Воронежская область
Отчет от 12 декабря 2008 года

Отчет о результатах проверки целевого использования бюджетных средств, выделенных областному государственному учреждению «Обеспечение функционирования гражданской обороны, защиты населения и территории, пожарной безопасности и спасения людей на водах Воронежской области», за 2006 — 2007 годы

Принят
Контрольно-счетной палатой Воронежской обл.
12 декабря 2008 года
    Основание для проведения проверки: Закон "О Контрольно-счетной палате Воронежской области", п. 29 плана работы Контрольно-счетной палаты на 2008 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 13.03.2008 N 22.
    Цель проверки: осуществление контроля за целевым использованием бюджетных средств, соблюдением финансовой дисциплины.
    Предмет проверки: средства областного бюджета и внебюджетные средства.
    Проверяемый период: 2006 и 2007 годы.
    Проверенный объект: областное государственное учреждение "Обеспечение функционирования гражданской обороны, защиты населения и территории, пожарной безопасности и спасения людей на водах Воронежской области".
    Проверкой установлено:
    Областное государственное учреждение "Обеспечение функционирования гражданской обороны, защиты населения и территории, пожарной безопасности и спасения людей на водах Воронежской области" (далее по тексту - ОГУ, Учреждение) создано в соответствии с постановлением администрации Воронежской области от 10.12.2004 N 1105 и осуществляет свою деятельность на основании устава, утвержденного приказом учредителя - Главного управления государственного имущества Воронежской области (ГУГИ) - от 15.11.2005 N 125. Учреждение является юридическим лицом, расположено по адресу: г. Воронеж, ул. Свободы, 75. Помещение, занимаемое ОГУ, находится в оперативном управлении и является областной собственностью.
    Структура ОГУ включает в себя следующие подразделения: аппарат управления, пункт управления системой ГО, учебно-методический центр ГОЧС, химико-радиометрическую лабораторию, склады химического имущества, пожарные части по охране муниципальных образований, учебную пожарную часть, центр противопожарной пропаганды и общественных связей, поисково-спасательную службу, отряд технической службы и централизованную бухгалтерию. Штатная численность Учреждения утверждена в 2005 году в количестве 3000 единиц. По состоянию на 01.01.2006 фактическая численность составляла 2863 чел. Во исполнение соглашения между МЧС России и администрацией Воронежской области о передаче части своих полномочий 2252 человека переведены из ОГУ в отряд Государственной противопожарной службы МЧС России. На момент проверки штатная численность ОГУ составляет 717 единиц.
    Финансирование Учреждения осуществляется за счет средств областного бюджета и внебюджетных источников.
    В 2006 году ассигнования из областного бюджета составили 415435,1 тыс. рублей (100% плана). План ассигнований на 2007 год утвержден в размере 433843,5 тыс. рублей (с учетом уточнений), в том числе на реализацию областной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2007 - 2010 годы" - 19670 тыс. рублей. Фактическое финансирование составило 426823,7 тыс. рублей, или 98,4% плана. В проверяемом периоде кассовые расходы в разрезе показателей смет расходов произведены в пределах уточненных плановых назначений.
    Необходимо отметить, что в проверяемом периоде потребность ОГУ в финансировании из областного бюджета по статьям расходов "Расходные материалы", "Мягкий инвентарь" и "Оборудование" значительно превышала утвержденные ассигнования. Так, потребность на 2006 год в спасательной и пожарной технике, а также экипировке составляла 31944,8 тыс. рублей, фактически профинансировано - 2231,3 тыс. рублей (7% потребности), на 2007 год - соответственно 22678,3 тыс. рублей и 1525 тыс. рублей (7%). Расчет проекта смет расходов осуществлялся в соответствии с нормами, утвержденными МЧС России и ГУГИ Воронежской области.
    Основная доля расходов Учреждения приходится на оплату труда с начислениями - 340600 тыс. рублей (82% расходов) в 2006 году и 350408 тыс. рублей (82,1% расходов) в 2007 году. Фонд оплаты труда работников рассчитывался, исходя из штатной численности персонала и тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников областных государственных учреждений.
    Начисление заработной платы производилось на основании Указа Президента РФ, нормативных документов федеральных и областных органов исполнительной власти, положения "О премировании работников ОГУ".
    Страхование сотрудников ОГУ, производственно-опасных объектов и гражданской ответственности владельцев транспортных средств в 2006 году осуществляли ООО "СК "Зенит" и Воронежский филиал ОАО "Чрезвычайная страховая компания". По результатам конкурсных торгов с указанными компаниями заключены государственные контракты на общую сумму 8450 тыс. рублей.
    В 2007 году заключены только государственные контракты по страхованию производственно опасных объектов и ОСАГО с ООО "Росгосстрах" и ООО "СК "Зенит" на сумму 2763,9 тыс. рублей. Страхование сотрудников ОГУ от несчастных случаев в 2007 году не осуществлялось в связи с тем, что Арбитражным судом Воронежской области запрещено заключать государственный контракт с ЗАО "ГУТА-Страхование" - победителем конкурса, проведенного 31 июля 2007 года. Результаты конкурса оспорены в судебном порядке по иску одного из участников конкурса (ЗАО "Страховая бизнес-группа").
    В 2008 году государственные контракты с победителями конкурсов не заключены в связи с переводом 1401 работника и автотранспортных средств из состава областного учреждения в отряд ГПС МЧС России по Воронежской области.
    Приобретение ГСМ осуществлялось по государственным контрактам на централизованную поставку с ООО "Автокарт-Воронеж", ИП Образцов М.М. и ЗАО "КФС-ойл". За два года израсходовано 19645,9 тыс. рублей.
    Расходы по аренде помещений в здании концерна "Энергия" составили в 2006 году 4569,3 тыс. рублей, в 2007 году - 1326,3 тыс. рублей. Договор для размещения Главного управления по делам ГОиЧС Воронежской области был заключен в 2001 году. В соответствии с судебным решением средства перечислены новому собственнику здания - ООО "Дека".
    Проверкой соответствия действующему законодательству порядка закупок товаров, работ и услуг для нужд ОГУ нарушений не установлено.
    В 2006 - 2007 годах по распоряжениям администрации Воронежской области Учреждению выделялись средства из резервного фонда "Предупреждение и ликвидация ЧС": в 2006 году - 3853,0 тыс. рублей, в 2007 году - 4842,5 тыс. рублей. Средства выделялись на проведение поисковых, аварийно-спасательных работ во время снежных заносов, при ледоходе и паводке, на разминирование, приобретение оборудования и ГСМ. Расходы произведены в полном объеме и по целевому назначению.
    Расходы, предусмотренные Федеральным законом "О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ", за два года составили 2635,6 тыс. рублей. Средства израсходованы на ремонтные работы, приобретение мебели и оргтехники, расходных материалов, оснащение подвижного пункта управления, выплату материального поощрения сотрудников ОГУ и участников мероприятий, командировочные расходы.
    Просроченной дебиторской и кредиторской задолженности не установлено, на 01.01.2008 дебиторская задолженность Учреждения составляет 4,8 тыс. рублей, кредиторская - 50 тыс. рублей.
    За два года Учреждением приобретены основные средства на сумму 54948,7 тыс. рублей, выбытие составило 15495,8 тыс. рублей. На начало 2008 года стоимость основных средств организации составила 302100,5 тыс. рублей, в том числе за счет бюджетных средств - 283125,1 тыс. рублей.
    В распоряжении ОГУ находится 398 транспортных средств, 75 из них поступили от Главного управления МЧС России в безвозмездное пользование. Анализ обеспеченности техникой подразделений ОГУ показал, что потребности Учреждения удовлетворены только на 42%. Самая низкая укомплектованность отмечена по основным пожарным автомобилям - 163 ед. (30% от потребности) и специальным пожарным автомобилям - 41 ед. (20%). То есть в подразделения ГПС в соответствии с нормативами необходимо поставить 544 пожарных автомобиля, в том числе 8 автоцистерн, 5 автолестниц длиной не менее 30 м, а также 13 комплектов аварийно-спасательного инструмента. Однако за весь 2006 год за счет областного бюджета приобретено 5 пожарных автоцистерн на базе ЗИЛ на сумму 6450 тыс. рублей. Для решения данной проблемы одновременно с соглашениями между МЧС России и субъектами РФ Правительством Российской Федерации утверждены протоколы и совместные планы по развитию материально-технической базы пожарных и спасательных сил.
    Также проверкой отмечен высокий процент износа имеющейся техники, в среднем - 74,5%. Наиболее изношены специальные пожарные автомобили (на 92,6%), пассажирские автомобили (90%) и основные пожарные автомобили (89,5%).
    По состоянию на 01.01.2008 в ОГУ состоят на вооружении средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения: АИР-317 - 60 шт., АСВ-2 - 142 шт. Укомплектованность средствами защиты составляет 38% от потребности, износ - 100%. Особенно неблагополучная ситуация сложилась в пожарных частях Ольховатского, Петропавловского, Подгоренского, Репьевского и Терновского районов. На пять названных районов приходится 28 аппаратов индивидуальной защиты, 22 из которых требуют списания и замены. В целом по области согласно нормам необходимо приобрести 195 комплектов индивидуальной защиты.
    Для поисково-спасательных работ на водоемах ОГУ имеет 4 единицы автотранспорта, 2 катера (в т.ч. один на воздушной подушке), 2 моторные лодки, 6 надувных лодок для спуска водолазов, 2 снегохода, 2 лодки спасателя и 7 лодочных моторов. Износ лодочных моторов составляет 95%, лодок "Фрегат" - 85%, спасательных лодок - 80%.
    Во исполнение постановления администрации Воронежской области от 28.12.2007 N 1215 "О мерах по реализации Соглашения между МЧС России и администрацией Воронежской области" в ОГУ произведена инвентаризация областного имущества, которое должно быть передано в безвозмездное пользование ГУ МЧС России в срок до 01.04.2008. На момент проведения проверки передача имущества не осуществлена, соответствующая документация находится на рассмотрении в ГУГИ.
    Подписание новых соглашений между МЧС России и органами исполнительной власти субъектов о передаче друг другу осуществления части своих полномочий стало необходимым ввиду изменения законодательной базы. Федеральный закон от 25 октября 2006 года N 172-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности" расширил полномочия органов государственной власти субъектов в области организации тушения пожаров, в т.ч. и силами Федеральной противопожарной службы. Закон направлен на дальнейшее разграничение ответственности и полномочий в области пожарной безопасности между органами исполнительной власти разных уровней.
    Необходимо отметить, что в рамках Соглашения между МЧС России и администрацией Воронежской области Главным управлением МЧС России по Воронежской области утвержден порядок подписания договоров и государственных контрактов. ГУ является главным распорядителем средств бюджета Воронежской области, а также государственным заказчиком на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг. Договорная документация согласовывается с юридическим, финансовым, общим отделами и отделом материально-технического обеспечения, что замедляет оформление документов и исполнение выделенных лимитов. В результате несогласованности областной и федеральной структур за I квартал 2008 года план по расходам исполнен только на 19%, тогда как в I квартале 2006 года исполнение составило 92%, в I квартале 2007 года - 94%.
    Главное управление МЧС России по Воронежской области также является государственным заказчиком областной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2007 - 2010 годы". Программа утверждена постановлением Воронежской областной Думы от 12 октября 2006 года N 603-IV-ОД. Программа должна способствовать снижению до установленного для РФ минимально допустимых показателей риска и последствий чрезвычайных ситуаций, а также риска гибели людей. Задачами программы являются: повышение оперативности и укрепление материально-технической оснащенности противопожарной и аварийной служб, в том числе устраняющих загрязнение водных объектов; внедрение информационных технологий в системы обучения, управления и оповещения МЧС; повышение безопасности людей на воде; повышение эффективности единой системы подготовки кадров МЧС и населения.
    Мероприятия программы разделены на два этапа по направлениям деятельности в соответствии с аналогичной федеральной целевой программой, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 06.01.2006 N 1: I этап - 2007 - 2008 годы, II этап - 2009 - 2010 годы. Объем финансирования мероприятий программы в 2007 году определен Законом Воронежской области "Об областном бюджете на 2007 год" в сумме 19670 тыс. рублей, из них:
    - на "Обеспечение пожарной безопасности на территории области" запланировано выделить 2500 тыс. рублей, фактически направлено 2499,5 тыс. рублей (99,9%). Средства израсходованы на капитальный ремонт пожарных частей - 999,5 тыс. рублей; приобретение пожарных рукавов - 400,9 тыс. рублей; форменной одежды и экипировки - 626,7 тыс. рублей; средств связи - 421,9 тыс. рублей; фонаря, зарядного устройства - 50,5 тыс. рублей;
    - на "Реконструкцию территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Воронежской области" в соответствии с планом выделено 4870 тыс. рублей. Средства направлены на разработку программного обеспечения и приобретение программ - 300,9 тыс. рублей; разработку проектно-сметной документации (разработчик - концерн "Созвездие") - 3719,1 тыс. рублей; обучение персонала - 850 тыс. рублей;
    - на "Совершенствование системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (мероприятие N 3) в соответствии с плановыми назначениями направлено 1500 тыс. рублей. Оплачен перевод карт на цифровую основу на сумму 914,6 тыс. рублей; работы по идентификации водных объектов - 216,7 тыс. рублей; обучение персонала по созданию баз геоданных - 48,5 тыс. рублей; обучение в учебном центре - 12 тыс. рублей; разработка проектно-сметной документации - 196,9 тыс. рублей; программное обеспечение - 111,2 тыс. рублей;
    - на "Совершенствование материально-технической базы обеспечения безопасности людей на водных объектах и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов" при плане 10100 тыс. рублей выделено 10095,6 тыс. рублей. Приобретено оборудование для сбора нефтепродуктов в водоемах на сумму 924,7 тыс. рублей; водолазное снаряжение - 567,7 тыс. рублей; автотранспорт - 3498,4 тыс. рублей; аварийно-спасательное снаряжение - 4576,6 тыс. рублей; плавсредства - 214,9 тыс. рублей; средства связи - 41,7 тыс. рублей; медикаменты - 66,2 тыс. рублей; спецодежда - 131,2 тыс. рублей; оплачено обучение и переподготовка персонала - 74,2 тыс. рублей;
    - в рамках мероприятия "Совершенствование учебной и материальной базы учебно-методического центра по ГОЧС Воронежской области" финансирование составило 704,2 тыс. рублей. Средства израсходованы на приобретение автомобиля "Газель" - 487,9 тыс. рублей; обучающего центра - 97,9 тыс. рублей; оснащение компьютерного класса - 169,3 тыс. рублей; приобретение методической литературы, видеофильмов - 47 тыс. рублей.
    Программой установлены целевые индикаторы и показатели, такие как проценты снижения гибели людей и материального ущерба от ЧС; проценты повышения степени учета объектов мониторинга и достоверности прогнозирования ЧС, а также количества обученного населения. В связи с тем, что исполнение программы началось в 2007 году, оценить данные показатели не представляется возможным. В то же время за 2007 год такой показатель, как оперативность реагирования сил и средств ОГУ на чрезвычайные ситуации и другие происшествия, возрос на 30%.
    Своевременное прибытие пожарных расчетов позволило уменьшить последствия от возгораний и на 73,5% повысить число спасенных. Количество погибших возросло только на 2%, несмотря на рост числа пожаров на 26%.
    Необходимость принятия данной программы подтверждается и статистическими показателями противопожарной безопасности, которые свидетельствуют об увеличении числа чрезвычайных ситуаций и происшествий, связанных с травматизмом и гибелью людей в Воронежской области:
  1. Наименование показателя                   2006 год    2007 год  Прирост, %
    Количество выездов, в том числе:            11 076      12 801      + 15,6
    - на пожары                                  5 488       6 913        + 26
    - оказание помощи населению                    422         214      - 49,3
    - на ДТП                                       168         286      + 70,2
    - по ложным вызовам                          2 954       3 401      + 15,1
    - на учения и занятия                        2 044       1 987       - 2,3
    Причиненный ущерб, тыс. рублей              69 381      83 634      + 20,5
    Количество погибших                            275         280         + 2
    Спасено имущества, тыс. рублей             235 124     241 877         + 3
    Спасено человек                                328         569      + 73,5
  2. Приведенная информация показывает, что нагрузка на противопожарную службу Воронежской области ежегодно возрастает. Тем не менее по итогам работы за 2007 год Главное управление МЧС по Воронежской области признано лучшим в стране. Следует отметить, что по данным МЧС во всех федеральных округах и по России в целом ситуация с пожарной безопасностью более благополучная: за 2007 год уменьшилось как количество пожаров - на 3,7%, так и число погибших - на 7%. По оценке руководства ОГУ, увеличение количества пожаров на территории области является следствием низкого уровня общей и экологической культуры, ответственности населения, роста популярности отдыха в лесных массивах, а также отсутствия контроля за соблюдением правил пожарной безопасности в местах отдыха.
    По остальным чрезвычайным ситуациям, за исключением дорожно-транспортных происшествий, обстановка в Воронежской области улучшается. За 2007 год из общего количества пострадавших 339 человек на ДТП приходится 205 человек, 61 из них погиб. Показатели мероприятий поисково-спасательной службы (ПСС ОГУ) представлены в таблице:
  3. Наименование показателя                        2006 год       2007 год
    Количество выездов на ЧС, в т.ч.:                1 083          1 061
    - техногенного характера,                           72             22
    - природного характера                              18              7
    Число пострадавших, в т.ч.:                        151            339
    - погибших                                          71            140
    Уничтожено взрывоопасных предметов               5 326          3 956
  4. Положительная тенденция сохраняется и в текущем году. По данным за первый квартал 2008 года, ПСС ОГУ осуществлено 169 выездов на ЧС, что на 28 меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Число пострадавших также снизилось на 30 человек и составило 43 человека. Если в первом квартале прошлого года было зарегистрировано 24 смертельных случая, то в текущем - только 11.
    В 2006 году Контрольно-счетной палатой Воронежской области проводилась проверка целевого использования средств областного бюджета, выделенных учреждению в 2005 году и I полугодии 2006 года. Проверкой были установлены отдельные нарушения и недостатки. Все пункты представления, направленного по ее результатам, исполнены.
    В соответствии с уставом ОГУ осуществляет внебюджетную деятельность и получает доходы от следующих услуг:
    - за ликвидацию чрезвычайных ситуаций;
    - за обследование местности на наличие взрывоопасных предметов;
    - за тушение лесных пожаров;
    - за услуги в области пожарной безопасности;
    - за подготовку и повышение квалификации работников в области ГО и защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
    - за проверку приборов.
    В проверяемом периоде внебюджетные средства формировались в пожарных частях области и г. Воронежа, поисково-спасательной службе, учебно-методическом центре гражданской обороны и химико-радиометрической лаборатории. Согласно отчетам в 2006 году поступило 14694,4 тыс. рублей, в 2007 году - 5520,6 тыс. рублей. Средства поступали по договорам за взрывные работы, по подготовке работников, по проверке дозиметрических приборов и т.д.
    Калькуляции на выполнение работ утверждались директором учреждения. Расчеты производились на основании методических указаний и инструкций уполномоченных государственных органов.
    Внебюджетные средства израсходованы на приобретение оборудования, оплату услуг связи, коммунальных услуг, на заработную плату с начислениями и другие нужды учреждения, в том числе 307,7 тыс. рублей на приобретение строительных материалов для проведения ремонта помещения по адресу: ул. Свободы, 75, занимаемого ОГУ.
    Выводы
    Проверкой целевого использования средств областного бюджета нарушений не установлено. Материально-техническое и финансовое обеспечение противопожарной и поисково-спасательной служб учреждения значительно ниже потребности, рассчитанной на основе утвержденных нормативов. В результате длительного согласования финансовых документов с ГУ МЧС России в рамках заключенного соглашения в первом квартале 2008 года только на 19% исполнены плановые назначения по расходам учреждения.
    Предложения
    В связи с отсутствием нарушений представление в проверяемую организацию не направлять.
    Заместитель председателя Контрольно-счетной
    палаты Воронежской области
    Н.И.ПРОСКУРИНА
    Начальник отдела контроля расходов на ГМУ,
    правоохранительную деятельность и МЧС
    А.О.КРАВЕЦ-ГОМЗА