Воронежская область
Отчет от 12 декабря 2008 года

Отчет о результатах проверки эффективности и целевого использования бюджетных средств, выделенных в 2006 — 2007 годах в рамках реализации областной целевой программы «Обеспечение населения качественной питьевой водой и организация водоотведения в Воронежской области на 2006 — 2010 годы»

Принят
Контрольно-счетной палатой Воронежской обл.
12 декабря 2008 года
    Основание для проведения проверки: Закон "О Контрольно-счетной палате Воронежской области", п. 41 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2008 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области N 20 от 12.03.2008.
    Цель проверки: контроль эффективности и целевого использования бюджетных средств, выделенных в 2006 - 2007 годах в рамках реализации областной целевой программы "Обеспечение населения качественной питьевой водой и организация водоотведения в Воронежской области на 2006 - 2010 годы".
    Предмет проверки: реализация областной целевой программы "Обеспечение населения качественной питьевой водой и организация водоотведения в Воронежской области на 2006 - 2010 годы".
    Проверяемый период: 2006 - 2007 годы.
    Перечень проверенных объектов: Главное управление жилищно-коммунальной политики Воронежской области, казенное предприятие Воронежской области "Единая дирекция капитального строительства и газификации", казенное предприятие Воронежской области "Дирекция по строительству объектов водопользования", администрация Бобровского муниципального района.
    Проверкой установлено:
    В целях улучшения обеспечения населения Воронежской области питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве, повышения степени очистки сточных вод, сокращения объема загрязняющих веществ, сбрасываемых в водные объекты, постановлением Воронежской областной Думы в июне 2006 года утверждена областная целевая программа "Обеспечение населения качественной питьевой водой и организация водоотведения в Воронежской области на 2006 - 2010 годы".
    Государственным заказчиком программы определено Главное управление жилищно-коммунальной политики Воронежской области (далее - Управление ЖКП). Однако согласно постановлениям администрации области, которыми утвержден перечень объектов капитального строительства на 2006 и 2007 годы, государственными заказчиками программы также являются: Главное управление экономического развития и Главное управление строительной политики, что программой не предусмотрено. Данный факт свидетельствует о противоречии указанных нормативных актов.
    Кроме исполнения функций государственного заказчика Управление ЖКП выполняло и функции заказчика-застройщика по объектам капитального строительства в рамках программы. В проверяемом периоде заказчиками-застройщиками также определены: администрации Бобровского и Грибановского районов, казенные предприятия Воронежской области "Дирекция по строительству объектов водопользования" и "Единая дирекция капитального строительства и газификации". В нарушение постановления администрации области "О порядке разработки и реализации областных целевых программ" Управление ЖКП как государственный заказчик не закрепило договорными отношениями передачу полномочий и осуществление функций заказчикам-застройщикам.
    Необходимо отметить, что в нарушение постановления администрации области "Об утверждении Положения о формировании перечня мероприятий, строек и объектов..." титульные списки объектов, финансируемых из областного бюджета, заказчиками-застройщиками не составляются и не представляются в Главное управление экономического развития для финансирования капитальных вложений и формирования перечня объектов строительства областной адресной инвестиционной программы.
    Кроме того, в нарушение ст. ст. 51, 55 Градостроительного кодекса РФ на строящиеся объекты в Управлении ЖКП отсутствуют разрешения на строительство и ввод объектов в эксплуатацию. Следует отметить, что в связи с изменениями БК РФ, вступившими в силу с 2008 года, в первом полугодии текущего года все незавершенные объекты Управлением переданы в муниципалитеты.
    Финансирование мероприятий программы предусмотрено за счет средств федерального, областного, местных бюджетов и других источников. Объем средств областного бюджета, направляемых на реализацию мероприятий программы, ежегодно утверждается законом Воронежской области об областном бюджете.
  1. Источники финансирования 2006 год 2007 год Всего
    тыс. рублей доля в общем объеме, % тыс. рублей доля в общем объеме, % тыс. рублей
    Федеральный бюджет 51 450 54 22 654 11 74 104
    Областной бюджет 42 739 44 172 576 86 215 315
    Местный бюджет 1 978 2 6 122 3 8 100
    Средства предприятий 18 18
    Итого 96 185 100 201 352 100 297 537
  2. Следует отметить, что целевые показатели реализации программных мероприятий не разбиты по годам, как требует порядок разработки программ.
    Необходимо обратить внимание и на тот факт, что фактически выделенные ассигнования по всем источникам значительно ниже объемов финансирования, предусмотренных программой. Так, по программе на 2006 год запланированы средства в сумме 130693 тыс. рублей, на 2007 год - 2271610 тыс. рублей, а фактически в 2006 году выделено лишь 73,6% от предусмотренных программой, а в 2007 году - только 8,9%. При этом Управление ЖКП, являясь государственным заказчиком, в нарушение постановления администрации области "О порядке разработки и реализации областных целевых программ" не уточняло целевые показатели и затраты по программным мероприятиям с учетом реально выделяемых на реализацию областной целевой программы финансовых средств.
    Проверка исполнения программных мероприятий показала, что в 2006 году осуществлялось строительство 17 объектов водоснабжения и канализации, в 2007 году - 27 объектов. Разработана проектно-сметная документация на два новых объекта, еще на двух проведены геологоразведочные работы. На момент проверки введен в эксплуатацию 21 объект водоснабжения и водоотведения, построено 25,6 км водопроводных сетей и 11,27 км канализационных сетей, пробурено 5 артезианских скважин и одна скважина отремонтирована. Однако законченные объекты по-прежнему остаются на балансе Управления ЖКП как незавершенное строительство. Данная ситуация может негативно повлиять на организации, которые обслуживают эти объекты, поскольку они не числятся в учете, но вместе с тем несут расходы на их обслуживание, что может привести к финансовым санкциям органами налоговой инспекции. Документы для внесения объектов в реестр государственного имущества Воронежской области переданы ГУГИ только в 2008 году.
    Следует отметить, что отдельные мероприятия, выполняемые в рамках программы и предусмотренные перечнем мероприятий и объектов капитального строительства на 2006 и 2007 годы, включали работы, не указанные в программе. Например, для организации централизованного водоснабжения в Бобровском, Верхнемамонском и Эртильском районах казенное предприятие "Единая дирекция капитального строительства и газификации" заключило контракты, которыми предусмотрен целый комплекс мероприятий, в том числе строительство водопроводных насосных станций, насосной водозабора, резервуаров для воды, тогда как программой предусмотрено строительство только водопроводных сетей. В перечень программных мероприятий также не входит строительство канализационных систем в Аннинском и Эртильском районах, но за счет средств, выделяемых в рамках программы, в указанных районах построены канализационные сети и канализационная насосная станция. Это еще раз свидетельствует о необходимости корректировки программы. На момент проверки новая редакция программы не утверждена.
    Результаты реализации мероприятий программы представлены в таблице:
  3. Целевые индикаторы 2006 2007 годы, % По состоянию на 01.01.2008, % Предусмотрено программой к 2010 году, %
    Увеличение обеспеченности централизованным водоснабжением 4,5 66,3 73,5
    Снижение ветхости водопроводных сетей 0,2 52,8 27,6
    Увеличение объемов подачи воды 1,0 62 67,7
    Увеличение обеспеченности централизованной канализацией 0,3 53,2 64,5
    Снижение ветхости канализационных сетей 0,63 36,8 33,9
  4. Исходя из цифр, указанных в таблице, есть все основания предполагать, что к 2010 году при сохранении существующих темпов финансирования программные мероприятия исполнены не будут. Кроме того, существующая редакция программы нарушает одно из основных требований Бюджетного кодекса - достижимость целей, а следовательно, результативность и эффективность использования бюджетных средств (ст. 34 БК РФ). Поэтому необходимо безотлагательно скорректировать программу, устранив существующие противоречия и несоответствия.
    Основным источником питьевой воды являются подземные воды. В настоящее время в Воронежской области эксплуатируется 7221 артезианская скважина. По различным причинам подлежат ликвидации 3240 скважин (45%), из них только 993 скважины (14%) можно восстановить, выполнив капитальный ремонт.
    Проблемы в сфере водоснабжения Воронежской области типичны для областей Центрального федерального округа: загрязненность и истощение месторождений подземных вод, изношенность разводящих сетей, дефицит воды, неудовлетворительное состояние зон санитарной охраны водозаборных скважин, недостаточная обеспеченность домов централизованным водоснабжением и водоотведением.
    Централизованным водоснабжением охвачено 61,8% населения области, в городе Воронеже - 95%. В то же время в ряде муниципальных районов области этот показатель остается крайне низким: Верхнехавский район - 14,4%, Грибановский район - 16,6%, Терновский район - 22,2%, Эртильский район - 17,9%. Общая протяженность водопроводных сетей составляет 8020,6 км, из которых более половины (53,8%) не отвечают санитарным нормам и правилам.
    Системами централизованного водоотведения обеспечены в основном жители г. Воронежа и районных центров. В целом по Воронежской области обеспечено канализацией 52,9% населения, в городе Воронеже - 75%. По районам области обеспеченность канализационными системами составляет от 4,5% (Каширский, Новохоперский районы) до 73% (Новоусманский район). Причем из действующих канализационных сетей на территории области 35,7% нуждаются в замене. Этот показатель является самым высоким в Центрально-Черноземном регионе, тогда как в Тамбовской области замене подлежит 15,4%, в Курской - 17,2%, Белгородской - 22,8%, в Липецкой - 29,2%.
    Важно отметить и тот факт, что за два года реализации программы на территории города Воронежа строительство объектов водоснабжения и водоотведения не осуществлялось, тогда как именно в областном центре проблема круглосуточной подачи воды стоит очень остро. Если в ближайшее время не принять решительных мер, то график ежедневных отключений, ставших нормой жизни воронежцев, может измениться еще в худшую сторону. Потребность в воде в городе Воронеже - 650 тыс. кубометров в сутки, мощности же всех объектов водоканала хватает лишь на 450 тыс. кубометров, что составляет 69% от необходимого потребления, тогда как в соседних регионах Черноземья проблема отсутствия воды в дневное время уже решена: обеспеченность водой в Курске и Белгороде - 98%, Липецке - 100%.
    Нельзя не сказать и о такой проблеме, как потери воды, основной причиной которых является изношенность сетей. Так, по сведениям МУП "Водоканал Воронежа", хотя физический объем потерь и сократился с 60035 тыс. куб. м в 2006 году до 28275 тыс. куб. м в 2008 году, их удельный вес по-прежнему остается высоким - 34,3% общего объема поставленной воды.
    Необходимо также отметить, что за период реализации программы не проведено ни одного мероприятия по улучшению качества питьевой воды, хотя эта проблема должна быть в числе приоритетных, поскольку заложена в самом названии программы и наиболее остра для нашего региона. Повышенные концентрации железа и марганца напрямую связаны с ростом заболеваемости населения. Поэтому очевидно, что при дальнейшей реализации программы необходимо скорректировать программные мероприятия и уделять внимание повышению качества питьевой воды. Для решения этой проблемы ГУ ЖКП направлено предложение: рассмотреть вопрос о возможности включения в программу мероприятий по установке систем очистки в жилых домах, которые позволят обеспечить население чистой питьевой водой по месту жительства.
    Выводы
    Результаты проверки показали, что бюджетные средства, выделенные на водоснабжение и водоотведение, в целом расходуются эффективно. Увеличивается обеспеченность централизованным водоснабжением и канализацией, снижается количество изношенных сетей, увеличивается объем подачи воды.
    Однако наряду с позитивными результатами в сфере реализации программы отмечены и следующие недостатки и нарушения:
    - государственный заказчик программы не закрепил передачу полномочий и функций заказчикам-застройщикам договорными отношениями;
    - в нарушение постановления администрации области "Об утверждении Положения о формировании перечня мероприятий, строек и объектов..." титульные списки объектов, финансируемых из областного бюджета, заказчиками-застройщиками не составлялись и не представлялись в ГУЭР для формирования перечня объектов строительства областной адресной инвестиционной программы;
    - в нарушение постановления администрации Воронежской области "О порядке разработки и реализации областных целевых программ" Управление ЖКП как государственный заказчик не корректировало целевые показатели, программные мероприятия и объемы финансирования с учетом выделяемых на реализацию областной целевой программы финансовых средств. За период реализации программы не проводились мероприятия по улучшению качества питьевой воды. При существующих темпах финансирования конечные результаты программы не будут достигнуты, что нарушает принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств (ст. 34 БК РФ).
    Устранение всех вышеперечисленных нарушений позволит повысить результативность расходов областного бюджета на решение проблемы в сфере водоснабжения Воронежской области.
    Предложения
    Направить представления в Главное управление жилищно-коммунальной политики и Главное управление экономического развития для устранения выявленных нарушений и недостатков.
    Первый заместитель председателя
    Контрольно-счетной палаты
    Воронежской области
    Е.С.ЛИТВИНЧУК
    Начальник отдела контроля и анализа
    неналоговых доходов, расходов на ЖКХ, ТЭК
    и капитальное строительство
    И.Ф.ДОРОШЕНКОВА