Воронежская область
Отчет от 22 декабря 2009 года

Отчет о результатах проверки эффективности и целевого использования государственных средств, направленных на реализацию приоритетного национального проекта «Здоровье» в 2008 году и за 9 месяцев 2009 года

Принят
Контрольно-счетной палатой Воронежской обл.
22 декабря 2009 года
    Основание для проведения проверки: Закон "О Контрольно-счетной палате Воронежской области", п. 70 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2009 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 11.09.2009 N 58.
    Цель проверки: оценка эффективности и контроль целевого использования государственных средств, направленных на реализацию приоритетного национального проекта "Здоровье".
    Предмет проверки: реализация ПНП "Здоровье" в Воронежской области в 2008 году и за 9 месяцев 2009 года.
    Проверяемый период: 2008 год и 9 месяцев 2009 года.
    Перечень проверенных объектов: департамент здравоохранения Воронежской области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Воронежской области, учреждения здравоохранения Воронежской области: МУЗ "Павловская ЦРБ", МУЗ "Новоусманская ЦРБ", МУЗ городского округа г. Воронеж ГКБ СМП N 10.
    Перечень оформленных актов: акт проверки эффективности и целевого использования государственных средств, направленных на реализацию приоритетного национального проекта "Здоровье" в 2008 году и за 9 месяцев 2009 года.
    В ходе проверки установлено:
    Объем финансирования мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье" (далее - ПНПЗ) в 2008 году составил 1749,8 млн. рублей, в том числе: 1524,5 млн. рублей - средства федерального бюджета (94,8% плана), 225,3 млн. рублей - средства областного и муниципальных бюджетов (100%).
    За 9 месяцев 2009 года ПНПЗ профинансирован в сумме 711,3 млн. рублей, в том числе федеральный бюджет - 662,1 млн. рублей (67,9% годового плана), региональный - 49,2 млн. рублей (75,9%).
    Национальный проект включал в 2008 году 5 направлений, с 2009 года проект реализуется по 6 направлениям, включающим 18 блоков.
    Анализ целевых индикаторов, определяющих эффективность проекта по повышению доступности и качества медицинской помощи, показывает позитивную тенденцию в здравоохранении области:
    - коэффициент совместительства в первичном звене ЛПУ снижен с 1,11 до 1,01;
    - сроки ожидания диагностических исследований сократились с 8 до 5 дней;
    - заболеваемость гепатитом B снижена в 1,1 раза, краснухой - в 10,3 раза;
    - материнская смертность снизилась с 15,6 до 13,6 на 100 тыс. новорожденных;
    - младенческая смертность снизилась с 8,2 до 8,1 на 1000 родившихся живыми.
    Повысился уровень обеспеченности населения высокотехнологичными видами медицинской помощи, уменьшилась частота обострений и осложнений хронических заболеваний, снизился показатель временной нетрудоспособности и др.
    Однако уровень медицинской помощи, соответствующий действующим нормативным требованиям, не достигнут.
    1.Направление "Развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний"
    Подготовка и повышение квалификации врачей первичного медико-санитарного звена
    С начала реализации проекта план по этим мероприятиям перевыполнен. Подготовлено 625 врачей общей практики (ВОП) и повысили квалификацию 317 терапевтов участковых (100,3% плана), 335 педиатров участковых (120,5%) и 66 ВОП (100%). Однако по состоянию на 01.10.2008 111 (17,7%) врачей общей практики не работают по специальности - 17 из них занимают должности участковых терапевтов, остальные - других врачебных специалистов.
    Тем не менее привлечение медработников в первичное звено путем введения дополнительных выплат улучшило укомплектованность врачебных участков. Однако из 355 (на начало реализации проекта) неукомплектованными остались еще 200 участков (56%). Даже по г. Воронежу не удалось полностью укомплектовать ЛПУ врачами первичного звена, а только до 94,9%. В целом по области процент укомплектованности достиг 88,1%, причем в районах, несмотря на рост заработной платы, укомплектованность составила 82,9%, а в отдельных ЦРБ ситуация практически не изменилась: укомплектованность терапевтами от 29% до 61,5% (Калачеевская, Подгоренская, Эртильская, Терновская, Поворинская, Новоусманская, Каширская ЦРБ), педиатрами - 46,5 - 52,6% (Калачеевская, Павловская ЦРБ), врачами общей практики - 60 - 62% (Ольховатская, Таловская ЦРБ). Одной из причин, как и прежде, является отсутствие жилья для специалистов в сельской местности и неразвитая инфраструктура.
    Средняя заработная плата врачей первичного звена увеличилась по сравнению с 2006 годом в 2,1 раза и составила от 11,6 тыс. рублей (Репьевская ЦРБ) до 26,9 тыс. рублей (Панинская ЦРБ), медсестер первичного звена - в 1,9 раза: от 7,6 тыс. рублей (Острогожская ЦРБ) до 14,7 тыс. рублей (Подгоренская ЦРБ). На дополнительные выплаты за 2008 год и 9 месяцев 2009 года направлено 475,5 млн. рублей.
    В связи с тем, что отсутствуют методические рекомендации Минздравсоцразвития РФ, объем дополнительных выплат медработникам по-прежнему не связан с качественными показателями медицинской помощи.
    Дополнительные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам "Скорой медицинской помощи"
    Заработная плата медперсонала ФАП увеличилась в 2,5 раза и составила 9,7 тыс. рублей, работников скорой помощи в районах - в 2,1 раза и составила: врачей - 17,9 тыс. рублей, фельдшеров - 11,4 тыс. рублей, акушерок и медсестер - 9,6 тыс. рублей. По г. Воронежу рост еще выше - в 2,7 раза, но верхний предел тот же: до 17,3 тыс. рублей - у врачей, 12,0 тыс. рублей - у фельдшеров, у акушерок и медсестер - до 12,1 тыс. рублей и 9,8 тыс. рублей. На данные выплаты направлено в проверяемом периоде 128,3 млн. рублей.
    Использование полученного диагностического оборудования и санитарного автотранспорта
    Проверкой установлено, что наибольшая часть простоев от нескольких дней до нескольких месяцев связана с неисправностью оборудования. Так, по состоянию на 1 сентября 2009 года 12 единиц рентгеновского оборудования выходили из строя на срок от 5 дней до 3,5 месяца (противотуберкулезные диспансеры - Новохоперский, Острогожский, Бутурлиновский, Бобровский, Павловский, ГУЗ "ВОКПД им. Н.С. Похвисневой", МУЗ "Городская больница N 16").
    Лабораторное оборудование в ЛПУ простаивало из-за неисправности от 0,5 до 4 месяцев (Россошанская ЦРБ, Каменская ЦРБ, Борисоглебская ЦРБ).
    Ввиду низкого качества и частого выхода из строя медоборудования, которым оснащены автомобили скорой медицинской помощи, 21 электрокардиограф не использовался от нескольких дней до 3 месяцев, а 2 электрокардиографа (в Верхнемамонской и Грибановской ЦРБ) и дефибриллятор в Верхнемамонской ЦРБ неисправны уже в течение года.
    Необходимо отметить, что в Новоусманской ЦРБ простой рентгенодиагностической системы "Proteus XR" в связи с выходом из строя платы управления томографией составил 7 месяцев.
    Согласно пояснительной записке главного врача ЦРБ, в результате проведенной котировки заключен муниципальный контракт с ООО "ТехноЛайн" на сумму 280 тыс. рублей со 100-процентной предоплатой. В апреле 2009 года поставщику перечислено 250 тыс. рублей. Однако эти бюджетные средства потеряны, т.к. оказавшаяся "однодневкой" фирма товар не поставила. Новоусманская ЦРБ направила две претензии в адрес поставщика в июне и июле текущего года. В связи с отсутствием адресата документы переданы в РОВД Новоусманского района.
    В результате следующей котировки заключен контракт с ООО "Техномед-1" на сумму 340 тыс. рублей с оплатой в течение 30 банковских дней с момента поставки товара. Работы выполнены в полном объеме 21.08.2009, оплата произведена в сумме 220 тыс. рублей, кредиторская задолженность - 120 тыс. рублей.
    Важно отметить тот факт, что простои оборудования, связанные с отсутствием расходных материалов и реагентов, в 2009 году значительно сократились, что свидетельствует об усилении ответственности медицинских учреждений в части обеспечения оборудования расходными материалами для эффективного его использования.
    Причины простоя санитарного автотранспорта - в основном тоже неисправности. Машины простаивают от нескольких дней (Бутурлиновская ЦРБ, Кантемировская ЦРБ) до 5 месяцев (Каширская ЦРБ). Согласно пояснительной записке главного врача Каширской ЦРБ столь длительный простой автомобиля связан с отсутствием финансирования на ремонт.
    Дополнительная диспансеризация работающего населения
    В 2008 году в проведении дополнительной диспансеризации (далее - ДД) участвовали 46 учреждений здравоохранения 3 городских округов и 31 муниципального района. Диспансеризация проведена 69757 гражданам (100% плана), оплачено 67,9 млн. рублей.
    По итогам проведения дополнительной диспансеризации только 16,8% осмотренных работающих граждан отнесены к группе здоровых людей, риск развития заболеваний отмечен у 19,7%, нуждаются в дополнительном обследовании и лечении - 63,5% осмотренных, в оказании высокотехнологичной медицинской помощи - 24 человека. В структуре заболеваний, выявленных впервые во время ДД, основная доля приходится на болезни эндокринной системы, нарушение обмена веществ - 25% (в т.ч. сахарный диабет - 3%), болезни системы кровообращения - 13%, болезни мочеполовой системы - 20%. Впервые взято под диспансерное наблюдение 31,8% осмотренных.
    По результатам ДД проведено дополнительное обследование у 9452 человек, пролечен в стационаре 481 человек, получили санаторно-курортное лечение 210 человек, проведено профилактическое лечение 10944 гражданам, находящимся на диспансерном учете.
    В 2009 году в проведении ДД участвуют 45 медицинских учреждений, первоначально утвержденная плановая численность - 69689 человек, в июле план увеличен до 74689 человек.
    По состоянию на 14.10.2009 дополнительной диспансеризацией охвачено 68784 человека, что составляет 98,7% плана шести месяцев (апрель - октябрь) и 92,1% годового плана, оплачено учреждениям здравоохранения 66,1 млн. рублей.
    План ДД в среднем по области выполнен на 103,8%, кроме отдельных ЛПУ: Острогожская ЦРБ - 99,8%, Россошанская ЦРБ - 99,2%, Таловская ЦРБ - 98,9%, МУЗ ГБ N 16 - 97,5%, Нижнедевицкая ЦРБ - 95,1%, Подгоренская ЦРБ - 84,1%, Каширская ЦРБ - 78,1%.
    В соответствии с порядком проведения дополнительной диспансеризации в 2009 году работающим гражданам по ее окончании впервые оформляются и выдаются паспорта здоровья. В настоящее время 83% граждан, прошедших диспансеризацию, уже получили паспорта здоровья.
    Проверками ТФОМС отмечены отдельные нарушения при проведении ДД в 2008 году: в ряде ЦРБ (Павловская, Воробьевская, ГП N 18) приобретались расходные материалы, не относящиеся к проведению диспансеризации, в Лискинской ЦРБ необоснованно включены в реестр счетов по ДД 48 человек, прошедших углубленные медицинские осмотры. В Калачеевской, Хохольской и Поворинской ЦРБ женщинам старше 40 лет проведено УЗИ вместо маммографии, что противоречит требованиям проведения ДД. В соответствии с предписаниями фонда учреждениями возвращены средства за незаконченные случаи диспансеризации.
    Установлены также нарушения, допущенные при осмотрах специалистов: ошибки при определении групп здоровья, отсутствие рекомендаций по профилактическим мероприятиям. Камеральными проверками 2009 года установлены аналогичные нарушения: дата результатов анализов позже осмотра терапевта (Грибановская ЦРБ), отсутствие результатов маммографии и цитологических исследований мазка (Таловская РБ).
    Углубленные медицинские осмотры (УМО) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами
    В 2008 году проведены осмотры 38710 жителей области (100% плана) на сумму 24,0 млн. рублей, на 2009 год утверждены ассигнования в сумме 24,1 млн. рублей на проведение осмотров 36500 человек. По состоянию на 22.10.2009 фактически осуществлены углубленные медосмотры 34,2 тыс. чел. на сумму 25,6 млн. рублей, что составляет 93,6% годового плана и 99,8% плана 9 месяцев. Не выполнен план 9 месяцев в Новоусманском - 75,1%, в то время как в 25 муниципальных образованиях уже выполнен годовой план.
    По результатам углубленных медицинских осмотров к группе здоровых людей отнесены 29,7% осмотренных, 25% нуждаются в проведении профилактических мероприятий, 42,3% нуждаются в дообследовании и лечении в амбулаторно-поликлинических условиях, 2,9% имеют хронические заболевания и нуждаются в стационарном лечении. С подозрением на профзаболевание выявлено 109 человек. Самыми распространенными заболеваниями являются болезни органов пищеварения - 21,5%, болезни системы кровообращения - 20,6%, болезни глаз - 11,4%, болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани - 10,2%.
    За счет проведения ДД и УМО заработная плата врачей - узких специалистов поликлиник возросла в 2,5 раза и составила 10,5 тыс. рублей, медицинских сестер - 6,2 тыс. рублей (рост - в 2 раза).
    Иммунизация населения
    В 2008 году иммунизация проведена 472,2 тыс. чел., в том числе против вирусного гепатита B - 185,2 тыс. чел. (63,1% плана), против кори - 16,1 тыс. человек (100%), против полиомиелита (инактивированной вакциной) - 3,3 тыс. детей (16%), против гриппа - 267,6 тыс. чел. (62%).
    Основной проблемой в своевременной и полной реализации программы дополнительной иммунизации явились, как и ранее, задержки в поставке вакцин против вирусного гепатита B и инактивированной вакцины против полиомиелита, а также недопоставка вакцины против гриппа. Так, несвоевременная поставка вакцины против вирусного гепатита B не позволила завершить весь цикл вакцинации (3 прививки) до конца года. В результате поздней поставки инактивированной полиомиелитной вакцины ею привито лишь 3305 детей (16% плана), остальным проведена иммунизация живой оральной полиомиелитной вакциной.
    Противогриппозная вакцина поставлена лишь в 62-процентном объеме от заявленной потребности, в основном в середине декабря, в разгар роста сезонных заболеваний, что снижает ее эффективность.
    В 2009 году, как и в предыдущие годы, основной проблемой остается несвоевременная и неритмичная поставка вакцин. Так, первая поставка вакцины против вирусного гепатита B произведена только 07.07.2009 в количестве, обеспечивающем лишь 10% годового объема (32,7 тыс. доз), на момент проверки поставлено 37,4% годового плана (122,2 тыс. доз). В результате чего в 2009 году может быть обеспечен охват двукратной иммунизацией лишь 37% лиц, подлежащих прививкам против вирусного гепатита В, и ни один человек не завершит вакцинацию в полном объеме из поставок текущего года.
    Первой прививкой против гепатита B (с учетом переходящих остатков прошлого года) по состоянию на 21.10.2009 охвачено 83 тыс. человек (76,1% годового плана), второй прививкой - 51,3 тыс. человек (47,1% годового плана), третьей прививкой - 27,9 тыс. человек (25,6% годового плана).
    Заявленная потребность Воронежской области в иммунизации населения против гриппа в 2009 году составляет 455,7 тыс. доз. На момент проверки поставлено 100% вакцины для иммунизации детей дошкольного и младшего школьного возраста и 50,6% плана для прививки остальных категорий населения. Привито против сезонного гриппа 203,6 тыс. человек (8,9% населения области), или треть годового плана.
    Поставка вакцины против кори составила 90% в количестве 10,8 тыс. доз. По состоянию на 21.10.2009 привито 5,9 тыс. человек, или 68,3% годового плана.
    Профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов B и C, выявление и лечение больных ВИЧ-инфекцией
    За период 2008 год - 9 месяцев 2009 года получены наборы диагностических тест-систем и антиретровирусные препараты на общую сумму 47,3 млн. рублей, что позволило обследовать на вирус гепатита B, C и ВИЧ-инфекцию 1746,1 тыс. человек. Все нуждающиеся (100 пациентов) получают высокоактивную антиретровирусную терапию.
    2.Направление "Повышение доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной, помощи"
    В 2008 году при плане 1706 квот в федеральные центры направлено 2026 жителей области, в т.ч. 573 ребенка, из них госпитализировано 1757 человек. За 9 месяцев 2009 года в федеральные центры уже направлено 1628 человек (84,4% плана), в т.ч. 333 ребенка, и 1326 человек госпитализировано.
    В ГУЗ "ВОКБ N 1" в соответствии с госзаданием оказывается ВМП по четырем направлениям: сердечно-сосудистая хирургия, нейрохирургия, травматология и ортопедия, акушерство и гинекология. На эти цели в область перечислено в 2008 году 74,7 млн. рублей, за 9 месяцев 2009 года - 73,3 млн. рублей. В проверяемом периоде ВМП оказана 1483 жителям Воронежской, Липецкой и Тамбовской областей.
    3.Направление "Совершенствование медицинской помощи матерям и детям"
    Программа "Родовой сертификат"
    В 2008 году женские консультации, родильные дома и отделения, детские поликлиники области получили из Федерального фонда социального страхования по данной программе 223,9 млн. рублей, за 9 месяцев 2009 года - 158,6 млн. рублей
    Софинансирование из бюджета Воронежской области составило в 2008 году 9,243 млн. рублей (100% плана), в текущем периоде 2009 года - 8,212 млн. рублей (79,3%).
    Анализ диспансеризации детей первого года жизни в 2008 году показал, что диспансерный осмотр согласно стандарту проведен у 97,2% детей (в 2007 году - 95,9%). Стандарт наблюдения не выполнен у 220 детей (2,8%), проживающих в районах области (в 2007 году - 4% (644 ребенка)). В качестве причин, в результате которых не выполнен стандарт диспансеризации в сельских районах, указывается отказ родителей от проведения осмотров специалистами, неявка родителей с детьми в назначенные сроки. По итогам диспансеризации патология выявлена у 35,2% осмотренных детей, в т.ч. неврологом - у 15,9%, педиатром - у 10,5%, остальными специалистами - у 2 - 4% осмотренных. На госпитализацию направлено 3,9% осмотренных детей (624 ребенка).
    По состоянию на 01.10.2009 диспансерный осмотр согласно стандарту проведен у 93,4% детей. В 2009 году доля выявленной патологии ниже - 27,9%, в т.ч. педиатром у 9,3% детей, невропатологом - у 12,5%, остальными специалистами 2 - 4% обследованных детей первого года жизни. На стационарное лечение направлены 624 ребенка (3,5%).
    Средняя заработная плата врачей женских консультаций и роддомов увеличилась в 2 - 2,1 раза и составила 12,1 тыс. рублей и 16,6 тыс. рублей, акушерок - в 1,9 - 2,2 раза и составила 7,7 тыс. рублей и 10,3 тыс. рублей, медицинских сестер - в 2,1 - 2,2 раза и составила 6,6 тыс. рублей и 10 тыс. рублей соответственно.
    Развитие сети перинатальных центров
    На софинансирование строительства перинатального центра в 2008 году Воронежской области выделена субсидия из федерального бюджета в размере 45,0 млн. рублей. Из областного бюджета по данному объекту предусматривалось финансирование 44,3 млн. рублей (включая проектно-изыскательские работы), однако подрядной организацией ЗАО МСПА "МОС-СИБ" не выполнены обязательства по разработке проектно-сметной документации, в связи с чем строительство перинатального центра в 2008 году начато не было. Федеральные средства остались неосвоенными и по завершении финансового года возвращены на лицевой счет департамента финансово-бюджетной политики Воронежской области.
    В 2009 году субсидия из федерального бюджета запланирована в объеме 200,0 млн. рублей, из которых 100,0 млн. рублей уже поступили на лицевой счет Федерального казначейства по Воронежской области. Кроме того, не использованные в 2008 году 45,0 млн. рублей федеральных средств в I квартале 2009 года также направлены на строительство перинатального центра. На момент проверки подрядчиком ОАО "Домостроительный комбинат" по данному объекту выполнены строительно-монтажные работы за счет федеральных средств в объеме 101,8 млн. рублей, за счет средств областного бюджета - 19,8 млн. рублей.
    Неонатальный скрининг на галактоземию, адреногенитальный синдром и муковисцидоз, аудиологический скрининг детей первого года жизни
    В проверяемом периоде для обследования новорожденных поставлены тест-системы и наборы реактивов на общую сумму 6,8 млн. рублей. В результате обследований свыше 30 тысяч детей выявлено 7 случаев муковисцидоза и 2 случая адреногенитального синдрома у новорожденных детей.
    В I полугодии 2008 года в результате поздней поставки реактивов (18 июня) диагностика адреногенитального синдрома не проводилась весь апрель 2008 года, т.к. запасы реактивов закончились в первом квартале, а в течение недели новорожденные дети не диагностировались, в т.ч. и на муковисцидоз.
    Аналогично в 2009 году обследования не проводились в течение четырех месяцев, так как первая поставка реагентов произведена только 7 июля. Поэтому с мая текущего года на муковисцидоз и галактоземию обследовано 4266 детей (73%) при числе родов во II квартале - 5837, на адреногенитальный синдром обследован 2231 ребенок (38,2%). Обследование детей, родившихся в январе - апреле текущего года, уже нецелесообразно, так как клинические признаки проявляются в первые 2 - 3 недели жизни.
    Кроме того, с целью своевременного выявления нарушений слуха в 2008 году начато проведение аудиологического скрининга. За 2008 год - 9 месяцев 2009 года обследовано 13,8 тыс. детей, из них 141 взят на диспансерный учет.
    Диспансеризация пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
    Общее количество пребывающих в стационарных учреждениях области детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подлежащих в 2008 году диспансеризации, составляло 5402 человека, все они осмотрены, оплачено счетов на сумму 8,2 млн. рублей.
    По итогам диспансеризации дополнительно обследовано на муниципальном уровне - 1581 чел., на областном - 592 чел., в федеральных центрах - 2 ребенка. У 893 детей установлена инвалидность, им проводится индивидуальная программа реабилитации.
    Однако дальнейшее лечение получили не все дети, а только 86,4%. Часть детей не завершила лечение в связи с выбытием из учреждения (отданы под опеку, в приемную семью, выбыли по возрасту и т.д.), когда обследование и лечение уже не продолжается.
    Наиболее низкий процент выполнения рекомендаций по обследованию и лечению в социально-реабилитационных центрах и приютах связан с тем, что в течение года в этих учреждениях происходит смена контингента учащихся на 95 - 100%. Так, например, в социальном приюте г. Воронежа из 35 детей, прошедших диспансеризацию в 2008 году, в настоящее время проживает только 2.
    В санаторно-курортном лечении нуждались 575 человек, пролечено 1117 человек (194,3%).
    В 2009 году диспансеризации подлежат 4881 человек. Утверждено 26 учреждений здравоохранения, по графику осмотр запланирован на сентябрь - декабрь, так как в летний период не все дети находились в интернатных учреждениях. За сентябрь осмотрено 2453 ребенка (50,3% плана). К оплате приняты счета за 889 чел., в ЛПУ перечислено 2 млн. рублей.
    4.Направление "Реализация информационной поддержки и управления проектом"
    Информирование различных групп населения по вопросам реализации основных направлений ПНП
    Департамент здравоохранения продолжает проводить информационную кампанию по освещению вопросов реализации проекта в средствах массовой информации. За проверяемый период проведено 196 теле- и 98 радиоэфиров, опубликовано в печатных изданиях 368 статей. Продолжают работу телефоны "горячей линии".
    Управление и координация проекта
    На территории области внедрены в эксплуатацию программные продукты "Подготовка исходных данных для регистра медицинских работников" и "Федеральный регистр медработников", АИС "Мониторинг медицинских изделий" для сбора информации от ЛПУ о полученном диагностическом оборудовании и санитарном автотранспорте. Разработано и внедрено программное обеспечение для ГУЗ ВОККДЦ для мониторинга дополнительной диспансеризации и для ГУЗ ВОКБ N 1 по мониторингу ДМО. Постоянно осуществляется мониторирование реализации проекта. Организован контроль всех направлений проекта как ответственными за их реализацию, так и сотрудниками департамента и ТФ ОМС.
    5.Направление "Снижение смертности от предотвратимых причин"
    Совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях
    В целях реализации мероприятий, направленных на снижение смертности при ДТП на федеральной трассе М-4 "Дон", за счет субсидии из федерального бюджета в размере 150,3 млн. рублей в 7 муниципальных учреждений здравоохранения закуплено оборудования в количестве 47 единиц, в том числе 2 томографа (64 и 16 срезов), 4 комплекса для УЗИ, по 7 аппаратов искусственной вентиляции легких и наркозно-дыхательных аппаратов, 21 монитор слежения, 6 рентгеновских комплексов для интраоперационного контроля.
    Централизованно поставлено 14 реанимобилей для ЛПУ, расположенных вдоль федеральной трассы М-4 "Дон", на общую сумму 35,3 млн. рублей.
    В ФГУЗ "Медико-санитарная часть N 33 Федерального медико-биологического агентства" (г. Нововоронеж) поставлено 15 единиц оборудования на сумму 98,5 млн. рублей.
    Встречными проверками использования оборудования в МУЗ ГКБ СМП N 10 и МУЗ "Павловская ЦРБ" установлено, что все оборудование введено в эксплуатацию с момента его поставки, ведутся журналы учета работы каждого аппарата. В ГКБ СМП N 10 три системы мониторинга не работали в течение 11 - 25 дней в связи с гарантийным ремонтом, компьютерный томограф не работает в течение двух месяцев (сбой программного обеспечения).
    На базах государственных учреждений здравоохранения, определенных Минздравсоцразвития России, подготовлено 35 врачей по семи специальностям.
    Анализ основных целевых показателей деятельности ЛПУ области по оказанию медицинской помощи пострадавшим при ДТП за 9 месяцев 2009 года показал, что по сравнению с соответствующим периодом прошлого года наблюдается рост числа выездов бригад скорой помощи на ДТП на 37%, также увеличилось на 48% число пострадавших, которым оказана скорая медицинская помощь, и более чем в 2 раза возросло количество оперативных вмешательств.
    Совершенствование медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями
    В области создан и начал работу региональный сосудистый центр и 6 межрайонных первичных сосудистых отделений. Утвержден порядок взаимодействия скорой медицинской помощи, амбулаторно-поликлинических учреждений с региональным центром и межрайонными отделениями. Региональный сосудистый центр координирует работу первичных сосудистых отделений с помощью системы телемедицинской связи, их географическое расположение позволяет доставить пациента в больницу из любой точки области в течение 40 - 60 минут.
    За счет субсидии из федерального бюджета в сумме 241,4 млн. рублей закуплено 10 единиц оборудования: 3 томографа (64 и 16 срезов), операционная для нейрохирургических и сосудистых вмешательств, аппарат ангиографический и 5 диагностических комплексов для ультразвуковых исследований.
    На базах государственных учреждений здравоохранения, определенных Минздравсоцразвития России, подготовлено 72 врача по двенадцати специальностям.
    В региональном сосудистом центре применяются современные методы лечения больных с острым инфарктом миокарда и острым коронарным синдромом. В 2008 году выполнено 202 коронарные ангиопластики и стентирование коронарных артерий, что на 80% превышает годовой показатель 2007 года.
    Эффективность работы сосудистого центра характеризуют возросшие показатели: за 9 месяцев 2009 года количество оперативных вмешательств при инфаркте миокарда увеличилось в 6 раз, при церебральном инсульте - в 2,5 раза к 2008 году. Число пролеченных и обследованных больных возросло при инфарктах в 3,3 раза, при инсультах - в 6,5 раза.
    Развитие службы крови
    В ГУЗ "Воронежская областная станция переливания крови" в соответствии с утвержденным МЗСР РФ перечнем поставлено медицинское оборудование по заготовке, переработке, хранению и обеспечению безопасности донорской крови и ее компонентов, мобильный пункт заготовки крови, а также компьютерное и сетевое оборудование с лицензионным программным обеспечением на общую сумму 131,9 млн. рублей.
    Вместе с тем из-за отсутствия расходных материалов 4 аппарата автоматического донорского плазмафереза PCS2 и 2 аппарата для цитоплазмафереза MCS+ с ноября 2008 года по март 2009 года из-за позднего проведения торгов не эксплуатировались.
    6.Направление "Формирование здорового образа жизни"
    В 2009 году начата реализация ПНПЗ по новому направлению, связанному с формированием здорового образа жизни у граждан, включая сокращение потребления алкоголя и табака.
    На базе учреждений здравоохранения области планируется создание 7 центров здоровья в четырех МУЗ городского округа г. Воронеж "Городская клиническая поликлиника N 4", "Городская поликлиника N 7", "Городская больница N 16", "Городская больница N 11" и трех МУЗ районов области - "Борисоглебская ЦРБ", "Лискинская ЦРБ" и "Россошанская ЦРБ". Для реализации данного направления заключено соглашение о взаимодействии между Минздравсоцразвития РФ и правительством Воронежской области. На приобретение оборудования для организации работы центров в 2009 году планируется предоставление субсидии из федерального бюджета бюджету области в размере 5,2 млн. рублей.
    На базе Российской медицинской академии последипломного образования прошли цикл тематического усовершенствования "Формирование здорового образа жизни" 8 специалистов указанных учреждений. В настоящее время сформированы штаты специалистов центров, имеющих сертификат по утвержденным специальностям, проводится работа по подготовке помещений для работы центров.
    Выводы:
    1.Национальный проект "Здоровье" реализуется в Воронежской области в основном в соответствии с планом-графиком, значения целевых индикаторов свидетельствуют о положительной динамике доступности и качества первичной медицинской помощи.
    В целом за проверяемый период объем финансирования мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье" составил 2461,1 млн. рублей, в т.ч. 2186,6 млн. рублей - средства федерального бюджета, 274,5 млн. рублей - софинансирование из областного и муниципальных бюджетов.
    Однако уровень медицинской помощи, соответствующий действующим нормативным требованиям, не достигнут и ряд проблем до настоящего времени не решен.
    2.Так, несмотря на приток специалистов в первичное медико-санитарное звено, по состоянию на 1 октября 2009 года неукомплектованными врачебными кадрами остаются 200 участков, или 56,3% от общего числа неукомплектованных участков на начало реализации проекта (355 участков на 01.01.2006). На 32 из них медицинская помощь оказывается за счет совмещения, а на остальных - за счет уплотнения рабочего дня врачей первичного звена. Нехватка кадров по-прежнему связана с социальными проблемами в сельской местности.
    3.Анализ использования оборудования и санитарного автотранспорта показал недостаточно эффективное их использование:
    - низкое качество отдельных позиций лабораторного оборудования повлекло за собой его простои от 15 дней до 4 месяцев;
    - длительный простой оборудования связан с отсутствием финансирования на ремонт оборудования в ЛПУ области;
    - электрокардиографы (21 ед.), которыми оснащены автомобили скорой помощи, не использовались в связи с неисправностью от нескольких дней до 3 месяцев, а в Верхнемамонской ЦРБ электрокардиограф и дефибриллятор простаивают в течение года;
    - из-за позднего проведения торгов на закупку расходных материалов для четырех аппаратов автоматического плазмафереза PCS2 и двух аппаратов для цитоплазмафереза это оборудование не эксплуатировалось службой крови в течение пяти месяцев;
    - в ГКБ СМП N 10 три системы мониторинга не работали в течение 11 - 25 дней в связи с гарантийным ремонтом, компьютерный томограф не работал в течение двух месяцев;
    - в Новоусманской ЦРБ заключение муниципального контракта на условии 100% предоплаты с "фирмой-однодневкой" повлекло за собой потерю 250 тыс. рублей средств муниципального бюджета.
    4.В связи с нарушением графика поставки вакцины против вирусного гепатита B иммунизация закончилась за 2008 год только в первом квартале 2009 года, за 2009 год будет завершена в первом квартале 2010 года.
    Поставка гриппозной вакцины в 2008 году была осуществлена лишь на 62% от заявленной потребности. Аналогичная ситуация складывается и в 2009 году: на момент проверки против гриппа привито только 35,5% планового количества граждан.
    5.Задержка поставки в область тест-систем для неонатального скрининга привела к тому, что диагностика адреногенитального синдрома не проводилась весь апрель 2008 года и четыре месяца 2009 года.
    6.Строительство перинатального центра в 2008 году начато не было. Средства федерального бюджета в сумме 45 млн. рублей не были освоены в 2008 году, поскольку подрядной организацией ЗАО МСПА "МОССИБ" не выполнены обязательства по разработке проектно-сметной документации.
    7.В ходе проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан допускалось представление к оплате незаконченных случаев диспансеризации.
    После проведения диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях области детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, дальнейшее лечение получили не все дети, а только 86,4%.
    Предложения:
    1.Направить представление в департамент здравоохранения Воронежской области для устранения выявленных недостатков и в целях совершенствования работы по реализации национального проекта с предложениями:
    - принять меры к повышению укомплектованности врачебными кадрами первичного медико-санитарного звена, в том числе к решению проблемы обеспечения врачей жильем в сельской местности;
    - в целях более эффективного использования оборудования и автотранспорта, полученного ЛПУ в рамках национального проекта, а также для исключения потерь средств местных бюджетов активизировать работу с муниципалитетами по обеспечению ЦРБ средствами и организации торгов для ремонта оборудования и автотранспорта;
    - в ходе дополнительной диспансеризации населения Воронежской области не допускать нарушений в части представления к оплате медицинскими учреждениями незаконченных случаев диспансеризации;
    - рассмотреть вопрос о приведении дополнительных выплат медицинским работникам в соответствие качеству оказываемой медицинской помощи.
    2.Направить информацию о результатах проверки в прокуратуру Воронежской области.
    Первый заместитель председателя
    Контрольно-счетной палаты
    Воронежской области
    Е.С.ЛИТВИНЧУК
    Начальник отдела контроля
    расходов на социально-культурную
    сферу, науку и СМИ
    Л.Н.ШИЛЬНИКОВА