Воронежская область
Отчет от 12 декабря 2008 года

Отчет о результатах тематической проверки эффективности расходов областного бюджета на поддержку волейбольных клубов «СВС-Воронеж», «Кристалл» и баскетбольного клуба «Воронеж-Скиф» за 2006 — 2007 годы и текущий период 2008 года

Принят
Контрольно-счетной палатой Воронежской обл.
12 декабря 2008 года
    Основание для проведения проверки: Закон "О Контрольно-счетной палате Воронежской области", п. 161 плана работы Контрольно-счетной палаты на 2008 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 18.06.2008 N 43.
    Цель проверки: осуществление контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, соблюдением финансовой дисциплины.
    Предмет проверки: средства областного бюджета.
    Проверяемый период: 2006 - 2007 годы и текущий период 2008 года.
    Перечень проверенных объектов: автономная некоммерческая организация волейбольный клуб "СВС-Воронеж", некоммерческое партнерство волейбольный клуб "Кристалл" и автономная некоммерческая организация баскетбольный клуб "Воронеж-Скиф".
    Проверкой установлено:
    Государственную поддержку из областного бюджета получают десять спортивных организаций: четыре футбольных клуба, три волейбольных, гандбольный клуб "Энергия", баскетбольный "Воронеж-Скиф" и общественная организация РОСТО (ДОСААФ).
    Проверенные волейбольные клубы - "СВС-Воронеж", "Кристалл" и баскетбольный клуб "Воронеж-Скиф" - являются автономными некоммерческими организациями либо некоммерческими партнерствами, созданными с целью развития любительского и профессионального спорта в Воронежской области. Анализом учредительных документов установлено, что в нарушение п. 1 ст. 31 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" управление по физической культуре и спорту Воронежской области (далее - Управление) входило в состав учредителей клубов "СВС-Воронеж" и "Воронеж-Скиф" наряду с различными физическими и юридическими лицами. Согласно указанному Закону, а также п. 4.4 Положения об Управлении, утвержденного администрацией Воронежской области, оно может участвовать в создании только областных государственных учреждений физической культуры и спорта. По представлению палаты данное нарушение устранено. Управление вышло из состава учредителей указанных организаций.
    При оценке обоснованности бюджетного финансирования клубов установлено, что средства областного бюджета в 2006 - 2007 годах выделялись командам в соответствии с распоряжением главы администрации Воронежской области от 27.08.2004 N 1644-р "О финансировании команд по игровым видам спорта". Бюджетные средства предоставлялись на основании соглашений о бюджетном финансировании на следующие цели: участие в чемпионатах и кубках России, международных турнирах, проведение учебно-тренировочных сборов, питание спортсменов, командировки, аренда автотранспорта и спортсооружений, частичное финансирование приобретения спортивной формы и инвентаря, медицинское обслуживание и приобретение медикаментов.
    Контрольно-счетная палата Воронежской области ранее уже информировала областную Думу и администрацию о том, что финансовая поддержка негосударственных некоммерческих организаций из бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в нарушение ст. 78 Бюджетного кодекса РФ. Поэтому в 2008 году Порядок финансирования был изменен. В соответствии с законом о бюджете с начала года областные средства направлялись клубам через областное учреждение "Центр спортивной подготовки сборных команд по игровым видам спорта "ШВСМ". Члены команд были зачислены в штат ШВСМ.
    Однако практика первого полугодия выявила необходимость доработки выбранной схемы. Для повышения оперативности финансирования постановлением администрации области от 18.06.2008 N 515 утвержден порядок предоставления и расходования субсидий спортивным клубам из областного бюджета. Законом Воронежской области от 28.04.2008 N 23-ОЗ в областной бюджет внесены изменения - предусмотрены указанные субсидии на общую сумму 88582 тыс. рублей. На ту же сумму уменьшено финансирование ШВСМ по игровым видам спорта.
    Также проверкой использования бюджетных средств установлено, что соглашения о бюджетном финансировании не всегда исполнялись в полном объеме. Так, согласно п. 2.1.2 соглашений ежегодно должны утверждаться порядок и нормы расходования средств областного бюджета, выделяемых командам. Однако для клубов "СВС-Воронеж" и "Воронеж-Скиф" нормативы расходования бюджетных средств на 2006 и 2007 годы Управлением не пересматривались, а применялись нормативы 2005 года, что негативно отразилось на деятельности клубов в условиях непрерывного роста цен.
    Сведения о финансировании клубов представлены в таблице:
    тыс. рублей
  1. 2006 год 2007 год 2008 год
    план исполнено, % план исполнено, % план исполнено, %
    АНО ВК "СВС-Воронеж" 1 760 100% 1 800 72,2% 1 505 -
    НП ВК "Кристалл" 2 000 100% 2 000 100% 1 916 22,6%
    АНО БК "Воронеж-Скиф" 3 000 100% 7 000 100% 5 399 17,8%
  2. Следует отметить, что до каждого клуба доведена бюджетная роспись, которая предусматривает равномерное распределение средств по кварталам. Однако команды "Кристалл" и "Воронеж-Скиф" большую часть (до 55%) ассигнований на 2006 и 2007 годы получали только в конце года - 26 декабря. По этой причине средства израсходованы не полностью, а переходящие остатки (до 1,5 млн. рублей) использовались по назначению уже в следующем году.
    Несвоевременное финансирование вынуждает клубы привлекать в течение года заемные средства для финансирования расходов по бюджетной смете. Поэтому бюджетные средства после зачисления на счет клуба направляются на погашение накопленной задолженности перед кредиторами.
    В то же время не все клубы исполняют требование соглашений привлекать внебюджетные источники для оплаты труда игроков, тренеров и обслуживающего персонала. В результате этого членам команд "Кристалл" и "СВС-Воронеж" не начислялась и не выплачивалась заработная плата. Эти клубы вообще не имели штатных сотрудников. Команде "Кристалл" только в 2007 году удалось привлечь спонсоров, а волейбольный клуб "СВС-Воронеж" в проверяемом периоде существовал исключительно за счет бюджетных средств.
    В структуру АНО БК "Воронеж-Скиф" входят две мужские баскетбольные команды: высшей и первой лиги (дублирующий состав), а также женская команда, выступающая в высшей лиге. В штате клуба предусмотрено 10 единиц с месячным фондом оплаты труда 41,8 тыс. рублей: директор, главный бухгалтер, тренер женской команды, массажист, спортсмен-инструктор (6 единиц). С ведущими игроками заключены трудовые договоры. Заработная плата выплачивалась за счет внебюджетных средств. Сведения о внебюджетных (спонсорских) поступлениях в волейбольный клуб "Кристалл" и баскетбольный клуб "Воронеж-Скиф" приведены в таблице:
    тыс. рублей
  3. Клуб 2006 год 2007 год 2008 год
    НП ВК "Кристалл" - 4 475 -
    АНО БК "Воронеж-Скиф" 3 200 6 500 3 118
  4. Анализ результатов выступлений как женской волейбольной команды "СВС-Воронеж", так и мужской волейбольной команды "Кристалл" показывает, что они соответствуют сложившемуся уровню бюджетного финансирования. Поддержки из областного бюджета достаточно лишь для выживания команд. Так, до 2005 года команда "СВС-Воронеж" принимала участие в чемпионате России среди команд 1-й лиги. В сезоне 2004 - 2005 годов из-за финансовых проблем команда не смогла завершить выступления в чемпионате, хотя занимала 5-е место из 12 команд. В следующем сезоне согласно регламенту чемпионата России команда выступала во второй лиге. В связи с переходом в низшую лигу и отсутствием оплаты труда команду покинул ряд ведущих игроков основного состава. В сезонах 2005 - 2006-го и 2006 - 2007 годов команда стабильно занимала 3-е место во второй лиге.
    Сходные проблемы возникли и у волейбольного клуба "Кристалл", который выступает двумя мужскими волейбольными командами в высшей и первой (дублирующий состав) лигах чемпионата России. В 2006 году команда получила из областного бюджета 2000 тыс. рублей и заняла 3-е место на чемпионате России.
    На тот момент подбор игроков позволял впервые в истории воронежского волейбола выйти в суперлигу. Но финансовое положение воронежского клуба в следующем году не улучшилось, поэтому ведущие игроки ушли в команды суперлиги, и "Кристалл" опустился на седьмое место, в 2008-м - на девятое. Состав команды практически полностью сменился.
    Между тем АНО "Пермский волейбольный клуб", занявшая I место и перешедшая в суперлигу, по информации краевого агентства по физической культуре и спорту, в 2006 году имела бюджетную поддержку в размере 10 млн. рублей, в 2007 году - 11 млн. рублей.
    Следует отметить, что Воронеж имеет хорошие традиции в подготовке перспективных волейболистов для выступлений на самом высоком уровне. СДЮСШОР N 14 г. Воронежа является одной из ведущих школ в стране. Из учеников школы состоит дублирующий состав "Кристалла", который стал чемпионом России в 2007 году (1996 г.р.) и занял 2-е место на чемпионате России 2008 года (первая лига). Три игрока команды включены в состав молодежной сборной России, однако надеяться на них не приходится. Из-за финансовых и иных проблем клуба молодые "звезды" не задерживаются в "Кристалле", поэтому результатами труда воронежских тренеров пользуются команды других регионов, предлагающие игрокам более высокую оплату труда и лучшие условия для тренировок и соревнований. Тем не менее руководство клуба ставит задачу вывести новую команду на 1 - 3-е место в высшей лиге.
    Развитию игровых видов спорта в Воронеже препятствует также слабая материально-техническая база: в областном центре нет игровых залов с площадками, соответствующими российским и международным стандартам, у клубов отсутствуют загородные учебно-тренировочные базы, спортивные интернаты.
    Результаты баскетбольного клуба "Воронеж-Скиф" также отражают динамику его финансового состояния. В высшей лиге чемпионата России 2005 - 2006 годов мужская и женская баскетбольные команды выступили успешно: мужская команда заняла 4-е место, женская - 3-е место. В сезоне 2006 - 2007 годов женская команда выступала уже в суперлиге чемпионата России. По итогам первого круга (конец 2006 года) мужская команда занимала 2-е место в высшей лиге, а женская находилась в первой десятке суперлиги. Однако в результате неблагополучного финансового положения мужскую и женскую команды покинули игроки основного состава. Достойной замены им не нашлось. По итогам сезона 2006 - 2007 годов мужская команда оказалась на 5-м, а женская - на 14-м месте и возвратилась в высшую лигу.
    В 2007 году финансирование клуба улучшилось, что положительно сказалось на результатах выступления мужской команды. Заняв 2-е место в высшей лиге "Б" чемпионата России, она перешла в следующий дивизион - "А". Но женская команда не смогла оправиться от кадровых потерь и оказалась на 12-м месте, что не устроило руководство клуба. В команде сменился главный тренер и ряд игроков, состав обновился за счет воспитанниц спортивных школ Воронежа (девушки 1992 - 1993 г.р.). Фактически создается новая команда.
    Руководством клуба на сезон 2008 - 2009 годов поставлены следующие задачи: для мужской команды - занять место в первой десятке, для женской - приобрести игровой опыт и сохранить место в высшей лиге.
    Выводы
    В ходе проверок игровых клубов выявленные нарушения бюджетного и гражданского законодательства устранены. Средства областного бюджета используются по назначению - на участие в российских чемпионатах. Итоги выступления команд в значительной степени зависят от размера и своевременности бюджетного финансирования. Для достижения более высоких и стабильных результатов клубам необходимо активнее привлекать внебюджетные источники. Государственная поддержка участия воронежских команд во всероссийских соревнованиях способствует развитию детско-юношеского спорта и сохранению преемственности поколений в игровых видах спорта.
    Предложения
    В связи с устранением нарушений в ходе контрольного мероприятия представление не направлять. Направить информацию в областную Думу.
    Заместитель председателя Контрольно-счетной
    палаты Воронежской области
    Н.И.ПРОСКУРИНА
    Начальник отдела контроля расходов на ГМУ,
    правоохранительную деятельность и МЧС
    А.О.КРАВЕЦ-ГОМЗА