Воронежская область
Отчет от 19 ноября 2009 года

Отчет о результатах проверки результативности и эффективности использования бюджетных средств, выделенных в 2008 году и текущем периоде 2009 года на мероприятия в области сельскохозяйственного производства: переподготовку специалистов для сельского хозяйства, возмещение ущерба от стихийных бедствий, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

Принят
Контрольно-счетной палатой Воронежской обл.
19 ноября 2009 года
    Основание для проведения проверки: Закон "О Контрольно-счетной палате Воронежской области", п. 60 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2009 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 14.08.2009 N 52.
    Цель проверки: осуществление контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, выделенных на мероприятия в области сельскохозяйственного производства.
    Предмет проверки: средства областного бюджета.
    Проверяемый период: 2008 год и истекший период 2009 года.
    Перечень проверенных объектов:
    1.Департамент аграрной политики Воронежской области.
    2.ЗАО "Промкор" Рамонского района.
    3.ЗАО "Агросвет", г. Воронеж.
    4.ЗАО "Дон" Хохольского района.
    5.ГУП "Садовое" Лискинского района.
    6.Камеральные проверки 32 районов области.
    В ходе проверки установлено:
    На мероприятия в области сельскохозяйственного производства - переподготовку кадров АПК, возмещение ущерба от стихийных бедствий, научно-исследовательские работы - в 2008 году направлено 7892 тыс. рублей, за 6 месяцев 2009 года - 2129,6 тыс. рублей.
    Переподготовка и повышение квалификации
    В целях реализации государственной политики в области подготовки кадров для нужд сельского хозяйства на основании постановления администрации Воронежской области от 05.08.2003 N 605 "О государственном (областном) заказе на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием" с 2003 года в области формировался государственный (областной) заказ. Число мест, выделяемых под государственный заказ, ежегодно определялось Главным управлением аграрной политики (ГУАП) по согласованию с федеральным государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Воронежский государственный аграрный университет им. К.Д. Глинки" (далее - ВГАУ) с учетом финансовых средств, предусмотренных в областном бюджете.
    Кроме того, проводились краткосрочные курсы повышения квалификации руководителей органов управления АПК и с/х организаций муниципальных районов Воронежской области на базе института повышения квалификации и инноваций ВГАУ.
    На обучение и повышение квалификации в 2008 году финансирование составило 5491,6 тыс. рублей, или 99,8% плановых назначений, в том числе:
    - на обучение студентов в рамках областного (государственного) заказа израсходовано 4999,1 тыс. рублей;
    - на повышение квалификации - 492,5 тыс. рублей (осуществлялась подготовка руководителей органов управления АПК, специалистов и руководителей хозяйств, занимающихся производством молока, а также проводились семинары по строительному подряду и аукциону).
    За 6 мес. 2009 года по мероприятию было выделено чуть больше 1% годового плана, или 76 тыс. рублей (произведена оплата за курсы по подготовке главных инженеров и агрономов).
    Следует отметить, что финансирование в части подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием в 2008 году осуществлялось по целевой статье бюджетной классификации "Мероприятия в области сельскохозяйственного производства", а в 2009 году будет осуществляться в рамках областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства на территории Воронежской области на 2008 - 2012 годы", которой предусмотрена только переподготовка кадров АПК. Обучение студентов в вузе данной программой не предусмотрено. В связи с вышеизложенным департаменту аграрной политики (далее - ДАП) необходимо подготовить изменения мероприятия программы в части подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием.
    Возмещение ущерба от стихийных бедствий
    На основании постановления администрации Воронежской области от 22.04.2004 N 407 "О возмещении ущерба сельхозтоваропроизводителям, пострадавшим от стихийных бедствий в 2002 - 2003 годах" и во исполнение решений Арбитражного суда Воронежской области о возмещении 8 сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба от стихийных бедствий, произошедших в 2002 - 2003 годах, из областного бюджета в 2008 году выделено 1061,4 тыс. рублей, что составляет 99% плановых назначений.
    Обращение сельхозпредприятий в суд вызвано несвоевременным возмещением средств в связи с недостаточным финансированием на эти цели. Нарушений при начислении и выплате субсидий не установлено. На 2009 год средства областного бюджета на указанные цели не предусматривались.
    Научно-исследовательские работы
    На оплату научно-исследовательских работ в 2008 году выделено 1339 тыс. рублей, что составляет 38,3% утвержденных бюджетных ассигнований. За 6 мес. 2009 года бюджетное финансирование составило 2053,6 тыс. рублей - 41,1%, которое направлено на погашение образовавшейся кредиторской задолженности за неоплаченные работы 2008 года.
    Решения о необходимости проведения научно-исследовательских работ (далее - НИР) в проверяемом периоде принимались научно-техническим советом (далее - НТС) Главного управления аграрной политики Воронежской области. В соответствии с положением, утвержденным приказом ГУАП от 14.03.2008, НТС является совещательным органом по вопросам разработки, пропаганды и внедрения в отрасли агропромышленного комплекса области достижений науки, техники и передового производственного опыта.
    Проверка показала, что в отдельных случаях работа НТС и его отраслевых секций выполнялась формально и неэффективно. Например, в нарушение регламента работы НТС: вместо трех заседаний, на каждом из которых должно утверждаться не более трех тем, НТС проведено одно заседание, на котором было утверждено сразу 10 тем; темы НИР "Разработка системы ветеринарно-технологических мероприятий по профилактике бесплодия и интенсификации воспроизводства высокопродуктивного молочного скота" и "Разработка комплекса мероприятий по совершенствованию методов племенной работы в перепеловодстве" рассмотрены только на заседании секции научного обеспечения развития отраслей животноводства. НТС указанные темы не утверждались.
    По итогам проведенных заседаний на основании приказа ГУАП от 05.06.2008 N 77 был объявлен конкурс на право заключить госконтракты на выполнение НИР, по результатам которого в 2008 году заключено 10 государственных контрактов на общую сумму 3704 тыс. рублей. Вместе с тем были заключены два договора на сумму 198,6 тыс. рублей с ценой, не превышающей 100 тыс. рублей.
    Проведенный анализ государственных контрактов на выполнение НИР показал, что сроки от даты заключения контракта до подписания акта сдачи-приемки в основном составляют от 1,1 до 2 месяцев. Такой короткий срок объясняется тем, что данные работы представляют собой рекомендации и методические указания, в которых обобщены материалы ранее проведенных исследований научными организациями.
    Кроме того, проверкой установлено, что работа НТС и отраслевых секций по широкому внедрению достижений науки проводилась недостаточно. В ряде случаев информация о НИР в виде писем доводилась до глав муниципальных районов области и не контролировалась. В итоге в районах области отдельные методические рекомендации применяют от одного до двенадцати хозяйств, тогда как в областной многоотраслевой структуре агропромышленного комплекса функционирует около 600 с/х предприятий, порядка 4000 КФХ, более 200 предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Например:
    - камеральная проверка по вопросу внедрения научной работы "Научно-практическое обоснование ресурсосберегающей технологии известково-углекислотной очистки диффузионного сока", разработанной Воронежской государственной технологической академией (125 тыс. рублей) с целью увеличения выхода сахара и повышения его качества, показала, что из 9 предприятий сахарной промышленности она применяется только в ОАО "Ольховатский сахарный комбинат" (с 2006 года);
    - рекомендации по разработке и внедрению методов ресурсосберегающих технологий в энергетике агропромышленного комплекса Воронежской области (300 тыс. рублей) с целью повышения эффективности и экономичности использования технического и технологического оборудования при производстве промышленной продукции, исполнителем которых является Воронежский государственный технический университет, применяются всего 4 сельхозпроизводителями Бобровского (2 предприятия), Верхнехавского (1) и Ольховатского (1) районов;
    - рекомендации по применению комплекса агроприемов повышения плодородия и оздоровления фитосанитарного и микробиологического состояния почв в овощных севооборотах Центрально-Черноземной зоны, разработанные ГНУ Воронежской овощной опытной станцией (180 тыс. рублей), разосланы ГУАП в виде писем главам муниципальных образований для доведения их до сведения сельхозтоваропроизводителей. Согласно полученной информации названная методика используется в хозяйствах только 4 районов области - Бутурлиновского (1 предприятие), Каширского (8), Новоусманского (2), Ольховатского (1) районов;
    - рекомендации по повышению инвестиционной привлекательности сельского хозяйства Воронежской области, разработанные ГНУ НИИ экономики и организации АПК ЦЧР (госконтракт от 10.09.2007, контрактная цена - 230 тыс. рублей), не нашли практического применения в большинстве районов. К примеру, привлекательность инвесторов по развитию сельского хозяйства остается низкой в Борисоглебском районе в силу слабого потенциала земельных ресурсов, высоких летних температур, недостаточного выпадения осадков. В данной ситуации помимо рекомендаций требуются экономические стимулы для инвесторов с целью минимизации рисков (скажем, установить систему льгот при страховании финансовых рисков инвесторов);
    - методические рекомендации по внедрению технологии дистанционного мониторинга автотранспорта и сельскохозяйственной техники на основе спутниковой навигации (649 тыс. рублей), разработанные Воронежским институтом высоких технологий, также были разосланы ГУАП структурным подразделениям АПК муниципальных районов области. В результате системой спутниковой навигации оснастились лишь 4 сельхозпредприятия: ЗАО "Промкор" Рамонского района, ООО "Золотой колос "Агро" Поворинского района, ООО "ЭкоНиваАгро" Лискинского района, ООО "Родина" Лискинского района. При этом встречная проверка в ЗАО "Промкор" показала, что еще за 5 месяцев до подписания акта на выполнение НИР (от 20.11.2008) на предприятии уже была внедрена эта система. За услуги мониторинга подвижных объектов, а также приобретение и установку оборудования хозяйство заплатило 315,8 тыс. рублей. Однако в 2009 году в связи с отсутствием потребности по инициативе самого ЗАО "Промкор" это оборудование было полностью отключено. Одна из причин - высокая абонентская плата, которая составляет 18,4 тыс. рублей в месяц.
    Об эффективности использования бюджетных средств на разработки НИР говорить не приходится, так как на сегодняшний день они востребованы очень мало. Это подтверждает неэффективность работы научно-технического совета ГУАП и отраслевых секций, которые, исходя из возложенных на них задач, обязаны рассматривать результаты законченных и прошедших производственную проверку работ и выносить решение о целесообразности их внедрения в производство.
    Научно-исследовательскую работу по разработке рекомендаций по совершенствованию методов племенной работы в перепеловодстве в нарушение действующего законодательства проводило ОАО "Воронежское перепелиное хозяйство" Новоусманского района, учредительными документами которого такой вид деятельности предусмотрен не был (согласно ст. 3, ст. 5 ФЗ от 23.08.1996 N 127 "научная и (или) научно-техническая деятельность осуществляется... физическими и юридическими лицами при условии, если научная и (или) научно-техническая деятельность предусмотрена их учредительными документами"). Научная работа по вышеназванной теме была разбита на три этапа (2008 - 2010 годы), общая контрактная стоимость которых составляла 1370 тыс. рублей. За разработку 1-го этапа акционерному обществу в 2008 году было оплачено 330 тыс. рублей, а на 1 сентября 2009 года предприятие уже находилось в стадии банкротства. Поэтому эти средства вернуть в бюджет будет сложно. Таким образом, произведенные расходы на начальные проработки являются неэффективными (ст. 34 БК РФ). Их можно расценивать как ущерб, нанесенный областному бюджету.
    В ходе проверки выявлен и такой факт, когда оплаченные НИР вообще не были внедрены на предприятиях области. В частности, это НИР "Инновационные технологии комплексной переработки сахарной свеклы в пищевые полуфабрикаты и готовые изделия функционального назначения", разработанная Воронежской государственной технологической академией с целью создания технологии получения концентрированного свекловичного сока и полуфабрикатов из жома. В самой работе сказано, что для реализации научных разработок в промышленности создан учебно-производственный комплекс на консервном заводе ГУП ВО "Садовое" Лискинского района, на котором должны проводиться промышленные испытания производства концентрированного сока из сахарной свеклы, пюре из жома сахарной свеклы и выпускаться опытные партии. Кстати, за работу с тем же названием в 2007 году было оплачено 200 тыс. рублей средств областного бюджета, целью которой являлось создание технологии получения свекловичного пюре.
    Согласно проведенной проверке в ГУП ВО "Садовое" технологическое оборудование для переработки сахарной свеклы с целью производства указанной продукции на предприятии даже не устанавливалось. В конечном итоге средства областного бюджета в сумме 340 тыс. рублей использованы безрезультатно и неэффективно (ст. 34 БК РФ). Если впоследствии НИР так и останется невостребованной, то произведенные расходы на указанную сумму будут считаться потерями бюджетных средств.
    Необходимо подчеркнуть, что отдельные работы, профинансированные за счет средств областного бюджета, нашли свое применение в других регионах РФ, тогда как по условиям госконтрактов и технических заданий областью применения работ должны являться с/х предприятия Воронежской области. Например, методические рекомендации по исследованию в производственных условиях влияния современных зерноочистительных машин и оборудования отечественного и зарубежного производства на качество семян и выбор наиболее перспективных для разработки или реконструкции семяочистительных линий, разработанные ООО "СемМаш" (230 тыс. рублей), по данным департамента аграрной политики внедрены в ОАО "Рассвет" Липецкой области и ООО "Агрос-Хлебороб" Курской области. В сельхозпредприятиях Воронежской области, к сожалению, данная технология не применялась.
    Методические рекомендации по организации и управлению затратами на оплату труда через механизм бюджетирования в интегрированных аграрных (агрохолдинговых) организациях (380 тыс. рублей) были размещены на информационном сайте Интернета, то есть доступны широкому кругу пользователей.
    Все это говорит о том, что права сторон на результаты выполненных работ не определены. Разработками, оплаченными за счет средств областного бюджета, одинаково пользуются департамент аграрной политики и разработчики НИР, имеющие возможность использовать работы в коммерческих целях. Однако согласно гл. 7 государственных контрактов порядок и условия владения результатами работ должны определяться дополнительными соглашениями к госконтракту. К тому же контрактами предусмотрено условие, на основании которого право на получение патента (свидетельства) на созданные объекты интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий, полученные при реализации контракта, принадлежит ГУАП. Использование объектов интеллектуальной собственности для обеспечения областных государственных нужд должно осуществляться на основе безвозмездной лицензии, а для целей, не связанных с обеспечением областных государственных нужд, права на объекты интеллектуальной собственности могут передаваться ГУАП третьим лицам по лицензионным договорам, то есть предполагается дополнительный источник поступлений в областной бюджет. Проверкой установлено, что допсоглашения не заключались, права ГУАП на результаты указанных работ не оформлены. В результате теряется смысл финансирования работ за счет средств областного бюджета.
    Из вышеизложенного следует, что использование бюджетных средств на разработки НИР нельзя признать результативным и эффективным.
    Выводы:
    1.Проверкой использования бюджетных средств на обучение и повышение квалификации специалистов АПК установлено, что финансирование в части подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием в 2009 году осуществлялось на основании областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства на территории Воронежской области на 2008 - 2012 годы", которой обучение в вузе не предусматривается. В связи с этим департаменту аграрной политики необходимо подготовить проект правового акта, предусматривающий изменения мероприятия программы в части подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием.
    2.Проверкой использования бюджетных средств на оплату научно-исследовательских работ выявлено, что государственные контракты на выполнение НИР имеют скоростной характер исполнения (сроки от даты заключения контракта до подписания акта сдачи-приемки в основном составляют от 1,1 до 2 месяцев). Это объясняется тем, что данные работы являются рекомендациями и методическими указаниями, в которых обобщены материалы ранее проведенных научными организациями исследований.
    3.В отдельных случаях работа научно-технического совета и его отраслевых секций выполнялась формально и неэффективно:
    - заседания НТС проводились не в соответствии с регламентом (вместо трех тем рассматривалось и утверждалось десять на одном заседании);
    - две темы НИР, допущенные к конкурсным торгам, НТС не утверждались;
    - в ряде случаев информация о НИР в виде писем формально доводилась до глав муниципальных районов области. В результате большинство методических рекомендаций применяют от одного до двенадцати хозяйств, тогда как в АПК Воронежской области функционирует около 4800 сельхозтоваропроизводителей;
    - допускалось неэффективное и безрезультатное использование бюджетных средств на оплату НИР (ст. 34 БК РФ), которые не внедрены в производственный процесс ни на одном предприятии области ("Инновационные технологии комплексной переработки сахарной свеклы в пищевые полуфабрикаты и готовые изделия функционального назначения" - 200 тыс. рублей в 2007 году, 140 тыс. рублей в 2008 году и "Методические рекомендации по исследованию в производственных условиях влияния современных зерноочистительных машин и оборудования отечественного и зарубежного производства на качество семян и выбор наиболее перспективных для разработки или реконструкции семяочистительных линий" - 230 тыс. рублей). В итоге средства областного бюджета в сумме 570 тыс. рублей использованы неэффективно. Если НИР впоследствии останутся невостребованными, то произведенные расходы на указанную сумму будут считаться потерями бюджетных средств;
    - в нарушение условий государственных контрактов отдельные работы, профинансированные за счет средств областного бюджета, нашли свое применение в других регионах РФ (рекомендации по разработке и реконструкции семяочистительных линий) либо доступны широкому кругу пользователей, так как размещены на сайте в Интернете (методические рекомендации по организации и управлению затратами на оплату труда).
    При этом госконтрактами предусмотрено, что областью применения работ должны являться с/х предприятия Воронежской области.
    4.В нарушение ст. 3 ФЗ от 23.08.1996 N 127 "О науке и государственной научно-технической политике" НИР по разработке рекомендаций по совершенствованию методов племенной работы в перепеловодстве проводило предприятие (ОАО "Воронежское перепелиное хозяйство" Новоусманского района), учредительными документами которого такой вид деятельности предусмотрен не был. На момент проверки это предприятие находилось в стадии банкротства. Средства в сумме 330 тыс. рублей, выделенные на начальные проработки, использованы неэффективно (ст. 34 БК РФ).
    5.Не определены порядок и условия владения результатами НИР, не проводилась работа по оформлению прав на созданные объекты интеллектуальной собственности, тогда как госконтракты такое условие включали. В результате теряется смысл финансирования работ за счет средств областного бюджета.
    Исходя из вышеизложенного, использование бюджетных средств на разработки НИР нельзя признать результативным и эффективным.
    Предложения:
    1.Направить представление департаменту аграрной политики об устранении выявленных недостатков и нарушений.
    2.Направить информацию о результатах проверки в правительство Воронежской области, а также в Воронежскую областную Думу.
    Заместитель председателя
    Контрольно-счетной палаты
    Воронежской области
    Н.И.ПРОСКУРИНА
    Начальник отдела расходов
    на промышленность, транспорт, связь
    и государственную поддержку АПК
    С.С.БОБОВНИКОВА