Воронежская область
Отчет от 27 октября 2011 года

Отчет о результатах комплексной проверки исполнения бюджета Богучарского муниципального района Воронежской области за 2010 год и I полугодие 2011 года

Принят
Контрольно-счетной палатой Воронежской обл.
27 октября 2011 года
    Основание для проведения контрольного мероприятия: п. 61 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2011 год, удостоверение на право проведения контрольного мероприятия от 07.09.2011 N 72.
    Цель контрольного мероприятия: оценка социально-экономической ситуации в муниципальном районе; анализ организации бюджетного процесса в районе, анализ исполнения бюджета муниципального района; анализ эффективности использования муниципальной собственности и земельных ресурсов; проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств на муниципальное управление, здравоохранение, образование, культуру, жилищно-коммунальное хозяйство и др. расходы; анализ мероприятий, проводимых органами местного самоуправления по собираемости местных налогов, мобилизации налогооблагаемой базы и оптимизации расходной части бюджета; формирование предложений по укреплению и увеличению доходной части бюджета, приобретению бюджетом большей самостоятельности для обеспечения расходных полномочий с улучшением качества предоставляемых услуг населению.
    Перечень проверенных объектов и оформленных актов:
    1.Финансовый отдел администрации Богучарского муниципального района - акт N 61/1-2011 (по бюджету).
    2.Отдел по управлению муниципальным имуществом Богучарского муниципального района - акт N 61/2-2011 (по имуществу).
    3.Отдел по управлению муниципальным имуществом Богучарского муниципального района - акт N 61/3-2011 (по земельным ресурсам).
    4.МУЗ "Богучарская центральная районная больница" - акт N 61/4-2011 (по здравоохранению).
    5.Отдел по образованию администрации Богучарского муниципального района - акт N 61/5-2011 (по образованию).
    6.Отдел по культуре и работе с молодежью администрации Богучарского муниципального района - акт N 61/6-2011 (по культуре).
    7.Администрация Богучарского муниципального района - акт N 61/7-2011 (по ЖКХ).
    8.Муниципальное унитарное предприятие "Богучарский коммунальный сервис" - акт N 61/8-2011.
    9.Администрация Богучарского муниципального района - акт N 61/9-2011 (сводный).
    Срок проведения контрольного мероприятия: с 12 сентября 2011 года по 7 октября 2011 года.
    Вопросы контрольного мероприятия:
    1.Оценка социально-экономического положения муниципального района, его инвестиционной деятельности, перспектив развития территории.
    2.Организация и исполнение бюджетного процесса в муниципальном районе, его соответствие действующему законодательству.
    3.Анализ исполнения доходной части районного бюджета.
    4.Анализ и оценка эффективности исполнения расходной части бюджета. Оценка размера дефицита местного бюджета, его соответствия нормам БК РФ. Анализ источников финансирования дефицита бюджета. Оценка долговой политики, проводимой в районе. Объем, структура и динамика муниципального долга.
    5.Изучение структуры консолидированного бюджета муниципального района (доля районного бюджета, городского и сельских поселений). Оценка обеспеченности бюджетов поселений собственными доходами для исполнения расходных полномочий, в том числе по выплате заработной платы и начислений на нее.
    6.Анализ эффективности управления муниципальной собственностью.
    7.Анализ эффективности управления земельными ресурсами района.
    8.Проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
    9.Проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств, выделенных из местного бюджета учреждениям образования и культуры.
    10.Проверка финансово-хозяйственной деятельности МУЗ "Центральная районная больница".
    11.Анализ и оценка деятельности органов местного самоуправления по расширению налогооблагаемой базы, увеличению поступлений в доход бюджета, мобилизации доходов, а также повышению эффективности бюджетных расходов для улучшения качества предоставляемых услуг и динамичного социально-экономического развития муниципального района.
    Результаты контрольного мероприятия:
    1.Социально-экономическое положение муниципального района, инвестиционная деятельность и перспективы развития территории
    Территория Богучарского муниципального района составляет 2,2 тыс. кв. км (4,2% территории области), численность населения (на 01.01.2011) - 38,2 тыс. человек (1,6% населения области). В структуру района входят 14 поселений, в том числе 1 городское и 13 сельских.
    В соответствии с комплексной оценкой социально-экономического развития муниципальных образований области за 2010 год <1> Богучарский муниципальный район по уровню развития занимает 14-е место из 34 и относится к группе районов и городских округов со средним уровнем социально-экономического развития <2>.

    --------------------------------
    <1> Приказ Департамента экономического развития Воронежской области от 28.06.2011 N 62-О "Об оценке уровня социально-экономического развития муниципальных образований...".


    <2> Муниципальные районы (городские округа) области распределяются по следующим группам социально-экономического развития: "относительно высокий", "средний", "низкий", "крайне низкий".
    По итогам 2010 года некоторые региональные показатели эффективности развития по району оказались ниже, чем в среднем по области. Ниже 20-го из 34 мест район занимает по показателям, характеризующим совокупный объем отгруженных товаров, инвестиции, среднемесячные денежные доходы населения.
    Так, совокупный объем отгруженных товаров собственного производства предприятий и организаций промышленности и сельского хозяйства на душу населения составил 42,489 тыс. рублей при среднем по области - 95,264 тыс. рублей (по данному показателю район находится на 28-м из 34 мест). Наибольший объем товаров отгружен следующими промышленными предприятиями района: ООО "Богучарский ЗРМ" (производство растительного масла) - 40,5% объема отгруженных товаров промышленных предприятий (278,6 млн. рублей); ООО "Строительные материалы - "Тихий Дон" (производство щебня и песчано-гравийных смесей) - 18,5% (127,2 млн. рублей); ЗАО "Тихий Дон" (добыча строительного камня) - 17,6% (121,6 млн. рублей), ОАО "Богучармолоко" (производство животного масла, сыров, творога) - 12,5% (86,6 млн. рублей), другими предприятиями - 10,9%.
    Выручка от реализации продукции и услуг в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий в сельскохозяйственных организациях сложилась в сумме 4754,0 рубля, средний показатель по области составил 9114,8 рубля (район занял 28-е из 34 мест). Следует отметить, что в связи с неблагоприятными погодными условиями данный показатель по сравнению с 2009 годом снизился как по Богучарскому району (на 11,4%), так и в среднем по области (на 7,4%).
    Инвестиции на душу населения составили 13335,0 рубля при среднеобластном значении 65629,7 рубля. По данному показателю Богучарский район в 2010 году занял только 26-е из 34 мест. Общий объем инвестиций за счет всех источников составил 508,9 млн. рублей, из них на развитие сельского хозяйства направлено 228,6 млн. рублей (приобретение оборудования ООО "Томат", строительство коровника ООО "Тихий Дон"), добывающей промышленности - 47,0 млн. рублей (приобретение оборудования ЗАО "Тихий Дон" и ООО "Строительные материалы - "Тихий Дон"), объектов придорожного сервиса - 79,3 млн. рублей (автозаправочных станций, гостиничного комплекса) и др.
    Соотношение среднедушевых среднемесячных денежных доходов населения района и среднегодовой областной величины прожиточного минимума в 2010 году составило 128,1% (21-е из 34 мест). В абсолютном выражении среднемесячные денежные доходы на душу населения составили 6730 рублей, что выше уровня 2009 года на 15%. Безработица сложилась на уровне 2,6%, что на 0,3 процентного пункта ниже, чем в 2009 году.
    Следует отметить, что с 2000 года в районе наблюдается убыль населения. За 2010 год численность населения сократилась на 325 человек (в том числе миграционная убыль - 268 человек).
    В то же время в районе сложилась более благоприятная ситуация, чем в среднем по области, по показателям, характеризующим развитие малого предпринимательства и розничного товарооборота.
    Количество субъектов малого предпринимательства (с учетом индивидуальных предпринимателей и крестьянско-фермерских хозяйств) на 10 тыс. человек населения в 2010 году составило 377 единиц при среднеобластном значении - 275 (район занял 3-е место из 34). За 2010 год число субъектов возросло на 60 единиц и достигло 1429.
    Розничный товарооборот в расчете на 1 жителя сложился в сумме 44677,2 рубля, среднее значение по области - 38447,6 рубля. По данному показателю район в 2010 году находился на 6-м из 34 мест. С начала 2010 года оборот розничной торговли через все каналы реализации составил 1,7 млрд. рублей, или 108% в сопоставимых ценах к уровню 2009 года. Всего на территории района насчитывается 366 объектов розничной торговли, в 2010 году открыто 17 новых магазинов.
    С целью совершенствования работы органов местного самоуправления по развитию муниципального образования в районе разработана и утверждена (решением Совета народных депутатов от 06.07.2011 N 291) Стратегия социально-экономического развития Богучарского района на период до 2020 года. Несмотря на то, что стратегия утверждена в июле 2011 года, до настоящего времени не утвержден план действий администрации по реализации стратегии (раздел 3.3.4 Стратегии), не создан Координационный совет по реализации основных стратегических направлений развития (раздел 3.3.1 стратегии). Это не позволяет приступить к практической реализации стратегического плана развития.
    2.Основные параметры и структура консолидированного бюджета Богучарского муниципального района
    Основные параметры исполнения консолидированного бюджета в 2010-м - I полугодии 2011 года приведены в следующей таблице:
  1. Показатель 2010 год I полугодие 2011 года
    Сумма (тыс. рублей) Изменение к 2009 году (%) Сумма (тыс. рублей) Темпы к I полугодию 2010 года (%)
    1 2 3 4 5
    Доходы всего, в т.ч.: 393 904,6 95,6 236 401,6 108,4
    - налоговые и неналоговые 157 606,6 101,0 96 707,5 131,2
    - безвозмездные перечисления 236 298,0 92,3 139 694,1 96,7
    Расходы 402 370,2 98,4 216 631,0 101,6
    Дефицит (-) / профицит (+) -8 465,6 - +19 770,5 -
  2. Диаграмма 1. Структура налоговых и неналоговых доходов
    консолидированного бюджета по уровням бюджетов
    Диаграмма не приводится.
    Уровень социально-экономического развития района отражается на объеме его налоговых и неналоговых доходов. В 2010 году в расчете на душу населения они составили 4104 рубля, при средних по области - 7702,0 рубля. По данному показателю район находится на 23-м месте из 34.
    Структура налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета в разрезе уровней бюджетов в 2010 году представлена следующим образом: районный бюджет - 73%, бюджет городского поселения - город Богучар - 12%, бюджеты 13 сельских поселений - 15% (диаграмма 1). В 2011 году данная структура не претерпела значительных изменений.
    3.Исполнение районного бюджета
    3.1.Исполнение по доходам
    Налоговые доходы поступили в 2010 году в сумме 95611,0 тыс. рублей, что на 8,1% (на 7164,0 тыс. рублей) выше уровня 2009 года. Плановые назначения исполнены по всем видам налогов.
    Увеличение суммы налоговых доходов произошло в основном за счет роста поступлений по налогам на совокупный доход на 3441,2 тыс. рублей, или 24,0% (поступило 17783,1 тыс. рублей, увеличение произошло за счет повышения корректирующего коэффициента базовой доходности К2 и увеличения количества малых предприятий), транспортному налогу - на 6012,9 тыс. рублей, или 38,2% (поступило 21743,9 тыс. рублей, увеличение произошло за счет повышения ставок и роста количества транспортных средств), государственной пошлине - на 6363,8 тыс. рублей, или в 3 раза (поступило 9596,7 тыс. рублей, увеличение произошло за счет повышения размера пошлины и увеличения количества обращений).
    В то же время уменьшились поступления налога на прибыль и налога на доходы физических лиц.
    Так, сумма налога на прибыль по сравнению с предыдущим годом сократилась на 2493,8 тыс. рублей, или 64%, и составила 1657,8 тыс. рублей. Налог на доходы физических лиц снизился на 5554,2 тыс. рублей, или 11,6%, и поступил в объеме 42114,9 тыс. рублей. Основной причиной сокращения является завершение строительства магистрали М-4 "Дон".
    Неналоговые доходы поступили в сумме 27539,0 тыс. рублей, что выше уровня 2009 года на 9,3%, или на 2352,7 тыс. рублей. Плановые назначения по всем видам неналоговых доходов исполнены.
    Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, увеличились за счет увеличения количества заключенных договоров и увеличения арендной платы по рыночной оценке на 1789,6 тыс. рублей, или на 24,7% и составили 9045,5 тыс. рублей (из них арендная плата за земельные участки - 6416,8 тыс. рублей, аренда имущества - 2616,5 тыс. рублей).
    Региональный показатель эффективности развития района "Темп роста доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности (без учета доходов от реализации имущества)" (по консолидированному бюджету) перевыполнен на 15,4 процентного пункта и составил 123,4%. В среднем по всем муниципальным образованиям области данный показатель составил 99,3%.
    Следует отметить, что в нарушение ст. 9 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" администрация района сдавала в аренду часть невостребованных земельных долей, в 2010 году - 7633 га, а в I полугодии 2011 года - 7641 га, не прошедших кадастровый учет.
    Из-за отсутствия автоматизированной программы ведения реестра договоров аренды и учета начисления арендной платы начисление штрафных санкций за несвоевременную уплату платежей не проводится, что не соответствует нормам ст. 160.1 Бюджетного кодекса РФ и является одной из причин недопоступления доходов в муниципальный бюджет. Так, например, при задолженности МУП "Богучаркоммунсервис" - 1226,0 тыс. рублей пеня составляет 3170,4 тыс. рублей.
    В соответствии с реестром недвижимого имущества в муниципальной собственности находится квартира в г. Богучаре площадью 174,7 кв. м и жилой дом в с. Монастырщина площадью 106,7 кв. м, которое передано для служебного пользования медицинским работникам. В нарушение ст. 671 Гражданского кодекса РФ муниципальное имущество, переданное в служебное пользование, используется бесплатно, в договорах социального найма плата не предусмотрена.
    Администрация Богучарского муниципального района является учредителем четырех муниципальных предприятий: МУП "Богучаркоммунсервис" (банкрот), МУП "Богучарская типография" (ликвидировано в 2011 году), МУП "Архитектура и строительство" (прибыль за 2010 год составила 121,0 тыс. рублей) и МУП "Богучарские теплоэнергетические сети" (ликвидировано в 2011 году).
    Следует отметить, что показатели экономической эффективности деятельности предприятий, предусмотренные п. 12 ст. 20 Федерального закона N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", администрацией района в проверяемом периоде не утверждались.
    Доходы от оказания платных услуг поступили в сумме 5063,0 тыс. рублей, в том числе доходы от платных услуг, оказываемых учреждениями здравоохранения, - 2709,0 тыс. рублей, учреждениями образования - 1687,0 тыс. рублей, учреждениями культуры - 341,0 тыс. рублей, информационно-консультационным центром - 326,0 тыс. рублей.
    Общая сумма платных услуг по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 2,6%, или на 125,9 тыс. рублей. Вместе с тем доходы от оказания услуг учреждениями здравоохранения сократились на 531,0 тыс. рублей. Это произошло в связи с тем, что в нарушение ст. 32 и ст. 38 БК РФ средства, поступающие от оказания платных медицинских услуг в рамках добровольного медицинского страхования (1360,9 тыс. рублей), расходовались непосредственно с банковского счета и не отражались в доходах районного бюджета.
    В I полугодии 2011 года доходы районного бюджета поступили в сумме 215609,1 тыс. рублей, или 53,1% годовых плановых назначений. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года доходная часть бюджета увеличилась на 11,7% за счет исключения в 2011 году из состава налоговых и неналоговых доходов возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет.
    Недоимка по налоговым платежам в консолидированный бюджет района за проверяемый период (с 01.01.2010 по 01.07.2011) возросла на 8,9% (1358,9 тыс. рублей) и по состоянию на 01.07.2011 составила 16492,0 тыс. рублей, или 9% утвержденных на 2011 год налоговых и неналоговых доходов. В ее составе: недоимка по транспортному налогу - 9051,6 тыс. рублей, арендной плате за землю - 2881,0 тыс. рублей, земельному налогу - 1380,6 тыс. рублей, налогу на имущество физических лиц - 974,3 тыс. рублей, единому налогу на вмененный доход - 847,0 тыс. рублей, другим налогам - 1357,5 тыс. рублей.
    Основной причиной роста общей суммы недоимки является увеличение задолженности по транспортному налогу на 3832,1 тыс. рублей. По другим местным налогам задолженность сократилась: по земельном налогу - на 2040,9 тыс. рублей (в 2,5 раза), налогу на имущество физических лиц - на 956,6 тыс. рублей (в 2 раза). Рост недоимки по транспортному налогу объясняется повышением ставок и переносом сроков уплаты налога с марта на ноябрь.
    3.2.Исполнение расходной части
    Расходы за 2010 год составили 355992,0 тыс. рублей при уточненном плане 372603,0 тыс. рублей (95,5% плана) и увеличились по сравнению с предыдущим годом на 2961 тыс. рублей, или 0,83%. Неисполнение расходной части бюджета 2010 года произошло из-за неосвоения средств по ОЦП "Жилище", так как средства были получены в ноябре и участники программы не успели определиться с выбором жилья.
    Наибольший удельный вес в расходах районного бюджета - 79% в 2010 году составляет финансирование отраслей социальной сферы (образования, культуры, здравоохранения, физической культуры, социальной политики). Израсходовано на эти цели 295863,0 тыс. рублей, что выше уровня предыдущего года на 2%, или 9581,0 тыс. рублей. По разделу "Межбюджетные трансферты" направлено 5,5% общей суммы расходов, или 19466,0 тыс. рублей. В 2011 году структура расходов бюджета не претерпела значительных изменений и аналогична структуре 2010 года, то есть бюджет сохранил социальную направленность.
    Численность работников администрации Богучарского муниципального района в 2010 году и первом полугодии не изменилась и на 01.07.2011 составляет 77 штатных единиц, из них 46 единиц муниципальных служащих.
    Фактические расходы на оплату труда муниципальных служащих в органах местного самоуправления района за 2010 год не превысили норматив и составили 16086,0 тыс. рублей.
    В результате выборочной проверки исполнения распоряжений администрации Богучарского муниципального района выявлено, что в распоряжениях "О выделении денежных средств" отсутствует источник финансирования выделяемых средств. На практике ассигнования для исполнения распоряжений выделяются за счет их перераспределения по соответствующему главному распорядителю бюджетных средств. Таким образом, администрация района ущемляет полномочия ГРБС по обеспечению результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств (ст. 158 БК РФ).
    В нарушение ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, принципа подведомственности расходов бюджетов (ст. 38.1 БК РФ), а также ст. 65 и 136 БК РФ, в районе за счет средств местного бюджета содержатся штатные единицы ГУВД Воронежской области. За полтора года сумма незаконно использованных бюджетных средств составила 1637,9 тыс. рублей.
    В 20 образовательных и 2 учреждениях культуры ведение бухгалтерского учета осуществлялось отделом образования. При этом соглашения на передачу полномочий по ведению бухгалтерского учета, как это предусмотрено ст. 162 БК РФ, не оформлены.
    Необходимо отметить, что в нарушение ст. 131 Гражданского кодекса РФ, а также статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право оперативного управления на объекты недвижимости и земельные участки муниципальными учреждениями образования, культуры и здравоохранения не зарегистрировано.
    В ходе проверки сметы доходов и расходов дошкольных образовательных учреждений выявлен факт искажения отчетности. Так, на питание дошкольных образовательных учреждений в первом полугодии 2011 года излишне отнесено 301,8 тыс. рублей. Данные средства были израсходованы на приобретение продуктов питания четырех общеобразовательных учреждений: двух в г. Богучаре, а также в с. Дьяченково и с. Подколодновка.
    За восемь месяцев 2011 года сумма необоснованных расходов по содержанию 4 сторожей и 2 уборщиц для обслуживания спорткомплекса, не числящегося на балансе, составила 285,2 тыс. рублей.
    В ходе проверки установлено, что в нарушение п. 1.7 Положения об оплате труда в трудовые договора работников отдела по культуре не внесены все условия выплат компенсационного и стимулирующего характера.
    В результате проведенного расчета оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти в соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 13.08.2009 N 683 и Методикой формирования регионального показателя эффективности доля неэффективных расходов в общем объеме расходов на образование в 2010 году составила 26,6%, или 42156,3 тыс. рублей (причина: из 29 школ 13 - малокомплектные, фактическая наполняемость классов по селу - 6,5 ед. при плановой 14).
    Расходы МУЗ "Богучарская ЦРБ" в 2010 году произведены в объеме 117835,4 тыс. рублей (87% плана), или на 5,8% ниже уровня 2009 года, в том числе: за счет средств муниципального бюджета - на 12%, за счет средств ОМС - на 6%. Расходы ЦРБ за I полугодие 2011 года составили 65776,7 тыс. рублей (95% плана I полугодия).
    Наибольшую долю в бюджете учреждения составляют средства обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) (47,3% - в 2010 году и 44,7% - в I полугодии 2011 года). Плановые финансовые показатели по расходам средств ОМС учреждением не достигнуты ни в 2010 году, ни в I полугодии 2011 года, 74% и 92,6% соответственно. Столь низкий процент выполнения плановых финансовых показателей сложился из-за невыполнения объемных показателей, предусмотренных заданием ПГГ по амбулаторно-поликлинической помощи (2010 год - 75,4%, I полугодие 2011 года - 87% задания).
    В результате учреждением упущены доходы порядка 11000 тыс. рублей. Кроме этого, за несоблюдение стандартов лечения, дефекты в ведении документации и др. страховыми компаниями в адрес ЦРБ предъявлены штрафные санкции на общую сумму 3029,3 тыс. рублей. Возврат счетов за пролеченных больных без оплаты в связи с недействительностью страхового медицинского полиса пролеченного больного повлек за собой потерю в проверяемом периоде еще порядка 7000,0 тыс. рублей.
    Следствием дефицита средств ОМС стало нарушение учреждением рекомендованной тарифным соглашением структуры расходов в 2010 году. Так, по амбулаторно-поликлинической помощи на заработную плату с начислениями направлено 88,7% вместо 83%; в результате учреждением произведены расходы сверх рекомендуемого норматива в сумме 1448,1 тыс. рублей, что повлекло за собой недофинансирование расходов на медикаменты и мягкий инвентарь.
    Анализ эффективности реализации программы госгарантий показал следующее.
    Показатель доступности медицинской помощи в части предоставления амбулаторной помощи в 2010 году и I полугодии 2011 года учреждением не выполнен из-за отсутствия врачей (уролога, кардиолога, эндокринолога и инфекциониста, прием в поликлинике по данным специальностям не велся).
    Подушевое финансирование в рамках ПГГ составило в 2010 году 2608,81 рубля в год (79,4% утвержденного норматива - 3287,04 рубля), в том числе за счет бюджета - 1180,72 рубля (87,6%), за счет средств ОМС - 1428,09 рубля (73,7% утвержденного норматива).
    В целом на 1 жителя фактические расходы на медикаменты составили в 2010 году 263,2 рубля (58% плана) и ниже уровня 2009 года на 51%, то есть произошло резкое снижение уровня медикаментозного обеспечения жителей района.
    Норматив по питанию - 68,95 рубля, рассчитанный исходя из утвержденных Приказом МЗ РФ от 05.08.2003 N 330 норм и средних рыночных цен на продукты питания, выполнен в 2010 году только на 86%.
    Из 25 доведенных показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления Богучарского района в части здравоохранения (Указ Президента РФ от 28.04.2008 N 607) не выполнено 6 показателей. В частности, уровень среднемесячной номинальной начисленной заработной платы среднего медицинского персонала и прочего персонала, стоимость единицы объема оказанной медпомощи по стационару, число врачей на 10 тыс. населения, средняя продолжительность пребывания пациента на койке в круглосуточном стационаре - ниже норматива. Превышают норматив показатель смертности лиц трудоспособного возраста и детей до 18 лет.
    Необходимо отметить, что с января 2010 года учреждением оказываются на договорных основах услуги только по медицинскому освидетельствованию, периодические медицинские осмотры и стоматологические услуги. Все остальные платные услуги в ЦРБ переведены на добровольное медицинское страхование (ДМС). Таким образом, у посетителя поликлиники нет альтернативного выбора получения какой-либо услуги платно, кроме как по ДМС (даже при наличии полиса ОМС).
    Страховая компания оплачивает медицинскую помощь, оказанную учреждением по ценам, согласованным между страховой компанией и ЦРБ. Однако стоимость этих услуг ниже стоимости, рассчитанной по калькуляции по состоянию на 01.01.2011. Такая практика прежде всего снижает уровень доходов муниципального учреждения.
    В ходе проверки установлено, что в 2010 году и I полугодии 2011 года дополнительные выплаты заработной платы главному врачу осуществлялись за счет средств от платных услуг и средств, поступивших от ДМС. Данный факт противоречит положениям постановления администрации Воронежской области от 01.12.2008 N 1044, приказу управления труда Воронежской области от 10.12.2008 N 109/ОД "Об утверждении порядка исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя областного государственного учреждения" и постановлению администрации Богучарского района от 29.12.2009 N 725 (п. 6 и приложение 2). Таким образом, 143,7 тыс. рублей (начислено за 2010 год и I полугодие 2011 года) израсходованы с нарушением действующего законодательства. Необходимо проведение перерасчета.
    В результате нецелевого использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию ОЦП "Обеспечение жильем молодых семей (2006 - 2010 годы)", бюджет Богучарского муниципального района понес незапланированные расходы в 2010 году в сумме 562,6 тыс. рублей.
    В ходе контрольного мероприятия установлено, что допущены нарушения Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
    В части ст. 22 конкурсная документация на ремонт 4900 кв. м асфальтового покрытия по ул. 25 Октября в г. Богучаре не содержала технические характеристики работ. В нарушение ст. 743 Гражданского кодекса РФ в контракте от 25.12.2009 N 13 с ООО "УС-2 Интердорстрой" не определен состав технической документации и порядок ее представления.
    В части 3 статьи 42 муниципальным заказчиком МУЗ "Богучарская ЦРБ" произведены закупки путем запроса котировок картофеля позднеспелого для зимней заготовки на сумму более 500 тыс. рублей в течение квартала.
    В части 5 статьи 9 по муниципальному контракту от 27.08.2010 N 111 с ООО "Икодомос Инвест Проект" дважды заключались дополнительные соглашения на продление сроков исполнения контракта. В результате претензия по уплате неустойки ЦРБ не направлялась, учреждением потеряны доходы порядка 108 тыс. рублей.
    Также выявлены случаи неприменения штрафных санкций за нарушение сроков выполнения работ по муниципальным контрактам от 19.04.2010 N 05, от 19.04.2010 N 06, с ООО "ПГС-проект" по разработке ПСД блочно-модульных котельных в с. Шуриновка и с. Варваровка - 71 тыс. рублей, и от 14.01.2011 N 07 с ООО "Ремстройпроект-2", по разработке ПСД на строительство футбольного поля с искусственным покрытием - 22,2 тыс. рублей, по факту несвоевременной поставки комбинированной машины КО-829А стоимостью 1336,1 тыс. рублей неустойка составила 120,3 тыс. рублей.
    В части статьи 42 закупка произведена без запроса котировок, заключен договор купли-продажи транспортного средства от 04.04.2007 N 632. Администрацией района приобретен автомобиль HYUNDAI SANTA FE стоимостью 150,0 тыс. рублей у ОАО "Богучарское АТП". Оплата по договору купли-продажи администрацией Богучарского района не произведена. По истечении трех лет кредиторская задолженность списана.
    Таким образом, данный договор купли-продажи фактически является притворной сделкой, прикрывающей безвозмездное отношение сторон, что противоречит статье 170 Гражданского кодекса РФ и может содержать признаки коррупционности правонарушения.
    Следует отметить, что в нарушение ст. 72 Бюджетного кодекса РФ выявлены факты заключения договоров и муниципальных контрактов сверх установленных лимитов бюджетных обязательств. По благоустройству муниципальных объектов на сумму 836,3 тыс. рублей, по строительству футбольного поля с искусственным газоном (контракт от 29.07.2011 N 2) на 3956,7 тыс. рублей, по медикаментам и продуктам питания для МУЗ "Богучарская ЦРБ" в 2010 году на 2470 тыс. рублей, по разработке ПСД (теплотрасса, контракт от 27.08.2010 N 111) на 660,8 тыс. рублей, по строительству теплотрассы к сетям теплоснабжения котельной "Богучарская КЭЧ" (контракт от 05.07.2011 N 59) на 18959,5 тыс. рублей.
    Прямым результатом такой политики является образование просроченной кредиторской задолженности. Просроченная кредиторская задолженность бюджетных учреждений района на 01.07.2011 составила 27092,0 тыс. рублей, в том числе по оплате коммунальных услуг - 22382,0 тыс. рублей, из них перед МУП "Богучаркоммунсервис" - 16054,0 тыс. рублей и ФГКУ "Богучарская КЭЧ" - 6328,0 тыс. рублей.
    Несвоевременная оплата обязательств приводит к дополнительной нагрузке на бюджет района. Так, в августе 2011 года Арбитражным судом Воронежской области принято решение о взыскании задолженности в пользу ООО "Ремстройпроект" в сумме 1307,2 тыс. рублей, а также процентов за пользование чужими деньгами в сумме 117,7 тыс. рублей и судебных расходов при оплате госпошлины в сумме 27,2 тыс. рублей.
    Кроме того, в финансовом отделе администрации Богучарского муниципального района находятся исполнительные листы на взыскание с бюджетополучателей муниципального района (отдел по образованию, отдел по культуре и работе с молодежью, МОУ ДОД "Богучарская детская школа искусств", МУК "Богучарская межпоселенческая библиотечная система", отделу по аграрной политике и земельным отношениям) средств в пользу МУП "Богучаркоммунсервис" на общую сумму 6863,6 тыс. рублей.
    Следует учесть, что бюджетные ассигнования на исполнение судебных решений и погашение кредиторской задолженности в бюджете Богучарского муниципального района на 2011 год отсутствуют, то есть взыскание средств в принудительном порядке разбалансирует бюджет и потребует изыскания дополнительных средств для покрытия дефицита.
    В ходе проверки финансового состояния муниципального унитарного предприятия "Богучарский коммунальный сервис" (далее - Предприятие) выявлено следующее.
    В апреле 2005 года введена процедура наблюдения на Предприятии по инициативе основного кредитора - МИФНС России N 6 по Воронежской области. С октября 2007 года Предприятие признано банкротом и открыто конкурсное производство.
    Основной причиной признания Предприятия банкротом явился рост его кредиторской задолженности, которая на 01.07.2011 достигла 55,1 млн. рублей. Наибольшая часть кредиторской задолженности - 75%, или 41,4 млн. рублей, приходится на платежи в бюджет по налогам и внебюджетные фонды (федеральный бюджет - 37,0 млн. рублей, областной - 0,5 млн. рублей, местный - 1,0 млн. рублей, внебюджетные фонды - 2,9 млн. рублей).
    На рост кредиторской задолженности Предприятия повлияли следующие факторы:
    1) существенное увеличение дебиторской задолженности, которая по состоянию на 01.07.2011 составила 35,2 млн. рублей. В ее структуре 62%, или 21,7 млн. рублей, приходится на задолженность организаций, финансируемых из бюджета Богучарского района. Причина возникновения данной задолженности - в бюджете района в 2004 - 2007 годах не планировались в полном объеме ассигнования на оплату коммунальных услуг. В то же время из районного бюджета средства направлялись на проведение ремонтов, приобретение оборудования и автотранспортных средств, строительство и реконструкцию других муниципальных объектов;
    2) тарифы на услуги, устанавливаемые органами местного самоуправления до 2006 года, не соответствовали реальным затратам Предприятия. С 2006 года в связи с введением предельных индексов роста тарифов на федеральном уровне ситуация в районе не улучшилась. Экономически обоснованные тарифы, которые искусственно сдерживались, умножаются ежегодно на установленные индексы, что также не соответствует фактической себестоимости и приводит к убыточности оказываемых услуг и в целом Предприятия. За период работы Предприятия финансовый результат его деятельности убыточный.
    Следует отметить, что субсидии на покрытие убытков в местных бюджетах также не предусматривались.
    В период до 2007 года администрация Богучарского муниципального района сознательно увеличивала задолженность бюджета перед Предприятием и не принимала мер для ее погашения. В 2008 - 2011 годах в бюджете района предусматривались только текущие платежи, а на погашение кредиторской задолженности по оплате коммунальных услуг ассигнования не планировались.
    Таким образом, за период с 2005-го по 2011 год работу администрации Богучарского муниципального района по выводу Предприятия из состояния банкротства можно оценить как неудовлетворительную.
    Судебные разбирательства между основным кредитором Предприятия - МИФНС России N 6 по Воронежской области и арбитражными управляющими не позволили завершить конкурсное производство в установленные законом сроки. Конкурсным управляющим и налоговой службой в рамках Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" неоднократно поднимается вопрос о прекращении деятельности Предприятия. Дальнейшее затягивание процедуры конкурсного производства чревато социально-экономическими последствиями, так как МУП "Богучарский коммунальный сервис" является единственным предприятием, оказывающим коммунальные услуги на территории района.
    Также в ходе проверки установлено, что по результатам открытого аукциона от 12.08.2009 администрацией района заключен муниципальный контракт от 24.08.2009 N 10 с филиалом Воронежского управления газификации ООО "Центральное объединение по газификации" (победитель аукциона) на реконструкцию сетей водоснабжения в с. Луговое и с. Расковка Богучарского района общей стоимостью 18802,0 тыс. рублей со сроками выполнения работ до 01.12.2010. Следует отметить, что на аукцион было предъявлено 8 заявок, первоначальная цена контракта установлена в размере 28926,1 тыс. рублей.
    На момент проверки согласно актам КС-2 выполнено работ на общую сумму 14302,1 тыс. рублей, оплачено - 14078,1 тыс. рублей.
    Следует отметить, что муниципальным контрактом авансовые платежи и оплата частями контракта не предусматривались, то есть платежи проводились в нарушение условий контракта.
    В ходе проверки при выезде на объект установлено, что фактически отсутствуют оплаченные работы и оборудование.
    Согласно информации, представленной администрацией района, фактически выполнено работ на общую сумму 3931,0 тыс. рублей, оплачено, как указано выше, на общую сумму 14302,1 тыс. рублей.
    Следовательно, акты выполненных работ на сумму 10371,1 тыс. рублей подписаны администрацией как заказчиком и ФГУ "Воронежмелиоводхоз" как застройщиком без основания, в результате бюджетные средства перечислены за невыполненные работы.
    Выводы:
    В результате проверки установлено, что социально-экономическое развитие Богучарского муниципального района осуществлялось в соответствии с программой на 2007 - 2011 годы.
    В соответствии с комплексной оценкой социально-экономического развития муниципальных образований области за 2010 год Богучарский муниципальный район по уровню развития занял 14-е место из 34 районов и городских округов и относится к группе со "средним" уровнем развития.
    Анализ исполнения в 2010 году отдельных региональных показателей эффективности развития Богучарского муниципального района показал, что по 9 показателям (32%) из 28 их плановые значения районом не достигнуты. По одним показателям район занимает лидирующие позиции (3 - 5-е место среди 34), а по другим числится в "отстающих" (26 - 28-е место).
    Доля налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов бюджета (без учета безвозмездных поступлений, имеющих целевой характер) в 2010 году составила 70,1% (по муниципальным районам и городским округам области составила от 43,9% до 99,4%), район занимает 19-е место из 34. То есть район имеет средний уровень дотационности.
    Высокий уровень недоимки (на 01.07.2011 составила 9% утвержденных на 2011 год налоговых и неналоговых доходов, или 16492,0 тыс. рублей) должен стать одним из источников увеличения доходной части бюджета в рамках проводимых мероприятий по снижению уровня дотационности района.
    В ходе проверки выявлены нарушения и недостатки на общую сумму 93901,2 тыс. рублей, в том числе:
    - нарушения Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" - 854,0 тыс. рублей;
    - просроченная кредиторская задолженность учреждений бюджетной сферы - 27092,0 тыс. рублей;
    - заключение договоров и муниципальных контрактов сверх установленных лимитов бюджетных обязательств в нарушение ст. 72 БК РФ - 26883,3 тыс. рублей;
    - нарушение принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, установленного ст. 34 БК РФ, - 10656,3 тыс. рублей;
    - незаконное использование бюджетных средств - 1781,6 тыс. рублей;
    - нарушение принципа полноты отражения доходов, установленного ст. 32 БК РФ, - 2402,2 тыс. рублей;
    - неприменение штрафных санкций при нарушении условий муниципальных контрактов (сумма штрафов, которые могли бы поступить в районный бюджет, составляет 321,5 тыс. рублей);
    - потеря средств ОМС в результате неисполнения объемных показателей, предусмотренных заданием ПГГ, предъявление штрафных санкций, отсутствия оплаты счетов за пролеченных больных в связи с недействительностью страховых медицинских полисов - 21029,3 тыс. рублей;
    - задолженность по арендной плате за земельные участки - 2881,0 тыс. рублей.
    Одной из основных проблем при исполнении бюджета района является сложившаяся практика заключения контрактов без предусмотренных лимитов бюджетных обязательств. Это привело к образованию кредиторской задолженности бюджета и может явиться причиной его разбалансированности в случае погашения задолженности при принудительном взыскании по решениям суда.
    Кроме того, отмечена неудовлетворительная работа администрации Богучарского муниципального района по выводу МУП "Богучаркоммунсервис" из состояния банкротства.
    Таким образом, бюджетный процесс в районе организован в рамках действующего бюджетного законодательства, при этом в ходе исполнения бюджета допущен ряд нарушений. В связи с этим работу администрации в отдельных случаях нельзя признать эффективной.
    Предложения:
    В целях устранения выявленных в ходе проверки нарушений законодательства и недостатков при исполнении бюджета района в соответствии с регламентом Контрольно-счетной палаты направить представления главе администрации Богучарского муниципального района и главному врачу МУЗ "Богучарская ЦРБ".
    Начальник отдела по контролю
    доходов областного бюджета и
    расходов на межбюджетные трансферты
    С.И.МАКУШИН