Воронежская область
Отчет от 11 марта 2012 года

Отчет о результатах проверки эффективности и целевого использования средств, выделенных в 2010 и 2011 годах департаменту промышленности, транспорта и инноваций Воронежской области на выполнение функций и предоставление услуг, в том числе на реализацию областной целевой программы «Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2009 — 2012 годы»

Принят
Контрольно-счетной палатой Воронежской обл.
11 марта 2012 года
    Основание для проведения контрольного мероприятия: п. 9 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2012 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 09.12.2011 N 96 (переходящее с 2011 года).
    Цель контрольного мероприятия: анализ целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в 2010 - 2011 годах департаменту промышленности, транспорта и инноваций Воронежской области на исполнение функций и предоставление услуг, в том числе на реализацию областной целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2009 - 2012 годы".
    Перечень проверенных объектов и оформленных актов
    1.Государственное унитарное предприятие Воронежской области "Воронежское пассажирское автотранспортное предприятие N 3", акт N 67/1-2011 от 22.12.2011.
    2.Департамент промышленности, транспорта и инноваций Воронежской области, акт N 67-2/2011 от 03.02.2012.
    Срок проведения контрольного мероприятия: с 13 декабря 2011 года по 10 февраля 2012 года.
    Вопросы контрольного мероприятия
    1.Проверка целевого и эффективного использования средств областного бюджета, выделенных департаменту, в том числе:
    - на исполнение государственных функций;
    - на предоставление государственных услуг;
    - на исполнение иных функций и услуг;
    - на реализацию областной целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2009 - 2012 года".
    2.Достижение утвержденных показателей эффективности деятельности департамента.
    3.Соблюдение учреждением федерального и регионального законодательства.
    4.Исполнение постановлений и распоряжений правительства Воронежской области в сфере инновационной политики.
    5.Анализ достижения целевых показателей, предусмотренных ОЦП "Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2009 - 2012 годы".
    6.Проверка соблюдения требований действующего законодательства в части закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд.
    7.Анализ исполнения договорных обязательств.
    8.Анализ отчетности и исполнения сметы доходов и расходов.
    9.Проверка организации и ведения бухгалтерского учета.
    Результаты контрольного мероприятия
    Департамент промышленности, транспорта и инноваций Воронежской области (далее - департамент, ДПТИ) является исполнительным органом государственной власти, разрабатывающим и реализующим политику в соответствующих сферах деятельности на территории области. Деятельность департамента осуществляется на основании положения, утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 18.05.2009 N 398.
    Основными задачами департамента являются:
    1.Развитие промышленного потенциала области как материальной основы повышения качественного уровня жизни населения.
    2.Рост объема и качества транспортных услуг, предоставляемых всеми видами транспорта (автомобильным, железнодорожным, авиационным, водным).
    3.Формирование региональной инновационной системы как основного механизма, обеспечивающего прирост добавленной стоимости в отраслях экономики области.
    Во исполнение указанных задач Положением о департаменте предусмотрено осуществление 17 государственных функций, предоставление 2 государственных услуг, а также исполнение и предоставление 27 иных функций и услуг. Приказами департамента утверждены административные регламенты по исполнению 11 государственных функций (отсутствуют регламенты по функциям, возложенным на отдел транспорта и транспортной безопасности) и по предоставлению 2 государственных услуг.
    Исполнение государственных функций
    В ходе исполнения государственной функции "Заключение и реализация договоров (соглашений) в области промышленной деятельности в соответствии с действующим законодательством" в проверяемом периоде департаментом заключено 7 договоров об осуществлении инвестиционной деятельности, которые предусматривают предоставление за счет областного бюджета субсидий на оплату части процентов за пользование кредитами инвесторам, реализующим инвестиционные проекты в рамках ведомственной целевой программы "Поддержка инвестиционных проектов организаций промышленности, транспорта и связи Воронежской области...". Согласно административному регламенту административные процедуры по заключению договора должны быть исполнены в течение 33 рабочих дней с момента подписания протокола заседания межведомственной комиссии, принявшей решение об оказании господдержки, и результат административных действий - подписанный и зарегистрированный договор. При заключении двух договоров сроки были нарушены и составили 9 - 10 месяцев. В 2010 году субсидии предоставлены 10 предприятиям (с учетом ранее заключенных договоров) в объеме 16136 тыс. рублей, в 2011 году - 12 предприятиям выплачено 22601 тыс. рублей.
    Кроме этого, департаментом предоставлялись субсидии на оплату части процентов за пользование заемными средствами предприятиям, реализующим инвестиционные проекты в рамках программы экономического и социального развития Воронежской области с объемом инвестиций менее 1,0 млрд. рублей. В 2010 году субсидии предоставлены ООО "Европак" и ЗАО "Воронежтелекабель" по 5400 тыс. рублей, в 2011 году - ЗАО "Воронежтелекабель" - 4350 тыс. рублей.
    В ходе проверки установлено, что данные субсидии предоставлены в нарушение ст. 14 Закона Воронежской области от 07.07.2006 N 67-ОЗ "О государственной (областной) поддержке инвестиционной деятельности на территории Воронежской области" при отсутствии договоров об осуществлении инвестиционной деятельности, устанавливающих взаимные права и обязанности в процессе реализации инвестором инвестиционного проекта, а также конкретные условия, параметры и сроки предоставления мер государственной поддержки.
    Следует отметить, что согласно указанному закону и Положению о порядке заключения договоров об осуществлении инвестиционной деятельности с организациями, претендующими на государственную поддержку и реализующими особо значимые инвестиционные проекты, договор заключается в обязательном порядке департаментом экономического развития. Копия договора должна направляться в орган исполнительной власти, в компетенции которого находится реализация инвестиционного проекта, а также предоставление государственной поддержки. Договоры с ООО "Европак" и ЗАО "Воронежтелекабель" департаментом экономического развития не заключены.
    Таким образом, отсутствуют правовые основания для осуществления контроля за целевым использованием средств, выделяемых из областного бюджета на реализацию инвестиционных проектов, а также применения мер воздействия в случае неисполнения инвесторами своих обязательств и несоответствия фактических параметров проектов заявленным в бизнес-плане (в том числе исключение проектов из программы и предъявление требований о возврате субсидий).
    Кроме того, в нарушение Положения о порядке предоставления в 2010 году субсидий... и Порядка предоставления субсидий из областного бюджета организациям, реализующим особо значимые инвестиционные проекты... выплата субсидий департаментом осуществлялась при отсутствии решения экспертного совета по вопросам реализации стратегии социально-экономического развития области (далее - экспертный совет) о предоставлении государственной поддержки указанным предприятиям.
    Субсидии предоставлены на основании решения межведомственной комиссии по вопросам развития промышленного комплекса области. Между тем согласно Положению о межведомственной комиссии к ее компетенции относится принятие решений о господдержке инвестиционных проектов, реализуемых только в рамках ведомственных целевых программ. Присвоение инвестиционному проекту статуса "особо значимый" и принятие решения о рекомендуемых видах и размерах господдержки организациям, реализующим такие проекты в рамках программы экономического и социального развития Воронежской области, относится к компетенции экспертного совета.
    Как показала проверка, инвестиционный проект, реализуемый ООО "Европак" ("Реконструкция предприятия с организацией новых производств гофрокартона и гофротары", объем инвестиций - 330,6 млн. рублей), включен в программы экономического и социального развития Воронежской области на 2007 - 2011 годы и на 2010 - 2014 годы при отсутствии статуса "особо значимый". Однако государственная поддержка в форме субсидий оказана инвестору в полном объеме, ее сумма за 2007 - 2010 годы составила 26200 тыс. рублей, предоставление субсидий департаментом завершено. Реализация проекта инвестором планируется к завершению в 2012 году.
    Инвестиционный проект, реализуемый ЗАО "Воронежтелекабель" ("Создание участка по выпуску силовых электрических кабелей", объем инвестиций - 205 млн. рублей, срок завершения - 2015 год), имеет статус "особо значимый", который присвоен решением экспертного совета в 2008 году, и, соответственно, решение о предоставлении господдержки должно приниматься также экспертным советом.
    Проверка реализации государственной функции "Ведение единого реестра технопарков Воронежской области" показала, что в областном реестре числится 4 технопарка, которые внесены в реестр в 2007 - 2008 годах: "Содружество" "МИТЭМ", "Калининский", "Космос-нефть-газ". Законом Воронежской области от 05.06.2006 N 43-ОЗ "О технопарках в Воронежской области" предусмотрено заключение уполномоченным органом с управляющей организацией технопарка соглашения, которое устанавливает условия взаимодействия, в том числе порядок представления отчетности. Департаментом представлены только три соглашения, отсутствует соглашение с технопарком "Калининский". Кроме того, в представленной департаментом информации о реализации инновационных проектов в технопарках, о развитии технопарков и о предоставленных им налоговых льготах не содержатся сведения о технопарке "Калининский". Таким образом, неясно, соответствует ли это объединение организаций статусу технопарка и пользуются ли резиденты технопарка налоговыми льготами.
    В рамках указанной государственной функции департаментом не исполнялась административная процедура по проведению мониторинга соответствия сведений о технопарках законодательству, предусмотренная административным регламентом.
    В ходе проверки установлено, что департаментом не исполняются функции "Определение порядка ведения и содержания реестра объектов промышленности в Воронежской области и регистра промышленной продукции Воронежской области" и "Ведение реестра объектов промышленности в Воронежской области и регистра промышленной продукции Воронежской области", которые относятся к полномочиям органов государственной власти Воронежской области в сфере промышленной политики в соответствии с Законом Воронежской области N 10-ОЗ "О промышленной деятельности в Воронежской области".
    Согласно административному регламенту, разработанному в 2010 году, порядок ведения и содержания реестра объектов промышленности и регистра промышленной продукции должен быть разработан в течение 34 дней после начала административных процедур, первая из которых - "Подготовка и утверждение приказа "О создании временной рабочей группы по разработке предложений по определению порядка ведения и содержания Реестра...", однако приказ отсутствует, порядок до настоящего времени не разработан, реестр и регистр не сформированы. Как следует из объяснений департамента, исполнение госфункции по ведению реестра предприятий и регистра продукции осуществлялось путем издания каталога промышленных предприятий Воронежской области, в котором размещена информация о производственных мощностях предприятий, их технических характеристиках а также о выпускаемой продукции. Изданы два каталога промышленных предприятий: 2011 год - с информацией о 88 предприятиях (тираж 500 экз.) и 2012 год - с информацией о 111 предприятиях на русском и английском языках (тираж 1000 экз.). Издание каталога осуществлялось в рамках ВЦП "Формирование и развитие кластерных образований в Воронежской области в 2011 - 2013 годах". Каталог рассылается главам районов и городских округов области, раздается участникам форумов, выставок, официальным иностранным делегациям, промышленным предприятиям и др.
    Нельзя не отметить и такой факт, что в положение о департаменте включены не все государственные услуги и функции по реализации полномочий Воронежской области, являющиеся предметом ответственности департамента согласно действующему законодательству.
    Так, Законом Воронежской области от 02.06.2010 N 39-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения Воронежской области" предусмотрено ведение реестра маршрутов регулярных перевозок уполномоченным органом, в соответствии с порядком формирования и ведения областного реестра маршрутов, установленного правительством Воронежской области. В положении о департаменте эта госфункция не предусмотрена. Департаментом до настоящего времени не разработан проект порядка ведения областного реестра маршрутов.
    Как следует из объяснений департамента, ведение реестра и заключение договоров с перевозчиками осуществляется в рамках госфункции "Организация транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение)". Однако административный регламент по осуществлению указанной госфункции отсутствует, а положение о департаменте не содержит информацию о том, должен ли департамент исполнять функции по ведению областного реестра маршрутов и заключению договоров с перевозчиками. Вместе с тем, реестр маршрутов регулярного сообщения (в межмуниципальном сообщении) департаментом сформирован, в него включены 133 пригородных маршрута и 102 междугородных маршрута. Обслуживание маршрутов осуществляют 52 перевозчика, с которыми департаментом заключены договоры по результатам конкурсного отбора.
    В связи с принятием Федерального закона N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", областного закона N 170-ОЗ "О порядке осуществления контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований к деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси..." и внесением изменений в Закон Воронежской области N 41-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения легковыми такси..." на департамент возложены полномочия по выдаче разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, ведению реестра выданных разрешений, осуществлению контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, требований законодательства и пр. Государственные услуги и функции по реализации указанных полномочий в положение о департаменте также не включены.
    По информации департамента указанные полномочия исполняются в рамках государственной функции "Осуществление мер по реализации, обеспечению и защите прав перевозчиков и пассажиров при организации транспортного обслуживания населения Воронежской области легковым такси в соответствии федеральным законодательством и законодательством Воронежской области". Поскольку название функции носит общий характер и административный регламент по исполнению данной госфункции не разработан, не ясно, какие конкретные административные действия должен выполнять департамент.
    ДПТИ разработан порядок выдачи разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси и ведения реестра легковых такси, утвержденный постановлением правительства области. Кроме того, в сентябре 2011 года заключено соглашение с автономным учреждением "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" об организации предоставления государственных услуг, входящих в компетенцию департамента, на базе учреждения. По условиям соглашения АУ "МФЦ" осуществляет прием заявлений на выдачу разрешения (на имя руководителя департамента), проверку полноты и правильности заполнения документов, подготовку проектов приказов департамента о выдаче разрешений или обоснованных отказов, ведение реестра выданных разрешений. После проверки представленных учреждением документов департаментом подписываются приказы о выдаче разрешений и разрешения на осуществление деятельности. По состоянию на 24.01.2012 выдано 2833 разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
    Следует отметить, что в 2 положениях об отделах, утвержденных руководителем департамента (12.12.2011) - отдела транспортной инфраструктуры и логистики и отдела организации пассажирских перевозок (которые образованы 05.12.2011 из отдела транспорта и транспортной безопасности) в части исполнения функций предусматривается "Выдача разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси...". Фактически этим направлением занимается только отдел организации пассажирских перевозок.
    Таким образом, департаментом исполняются и предоставляются государственные функции и услуги, которые не нашли отражения в положении о департаменте, а также не внесены в областной Реестр государственных функций и Перечень государственных услуг. Между тем согласно указам губернатора Воронежской области N 61-у, N 62-у с целью обеспечения заинтересованных органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверной информацией о государственных функциях и услугах их объеме и качестве, реализуемых и представляемых исполнительными органами государственной власти Воронежской области, государственные функции и услуги, установленные федеральным и областным законодательством, подлежат внесению в реестр государственных функций и в перечень государственных услуг.
    Кроме того, согласно Федеральному закону N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и постановлению правительства Воронежской области N 916 "Об утверждении порядка разработки и утверждения административных регламентов по предоставлению государственных услуг..." органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны их предоставлять в соответствии с административными регламентами. Административный регламент на предоставление государственной услуги по выдаче разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси департаментом не разработан.
    Предоставление государственных услуг
    Государственная услуга "Согласование строительства новых железнодорожных путей необщего пользования" департаментом не предоставлялась ввиду отсутствия обращений заявителей.
    Рассмотрение обращений граждан до июля 2011 года осуществлялось департаментом как исполнение государственной функции.
    Административный регламент по предоставлению государственной услуги "Рассмотрение обращений граждан" утвержден приказом ДПТИ в январе 2012 года. В проверяемом периоде в департамент поступило 930 обращений граждан, в том числе из Администрации Президента РФ - 177 обращений (соответственно в 2010 году - 417 и 78, в 2011 году - 513 и 99). Наибольший удельный вес (до 80%) составляют обращения, связанные с транспортным обслуживанием и проблемами безопасности дорожного движения. Проведенный анализ показал, что установленные сроки для рассмотрения обращений соблюдаются (до 30 дней со дня регистрации письменного обращения). Срок рассмотрения обращений зависит от необходимости направления запросов в иные организации.
    Расходы на обеспечение деятельности департамента
    Бюджетные ассигнования на содержание департамента на 2010 год утверждены с учетом внесенных изменений в сумме 35308,5 тыс. рублей Фактические расходы составили 34991,2 тыс. рублей, или 99,1% к утвержденному плану.
    На 2011 год расходы департамента на текущую деятельность запланированы с учетом корректировки в сумме 40487,7 тыс. рублей, фактические расходы составили 39819,4 тыс. рублей, или 98,3% к уточненным плановым назначениям.
    Большая часть расходов - около 80% - приходится на оплату труда с начислениями (в 2010 году - 28294 тыс. рублей, в 2011 году - 29825,6 тыс. рублей).
    Несмотря на сокращение численности сотрудников департамента в 2011 году с 42 до 39 единиц, фактические расходы на оплату труда незначительно увеличились с 24054,8 тыс. рублей в 2010 году до 24384,8 тыс. рублей в 2011 году.
    Необходимо отметить, что в 2010 году расходы на оплату труда сотрудников департамента, изначально утвержденные в сумме 18503 тыс. рублей, были увеличены до 24063,7 тыс. рублей. Потребность в дополнительных ресурсах сложилась вследствие выплаты в течение года разовых вознаграждений сотрудникам департамента. Подобная ситуация повторилась и в 2011 году: расходы на оплату труда были увеличены с 17696 тыс. рублей до 24530,7 тыс. рублей по той же причине - в связи с выплатой в течение года единовременных денежных поощрений.
    В результате корректировки фонд оплаты труда департамента в 2010 и 2011 годах сформирован с превышением соответственно на 5560,7 тыс. рублей и 6834,7 тыс. рублей в сравнении с объемом, рассчитанным в соответствии с законодательством по оплате труда работников органов исполнительной власти.
    Средняя заработная плата по департаменту (с учетом зарплаты руководителя) в проверяемом периоде увеличилась почти на 10% с 50,1 тыс. рублей до 54,9 тыс. рублей, в том числе: гражданских служащих - с 48,4 тыс. рублей до 52,6 тыс. рублей, работников, не являющихся гражданскими служащими - с 20,8 тыс. рублей до 23,5 тыс. рублей.
    Необходимо отметить, что фактически сложившаяся по департаменту средняя заработная плата гражданских служащих превышает плановое значение этого показателя (38,9 тыс. рублей), утвержденное распоряжением правительства Воронежской области от 10.06.2009 N 256-р "О реализации Указа Президента РФ от 28.06.2007 N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ". В 2010 году превышение по зарплате составило 20%, в 2011 году - 40%.
    При решении вопросов о премировании сотрудников департамента по итогам работы за квартал в соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 04.12.2009 N 1029 "Об утверждении положений о порядке выплаты денежного поощрения по итогам работы за квартал" должна учитываться степень достижения запланированных значений показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти. В этой связи следует сказать, что утвержденные департаменту показатели эффективности в полном объеме не были выполнены ни в одном квартале 2010 и 2011 годов. Между тем в 2011 году данный факт не оказал никакого влияния на снижение размера премии работников департамента по итогам работы за I, II и III кварталы: премирование осуществлялось по максимальной ставке (руководителю департамента - 1,5 ежемесячного денежного вознаграждения, гражданским служащим - 30% денежного содержания).
    В ходе проверки других расходов департамента были установлены отдельные нарушения действующего законодательства, повлекшие потери бюджетных средств на общую сумму 18,1 тыс. рублей.
    В частности, трем сотрудникам департамента излишне выплачены суточные на общую сумму 1,4 тыс. рублей.
    Кроме того, бюджетные средства в сумме 16,7 тыс. рублей, предварительно оплаченные за проживание участников Мирового политического форума, проходившего в г. Ярославле в 2010 году, были использованы неэффективно (ст. 34 БК РФ): командировка не состоялась, в связи с чем договор с организатором мероприятия (ООО "Волга-тур") остался неисполненным. При этом по условиям договора перечисленные бюджетные средства возврату не подлежат.
    Закупка автотранспортных средств и коммунальной техники
    В рамках соглашений, заключенных в 2010 году правительством Воронежской области с Министерством регионального развития РФ, департаментом в соответствии с государственными контрактами произведена оплата за поставку автотранспортных средств для обеспечения транспортного обслуживания населения, деятельности учреждений здравоохранения и подразделений милиции, грузоперевозок и коммунальной техники. Общая сумма выделенные на эти цели средств составила 92403,9 тыс. рублей, в том числе: за счет федерального бюджета - 72403,9 тыс. рублей, областного бюджета - 20000 тыс. рублей.
    Как показала проверка, поставка автомобильной техники по двум контрактам была произведена с нарушением установленных сроков: автобусы на общую сумму 40800 тыс. рублей ООО "Дистрибуторский центр "Волжанин" поставлены с задержкой на 42 дня, ООО "Чайка-НН" поставило автоподъемник стоимостью 1939,7 тыс. рублей на 21 день позже, чем предусмотрено контрактом. Необходимо отметить, что согласно п. 11 ст. 9 Федерального закона N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и п. 8.3 госконтрактов предусмотрено право департамента как государственного заказчика потребовать уплату неустойки. Однако штрафные санкции к поставщикам, допустившим просрочку, применены не были. В результате в доход областного бюджета не взысканы средства на общую сумму 456 тыс. рублей.
    Следует отметить, что при закупке автотранспортной техники департаментом соблюдены требования Распоряжения Правительства РФ от 24.02.2011 N 201-р, определившего перечень из 20 производителей автомобильной и дорожно-строительной техники, у которых в 2010 году осуществляются закупки путем размещения заказа у единственного поставщика. Производители, модели и модификации транспортных средств соответствуют перечню, утвержденному Приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 27.04.2010 N 332.
    На поставку транспортных средств в ГУП "Воронежское ПАТП-3" департаментом были заключены 8 госконтрактов.
    Встречная проверка в ПАТП-3 показала, что в полном объеме исполнены 4 контракта на поставку 9 автобусов марки ЛиАЗ-5256 общей стоимостью 36398 тыс. рублей, 2 автобусов марки КАВЗ-4235-32 - 4970 тыс. рублей, 1 микроавтобуса ГАЗ-217 - 506,2 тыс. рублей.
    Из 10 автобусов марки ПАЗ-32054, приобретенных для ПАТП-3 по двум госконтрактам общей стоимостью 9585 тыс. рублей, в хозяйственное ведение ГУПа переданы только 3 автобуса на сумму 2870 тыс. рублей, что соответствует заявке предприятия, направленной в департамент. Оставшиеся 6 автобусов на основании приказов ДИЗО, подготовленных в соответствии с письмами департамента, были переданы государственным унитарным предприятиям Воронежской области, осуществляющим пассажирские перевозки: ГУП "Борисоглебсктрансавто" - 2 ед., ГУП "Борисоглебскавтотранс" - 3 ед., ГУП "Подгоренское ПАТП" - 1 ед. Один автобус передан в муниципальную собственность Новохоперского района на основании распоряжения правительства области от 23.05.2011 N 336-р.
    Аналогично закупленный согласно условиям госконтракта для ГУП "ПАТП-3" автобус КАвЗ-4235-31У "Аврора" стоимостью 2090 тыс. рублей, передан в оперативное управление АУ "Областной учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта" для учебных целей.
    Кроме того, два автомобиля на базе "ГАЗель" для перевозки инвалидов стоимостью 1438 тыс. рублей, также изначально определенные госконтрактом к поставке в воронежское ПАТП-3, были переданы двум областным госучреждениям: центральному комплексному центру социального обслуживания населения "Воскресенский" и левобережному комплексному центру социального обслуживания населения "Жемчужина" на основании направленных в департамент обращений руководителей ОГУ и департамента труда и социального развития Воронежской области с просьбой выделить данным центрам автомобили для оказания транспортных услуг малоимущим инвалидам, проживающим в городе Воронеже.
    Необходимо отметить, что представленные в департамент заявки ГУПов, осуществляющих пассажирские перевозки, заявки учебно-курсового комбината и учреждений социального обслуживания населения на предоставление транспортных средств оформлены несвоевременно, и поэтому не были учтены при формировании аукционной документации на поставку автобусов для пассажирских перевозок. В связи с этим количество автобусов, распределенных получателям согласно их заявкам, не соответствовало требованиям заключенных контрактов. В результате передача автотранспорта вышеназванным ГУПам и областным учреждениям произведена в нарушение п. 5 ст. 9 Федерального закона N 94-ФЗ, так как допущено изменение условий государственных контрактов, определяющих поставку автобусов в ГУП "Воронежское ПАТП-3".
    Получателями транспортных средств также являлись следующие организации:
    - ОГУ "СМЭУ" получены универсальная дорожная машина УДМ-82 стоимостью 848 тыс. рублей и автогидроподъемник "Чайка-сервис" (1939 тыс. рублей);
    - 15 автомобилей ВАЗ-211440 стоимостью 5000 тыс. рублей, а также 1 автомобиль "Нива-Шевроле" стоимостью 424 тыс. рублей переданы для обеспечения деятельности подразделений ГУВД по Воронежской области;
    - 17 автомобилей ВАЗ-21144 стоимостью 4916 тыс. рублей и автомобиль ГАЗ ("Волга-Сайбер") стоимостью 499 тыс. рублей переданы в оперативное управление 18 госучреждениям, подведомственным департаменту здравоохранения области.
    В соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 25.08.2008 N 641 и распоряжения правительства Воронежской области от 17.03.2010 N 145-р все транспортные средства, подлежащие оснащению спутниковой навигационной системой, оборудованы системой ГЛОНАСС. Как показала проверка, оборудование средствами спутниковой навигации автобусов, используемых для перевозки пассажиров, позволяет через диспетчерский центр осуществлять регулярный контроль за движением автобусов по утвержденным маршрутам на территории области и г. Воронежа.
    Не оснащены спутниковой навигационной системой один автобус ГАЗ ("Баргузин"), переданный ГУП "Воронежское ПАТП-3", и 2 микроавтобуса ("ГАЗель"), переданных в центры социального обслуживания населения, поскольку данные транспортные средства не предназначены для использования на регулярных маршрутах.
    Проверка КЦСОН "Воскресенский" и "Жемчужина" показала, что полученные автомобили используются для перевозки инвалидов в порядке предоставления услуги "Социальное такси". Приказом департамента труда и социального развития утверждено положение о службе "Социальное такси", которым определены порядок и условия предоставления услуги, тарифы, формы журнала учета заявок и ежемесячной информации о количестве обслуженных заказов, их стоимости и поступившей оплате. В 2011 году КЦСОН "Воскресенский" удовлетворил 65 заявок (67 чел.) на сумму 10,1 тыс. рублей, КЦСОН "Жемчужина" - 122 заявки (134 чел.) на сумму 18,9 тыс. рублей. Аналогичная служба имеется в Коминтерновском районе. Для каждого центра требуется водитель, диспетчер и слесарь по ремонту автомобиля. В целях повышения эффективности использования автомобилей для перевозки инвалидов и организации работы службы "Социальное такси" в целом департаменту труда и социального развития целесообразно рассмотреть вопросы по расширению информационного оповещения через СМИ об оказании данной услуги и о создании единой централизованной службы, что позволило бы сократить расходы на диспетчерское и техническое обслуживание.
    Реализация областной целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Воронежской области"
    В 2010 году реализация инновационной политики на территории области осуществлялись в рамках ОЦП "Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2009 - 2012 года", которая в связи с необходимостью приведения программных мероприятий в соответствие стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу была досрочно завершена. Постановлением правительства Воронежской области от 19.10.2010 N 887 утверждена ДОЦП "Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2011 - 2015 годы". Целью программы является создание и развитие региональной инновационной системы, обеспечивающей планируемое социально-экономическое развитие Воронежской области и оказание поддержки инновационной деятельности на всех стадиях инновационного цикла.
    Финансирование программных мероприятий в проверяемом периоде осуществлялось за счет средств федерального и областного бюджетов, а также собственных средств предприятий и организаций, направленных на разработку и реализацию инновационных проектов.
    Следует отметить, что согласно программе "Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2011 - 2015 года" объемы финансирования за счет внебюджетных источников в сумме 2829600 тыс. рублей предварительно согласованы с конкретными коммерческими организациями. Однако документы, подтверждающие намерения предприятий и организаций софинансировать программные мероприятия в указанном объеме, в ходе проверки не представлены.
    Нельзя не обратить внимание и на тот факт, что предусмотренные программой полномочия и функции исполняются департаментом не в полном объеме. Так, например, департаментом должен быть утвержден порядок ведения 5 реестров, в которых содержится информация о субъектах и объектах инновационной деятельности. На момент проверки порядок не разработан и не утвержден.
    Федеральные средства были предоставлены Воронежской области в рамках соглашений с Министерством экономического развития РФ. В 2010 году их сумма составила 32000 тыс. рублей, в 2011 году - 100000 тыс. рублей. Средства направлялись на государственную поддержку в виде грантов на создание начинающих инновационных компаний и субсидий действующим компаниям.
    Финансирование программных мероприятий из областного бюджета в 2010 году составило 26312 тыс. рублей, в 2011 году - 48989,2 тыс. рублей. Следует отметить, что выделенные средства осваивались департаментом не в полном объеме: в 2010 году остаток неиспользованных лимитов бюджетных обязательств составил 22598 тыс. рублей, в 2011 году - 20310,8 тыс. рублей. По данным фактам руководителем департамента представлены объяснения о причинах неосвоения средств областного бюджета. Однако в целях соблюдения принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, установленного ст. 34 БК РФ, департаменту, который является главным распорядителем бюджетных средств, в соответствии с п. 6 ст. 158 БК РФ следовало внести предложения по изменению лимитов бюджетных обязательств.
    Как показала проверка, основная часть областных средств - 66,3% в 2010 году и 59,1% в 2011 году направлена на финансовую поддержку инновационных компаний в рамках соглашений с Минэкономразвития РФ, а также соглашений с федеральными фондами, осуществляющими поддержку инновационной деятельности.
    В соответствии с соглашениями с Минэкономразвития РФ в 2010 году из областного бюджета выделено 12311,6 тыс. рублей, в 2011 году - 25193,1 тыс. рублей. В проверяемом периоде государственная поддержка из средств областного и федерального бюджетов оказана 74 инновационным компаниям. Проверка реализации инновационного проекта "Организация в Воронежской области производства инновационного и экологически чистого тепло-, звукоизоляционного материала "Эковата" на основе переработки вторичного бумажного сырья" показала, что исполнитель проекта - ООО "Эверест-Строй", получившее в 2010 году субсидию из областного бюджета в сумме 5000 тыс. рублей, осуществляет выпуск продукции. Однако запланированный на август 2011 года выход производства на проектную мощность, а также показатели, предусмотренные бизнес-планом проекта, не достигнуты. По итогам 2011 года объем произведенной продукции составил 176 тонн (предусматривалось 825 тонн), выручка от ее реализации - 3966 тыс. рублей (планировалось 18700 тыс. рублей), платежи в бюджеты всех уровней - 183 тыс. рублей (предусматривалось 1246 тыс. рублей), создано 17 рабочих мест (планировалось 8).
    В рамках соглашения с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере в 2010 году из областного бюджета (в равных долях с фондом) выделено 2000 тыс. рублей на поддержку 2 организаций, которые признаны победителями конкурса, проводимого фондом, в 2011 году - 3770 тыс. рублей на предоставление субсидий четырем компаниям.
    В соответствии с соглашением с Российским фондом фундаментальных исследований в 2010 году финансирование 23 проектов, отобранных на конкурсной основе советом РФФИ, за счет средств областного бюджета составило 3155 тыс. рублей, за счет средств фонда - 5745 тыс. рублей. Порядок предоставления субсидий определен постановлением правительства области от 08.12.2010 N 1062, согласно которому, а также условиям договоров, заключенных департаментом с получателями субсидий, последние до конца 2010 года должны представить научный и финансовый отчеты. Проверка показала, что по 10 проектам отсутствуют научные отчеты, по одному проекту - финансовый отчет.
    В 2010 году произведена оплата на общую сумму 2340 тыс. рублей трех государственных контрактов на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с целью их дальнейшей реализации на предприятиях и в организациях Воронежской области. Направления выполнения НИОКР определены на заседании научно-технического совета Воронежской области.
    Как показала проверка, предприятия ведут дальнейшую работу по реализации НИОКР, однако многие показатели, предусмотренные бизнес-планами, не достигнуты.
    Так, ОАО "Воронежсельмаш" для реализации НИОКР по теме: "Создание высокопроизводительного аппарата нового поколения протравливания семян" из областного бюджета выделено 870 тыс. рублей. Согласно представленному предприятием отчету в 2010 году продано 7 аппаратов (бизнес-планом предусматривалось 10 шт.), в 2011 году - 29 аппаратов (планировалось 20); выручка от реализации в 2010 году составила 2992 тыс. рублей (план - 9000 тыс. рублей), в 2011 году - 11689 тыс. рублей (плановый показатель - 27000 тыс. рублей). Создано 7 рабочих мест (планировалось - 15). Предприятием ведется дальнейшая работа по совершенствованию выпускаемых аппаратов, а также по созданию модельного ряда универсального комплекса послеуборочной подготовки зерна и семян.
    ООО "АйСиэМ" в ходе реализации НИОКР по теме: "Разработка системы мониторинга и контроля территориально распределенных объектов" осуществляет выпуск модельного ряда телеметрических шкафов, обеспечивающих контроль за технологическими объектами систем водо-, газо- и теплоснабжения. Согласно отчетным данным в 2010 году выручка составила 14318 тыс. рублей (бизнес-планом предусмотрено 5000 тыс. рублей), в 2011 году - 24352 тыс. рублей (планировалось - 7000 тыс. рублей). Планировалось создать 15 рабочих мест, фактически создано 5. Договоры на поставку продукции заключены с ОАО "Газпромрегионгаз", ОАО "Курскгаз", ОАО "Волгоградоблгаз", ОАО "Тамбовоблгаз" и др.
    ООО "Системы качества жизни" в результате выполнения работ по теме: "Разработка технологии получения аминокислот и пептидов на основе комплексной переработки крови сельскохозяйственных животных" создан опытный образец продукции, подготовлен проект технического регламента "Корма для пресноводной рыбы". Согласно бизнес-плану выручка от реализации продукции предусмотрена только в 2013 году в сумме 6200 тыс. рублей. К 2010 году планировалось создание 10 рабочих мест, на начало 2012 года создано только 3.
    По информации, представленной департаментом, объем собственных средств предприятий и организаций, направленных на осуществление инновационной деятельности, в 2010 году составил 79832,7 тыс. рублей, в 2011 году - 81439,3 тыс. рублей.
    Анализ достижения целевых индикаторов и показателей, предусмотренных программой по итогам 2010 года, показал, что из 13 показателей (с учетом данных Воронежстата) плановые значения не достигнуты по двум. Следует отметить, что в первоначальной редакции финансирование программы из областного бюджета предусматривалось в сумме 181060 тыс. рублей. В связи с тем, что в областном бюджете на 2010 год на реализацию программных мероприятий утверждены средства в сумме 48910 тыс. рублей, финансовые показатели программы департаментом были откорректированы. При этом корректировка целевых индикаторов и показателей, как предусмотрено п. 2.3 программы, не производилась.
    Проектирование и строительство действующей копии корабля "Гото Предестинация"
    В ознаменование 310-й годовщины спуска на воду в Воронеже исторического корабля Петра I правительством Воронежской области принято решение о строительстве копии исторического корабля Российского Флота "Гото Предестинация". Функции государственного заказчика по строительству объекта возложены на департамент.
    Предпроектная документации для строительства корабля была разработана ООО "Старлит" в 2009 году в соответствии с государственным контрактом стоимостью 350 тыс. рублей. Исполнителю работ по проектированию судна ООО "Вера" согласно госконтракту в 2010 году оплачено 10000 тыс. рублей.
    Государственный контракт N 4-И от 23.03.2011 на выполнение работ по строительству корабля заключен с ОАО "Павловский судостроительно-судоремонтный завод" ("ПССЗ"). Стоимость строительства составляет 200000 тыс. рублей, сроки выполнения работ - 25.12.2012. По согласованию с государственным заказчиком для изготовления деревянной надстройки и такелажа ОАО "ПССЗ" привлекло субподрядчика - ООО "Варяг" (г. Петрозаводск).
    Согласно контракту ОАО "ПССЗ" перечислен аванс в сумме 45000 тыс. рублей, а также произведена оплата выполненных работ в сумме 45065,2 тыс. рублей. Для определения объемов выполненных работ и их соответствия проектно-сметной документации департаментом заключен договор с ООО "Ларс Крогиус" (г. Санкт-Петербург). Стоимость договора составляет 100 тыс. рублей, или 0,1% цены предъявленных к оплате работ. Согласно представленному специалистами ООО "Ларс Крогиус" отчету был произведен осмотр металлической части строящегося судна на судоверфи ОАО "ПССЗ", а также строительной площадки деревянной части корпуса на верфи деревянного судостроения "Варяг" в г. Петрозаводске. В результате, ООО "Ларс Крогиус" подтвердило выполнение указанных в форме КС-2 объемов работ.
    Выводы
    Проверка департамента промышленности, транспорта и инноваций показала, что государственные функции и услуги, предусмотренные положением о департаменте, в основном исполняются. Однако некоторые функции осуществляются не в полном объеме, а также с нарушениями действующего законодательства, в том числе при реализации ДОЦП "Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2011 - 2015 годы", государственным заказчиком-координатором которой является департамент.
    При расходовании бюджетных средств, выделенных департаменту в 2010 и 2011 годах, допускались нарушения действующего законодательства и неэффективное использование бюджетных средств. В результате неэффективно использованы средства в сумме 16,7 тыс. рублей, выплачено незаконно 1,4 тыс. рублей, не взыскано в областной бюджет штрафных санкций на сумму 456 тыс. рублей.
    Выявленные нарушения и недостатки оказывают негативное влияние на эффективность деятельности департамента, а также свидетельствуют о ненадлежащем контроле за ходом реализации ДОЦП "Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2011 - 2015 года".
    Предложения
    1.Направить представление по результатам контрольного мероприятия в департамент промышленности, транспорта и инноваций для устранения выявленных нарушений и недостатков.
    2.Направить информационное письмо в департамент экономического развития, который является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Воронежской области, ответственным за осуществление сопровождения и контроля за ходом подготовки и реализации инвестиционных проектов.
    Заместитель председателя - аудитор
    Л.В.АНТОНОВА
    Начальник инспекции по контролю расходов
    на промышленность, транспорт, строительство,
    жилищно-коммунальное и дорожное хозяйство
    И.Ф.ДОРОШЕНКОВА
    Советник отдела организационно-аналитической
    и юридической работы
    А.А.КУЗИКОВ