Воронежская область
Информация от 01 марта 1998 года

Формирование учетной политики в торговле

Принята
Государственной налоговой инспекцией по Воронежской области
01 марта 1998 года
    Основными нормативными документами, регулирующими вопросы учетной политики организации, являются: Федеральной Закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 N 129-ФЗ; Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия", утвержденное приказом МФ РФ от 28.07.1994 N 100; Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденные приказом Комитета РФ по торговле от 20.04.1995 N 1-550/32-2; Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденные письмом Комитета РФ по торговле от 10.07.1996 N 1-794/32-5. Рассмотрим основные элементы учетной политики предприятия, регламентируемые Законом РФ "О бухгалтерском учете" (ст. 6 п. 3). В первую очередь предприятие должно установить рабочий план счетов бухгалтерского учета, т.е. какие синтетические счета, субсчета и аналитические счета следует использовать на основе типового плана счетов. Федеральный Закон "О бухгалтерском учете" обязывает принимать к учету первичные документы, если они составлены по установленной форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Однако, в соответствии с учетной политикой организация может использовать формы документов, разработанные самостоятельно для внутренней бухгалтерской отчетности. Документы, форма которых не предусмотрена в альбомах унифицированных форм, должны содержать обязательные реквизиты согласно п. 2 ст. 9 Закона "О бухгалтерском учете".
    Должен быть отражен порядок проведения инвентаризации и методы оценки имущества и обязательств. В соответствии с Положением о бухучете и отчетности, а также согласно приказу Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 "Методическое указание по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" организации обязаны инвентаризовать не только материальные, финансовые активы баланса, а также кредиторскую задолженность, займы, расходы будущих периодов, остатки резервных фондов, т.е. в учетной политике организации необходимо определить объекты инвентаризации, сроки проведения и количество инвентаризации в отчетном году (кроме инвентаризации обязательных по законодательству).
    На предприятии должны быть разработаны графики документооборота и обработки учетной информации, а также должностные инструкции, которые утверждаются руководителем организации и доводятся до всех структурных подразделений и исполнителей.
    Более подробная информация об основных направлениях учетной политики, которую необходимо раскрыть в составе бухгалтерской отчетности, изложена в п. 3.1. Положения по бухучету "Учетная политика предприятия", утвержденного приказом МФ РФ от 28.07.1994 N 100.
    Одним из важнейших положений учетной политики является решение о том, в какой момент признавать прибыль от реализации продукции, работ, услуг: - по оплате продукции, отгруженной покупателю, - по предъявлению покупателю расчетных документов за отгруженную продукцию. При этом следует иметь в виду, что на одном предприятии в течение одного учетного периода должен применяться лишь один из указанных способов в отношении всей реализации. Кроме того, следует предусмотреть момент перехода права владения к предприятию - покупателю: после перечисления средств на расчетный счет или после отгрузки. Однако, в этом случае продавец остается ответственным за сохранность товара и отражает в учете его стоимость на сч. 45.
    В соответствии с приказом Комитета РФ по торговле от 20.04.1995 N 1-550/32-2 и письмом Госналогслужбы РФ от 10.05.1995 N ЮВ-6-17-256 для торговых организации определена номенклатура статей издержек обращения. Предприятия могут сокращать или расширять этот перечень в пределах затрат, предусмотренных "Положением о составе затрат..." В течение месяца произведенные предприятием расходы учитываются на счете 44. В конце месяца приходящиеся на реализованные товары суммы издержек обращения списываются в дебет сч. 46 полностью за исключением транспортных расходов и сумм уплаты процентов за банковский кредит, приходящихся на остаток товаров на конец месяца.
    Необходимо в учетной политике отразить порядок учета товаров как в оптовой, так и в розничной торговле. Учет товаров в оптовой торговле ведется на сч. 41, субсчет N 1 "Товары на складе" по стоимости приобретения без НДС".
    Счет 42 "Торговая наценка" на оптовых предприятиях не применяется. Необходимо ввести субсчета 19-1 и 19-2, т. к. требуется ведение раздельного учета НДС по оплаченным и неоплаченным приобретенным ценностям.
    В розничной торговле учет товаров также ведется на сч. 41, товары приходуют на субсчете 41-2 в сумме, включающей НДС. В учетной политике предприятий розничной торговли могут быть приняты варианты учета товаров по покупным или продажным ценам. При учете товаров по покупным ценам сч. 42 "Торговая наценка" не используется, т.е. "товар приходуется на Дт сч. 41-2 и Кт сч. 6О. При учете товаров по продажным ценам вводится сч. 42 "Торговая наценка". Оприходование прибывших на склад товаров отражается проводками Дт сч. 41-2 и Кт сч. 60, 42.
    В учетной политике должно быть отражено создание резервов предстоящих расходов и включение их в издержки обращения разных отчетных периодов. На предприятиях торговли могут создаваться следующие резервы предстоящих расходов и платежей: - на предстоящую оплату отпусков работникам, - выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, - ремонтный фонд или резерв на ремонт основных средств, - резерв на списание естественной убыли в пределах утвержденных норм естественной убыли на предприятиях торговли, имеющих склады, базы овощных и продовольственных товаров. Создание определенных резервов должно быть предусмотрено в учетной политике организаций, образование других резервов разрешается только в порядке, установленном законодательством. Размер каждой из резервируемых сумм должен быть обоснован расчетом и находить отражение в учете по Кт сч. 89. Фактические расходы и платежи, по которым образованы резервы, относятся в Дт сч. 89. В конце отчетного года проверяется правильность создания резерва. Излишний резерв на ремонт основных средств в сравнении с фактическими расходами в конце отчетного года сторнируется или присоединяется к финансовым результатам. Если окончание ремонтных работ по объектам с длительным сроком их производства происходит в следующем за отчетным году, остаток резерва на ремонт основных средств не сторнируется. Резерв на предстоящую оплату отпусков образуется путем включения в затраты каждого месяца планового процента к фактически начисленной сумме зарплаты с обязательными отчислениями за месяц. Процент отчислений в резерв определяется по данным плана. По окончании отчетного года производится инвентаризация расходов на оплату отпусков. Сумма превышения резерва по сравнению с фактическими расходами должна быть сторнирована. В торговых предприятиях, имеющих склады, ежемесячно начисляется резерв на списание потерь товаров в пределах норм естественной убыли за счет отчислений, включаемых в издержки обращения, в сроки, установленные специальными расчетами, утвержденными руководителем предприятия. Нормы являются предельными и применяются, если выявлена фактическая недостача. Следует отметить, что Правительство РФ поручением от 09.12.1997 N Я У-112-39565 согласилось с предложением МВЭСиТ РФ от 02.12.1997 N 10-09/48110 о продлении срока действия норм естественной убыли продовольственных товаров на 1997 год. Исходя из изложенного Госналогслужба РФ приостанавливает действие своего письма от 24.09.1997 N ВП-6-13/675 "По списанию недостач и потерь от естественной убыли" на 1997 год. Отнесение на себестоимость недостач и потерь продовольственных товаров в 1998 году будет возможным лишь в случае официально утвержденных новых норм естественной убыли в торговле.
    Предприятию также необходимо определить в учетной политике порядок отражения в текущем году в учете курсовых разниц по валютным счетам - непосредственно на сч. 80, или предварительно накапливать на сч. 83, списывая их в конце года на сч. 80.
    Предприятиям необходимо учесть то, что они имеют право на льготы по НДС только при наличии раздельного учета затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг) как освобожденных от НДС, так и облагаемых этим налогом. Поэтому в учетной политике необходимо разработать порядок оприходования и методику списания приобретенных материальных ресурсов (работ, услуг), стоимость которых относится на издержки обращения.
    На предприятии должен быть определен способ оценки материальных запасов, исходя из существующих четырех методов: - по средней себестоимости, - по себестоимости единицы закупаемых материалов, - себестоимости первых 110 времени закупок (метод ФИФО), - себестоимости последних по времени закупок (метод ЛИФО). Первые два способа являются наиболее традиционными, в основу их положена себестоимость заготовления (приобретения) материальных запасов. Принятие же решения об оценке запасов, списываемых в производство, способами ФИФО и ЛИФО затруднено из-за отсутствия нормативных актов по механизму списания материальных запасов.
    Предприятия при формировании учетной политики должны определить: - какие объекты нематериальных активов не подлежат амортизации, - какие объекты нематериальных активов подлежат амортизации, а именно: срок полезного использования этих объектов, (объекты, по которым трудно или невозможно установить срок полезного использования). Согласно принятой практике не амортизируются объекты, чья стоимость с течением времени не падает, а также объекты, приносящие прибыль, которая с течением времени не уменьшается (права на ноу-хау, товарные знаки, бессрочные права пользования). Все прочие объекты амортизируются. Срок полезного использования каждого объекта нематериальных активов рассчитывается, исходя из времени, обусловленного договором, либо периода, на протяжении которого объект приносит прибыль, выгоду предприятию. Во всех случаях срок полезной службы объектов не может превышать срок деятельности этого предприятия. По объектам, срок полезного использования которых установить невозможно, годовая норма определяется в расчете на десять лет, т.е. 10% в год.
    В учетной политике необходимо определить один из способов начисления износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов: - в размере 100% первоначальной стоимости при передаче со склада в эксплуатацию, - в размере 50% при передаче со склада в эксплуатацию и в размере 50% при выбытии из эксплуатации. При выборе способа начисления износа МБП следует учитывать количество МБП и их удельный вес в общей величине имущества предприятия, интенсивность движения МБП.
    Предприятию необходимо при разработке учетной политики заострить внимание на порядке отнесения и списания на издержки обращения затрат, отраженных как расходы будущих периодов. К расходам будущих периодов в предприятиях торговли относятся: - расходы по неравномерно проводимому ремонту основных средств (когда предприятие не создаст ремонтный фонд или резерв для ремонта основных средств), - арендная плата за аренду отдельных объектов основных средств, - расходы по оплате услуг телефонной, радио и других видов связи, - расходы по подписке на периодические издания для служебного пользования, - другие аналогичные расходы.
    Произведенные единовременно расходы будущих периодов списываются на издержки обращения равными долями в тех отчетных месяцах, к которым они относятся.
    Учетная политика предприятия подлежит оформлению соответствующей организационно-распределительной документацией. К числу документов, оформляющих учетную политику, относятся приказы и распоряжения руководителя предприятия, внутренние правила, инструкции, положения, регламенты, решения собственников. Особое внимание должно быть обращено на процедуру формирования учетной политики. В ней должны участвовать не только бухгалтеры, но и специалисты других служб: финансовой, юридической, внутреннего аудита, ревизионной комиссии. В соответствии со ст. 6, п. 4 Закона "О бухгалтерском учете" изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства РФ или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухучета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.
    Советник налоговой службы
    II ранга
    Е.Н.РАЗИНКОВА