Воронежская область
Отчет от 12 марта 2012 года

Отчет о результатах проверки эффективного и целевого использования средств областного бюджета, выделенных в 2010 — 2011 годах департаменту по развитию муниципальных образований Воронежской области

Принят
Контрольно-счетной палатой Воронежской обл.
12 марта 2012 года
    Основание проведения контрольного мероприятия: п. 18 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2012 год, распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Воронежской области от 10.01.2012 N 1.
    Цель проверки: оценка эффективного и целевого использования бюджетных средств, предоставленных департаменту по развитию муниципальных образований Воронежской области (далее Департамент, ДМО).
    Проверенный объект и составленный акт: департамент по развитию муниципальных образований Воронежской области - акт N 18-2012 от 29.02.2012.
    Срок проведения контрольного мероприятия: с 10.01.2012 по 02.03.2012.
    Вопросы контрольного мероприятия:
    1.Изучение политики Воронежской области в сфере развития местного самоуправления.
    2.Анализ реализации политики области в сфере развития местного самоуправления Департаментом, в том числе путем исполнения следующих государственных и иных функций и услуг (в соответствии с положением о Департаменте):
    2.1."Содействие развитию местного самоуправления на территории Воронежской области".
    2.2."Контроль за осуществлением органами местного самоуправления области переданных им отдельных государственных полномочий...".
    2.3."Оказание методической помощи органам местного самоуправления Воронежской области в их деятельности".
    2.4.Другие функции в соответствии с Положением о департаменте по развитию муниципальных образований Воронежской области, в том числе функции, связанные с организацией взаимодействия исполнительных органов государственной власти области с органами местного самоуправления; функции по организации проведения оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления; по подготовке предложений о предоставлении федеральной и областной поддержки на объекты капитального строительства и др.
    3.Проверка распределения между муниципальными образованиями межбюджетных трансфертов, главным распорядителям которых является Департамент, контроль за использованием целевых межбюджетных трансфертов.
    4.Проверка финансово-хозяйственной деятельности Департамента.
    5.Оценка эффективности деятельности Департамента.
    Результаты контрольного мероприятия:
    1.Общая характеристика деятельности Департамента:
    Департамент по развитию муниципальных образований Воронежской области действует на основании Положения, утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 23.04.2009 N 287 "Об утверждении положения о департаменте по развитию муниципальных образований Воронежской области".
    Основной задачей деятельности Департамента является реализация государственной политики в сфере местного самоуправления, для решения которой он выполняет следующие государственные функции:
    1.Содействие развитию местного самоуправления на территории Воронежской области (организация и координация деятельности органов местного самоуправления (далее - ОМСУ) по разработке и реализации программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования).
    2.Контроль за осуществлением органами местного самоуправления области переданных им отдельных государственных полномочий (проведение выездных проверок за осуществлением органами местного самоуправления полномочий по созданию и организации деятельности административных комиссий и по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения в 2010 году).
    3.Оказание методической помощи органам местного самоуправления Воронежской области в их деятельности (консультации, разъяснения, разработка методических рекомендаций, проектов примерных нормативных актов ОМСУ, проведение семинаров, совещаний, подготовка нормативно-правовых актов губернатора и правительства Воронежской области).
    Кроме государственных, на Департамент возложена реализация 28 иных функций, в том числе функций, связанных с организацией взаимодействия исполнительных органов государственной власти области с органами местного самоуправления; функций по организации проведения оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления; по подготовке предложений о предоставлении федеральной и областной поддержки на объекты капитального строительства, по оказанию организационной, консультационной и информационной поддержки по вопросам оказания муниципальных услуг; по разработке и реализации мероприятий по совершенствованию финансово-экономических основ местного самоуправления и др.
    Следует отметить, что за 2010 - 2011 годы направления деятельности Департамента изменились: из состава функций исключена методическая помощь муниципалитетам в разработке нормативных правовых актов и функции, связанные с кадровой политикой муниципальных образований. Вместе с тем, с 2011 года на Департамент возложены функции по обеспечению взаимодействия исполнительных органов власти области и органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, а также в ходе подготовки рабочих визитов губернатора области в муниципальные образования и рабочих встреч губернатора с руководителями органов местного самоуправления. В настоящее время значительная часть деятельности департамента связана именно с этим направлением. Взаимодействие обеспечивается в ходе проведения оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, при подготовке рабочих визитов и встреч губернатора, а также при решении проблем муниципальных образований.
    В ходе проверки установлено, что Департаментом не реализуются следующие функции, установленные в Положении:
    - "Разработка и реализация программы развития местного самоуправления Воронежской области" (концепция программы разработана, но в связи с отсутствием в областном бюджете необходимых для реализации программы денежных средств, не утверждена. Ряд мероприятий, предусмотренных в концепции программы, Департаментом уже реализован без использования программно-целевого метода);
    - "Координация деятельности подведомственных учреждений..." и "Экономический анализ деятельности подведомственных учреждений, утверждение экономических показателей их деятельности" (Департамент подведомственных учреждений не имеет).
    В нормативно-правовых актах, регламентирующих деятельность Департамента, установлены следующие недостатки:
    - отсутствует своевременная корректировка административных регламентов по исполнению государственных функций и услуг, учитывающая изменение структуры Департамента, нормативно-правовых актов, в соответствии с которыми осуществляются функции и услуги, сложившуюся практику исполнения функций;
    - в Положении о Департаменте существует дублирование функций: одна и та же деятельность выполняется в рамках реализации государственной функции "Содействие развитию местного самоуправления на территории Воронежской области" и при исполнении иных функций, связанных с оказанием поддержки муниципалитетам в разработке и реализации комплексных целевых программ;
    - в Положении о Департаменте отсутствует конкретизация вопросов местного значения, по которым Департамент оказывает методическую помощь муниципальным образованиям и организует взаимодействие исполнительных органов власти с органами местного самоуправления.
    Вышеназванные недостатки могут оказывать влияние на качество административно-управленческих процессов в Департаменте. Кроме того, отсутствие конкретизации вопросов местного значения по некоторым из функций ведет к тому, что практическая деятельность Департамента может затрагивать любую сферу деятельности муниципалитетов, определенную статьями 14 - 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Это создает трудности в планировании и организации деятельности Департамента, так как в любое время ему может быть поручено решение любых вопросов местного значения, перечень которых достаточно широк и требует определенных знаний, информации и кадрового обеспечения. Также существует вероятность выполнения одной и той же деятельности как департаментом по развитию муниципальных образований, так и отраслевым органом исполнительной власти, в полномочия которого входит оказание помощи ОМСУ в подведомственной сфере. Так, в 2011 году Департаментом оказывалось содействие органам исполнительной власти и органам местного самоуправления в решении таких разнообразных проблем муниципалитетов как: организация мест массового отдыха населения у водных объектов; координация и контроль за ходом выполнения работ по оформлению права муниципальной собственности или статуса бесхозяйной вещи в отношении гидротехнических сооружений; контроль хода подготовки муниципальных образований области к пожароопасному периоду 2011 года; организация работ по ремонту и благоустройство воинских захоронений; мониторинг формирования прогнозных планов приватизации муниципального имущества, разработка комплексных программ развития систем коммунальной инфраструктуры муниципалитетов, уличного освещения, благоустройства парков и скверов, инвентаризация размещенных, строящихся, планируемых объектов в водоохранных, прибрежных защитных и береговых полосах водных объектов Воронежской области и др.
    2.Анализ реализации отдельных функций Департамента:
    2.1.Анализ реализации государственной функции "Содействие развитию местного самоуправления на территории Воронежской области":
    Исполнение госфункции заключается в организации и координации деятельности органов местного самоуправления по разработке и реализации программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный период (далее - комплексные программы).
    В рамках выполнения госфункции Департаментом подготовлены методические рекомендации по разработке программ, проведены семинары, оказана консультационная помощь при разработке 19 новых программ (муниципальным образованиям, где предыдущие комплексные программы закончили свое действие в 2011 году) и корректировке действующих документов, проведена экспертиза вновь разработанных программ на их соответствие методическим рекомендациям, сформирован и ведется реестр программ, подготовлен сводный отчет о реализации комплексных программ, организовано заслушивание на заседаниях рабочих групп <1> докладов глав администраций муниципальных образований об итогах социально-экономического развития в 2010 году <2>.

    --------------------------------
    <1> Рабочая группа создана в соответствии с распоряжением правительства Воронежской области от 25.01.2011 N 22-р. Председателем группы являлся губернатор Воронежской области.


    <2> Доклад об итогах социально-экономического развития входит в состав доклада главы администраций муниципального образования об итогах социально-экономического развития, перспективах развития, а также оценке выполнения соглашений с правительством Воронежской области по достижению плановых значений региональных показателей эффективности развития.
    В ходе проверки установлено, что Департамент в рамках выполнения госфункции по содействию развитию местного самоуправления, помимо оказания содействия в разработке комплексных программ социально-экономического развития, оказывает помощь и в разработке других документов стратегического планирования муниципальных образований:
    - стратегий социально-экономического развития муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений;
    - муниципальных целевых программ.
    Так, Департаментом подготовлены и утверждены методические рекомендации по разработке стратегии социально-экономического развития сельского поселения, стратегии городского поселения, стратегии муниципальных районов (городских округов), о порядке разработки, утверждения и реализации муниципальных целевых программ и ведомственных программ в муниципальных образованиях. Оказывалась консультационная помощь при разработке стратегий и программ, сформирован и ведется реестр муниципальных целевых программ, содержащий 435 документов, сформированы перечни утвержденных стратегий муниципальных районов и городских округов (34 стратегии), и стратегий городских и сельских поселений с численностью жителей более 3000 жителей (87 документов).
    Вышеперечисленные факты свидетельствуют о том, что фактически выполняемая государственная функция "Содействие развитию местного самоуправления на территории области" шире, чем определено регламентом.
    2.2.Анализ реализации государственной функции "Контроль за осуществлением органами местного самоуправления Воронежской области переданных им отдельных государственных полномочий...":
    В проверяемом периоде Департаментом осуществлялся контроль в отношении 2 полномочий (полномочий по средствам, на реализацию которых Департамент являлся главным распорядителем), в том числе:
    - государственные полномочия по созданию и организации деятельности административных комиссий;
    - государственные полномочия по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения в 2010 году.
    Контроль за исполнением переданных государственных полномочий по созданию и организации деятельности административных комиссий.
    Административные комиссии созданы во всех муниципальных образованиях области во втором полугодии 2010 года. Организация их деятельности осуществлялась под методическим руководством Департамента: проводились семинары с ответственными секретарями (с целью выявления и решения проблемных вопросов организации деятельности комиссий, налаживания взаимодействия с территориальными органами федеральных органов власти), разработан и направлен в муниципальные образования примерный регламент работы административных комиссий, разработаны формы отчетов о деятельности комиссий.
    На исполнение полномочий по созданию и организации деятельности комиссий муниципальным образованиям из областного бюджета в 2010 году передано 11,2 млн. рублей, в 2011 году - 11,9 млн. рублей. Средства между муниципалитетами распределены в соответствии с методикой, утвержденной Законом Воронежской области от 29.12.2009 N 190-ОЗ.
    Работа комиссий характеризуется следующими данными:
    - в 2010 году должностными лицами органов местного самоуправления составлено 3707 протоколов об административных правонарушениях, состоялось 606 заседаний административных комиссий, рассмотрено 4642 дела об административных правонарушениях. Комиссиями вынесено постановлений о назначении административного наказания в виде административных штрафов на сумму 7,6 млн. рублей, из которых в местные бюджеты поступило - 1,7 млн. рублей, или 22,4%;
    - в 2011 году должностными лицами составлено 5301 протокол об административных правонарушениях, проведено 968 заседаний комиссий, рассмотрено 5409 дел и вынесено постановлений о назначении административного наказания в виде административных штрафов на сумму 6,7 млн. рублей, в местные бюджеты поступило (с учетом начисленных в предыдущем году штрафов) - 3,8 млн. рублей (56,5%).
    В форме отчета, определенной постановлением правительства Воронежской области от 14.07.2010 N 576, не предусмотрено предоставление информации о количестве дел, переданных административными комиссиями в службу судебных приставов в случае несвоевременной добровольной уплаты административных штрафов. Для усиления контроля за деятельностью административных комиссий и повышения эффективности их работы необходимо уточнить форму отчета - включить в состав отчетных данных информацию о количестве дел, переданных административными комиссиями в службу судебных приставов.
    Исполнение госфункции "Контроль за осуществлением органами местного самоуправления Воронежской области переданных им отдельных государственных полномочий..." предполагает проведение выездных проверок в целях повышения эффективности реализации муниципальными образованиями переданных полномочий.
    В 2010 году в отношении полномочий по созданию и организации деятельности административных комиссий данная функция не реализовывалась, выездные проверки не проводились. В 2011 году проведено 11 проверок, на 2012 год планируется проведение 28 проверок.
    В соответствии с п. 1.7 административного регламента исполнение государственной функции осуществляется Департаментом на основании поручений заместителя губернатора Воронежской области и на основании обращений заявителей, которыми могут быть граждане, юридические лица, органы прокуратуры, органы государственной власти, органы местного самоуправления, при выявлении ими фактов ненадлежащего исполнения ОМСУ переданных им отдельных государственных полномочий. В проверяемом периоде поручения и обращения отсутствовали. Фактически исполнение госфункции осуществлялось на основании плана (графика) проверок, утвержденного руководителем Департамента. В связи с этим в административный регламент необходимо внесение изменений, корректирующих основания исполнения государственной функции.
    В ходе проверки установлено, что при реализации госфункции отдельные положения регламента не соблюдались.
    Так, в нарушение п. 3.1.3 регламента в 2011 году план проверок не доведен до муниципальных образований в письменном виде и по электронной почте, что повлекло за собой необходимость корректировки плановых мероприятий в связи с отпусками руководителей ОМСУ и ответственных секретарей административных комиссий.
    В нарушение п. 2.5 регламента при проверке не дается оценка целевому использованию финансовых средств и материальных ресурсов, что влияет на эффективность реализации госфункции.
    Контроль за исполнением переданных государственных полномочий РФ по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения в 2010 году.
    При проведении контроля за исполнением переданных ОМСУ полномочий по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения административный регламент "Контроль за осуществлением органами местного самоуправления Воронежской области переданных им отдельных государственных полномочий..." Департаментом не соблюдался: планы проверок не утверждались, приказы о проведении проверок отсутствуют, акты выездных проверок ДМО не представлены.
    Сотрудники департамента выезжали в муниципальные образования и оценивали готовность переписных участков к проведению переписи без составления вышеназванных документов.
    Контроль за использованием муниципалитетами финансовых средств (субвенций на реализацию полномочий) производился Департаментом камерально по предоставленным органами местного самоуправления документам в соответствии с порядком, утвержденным постановлением правительства Воронежской области от 03.06.2010 N 440.
    Департаментом проверялась обоснованность смет расходов на осуществление полномочий и ежемесячные отчеты об использовании средств (с приложением первичных документов, подтверждающих использование средств).
    Сметы расходов муниципальных образований на выполнение переданных полномочий были рассчитаны в общей сумме 32,8 млн. рублей, фактические расходы в 2010 - 2011 годах произведены в объеме 27,3 млн. рублей. Экономия образовалась в результате того, что часть помещений и услуг (охрана, связь), необходимых для функционирования переписных участков, предоставлялись муниципальными образованиями безвозмездно. Кроме того, ниже ожидаемой потребности сложились расходы на используемый в переписной кампании транспорт.
    2.3.Реализация функций по оценке эффективности работы и поощрению муниципальных образований:
    Помимо государственных функций, на Департамент возложена реализация и иных функций, в том числе связанных с организацией проведения оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления. Основными целями создания системы оценки является стимулирование органов местного самоуправления к повышению эффективности деятельности, выявление проблем развития муниципальных образований, координация действий исполнительных органов власти области и органов местного самоуправления по решению данных проблем.
    Оценка эффективности деятельности муниципальных районов (городских округов) производится по федеральным и региональным показателям.
    Федеральная оценка производится по 145 показателям в 9 сферах деятельности органов местного самоуправления: экономическое развитие, здравоохранение, дошкольное образование, общее и дополнительное образование, физическая культура и спорт, жилищное строительство и обеспечение граждан жильем, ЖКХ, организация муниципального управления, энергосбережение и повышение энергетической эффективности.
    Во взаимодействии с органами местного самоуправления и исполнительными органами власти области Департамент формирует сводный отчет о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления Воронежской области и до 1 октября года, следующего за отчетным, размещает его в сети Интернет.
    С целью стимулирования муниципальных образований к повышению эффективности деятельности, органам местного самоуправления, достигшим наилучших результатов, предусмотрено предоставление грантов из областного бюджета. В ходе подготовки сводного доклада Департамент производит расчет показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления по установленной методике <3> и направляет результаты расчетов в экспертную группу. На основании решения экспертной группы составляется рейтинг муниципальных образований и производится распределение грантов. При этом в соответствии с п. 3.4 Положения об экспертной группе <4>, рассчитанные Департаментом значения эффективности могут быть изменены экспертной группой на 20%. Однако четкие критерии изменения не установлены, обязательство направления в адрес местной администрации, материалов, послуживших основанием для изменения (действовавшее до июля 2011 года), отменено. Это создает предпосылки для субъективного подхода к распределению грантов и снижает эффективность механизма стимулирования органов местного самоуправления к достижению более высоких результатов деятельности.

    --------------------------------
    <3> Установлена указом губернатора Воронежской области от 08.09.2009 N 452-у "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Воронежской области".


    <4> Утверждено указом губернатора от 08.09.2009 N 452-у.
    На снижение эффективности системы стимулирования влияет также несвоевременность внесения изменений в методики.
    Так, изменения в методику распределения грантов за достижение наилучших значений федеральных показателей при распределении грантов по итогам 2010 года были внесены в июне 2011 года <5>, уже после того, как органы местного самоуправления сформировали доклады о достигнутых значениях показателей. Если в ранее действовавшей методике гранты распределялись отдельно за достигнутый уровень эффективности деятельности и отдельно за уровень изменения эффективности деятельности, то в новой методике распределение производится по результатам комплексной оценки, учитывающей и уровень эффективности и степень изменения эффективности. Кроме того, в новой методике произведено деление муниципальных образований на группы: отдельно оцениваются городские округа и отдельно - муниципальные районы, ранее такого деления не было. Также изменились количество и состав показателей, на основании которых распределяются гранты. Таким образом, работая в 2010 году, органы местного самоуправления стремились к выполнению условий получения грантов, действовавших в 2010 году, а фактически гранты распределялись по другим критериям.

    --------------------------------
    <5> Указ губернатора Воронежской области от 01.06.2011 N 220-у "О внесении изменений в указ губернатора Воронежской области от 08.09.2009 N 452-у "О Порядке выделения за счет ассигнований из бюджета Воронежской области грантов муниципальным образованиям Воронежской области".


    В 2010 году гранты распределены в общей сумме 55,0 млн. рублей, в том числе:
    - за достижение наилучших значений показателей уровня эффективности: Лискинский муниципальный район - 15,0 млн. рублей;
    - за достижение наилучших показателей динамики эффективности: Борисоглебский городской округ - 14,7 млн. рублей, городской округ город Воронеж - 13,5 млн. рублей, городской округ город Нововоронеж - 7,6 млн. рублей, Верхнехавский муниципальный район - 1,4 млн. рублей, Лискинский муниципальный район - 1,4 млн. рублей, Панинский муниципальный район - 1,3 млн. рублей.
    В 2011 году общий объем грантов за достижение наилучших показателей деятельности по федеральным показателям составил 35,0 млн. рублей, гранты распределены между следующими муниципальными образованиями:
    - Борисоглебский городской округ - 7,0 млн. рублей;
    - муниципальные районы: Лискинский - 7,0 млн. рублей, Бобровский - 5,9 млн. рублей, Россошанский - 5,3 млн. рублей, Аннинский - 4,2 млн. рублей, Хохольский - 3,5 млн. рублей, Острогожский - 2,1 млн. рублей.
    Снижение суммы грантов за достижение наилучших показателей деятельности по федеральным показателям объясняется введением с 2010 года в области системы оценки деятельности органов местного самоуправления по региональным показателям и направлением в 2011 году 20,0 млн. рублей на поощрение муниципальных образований за достижение наилучших региональных показателей.
    Региональная оценка по итогам работы за 2010 год производилась по 27 показателям, относящимся в основном к сфере социально-экономического развития муниципального образования, управления муниципальными финансами и имуществом.
    Основным отличием региональной системы оценки от федеральной является установление для муниципальных образований плановых значений региональных показателей. Плановые значения определяются для каждого муниципального образования индивидуально и отражаются в соглашениях, заключаемых между органами местного самоуправления и правительством Воронежской области. Следует отметить, что ни в каких нормативно-правовых документах области не установлены методики и основные принципы формирования плановых назначений региональных показателей, что создает возможность субъективного подхода к установлению плана и снижает эффективность региональной системы оценки как инструмента стимулирования органов местного самоуправления к развитию территорий.
    Роль Департамента по развитию муниципальных образований в региональной системе оценки заключается в следующем:
    - обеспечение взаимодействия исполнительных органов власти и органов местного самоуправления по формированию значений региональных показателей и заключению соглашений;
    - составление проектов соглашений;
    - обеспечение взаимодействия исполнительных органов власти и органов местного самоуправления при формировании информации о выполнении соглашений (о достигнутых муниципальными образованиями значений региональных показателей);
    - расчет оценочных критериев для определения муниципалитетов, достигших наилучших показателей деятельности и предоставление результатов в экспертную группу по проведению анализа оценки значений;
    - организация заслушивания докладов глав муниципальных образований о проделанной работе по социально-экономическому развитию территорий и выполнению соглашений по достижению плановых значений региональных показателей эффективности на заседаниях рабочей группы;
    - формирование свода поручений (исполнительным органам власти области и органам местного самоуправления), определенных рабочей группой по итогам рассмотрения докладов, и контроль за их исполнением.
    В ходе проверки установлено, что при определении муниципалитетов, достигших наилучших значений региональных показателей по итогам работы 2010 года, экспертной комиссией была нарушена методика, определенная постановлением правительства Воронежской области от 13.08.2009 N 683. В соответствии с методикой муниципальные образования, достигшие наилучших показателей деятельности, должны были определяться в зависимости от динамики показателей эффективности, фактически они определялись в зависимости от двух факторов: динамики и достигнутого уровня. Со стороны руководителя Департамента по развитию муниципальных образований, являющегося заместителем председателя комиссии, возражений не поступало. В результате, если при соблюдении положений нормативно-правовых актов грант в группе городских округов в размере 5,0 млн. рублей должен был получить Борисоглебский городской округ, то фактически получил городской округ город Нововоронеж.
    Остальная сумма грантов распределена следующим образом:
    - в группе аграрные муниципальные районы - Рамонский муниципальный район - 5,0 млн. рублей;
    - в группе аграрно-индустриальные муниципальные районы - Лискинский муниципальный район - 5,0 млн. рублей;
    - в группе индустриально-аграрные муниципальные районы - Верхнехавский муниципальный район - 5,0 млн. рублей.
    Следует отметить, что 29.06.2011 принято новое постановление правительства Воронежской области N 547 "О мониторинге и оценке эффективности развития муниципальных районов и городских округов Воронежской области", регламентирующее региональную систему оценки. Данным постановлением утверждена новая усовершенствованная методика оценки, учитывающая не только динамику показателей, как было в предыдущей методике, но и уровень достигнутых показателей, а также степень выполнения установленных плановых назначений.
    Вместе с тем, по аналогии с федеральной системой в региональной системе оценки постановлением N 547 установлено, что при подведении итогов экспертная комиссия вправе принять решение об уточнении результатов оценки в пределах 20% от рассчитанных итоговых значений. Как и в случае с федеральной оценкой, четких критериев уточнения не определено <6>.

    --------------------------------
    <6> П. 4.5 Порядка подведения итогов и поощрения муниципальных районов и городских округов... (утвержден постановлением правительства Воронежской области от 29.06.2011 N 547 "О мониторинге и оценке эффективности развития муниципальных районов (городских округов) Воронежской области".


    С 2011 года в Воронежской области внедряется система оценки эффективности развития городских и сельских поселений со стороны администраций муниципальных районов. Данная система является аналогом оценки муниципальных районов и городских округов со стороны областных органов власти по региональным показателям. Цель ее создания - повышение качества муниципального управления и укрепление взаимодействия администраций муниципальных районов с администрациями поселений.
    Для содействия муниципальным образованиям во внедрении системы оценки поселений Департаментом разработан и утвержден приказ от 29.06.2011 N 43 "О модельном правовом акте о мониторинге и оценке эффективности развития городских и сельских поселений Воронежской области", разработана методика формирования показателей эффективности, ведется мониторинг заключения соглашений между администрациями районов и поселений о достижении значений показателей. В 2011 году соглашения заключены между всеми администрациями районов и поселений Воронежской области.
    Кроме того, в 2011 году в соответствии с решением координационного совета по вопросам местного самоуправления Департаментом разработан порядок проведения и проведен конкурс среди поселений Воронежской области. Для участия в конкурсе поступила 171 заявка из 125 городских и сельских поселений области: 81 в номинации "Лучшее муниципальное образование", 37 в номинации "Лучшая муниципальная практика", 53 в номинации "Лучший муниципальный служащий.
    Победителям конкурса в номинации "Лучшее муниципальное образование" перечислены гранты в сумме 3,175 млн. рублей (за счет средств резервного фонда), в том числе:
  1. Место Муниципальное образование Сумма (млн. рублей)
    В категории "Административный центр района"
    1 Городское поселение г. Лиски Лискинского муниципального р-на 1,0
    2 Городское поселение г. Россошь Россошанского муниципального р-на 0,5
    3 Городское поселение г. Калач Калачеевского муниципального р-на 0,25
    В категории "Поселение с численностью населения более 3000 человек"
    1 Давыдовскому городскому поселению Лискинского муницип. района 0,5
    2 Пригородному сельскому поселению Калачеевского муницип. района 0,25
    3 Козловскому сельскому поселению Бутурлиновского муницип. района 0,1
    В категории "Поселение с численностью населения от 1500 до 3000 человек
    1 Яменскому сельскому поселению Рамонского муницип. района 0,25
    2 Нижнекарачанскому сельскому поселению Грибановского района 0,1
    3 Евстратовскому сельскому поселению Россошанского муницип. р-на 0,05
    В категории "Поселение с численностью населения менее 1500 человек"
    1 Песковскому сельскому поселению Петропавловского муницип. р-на 0,1
    2 Ивановскому сельскому поселению Панинского муницип. р-на 0,05
    3 Бродовскому сельскому поселению Аннинского муницип. р-на 0,025
  2. 3.Финансово-хозяйственная деятельность Департамента
    Для реализации возложенных на Департамент функций он наделен следующими финансовыми и кадровыми ресурсами.
    Финансирование Департамента в 2010 году составило 198,6 млн. рублей (97,2% плана), в 2011 году - 107,0 млн. рублей (91%). Расходы по статьям отражены в таблице:
  3. Наименование статьи 2010 год 2011 год
    Факт (млн. рублей) % к плану Факт (млн. рублей) % к плану
    1. Содержание аппарата, в том числе: 18,2 78,8 18,1 89,9
    - заработная плата с начислениями 14,4 85,3 13,9 94,4
    2. Резервный фонд 1,1 98,8 3,7 100
    3. Компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами власти другого уровня (в части оказания материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате лесных пожаров в 2010 году) 103,5 99,3 0,6 100
    4. Дотация на поощрение муниципальных образований, достигших наилучших результатов деятельности (информацию о распределении см. раздел 2.3 настоящего отчета) 55,0 100 55,0 100
    5. Субвенции муниципальным образованиям на осуществление полномочий по созданию и организации деятельности административных комиссий (информацию о распределении см. раздел 2.2 настоящего отчета) 11,2 100 11,9 100
    6. Субвенции муниципальным образованиям на осуществление полномочий по проведению переписи (информацию о распределении см. раздел 2.2 настоящего отчета) 9,6 100 17,7 68,7
    Итого 198,6 97,2 107,0 91,4
  4. Расходы на содержание аппарата в 2010 и 2011 годах были практически на одинаковом уровне - 18,2 млн. рублей, и 18,1 млн. рублей, соответственно.
    Штатная численность Департамента за проверяемый период сократилась на 8 единиц (с 29 единиц на начало 2010 года до 21 единицы на конец 2011 года). Средняя начисленная заработная плата гражданских служащих в 2010 году составляла 40,7 тыс. рублей, в 2011 году - 42,1 тыс. рублей.
    Кроме того, в 2010 году - I квартале 2011 года к работе в Департаменте привлекались физические лица по договорам возмездного оказания услуг. В 2010 году такие договора были заключены с 9 физическими лицами, в I квартале 2011 года - с 3. Данные договора заключены в нарушение п. 4.9 Положения о Департаменте, где указано, что для выполнения возложенных на Департамент функций последний имеет право привлекать сотрудников научных и образовательных учреждений, отдельных ученых, специалистов органов государственной власти и местного самоуправления области, представителей федеральных органов власти. Привлеченные физические лица вышеназванным критериям не соответствовали.
    Следует отметить, что вышеназванными договорами не были определены конкретные виды и объемы выполняемых услуг, а только перечислялись отдельные функции и услуги, возложенные на Департамент. В связи с этим определить обоснованность стоимости проведенных работ не представляется возможным.
    Всего по договорам возмездного оказания услуг физическим лицам в 2010 году выплачено 753,0 тыс. рублей, перечислено во внебюджетные фонды с данных выплат составили 106,8 тыс. рублей. В 2011 году выплаты составили 85,0 тыс. рублей и 29,1 тыс. рублей, соответственно.
    По объяснениям Департамента привлечение физических лиц было необходимо в связи с большим объемом работ по подготовке и проведению переписи 2010 года и осуществлением мер по ликвидации последствий лесных и ландшафтных пожаров 2010 года.
    В рамках работы по ликвидации последствий лесных и ландшафтных пожаров Департаментом в 2010 году производилась координация деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления в данной сфере, а также осуществлялось предоставление органам местного самоуправления межбюджетных трансфертов на выплату материальной помощи гражданам в связи с утратой дачных строений и контроль использования данных средств. Нарушений в распределении и использовании данных межбюджетных трансфертов в ходе проверки не выявлено.
    В ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности Департамента выявлены следующие нарушения:
    - в нарушение Постановления Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки" сотруднику Департамент в 2010 году произведена выплата командировочных расходов за 2 дня в сумме 230 рублей, тогда как фактически он был в командировке 1 день;
    - в 2010 году в нарушение п. 2 ст. 73 БК РФ в реестре закупок Департаментом не всегда отражалась информация о месте нахождения поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг.
    Выводы:
    Проверка показала, что Департамент в основном реализует возложенные на него функции. Вместе с тем в нормативно-правовых документах, регламентирующих состав возложенных на Департамент функций и порядок реализации государственных функций, выявлены отдельные недостатки: отсутствует своевременная корректировка административных регламентов по исполнению государственных функций; в Положении о Департаменте выявлено дублирование функций, не конкретизированы вопросы местного значения, с которыми работает Департамент в рамках реализации ряда функций.
    Вышеназванные недостатки связаны с качеством административно-управленческих процессов в Департаменте. Кроме того, отсутствие конкретизации вопросов местного значения по некоторым из функций, ведет к тому, что практическая деятельность Департамента может затрагивать любую сферу деятельности муниципалитетов, определенную статьями 14 - 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Это создает трудности в планировании и организации деятельности Департамента, так как в любое время ему может быть поручено решение любых вопросов местного значения, перечень которых достаточно широк и требует определенных знаний, информации и кадрового обеспечения. Также существует вероятность выполнения одних и тех же видов деятельности, как департаментом по развитию муниципальных образований, так и отраслевыми органами исполнительной власти, в полномочия которых входит оказание помощи органам местного самоуправления в подведомственной сфере.
    Кроме того, в ходе проверки выявлены недостатки и нарушения при реализации Департаментом возложенных на него функций, влияющие на качество системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления и на эффективность исполнения органами местного самоуправления переданных полномочий по созданию и организации деятельности административных комиссий.
    Так, установлены случаи несвоевременного внесения изменений в методики и нарушение методик распределения грантов за достижение наилучших показателей деятельности органов местного самоуправления. Кроме того, созданная Департаментом система оценки эффективности деятельности муниципальных образований недостаточно прозрачна. Это оказывает влияние на качество системы распределения грантов как инструмента стимулирования муниципалитетов к достижению наилучших показателей деятельности.
    Также Департаментом в 2010 году не реализовывалась функция "Контроль за исполнением переданных государственных полномочий..." в части полномочий по созданию и организации деятельности административных комиссий. В 2011 году данная функция исполнялась лишь частично: в ходе выездных проверок Департаментом не контролировалось целевое использование субвенций, переданных на обеспечение реализации переданных полномочий. Кроме того, низкая собираемость административных штрафов обусловлена и тем, что со стороны Департамента отсутствует регулярный оперативный контроль за своевременностью передачи дел административными комиссиями в службу судебных приставов в случае неуплаты административных штрафов добровольно.
    Предложения:
    Направить представление для устранения выявленных недостатков и нарушений руководителю департамента по развитию муниципальных образований Воронежской области.
    Заместитель председателя - аудитор
    Е.С.ЛИТВИНЧУК
    Начальник инспекции по контролю доходов
    областного бюджета и расходов
    на межбюджетные трансферты
    С.И.МАКУШИН
    Советник отдела организационно-аналитической
    и юридической работы
    А.А.КУЗИКОВ