Воронежская область
Информация от 01 декабря 1997 года

Порядок исчисления и уплаты в бюджет налога с доходов иностранных юридических лиц, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство

Принята
Государственной налоговой инспекцией по Воронежской области
01 декабря 1997 года
    Иностранные юридические лица, получающие доходы из источников, находящихся на территории РФ, подлежат обложению налогом у источников выплаты.
    К доходам из источников в РФ, в частности, относятся следующие доходы:
    - дивиденды, выплачиваемые российскими резидентами, а также доходы от распределенной в пользу иностранного участника прибыли созданного в РФ предприятия с иностранными инвестициями,
    - доходы, получаемые от долевого участия иностранных партнеров в деятельности товариществ,
    - дополнительные вознаграждения акционеров в денежной или иной форме,
    - прибыль, распределяемая чековыми инвестиционными фондами,
    - процентный доход,
    - доходы от использования авторских прав,
    - доходы от использования изобретения, полезной модели, промышленного образца, торговой марки, товарного знака, знака обслуживания и других аналогичных активов, а также деловой репутации (престижа), контактов, клиентов и кадров компании,
    - доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося на территории РФ, в том числе доходы от лизинговых операций,
    - доходы от отчуждения имущества,
    - премии по прямому страхованию, премии по перестрахованию, а также проценты на депо премий, формируемых российскими страховщиками по договорам, переданным в перестрахование иностранным перестраховщикам, и тантьемы, уплачиваемые иностранному партнеру,
    - другие доходы, получение которых не связано с деятельностью через постоянное представительство, в частности за работы и любого рода услуги выполненные и предоставленные на территории РФ, за реализацию на территории РФ ввозимых из-за границы товаров на условиях договоров торгового посредничества с российскими предприятиями. При этом доходом, источник которого находится на территории РФ, считается доход, выплачиваемый иностранному юридическому лицу в виде разницы или части разницы между назначенной им ценой реализации и более выгодной ценой, по которой предприятие - посредник осуществило продажу поставленных для реализации товаров.
    При отсутствии документов, свидетельствующих о ввозе иностранным юридическим лицом товаров из-за границы для их реализации на территории РФ, доходом, источник которого находится на территории РФ, считается валовая выручка, выплаченная иностранному юридическому лицу на реализованный товар.
    Доходы иностранного юридического лица, полученные по внешнеторговым операциям, совершаемым исключительно от имени данного иностранного юридического лица, и связанные с экспортом в РФ товаров, налогообложению у источника не подлежат.
    Налог с доходов иностранных юридических лиц из источников в РФ удерживается лицом, выплачивающим доход иностранному юридическому лицу, в валюте, в которой производится выплата, с полной суммы дохода (без налога на добавленную стоимость) при каждом перечислении платежа и зачисляется в федеральный бюджет. Суммы доходов от фрахта, выплачиваемые иностранным юридическим лицам в связи с осуществлением морских, воздушных, железнодорожных, автомобильных и иных международных перевозок, облагаются налогом по ставке 6 процентов, дивиденды и проценты - по ставке 15 процентов, остальные доходы - по ставке 20 процентов.
    При этом не имеет значения, в каком виде будет произведена выплата дивидендов: в денежном, натуральном, каком-либо другом, в виде наличного или безналичного платежа иностранному участнику, путем зачета требований или в какой-либо другой форме. Под выплатой подразумевается также реинвестирование распределенного в пользу иностранного участника дохода на увеличение его доли в уставном капитале предприятия - резидента. Для целей налогообложения не имеет значения направление выплаты: распоряжение иностранного участника своими доходами в пользу третьих лиц, своих представительств в других странах и т.д.
    Российские предприятия, выплачивающие доходы иностранным юридическим лицам, ежеквартально, в сроки установленные для представления квартальной бухгалтерской отчетности, представляют информацию о суммах выплаченных доходов и удержанных налогов по форме согласно приложению N 8 к Инструкции N 34 (Справка по выплате доходов и удержанию налогов на доходы иностранных юридических лиц от источников в Российской Федерации) в тот налоговый орган, в котором это российское лицо состоит на налоговом учете.
    В расчет включаются суммы доходов, выплаченных иностранным юридическим лицам в прошедшем отчетном периоде.
    Удержание суммы налога с доходов иностранных юридических лиц от источников в РФ производится по всем видам доходов во всех случаях выплаты таких доходов, за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 4.5 и 6.3 Инструкции N 34.
    Лица, выплачивающие доходы иностранным юридическим лицам, несут ответственность за полноту и своевременность удержания налога с доходов из источников в РФ. При выплате доходов без удержания налогов сумма налогов с доходов иностранного юридического лица удерживается в бесспорном порядке с российского или иностранного юридического лица, выплачивающего такой доход.
    Федеральным законом от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" введена обязанность по удержанию и перечислению НДС в бюджет российскими организациями, выплачивающими доходы иностранным юридическим лицам. Закон определил, что в случае реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах, налог на добавленную стоимость уплачивается в полном размере российскими организациями за счет средств, перечисляемых иностранным организациям или другим лицам, указанным этими иностранными организациями. При этом в облагаемый оборот включается полная сумма выручки, полученная от российских организаций - покупателей.
    Суммы налога на добавленную стоимость, фактически уплаченные в бюджет за счет средств, перечисляемых иностранному предприятию по материальным ресурсам (выполненным работам, оказанным услугам), стоимость которых относится на издержки производства и обращения у российского предприятия - источника выплаты, подлежат зачету или возмещению у этого российского предприятия.
    После уплаты налога российскими организациями (предприятиями) иностранные организации имеют право на возмещение сумм налога на добавленную стоимость, фактически уплаченных в бюджет при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, а также по материальным ресурсам производственного назначения, приобретенным на территории РФ, при условии постановки на учет в качестве налогоплательщика.
    Пример:
    Российское предприятие заключило контракт с иностранной фирмой (не состоящей на налоговом учете в налоговом органе), в соответствии с которым фирма обязуется в срок с 1 мая по 30 августа 1997 года оказать российскому предприятию услуги на территории РФ на сумму 360 тыс. долл. (в том числе НДС - 60 тыс. долл.).
    Соглашением сторон предусмотрено, что российское предприятие 10 апреля 1997 года перечислит фирме аванс в сумме 200 тыс. дол. и произведет окончательный расчет не позднее 30 сентября 1997 года а за каждый день просрочки российское предприятие обязано уплатить 0,1% от стоимости контракта.
    Окончательный расчет российское предприятие произвело 15 октября 1997 г.
    Налог на добавленную стоимость, налог с доходов иностранных юридических лиц, не связанных с деятельностью в РФ через постоянное представительство должны быть удержаны следующим образом:
    1.10 апреля 1997 года российское предприятие начислит НДС в размере 33,3 тыс. долл. (200 х 16.67%), налог с доходов в размере 33.3 тыс. долл. ((200 - 33.3) х 20%) и уплатит их в бюджет, а сумму в размере 133.4 тыс. долл. перечислит иностранной фирме.
    2.15 октября 1997 г. российское предприятие произведет окончательный расчет, согласно которому оно должно иностранной фирме 160 тыс. долл. (360 - 200) в т. ч. НДС -26.7 тыс. долл., налог с доходов - 26.7 тыс. долл., и штрафные санкции на сумму 5.4 тыс. долл. (360 х 0,1% х 15 дней), в т.ч. НДС - 0.9 тыс. долл., налог с дохода - 0.9 тыс .долл. Следовательно, сумма НДС составит 27.6 тыс. долл. (26.7 + 0.9), налог с дохода - 27.6 тыс. долл. (26.7 + 0.9), а иностранной фирме будет перечислено 110.2 тыс. долл. (160 + 5.4 - 27.6 - 27,7).
    Таким образом, всего российское предприятие уплатит в бюджет налог на добавленную стоимость за иностранную фирму в размере 60.9 тыс. долл. (33.3 + 27.6), налог с дохода в размере 60.9 тыс. долл. (33.3 + 27.6). Возмещению российскому предприятию суммы НДС подлежит в размере 60 тыс. долл., так как организации, уплачивающие штрафы, пени, неустойки другим организациям, зачет НДС не производят, поскольку к зачету принимается только налог по товарам (работам, услугам), включенным в издержки производства и обращения, а суммы штрафов, пеней и неустоек по хозяйственным договорам относятся на финансовые результаты.
    Если получаемые иностранным юридическим лицом доходы от источников в Российской Федерации имеют регулярный и однотипный характер и эти доходы в соответствии с международным соглашением об избежании двойного налогообложения не подлежат обложению налогом в Российской Федерации, то иностранное юридическое лицо, имеющее фактическое право на получение таких доходов, может подать заявление в местный налоговый орган о неудержании налога от источника по форме, указанной в приложении N 11 к Инструкции N 34 (Заявление, Об освобождении от налога дохода иностранного юридического лица, не осуществляющего деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство).
    Налоговый орган в двухнедельный срок рассматривает заявление и в случае соответствия указанных в нем сведений положениям конкретного соглашения об избежании двойного налогообложения дает разрешение на неудержание налога у источника выплаты.
    В этих случаях лица, выплачивающие доходы такому иностранному юридическому лицу, представляют в налоговый орган информацию о суммах выплаченных доходов в соответствии с пунктом 5.3 инструкции N 34 без заполнения сведений о суммах удержанных налогов.
    На сегодняшний день действуют налоговые соглашения, заключенные РФ с Польшей, США, Болгарией, Вьетнамом, Ирландией, Кореей, Румынией, Узбекистаном, Швецией, Германией.
    Кроме того, в отношении России в полной мере продолжают действовать соглашения между бывшим СССР и Австрией, Великобританией, Данией, Индией, Испанией, Италией, Канадой, Кипром, Малайзией, Монголией, Нидерландами, Норвегией, Словакией, Финляндией, Францией, Чехией, Швейцарией, Японией. Ратифицирован Россией договор с Королевством Бельгии (18.12.1996)
    Инспектор налоговой службы 1 ранга
    В.В.ПАНКОВ