Воронежская область
Отчет от 30 марта 2010 года

Отчет о результатах проверки эффективности и целевого использования бюджетных и внебюджетных средств государственным учреждением «Воронежский областной фонд социальной поддержки населения» в 2008 — 2009 годах

Принят
Контрольно-счетной палатой Воронежской обл.
30 марта 2010 года
    Основание для проведения проверки: Закон Воронежской области от 05.01.1996 N 39-з "О Контрольно-счетной палате Воронежской области", п. 13 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2010 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 14.01.2010 N 1.
    Цель проверки: оценка эффективности и контроль целевого использования бюджетных и внебюджетных средств. Анализ финансово-хозяйственной деятельности объекта проверки.
    Предмет проверки: государственные средства, направленные в 2008 - 2009 годах на социальную поддержку населения Воронежской области.
    Проверяемый период: 2008 - 2009 годы.
    Проверенный объект: ГУ "Воронежский областной фонд социальной поддержки населения".
    В ходе проверки установлено:
    Государственное учреждение "Воронежский областной фонд социальной поддержки населения" (далее по тексту - Фонд, учреждение) создано в соответствии с Указом Президента РФ от 26.12.1991 N 328 "О дополнительных мерах по социальной поддержке населения...", постановлением администрации Воронежской области от 03.02.1992 N 65 "О создании областного фонда социальной поддержки населения" и постановлением администрации Воронежской области от 17.07.2002 N 667 "О Воронежском областном фонде социальной поддержки населения".
    Учреждение является органом социальной защиты населения Воронежской области и находится в ведомственном подчинении департамента труда и социального развития <1> Воронежской области (далее по тексту - департамент социального развития).

    --------------------------------
    <1> В 2008 году - Главное управление социального развития, в I полугодии 2009 года - департамент здравоохранения и социального развития, со II полугодия 2009 года по настоящее время - департамент труда и социального развития.


    Основными целями деятельности Фонда являются оказание социальной поддержки отдельным категориям граждан Воронежской области (пенсионерам; инвалидам; лицам, имеющим на попечении иждивенцев; другим нетрудоспособным гражданам и гражданам, попавшим в чрезвычайную ситуацию, и т.д.) и аккумулирование средств, необходимых для социальной поддержки населения области.
    В соответствии с указанными целями Фонд в проверяемом периоде осуществлял оказание адресной социальной помощи, реализацию иных разовых мер социальной поддержки граждан в соответствии с наделенными полномочиями, а также выплаты вкладчикам, пострадавшим от деятельности недобросовестных финансовых компаний, по внебюджетной деятельности.
    На оказание адресной социальной помощи из областного бюджета через Фонд в 2008 году было направлено 66915,2 тыс. рублей с сокращением по отношению к уровню 2007 года на 4,3%. В 2009 году расходы Фонда на эти цели сократились еще существеннее и составили 47835,9 тыс. рублей, или 71,5% к уровню 2008 года и только 68,4% к 2007 году. Соответственно численность учреждения была сокращена в 2009 году с 8 до 7 штатных единиц.
    Адресная помощь нуждающимся жителям области предоставлялась в следующих видах.
    В денежном выражении государственная социальная помощь оказывалась гражданам в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и Законом Воронежской области от 24.03.2005 N 16-ОЗ "Об оказании государственной социальной помощи за счет средств областного бюджета".
    В 2008 году таким гражданам денежные выплаты были произведены на общую сумму 38182,7 тыс. рублей. Кроме того, неработающим пенсионерам оказана социальная помощь в виде единовременной субсидии на частичную компенсацию затрат в связи с газификацией частных домовладений <2> в объеме 17301,2 тыс. рублей.

    --------------------------------
    <2> В соответствии с постановлением администрации Воронежской области от 19.11.2007 N 1031 "О государственной социальной помощи на проведение работ по газификации частных домовладений неработающим пенсионерам Воронежской области за счет средств областного бюджета".


    В 2009 году выплаты на газификацию через Фонд не осуществлялись.
    Расходы на адресную помощь в денежном выражении составили 43173,3 тыс. рублей - с ростом к предшествующему году на 13,1%. Тем не менее данных ассигнований недостаточно, поскольку покупательская способность населения, особенно малоимущего, в условиях роста цен на продукты, товары первой необходимости и коммунальные услуги значительно уменьшилась. Соответственно качество социальной помощи также снизилось.
    На 2010 год бюджетные ассигнования на адресную социальную помощь в областном бюджете запланированы также в недостаточном объеме - дополнительно требуется более 50 млн. рублей, о чем Контрольно-счетной палатой отмечалось в заключении на законопроект бюджета на 2010 год. При этом необходимо отметить, что эти обязательства являются социально значимыми, и их невыполнение может привести к обострению социальной напряженности в регионе, что особенно актуально в настоящее время в связи с ростом числа нуждающихся в государственной поддержке из-за финансово-экономического кризиса.
    Оказание государственной социальной помощи в виде денежных выплат осуществляется следующим образом.
    В соответствии с Порядком оказания государственной социальной помощи, утвержденным приказом департамента социального развития, государственная социальная помощь малоимущим гражданам, обратившимся в департамент социального развития или областные учреждения социального обслуживания, предоставляется на основании необходимых для этого документов (заявление гражданина, справка о доходах, документы, подтверждающие трудную жизненную ситуацию, и другие предусмотренные документы), подготовку которых осуществляют комплексные центры социального обслуживания. При оказании государственной социальной помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, указанные документы рассматриваются еще и комиссией департамента социального развития по вопросам оказания государственной социальной помощи. При этом адресная социальная помощь оказывается не чаще одного раза в 6 месяцев в индивидуально установленном для каждого гражданина размере <3>, но не более 10-кратной величины прожиточного минимума на душу населения, установленного на данный период времени в целом по области. По всем решениям об оказании адресной помощи издается соответствующий приказ департамента социального развития.

    --------------------------------
    <3> В пределах 50% от разницы между суммой величины прожиточных минимумов социально-демографических групп населения и общим доходом членов малоимущей семьи, малоимущего одиноко проживающего гражданина, реабилитированного лица и лица, признанного пострадавшим от политических репрессий. Гражданам, попавшим в трудные жизненные ситуации, и гражданам, пострадавшим в результате стихийных бедствий или несчастного случая, - исходя из имеющихся денежных ресурсов с учетом их нуждаемости, документально подтверждаемых обстоятельств и независимо от их среднедушевого дохода.


    Непосредственно Фонд при оказании гражданам государственной социальной помощи осуществляет следующие технические функции:
    - подготовку и предоставление в департамент социального развития проектов приказов об оказании социальной помощи с соответствующими списками на ее перечисление;
    - прием от департамента социального развития надлежащим образом проверенных и завизированных документов для оказания адресной помощи;
    - оформление заявок на перечисление адресной социальной помощи ее получателям в банковские учреждения или на доставку по месту жительства с помощью ФГУП "Почта России";
    - бюджетный учет и предоставление в департамент социального развития бюджетной отчетности по оказанной государственной социальной помощи.
    В соответствии с указанным порядком адресная социальная помощь в виде денежных выплат оказана гражданам в 2008 году на общую сумму 31118,6 тыс. рублей, в 2009 году - 42289,9 тыс. рублей.
    Помимо этого в 2008 году адресная социальная помощь оказывалась также и тем гражданам, которые обратились за ней не в соответствующие учреждения социального обслуживания, а к депутатам Воронежской областной Думы. В соответствии с этими обращениями направлены письма в адрес департамента социального развития с просьбой оказать обратившимся к депутатам гражданам адресную социальную помощь с указанием сумм этой помощи (не превышали установленную предельную величину выплат по адресной социальной помощи). В дальнейшем все процедуры по оказанию этим гражданам адресной социальной помощи осуществлялись согласно вышеописанному порядку. Всего в 2008 году таким способом адресная социальная помощь оказана на сумму 7064,1 тыс. рублей.
    В 2009 году обратившимся к депутатам гражданам социальная помощь оказывалась уже за счет средств, выделенных из резервного фонда правительства области <4>. Выплаты произведены на общую сумму 883,4 тыс. рублей с соблюдением установленного порядка оказания адресной социальной помощи.

    --------------------------------
    <4> В соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 23.12.2009 N 625-р "О выделении денежных средств".


    В натуральном виде (одежда, обувь и др.) государственная социальная помощь гражданам оказывалась непосредственно в учреждениях социального обслуживания населения (комплексных центрах) на основании решений директоров этих учреждений и с учетом товаров, имеющихся в наличии в их ресурсной базе. Для пополнения ресурсных баз этих учреждений Фондом в 2008 году были приобретены необходимые товары на сумму 3841,6 тыс. рублей, в 2009 году - на сумму 3130,8 тыс. рублей.
    При этом непосредственно одежда и обувь в 2009 году Фондом закуплены на сумму 1545,3 тыс. рублей, то есть в 2,5 раза меньше, чем в 2008 году. По сравнению с 2007 годом эти расходы сократились почти в 5 раз.
    Кроме одежды и обуви в 2009 году Фондом приобретены также комплекты "Набор школьника" в количестве 3,5 тыс. шт. на общую сумму 1585,5 тыс. рублей (в 2008 году подобные комплекты приобретались комплексными центрами социального обслуживания).
    Соответственно передано учреждениям (по разнарядкам департамента социального развития) товаров на суммы 3847,7 тыс. рублей (с учетом остатка на начало 2008 года в сумме 60,6 тыс. рублей) и 3130,8 тыс. рублей. Остаток товаров на складе Фонда по состоянию на 1 января 2010 года составил 54,5 тыс. рублей.
    Новогодние подарки Фондом в 2008 году были приобретены на сумму 7590 тыс. рублей (55 тыс. шт. подарков по 138 рублей), в 2009 году - 1531,8 тыс. рублей (12230 шт. по 125,25 рублей). Всего же в 2009 году приобретено 53 тыс. шт. новогодних подарков на общую сумму 6638,25 рубля.
    Все новогодние подарки распределены по разнарядке департамента социального развития для последующей выдачи нуждающимся детям и детям, принимавшим участие в губернаторских елках.
    Кроме оказания адресной социальной помощи в 2008 - 2009 годах Фондом осуществлялись и другие (разовые) меры социальной поддержки граждан в соответствии с распоряжениями администрации области.
    Так, в 2008 году (в Год семьи) во исполнение распоряжения администрации Воронежской области от 01.07.2008 N 561-р "О мере социальной поддержки семьи в связи с рождением ребенка" и приказа Главного управления социального развития Воронежской области от 01.09.2008 N 771/ОД (о реализации указанного распоряжения) с целью социальной поддержки семьи в виде обеспечения матерей наборами для новорожденных детей в связи с рождением ребенка Фонд произвел закупку 21 тыс. шт. таких наборов на общую сумму 20790 тыс. рублей (990 рублей/шт, поставщик - ООО "ТД Коробейники", г. Иваново). Наборы были распределены по разнарядке Главного управления социального развития комплексным центрам социального обслуживания населения для последующей выдачи новорожденным детям.
    Следует отметить, что отнесение этих расходов в областном бюджете по направлению "Ежемесячные денежные выплаты на питание беременным женщинам, кормящим матерям и детям" является некорректным, так как Законом Воронежской области от 20.11.2007 N 130-ОЗ "Об обеспечении полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет в Воронежской области" расходование средств областного бюджета предусматривается только в форме выплаты денежной компенсации на приобретение продуктов питания.
    При этом распоряжением администрации области от 01.07.2008 N 561-р дополнительные ассигнования на приобретение наборов для новорожденных детей не выделялись. Согласно информации, предоставленной департаментом социального развития области, бюджетные ассигнования на эти цели запрашивались в 2008 году дополнительно, в составе общего увеличения расходов на ежемесячные денежные выплаты на питание беременным женщинам, кормящим матерям и детям в возрасте до трех лет.
    За счет средств резервного фонда администрации области через Фонд в 2008 году материальная помощь гражданам оказана на общую сумму 1768 тыс. рублей (по соответствующим распоряжениям), а именно:
    - в сумме 106 тыс. рублей инвалиду 1-й группы Рогову И.В. (1969 г.р., г. Воронеж, ул. Челюскинцев, 136, кв. 122) на приобретение автомобиля <5>;
    - в сумме 160 тыс. рублей на питание и проживание в г. Москве делегации ветеранов Воронежской области в количестве 9 человек для участия 9 мая 2008 года в качестве почетных гостей военного парада на Красной площади <6>;
    - в сумме 102 тыс. рублей (в том числе 2 тыс. рублей - услуги банка) инвалиду 2-й группы Беляеву Ф.Я. (1925 г.р., г. Воронеж, ул. Рязанцева, д. 109) <7>;
    - в сумме 1400 тыс. рублей инвалиду Великой Отечественной войны 2-й группы Жерноклееву А.Д. (1925 г.р., Семилукский район, с. Ендовище, ул. О. Кошевого, д. 43) на улучшение жилищных условий <8>.

    --------------------------------
    <5> В соответствии с распоряжением администрации Воронежской области от 12.03.2008 N 203-р "О выделении денежных средств на приобретение автомобиля".


    <6> В соответствии с распоряжением администрации Воронежской области от 30.04.2008 N 398-р "О внесении дополнений в распоряжение администрации области от 23.04.2008 N 366-р".
    <7> В соответствии с распоряжением администрации Воронежской области от 03.10.2008 N 781-р "Об оказании разовой материальной помощи Беляеву Ф.Я".
    <8> В соответствии с распоряжением администрации Воронежской области от 19.12.2008 N 940-р "Об оказании разовой материальной помощи Жерноклееву А.Д."
    В 2009 году из резервного фонда правительства области, как уже отмечалось ранее по тексту, средства в сумме 883,4 тыс. рублей выделены на оказание адресной социальной помощи обратившимся к депутатам гражданам.
    Областная целевая программа "Дети Воронежской области..." Фондом реализовалась в части подпрограммы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" - за счет выделенных на нее средств областного бюджета в суммах 1256,9 тыс. рублей в 2008 году и 787,5 тыс. рублей в 2009 году были приобретены и выданы социально-реабилитационным центрам для несовершеннолетних и реабилитационным центрам для детей и подростков с ограниченными возможностями детская одежда и обувь (согласно разнарядкам департамента социального развития).
    Помимо оказания адресной социальной помощи и других единовременных мер социальной поддержки гражданам за счет средств областного бюджета Фонд в проверяемом периоде осуществлял также перечисление компенсационных выплат пострадавшим вкладчикам (по вкладам 90-х годов: МММ, "Хопер-Инвест" и т.п.). Выплаты производились на основании ведомостей и за счет средств, полученных в 2008 году из Федерального общественно-государственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров, на сумму 1563,9 тыс. рублей, в 2009 году - на сумму 901,5 тыс. рублей. При этом помимо выполнения "казначейских" функций Фонд осуществлял работу и по уточнению полученных ведомостей (Ф.И.О граждан, место проживания, реквизиты их банковского счета и т.д.).
    Расходы на содержание дирекции Фонда в 2008 году сложились в сумме 2278,8 тыс. рублей, в 2009 году - 2937,8 тыс. рублей. Наибольшая их часть израсходована на оплату труда с начислениями: 1980,5 тыс. рублей, или 86,9%, в 2008 году и 2276,9 тыс. рублей, или 77,5%, в 2009 году.
    Численность сотрудников Фонда в 2008 составляла 8 человек, в 2009 году - 7 человек (сокращена должность заместителя главного бухгалтера). Оплата труда осуществлялась на основании Положения об оплате труда и материальном стимулировании..., разработанного в соответствии с постановлением администрации Воронежской области от 16.08.2006 N 666 "О порядке оплаты труда работников государственного учреждения "Воронежский областной фонд социальной поддержки населения" <9> и утвержденного начальником Главного управления социального развития Воронежской области.

    --------------------------------
    <9> В соответствии с постановлением администрации Воронежской области от 16.08.2006 N 666 на государственное учреждение "Воронежский областной фонд социальной поддержки населения" распространяется действие постановления администрации Воронежской области от 27.10.2005 N 1045 "Об утверждении Положения о порядке оплаты труда работников государственного учреждения "Финанс-групп", государственного областного учреждения "Центр инвестиционного развития и поддержки фондового рынка Воронежской области", областных государственных учреждений "Управление трудовых отношений и социальной защиты населения Воронежской области" и "Воронежский областной центр учреждений социального обслуживания населения".


    Среднемесячная заработная плата в 2008 году составила 16820,4 рубля и в 2009 году - 21919,8 рубля. Увеличение в 2009 году среднемесячной заработной платы связано с увеличением минимального размера оплаты труда до 4330 рублей и соответственно увеличением тарифных ставок (окладов) сотрудников Фонда.
    Дирекция Фонда располагается на момент проверки по адресу: г. Воронеж, ул. Плехановская, д. 53, в переданных ему в безвозмездное пользование от ГУ "Специализированная эксплуатационная служба управления делами администрации Воронежской области" помещениях общей площадью 96,1 кв. м.
    При этом на балансе учреждения числится часть здания ("Дом Михайлова") по ул. Пушкинской, д. 14, площадью 52,2 кв. м. Следует отметить, что в соответствии с приказом Главного управления государственного имущества Воронежской области от 05.12.2008 N 1387 "О передаче имущества" это здание необходимо было передать ГУ "Специализированная эксплуатационная служба управления делами администрации Воронежской области" (ГУ "СЭС"). Однако ГУ "СЭС" отказалось подписывать с Фондом акт приема-передачи на это здание, мотивируя это тем, что имущество на его баланс должно передаваться непосредственно от департамента имущественных и земельных отношений области. Фондом по данному вопросу 17 февраля 2009 года было направлено письмо департаменту имущественных и земельных отношений области. На момент проверки ответ на него не получен.
    Складское подвальное помещение по ул. Театральной, д. 34, состоящее на балансе Фонда, сдается в аренду ООО "ВОЛК" (договор заключен с Главным управлением государственного имущества области).
    Иной деятельности, в том числе и предусмотренной уставом деятельности по аккумулированию средств, необходимых для социальной поддержки населения области, в проверяемом периоде Фонд не осуществлял.
    При этом необходимо отметить, что в соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 30.12.2009 N 1147 "О реорганизации государственного учреждения "Воронежский областной фонд социальной поддержки населения" Фонд реорганизуется путем присоединения к нему государственного учреждения "Центроресурсы" управления делами администрации Воронежской области, то есть Фонду добавляются дополнительные функции. В связи с этим в устав учреждения вносятся дополнения, а именно:
    - оказание гуманитарной, благотворительной помощи организациям и малообеспеченным гражданам Воронежской области;
    - деятельность по сбору гуманитарной, благотворительной помощи, ее хранению, учету, распределению и доставке в соответствии с указаниями Учредителя.
    Для осуществления этих функций предусматривается и увеличение штата Фонда на 2 человека за счет штатной численности ГУ "Центроресурсы".
    В 2010 году также планируется преобразование Фонда в автономную некоммерческую организацию и передача учреждению от департамента труда и социального развития Воронежской области государственного задания на осуществление функции оказания государственной социальной помощи жителям Воронежской области.
    Выводы:
    1.Деятельность Воронежского областного фонда социальной поддержки населения в 2008 - 2009 годах в основном соответствовала предусмотренным уставным целям - оказание социальной поддержки отдельным категориям граждан Воронежской области.
    2.В 2008 году нуждающимся гражданам были произведены денежные выплаты на общую сумму 38182,7 тыс. рублей.
    В 2009 году выплаты на газификацию через Фонд не осуществлялись. Расходы на адресную помощь в денежном выражении составили 43173,3 тыс. рублей с ростом к предшествующему году на 13,1%. Тем не менее и этих ассигнований недостаточно, поскольку покупательская способность населения, особенно малоимущего, в условиях роста цен на продукты, товары первой необходимости и коммунальные услуги сократилась весьма значительно. Соответственно реальный уровень социальной помощи также снизился.
    3.На 2010 год бюджетные ассигнования на адресную социальную помощь в областном бюджете запланированы также в недостаточном объеме - дополнительно требуется не менее 50 млн. рублей, о чем Контрольно-счетной палатой отмечалось в заключении на законопроект об областном бюджете на 2010 год. При этом необходимо отметить, что эти обязательства являются социально значимыми, и их невыполнение может привести к обострению социальной напряженности в регионе, что особенно актуально в настоящее время в связи с ростом числа нуждающихся в государственной поддержке из-за финансово-экономического кризиса.
    4.В части приобретения в 2008 году наборов для новорожденных детей на общую сумму 20790 тыс. рублей необходимо отметить, что отнесение этих расходов по направлению "Ежемесячные денежные выплаты на питание беременным женщинам, кормящим матерям и детям" является некорректным, так как Законом Воронежской области от 20.11.2007 N 130-ОЗ "Об обеспечении полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет в Воронежской области" расходование средств областного бюджета предусматривается только в форме выплаты денежной компенсации на приобретение продуктов питания.
    5.Необходимо устранить разногласия в отношении части здания ("Дом Михайлова") по ул. Пушкинской, д. 14. Согласно приказу Главного управления государственного имущества Воронежской области от 05.12.2008 N 1387 "О передаче имущества" ГУ "Специализированная эксплуатационная служба управления делами администрации Воронежской области" должно было передать это здание Фонду. Однако ГУ "СЭС" отказалось подписывать с Фондом акт приема-передачи на объект, мотивируя это тем, что имущество на баланс Фонда должно передаваться непосредственно от департамента имущественных и земельных отношений области.
    Департамент имущественных и земельных отношений на письмо Фонда по данному вопросу не отвечает почти год.
    Предложения:
    1.Направить в департамент труда и социального развития Воронежской области информационное письмо о результатах проверки.
    2.Направить в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области информационное письмо о необходимости законной передачи части здания ("Дом Михайлова") по ул. Пушкинской, д. 14.
    И.о. председателя
    Контрольно-счетной палаты
    Воронежской области
    Е.С.ЛИТВИНЧУК
    Начальник отдела контроля
    расходов на социально-культурную
    сферу, науку и СМИ
    Л.Н.ШИЛЬНИКОВА