Воронежская область
Отчет от 12 марта 2012 года

Отчет о результатах проверки результативности и эффективности использования бюджетных средств в 2010 — 2011 годах на возмещение процентных ставок по кредитам от 2 до 10 лет, привлеченным сельскохозяйственными предприятиями на техническую и технологическую модернизацию в рамках ОЦП «Развитие сельского хозяйства на территории Воронежской области на 2008 — 2012 годы»

Принят
Контрольно-счетной палатой Воронежской обл.
12 марта 2012 года
    Основание для проведения контрольного мероприятия: п. 17 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2012 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 11.01.2012 N 9.
    Цель контрольного мероприятия: оценка результативности и эффективности использования в 2010 - 2011 годах бюджетных средств на возмещение процентных ставок по кредитам от 2 до 10 лет, привлеченным сельскохозяйственными предприятиями на техническую и технологическую модернизацию в рамках ОЦП "Развитие сельского хозяйства на территории Воронежской области на 2008 - 2012 годы".
    Перечень проверенных объектов и оформленных актов: департамент аграрной политики Воронежской области - акт от 29.02.2012 N 17-2012.
    Срок проведения контрольного мероприятия: с 16 января 2012 года по 7 марта 2012 года.
    Вопросы контрольного мероприятия:
    1.Анализ структуры получателей субсидий в сфере агропромышленного комплекса, которым предоставлена государственная поддержка на техническую и технологическую модернизацию сельского хозяйства в Воронежской области.
    2.Проверка документов, предоставленных получателями бюджетных средств в департамент аграрной политики, на соответствие требованиям нормативных актов, определяющих порядок выплаты субсидий.
    3.Проверка обоснованности, своевременности и полноты перечисления субсидий департаментом аграрной политики.
    4.Анализ эффективности и результативности использования бюджетных средств, направленных на возмещение процентных ставок по кредитам от 2 до 10 лет, привлеченным сельскохозяйственными предприятиями на техническую и технологическую модернизацию в рамках ОЦП "Развитие сельского хозяйства на территории Воронежской области на 2008 - 2012 годы".
    Результаты контрольного мероприятия:
    Улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства на основе технической и технологической модернизации отрасли определено как приоритетное направление развития агропромышленного комплекса Воронежской области. В связи с этим, одной из основных целей областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства на территории Воронежской области на 2008 - 2012 годы", утвержденной постановлением Воронежской областной Думы от 22.11.2007 N 1107-IV-ОД (далее - Программа ) является повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, произведенной в Воронежской области, на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства.
    Для достижения данной цели в Программе предусмотрены такие мероприятия по технической и технологической модернизации сельского хозяйства на территории Воронежской области как:
    - обновление парка сельскохозяйственной техники, оборудования, специализированного транспорта, специальной техники;
    - стимулирование приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями высокотехнологичных машин для всех подотраслей сельского хозяйства.
    Меры финансовой поддержки и необходимые документы:
    Реализация данных мероприятий невозможна без привлечения сельхозтоваропроизводителями заемных средств, в связи с чем, в области реализуются меры финансовой поддержки, направленные на расширение доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях, одной из которых является субсидирование части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, привлеченным на техническую и технологическую модернизацию на срок от 2 до 10 лет.
    Предоставление средств в проверяемом периоде осуществлялось ДАП ВО на основании порядка, утвержденного: на 2010 год - постановлением правительства Воронежской области от 17.03.2010 N 192 (далее Порядок на 2010 год), на 2011 год - постановлением от 30.12.2010 N 1167 (далее Порядок на 2011 год).
    В соответствии с требованиями вышеназванных Порядков предоставления субсидий заемщиком для получения средств представляются следующие документы:
    - заявления о предоставлении средств на возмещение части затрат;
    - справка налогового органа об отсутствии у заемщика просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам;
    - копия кредитного договора (договора займа);
    - копии платежного поручения и выписка из ссудного счета заемщика о получении кредита или документ, подтверждающий получение займа;
    - график погашения кредита (займа) и уплаты процентов по нему;
    - копии выписки и платежного поручения на использование кредита с расчетного счета (с указанием в назначении платежа цели);
    - документ с указанием номера счета заемщика;
    - копия справки о присвоенном ОКВЭД ;
    - копии отчета о прибылях и убытках (форма N 2) , из формы N 6-АПК , раздел третий "Расшифровка показателей формы N 2" за 2008 год;
    - документы, подтверждающие целевое использование инвестиционного кредита (займа).
    Однако в проверяемом периоде соответствующий пакет документов предоставлялся заявителями лишь по вновь заключенным кредитным договорам, а по договорам, уже действующим на начало финансового года, предоставлялись:
    - расчет субсидий за конкретный период в 2 экземплярах;
    - копии платежных поручений на оплату процентов за текущий месяц (квитанции на взнос наличными, акты приема-передачи векселей);
    - копию выписки по расчетному счету, заверенную кредитной организацией;
    - копии платежных поручений на частичное или полное погашение основного долга (согласно кредитному договору);
    - копию выписки по ссудному счету (в случае погашения основного долга);
    - формы N П-1 (СХ) или 3-фермер - для хозяйств, занимающихся производством мяса крупного рогатого скота и молока (по инвестиционным кредитам (займам), полученным после 1 января 2008 года на срок до 10 лет.
    Следовательно, формально можно признать, что выплата субсидий по таким договорам произведена с нарушением утвержденных Порядков. Следует, однако, заметить, что в случае действующих кредитных договоров предоставление полного пакета документов нецелесообразно и упрощает процедуру получения субсидий, однако в НПА это не закреплено.
    Департаментом, для подтверждения статуса заемщика как сельхозтоваропроизводителя, используется информация из отчета о прибылях и убытках (форма N 2) и из раздела третьего "Расшифровка показателей формы N 2" формы N 6-АПК за 2008 год. Однако, согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции в общем объеме выручки организации определяется за календарный год, следовательно, сведения об итогах деятельности заявителей в 2008 году не могут применяться при подтверждении статуса сельхозтоваропроизводителя в проверяемом периоде (2010 - 2011 годы). В ходе проверки установлено, что заявители для получения субсидий по договорам, заключенным в проверяемом периоде, в пакете документов предоставляли соответствующие формы за предыдущий год.
    Выборочной проверкой документов, представленных заявителями в 2010 - 2011 годах, нарушений при определении статуса сельхозтоваропроизводителей не установлено.
    Возмещение заемщикам части затрат на уплату процентов по кредитам (займам) производилось в следующих размерах:
    Общее условие:
    - за счет средств федерального бюджета - 80% ставки рефинансирования на дату заключения договора, и 20% - из областного.
    Сельскохозяйственным товаропроизводителям, занимающимся производством мяса КРС и молока:
    - из федерального бюджета - 100% ставки рефинансирования на дату заключения кредитного договора;
    - за счет средств областного бюджета - 3 процентных пункта сверх ставки рефинансирования.
    Фактически в проверяемом периоде на реализацию мероприятия направлено за счет средств федерального и областного бюджетов 702430,4 тыс. рублей (см. таблицу 1 ):
    Таблица 1
    тыс. рублей
  1. Период Федеральный бюджет Областной бюджет
    2010 год 307313,5 73548,9
    2011 год 259340,3 62227,7
    Итого: 566653,8 135776,6
  2. Средства федерального бюджета в 2010 году поступили в соответствии с Соглашением, заключенным между Министерством сельского хозяйства РФ и правительством Воронежской области, о предоставлении субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства от 19.02.2010 N 225/17, в 2011 году - в соответствии с Соглашением от 09.02.2011 N 43/17.
    Анализ структуры получателей субсидий, которым предоставлена государственная поддержка на техническую и технологическую модернизацию:
    На территории области в проверяемом периоде осуществляли деятельность около 600 сельскохозяйственных организаций (по данным статистики в 2010 году - 584, в 2011 году 573 (оценка)) и около 3500 крестьянско-фермерских хозяйств (включая ИП).
    В рамках проверяемого мероприятия программы получателями субсидий являлись:
    2010 год - 179 сельхозтоваропроизводителей, в том числе 12 КФХ (ИП, КХ);
    2011 год - 194 сельхозтоваропроизводителя, в т.ч. 13 КФХ (КХ, ИП).
    Данными организациями и КФХ по состоянию на 01.01.2012 привлечено заемных средств на сумму - 4560247,4 тыс. рублей (см. таблицу 2 ).
    Таблица 2
    тыс. рублей
  3. 2010 год 2011 год
    количество сумма количество сумма
    Всего 435 4201903,1 512 4560247,4
    в т.ч.
    КФХ 17 217654,1 17 219291,6
    договоры текущего года 102 606054,7 106 680976,5
  4. Следует отметить, что большинство КФХ субсидируются в рамках мероприятия Программы "Повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе", а по проверяемому направлению получают субсидии хозяйства, заключившие кредитные договоры на сумму, превышающую 10 млн. рублей.
    Как производители мяса КРС и молока в 2010 году субсидировались 78 организаций, в 2011 году - 97, в том числе 2 КФХ. Увеличение количества получателей субсидии, связано в том числе и с тем, что 4 из них (ООО "Авангард-Агро-Воронеж", ООО "Логус-агро", ООО "Бутырки", ООО "Стивенсон-Спутник"), приобретя поголовье коров, изменили свой статус (по виду деятельности), а следовательно - процент субсидирования.
    В связи с тем, что действующими Порядками не определены четкие критерии отнесения сельскохозяйственных организаций к производителям мяса КРС и молока, то сохраняется вероятность возникновения ситуации, когда сельхозтоваропроизводитель, занимающийся растениеводством, приобретя 1 - 2 молочные коровы, и подав в статистику отчет о реализации даже незначительного количества молока, может претендовать на субсидирование процентов по кредитам с применением повышенных ставок. В этом случае сохраняется вероятность распыления господдержки именно таким предприятиям, что может привести к неэффективному использованию бюджетных средств в части, превышающей общий норматив.
    Для устранения причин, способствующих снижению эффективности использования бюджетных средств, департаменту целесообразно в разрабатываемых порядках предоставления субсидий определять конкретные параметры, которым должны соответствовать хозяйства, занимающиеся производством мяса КРС и молока, претендующие на получение данного вида субсидий в повышенном размере.
    Анализ результативности и эффективности использования бюджетных средств:
    В рамках Программы предусмотрены показатели, степень достижения которых характеризует эффективность использования бюджетных средств, фактическое выполнение которых отражено в таблицах 3 - 4 <1> .
    --------------------------------
    <1> Плановая цифра за 2010 год отражена без учета изменений внесенных в Программу постановлением Воронежской областной Думы от 24.05.2011 N 585-V-ОД.
    Таблица 3
    Коэффициент обновления сельскохозяйственной техники
  5. Показатель 2010 год 2011 год
    план факт Разница, % исполнения план факт Разница, % исполнения
    тракторы, % к предыдущему году 8,0 6,6 -1,4 9,2 5,9 -3,3
    комбайны зерноуборочные, % к предыдущему году 10,4 8,2 -2,2 11,5 8 -3,5
    комбайны кормоуборочные, % к предыдущему году 12,4 13,0 0,6 12,0 10 -2
    Энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций на 100 га посевной площади (суммарная номинальная мощность двигателей тракторов, комбайнов и самоходных машин), л.с. 165 157,4 95,4% 178 157,8 88,6%
  6. Из приведенных данных видно, что темпы обновления сельскохозяйственной техники, предусмотренные Программой на 2010 - 2011 годы отстают от запланированных: по тракторам на 1,4% в 2010 году и на 3,3% в 2011 году; по зерноуборочным комбайнам - на 2,2 и 3,5%, соответственно; по кормоуборочным комбайнам на 2% в 2011 году.
    Показатель "Энергообеспеченность сельхозпредприятий на 100 га посевной площади" не выполнен ни в 2010, ни в 2011 годах. Энергообеспеченность сельхозпредприятий области по итогам 2010 года составила 157,4 л.с. на 100 га посевной площади при плановом значении - 165 л.с. (95,4%); по итогам 2011 года - 157,8 л.с. при плане 178 л.с. (88,6%).
    Таблица 4
    Приобретение сельскохозяйственной техники
  7. Показатель, ед. изм. 2010 год 2011 год
    план факт % исполнения план факт % исполнения
    тракторы, шт. 1033 986 95,4 1188 828 69,7
    комбайны зерноуборочные, шт. 312 300 96,1 345 256 74,2
    комбайны кормоуборочные, шт. 92 82 89,1 89 58 65,2
    Объем привлеченных кредитов, млн. рублей (субсидируемые) 2 704,0 2 321,3 85,8 3 449 3 383 98
  8. Из приведенных данных следует, что целевой показатель по приобретению сельскохозяйственной техники также не выполнен. Так в 2010 - 2011 годах сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (включая индивидуальных предпринимателей), приобретено:
    - тракторов - 986 ед. при плановом значении 1033 ед. и 828 ед., плановый показатель - 1188 ед., соответственно;
    - кормоуборочных комбайнов - 82 ед. при плане - 92 ед. и 58 ед. при плановом показателе 89 ед., соответственно;
    - зерноуборочных комбайнов - 300 ед. (план 312 ед.) и 256 ед. (плановый показатель на год - 345 ед.).
    Основной причиной невыполнения целевых показателей по приобретению техники является сложное финансовое состояние сельхозтоваропроизводителей ввиду экономической нестабильности и природных аномальных явлений (засуха) последних лет.
    Анализ исполнения целевого показателя объем привлеченных кредитов на технику на условиях возмещения процентной ставки, показал, что сведения, отраженные в отчетах о реализации Программы за проверяемый период не соответствуют объему фактически субсидируемых кредитов. Так по состоянию на 01.01.2012 фактически субсидируется 4560,2 млн. рублей, а в отчете отражено - 3838,3 млн. рублей. Согласно пояснению зам. начальника отдела государственной поддержки сельхозпроизводителей ДАП ВО, несоответствие отчетных данных вызвано тем, что в объем привлеченных кредитов включены лишь договоры, заключенные после 01.01.2008, так как Программа действует с 2008 года.
    Основываясь на сведениях, отражаемых в Программе , необходимо отметить, что данный показатель в проверяемом периоде не выполнен. В 2010 году его выполнение составило 85,8% от запланированного годового показателя. В 2011 году объем привлеченных кредитов увеличился на 1061,7 млн. рублей и составил 3383,3 млн. рублей, однако планового значения показатель так и не достиг. Причина невыполнения целевого показателя - ситуация в банковском секторе, когда из-за ужесточения требований к заемщикам инвестиционные кредиты стали недоступны большинству сельскохозяйственных предприятий.
    Выводы:
    Обобщив результаты проверки, можно сделать однозначный вывод о том, что программные мероприятия по поддержке сельхозпроизводителей, направленные на техническую и технологическую модернизацию сельского хозяйства, дают положительный результат - объемы кредитов, привлекаемых для приобретения новой техники и сельскохозяйственного оборудования, ежегодно увеличиваются.
    Это позволило улучшить состояние машинотракторного парка сельхозпроизводителей Воронежской области не только количественно, но и качественно. По итогам 2011 года энергообеспеченность сельхозпредприятий области составила 157,8 л.с. на 100 га посевной площади, что на 30% превысило значение этого показателя в докризисном, 2008 году (119,3 л. с.).
    Только по субсидиям, направленным на техническую и технологическую модернизацию, за два года перечислено более 700 млн. рублей бюджетных средств, что в итоге позволило не только приобрести новую технику, но и частично компенсировать потери от засухи и поддержать экономику предприятий.
    В ходе проверки нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств не установлено, что свидетельствует о наличии внутриведомственного контроля в Департаменте аграрной политики за своевременностью и обоснованностью выплаты субсидий. Вместе с тем, Контрольно-счетная палата отмечает, что отсутствие в разрабатываемых для распределения субсидий Порядках четких критериев отнесения сельхозпредприятий к производителям молока и мяса КРС, создают предпосылки для "распыления" бюджетных средств по хозяйствам, имеющим одну - две коровы, что в итоге влечет за собой неэффективное использование бюджетных средств.
    Целевые показатели, утвержденные Программой , в проверяемом периоде не достигнуты. Однако, одной из основных причин невыполнения программы стала аномальная засуха, отрицательно сказавшаяся на финансовом состоянии большинства сельхозпредприятий области.
    Проверка проведена выборочно, по представленным документам и справочным данным.
    Предложение:
    Направить представление по результатам контрольного мероприятия департаменту аграрной политики Воронежской области.
    Начальник инспекции по контролю расходов
    на общегосударственные вопросы, правоохранительную
    деятельность,сельское и лесное хозяйство
    С.С.БОБОВНИКОВА
    Заместитель председателя - аудитор
    Е.С.ЛИТВИНЧУК
    Советник отдела организационно-аналитической
    и юридической работы
    А.А.КУЗИКОВ