Воронежская область
Информация от 01 ноября 1997 года

Как платить налог на прибыль и на имущество

Принята
Государственной налоговой инспекцией по Воронежской области
01 ноября 1997 года
    Изменился ли установленный предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами?
    Да, изменился в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации" и решением Совета директоров банка России от 12.09.1997 (протокол 35) предельный размер расчетов, наличными деньгами по одному платежу установлен:
    - между юридическими лицами в сумме 3 млн. руб;
    - для предприятий потребительской кооперации за приобретаемые у юридических лиц товары, сельскохозяйственные продукты, сырье в сумме 5 млн. руб;
    - для предприятий и организаций торговли Главного управления наказаний Министерства внутренних дел России при закупке товаров у юридических лиц в сумме 5 млн. рублей.
    Это изменение вводится в действие с 08.10.1997 в связи с опубликованием в газете "Вестник Банка России" письма Центрального банка от 29.09.1997 N 525.
    2.Наше предприятие имеет статус малого предприятия, занимающегося оптовой куплей-продажей. Мы приобрели в одном из колхозов области просо, которое передали на перерабатывающий завод на давальческих условиях. От завода мы получили пшено и счет-фактуру по услуге переработке проса. Мы являемся производителем продукта питания - пшена с использованием услуги переработчика. Своего производственного персонала и оборудования для производства продуктов питания не имеем.
    Имеем ли мы право воспользоваться льготой по налогу на прибыль как малое предприятие, производящее продукты питания, если остальные условия (срок деятельности, структура дохода и др.) позволяют получить указанную льготу?
    Согласно п. 4.4 Инструкции ГНС от 10.08.1995 N 37 "О порядке исчислениям уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" с учетом изменений и дополнений в первые два года работы не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, соответствующие критериям, изложенным в подпункте 1.1.6 данной Инструкции, осуществляющие производство продовольственных товаров.
    При этом следует иметь в виду, что производство товаров предусматривает использование собственных основных и оборотных фондов Организации, а также осуществление работниками предприятия основных технологических процессов производства продукции.
    Ваше малое предприятие выполняет только торгово-снабженческие и торговые функции и не имеет права на освобождение от налога на прибыль в первые два года его деятельности.
    3.Включаются ли в себестоимость и в какие сроки организационные и прочие затраты, произведенные предприятием в момент создания:
    а) госпошлина за регистрацию;
    б) оплата за присвоение кода комитетом Госстатистики;
    в) госпошлина за заверение подписей в карточке образцов подписей;
    г) сбор, уплаченный администрации г. Воронежа за разрешение на печать;
    д) изготовление печатей;
    е) квалификационный сертификат на руководителя предприятия на строительно-монтажные работы (деятельность, предусмотренная Уставом предприятия)?
    Вам следует руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/96), утвержденной приказом МФ РФ от 08.02.1996 N 10 и Приказом Минфина РФ от 12.11.1996 N 97 "О годовой бухгалтерской отчетности организаций".
    В приложении к бухгалтерскому балансу (форма N 5) в подразделе 1 "Нематериальные активы" приводится расшифровка состава нематериальных активов, одной из статей которых является "Организационные расходы".
    По статье "Организационные расходы" в составе нематериальных активов показывается сумма расходов, связанная с образованием юридического лица, признанная в соответствии с учредительными документами вкладов участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал.
    Износ на эти расходы в составе нематериальных активов не начисляется, т.е. стоимость этих расходов не переносится на издержки производства.
    4.При расчете норм списания рекламы на себестоимость товаров для предприятий оптовой и розничной торговли принимается товарооборот предприятия в ценах реализации с НДС или сумма наценки?
    При определении предельных размеров представительских расходов, принимаемых при налогообложении прибыли следует руководствоваться письмом МФ РФ от 29.04.1994 N 56 "О внесении изменений в письмо МФ РФ от 06.10.1992 N 94 "Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок их применения".
    Для торгующих, снабженческих и сбытовых организаций, как определено письмом ГНС РФ от 16.07.1996 N ПВ-4-13/52н "Об исчислении представительских расходов на рекламу в организациях торговли для целей налогообложения", при расчете предельных размеров расходов на рекламу используют показатель валового дохода от реализации товаров, который определяется как разница между продажной стоимостью реализованных товаров и их учетной стоимостью.
    5.Подрядчик выполняет работы из материала заказчика. Как отразить списание этих материалов?
    Затраты подрядчика складываются из всех фактически произведенных расходов, связанных с производством подрядных работ, выполняемых им согласно договору на строительство, т.е. с использованием в процессе строительства объекта материальных и трудовых ресурсов, основных средств и нематериальных активов, а также других видов ресурсов (п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство", утвержденное приказом Минфина России от 20.12.1994 N 167).
    Списание заказчиком материальных ресурсов на строительный объект отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 08 "Капитальные вложения" и кредиту счета 10 "Материалы" (или другие счета по учету материальных ценностей).
    Стоимость выполненных подрядчиком работ (без стоимости материальных ценностей) и списанная на капвложения сумма по материальный ресурсам - сметная стоимость объекта.
    Фактическая стоимость списанных материальных ценностей складывается из стоимости по ценам приобретения (заготовления) и расходов пo заготовке и доставке этих ценностей на предприятие.
    6.Как списываются недостачи и потери от естественной убыли в торговых организациях и предприятиях?
    В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:
    а) излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации, а у бюджетной организаций - на увеличение финансирования (фондов).
    б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм - на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации - на уменьшение финансирования (фондов).
    Министерство внешних экономических связей и торговли Российской Федерации сообщило (письмо от 25 июля 1997 года N 45-09/364) Госналогслужбе России, что с 1997 года списание потерь товаров от естественной убыли на издержки обращения в торговых организациях и предприятиях производиться не должно, а ранее об этом было сообщено Минфину России в письме от 20 января 1997 года N 10-100/126.
    Учитывая изложенное выше, а также разъяснения Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России от 26 августа 1997 года N 16-00-17-50 (информация в "финансовой газете" N 35 от сентября 1997 года) и Департамента налоговой политики Минфина России от 18 сентября 1997 года N 04-02-11/1, предприятиям и организациям всех форм собственности необходимо до 1 октября 1997 года внести соответствующие исправления и перерасчеты по платежам в соответствующие бюджеты без начисления штрафов и пени.
    При осуществлении проверок налоговыми органами, начиная с четвертого квартала 1997 года, и выявлении фактов занижения финансовых результатов за 9 месяцев 1997 года при списании недостач и потерь в 1997 году к налогоплательщикам предъявляются санкции в установленном порядке.
    7.На каком балансовом счете должны отражаться товары, приобретенные для перепродажи пo бартеру за изготовленную продукцию? Какие будут бухгалтерские проводки при методе определения выручки от реализации по мере оплаты и по мере отгрузки?
    В инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия (к счету 41 "Товары") четко сказано о том, что на промышленных и других производственных предприятиях счет 41 "Товары" применяется в случаях, когда материальные ценности приобретаются для перепродажи.
    В бухгалтерском учете указанные полученные материальные ценности в счет отгруженной продукции отражаются, по дебету счета 41 "Товары" и кредиту счета 62 "Расчет с покупателями и заказчиком"
    При методе определения выручки от реализации продукции (работ и услуг) по мере отгрузки:
  1. Дебет
    
    Кредит
    
    Сумма
    
     
    62,76
    
    
    
    
    46,47,48
    
    
    
    
    120
    
    
    
    
    продукция отгружена в счет
    товарообменной операции в размере
    стоимости предусмотренной условиями
    договора
    
    46,47,48
    
    
    10,41,01
    
    
    100
    
    
    списывается себестоимость отпущенной
    продукции
    
    46,47,48
    
    80
    
    20
    
    финансовые результаты
    
    10,41
    
    
    60,76
    
    
    120
    
    
    приход поступивших товаров по
    товарообменной операции
    
    76,60
    
    
    62,76
    
    
    120
    
    
    уменьшается задолженность
    по мере оплаты
    
    41,10
    
    
    60,76
    
    
    120
    
    
    поступившие товары по товарообменной
    операции
    
    60,76
    
    
    46,47,48
    
    
    120
    
    
    уменьшить задолженность на стоимость
    поступивших товаров
    
    46,47,48
    
    
    
    41,10
    
    
    
    100
    
    
    
    списывается себестоимость отпущенной
    продукции в счет товарообменной
    операции
    
    46,47,48
    
    80
    
    20
    
    отражается финансовый результат
    
  2. Уплата налогов от выручки от реализации продукции как по методу расчетов по отгрузке, так и по оплате производится организациями в установленном порядке.
    8.Как списываются расходы по оформлению кредита?
    Положением о составе затрат по производству, реализации продукции предусмотрено списание на себестоимость затрат по оплате процентов по полученным кредитам и не определено, списание расходов по их оформлению.
    Аналогичное исходит из п. 1 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями.
    Оформление операций по залогу связано с недоверием к клиенту, и по этой причине произведенные расходы списываются на собственные источники, тем более, если эти расходы не возмещены покупателем.
    9.Как отразить в бухгалтерском учете использованную амортизацию?
    Из п. 43 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской федерации следует, что накопленный стоимостной износ (амортизированная стоимость) основных средств отражается в учете и отчетности отдельно.
    Уменьшение износа основных средств производится при выбытии (продаже, списаний, передаче, безвозмездно и т.д.) объектов основных средств, принадлежащих предприятию на правах собственности (инструкция по применению Плана счетов).
    10.Можно ли относить на себестоимость продукции, работ и услуг плату за аренду жилого помещения?
    Состав затрат определен Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства России от 05.08.1992 N 552
    В п. 2 "Ч" указанного Положения определено, что на себестоимость продукции (работ, услуг) относится плата за аренду, отдельных объектов основных производственных фондов (или их отдельных частей).
    В соответствии с действующими нормами гражданского законодательства (в частности ст. 288, 606 - 670 Гражданского кодекса Российской Федерации) жилые помещения предназначены для проживания граждан. Жилые помещения могут сдаваться их собственниками для проживания на основании договора, размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении офисов предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое в порядке, определенном жилищным законодательством.
    Поскольку использование жилого помещения для производственных целей (или офиса) противоречит нормам гражданского законодательства, включение в себестоимость продукции (работ, услуг) платы за аренду жилого помещения (квартиры) у физического лица для целей налогообложения неправомерно.
    11.Относятся ли на себестоимость продукции (работ, услуг) затраты по приобретению лицензий?
    Порядок уплаты налогов определен статьей 22 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" с учетом внесенных изменений.
    К сведению сообщается, что местные налоги и сборы (к которым относится лицензионный сбор на право торговли винно-водочными изделиями и т.д.) подлежат отнесению на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия или организации.
    В соответствии с письмом Минфина России и Госналогслужбы России от 01.11.1993 N 119/НП-4-04/172н расходы по лицензированию за права осуществления уставной деятельности подлежит отражению организациям и по дебету счета 04 "Нематериальные активы" и кредиту счета 51 "Расчетный счет" со списанием через счет 05 "Амортизация нематериальных активов" на затраты производства. Этот порядок действует при выдаче производителям лицензии на срок три года и выше.
    В тех случаях, когда производитель приобретает лицензию на срок до одного года, то в этом случае расходы по их приобретению подлежат отнесению на себестоимость при соблюдении равномерного порядка (ежемесячно) в течение срока действия пользования правом.
    Местные налоги и сборы (в т.ч. и плата за приобретение лицензий на право торговли автотранспортными средствами сроком до одного года) относится на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия.
    Определение нематериальных активов, используемых в течение длительного периода (свыше одного года) в хозяйственной деятельности организации и приносящих доход, приведено в п. 48 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 26.12.1994 N 170.
    Амортизация нематериальных активов, используемых в процессе осуществления уставной деятельности, по нормам амортизационных отчислений, рассчитанным организацией исходя из первоначальной стоимости срока их полезного использования (но не более срока деятельности организации) равномерно списываются на затраты производства согласно п. 2 "ц" Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации, от 05.08.1992 N 552 (с учетом изменений и дополнений).
    Получение аудиторского аттестата и лицензии отдельным работником организации никакого отношения к производственной деятельности не имеет, а в случае, если при заключении контракта со стороны организации предусматривается оплата сдачи экзаменов на получение аттестата, лицензии на право занятия аудиторской деятельности, источником их уплаты является прибыль, остающаяся в распоряжении организации.
    12.Имеет ли право посредническая организация относить наценки поставщиков и транспортные расходы на издержки обращения?
    В соответствии п. 50 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации от 26.12.1994 N 170, товары в организациях торговли, снабжения и сбыта отражаются в учете по розничным (продажным) ценам или покупной стоимости.
    Пунктом 49 указанного Положения определено, что фактическая себестоимость (покупная стоимость) материальных ресурсов определяется исходя из затрат на их приобретение, включая оплату процентов за приобретение и кредит, предоставленный поставщиком этих ресурсов, наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным организациям, таможенные пошлины, расходы на транспортировку, хранение, и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций.
    На издержки обращения посреднических организаций относятся складские, непроизводственные (в пределах норм, определенных в соответствии с действующим законодательством) расходы.
    В том случае если посредническая организация в соответствии с договором произвела доставку товарно - материальных ценностей покупателю, то затраты по этой доставке могут быть отнесены на издержки обращения, если они оплачены покупателем.
    Государственный советник III ранга
    Т.Ф.НЕЙШТАДТ