Воронежская область
Отчет от 12 декабря 2008 года

Отчет о результатах проверки эффективности использования средств, выделенных лицензионной палате Воронежской области и подведомственному государственному учреждению «Региональный центр обслуживания граждан и юридических лиц по принципу „одного окна“ на исполнение государственных функций в 2006 — 2007 годах»

Принят
Контрольно-счетной палатой Воронежской обл.
12 декабря 2008 года
    Основание для проведения проверки: Закон "О Контрольно-счетной палате Воронежской области", п. п. 46, 47 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2008 год, распоряжения председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 05.05.2008 N 31 и от 16.06.2008 N 42.
    Цель проверки: осуществление контроля за целевым использованием бюджетных средств, соблюдением финансовой дисциплины.
    Предмет проверки: средства областного бюджета.
    Проверяемый период: 2006 - 2007 годы.
    Перечень проверенных объектов: лицензионная палата Воронежской области, ГУ "Региональный центр обслуживания граждан и юридических лиц по принципу "одного окна".
    Проверкой установлено:
    Лицензионная палата Воронежской области является исполнительным органом власти, осуществляющим государственную политику в сфере лицензирования видов деятельности, отнесенных к компетенции субъектов Российской Федерации. Палата действует на основании положения, утвержденного постановлением администрации области от 6 февраля 2007 года N 79, и состоит из 5 отделов: выдачи лицензий, информационно-технического обеспечения, контрольно-аналитический, координационной работы, по развитию потребительского рынка. Штатные расписания утверждены постановлениями администрации области на 2006 год в количестве 24 ед., на 2007 год - в количестве 28 ед.
    На содержание палаты законами Воронежской области об областном бюджете в 2006 году выделено 11387 тыс. рублей, в 2007 году - 18688,6 тыс. рублей. Проверкой установлено, что в нарушение ст. 161 Бюджетного кодекса РФ и Приказа Минфина РФ от 20.11.2007 N 112н "Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет... " руководителем палаты не утверждались сметы доходов и расходов.
    Проверкой использования средств учреждения установлены следующие нарушения:
    1.Несмотря на то что согласно п. 1.7 Положения о лицензионной палате имущество Воронежской области должно закрепляться за учреждением на праве оперативного управления, палатой арендовался у ГУ "Специализированная эксплуатационная служба управления делами администрации Воронежской области" гараж площадью 49,2 кв. м. За два года ГУ СЭС перечислено 121,4 тыс. рублей за аренду областной собственности. Следует отметить, что в результате такой аренды областной бюджет теряет часть средств, так как в ГУ СЭС платятся налоги с поступающей арендной платы. На 2008 год договор аренды не заключен в связи со сносом гаражей.
    2.При приеме авансовых отчетов от водителей не контролировалось соблюдение действующих норм расхода ГСМ. Например, в некоторых путевых листах расход бензина автомобиля ГАЗ-3102 составил 15,7 л/100 км при установленной норме 15,0 л/100 км.
    3.С нарушениями Инструкции по бюджетному учету от 10.02.2006 N 25н и Письма Минфина от 23.10.2007 N 02-14-10а/2743 отражалось в учете компьютерное оборудование и программное обеспечение, приобретенное в рамках областной целевой программы "Информатизация Воронежской области на 2006 - 2010 годы" на общую сумму 3000 тыс. рублей:
    - приобретенное программное обеспечение вместо увеличения стоимости нематериальных активов списано в расходы учреждения;
    - компьютерное оборудование передано в ГУ "Региональный центр обслуживания граждан и юридических лиц по принципу "одного окна" без документального оформления. В результате при численности сотрудников 28 человек на балансе палаты по состоянию на 01.01.2008 числится 31 автоматизированное рабочее место, 27 персональных компьютеров, 37 системных блоков, 53 монитора, 49 принтеров, более половины из которых нет в наличии.
    Лицензионная деятельность
    Анализ деятельности палаты с учетом данных предыдущих проверок показывает, что за время существования палаты в государственной политике в области лицензирования произошли радикальные изменения в сторону либерализации. Так, если в 2000 году лицензионной палатой лицензировалось 35 видов деятельности, штатная численность составляла 59 единиц и было выдано 5479 лицензий, то на момент проверки лицензируется всего 3 вида деятельности при штате 28 единиц. В 2006 году рассмотрено 1323 заявления на выдачу и переоформление лицензий, в 2007 году - только 540 заявлений. В рамках проводимой административной реформы целесообразно статус и штатную численность лицензионной палаты привести в соответствие объемам лицензионной деятельности.
    В соответствии с Федеральными законами от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в ведении палаты находятся следующие виды деятельности:
    - розничная продажа алкогольной продукции;
    - заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов;
    - заготовка, переработка и реализация лома черных металлов.
    Законами Воронежской области об областном бюджете ежегодно лицензионная палата включается в перечень администраторов доходов бюджета. При лицензировании взимались следующие платежи, установленные федеральным законодательством:
    - государственная пошлина за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии на деятельность по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов в размере 300 рублей, за предоставление лицензии - 1000 рублей, за переоформление лицензии - 100 рублей;
    - государственная пошлина за выдачу дубликата или копии документа, подтверждающего наличие лицензии, а также за предоставление выписки из реестра лицензий о лицензиате - 10 рублей;
    - лицензионный сбор за выдачу лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в размере 50000 рублей, за переоформление лицензии - 2000 рублей.
    В 2007 году отмечено резкое снижение объемов лицензионных сборов в областной бюджет за лицензирование розничной продажи алкогольной продукции: 9022 тыс. рублей против 49908 тыс. рублей по итогам 2006 года. Это объясняется тем, что в 2006 году в соответствии с Законом Воронежской области от 28.12.2005 N 88-ОЗ "О государственном регулировании... производства и оборота этилового спирта... на территории Воронежской области" все торгующие организации и предприниматели, в том числе уже имевшие лицензии, оформляли лицензии нового образца сроком на 5 лет.
    По состоянию на 01.01.2008 на территории области лицензию на осуществление розничной продажи алкогольной продукции имеют 1113 юридических лиц, в распоряжении которых находятся 3628 подразделений (торговых точек). Из них в областном центре расположено 1135 подразделений, остальные - в районах области, где их количество прямо зависит от экономического потенциала и численности населения. Например, в Лискинском районе - 174, в Рамонском - 117, Калачеевском - 81, Грибановском - 45, в Терновском - 24.
    Государственная пошлина за совершение действий, связанных с лицензированием деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов, зачислялась в федеральный бюджет. За два года поступило 105,9 тыс. рублей.
    Палата осуществляет контроль за лицензируемыми организациями в форме проверок и обследований на соответствие установленным лицензионным требованиям и условиям. За два года проведено 1583 контрольных мероприятия, рассмотрено 184 представления государственных контрольных и надзорных органов. По результатам лицензионного контроля вынесено 82 предупреждения, 127 предписаний об устранении выявленных нарушений, приостановлено действие 149 лицензий, привлечены к административной ответственности 47 нарушителей. В судебные органы направлены материалы по 63 организациям, вынесены решения о взыскании штрафов с 18 организаций, аннулировано 6 лицензий.
    Самыми распространенными нарушениями являются:
    - недостоверность сведений, указанных в декларации о розничной продаже алкогольной продукции;
    - осуществление предпринимательской деятельности без наличия лицензии;
    - невыполнение в установленные сроки предписаний об устранении выявленных нарушений либо решения о приостановлении действия лицензии;
    - отсутствие на торговом объекте документации, подтверждающей легальность производства и оборота алкогольной продукции (сертификаты соответствия) и другие.
    Государственное учреждение "Региональный центр обслуживания граждан и юридических лиц по принципу "одного окна" (далее - центр) находится в ведении лицензионной палаты. Учреждение создано в соответствии с постановлением администрации Воронежской области от 04.10.2005 N 978 с целью научной разработки и практической реализации на территории области принципа "одного окна" по оказанию услуг гражданам и юридическим лицам, совершения других юридически значимых действий. Действует на основании устава, утвержденного приказом лицензионной палаты от 29.09.2006.
    Структура центра состоит из руководящего персонала и 7 отделов. Штатное расписание утверждено руководителем лицензионной палаты. За счет бюджета содержатся 42 единицы, за счет внебюджетных доходов - 21 единица в 2006 году и 26 единиц - в 2007.
    Расходы организации за счет средств областного бюджета в 2006 году составили 4175 тыс. рублей, в 2007 году - 10895,7 тыс. рублей. Увеличение ассигнований имело место в связи с созданием испытательной лаборатории нефтепродуктов.
    От внебюджетной деятельности в 2006 году получено 5589,9 тыс. рублей, в 2007 году - 10419,5 тыс. рублей. Тарифы на услуги и сроки исполнения работ утверждены приказом лицензионной палаты и директором центра. Основная доля внебюджетных средств (58% в 2006 году и 86% в 2007 году) поступила за услуги по информационно-техническому сопровождению декларирования розничной продажи алкогольной продукции (осуществляется в электронном виде). С торгующими организациями заключено 996 договоров. Декларирование введено постановлением администрации области от 10.04.2006 N 263.
    Внебюджетные средства также поступали за подготовку (экспертизу) документов для целей лицензирования - 709 договоров, информационно-правовые и юридические услуги - 666 договоров (оформление документов для получения, переоформления, продления лицензии, регистрации юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуального предпринимателя, внесения изменений в учредительные документы, регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним и т.д.).
    Проверкой расходов центра, как и в лицензионной палате, выявлены отдельные случаи превышения норм списания топлива. Имело место неэффективное и нецелевое расходование средств.
    Так, центром заключались договоры со средствами массовой информации и иными организациями якобы на размещение рекламных материалов о деятельности ГУ. По договору с ООО "Редакция общественно-политической газеты "Воронежское обозрение" перечислено 40 тыс. рублей за информацию объемом в 1 полосу. Фактически материал, размещенный в еженедельнике за 7 декабря 2007 года, посвящен предвыборной агитации одного из кандидатов в мэры г. Воронежа, и только 1/8 текста отведена деятельности центра.
    В другом случае в газете "Молодой коммунар" за 15.01.2008 размещена информация не о деятельности учреждения, а об открытии торгового двора "Соборный" в Северном районе г. Воронежа. Произведенные расходы в сумме 10 тыс. рублей являются безрезультатными.
    Для размещения рекламы привлекались также АНО "Футбольный клуб "Труд" - 350 тыс. рублей (стенды и щиты на Центральном стадионе профсоюзов), ООО "Городской жилищный фонд" - 37,9 тыс. рублей (щит в районе Северного моста) и другие организации.
    В нарушение ст. 49 Гражданского кодекса РФ и п. 3.3 устава учреждением оказывалась благотворительная помощь из внебюджетных источников: в марте 2007 года перечислено Фонду развития детского и юношеского футбола "Факел" 50 тыс. рублей, в июне - июле 2007 года - в АНО "Футбольный клуб "Труд" 100 тыс. рублей, что не предусмотрено уставом и является нецелевым использованием средств.
    Проверкой бухгалтерского учета выявлены нарушения Инструкции по бюджетному учету от 10.02.2006 N 25н и Письма Минфина РФ от 23.10.2007 N 02-14-10а/2743:
    - по заказу центра разработана программа "Реестр договоров Deklar Base" стоимостью 41,6 тыс. рублей, которая не включена в состав "нематериальных активов";
    - в 2007 году по договору с ООО "Лизинговая компания "Уралсиб" приобретен в лизинг автомобиль "Тойота-Камри". Все расходы по его приобретению составили 1199,8 тыс. рублей, однако в бухгалтерском учете в связи с отсутствием товарных документов (накладных) его стоимость занижена на 714,1 тыс. рублей и составляет только 485,7 тыс. рублей.
    Проверка соблюдения Порядка ведения кассовых операций в РФ показала, что часть внебюджетных средств, поступивших в кассу центра в 2007 году в сумме 307 тыс. рублей, не внесена на банковский счет, а израсходована на нужды учреждения. В результате неперечисления средств в бюджет данные доходы не отражены в бюджетной отчетности центра, палаты и ГФУ. То есть доходы учреждения в областном бюджете отражены не в полном объеме в нарушение ст. 42 Бюджетного кодекса РФ. В 2008 году согласно ст. 40 Бюджетного кодекса РФ внебюджетные доходы центра зачисляются на единый счет областного бюджета.
    Помимо основной деятельности на основании распоряжения администрации области от 20.04.2006 N 1014-р центр осуществлял реконструкцию здания растворобетонного узла под испытательную лабораторию нефтепродуктов. Здание по адресу: ул. Конструкторов, д. 1а, стоимостью 424,1 тыс. рублей передано на баланс центра. Реконструкция производилась в 2007 году и I квартале 2008 года. Согласно государственным контрактам лицензионная палата является заказчиком, а центр - получателем выполненных работ. Проект реконструкции выполнен ООО "Проектная фирма "Икар" (заказчик - управление по экологии и природопользованию Воронежской области). Сметная стоимость объекта составила 14352,1 тыс. рублей.
    Фактически общая сумма затрат на реконструкцию и оснащение испытательной лаборатории нефтепродуктов составила 14876,9 тыс. рублей, в том числе: по бюджету лицензионной палаты - 4497,4 тыс. рублей, центра - 3167,6 тыс. рублей, управления по экологии и природопользованию Воронежской области - 7211,9 тыс. рублей.
    Управлением по экологии и природопользованию Воронежской области на указанную сумму приобретено оборудование по государственным контрактам с ООО "Мобайл", ЗАО "Лабораторное оборудование и приборы" и ООО "Городской жилищный фонд". Оборудование передано в центр.
    Лицензионной палатой в рамках сметы оплачены кровельные и штукатурные работы, монтаж системы отопления, вентиляции, водоснабжения, канализации, электроснабжения, работы по обустройству помещений и т.д. При этом в нарушение п. 13 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н, первоначальная стоимость объекта на сумму произведенных работ не увеличена.
    В учете и отчетности палаты имеются искажения, так как расходы на реконструкцию лаборатории отражены с нарушением Приказа Минфина РФ от 08.12.2006 N 168н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ". Указанные нарушения являются следствием некорректно составленного распоряжения администрации области от 20.04.2006 N 1014-р, согласно которому в смету палаты включены расходы на реконструкцию здания, не состоящего на балансе.
    Центром оплачены отделочные работы, устройство газопровода и бетонных полов, монтаж системы видеонаблюдения и сигнализации; приобретение металлического гаража, оборудования и расходных материалов, мебели; проведена поверка приборов, экспертиза документов, аттестация и аккредитация лаборатории. Также производились коммунальные, эксплуатационные и другие расходы. В нарушение Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н, первоначальная стоимость объекта также не увеличена на сумму строительных работ (около 1 млн. рублей).
    По постановлению администрации Воронежской области от 25.04.2008 N 353 имущество созданной лаборатории на общую сумму 9481,8 тыс. рублей с баланса центра передано в июне 2008 года вновь созданному ОГУ "Центр лабораторных исследований". В результате отмеченных выше нарушений правил бухгалтерского учета балансовая стоимость объекта занижена на сумму около 5,5 млн. рублей.
    Кроме того, проверкой выявлено, что реконструкция здания растворного узла производилась в нарушение ст. 48 (п. 15), ст. 51 и ст. 55 Градостроительного кодекса РФ: проектная документация не утверждена застройщиком или заказчиком, не получено разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. То есть отсутствует основание для постановки лаборатории на государственный учет и для регистрации объекта эксплуатирующей организацией.
    ОГУ "Центр лабораторных исследований" находится в подчинении управления по экологии и природопользованию Воронежской области, которое уполномочено рассматривать административные дела в отношении лиц, реализующих нефтепродукты, не отвечающие установленным требованиям (ст. 44.5 Закона Воронежской области "Об административных правонарушениях на территории Воронежской области" от 31.12.2003 N 74-ОЗ).
    По данным, полученным в ходе иных контрольных мероприятий, на территории области уже имеется испытательная лаборатория нефтепродуктов, которая является структурным подразделением ЗАО "Воронеж-Терминал" (ОАО "НК" "Роснефть") и имеет аккредитацию на техническую компетентность. В то же время данную лабораторию нельзя признать независимой, так как она принадлежит крупной нефтяной компании, что неприемлемо для административной практики.
    Выводы
    Лицензионная палата Воронежской области и ГУ "Региональный центр обслуживания граждан и юридических лиц по принципу "одного окна" в целом выполняют возложенные на них государственные функции. Вместе с тем выявлены следующие нарушения и недостатки в финансово-хозяйственной деятельности учреждений:
    - в нарушение ст. 161 Бюджетного кодекса РФ и Приказа Минфина РФ от 20.11.2007 N 112н руководителем лицензионной палаты не утверждены сметы доходов и расходов палаты на 2006 - 2007 годы;
    - неэффективно использовано 121,4 тыс. рублей на аренду гаража в ГУ СЭС;
    - в отдельных случаях лицензионной палатой и центром допускалось превышение норм на списание топлива;
    - в нарушение Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н, балансовая стоимость испытательной лаборатории нефтепродуктов занижена на 5,5 млн. рублей;
    - расходы лицензионной палаты по реконструкции лаборатории в сумме 4497,3 тыс. рублей отнесены по статьям и подстатьям экономической классификации расходов бюджетов РФ с нарушением Приказа Минфина РФ от 08.12.2006 N 168н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ", допущено искажение бюджетной отчетности;
    - в нарушение Инструкции по бюджетному учету от 10.02.2006 N 25н, Письма Минфина от 23.10.2007 N 02-14-10а/2743 в составе "нематериальных активов" не отражено программное обеспечение: в лицензионной палате на сумму 1062,9 тыс. рублей, в центре - на сумму 41,6 тыс. рублей;
    - в нарушение Инструкции по бюджетному учету от 10.02.2006 N 25н лицензионной палатой документально не оформлена передача компьютерного оборудования в подведомственное учреждение ГУ "Региональный центр обслуживания граждан и юридических лиц по принципу "одного окна";
    - в нарушение ст. 49 Гражданского кодекса РФ и устава ГУ (п. 3.3) нецелевое использование средств на оказание центром благотворительной помощи составило 150 тыс. рублей, на публикации в газетах "Воронежское обозрение" и "Молодой коммунар" на сумму 44,8 тыс. рублей;
    - в нарушение п. 13 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н, балансовая стоимость автомобиля "Тойота-Камри" занижена на 714,1 тыс. рублей;
    - реконструкция растворобетонного узла под испытательную лабораторию нефтепродуктов производилась в нарушение статей 48 (п. 15), 51 и 55 Градостроительного кодекса РФ;
    - в нарушение ст. 42 Бюджетного кодекса РФ доходы центра от внебюджетной деятельности в сумме 307 тыс. рублей не отражены в доходах областного бюджета.
    Предложения:
    1.По результатам контрольного мероприятия направить представления руководителю лицензионной палаты и директору центра для устранения выявленных нарушений со следующими предложениями:
    - утверждать плановые сметы доходов и расходов лицензионной палаты в соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса РФ и Приказом Минфина РФ от 20.11.2007 N 112н "Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений";
    - строго соблюдать действующие нормы по списанию ГСМ;
    - центру возместить в областной бюджет 194,8 тыс. рублей, использованных не по целевому назначению на благотворительность и публикации в СМИ;
    - привести учет программного обеспечения в соответствие Инструкции по бюджетному учету от 10.02.2006 N 25н и Письму Минфина от 23.10.2007 N 02-14-10а/2743;
    - лицензионной палате оформить документально передачу компьютерного оборудования, используемого центром, в порядке, предусмотренном Законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и Инструкцией по бюджетному учету от 10.02.2006 N 25н;
    - принять к учету автомобиль "Тойота-Камри" по стоимости, равной затратам на его приобретение, согласно п. 13 Инструкции Минфина РФ по бюджетному учету от 10.02.2006 N 25н.
    2.Информировать ГУГИ о нарушениях, допущенных при реконструкции помещения испытательной лаборатории нефтепродуктов.
    Заместитель председателя Контрольно-счетной
    палаты Воронежской области
    Н.И.ПРОСКУРИНА
    Начальник отдела контроля расходов на ГМУ,
    правоохранительную деятельность и МЧС
    А.О.КРАВЕЦ-ГОМЗА