Государственной налоговой инспекцией по Воронежской области
01 июля 1999 года
В соответствии с действующим законодательством юридическое лицо может быть ликвидировано добровольно, по решению его учредителей (участников, акционеров) или принудительно, по решению суда, а также в результате реорганизации юридических лиц (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования).
Процедура ликвидации юридических лиц хорошо прописана в Гражданском кодексе РФ и не требует подробного освещения.
Вместе с тем, эта процедура затрагивает ряд вопросов взаимоотношения с налоговыми органами, которые в настоящее время регулируются Налоговым кодексом РФ, введенным в действие с 1 января 1999 года Федеральным законом от 31.07.1998 N 147-ФЗ и требуют более подробного освещения. Так, в соответствии с п. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики-организации обязаны сообщать в налоговый орган по месту учета о прекращении своей деятельности, объявлении несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации - в срок не позднее 3 дней со дня принятия такого решения.
Форма сообщения о прекращении деятельности, объявлении несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации юридического лица (далее сообщение о ликвидации) приведена в Приложении N 5 к "Порядку и условиям присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика", утвержденного Приказом руководителя Госналогслуж6ы РФ от 27 ноября 1998 года, N ГБ-3-12/309.
Вместе с сообщением о ликвидации налогоплательщиком должны быть представлены в налоговую инспекцию следующие документы, подтверждающие принятие решения о ликвидации организации, а именно: - копию распорядительного документа (решение, постановление, приказ) собственника или уполномоченного органа либо решение суда о ликвидации; - копию распорядительного документа о порядке и предполагаемом сроке ликвидации; - копию распорядительного документа о создании ликвидационной комиссии; - копию объявления в средствах массовой информации о порядке и сроках заявления требований кредиторов.
В случае наличия у предприятия филиалов (представительств), недвижимого имущества и транспортных средств, необходимо направить также сообщения и в налоговые органы по месту нахождения филиалов (представительств) недвижимого имущества и транспортных средств.
Учитывая, что подготовка к ликвидации является фактически подготовкой отчетности (промежуточного и ликвидационного балансов), рекомендуется дату принятия решения о ликвидации приурочивать к концу определенного отчетного периода (года или квартала).
В противном случае, Вам придется дополнительно сдавать в налоговую инспекцию бухгалтерскую отчетность за период между датой сдачи последнего отчета и датой принятия решения о ликвидации предприятия, что крайне неудобно и потребует дополнительного времени.
После представления в налоговую инспекцию вышеуказанных документов на основании распоряжения руководства налоговой инспекции в Вашей организации (предприятии) будут проведены камеральная и выездная проверки.
По результатам этих проверок налоговый орган доведет до сведения председателя ликвидационной комиссии о задолженности, образовавшейся у организации (предприятия) на дату принятия решения о ликвидации.
Ликвидационная комиссия после окончания срока предъявления требований кредиторами составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой организации (предприятия), перечень предъявляемых кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс, утвержденный учредителями предприятия или органам принявшим решение о ликвидации юридического лица, должен быть согласован с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и представлен в налоговую инспекцию вместе с заявлением о снятии с учета в налоговом органе юридического лица, т.к. согласно п. 5 ст. 84 Налогового кодекса РФ снятие с учета налогоплательщика - организации (предприятия) производится по заявлению налогоплательщика. Форма заявления утверждена вышеупомянутым приказом руководителя Госналогслужбы РФ от 27 ноября 1998 года N ГБ-3-12/309. Кроме промежуточного баланса и заявления в налоговую инспекцию должно быть представлено Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица. А в случае наличия у организации (предприятия) филиалов и представительств, недвижимого имущества и транспортных средств необходимо представить также и все уведомления о постановке на учет в налоговых органах юридического лица по месту нахождения ее филиалов (представительств), недвижимого имущества, транспортных средств.
Если Ваша организация (предприятие), была поставлена на учет до 01.01.1999 и Свидетельство о постановке на учет не выдавалось, то представляются первые экземпляры " Карты постановки на налоговый учет налогоплательщика - организации", выданные как по месту учета организации, так и по месту учета филиалов (представительств) и иных обособленных подразделений, являющихся самостоятельными налогоплательщиками до 01.01.1999.
Гражданским кодексом РФ предусмотрено, что в случае, если по ходу ликвидационного процесса выясняется, что у предприятия денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества предприятия с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Необходимо отметить, что данная норма распространяется исключительно на предприятия, ликвидированные не в добровольном порядке, а через суд, арбитраж. В случае, если решение о ликвидации принято акционерами (участниками) предприятия, данный вопрос решается в порядке, предусмотренным уставом АО или ООО.
Со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса производится выплаты денежных сумм кредиторами.
При этом должна соблюдаться очередность установленная ст. 64 Гражданского кодекса РФ. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается акционерами (участниками) предприятия по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.
Ликвидационный баланс направляется, после его утверждения акционерами (участниками) в налоговую инспекцию. Форма ликвидационного баланса традиционна. Единственное ее отличие от используемой для обычной квартальной отчетности - это дата составления, не совпадающая с окончанием квартала, и утверждение баланса акционерами (участниками) предприятия по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.
Затем, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество организации (предприятия) передается его учредителям, акционерам (участникам), имеющим вещевые права на это имущество или обязательные права в отношении этого предприятия, если иное не предусмотрено законом, и иными правовыми актами или учредительными документами предприятия.
Передача имущества проводится с оформлением специального акта, который содержит перечень и стоимостную оценку передаваемого имущества, составленный в терминологии бухгалтерского учета (денежные средства, здания и сооружения, объекты незавершенного капитального строительства, прочие внеоборотные и оборотные активы), а также указание на то, что стоимость имущества соответствует доле (количеству акций) в уставном капитале ликвидируемого предприятия.
Копию акта, подписанного председателем ликвидационной комиссии вместе с протоколом собрания акционеров (участников) утвердивших распределение имущества организации (предприятия) между акционерами (участниками) необходимо передать в налоговую инспекцию для включения этого имущества в совокупный доход и обложения подоходным налогом.
Последующие шаги - это закрытие счета в банке и уничтожение печати. К заявлению управляющему банком необходимо приложить чековую книжку и справку из налоговой инспекции об отсутствии задолженности перед бюджетом.
О закрытии счета необходимо в пятидневный срок представить сообщение установленной формы (Приложение N 1 к приказу Госналогслужбы России от 27.12.1998 N ГБ-3-12/309).
Следует обратить внимание, что в соответствии со ст. 118 Налогового кодекса РФ нарушение сроков представления в налоговый орган сведений о закрытии счета, если это не повлекло за собой неуплату налогов, влечет за собой взыскание штрафа в размере 5000 рублей.
После завершения процедуры ликвидации организации (предприятия) и представления в налоговые органы вышеуказанных документов, налоговая инспекция выдает информационное письмо о снятии с учета в соответствующем налоговом органе. На этом процедура снятия с учета организации (предприятия) считается законченной.
Советник налоговой
службы II ранга,
В.А.ПОПОВ