Воронежская область
Информация от 01 июля 1998 года

Типичные нарушения налогового законодательства при исчислении налогов в дорожные фонды, выявленные при документальных проверках

Принята
Государственной налоговой инспекцией по Воронежской области
01 июля 1998 года
    В соответствии со ст. 2 Закона РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР" работники налоговой инспекции обязаны проводить документальные проверки юридических лиц согласно утвержденных графиков.
    Сотрудниками налоговой инспекции Железнодорожного районов течение 1997 года и 1 квартала текущего года произведена проверка 223 предприятий, организаций по вопросам правильности начисления и своевременности уплаты налогов в дорожные фонды.
    В ходе проверок дополнительно начислено налогов более чем на 1000 млн. руб., в т.ч. штрафы по ним составили 900 млн. руб. (неденоминированных).
    Каждая проверка показывает, что одной из основных причин неправильного исчисления налогов является недостаточное знание налогоплательщиками налогового законодательства.
    В ходе проведенных документальных проверок выявлены следующие нарушения Закона РФ от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в РФ" и инструкции ГНС РФ N 30 от 15.05.1995 (с изменениями и дополнениями).
    1.Налог на пользователей автомобильных дорог
    Произведено доначисление налога в связи с не включением в налогооблагаемую базу стоимости работ по капитальному строительству, выполненных хозспособом, т.к. такие работы рассматриваются, как представляемые услуги на сторону.
    Также на основании инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета N 56 от 01.11.1991, с учетом изменений N 173 от 28.12.1994, указанные работы отражаются по дебету счета 08 "Капвложения" и кредиту счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)".
    Установлены случаи невключения в налогооблагаемую базу компенсации транспортных расходов по доставке продукции покупателю, т.е. если согласно договору на поставку продукции цены установлены на условии доставки до пункта назначения за счет поставщика, то расходы по доставке до пункта назначения включаются в издержки обращения поставщиков и учитываются в составе выручки от реализации продукции.
    По-прежнему при проведении проверок производятся доначисления налога по образовательным учреждениям, получающим доходы от образовательной деятельности. При этом следует напомнить, что Законом РФ N 1759-1 "О дорожных фондах РФ" образовательным учреждениям льгот по уплате налога на пользователей автодорог не предоставлено. Поэтому, у образовательных учреждений в облагаемую базу должна включаться выручка от оказания платных образовательных услуг, независимо от того, относится ли такая реализация к предпринимательской деятельности или нет.
    В процессе проверки выявлены отдельные предприятия, которые закупают материалы сверх нормы (сметы) и в дальнейшем при производстве продукции их не используют, а при реализации проводят через счет 48.
    В данном случае следовало учет этих материалов осуществлять на счете 41 и реализацию проводить через счет 46, и исчислять налог на пользователей автодорог с разницы между их продажей и покупной стоимостью.
    Следует отметить, согласно плану счетов бухгалтерского учета на счете 10 "Материалы" учитываются те материалы, которые используются непосредственно в процессе производства.
    Реализуемые сэкономленные во время производства материалы проводятся по счету 48 без включения в налогооблагаемую базу.
    Не начислялся налог по безвозмездной передаче продукции, товаров, однако в соответствии с п. 17 Инструкции N 30 для целей обложения налогом на пользователей автодорог с этой продукции должны применяться рыночные цены на аналогичные товары, но не ниже фактической себестоимости.
    Допускаются случаи занижения налогооблагаемой базы для исчисления налога из-за исключения оборотов по реализации ГСМ, вместо исключения только налога на ГСМ.
    Многие предприятия в нарушение п. 24.1 инструкции 30 не производят уплату авансовых взносов налога в связи с превышением установленного размера среднемесячных платежей в предыдущем квартале.
    Особое внимание налогоплательщикам следует обратить на порядок исчисления налога на пользователей автодорог по доходам от сдачи имущества в аренду.
    Письмом Госналогслужбы РФ N 07-2/06-2/437 от 17.04.1998 разъяснено следующее.
    Согласно п. 21.3 инструкции ГНС РФ от 15.05.1995 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов поступающих в дорожные фонды" (с изменениями и дополнениями) организации, уставной деятельностью которых является предоставление в аренду имущества (кроме имущества находящегося в государственной и муниципальной собственности) уплачивают налог на пользователей автомобильных дорог от арендной платы, полученной от реализации этих услуг.
    Если же в Уставе организации аренда имущества, как вид деятельности не указана, но расходы по содержанию сдаваемого в аренду объекта относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) или издержки обращения, то сумма арендной платы должна быть отнесена на счет 46.
    Если организация относит суммы арендной платы в состав внереализационных доходов, то затраты по содержанию объекта, сданного в аренду, должны производиться за счет собственных средств организации, т.к. согласно п. 24 "Положения о порядке начисления амортизационных отчислений по основным фондам в народном хозяйстве" на внереализационные расходы списывают только износ и ремонт объекта сданного в аренду.
    2.Налог на реализацию ГСМ
    Установлены факты занижения налогооблагаемой базы для исчисления налога на реализацию ГСМ за счет не включения стоимости услуг по доработке, улучшению качества, а также расходов по расфасовке в другую тару горюче-смазочных веществ, израсходованного масла при гарантийном, послегарантийном и техобслуживании двигателей.
    Отдельные предприятия - комитенты при перепродаже ГСМ по договору комиссии не производили исчисление и уплату налога.
    Допускаются случаи, когда в нарушение инструкции N 30 и письма Госналогслужбы от 21.12.1992 N ВГ-6-15/448 налогооблагаемая база для исчисления этого налога была уменьшена на суммы издержек, связанных с перепродажей ГСМ, что недопустимо.
    Предприятия, являющиеся перепродавцами ГСМ, допускают случаи, исключение из налогооблагаемой базы НДС, исчисленного расчетным путем (т.е. в счетах-фактурах и приходных документах НДС не выделен). Это является нарушением п. 16 инструкции N 39 от 11.10.1995 "О порядке исчисления и уплаты НДС".
    3.Налог на приобретение автотранспортных средств
    Ошибочно не исчисляется налог со стоимости автотранспортных средств, полученных по договору аренды с правом выкупа и зачисленных в основные средства.
    В заключении следует отметить, что согласно Указу Президента N 685 от 08.05.1996 (п. 13) налогоплательщик имеет право до проверки налоговым органом внести исправления в ранее представленные налоговые расчеты и в бухгалтерскую отчетность, а также внести в бюджет причитающиеся суммы налога, при этих условиях финансовые санкции к предприятию не применяются.
    Таким образом, для избежания применения санкций, предприятиям необходимо уделять больше внимания изучению налогового законодательства, оперативно реагировать на его изменения, своевременно обращаться за консультациями в налоговые инспекции по месту регистрации предприятия.
    Советник налоговой
    службы II ранга
    С.П.ВАРНАВСКИЙ