Взыскание налоговой санкции на основании решения налогового органа
Воронежская область
Информация от 13 октября 2006 года
Взыскание налоговой санкции на основании решения налогового органа
Принята
Инспекцией Федеральной налоговой службы по Левобережному району г. Воронежа (Воронежская обл.)
13 октября 2006 года
Федеральным законом от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" в Налоговый кодекс РФ внесены очередные изменения, установившие иной порядок взыскания налогов, пеней и налоговых санкций.
Принятие нового Закона было вызвано необходимостью решить проблему излишней загруженности судов заявлениями органов исполнительной власти, в том числе налоговых органов, о взыскании с юридических лиц и предпринимателей обязательных платежей и санкций на небольшие суммы. Судебный порядок взыскания указанных сумм в настоящее время приводит к задействованию судебного механизма не только в тех случаях, когда есть спор, неурегулированное разногласие между соответствующим налоговым органом и конкретным гражданином или организацией, но и когда последние не спорят.
Изменения, внесенные в Кодекс и вступившие в силу с 01.01.2006, заключаются в следующем.
Бесспорный порядок взыскания налога и пеней с организаций за счет их денежных средств в банках и иного имущества, изложенный в ст. ст. 46, 47 Кодекса, будет (в соответствии с изменениями) применяться также при взыскании налога и пеней с индивидуальных предпринимателей.
Еще одно существенное изменение, внесенное указанным Законом в НК РФ, состоит в наделении налоговых органов правом самостоятельно взыскивать налоговые санкции с налогоплательщика (налогового агента).
С 01.01.2006 вступила в силу ст. 103.1 Кодекса, появившаяся в нем впервые. Согласно п. 1 этой статьи в случае, если сумма штрафа, налагаемого по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, не превышает 5 тыс. рублей (для индивидуальных предпринимателей) или 50 тыс. рублей (для организаций), руководитель (его заместитель) налогового органа принимает решение о взыскании налоговой санкции на основании решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Последовательность действий при внесудебном взыскании санкций следующая: - принятие решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к налоговой ответственности; - принятие решения о взыскании с налогоплательщика (иного лица) налоговой санкции; - направление налогоплательщику (иному лицу) требования о добровольной уплате налоговой санкции; - вынесение постановления о взыскании налоговой санкции.
Есть несколько важных моментов, на которые, на наш взгляд, следует обратить внимание.
Во-первых, необходимо помнить, что решение о взыскании налоговой санкции вступает в законную силу по истечении срока на добровольную уплату, указанного в требовании (если уплаты не произошло), и обращается к принудительному исполнению.
Действие решения может быть приостановлено в двух случаях. Согласно п. 4 ст. 103.1 НК РФ оно приостанавливается автоматически в силу закона при обжаловании его в вышестоящий налоговый орган, а также может быть приостановлено в случае обжалования его в арбитражный суд. При судебном обжаловании такое приостановление по существу является обеспечительной мерой, поэтому для приостановления действия решения о взыскании налоговой санкции от налогоплательщика должны поступить соответствующее ходатайство и доказательства уплаты государственной пошлины за рассмотрение заявления о принятии обеспечительной меры.
Во-вторых, важно определиться, какой ненормативный акт налогового органа налогоплательщику (иному лицу) следует обжаловать, если он не согласен с взысканием налоговой санкции. Очевидно, что обжалованы могут быть и решение о привлечении к налоговой ответственности, и решение о взыскании налоговой санкции.
Обращаем внимание на то, что если налогоплательщик будет привлекаться к ответственности за совершение нескольких налоговых правонарушений, с него во внесудебном порядке фактически может быть взыскана сумма большая, чем 5000 рублей (для предпринимателя) и 50000 рублей (для юридического лица). Важно только, чтобы штраф за каждое из этих правонарушений не превышал установленного предела для данной категории налогоплательщиков.
Пример N 1:
Предприниматель по итогам выездной проверки в 2006 году привлечен к ответственности: - за неуплату НДС (п. 1 ст. 122 НК РФ) - штраф 4500 рублей; - непредставление декларации по НДФЛ (п. 1 ст. 119 НК РФ) - штраф 1500 рублей; - неправомерное неперечисление НДФЛ с зарплаты работников (ст. 123 НК РФ) - штраф 4900 рублей.
Налоговый орган вправе взыскать с индивидуального предпринимателя во внесудебном порядке все эти штрафы, их общая сумма - 10900 рублей (4500 + 1500 + 4908 = 10900), а также недоимку и пени без каких-либо ограничений по сумме .
Пример N 2:
20 апреля 2006 года налоговой инспекцией было вынесено решение о привлечении к налоговой ответственности ООО "Праймтайм". В соответствии с данным решением налогоплательщику предлагалось уплатить следующие суммы штрафа: - 49000 рублей за неуплату НДС за октябрь 2005 года; - 28000 рублей за неуплату акцизов за октябрь 2005 года; - 5000 рублей в соответствии со ст. 119 НК РФ.
Таким образом, общий размер налоговых санкций составил 82000 рублей (49000 + 28000 + 5000), но по каждому основанию сумма финансовой санкции составляет менее 50000 рублей. Следовательно, налоговый орган вправе в случае неуплаты налогоплательщиком в установленный срок штрафа самостоятельно взыскать данные суммы санкций, не обращаясь в суд.
К правонарушениям, совершенным налогоплательщиком до 1 января 2006 года, но обнаруженным налоговым органом после этой даты, применяются положения новой редакции п. 7 ст. 114 НК РФ о бесспорном списании сумм штрафов. И.о. руководителя ИФНС России по Левобережному району г. Воронежа - советник налоговой службы I ранга
В.И.ТРУХАЧЕВА