О льготах при налогообложении имущества предприятий
Воронежская область
Информация от 01 февраля 1997 года
О льготах при налогообложении имущества предприятий
Принята
Государственной налоговой инспекцией по Воронежской области
01 февраля 1997 года
С учетом введения в действие Федерального закона от 25.04.1995 N 62-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" Государственной налоговой службой по согласованию с Минфином Российской Федерации взамен ранее действовавшей разработана новая редакция инструкции "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий".
Инструкция вводится в действие с 28.04.1995, т.е. с момента введения в действие Федерального закона от 25.04.1995 N 62-ФЗ.
Таким образом, в первом квартале 1995 года порядок исчисления уплаты в бюджет налога определяется инструкцией N 7 от 16.03.1992 с последующими изменениями и дополнениями, а начиная со второго квартала 1995 года порядок исчисления уплаты соответствующего налога определяется уже новой инструкцией.
Особенность введения в действие новой инструкции заключается в том, что согласно статьи 2 Федерального закона от 26.04.1995 N 62-ФЗ действие Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 1995 года.
В связи с тем, что этот закон установил ряд новых льгот и в то же время отменил ряд ранее действующих льгот, встает вопрос о сроках вступления в силу новых льгот и о сроках потери силы тех льгот, которые были исключены. Здесь надо иметь ввиду следующее.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации определено, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Исходя из того, что действие настоящего Федерального закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 1995 года, новые льготы вступают в силу с 1 января 1995 года. Льготы, отмененные законом, согласно 57 статьи Конституции, перестают действовать с 28 апреля, а по расчетам налога начиная со второго квартала 1995 года.
Законом предусмотрено два вида налоговых льгот: 1) для категории плательщиков, имущество которых данным налогом не облагается; 2) на имущество, на балансовую (нормативную) стоимость которого уменьшается стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей налогообложения.
Итак, налогом на имущество предприятий не облагается имущество: - бюджетных учреждений и организаций, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти, органов местного самоуправления.
К бюджетным организациям относятся учреждения и организации, основная деятельность которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджета на основе сметы доходов и расходов (бюджетной сметы). Обязательными условиями являются открытие финансирования по смете и введение бухгалтерского учета и отчетности в порядке, предусмотренном для бюджетных организаций. Данная льгота предоставляется независимо от того, занимаются указанные организации предпринимательской деятельностью или нет и введена она с 1 января 1992 года.
Значительные изменения произошли в льготировании предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов. Суть изменений в том, что первоначально Законом предусматривалось полное освобождение этих предприятий независимо от того, осуществляют они иную деятельность, не связанную с сельским хозяйством и рыболовством или нет.
В новой редакции Закона от 25 апреля 1995 года предусмотрено, что предприятия по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов, освобождаются от уплаты налога только при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70 % общей выручки от реализации продукции, работы, услуг.
Данное изменение ужесточает требования, предъявляемые при предоставлении льгот указанным предприятиям, тем самым ухудшая их положение. Поэтому новая норма вступает в силу, начиная с 28 апреля 1995 года, а в 1 квартале 1995 года предприятия по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов не платили налог на имущество предприятий, независимо от доли выручки от этих видов деятельности в общей сумме выручки.
Поскольку работа указанных предприятий носит сезонный характер, Инструкцией Государственной налоговой службы Российской Федерации от 8 июня 1995 года N 33 предусматривается, что 70% общей суммы выручки будет рассчитываться по итогам отчетного года, т.е. в течение отчетного года данные предприятия налог не платят.
Если же по результатам отчетного года выручка от льготируемых видов деятельности составит менее 70% общей суммы выручки от реализации продукции, работ, услуг, данные предприятия должны будут уплатить налог по расчету за отчетный год, но при этом для них также действует норма Закона, в соответствии с которой стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую стоимость имущества, используемого для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и переработки рыбы.
С учетом этого, если данные предприятия имеют на своем балансе имущество, используемое для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и переработки рыбы, то оно подлежит исключению из налогообложения.
К сельскохозяйственной и рыбной продукции относится продукция, включенная в Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, принятый Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301 и введенный в действие с 1 июля 1994 года.
Необходимо отметить, что для предоставления рассмотренной нами льготы предприятию достаточно заниматься каким-либо одним из указанных видов деятельности: либо производством, либо переработкой, либо хранением сельскохозяйственной или рыбной продукции; осуществление предприятием совокупности льготируемых видов деятельности необязательно.
Немало вопросов возникает и в связи со льготной, предусмотренной пунктом "ж" статьи 4 Закона, согласно которой налогом на имущество предприятий не облагаются запасы, созданные в соответствии с решениями федеральных органов исполнительной власти, соответствующих органов государственной власти, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
К таким запасам относятся, в частности, материальные ценности предприятий, законсервированные в соответствии с указанным порядком, изложенным в Приказе Минфина Российской Федерации N 130 от 19.12.1995.
Не является основанием для применения данной льготы решение о консервации имущества, принятое руководителем предприятия.
Структура федеральных органов исполнительной власти приведена в Указе Президента Российской Федерации от 10.01.1994 N 66. Изменения в этот Указ внесены Указом Президента Российской Федерации "О структуре федеральных органов исполнительной власти" от 14.08.1996 N 1177.
В зависимости от того, чья это собственность (муниципальная, субъекта Российской Федерации или федеральная), тот орган и выносит решение по льготированию имущества.
Обязательным условием для принятия решения на федеральном уровне для предприятий, работающих в системе соответствующего министерства или ведомства, является наличие в уставном фонде этого предприятия государственной (федеральной) собственности.
Общественные объединения и ассоциации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, в том числе по ведению приносящих доход от внереализационных операций, таких, как сдача в аренду имущества или хранение средств на депозитных счетах в банках, являются плательщиками налога на имущество в общеустановленном порядке. Уплата налога в этом случае производится за период осуществления предпринимательской деятельности.
Статьей 4 Закона пункт "и" предусмотрено освобождение от уплаты налога на имущество предприятий общественных организаций инвалидов, а также других предприятий, учреждений и организаций, в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов от общего числа работников.
Если же условие наличия 50% от общего числа работников инвалидов нарушается, то организация платит налог на имущество в общеустановленном порядке с начала года.
Для принятия имущества объектов газо-, тепло- и электроснабжения населения и для коммунально - технического обслуживания и ремонта, рекомендуется руководствоваться перечнем объектов жилищно-коммунального хозяйства, приведенным в единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 N 1072 и Общесоюзным классификатором "Отрасли народного хозяйства", а также проектно-технической документацией на конкретные объекты.
Газопроводы, снабжающие промышленные предприятия, население и жилищно-коммунальное хозяйство, лимитируются пропорционально доле отпускаемого газа на коммунально-бытовые нужды и населению.
При пользовании льготой по п. 6 п.п. "а" инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации N 33 следует иметь ввиду, что согласно пункту 8 письма Минфина России от 29.10.1993 N 118 "Об отражении в бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно-коммунальном хозяйстве" в бухгалтерской отчетности по форме N 1 "Баланс предприятия" жилищный фонд и объекты внешнего благоустройства предприятий, городов и других населенных пунктов, числящихся в составе основных средств, показываются по строкам 020 "Первоначальная стоимость" и 022 "Остаточная стоимость" в одинаковой оценке - по первоначальной (восстановительной) стоимости объектов.
Суммы начисленного износа по объектам жилищного фонда и внешнего благоустройства учитываются на забалансовых счетах 014 "Износ жилищного фонда" и 015 "Износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов".
Итак, по строке 02000 расчета среднегодовой стоимости имущества предприятия, приведенном в приложении 2 к Инструкции Госналогслужбы России от 08.06.1995 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий", следует отражать стоимость исключаемого из налогообложения имущества объектов жилищного фонда и внешнего благоустройства, учтенную по строке 022 баланса, т.е. по первоначальной (восстановительной) стоимости.
При отнесении объектов внешнего благоустройства к объектам жилищно-коммунальной сферы следует руководствоваться Приказом Госкомитета РСФСР по жилищно-коммунальному хозяйству N 10 от 24.05.1991 "Об утверждении "Классификации работ по ремонту и содержанию объектов внешнего благоустройства городов, рабочих, курортных поселков и райсельцентров РСФСР".
Старший государственный налоговый
инспектор ГНИ по Воронежской области
советник налоговой службы III ранга
Ю.КИСУРИН