палата Воронежской области рекомендует Территориальному фонду ОМС Воронежской области:
    - представить в департамент финансово-бюджетной политики Воронежской области обоснование необходимости увеличения размера страхового взноса на ОМС неработающего населения - рост численности неработающих жителей области;
    - представить в Федеральный фонд ОМС материалы с обоснованием необходимости увеличения финансовой помощи области.
    В целом основным задачам бюджетной и социальной политики в области здравоохранения законопроект отвечает, и причин для его отклонения Контрольно-счетная палата не усматривает.
    Председатель
    Контрольно-счетной палаты
    Воронежской области
    В.Н.ОЛЕМСКОЙ