Воронежская область
Отчет от 28 апреля 2010 года

Отчет о результатах проверки эффективности и целевого использования государственных средств, направленных в 2007 — 2008-м и текущем периоде 2009 года на реализацию областной целевой программы «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера на 2007 — 2011 годы»

Принят
Контрольно-счетной палатой Воронежской обл.
28 апреля 2010 года
    Основание для проведения проверки: Закон "О Контрольно-счетной палате Воронежской области", п. 41 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2008 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 15.06.2009 N 37.
    Цель проверки: оценка эффективности и целевого использования бюджетных средств на реализацию областной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера..."
    Предмет проверки: бюджетные средства, выделенные на реализацию областной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера на 2007 - 2011 годы".
    Проверяемый период: 2007 - 2008 год - I квартал 2009 года.
    Перечень проверенных объектов: департамент здравоохранения Воронежской области, КП ВО "Единая дирекция капитального строительства и газификации".
    В ходе проверки установлено:
    Областная целевая программа "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера на 2007 - 2011 годы" (далее - программа) принята постановлением Воронежской областной Думы от 31.05.2007 N 909-IV-ОД (с изменениями от 30.09.2008).
    Государственный заказчик программы - Главное управление здравоохранения Воронежской области (далее - ГУЗ), в настоящее время - департамент здравоохранения Воронежской области.
    Основная цель программы - снижение заболеваемости, инвалидности, смертности населения Воронежской области при социально значимых заболеваниях, увеличение продолжительности и улучшение качества жизни больных, страдающих этими заболеваниями.
    Программа включает девять подпрограмм:
    - "Развитие психиатрической помощи";
    - "Неотложные меры борьбы с туберкулезом";
    - "ВИЧ-инфекция";
    - "Сахарный диабет";
    - "Артериальная гипертония";
    - "Инфекции, передаваемые половым путем";
    - "Онкология";
    - "Вакцинопрофилактика";
    - "Вирусные гепатиты".
    В составе подпрограмм предусмотрена реализация 24 программных мероприятий, в проверяемом периоде финансировалось 22 из них.
    Анализ финансирования программы
    Объем средств на реализацию программных мероприятий в 2007 - 2011 годах планировался программой с увеличением: с 277,3 млн. рублей в 2006 году до 885,2 млн. рублей в 2009-м и до 1133,1 млн. рублей - на 2011 год.
    Плановые назначения областного бюджета на 2007, 2008 и 2009 годы, утвержденные Законами Воронежской области "Об областном бюджете..." от 28.12.2006 N 121-ОЗ, от 05.12.2007 N 143-ОЗ, от 01.12.2008 N 126-ОЗ, в абсолютных объемах тоже выросли и составили 110,8 млн. рублей, 179,8 млн. рублей и 233,8 млн. рублей соответственно. Однако в сравнении с объемами, предусмотренными программой, финансирование за счет средств областного бюджета ежегодно планировалось со снижением и составило соответственно 100, 92,3 и 47,3% от программы.
    Фактический объем финансирования программы за счет всех источников сложился по годам:
    - в 2007 году - 186,8 млн. рублей (67,4% от предусмотренного программой), в том числе федеральный бюджет - 51 млн. рублей (40%), областной - 104,1 млн. рублей (94%), местный - 3,5 млн. рублей, внебюджетные средства <1> - 28,2 млн. рублей (73%);

    --------------------------------
    <1> Внебюджетные средства: средства Фонда социального страхования, средства работодателей, собственные средства медицинских учреждений Воронежской области.


    - в 2008 году - 258,5 млн. рублей (77,7%), в том числе федеральный бюджет - 97,0 млн. рублей (96,7%), областной - 127,6 млн. рублей (65%), местный - 9,6 млн. рублей, внебюджетные средства - 24,3 млн. рублей (64% от предусмотренного программой).
    В то же время в отчете ГУЭР о реализации областных целевых программ за 2008 год (исх. от 16.03.2009 N 02-12-0327) общее финансирование программы отражено в сумме 272,9 млн. рублей (82% программы) вместо 258,5 млн. рублей (77,7%), поскольку оно включает поступившие, а не фактически израсходованные средства федерального бюджета.
    Так, в 2008 году на реализацию программы в область поступили средства федерального бюджета в сумме 111,4 млн. рублей (111,1% плана), однако использовано только 97 млн. рублей, а 14,4 млн. рублей числятся на остатке в Федеральном казначействе.
    Данные о финансировании в сравнении с объемами, предусмотренными программой и областным бюджетом, приведены в приложении к отчету.
    Обращает на себя внимание тот факт, что из девяти подпрограмм семь не профинансированы федеральными средствами при плане 35 млн. рублей. Такая ситуация сложилась в связи с необходимостью увеличить средства на подпрограмму "Вакцинопрофилактика" почти на 50 млн. рублей. В результате на реализацию остальных подпрограмм федеральных средств не хватило.
    На 2009 год областным бюджетом на реализацию программы запланировано 233,8 млн. рублей - 47,2% от предусмотренного программой по этому источнику финансирования. В I квартале 2009 года на реализацию программы направлено 18,2 млн. рублей (2,1% программы), в том числе средства областного бюджета в сумме 11,8 млн. рублей (2,4% программы и 5% годовых бюджетных назначений). Профинансированы подпрограммы: "Вакцинопрофилактика" (6,6 млн. рублей за счет всех источников финансирования), "Неотложные меры по борьбе с туберкулезом" (средствами областного бюджета погашена кредиторская задолженность 9,6 млн. рублей) и "Сахарный диабет" (за счет средств ФСС проведено санаторное лечение больных на сумму 2 млн. рублей). Остальные 6 подпрограмм не финансировались.
    Анализ реализации программных мероприятий и целевых показателей по подпрограммам
    "Развитие психиатрической помощи"
    Подпрограмма профинансирована в 2007 году на 81,3% от предусмотренного объема, в 2008 году - на 80,4% в сумме 5,8 млн. рублей и 7,2 млн. рублей соответственно. Подпрограмма включает два мероприятия.
    На реализацию мероприятия "Улучшение качества жизни и предупреждение инвалидизации лиц с психическими расстройствами" в 2007 - 2008 годах направлены средства областного бюджета в сумме 7,5 млн. рублей (67% и 70% от запланированной суммы) - приобретены медикаменты нового поколения.
    По мероприятию "Оснащение оборудованием, транспортными средствами и оргтехникой психиатрических учреждений Воронежской области" приобретено медицинское оборудование, в том числе рентгенодиагностический комплекс на общую сумму 5,5 млн. рублей (105,8% плана).
    В I квартале 2009 года подпрограмма не финансировалась.
    Целевые показатели программы свидетельствуют как об улучшении психиатрической помощи, так и об ухудшении ситуации в области психического здоровья граждан:
    - доля пациентов, охваченных бригадными формами оказания психиатрической помощи, в общем числе наблюдаемых пациентов - 16,2% в 2007 году (162% плана), в 2008 году - 19% (100% плана);
    - средняя продолжительность лечения больного в психиатрическом стационаре ниже плана - 42,1 дня (97,2% плана) и 44,9 дня (95,8%), следовательно, бюджетные средства экономятся на данном этапе лечения.
    В то же время показатель "доля повторных в течение года госпитализаций в психиатрический стационар" в 2008 году не достигнут и составил 17,7% (107% плана), тогда как в 2007 году он составлял 19,1% (95,5% плана).
    Показатель "доля пациентов, нуждающихся в стационарной психиатрической помощи, в общем числе наблюдаемых пациентов" превысил план и составил соответственно 15,9% (101,3% плана) и 14,7% (105%).
    "Неотложные меры борьбы с туберкулезом"
    Основной целью подпрограммы является стабилизация эпидемической ситуации по туберкулезу в Воронежской области.
    В 2007 году подпрограмма профинансирована на 65,9% от предусмотренного объема в сумме 16,3 млн. рублей, из них 11,6 млн. рублей - федеральные средства (58% плана) и 4,7 млн. рублей - областные (100% плана).
    В 2008 году на реализацию программы направлялись только средства областного бюджета в сумме 7,8 млн. рублей (всего 31,7% плана и 18,5% от предусмотренного программой). Средства федерального бюджета при плане 17,6 млн. рублей в область не поступали, несмотря на то, что заявка на приобретение медикаментов областью подана в установленном порядке - в начале 2008 года.
    Подпрограммой предусматривается реализация 6 мероприятий. В 2007 - 2008 годах исполнялось четыре, реализация двух мероприятий "Реконструкция противотуберкулезных учреждений Воронежской области" и "Приобретение жилья для больных туберкулезом" запланирована с 2009 года.
    Мероприятием "Строительство Россошанского противотуберкулезного диспансера" в 2008 году предусматривалась подготовка к строительству на общую сумму 6,5 млн. рублей, финансирование составило только 8% плана (537,5 тыс. рублей). Счета на сумму 6 млн. рублей за выполнение проектно-сметной документации (далее - ПСД) в конце года были отклонены ГФУ, кредиторская задолженность погашена в 2009 году. В 2009 году реализация мероприятия не предусмотрена, продолжение намечено на 2010 год (100 млн. рублей).
    В рамках данной подпрограммы также ведется строительство туберкулезного санатория "Хреновое" <2>. В 2007 году принято решение о строительстве автоматизированной блочной котельной (АБК-9,0). Средства на подготовку ПСД были выделены по ОЦП "Развитие здравоохранения Воронежской области..." в сумме 500,0 тыс. рублей, освоено 150 тыс. рублей.

    --------------------------------
    <2> Согласно проектно-сметной документации, утвержденной постановлением администрации Воронежской области от 30.06.1998 N 617, в состав комплекса входят: административно-лечебный корпус, 5 спальных корпусов, столовая, комплекс хозяйственно-вспомогательных зданий, в том числе новая котельная. В 2003 году сдан в эксплуатацию спальный корпус на 54 места, а в 2006 году - столовая на 150 мест. С 2004 года заказчиком-застройщиком строительства санатория является КП ВО "Единая дирекция строительства и газификации".


    В 2008 году на разработку ПСД и на строительство котельной областным бюджетом были предусмотрены средства в сумме 6,9 млн. рублей. Проектно-изыскательские работы по госконтракту на сумму 1,6 млн. рублей подрядчик (ООО "Теплогаз") выполнил только 29.07.2008 - спустя 5 месяцев после срока, определенного контрактом (29 февраля 2008 года). На сумму неустойки 118,4 тыс. рублей акты выполненных работ дирекцией не оплачены - на начало 2009 года сложилась кредиторская задолженность в той же сумме.
    Строительство котельной начато в августе, объем работ произведен подрядчиком (ЗАО "МПМК-78") своевременно и полностью: заложены фундаменты под котельную и дымовые трубы, проложены сети газопровода и наружная теплотрасса, начата прокладка подземной теплотрассы. Однако оплачено подрядчикам только 5,6 млн. рублей, поэтому кредиторская задолженность на начало 2009 года составила 1,3 млн. рублей.
    Следует отметить, что в 2009 году областным бюджетом предусмотрено 1,3 млн. рублей - только на погашение кредиторской задолженности, в то время как подпрограммой утверждено 10 млн. рублей по средствам областного бюджета и 20 млн. рублей - федерального. Таким образом, строительство котельной фактически заморожено на этапе закладки фундамента.
    В рамках мероприятия "Обеспечение оборудованием и автотранспортом противотуберкулезной службы Воронежской области" для ГУЗ ВОКПД им. Н.С. Похвисневой приобреталось медицинское оборудование, в т.ч. в 2007 году - рентгеновский диагностический комплекс КРД - "ОКО" (2,4 млн. рублей - федеральные средства). Полученное в 2008 году медоборудование на общую сумму 9,8 млн. рублей оплачено лишь частично, причем за счет текущего содержания учреждения (170,7 тыс. рублей), а счета на остальную сумму - 9,63 млн. рублей - отклонены ГФУ. Встречной проверкой установлено, что все оборудование введено в эксплуатацию, кредиторская задолженность погашена в I квартале 2009 года.
    По мероприятию "Обеспечение спецпрепаратами для лечения больных туберкулезом" приобретены противотуберкулезные препараты для десяти противотуберкулезных диспансеров в районах области, для ГУЗ ВОКПБ (Орловка) и ГУЗ ВОКПД им. Н.С. Похвисневой на общую сумму 12,2 млн. рублей.
    Стоит отметить, что в условиях недостаточного финансирования (по отношению к утвержденному) целевые показатели по заболеваемости и смертности от туберкулеза по итогам реализации подпрограммы выполнены.
    "Артериальная гипертония"
    Основная цель подпрограммы - уменьшение числа заболеваний, а также снижение уровня инвалидности и смертности от осложнений, обусловленных артериальной гипертонией. Финансирование в 2007 году превысило на 10% утвержденное подпрограммой и составило 1,52 млн. рублей, из них 1,1 млн. рублей - средства областного бюджета. В 2008 году на подпрограмму направлены только средства областного бюджета - 1,2 млн. рублей (100% плана и 78% программы).
    Необходимо отметить, что невыполнение запланированных объемов финансирования, и без того скудных, отрицательно сказывается на достижении целевых показателей по подпрограмме.
    Подпрограмма предусматривает реализацию 3 мероприятий.
    Основная доля средств областного бюджета в сумме 1,8 млн. рублей при плане двух лет 1,0 млн. рублей направлена на "Повышение эффективности раннего выявления, диагностики и лечения больных с артериальной гипертонией и другими сердечно-сосудистыми заболеваниями". Приобретены лекарственные препараты для ГУЗ ВОКБ N 1, Россошанской, Павловской, Борисоглебской, Лискинской ЦРБ, больниц скорой помощи г. Воронежа (N 1 и N 10), областной станции скорой медицинской помощи.
    Мероприятие "Укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь с заболеваниями сердечно-сосудистой системы" финансировалось только в 2007 году. За счет средств федерального бюджета поставлена система холтеровского мониторирования ЭКГ/АД стоимостью 0,4 млн. рублей для Борисоглебской и Лискинской ЦРБ, больницы скорой помощи N 10 г. Воронежа и диагностического центра. В 2008 году мероприятие не финансировалось при плане 0,5 млн. рублей в связи с использованием средств на приобретение медикаментов по предыдущему мероприятию, однако корректировка программы не производилась.
    Недофинансировано по той же причине и мероприятие "Разработка системы эпидемиологического мониторинга сердечно-сосудистых заболеваний в Воронежской области". В 2007 году Воронежским институтом высоких технологий для ВОКБ N 1 разработано программное обеспечение стоимостью 0,5 млн. рублей для создания системы мониторинга при утвержденных программой средствах. Однако в 2008 году при плане 0,6 млн. рублей средства областного бюджета для дальнейших разработок не выделялись.
    В I квартале 2009 года средства на подпрограмму не выделялись.
    Таким образом, явный недостаток средств, и предусмотренных, и фактически направленных на данную подпрограмму, повлек за собой невыполнение целевых показателей по итогам реализации подпрограммы. Следовательно, результаты двух лет ее реализации положительными считать нельзя, поскольку:
    - число больных артериальной гипертонией, состоящих под диспансерным наблюдением, составило в 2007 году - 116070 чел. при плане 79000 чел. (147%), в 2008 году - 83000 чел. при плане 80000 чел. (103,7%);
    - заболеваемость цереброваскулярной патологией (на 100 тыс. населения) в 2007 году составила 5796,4 случая, или 128,9% плана (4500 сл.). В 2008 году плановые значения снова не достигнуты - 5790 случаев на 100 тыс. населения, что превышает плановые значения на 990 случаев (20,6%);
    - смертность от болезней системы кровообращения (на 100 тыс. населения) превысила прогноз и составила в 2007 году 1085,6 случая при плане 1020 случаев. Плановые значения данного показателя в 2008 году также не достигнуты - смертность от болезней системы кровообращения составила 1194 случая на 100 тыс. населения (план - 1000 случаев).
    - смертность от ишемической болезни сердца (на 100 тыс. населения) в 2007 году - 705,5 случая при плановом значении 570 (123,8% плана). В 2008 году зарегистрировано 664 случая, прогнозируемые значения (560 случаев) превышены на 18,5%;
    - смертность от цереброваскулярной патологии (на 100 тыс. населения) - в 2008 году отмечено 330 случаев (100% плана), в 2007 году значение не представлено.
    "Инфекции, передаваемые половым путем"
    Основной целью подпрограммы является стабилизация эпидемиологической ситуации по этим инфекциям.
    В 2007 году сумма финансирования составила 2,5 млн. рублей (98,5% от запланированного программой), в 2008 году - 1,5 млн. рублей, или 71,3% от запланированного программой, - средства областного бюджета, выделенные в полном объеме. Средства федерального бюджета, предусмотренные в сумме 0,6 млн. рублей, не поступали.
    В I квартале 2009 года подпрограмма не финансировалась.
    Подпрограмма включает 2 мероприятия.
    На реализацию мероприятия "Развитие материально-технической базы ГУЗ "Воронежский областной клинический кожно-венерологический диспансер" и государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, оказывающих в соответствии с действующим законодательством дерматовенерологическую специализированную медицинскую помощь на территории Воронежской области" в 2007 - 2008 годах направлено 2,8 млн. рублей. Приобретено медицинское и компьютерное оборудование и две единицы автотранспорта для кожно-венерологического диспансера. Встречной проверкой установлено, что все полученное оборудование своевременно введено в эксплуатацию.
    На реализацию мероприятия "Диагностика, лечение и профилактика ИППП" средства федерального бюджета не поступали при плане по 0,6 млн. рублей ежегодно. Средства областного бюджета в сумме 0,8 млн. рублей направлены на приобретение медикаментов и реактивов для диагностики. Это дало возможность проведения скринингового обследования пациентов и своевременной диагностики заболеваний, передающихся половым путем. В связи с этим процент выявления инфекций увеличился по сравнению с 2007 годом на 1,5%.
    Целевые показатели подпрограммы за 2007 - 2008 годы по заболеваемости и доле специализированных медицинских учреждений выполнены.
    "Сахарный диабет"
    Основными целями подпрограммы является снижение заболеваемости сахарным диабетом, совершенствование мер профилактики его осложнений и увеличение средней продолжительности жизни больных сахарным диабетом.
    Фактическое финансирование подпрограммы в 2007 году составило 21,7 млн. рублей (68,5% от предусмотренного программой), в том числе федеральный бюджет - 4,6 млн. рублей, областной - 12,6 млн. рублей, средства Фонда социального страхования - 4,5 млн. рублей. В 2008 году подпрограмма профинансирована в сумме 22 млн. рублей (15,5 млн. рублей - областной бюджет, 6,5 - ФСС), что составляет только 64,1% от предусмотренного программой. Если по средствам областного бюджета план выполнен на 100,6%, то по средствам ФСС - лишь на 44,2% плана, а средства федерального бюджета, запланированные в сумме 4,2 млн. рублей, не поступали.
    Подпрограмма включает 3 мероприятия.
    На реализацию мероприятия "Профилактика сахарного диабета" в 2007 и 2008 годах средства областного бюджета направлены в плановом объеме - по 0,2 млн. рублей. В 30 муниципальных районах области в 15 ЛПУ работали 48 "школ сахарного диабета", за два года прошли обучение 12777 больных. На базе областного диабетологического центра ВОККДЦ проводились циклы для врачей и среднего медицинского персонала, проводились образовательные телепередачи.
    В I квартале 2009 года мероприятие не финансировалось.
    На реализацию мероприятия "Обеспечение сахароснижающими препаратами и средствами контроля диабета" в 2007 году средства направлены в плановом объеме: 17,1 млн. рублей (102,2% предусмотренного программой), в том числе федеральный бюджет - 4,6 млн. (100,7%), областной бюджет - 12,5 млн. рублей (97,2%).
    В 2008 году на приобретение инсулиновых препаратов и средств контроля сахарного диабета израсходовано 15,3 млн. рублей - 100,6% плана областного бюджета и 79% плана по мероприятию. Причина - отсутствие финансирования из федерального бюджета при плане 4,2 млн. рублей.
    При этом в 2008 году диагноз "сахарный диабет" поставлен 7820 пациентам, что на 2393 человека больше, чем в 2007 году.
    В Воронежской области по состоянию на 01.01.2009 насчитывалось 25469 человек региональных льготников и 13883 человека, отказавшихся от набора социальных услуг. И если сахароснижающими препаратами обеспечены все больные, то средствами самоконтроля - менее 19%. Для решения проблемы необходимо около 130 млн. рублей, в том числе по средствам самоконтроля для детей - свыше 6 млн. рублей. Приобретение же средств самоконтроля в рамках подпрограммы (5 млн. рублей в 2007 - 2008 годах) составило менее 5% потребности.
    В I квартале 2009 года в рамках мероприятия приобретены тест-полоски к глюкометру на сумму всего 17,9 тыс. рублей.
    На реализацию мероприятия "Организация комплекса социально-реабилитационных мероприятий" программой предусмотрены средства Фонда социального страхования в объеме 14,8 млн. рублей ежегодно. Однако в 2007 году финансирование реабилитации больных составило 30,2% от запланированного по мероприятию, в 2008 году - 44,2%.
    На базе санатория им. Горького в эндокринологическом отделении прошли реабилитацию 552 больных с впервые выявленными признаками сахарного диабета, в Павловском детском санатории "Мать и дитя" оздоровлено 18 детей, а в санаториях федерального и местного значения - 82 ребенка.
    В I квартале 2009 года прошли реабилитацию 88 больных на базе санатория им. Горького за счет средств ФСС - 1958,9 тыс. рублей.
    В результате реализации подпрограммы в 2007 - 2008 годах целевые показатели по доле осложнений при сахарном диабете и продолжительности жизни больных сахарным диабетом выполнены на 100%.
    "Вирусные гепатиты"
    Общий объем финансирования подпрограммы в 2007 году произведен в 1,9 раза больше, чем планировалось программой, в сумме 13,1 млн. рублей, в том числе областной бюджет - 5,2 млн. рублей (100% плана), федеральный бюджет - 7,9 млн. рублей (507% плана). В 2008 году подпрограмма профинансирована средствами областного бюджета в размере 7,7 млн. рублей, это 82,2% от предусмотренного программой. Из федерального бюджета средства при плане 1,7 млн. рублей не поступали.
    В I квартале 2009 года подпрограмма не финансировалась.
    Подпрограмма включает 3 мероприятия, в проверяемом периоде финансировались два, поскольку реализация мероприятия "Совершенствование методов профилактики вирусных гепатитов" намечена в 2011 году.
    Финансирование мероприятия "Совершенствование методов диагностики вирусных гепатитов" предусмотрено программой только за счет средств федерального бюджета по 1,6 млн. рублей в 2007 и 2008 годах.
    В 2007 году полученные средства в сумме 7,9 млн. рублей (в 5 раз больше плана по мероприятию) направлены на приобретение медицинского оборудования для областной инфекционной больницы и детской больницы N 2.
    В 2008 году мероприятие не финансировалось.
    В рамках мероприятия "Формирование системы адекватной противовирусной терапии вирусных гепатитов, передаваемых парентеральным путем", финансируемого за счет средств областного бюджета, ассигнования направлены в запланированном объеме: в 2007 году в сумме 5,2 млн. рублей, в 2008 году - 7,7 млн. рублей. Приобретены медикаменты, лечение получили 122 человека.
    В результате реализации подпрограммы целевые показатели, характеризующие ситуацию в области по заболеваемости острыми формами гепатитов, выполнены.
    Однако снизить уровень заболеваемости хроническими вирусными гепатитами В и С (на 100 тыс. населения) до плановых значений не удалось. Так, в 2007 году этот показатель составил 18,5 случая при плане 18, в 2008 году он также не достиг прогнозируемого уровня (16,8 случая) и составил 17,4 случая на 100 тысяч населения.
    "Онкология"
    Фактический объем финансирования подпрограммы в 2007 году составил 27,7 млн. рублей - средства областного бюджета (100% плана). В 2008 году на реализацию программы направлены средства областного бюджета в сумме 39,7 млн. рублей (65,6% от предусмотренного программой). Запланированные в сумме 8,9 млн. рублей средства федерального бюджета в 2008 году не выделялись.
    В I квартале 2009 года подпрограмма не финансировалась.
    Подпрограмма включает 5 мероприятий.
    "Строительство нового областного клинического онкологического диспансера". В 2007 году финансирование мероприятия подпрограммой не планировалось, на 2008 год - только средствами областного бюджета в сумме 30 млн. рублей, как и подпрограммой. В ноябре 2008 года по итогам конкурсных торгов ГУЗ заключен государственный контракт на выполнение проектно-изыскательских работ с ЗАО "Эктив Медикал Системс" на сумму 155 млн. рублей сроком до 01.03.2010.
    Проверкой установлено, что согласно графику производства работ подрядчиком выполнен эскизный проект, расходы произведены в сумме 10,2 млн. рублей (34% плана). Лимиты в сумме 19,8 млн. рублей не освоены.
    На реализацию мероприятия "Реконструкция зданий ГУЗ "Воронежский областной клинический онкологический диспансер" предусмотрены средства областного бюджета. В 2007 году направлено 10 млн. рублей (100% от запланированного по мероприятию), в 2008 году только 77% - 3,4 млн. рублей.
    Средства направлены на реконструкцию здания ГУЗ "Воронежский областной клинический онкологический диспансер". Разработан проект и проведена реконструкция системы автоматической пожарной сигнализации, систем тепловодоснабжения и сантехсистем, выполнены кровельные работы и капитальный ремонт ряда помещений стационара и поликлиники диспансера. Разработан проект и проведена реконструкция помещений для размещения нового дорогостоящего оборудования (томограф, симулятор). Ремонтные работы выполнены полностью, возникшая кредиторская задолженность в сумме 1 млн. рублей перед подрядчиками ООО "Регионремстрой" и ООО "Юго-востоксантехмонтаж" погашена в 2009 году.
    На реализацию мероприятия "Укрепление материально-технической базы ГУЗ "Воронежский областной клинический онкологический диспансер" в 2007 году направлены средства областного бюджета в сумме 3,4 млн. рублей, или 91,7% от запланированного по мероприятию, в 2008 году - 15 млн. рублей. Это - 100% средств областного бюджета и 75,5% программы.
    Средства, как и предусмотрено программой, направлены на оснащение современным медицинским оборудованием, инструментарием и оргтехникой подразделений диспансера: лабораторий, рентгеновского отделения, кабинета реабилитации, отделений реанимации и интенсивной терапии.
    Следует отметить, что в 2007 году средства в сумме 0,3 млн. рублей, предусмотренные программой по данному мероприятию, направлены на мероприятие "Повышение качества и эффективности медицинской помощи онкологическим больным" (ранее отмечалось Контрольно-счетной палатой), при этом изменения в программу внесены не были.
    На мероприятие "Повышение качества и эффективности медицинской помощи онкологическим больным" в 2007 году выделено 14,31 млн. рублей (102,2% от запланированного по мероприятию), в 2008 году - 10,97 млн. рублей - 100% плана областного бюджета и 73,2% от предусмотренного программой.
    Средства направлены на приобретение противоопухолевых лекарственных препаратов для ГУЗ "ВОКОД" и ГУЗ "ВОДКБ N 1". Реализация мероприятия позволила повысить качество лечения онкологических больных с применением современных высокотехнологичных противоопухолевых лекарственных препаратов. Повысилась доступность лекарственной помощи онкологическим больным в соответствии со стандартами лечения. Однако о недостаточности финансирования свидетельствует тот факт, что только 200 женщинам необходимо высокотехнологичное лечение стоимостью 107 млн. рублей, при этом по всем источникам финансирования в 2009 году онкодиспансеру планируется менее 80 млн. рублей.
    Финансирование мероприятия "Повышение квалификации кадров" в 2007 году не предусмотрено, в 2008 году - средствами областного бюджета в сумме 0,1 млн. рублей, выделенными в полном объеме. Это позволило обучить 2 врачей на базе Международной медицинской корпорации, 10 врачей ЦРБ и 8 средних медицинских работников - на базе онкодиспансера, на базе ВГМА повысили квалификацию 143 врача, проведены конференции по острым проблемам и высоким технологиям в сфере онкологии.
    В результате реализации подпрограммы в 2007 - 2008 годах целевые показатели, характеризующие смертность от онкозаболеваний, не превысили прогнозных значений.
    Показатель "Доля больных с визуальными локализациями злокачественных новообразований, выявленных на 1 - 2-й стадиях заболевания, в общем числе больных с визуальными локализациями опухоли, впервые взятых на учет" 2007 году составил 79,4% (116,9% плана), в 2008 году - 79,3% (111,4%) и характеризует как рост онкозаболеваний, так и улучшение диагностики.
    "ВИЧ-инфекция"
    Фактический объем финансирования подпрограммы составил в 2007 году 39,8 млн. рублей - 81,3% от предусмотренного подпрограммой, в том числе федеральный бюджет - 16,7 млн. рублей (100% плана), областной бюджет - 23,1 млн. рублей (77,5% плана).
    В 2008 году на реализацию подпрограммы направлено в 2008 году 41,4 млн. рублей, или 49,4% от предусмотренного программой, в т.ч. федеральный бюджет - 19,7 млн. рублей (53,7%), областной - 21,7 млн. рублей (45,9% программы и 67,2% уточненного плана).
    Однако, согласно отчету ГУЭР о реализации областных целевых программ за 2008 год и сведениям ГУЗ о выполнении мероприятий подпрограммы, подпрограмма профинансирована в сумме 55,8 млн. рублей, или на 66,5% от предусмотренного объема. Расхождение в данных объясняется недостоверным отражением в отчете средств федерального бюджета - вместо фактически направленных на реализацию мероприятия 19,7 млн. рублей отражены все поступившие в область целевые федеральные средства в сумме 34,1 млн. рублей, хотя более 40% из них (14,4 млн. рублей) не использованы даже на момент проверки и числятся на остатке в Федеральном казначействе, что свидетельствует о неэффективном их освоении.
    Подпрограмма включает два мероприятия.
    На реализацию первого мероприятия "Совершенствование лабораторной диагностики и лечения ВИЧ-инфекции/СПИД и СПИД-ассоциированных заболеваний" в 2007 году направлены средства областного бюджета в сумме 8,2 млн. рублей (77% от запланированного по мероприятию), в 2008 году - 6,0 млн. рублей (49,5%). Средства федерального бюджета, запланированные программой на 2007 - 2008 годы в сумме 5,1 млн. рублей, не выделялись.
    В рамках данного мероприятия приобретено лабораторное оборудование, спецавтомобиль ГАЗ 32-213, медикаменты для диагностики и контроля проводимого лечения.
    Следует отметить, что по данному мероприятию в 2008 году не освоены лимиты областного бюджета в сумме 6,1 млн. рублей - не оплачен поставленный в ноябре комплект оборудования для генотипирования на сумму 6,1 млн. рублей в связи с отклонением ГФУ счетов на оплату. Кредиторская задолженность погашена в 2009 году за счет лимитов текущего года.
    Второе мероприятие подпрограммы - "Строительство ГУЗ "Областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями", ГУЗ "Областная клиническая инфекционная больница".
    Строительство объекта в рамках областных целевых программ началось в 2006 году - дирекцией (госзаказчик) был заключен госконтракт N 12-к на сумму 99,9 млн. рублей с ООО "АТ-Стройсервис" (подрядчик). Данным контрактом предусмотрено завершение строительства пятиэтажного блока по адресу: просп. Патриотов, 29б <3> (1-я очередь). Срок окончания строительства определен контрактом 01.10.2009. В 2006 году функции госзаказчика исполняла дирекция, в 2007-м - ГУЭР, в 2008-м - ГУЗ, в 2009-м - департамент архитектуры и строительной политики.

    --------------------------------
    <3> В 1987 году начато строительство 3 пятиэтажных корпусов долечивания в составе МУЗ "Городская клиническая больница N 9 (скорой медицинской помощи)" за счет средств муниципального бюджета г. Воронежа. Распоряжением главы администрации Воронежской области от 19.07.2007 N 1390-р объект передан ГУЗ "Воронежский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" (центр СПИД). В 2005 году строительство продолжено подрядчиком ЗАО "Термит" за счет средств областного бюджета, предусмотренных в программе "Анти-ВИЧ/СПИД".


    Согласно графику производства работ (приложение к контракту), освоение средств подрядчиком планировалось в 2006 - 2009 годах в объемах 19,4 млн. рублей, 23 млн. рублей, 26 млн. рублей и 31,4 млн. рублей соответственно.
    В 2006 году из выделенных 15 млн. рублей освоено только 12,4 млн. рублей.
    В 2007 - 2008 годах и программой, и областным бюджетом на строительство объекта предусматривались средства, значительно превышающие объемы, которые требовались для оплаты работ по объекту.
    В 2007 году из 38,4 млн. рублей лимиты областного бюджета в сумме 6,7 млн. рублей освоены не были.
    В 2008 году на строительство объекта планировались средства в сумме 72,2 млн. рублей, в том числе 64,2 млн. рублей - на 1-ю очередь строительства и 8 млн. рублей - на 2-ю очередь (ПИР), из них 34,1 млн. рублей средства федерального бюджета, 38,1 млн. рублей - областного.
    Запланированные средства более чем в 2 раза превышали объемы, предусмотренные графиком производства работ по строительству 1-й очереди объекта (26 млн. рублей) и стоимость проектных работ по 2-й очереди (7,8 млн. рублей), что фактически и обусловило их неосвоение.
    Фактическое финансирование строительства объекта составило 35,4 млн. рублей, или 51,1% первоначального плана и программы, и 65,2% уточненного, в том числе 19,7 млн. рублей - федеральные средства, 15,7 млн. рублей - областные.
    Государственными заказчиками (ГУЭР и ГУЗ) и заказчиком-застройщиком (дирекция) с целью освоения бюджетных средств предпринимались меры по форсированию строительства объекта и сдаче 1-й очереди в 2008 году.
    Однако график работ в связи с несогласием подрядчика изменен не был, поскольку в соответствии со ст. 767 ГК РФ и п. 5 ст. 9 Федерального закона N 94-ФЗ в одностороннем порядке он не мог быть изменен заказчиком. И следовательно, срок сдачи 1-й очереди объекта остался прежним - 01.10.2009. Прежними остались и темпы строительства и соответственно освоения бюджетных средств.
    В результате несвоевременного освоения лимиты областного бюджета в декабре 2008 года уменьшены на 18 млн. рублей, но и уточненные лимиты (20,1 млн. рублей) не были освоены в полном объеме.
    Таким образом, на фоне недофинансирования всех остальных подпрограмм по данному мероприятию не освоены средства федерального бюджета в сумме 14,4 млн. рублей (числятся на остатке в Федеральном казначействе) и лимиты областного бюджета - 4,4 млн. рублей.
    Причина неосвоения бюджетных средств объясняется неоправданно низкими темпами строительства, низким качеством проектно-сметной документации, а также неэффективными действиями госзаказчика (ГУЗ) по приобретению оборудования.
    Так, по итогам трех лет строительства объекта не выполнены работы на сумму 6,65 млн. рублей, в то время как по состоянию на 01.01.2009 неотработанный аванс подрядчика составлял 14,7 млн. рублей.
    В нарушение п. 3.10 госконтракта, согласно которому авансовый платеж погашается в течение финансового года, а аванс, предоставленный в IV квартале текущего года, должен быть полностью погашен в I квартале следующего финансового года, подрядчик в I полугодии 2009 года освоил только 2,2 млн. рублей.
    На момент проверки дебиторская задолженность ООО "АТ-Стройсервис" практически не уменьшилась и составила 12,5 млн. рублей, что свидетельствует о крайне неэффективном освоении бюджетных средств при строительстве 1-й очереди объекта.
    Дирекцией в 2008 году в адрес подрядчика направлено 10 писем о нарушении условий госконтракта и недопустимо низких темпах и качестве строительных работ. Претензии, выставленные дирекцией за нарушение сроков выполнения работ и за пользование чужими денежными средствами на общую сумму 585,7 тыс. рублей, подрядчик не оплатил.
    Встречной проверкой Контрольно-счетной палаты подтверждено, что недостатки, указанные в письмах дирекции в адрес подрядчика, продолжают иметь место. Так, в день проверки (29.06.2009) на строящемся объекте, сдача которого определена госконтрактом через 3 месяца (01.10.2009), работало только 4 человека. Подтвердились также факты низкого качества выполненных работ и наличия многочисленных дефектов: недоделки, на которые указывает дирекция и ГУЗ, устраняются очень медленно.
    Также следует отметить, что объект не был введен в эксплуатацию в 2008 году также по причине низкого качества проектно-сметной документации, в которую вносились изменения и исправлялись ошибки по требованиям как заказчика (центр СПИД), так и подрядчика. В частности, в соответствии с правилами эксплуатации и требованиями безопасности автоклавы нельзя размещать в подвальном помещении, как это было ошибочно предусмотрено проектом (ООО "Воронежгражданпроект") в нарушение п. 2.2.12 Правил эксплуатации и требований безопасности при работе на паровых стерилизаторах ОМУ 42-21-35-91.
    Однако установить автоклавы и другое оборудование на 4 - 5-м этажах не позволяло отсутствие грузового лифта, приобретенного еще в 2006 году, но не смонтированного до момента проверки.
    На освоение средств повлияло и изменение ГУЗом порядка приобретения оборудования в рамках контракта N 12-к, когда полномочия по размещению заказа на оборудование заказчик не передал заказчику-застройщику, исполнявшему эти функции ранее, что привело к негативным последствиям.
    Так, в декабре 2008 года ГУЗ самостоятельно приобрело оборудование без привлечения дирекции и без учета фактической готовности объекта, без внесения изменений в госконтракт N 12-к в части корректировки расходов на оборудование.
    Получателем оборудования на сумму 18,7 млн. рублей, согласно госконтрактам, определен центр СПИД, в котором на момент проверки это оборудование числится на забалансовом учете. Однако ни оборудование, ни кредиторская задолженность дирекции от ГУЗ не передавались, в результате в стоимости объекта, формируемой дирекцией, на момент проверки эта сумма не отражена.
    Следует также отметить, что если кредиторская задолженность по средствам областного бюджета в сумме 13,9 млн. рублей в бюджетной отчетности ГУЗ отражена по состоянию на 01.01.2009, то задолженность в сумме 4,8 млн. рублей не нашла отражения нигде. Это повлекло за собой искажение бюджетной отчетности ГУЗ, а следовательно, и областного бюджета, за 2008 год.
    Срок действия контрактов на поставку оборудования истек 30.04.2009, однако на момент проверки оборудование все еще не оплачено при наличии неиспользованных федеральных средств. Не оплачено и оборудование, приобретенное за счет средств областного бюджета.
    Кроме того, неготовность объекта к сдаче в 2008 году и приобретение заказчиком (ГУЗ) оборудования без учета этого факта повлекли за собой невозможность ввода оборудования в эксплуатацию. Это снижает продолжительность гарантийного обслуживания оборудования - максимальный гарантийный срок производителей - 18 месяцев от даты изготовления оборудования (август - ноябрь 2008 года), что, в свою очередь, отразится на его дальнейшей эксплуатации.
    Необходимо отметить, что и проектные работы по 2-й очереди не выполнены (приостанавливались из-за изменения технического задания) - в 2008 году освоено только 3,9 млн. рублей из 8 млн. рублей.
    Тем временем центр СПИД располагается по трем адресам в помещениях общей площадью 420 кв. м (арендная плата за 2006 - 2008 годы превысила 5 млн. рублей), врачи центра работают по 4 специалиста в одном кабинете, что сказывается на качестве медицинских услуг. Поэтому затягивание строительства недопустимо, однако при сохранении существующей ситуации на стройке вызывает озабоченность сдача объекта даже в установленный срок - 01.10.2009.
    На основании вышеизложенного можно сделать вывод о неудовлетворительном выполнении данного программного мероприятия по планированию лимитов бюджетных обязательств, темпам и качеству строительства, приобретению оборудования без учета сроков выполнения работ по заключенному государственному контракту, что повлекло за собой неполное освоение, а также неэффективное использование выделенных средств федерального и областного бюджета в общей сумме 23,1 млн. рублей, из них 14,4 млн. рублей - целевые федеральные средства.
    В I квартале 2009 года подпрограмма не финансировалась.
    В результате реализации подпрограммы в 2007 - 2008 годах целевые показатели по количеству зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции и охват профилактическими мероприятиями ВИЧ-инфицированных беременных выполнены.
    "Вакцинопрофилактика"
    Фактический объем финансирования подпрограммы в 2007 году составил 58,4 млн. рублей (46,1% от предусмотренного программой). С учетом дополнительной иммунизации населения в рамках ПНП "Здоровье" (получены вакцины на сумму 63,3 млн. рублей) иммунизация населения области профинансирована на общую сумму 121,7 млн. рублей.
    В 2008 году объем финансирования подпрограммы составил 130 млн. рублей (160,5% от предусмотренного программой). Причина увеличения финансирования подпрограммы более чем в два раза связана с расширением перечня прививок по национальному календарю.
    Подпрограмма включает 4 мероприятия.
    На реализацию мероприятия "Обеспечение иммунизации в рамках национального календаря профилактических прививок и календаря прививок по эпидемическим показаниям" в 2007 году направлено 48,6 млн. рублей (42% от запланированного по мероприятию). В 2008 году расходы по данному мероприятию составили 117,3 млн. рублей (167% от запланированного по мероприятию).
    Средства федерального и областного бюджетов направлены на приобретение вакцин для иммунизации населения области по национальному календарю прививок, по дополнительной иммунизации и по эпидемическим показаниям (бешенство, грипп, клещевой энцефалит).
    За счет средств работодателей и средств муниципальных бюджетов закуплены вакцины против вирусных гепатитов A и B, кори, краснухи, сибирской язвы, гриппа и расходные материалы для проведения прививок.
    В I квартале 2009 года на иммунизацию работников санитарной службы, учащихся школ, преподавателей вузов и вакцинацию в рамках нацкалендаря направлены средства в сумме 6,5 млн. рублей за счет всех источников финансирования.
    На реализацию мероприятия "Обеспечение эффективной транспортировки, хранения и использования медицинских иммунобиологических препаратов для профилактических прививок" в 2007 году направлено 8,7 млн. рублей (94,3% от запланированного по мероприятию), в 2008 году - 11,0 млн. рублей (120% от запланированного по мероприятию).
    Оплачены услуги и приобретено оборудование по хранению и транспортировке вакцин (холодильники, термоконтейнеры, индикаторы контроля температурного режима).
    На реализацию мероприятия "Совершенствование диагностики инфекций, управляемых средствами иммунопрофилактики" в 2007 году направлено 0,25 млн. рублей (87,7% от запланированного по мероприятию), в 2008 году - 0,96 млн. рублей (150% от запланированного по мероприятию).
    Проведены исследования на напряженность иммунитета к инфекционным заболеваниям.
    На мероприятие "Совершенствование методов учета, контроля и информирования в Воронежской области иммунопрофилактики" в 2007 году направлено 0,8 млн. рублей (65,9% от запланированного по мероприятию), в 2008 году - 0,6 млн. рублей (58,9%).
    Приобретены компьютеры и программное обеспечение для ЛПУ, изданы буклеты и брошюры.
    В результате реализации подпрограммы в 2007 - 2008 годах целевые показатели по охвату населения прививками достигнуты, заболеваемость корью ниже прогноза, дифтерией и полиомиелитом - не зарегистрирована.
    Выводы:
    1.Финансирование ОЦП "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера на 2007 - 2011 годы" составило в 2007 году - 186,8 млн. рублей (67,4% от предусмотренного программой), в 2008 году - 258,5 млн. рублей (77,7%).
    2.В разрезе подпрограмм в 2007 году более чем на 80% профинансированы шесть из девяти подпрограмм, в 2008 году - только три, что свидетельствует о снижении уровня финансирования подпрограмм в сравнении с предусмотренным программой.
    Причиной послужило как недостаточное финансирование из областного бюджета (71% от запланированного бюджетом и 65,5% - программой), так и направление всех средств федерального бюджета, поступивших сверх предусмотренного программой объема, на реализацию только 2 подпрограмм - "ВИЧ-инфекция" и "Вакцинопрофилактика". В частности, в связи с расширением перечня профилактических прививок на последнюю направлено в 2,6 раза больше средств, чем предусматривалось.
    При этом в отчете ГУЗ недостоверно отражены средства федерального бюджета, использованные в 2008 году, что повлекло за собой искажение отчета ГУЭР о реализации областных целевых программ, когда все поступившие в область ассигнования (111,4 млн. рублей) отражены как израсходованные на реализацию программы, в то время как остаток неосвоенных средств составил 14,4 млн. рублей.
    3.Проверкой реализации программных мероприятий установлено неэффективное освоение средств федерального и областного бюджетов по подпрограмме "ВИЧ-инфекция".
    Мероприятие "Строительство ГУЗ "Областной центр профилактики и борьбе со СПИД..." выполнялось в 2008 году неудовлетворительно по планированию лимитов бюджетных обязательств, темпам и качеству строительства, приобретению оборудования без учета сроков выполнения работ по заключенному государственному контракту, что повлекло за собой искажение бюджетной отчетности, неполное освоение, а также неэффективное использование выделенных средств федерального и областного бюджета в общей сумме 23,1 млн. рублей, из них 14,4 млн. рублей - целевые федеральные средства.
    4.В целом итоги реализации программы положительные, целевые показатели достигнуты по 5 подпрограммам: "Неотложные меры по борьбе с туберкулезом", "Инфекции, передаваемые половым путем", "Сахарный диабет", "ВИЧ-инфекция" и "Вакцинопрофилактика".
    По подпрограммам "Развитие психиатрической помощи", "Вирусные гепатиты" и "Онкология" достигнута часть показателей. Такие показатели, как "Доля пациентов, нуждающихся в стационарной помощи", "Уровень заболеваемости хроническими вирусными гепатитами...", "Доля больных с визуальными локализациями злокачественных образований...", характеризуют не только возросший уровень диагностики, но и рост заболеваемости населения, повлиять на который только в ходе реализации данной программы весьма сложно.
    В то же время по подпрограмме "Артериальная гипертония" из пяти показателей достигнут только один - смертность от цереброваскулярной патологии. Остальные показатели заболеваемости и смертности превышают запланированные на 18 - 20%, что свидетельствует о несоответствии объемов финансирования подпрограммы утвержденным целевым показателям и требует корректировки программы.
    Предложения:
    1.Направить представление в департамент здравоохранения Воронежской области и в КП ВО "Единая дирекция капитального строительства и газификации".
    2.Направить информационное письмо в департамент экономического развития и департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области.
    3.Направить информацию первому заместителю председателя правительства Воронежской области и в Воронежскую областную Думу.
    Первый заместитель председателя
    Контрольно-счетной палаты
    Воронежской области
    Е.С.ЛИТВИНЧУК
    Начальник отдела контроля
    расходов на социально-культурную
    сферу, науку и СМИ
    Л.Н.ШИЛЬНИКОВА