Воронежская область
Заключение от 17 мая 2012 года

Заключение на отчет об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области в 2011 году

Принято
Контрольно-счетной палатой Воронежской обл.
17 мая 2012 года
    1.Общие положения
    Заключение Контрольно-счетной палаты Воронежской области на отчет об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области в 2011 году подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законами Воронежской области "О бюджетном процессе в Воронежской области" и "О Контрольно-счетной палате Воронежской области", законодательством в сфере обязательного медицинского страхования и иными законодательными актами Российской Федерации и Воронежской области.
    Отчет правительства Воронежской области об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области в 2011 году представлен в Контрольно-счетную палату в срок, установленный ст. 38 Закона Воронежской области от 10.10.2008 N 81-ОЗ "О бюджетном процессе в Воронежской области".
    При подготовке заключения Контрольно-счетной палатой Воронежской области проведена внешняя проверка отчетности Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области об исполнении бюджета за 2011 год. Результаты проверки показали, что бюджетная отчетность представлена в Контрольно-счетную палату Воронежской области в полном объеме, заполнена в соответствии с требованиями Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 N 191н. При сопоставлении взаимосвязанных показателей форм бюджетной отчетности расхождений также не выявлено.
    В тексте заключения применяются следующие сокращения:
    ТФОМС или Фонд - Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Воронежской области;
    ФФОМС - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
    ОМС - обязательное медицинское страхование;
    ПГГ - программа государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на территории Воронежской области;
    СМО - страховая медицинская организация;
    ЛПУ - лечебно-профилактическое учреждение;
    ПНП "Здоровье" - приоритетный национальный проект "Здоровье".
    2.Основные характеристики бюджета Фонда
    Анализ отчета об исполнении бюджета ТФОМС показал, что его доходная часть структурирована по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов РФ и представлена отдельным приложением к законопроекту. В отчете об исполнении бюджета Фонда учтены все доходные источники, установленные действующим законодательством.
    Законом Воронежской области от 15.11.2010 N 110-ОЗ "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" бюджет Фонда на 2011 год утвержден по доходам и расходам в сумме 6881,7 млн. рублей.
    С учетом изменений, внесенных Законами Воронежской области от 05.04.2011 N 35-ОЗ и от 09.12.2011 N 188-ОЗ , прогнозируемый объем доходов бюджета ТФОМС увеличен по сравнению с первоначально утвержденными показателями на 2989,8 млн. рублей (в 1,4 раза) и составил 9871,5 млн. рублей. Уточненный план по расходам установлен в сумме 9891,2 млн. рублей.
    По сравнению с 2010 годом доходы утверждены с ростом на 42,2% (доход 2010 года - 6943,0 млн. рублей). Столь существенное увеличение к предыдущему году обусловлено началом реализации в 2011 году региональной программы "Модернизация здравоохранения Воронежской области на 2011 - 2012 годы" (постановление правительства Воронежской области от 30.03.2011 N 236), в рамках которой запланированы поступления Федерального фонда ОМС в сумме 2624,2 млн. рублей.
    Рис. 1. Структура изменения плана доходной части бюджета
    (млн. рублей)
    Рисунок не приводится.
    Фактическое исполнение бюджета сложилось следующим образом:
    - доходная часть бюджета ТФОМС исполнена на 104,3% в сумме 10293,3 млн. рублей с ростом к уровню 2010 года в 1,5 раза;
    - расходная - на 99,3% назначений, утвержденных сводной бюджетной росписью в сумме 10091,1 млн. рублей.
    По итогам исполнения бюджета Фонда сложился профицит в сумме 202,3 млн. рублей, образовавшийся в результате увеличения остатков средств с 109,7 млн. рублей на начало года до 312,0 млн. рублей на конец 2011 года.
    3.Анализ исполнения доходной части бюджета
    Территориального фонда ОМС Воронежской области
    Бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования за 2011 год по доходам исполнен в сумме 10293,3 млн. рублей, что на 421,8 млн. рублей больше утвержденных Законом назначений (104,3%). Темп роста к уровню 2010 года составил 154,3%.
    Постатейное исполнение доходов приведено в таблице 1 и на рисунке 2 (не приводится).
    Таблица 1
    Доходы бюджета Территориального фонда ОМС
    Воронежской области
  1. Наименование показателя Исполнено (млн. рублей) Исполнение, % Доля в структуре доходов, %
    к плану 2011 года к факту 2010 года
    ДОХОДЫ, всего 10 293,3 104,3 в 1,5 раза больше 100
    1. Налоговые и неналоговые доходы: 2 855,0 112,4 131,9 27,7
    - страховые взносы на обязательное социальное страхование 2 578,0 113,9 142,7 25,0
    - штрафы, санкции, возмещение ущерба 1,9 в 6 раз больше - 0,02
    - налоги на совокупный доход за периоды, истекшие до 1 января 2011 года 64,4 98,8 - 0,6
    - задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам 3,5 в 2,4 раза больше 3,0 0,03
    - доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 0,2 109,6 - -
    - прочие неналоговые доходы 207,0 99,0 180,9 2,0
    2. Безвозмездные поступления 7 438,4 101,5 в 6 раз больше 72,3
    2.1. Межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам государственных внебюджетных фондов 7 439,9 101,5
    2.1.1. Средства бюджетов субъектов РФ: 3 137,2 100,0 107,2
    - средства бюджетов субъектов РФ, передаваемые бюджетам территориальных государственных внебюджетных фондов на ОМС неработающего населения 2 807,7 100,0 106,6 27,3
    - средства бюджетов субъектов РФ на дополнительные выплаты медперсоналу первичного медико-санитарного звена 329,5 100,3 112,7 3,2
    2.1.2. Средства Федерального фонда ОМС: 4 302,7 102,6 в 2,7 раза больше
    - дотации на выполнение территориальной программы ОМС 1 551,9 107,4 106,8 15,1
    - субсидии на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан 114,6 100,0 99,1 1,1
    - субсидии на диспансеризацию пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации 12,0 100,3 113,2 0,1
    - субсидии на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ 2 624,2 100,0 - 25,5
    2.2. Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из бюджетов государственных внебюджетных фондов -1,5 - - 0,01
  2. Рис. 2. Структура доходной части бюджета Фонда
    Рисунок не приводится.
    Следует отметить, что основными доходными источниками по-прежнему остаются страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего и неработающего населения, при этом объем поступивших средств выше как уровня 2010 года, так и утвержденных плановых показателей, что и отражено далее на графике (млн. рублей):
  3. 2808        2808
    2634        ┌───┐
    2261                                     
    1806                                            
    2010      план 2011   факт 2011          2010      план 2011   факт 2011
    2576
    
    
    
    
    
    
      
  4. Контрольно-счетная палата отмечает, что областной бюджет в полном объеме исполнил свои полномочия по финансированию обязательного медицинского страхования неработающего населения. Страховые взносы зачислены в бюджет Фонда с ростом к прошлому году на 7 процентных пунктов. Однако из-за увеличения численности застрахованного неработающего населения с 1474 тыс. человек в 2010 году до 1598 тыс. человек в 2011 году страховой платеж в расчете на одного неработающего жителя Воронежской области в отчетном году сложился меньше на 30 рублей, чем в 2010 году, и составил 1757 рублей.
    Также в доходах Фонда учтена субсидия областного бюджета в рамках реализации ПНП "Здоровье" в сумме 329,5 млн. рублей (100,3% к утвержденному объему ассигнований) на финансовое обеспечение государственного задания на оказание дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики, медицинскими сестрами. Это выше показателя 2010 года на 12,7%, что обусловлено ростом тарифов страховых взносов с 26,2% в 2010 году до 34,2% - в 2011 году.
    Более 40% доходов бюджета Фонда сформировано за счет безвозмездных поступлений Федерального фонда ОМС - 4302,7 млн. рублей, что составляет 102,6% плана и почти в 3 раза выше аналогичных поступлений 2010 года. В составе федеральных поступлений финансирование стартовавшей в отчетном году региональной программы модернизации здравоохранения, а также дотация и субсидии на выполнение территориальной программы ОМС, в том числе и на реализацию ПНП "Здоровье" в части проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан, детей-сирот, пребывающих в стационарных учреждениях, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
    Выполнение обязательств ФФОМС представлено далее на диаграмме:
  5. ///
    
    факт2010
    \\\
    
    план2011
     
    факт2011
    2624 2624
    1552                                 ┌───┐
    базовая программа       ПНП "Здоровье"         модернизация
    ОМС
    1454 1445
    \\\
    
    \\\
    \\\
    \\\
    \\\
    \\\
    ///\\\
    \\\
    \\\
    
    ///\\\
    ///\\\
    ///\\\
    ///\\\        126  127  127
    
    ///\\\       ///\\\
    
    1454 1445
    \\\
    
    \\\
    \\\
    \\\
    \\\
    \\\
    ///\\\
    \\\
    \\\
    
    1454 1445
    \\\
    
    \\\
    \\\
    \\\
    \\\
    \\\
    ///\\\
    \\\
    \\\
    
      
    1454 1445
    \\\
    
    \\\
    \\\
    \\\
    \\\
    \\\
    ///\\\
    \\\
    \\\
    
     
  6. Объем прочих неналоговых доходов составил 99%, или 207,0 млн. рублей, превысив в 1,8 раза уровень поступлений 2010 года. Столь значительный рост обусловлен увеличением количества случаев оказания медицинской помощи гражданам, имеющим медицинские полисы других субъектов, с 116,4 тысячи до 144,1 тысячи случаев.
    4.Анализ исполнения расходов бюджета
    Территориального фонда ОМС Воронежской области
    Фактическое исполнение расходной части бюджета Фонда за 2011 год составило 10091,1 млн. рублей, или 99,3% к расходам, утвержденным сводной бюджетной росписью на отчетный год, и 150,3% к расходам 2010 года.
    Характеристика исполнения расходной части бюджета Фонда приведена в таблице 2 и на рис. 3 (не приводится).
    Таблица 2
    Расходы бюджета Территориального фонда ОМС
    Воронежской области
  7. Наименование показателя Исполнено (млн. рублей) Исполнение, % Структура расходов, %
    к плану 2011 года к факту 2010 года
    РАСХОДЫ, всего 10 091,1 99,3 150,3 100
    Общегосударственные вопросы 144,3 98,1 112,2 1
    Выполнение управленческих функций 144,3 98,1 112,2
    Здравоохранение 8 009,6 99,2 121,6 79
    Амбулаторная помощь (в рамках реализации ПНП "Здоровье"): 434,0 95,1 103,7 4
    - финансовое обеспечение денежных выплат врачам участковым и их медицинским сестрам 307,3 93,3 105,1
    - проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан 114,6 100,0 99,1
    - диспансеризация пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации 12,0 100,0 113,2
    Другие вопросы в области здравоохранения: 7 575,6 99,4 122,8 75
    - выполнение территориальной программы ОМС в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования 6 928,8 99,9 112,3 69
    - реализация региональных программ модернизации здравоохранения (внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи) 646,9 94,1 - 6
    Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ 1 937,2 100,0 - 20
    Реализация региональной программы модернизации здравоохранения: 1 937,2 100,0 -
    - укрепление материально-технической базы медицинских учреждений 1 805,9 100,0
    - внедрение современных информационных систем в здравоохранение 131,2 100,0
  8. Рис. 3. Структура расходной части бюджета Фонда
    Рисунок не приводится.
    Анализ структуры расходной части бюджета Фонда показывает, что основная доля расходов Фонда (69%) в объеме 6928,8 млн. рублей направлена на финансирование территориальной программы ОМС. Эти расходы составляют 100% утвержденной суммы и на 12,3% превышают финансирование территориальной программы ОМС в 2010 году.
    Территориальная программа обязательного медицинского страхования на 2011 год утверждена в составе ПГГ на уровне 2010 года в сумме 6553,2 млн. рублей с дефицитом 29,9% к расчетной стоимости (9343,9 млн. рублей). Фактическое исполнение программы согласно статистической форме N 62 с учетом остатка на начало 2011 года составило 6969,5 млн. рублей (106,4% к плану и 105,7% к 2010 году), фактический дефицит - 25,4% (в 2010 году - 28,6%).
    Подушевой норматив (финансирование обязательного медицинского страхования одного жителя области) увеличился по отношению к предыдущему году на 5,2% и составил 3059,7 рубля из расчета численности застрахованного населения 2277,8 тыс. человек. Вместе с тем подушевой норматив по-прежнему нельзя назвать достаточным, поскольку от федерального значения (4102,9 рубля) он составляет только 74,6%.
    Анализ структуры медицинской помощи в системе ОМС показал, что по сравнению с 2010 годом объем стационарной помощи в расчете на одного застрахованного увеличился на 1,3%, в амбулаториях и поликлиниках - на 2,7%. Объем помощи, оказанной в дневных стационарах, снизился на 0,4%.
    Следует отметить, что утвержденные территориальной программой ОМС нормативы объемов медицинской помощи не выдержаны, прослеживается как превышение, так и невыполнение плановых показателей. Так, по стационарной помощи превышение составило 6,0%, по медицинской помощи, оказываемой в дневных стационарах, - 2,8%. Некоторые медицинские организации значительно превысили установленную для них величину. К примеру, в МУЗ "Новоусманская ЦРБ" объемы по стационарной помощи завышены на 28,2%, в МУЗ г. Воронежа "ГКБ N 20" - на 19,6%, а в МУЗ "Петропавловская ЦРБ" превышение наблюдается как по стационарной помощи, так и по помощи, оказываемой в дневных стационарах, - на 27,9% и 51,5% соответственно. В результате этого перерасход средств обязательного медицинского страхования, планируемых для оплаты стационарной и стационарозамещающей помощи, составил в целом по области 244,1 млн. рублей.
    В то же время большинство медицинских организаций области не справились с выполнением объемов по амбулаторно-поликлинической помощи. Показатель выполнения плана в целом по области составил лишь 96,8%. Наибольший процент недовыполнения запланированных объемов амбулаторной помощи сложился в МУЗ "Терновская ЦРБ" (48,4% со знаком минус), МУЗ "Подгоренская ЦРБ" (-36,6%), МУЗ "Каширская ЦРБ" (-33,4%).
    Необходимо обратить внимание на то, что при невыполнении запланированных объемов медицинские учреждения не получают необходимого финансирования, т.е. "теряют" деньги. С одной стороны, это может быть обусловлено снижением заболеваемости, но с другой стороны, деньги в системе ОМС можно только заработать, следовательно, для благополучного финансирования необходимо принимать организационные меры. Вследствие невыполнения планируемых объемов амбулаторной помощи медицинскими учреждениями в целом по области недополучено 191,8 млн. рублей.
    В области не достигнуты и федеральные нормативы по объемам медицинской помощи. По амбулаторно-поликлинической помощи отклонение в сторону уменьшения составляет 16,1% (7,523 посещения в год при рекомендованном количестве посещений - 8,962). По стационарной помощи федеральный норматив превышен на 18,2% (при нормативе 1,894 койко-дня фактически на одного жителя области приходится 2,239 койко-дня в год). Наиболее близки к федеральному показателю (0,490 пациенто-дня) объемы медицинской помощи в дневном стационаре, которые составили 0,517 пациенто-дня в год.
    При этом нельзя не отметить положительную динамику, сложившуюся в тарифной политике. Как видно на графике финансовые затраты на единицу объема медицинской помощи выросли в сравнении с 2010 годом (рублей):
  9. стационарная помощь                    амбулаторно-поликлиническая
                /
              / 748,3
            / (рост на                               / 149,4
          /     8,7%)                              / (рост на
        /                                        /     7,9%)
      /                                        /
    /                                        /
    688,4                                  /
                                           138,4
    2010         2011                      2010       2011
                           дневной стационар
                                   / 322,5
                                 /  (рост на
                               /     1,7%)
                             /
                           /
                           317,2
                           2010     2011
  10. Однако действующий в области уровень тарифов на медицинские услуги не достиг федерального значения, что отражено далее на диаграмме:
    Средние тарифы на медицинские услуги за 2011 год по сравнению с федеральными нормативами финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на 2011 год:
  11. ┌──────────────────────────┐
    │\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\│
    │\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\│
    │\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\│
    │\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\│            ┌──────────────────────────┐
    │\\\\\\\\\1167,00\\\\\\\\\\│            │\\\\\\\\\748,28\\\\\\\\\\\│
    │\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\│            │\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\│
    │\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\│            │\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\│
    │\\\\\\\\\\\ /\ \\\\\\\\\\\│            │\\\\\\\\\\\ /\ \\\\\\\\\\\│
    │\\\\\\\\\\ /  \ \\\\\\\\\\│            │\\\\\\\\\\ /  \ \\\\\\\\\\│
    │\\\\\\\\\ /    \ \\\\\\\\\│            │\\\\\\\\\ /    \ \\\\\\\\\│
    │\\\\\\\\ /      \ \\\\\\\\│            │\\\\\\\\ /      \ \\\\\\\\│
    │\\\\\\\ / 470,50 \ \\\\\\\│            │\\\\\\\ / 322,46 \ \\\\\\\│
    │\\\\\\ /          \ \\\\\\│            │\\\\\\ /          \ \\\\\\│
    │\\\\\ /     /\     \ \\\\\│            │\\\\\ /     /\     \ \\\\\│
    │\\\\ /     ///\     \ \\\\│            │\\\\ /     ///\     \ \\\\│
    │\\\ /     /////\     \ \\\│            │\\\ /     /////\     \ \\\│
    │\\ /     ///////\     \ \\│            │\\ /     ///////\     \ \\│
    │\ /     //169,50/\     \ \│            │\ /     //149,36/\     \ \│
    │ /     ///////////\     \ │            │ /     ///////////\     \ │
    └──────────────────────────┘            └──────────────────────────┘
    Федеральные нормативы на               Средние тарифы за 2011 год
           2011 год
    ┌───┐                 ┌───┐                    ┌───┐
    │\\\│ Амбулаторная    │   │ Дневной стационар  │///│ Стационарная помощь
    └───┘                 └───┘                    └───┘
  12. Сложившаяся ситуация приводит к тому, что лечебные учреждения нередко нарушают условия тарифного соглашения по соблюдению установленных пропорций финансирования статей расходов (оплата труда, приобретение медикаментов, продуктов питания, мягкого инвентаря).
    Так, амбулаторно-поликлиническими учреждениями, включая дневной стационар, на зарплату направлено 87,2% израсходованных средств при нормативе не более 86,3%, на медикаменты - 11% (норматив не менее 10%). Из рекомендованных 0,8% на мягкий инвентарь израсходовано 0,3%. Таким образом, указанные пропорции расходов не соответствуют условиям тарифного соглашения по амбулаторно-поликлинической помощи.
    В стационарах пропорции распределения средств также не выдержаны. На питание направлено 7,7% при нормативе не менее 8%, на мягкий инвентарь - 0,5% (норматив - не менее 0,8%). Затраты на приобретение медикаментов в общих расходах составили 19,3%, что выше норматива на 1,3% (не менее 18%). В среднем по области удельный вес выплат заработной платы сложился 71,2% при нормативе не более 72,2%. Однако в 35 стационарах Воронежской области имело место превышение процента израсходованных средств ОМС на зарплату с начислениями, так: например, в МУЗ ГО г. Воронеж "ГКБ N 3" - на 11,4%, в МУЗ "Репьевская ЦРБ" - на 20,3%.
    Кроме того, за 2011 год в 9 медицинских организациях Воронежской области имело место расходование средств ОМС на статьи, не входящие в тарифное соглашение. Общая сумма расходов на вышеуказанные статьи составляет 1,8 млн. рублей, что соответствует 0,03% от общей суммы расходов.
    В структуре расходов медицинских учреждений за счет средств ОМС расходы на оплату труда составляют основную долю - 77,8% (5195,8 млн. рублей), что выше уровня 2010 года на 12,2%.
    На приобретение медикаментов и изделий медицинского назначения лечебные учреждения области израсходовали в 2011 году 1062,9 млн. рублей (15,9% всех расходов), что на 1,7% (17,9 млн. рублей) выше уровня 2010 года. Соответственно, уровень медикаментозного обеспечения ЛПУ области несколько вырос. Так, стоимость по медикаментам одного койко-дня увеличилась по сравнению с 2010 годом по стационарной помощи с 134,2 рубля до 148,8 рубля (на 10,9%). Стоимость одного посещения при оказании амбулаторно-поликлинической помощи сложилась на уровне прошлого года - 14,8 рубля.
    Удельный вес расходов на питание больных в ЛПУ составил 4,5% в общем объеме расходов, или 303,5 млн. рублей. Как положительный момент необходимо отметить, что средняя стоимость койко-дня по питанию увеличилась и составила 59,5 рубля против 58,7 рубля в 2010 году. Однако столь незначительный рост (1,4%) недостаточен для стопроцентного выполнения натуральных норм питания, о чем свидетельствуют проверки Контрольно-счетной палаты Воронежской области медицинских учреждений.
    В 2011 году Фонд продолжал участвовать в реализации приоритетного национального проекта "Здоровье". Расходы на финансирование социальных выплат произведены в сумме 434,0 млн. рублей (95,1% плана), что на 3,7% выше уровня предыдущего отчетного года и на 4,9% ниже плановых назначений. Структура расходов Фонда представлена на рис. 4.
    Следует отметить, что средства, направленные в рамках нацпроекта, позволили провести диспансеризацию в условиях стационара более 4 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прошли дополнительный осмотр 80,8 тыс. работающих граждан.
    Кроме того, осуществлены денежные выплаты, установленные законодательством, на оказание дополнительной медицинской помощи 1173 врачам (по 10 тыс. рублей) и 1605 медицинским сестрам (по 5 тыс. рублей). Как видно на рисунке 4, данный вид расходов исполнен на 93,3% утвержденных назначений. Низкий процент исполнения объясняется авансовым характером финансирования и последующей корректировкой фактической потребности в результате изменения численности медицинских работников, имеющих право на получение указанных денежных выплат. Кроме того, исчисление выплат медицинским работникам первичного звена производится за фактически отработанное время с учетом нахождения работников на больничном листе, в очередном отпуске и т.д. Неиспользованный остаток средств в сумме 22,2 млн. рублей перечислен в департамент здравоохранения Воронежской области в январе 2012 года.
    Рис. 4. Структура расходов бюджета Фонда на реализацию
    ПНП "Здоровье" в 2011 году
    Рисунок не приводится.
    Расходы на реализацию региональной программы "Модернизация здравоохранения Воронежской области на 2011 - 2012 годы" составили 2584,0 млн. рублей, что обеспечило выполнение утвержденных назначений на 98,5%. Необходимо отметить, что средства по программе модернизации, являясь дополнительным финансовым источником, позволили повысить уровень медицинских учреждений, сделать их более конкурентоспособными, повысить привлекательность для пациентов, поскольку значительный объем средств - 1805,9 млн. рублей (100% плана) направлен на укрепление материально-технической базы медицинских учреждений, а также внедрение современных информационных систем в здравоохранение в целях перехода на полисы обязательного медицинского страхования единого образца (131,2 млн. рублей, 100% плана).
    Помимо этого, 646,9 млн. рублей, или 94,1% утвержденных назначений, зачислено на счета страховых медицинских организаций на внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи. Недовыполнение плановых значений на конец года связано с тем, что завершение расчетов с медицинскими организациями по счетам за декабрь 2011 года производится после окончательного приема и обработки выставленных счетов за оказанную медицинскую помощь. На основании разрешения Федерального фонда ОМС (письмо от 10.02.2012 N 794/26-4) остаток средств в сумме 33,3 млн. рублей перечислен страховым компаниям в феврале 2012 года.
    Нормированный страховой запас по состоянию на 1 января 2012 года сформирован в объеме, предусмотренном Законом Воронежской области от 15.11.2010 N 110-ОЗ "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования..." - 500,0 млн. рублей. Средства нормированного страхового запаса направлены на финансовое обеспечение реализации территориальной программы ОМС в виде дополнительного финансирования страховых медицинских организаций на оплату медицинской помощи застрахованным лицам по территориальной программе ОМС в сумме 151,2 млн. рублей, а также на расчеты за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта РФ, в котором выдан полис ОМС (288,8 млн. рублей). Остаток на конец отчетного года в сумме 60,0 млн. рублей будет направлен на пополнение нормированного страхового запаса в 2012 году.
    Остаток денежных средств Фонда в течение отчетного периода увеличился на 202,3 млн. рублей и составил на начало 2012 года 312,0 млн. рублей.
    Источниками внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда являются изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета в течение соответствующего финансового года. Учитывая сложившийся на начало 2011 года остаток средств в сумме 109,7 млн. рублей, профицит бюджета Фонда составил 202,3 млн. рублей, в том числе:
    - 139,9 млн. рублей - в связи с поздним поступлением (30.12.2011 и 11.01.2012) налоговых платежей и дотаций из бюджета Федерального фонда ОМС на финансирование территориальной программы ОМС;
    - 40,2 млн. рублей - остаток средств по счетам медицинских организаций, выставленных за декабрь 2011 года (для оплаты в январе 2012 года) в части внедрения стандартов медицинской помощи, повышения доступности амбулаторной медицинской помощи в рамках программы модернизации здравоохранения;
    - 22,2 млн. рублей - возврат неиспользованных ЛПУ средств, предназначенных на финансовое обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи, оказываемой медицинскими работниками первичного медико-санитарного звена (участковые) в 2011 году.
    Выводы
    Анализ исполнения областного Закона о бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области за 2011 год свидетельствует о том, что запланированный объем доходов достигнут с ростом к 2010 году в 1,5 раза. Столь значительное увеличение доходов обусловлено началом реализации в 2011 году региональной программы модернизации здравоохранения.
    Объемы всех видов медицинской помощи в расчете на одного застрахованного жителя области к уровню 2010 года увеличены, за исключением помощи, оказанной в дневных стационарах (снижение на 0,4%).
    Подушевой норматив (финансирование обязательного медицинского страхования одного жителя области) также увеличился по отношению к предыдущему году. Вместе с тем он по-прежнему недостаточен, поскольку от федерального значения составляет только 74,6%.
    Как положительный момент необходимо отметить и то, что стоимость по медикаментам одного койко-дня (стационарная помощь) увеличилась по сравнению с 2010 годом на 10,9%. Стоимость одного посещения при оказании амбулаторно-поликлинической помощи сложилась на уровне прошлого года.
    Однако увеличение расходов на питание как в целом, так и средней стоимости одного койко-дня (на 1,4%) недостаточно для стопроцентного выполнения натуральных норм питания.
    Отмечено также несоблюдение лечебными учреждениями нормативов расходов, рекомендованных тарифным соглашением, а также расходование средств ОМС на статьи, не входящие в тарифное соглашение.
    Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что исполнение бюджета ТФОМС за 2011 год соответствует действующему законодательству. Причин для отклонения проекта Закона Воронежской области "Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области за 2011 год" Контрольно-счетная палата Воронежской области не усматривает.
    Председатель Контрольно-счетной
    палаты Воронежской области
    В.Н.ОЛЕМСКОЙ
    Советник отдела организационно-аналитической
    и юридической работы
    А.А.КУЗИКОВ