Воронежская область
Отчет от 01 апреля 2010 года

Отчет по результатам проверки эффективности работы органов местного самоуправления Воронежской области по использованию земельных ресурсов в 2008 и 2009 годах

Принят
Контрольно-счетной палатой Воронежской обл.
01 апреля 2010 года
    Основание для проведения проверки: Закон "О Контрольно-счетной палате Воронежской области", пункт 6 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2010 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 14.01.2010 N 2.
    Цель проверки: оценка деятельности органов местного самоуправления по оформлению земель в собственность, сдаче земель в аренду, продаже земли, контролю за полнотой и своевременностью поступления платежей от использования и продажи земли в бюджет, по снижению задолженности по арендным платежам.
    Предмет проверки:
    - земельные ресурсы муниципального образования;
    - средства местного бюджета в части доходов от уплаты земельного налога, арендной платы и продажи земли.
    Проверяемый период: с 01.01.2008 по 01.01.2010.
    Перечень проверенных объектов: 13 структурных подразделений администраций муниципальных образований Воронежской области.
    В ходе проверки установлено:
    Земельные ресурсы муниципальных образований области - это один из основных источников доходов местных бюджетов. Его доля в собственных доходах бюджетов муниципальных районов составила в среднем 25%. С учетом городских округов доходы от использования земли в 2008 году поступили в сумме 3 млрд. 112 млн. рублей, в 2009 году - 2 млрд. 814 млн. рублей.
    Очевидно, что для обеспечения столь значительного объема доходов местных бюджетов необходимо грамотное и эффективное управление земельными ресурсами. В связи с этим Контрольно-счетной палатой Воронежской области проведены проверки использования земли в Аннинском, Бутурлиновском, Каменском, Лискинском, Новоусманском, Рамонском, Репьевском, Семилукском и Хохольском районах.
    Проверки администраций муниципальных образований выявили два, казалось бы, организационных момента, которые в значительной степени влияют на эффективность управления земельными ресурсами.
    Во-первых, в области нет единого порядка управления землей. В итоге учет земель и формы отчетных документов определяются муниципалитетами самостоятельно, не всегда корректно и грамотно. А это, в свою очередь, не позволяет самим же районам получать необходимую для контроля и анализа информацию. Так, например, в Бутурлиновском районе учет договоров аренды земли ведется только с 2007 года. Вместе с тем ранее заключенные договоры также продолжают действовать, но никто не может назвать их точного количества, соответственно и контроль за поступлением арендной платы по этим договорам не ведется.
    Во-вторых, отсутствие практически во всех районах компьютерной программы для обработки данных по управлению земельными ресурсами (а это весьма значительный объем) затрудняет получение оперативной информации. Это влияет на качество и скорость принятия управленческих решений, не позволяет производить достоверную оценку и анализ использования земельных ресурсов, а соответственно - выявлять резервы и эффективно управлять землей.
    В ходе проверок установлены и более серьезные недостатки и нарушения, к сожалению, типичные для большинства муниципальных образований области.
    Так, во всех проверенных районах в нарушение ст. 209 Гражданского кодекса РФ муниципальными образованиями сдавались в аренду невостребованные земельные доли граждан. Например, в 2009 году администрацией Семилукского района в аренду сдано почти 11 тысяч гектаров невостребованных долей, или 33% площади всех сдаваемых в аренду земель; администрацией Рамонского района - 5,5 тыс. га (38%), Лискинского - 12,8 тыс. га (34%).
    Также во всех проверенных муниципальных образованиях в нарушение ст. 9 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" сдавались в аренду участки, не прошедшие кадастровый учет.
    В проверенных муниципальных образованиях не организована работа по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками - на право аренды (или собственности). Первоначально срок исполнения данной нормы был определен федеральным законодательством до 01.01.2010, поэтому уклонение от этой работы является нарушением ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ". Учитывая, что новый срок завершения переоформления определен до 01.01.2012, необходимо в кратчайшие сроки завершить инвентаризацию земель и выявление неучтенных ранее договоров бессрочного пользования, с тем чтобы уложиться в отведенные Законом сроки.
    Проверка выявила целый ряд случаев незаконного заключения договоров аренды, когда в Аннинском, Бутурлиновском, Каменском, Рамонском и Хохольском районах в нарушение требований Земельного кодекса предоставление земельных участков в аренду производилось без информирования населения, без проведения торгов, в отсутствие нормативно-правовых актов. В Аннинском районе в 2008 году таким образом в аренду сдано 37 земельных участков площадью более 27 тыс. га, в Рамонском районе - 48 участков площадью 7,7 тыс. га. Уклонение от проведения торгов не только нарушает принципы справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедуры предоставления земли, определенные Федеральным законом, но и снижает сумму доходов бюджета от аренды.
    Кроме того, в Хохольском муниципальном районе в нарушение ст. 10 Федерального закона N 53-ФЗ от 17.04.2006 "О внесении изменений в Земельный кодекс РФ..." в 2007 году распоряжение земельными участками осуществлялось администрацией Хохольского городского поселения, тогда как это являлось полномочиями муниципального района.
    Проверка отчуждения земли выявила действующие схемы продажи без проведения торгов в Новоусманском муниципальном районе.